Особенности применения игрового метода в преподавании физической культуры в старшем школьном возрасте
Особенности применения игрового метода в преподавании физической культуры в старшем школьном возрасте
Преподаватель физической культуры: Кайгородов Владимир Николаевич
Приоритетные задачи нашего Югорского физико-математического лицея-интерната – сохранение и укрепление здоровья детей, формирование и развитие личности с ясным пониманием общечеловеческих ценностей, а также развитие интеллекта и творческих способностей. Эти задачи я ставлю и в своей профессиональной деятельности. Физическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы школы и занимает важное место в подготовке учащихся к жизни, к общественно полезному труду.
Главная цель моей профессиональной деятельности заключается в воспитании каждого ученика как нравственной, культурной, физически здоровой и активной личности. Она направлена на: повышение физической подготовки с учетом индивидуальных особенностей здоровья, овладение основами физической культуры, привитие навыков самостоятельного выполнения физических упражнений, как в урочное, так и внеурочное время.
На учебных занятиях наиболее часто использую игровой метод. Практическое применение этого метода побудило к теоретическому исследованию данного вопроса. По данной теме мною проведены теоретические исследования и накоплен большой практический опыт.
Игровой метод в физическом воспитании характеризуют в целом
следующие черты:
o «сюжетная организация»;
o разнообразие способов достижения цели;
o широкая самостоятельность действий занимающихся, высокие
o требования к их инициативе, находчивости, ловкости;
o моделирование напряженных межличностных и межгрупповых
o отношений, повышенная эмоциональность.
Однако одна из главных функций игр и соревнований - педагогическая: они являются одним из основных средств и методов воспитания.
Игровой метод характеризуется такими особенностями, как:
1) «сюжетная» организация, где деятельность играющих организуется в соответствии с образным или условным сюжетом (замыслом, планом игры), в котором предусматривается достижение определенной цели в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуации. Игровой сюжет либо непосредственно заимствуется из окружающей действительности с образным отражением тех или иных прикладных действий и жизненных отношений (например: трудовые, бытовые действия, имитация охоты и т. д.), либо специально создается, исходя из потребностей физического воспитания, как условная схема взаимодействия играющих - это особенно характерно для современных спортивных игр.
2) Разнообразие способов достижения цели - возможность достижения игровой цели (выигрыша) обычно не связана с каким-либо одним способом действий. Почти всегда существуют различные пути выигрыша, допускаемые правилами игры, которые лимитируют лишь общую линию поведения, но не определяют жестко конкретные действия.
3) Комплексный характер деятельности: игра включает в себя различные двигательные действия, - бег, прыжки, метания и т. д. Правда, иногда игровой метод применяется и на основе относительно однородных действий, например «фортлек» («беговая игра») - своеобразное сочетание игрового метода с методом непрерывного переменного упражнения, где бег различной интенсивности или бег, чередуемый с ходьбой, проводится на местности в порядке игрового соперничества между участниками.
4) Широкая самостоятельность действий занимающихся, высокие требования к их инициативе, находчивости, ловкости - игровой метод предоставляет играющим простор для творческого решения двигательных задач, при этом постоянное и внезапное изменение ситуаций по ходу игры обязывает решать эти задачи в кратчайшие сроки и с полной мобилизацией двигательных способностей.
5) Моделирование напряженных межличностных и межгрупповых отношений, повышенная эмоциональность в большинстве игр хотя и условно, но с достаточно высокой степенью психической напряженности, воспроизводят активные межличностные и межгрупповые отношения, которые строятся как по типу сотрудничества (между игроками одной команды), так и по типу соперничества (между противниками в парных и командных играх), когда сталкиваются противоположные интересы, возникают и разрешаются игровые конфликты. Это создает высокий эмоциональный накал и содействует яркому выявлению этических качеств личности.
6) Вероятное программирование действий и ограниченные возможности дозирования нагрузки.
При применении игрового метода важно избегать механического переноса моделей игр (описанных в пособиях и сборниках) в практику учебной работы, а формы игрового метода модифицировать и модернизировать в зависимости от задач занятия, формы построения занятий и имеющихся условий. Целесообразно применять на уроках физической культуры следующие формы игрового метода: игровые упражнения, задания, подвижные игры, сюжетную организацию занятий, а также игровые снаряды, тренажеры.
Эффективны такие формы занятий, как использование сюжетных полос препятствий (типа круговой тренировки, где на станциях используются различные тренажеры).
Для воспитания скоростно-силовых качеств можно рекомендовать следующие подвижные игры, игровые задания и упражнения: «самые лучшие прыгуны», эстафета, «прыжки через мяч», «передай быстрее», «кто дальше бросит», «метание в щит», «количественная передача».
Для воспитания гибкости: «будь ловким и гибким», «удержи равновесие», «волна», «перекаты под мостом», а также «салки в беге», «эстафета вдвоем», «велогонка гимнастических палок» и др.
Для воспитания выносливости рекомендуются следующие подвижные игры, игровые задания и упражнения: «салки», «эстафета с возвращением», «кто быстрее перекатит мяч», «занимай свободное место», «ласточка», «охотники».
На протяжении нескольких лет мною ведётся мониторинг индивидуального физического развития учащихся нашего лицея. Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод:
· из года в год результаты физического развития учащихся на начало каждого учебного года значительно ниже результатов на конец учебного года; правильно подобранные средства, формы и методы позволяют улучшить эти результаты.
· результаты исследования общешкольных показателей физического развития учащихся находятся на хорошем, стабильном уровне.