Доклад «Организация занятий по физической культуре с использованием нетрадиционного оборудования»
Организация занятий по физической культуре с использованием нетрадиционного оборудования.
Чтобы сделать ребенка умным и
рассудительным, сделайте его
крепким и здоровым: пусть он
работает, действует, бегает, кричит,
пусть он находится в постоянном
движении.
(Ж.Ж.Руссо)
Человек – высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать по крайней мере одному, требованию: быть здоровым и дружить со спортом и физкультурой.
Физическое здоровье – основополагающие условие духовного и нравственного развития человека. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптационные возможности, повышается его устойчивость к внешним воздействиям, формируется осанка, приобретаются физические качества, привычки, вырабатываются волевые черты характера. Поэтому крайне важно правильно организовать работу в этом направлении именно в дошкольном детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечит в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.
Дошкольное звено, как первое звено здоровьесберегающего образования, предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса по сохранению и укреплению здоровья детей.
И одна из таких форм это организация двигательной деятельности с использованием нетрадиционного оборудования. Организация таких занятий по воспитанию и формированию, сохранению и укреплению здоровья детей предусматривает активную практическую, самостоятельную и интеллектуальную деятельность детей и воспитателя. Результатом обучения и воспитания детей являются новые знания, которые сразу можно использовать в практике повседневных жизненных ситуаций. Главное заключается в том, чтобы они направлены на решение следующих задач:
укрепление здоровья детей, повышение функциональных и адаптационных возможностей организма, умственной и физической работоспособности;
гармоничное развитие всех звеньев опорно-двигательного аппарата;
формирование правильной осанки;
совершенствование двигательных навыков, воспитание двигательных качеств;
развитие психических способностей и эмоциональной сферы;
воспитание интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.
Так развивающая двигательная среда нашего садика дает возможность детям действовать по своему усмотрению на базе приобретенных знаний и умений в различных ситуациях. Установленное в спортивном зале красочное многофункциональное оборудование, вызывает не только большой восторг у детей, но и позволяет расширить возможности для выполнения разнообразных движений и упражнений. Внося элементы необычности, этим самым мы вызываем интерес, желание поиграть с новыми для них атрибутами:
- спортивный комплекс позволяет детям выполнять основные виды движений (лазанию по канату, веревочной лестнице, раскачивание и висы на кольцах и перекладине), а также проявлять творческую активность, демонстрируя свои умения и достижения.
- тренажеры в работе с детьми используются для развития физических качеств, совершенствования умений и навыков, повышения двигательной активности, улучшения физической работоспособности. Во время непосредственно образовательной деятельности на тренажерах дети не только стараются поддерживать высокий уровень двигательной активности, но и проявляют свои физические качества: силу, ловкость, выносливость, а также самостоятельность и целеустремленность.
Так беговая дорожка - один из самых популярных видов тренажеров.
Бег и ходьба ускоряют обменные процессы в организме человека. Такие образом беговые дорожки укрепляют организм и здоровье. Также беговые дорожки помогают высвобождать энергию, что очень полезно. Основное назначение беговой дорожки не развитие физической мощи, хотя некоторые модели могут служить и этим целям, а приобретение красивой осанки, укрепление сердечной мышцы, развитие выносливости. Беговые дорожки тренируют не только мышцы ног, но и спины, грудного пояса.
Детский тренажер батут доставляет уйму радости детям и при этом развивает все группы мышц, а также вестибулярный аппарат, улучшается кровообращение, повышается иммунитет. Благодаря регулярным прыжкам повышается общий тонус организма. Это происходит за счет улучшения кровообращения и лимфотока.
Прыжки способны дать оздоровительный эффект во время реабилитации после перенесенного заболевания. Маленьким детям, страдающим избыточным весом, занятия на батуте помогают похудеть. Тренажер просто укрепляет мышечную массу ребенка. Нормализуется работа сердца, легких. Наконец, прыжки позволяют детям иметь лучшую концентрацию внимания.
Велотренажер - позволяет поддерживать хорошую физическую форму.
Укрепляет сердечнососудистую систему, увеличивает выносливость организма, а как следствие и сопротивляемость его к нежелательным внешним воздействиям. Укрепляет дыхательную систему, ведь без здоровых легких организму трудно усваивать такой важный продукт, как кислород.
Также на занятиях мы используем фитболы. Фитболы эмоционально украшают занятия, позволяя использовать мяч в качестве «лошадки», что способствует формированию очень важного для ребенка двигательного навыка – прыжка из различных исходных положений. Длительное применение фитбола в качестве предмета для прыжковых упражнений
позволяет не только значительно улучшить количественные и качественные показатели данного навыка, но и улучшить координационные возможности ребенка.
Фитбол – гимнастика позволяет решать оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи:
учиться правильно сидеть на фитболах, покачиваться и подпрыгивать на фитболах; научиться выполнять упражнения в разных исходных положениях; укреплять различные группы мышц; формировать и закреплять навык правильной осанки; тренировать способность удерживать равновесие; учиться выполнять упражнение в паре со сверстниками; побуждать детей к проявлению самостоятельности, творчества, активности.
Наряду с заводскими тренажерами мы широко используем свое оборудование из бросового и природного материала.
Нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул активации физкультурно-оздоровительной работы. Разработанные в нашем детском саду пособия и нестандартное оборудования несложное и недорогое. Использование этих пособий и оборудований увеличивает количество для разных групп мышц, а также позволяет применять дифференцированный метод работы с детьми.
В каждой возрастной группе создан физкультурный уголок или уголок здоровья, где в доступном для детей месте находятся пособия для развития двигательной активности. Все это поможет превратить обычные занятия в увлекательную и интересную игру.
Для укрепления мышц стопы и профилактики плоскостопия используются различные массажёры.
Как утверждал Гиппократ: “Стопа – это фундамент, на котором стоит здание – ваше тело”.
К сожалению, у современных детей “с фундаментом” возникает всё больше проблем.
Стопу можно сравнивать с картой всего организма: нет таких мышц, желёз, органов, которые не имели бы своего “представительства” на ней. Современный ребёнок не имеет возможности ходить по неровной поверхности, а значит, не раздражаются, не массируются многочисленные нервные окончания, расположенные на стопе. Именно поэтому на занятии по физкультуре дошкольники обязательно должны ходить, босиком по разным поверхностям.
Массажные дорожки предназначены для массажа стоп и применяются для профилактики плоскостопия у детей. Стимулирует работу внутренних органов. Развивает координацию движений и равновесие. Это и «гусеница с пуговицами», «Следочки», «ребристая дорожка», «коврики из пуговиц».
«Разноцветные ручейки»
Можно использовать для прыжков через «ручей», для ходьбы по «дорожке» (по узкой или широкой) Упражнения развивают координацию движений, прыгучесть, ловкость, укрепляют мышцы ног.
Мягкие кольца и мячики.
Мячики помогут в различных подвижных играх, а также при обучении основным видам движений:
перешагивание через мячи, перебрасывание друг другу из разных положений, толкание мяча головой перед собой и т.д.
Мягкие кольца можно использовать как рули для подвижных игр, ориентиры, а также для выполнения общеразвивающих упражнений.
Разноцветные флажки, ленточки и султанчики мы используем для выполнения ОРУ, в подвижных играх, спортивных танцах.
Короткие косички, можно использовать для выполнения ОРУ, в играх, а также как трансформер (можно из нескольких коротких сделать одну длинную).
Многообразен и непредсказуем мир вещей, способных обрести вторую жизнь благодаря творчеству выдумке и умелым рукам. Не одно поколение использовало для реализации своих фантазий куриные яйца, катушки, пробки, спичечные коробки и прочие. Эти, бесполезные на первый взгляд, предметы превратились в забавные игрушки и пособия для выполнения различных упражнений и корригирующих гимнастик.
Достигнув цели расширить предметно-развивающую среду путем создания нового нестандартного оборудования, помогающего полноценному физическому и психическому развитию детей, мы решаем следующие задачи.
Оздоровительные задачи:
охрана жизни и укрепление здоровья детей;
всестороннее физическое развитие и совершенствование функций организма;
повышение активности и общей работоспособности.
Образовательные задачи:
формирование у детей двигательных умений и навыков;
развитие физических качеств;
получение элементарных знаний о своем организме, способах укрепления собственного здоровья.
Воспитательные задачи:
разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, трудовое, эстетическое);
формирование интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Дошкольный возраст – это время активного формирования организма ребенка. В этот период закладывается фундамент таких двигательных качеств, как сила, ловкость, гибкость, быстрота, выносливость, совершенствуются функциональные возможности организма.
В этом немаловажную роль играет физическая культура как часть системы физкультрурно – оздоровительной работы, а основная её форма – физкультурные занятия.
Поэтому крайне важно правильно организовать работу в этом направлении именно в дошкольном детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем не только физическое, но и разностороннее развитие личности.