Статья «Использование передовых технологий в учебно-воспитательном процессе детей с ОВЗ»

0
0
Материал опубликован 15 January в группе

учитель-дефектолог высшей квалификационной категории Мирзаханова Наиля Нугамировна, ГБОУ «Мамадышская школа-интернат для детей с ОВЗ», учитель-дефектолог-олигофренопедагог.

Использование передовых технологий в учебно-воспитательном процессе детей с ОВЗ

Школа для детей с интеллектуальными нарушениями не является замкнутым пространством, не подверженным изменяющимся условиям, что отражено в Единой концепции федерального государственного общеобразовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, где отмечается, что «предмет стандартизации образования детей с ОВЗ в основе совпадает с общим, поскольку оба они обеспечивают образование ребенка развивающегося, образовывающегося, социализирующегося». В связи с вышеизложенным и в школах для детей с ОВЗ стали применяться современные развивающие технологии обучения и воспитания, цель которых не передача готовых знаний, а развитие самостоятельной, творчески мыслящей, социализированной личности с максимально доступным для ребёнка с ОВЗ уровнем возможностей усвоения, не смотря на имеющийся диагноз.

В педагогической практике применяются следующие инновационные технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, информационно-коммуникационные, коррекционно-развивающие, проектные, игровые.

Основную роль в учебно-воспитательном процессе играет коррекционно-развивающая технология. Она предусматривает продолжение целенаправленной работы по коррекции и развитию психических процессов, эмоциональной и когнитивной сфер, обеспечивающих усвоение обучающимися минимума содержания образования по предметам, внеурочной деятельности, отслеживание результативности процессов обучения и воспитания, а также динамики их развития.

В результате происходит преодоление, коррекция и компенсация нарушений физического и умственного развития детей с нарушениями интеллекта.

Игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные технологии используются практически всеми педагогами. Специфика нашей школы-интерната такова, что без использования данных технологий невозможно построить образовательный процесс. Метод проектов - это способы организации частично самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. Конечно, наши дети в силу своих особенностей здоровья, над проектами работают совместно с педагогами, которые помогают ребенку не только при определении темы и цели проекта, но и на всех дальнейших этапах его реализации. Проектная деятельность требует от педагога не столько объяснения «знания», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей. Используя метод проектов в работе с детьми с ОВЗ, необходимо помнить, что проект - продукт сотрудничества и сотворчества педагогов, детей, родителей. Педагог направляет обучающихся, готовит дополнительный материал, с которым работают дети, раздает задания. Важно, чтобы задания были не слишком сложными и выполнялись с «желанием и радостью», заинтересованностью обучающихся.

Последний этап проекта - защита - всегда самый ответственный. На защиту можно пригласить родителей, учащихся другого класса. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы продемонстрировать вклад каждого ребенка.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Роль взрослого на этом этапе - развитие и поддержка творческой активности обучающихся, создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом и организовать ее.

К примеру, в моем классе девочка обучается по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2), у обучающейся отсутствует разговорная речь, произносит только некоторые короткие фразы, общается больше мимикой, эмоциональным состоянием, не всегда понимает обращенную к ней речь, но несмотря на имеющийся сложный диагноз, любит заниматься творческой работой совместно с классным руководителем, танцевать, рисовать, раскрашивать, изготавливать поделки своими руками в разных видах творчества, выступать в театральных постановках, «Театр теней», участвовать в школьных, муниципальных, республиканских, региональных конкурсах, где наравне с детьми легкой умственной отсталостью заслуженно получает дипломы различных степеней.

Поэтому в своей работе я активно применяю творческие проекты по предметам профильный труд, домоводство, окружающий природный мир и внеурочная деятельность. Эти проекты являются итоговой работой в моем классе. Например, выполненные нами объемные проектные работы: «Батик», «Ковер», «Панно из сухоцветов», «Вторая жизнь мусора» (поделки из бросового материала)», "Витражная роспись», «Вязание крючком», «Шитье сумочки с оформлением «Канзаши», макраме, папье-маше, шитье мягких игрушек, ткачество и многое другое были представлены на муниципальных, республиканских, региональных конкурсах, где были удостоены дипломами разных степеней. Это говорит о том, насколько прочны навыки, знания и умения обучающихся, которые были приобретены на занятиях. Кроме того, творческий проект позволяет обучающимся проявить индивидуальность, использовать на практике все полученные знания.

В своей работе также активно использую информационно- коммуникационные технологии. При такой организации материала включаются три вида памяти обучающихся: зрительная, слуховая, моторная. Мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность ребёнка с ОВЗ. Результативно использую активные методы и приемы рефлексии: для определения настроения и эмоционального состояния, для выяснения осознанности восприятия содержания пройденного материала, а также его закрепления.

На занятиях использую новые приемы арт-терапии, направленные на развитие социально-коммуникативных навыков, самопознание и принятие себя, данные методы являются средством преимущественно невербального общения, что делает их особенно ценными для тех детей, кто не владеет разговорной речью.

Считаю, что использование передовых технологий в учебно-воспитательном процессе детей с ОВЗ, обеспечивает гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес обучающихся.

Список использованной литературы:

1. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий (Москва: НИИ школьных технологий, 2006)

2. Концепция ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья/ Н. Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова. – М.: Просвещение, 2013.- 42 с. - (Стандарты второго поколения).

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации