12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Смола Анастасия Александровна48
0

Методические рекомендации на тему «Использование сенсорных тренажеров на занятиях учителя–дефектолога, как фактор коррекции нарушения психического развития детей с интеллектуальными нарушениями»

Использование сенсорных тренажеров на занятиях учителя-дефектолога, как фактор коррекции нарушения психического развития детей с интеллектуальными нарушениями

 

Одна из основополагающих задач коррекционной педагогики – успешная социализация детей и интеграция в современное общество.

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно-развивающие технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.

Моя задача – создание таких условий обучения детей с интеллектуальными нарушениями, чтобы у каждого появился механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество.

Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для воспитанников.

Я работаю с детьми с умеренной и тяжелой формой умственной отсталости. Дети недостаточно активны и самостоятельны, при выполне­нии учебных заданий им требуется внешняя стимуляция. Круг интересующих воп­росов довольно узок. Мотивация к учебной деятельности низкая. Все задания выполняют с помощью педагога. Деятельность детей хаотична, непродуманна. Во всех видах деятельности требуется постоянный контроль со стороны взрослых. Быстрая утомляемость может переходить в агрессию или в истерику.

В своей работе я использую сенсорные тренажеры. Практика показывает, что использование сенсорных тренажеров делает учебный процесс увлекательным, способствует появлению активного познавательного интереса. Это – игра - путешествие, занятия на закрепление, повторение, обобщение материала. Игра с сенсорными тренажерами - средство всестороннего развития ребенка, его умственных, творческих способностей. Она вызывает положительные эмоции, наполняет жизнь ребенка интересным содержанием, способствует самоутверждению. При выборе задания я учитываю интересы, склонности ребенка.

Сенсорное развитие  ребенка - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Сенсорные тренажеры оказывают большое влияние на мотивацию любой деятельности, в том числе и на речь.

В нашем ДОУ имеется следующее оборудование:

Сухой бассейн.

Обладает мягкими стенками, наполнен пластмассовыми шариками. Может использоваться как для релаксации, так и для активных игр. Лёжа в бассейне, ребенок может принять ту индивидуальную позу, которая соответствует состоянию мышечного тонуса туловища и конечностей и расслабиться. При этом постоянный контакт всей поверхности тела с шариками, наполняющими его, даёт возможность лучше почувствовать своё тело и создает мягкий массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию. Тело в бассейне всё время имеет безопасную опору, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями. В бассейне можно двигаться, менять положение - это развивает и укрепляет опорно-двигательный аппарат. Перемещения и игры в сухом бассейне эмоционально окрашены; ребёнок сначала тратит энергию, а затем, откинувшись на спину, может расслабиться, успокоиться;

2. Фиброоптические волокна.

Приятно брать в руки, они завораживают переливанием цвета, своей красотой, легкостью в прикосновении к ним, их можно сгибать, перебирать, выполнять различные действия руками, а отражение этих волокон в зеркале, доставляет огромное удовольствие от визуальных образов, создаваемых этим отражением. Упражнения и занятия с фиберооптическими нитями способствуют эмоциональному расслаблению, развивают воображение, познавательные процессы;

3. Сухой душ.

Шелковые ленты спускаются вниз, словно струи воды; их приятно трогать, перебирать в руках, сквозь них можно проходить, касаясь лицом. Сухой душ рекомендуется использовать как «уголок уединения»;

4. Тактильная дорожка.

Кинестетическая чувствительность является основой всех видов движений. На специальных панелях для развития тактильной чувствительности размещены предметы разной формы и фактуры - из ворса, ткани, дерева, пластмассы, камней. Ощупывая их, ребёнок учится различать разные свойства предметов: теплый - холодный, мягкий - жесткий. Улучшается зрительно-моторная координация и чувствительность кончиков пальцев;

5. Пуфы наполнены гранулами из пенополистирола.

Благодаря этому они легко принимают форму тела и обеспечивают ему надежную поддержку. Их поверхность способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ними частей тела. Особый наполнитель оказывает мягкое приятное воздействие, способствуя лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа;  

7. Различные бизиборды".

Тренируют ловкость, развивает мелкую моторику и укрепляет зрение;

8. Сенсорный тоннель.

Безопасная мягконабивная конструкция, изготовленная из кожзама и внутренней набивной из поролона;

9. Утяжеленное одеяло.

Помогает детям справится с тревогой, снимает стресс и создает ощущение спокойствия. Они делают это, оказывая давление на тело.

Я хотела бы остановится на работе со световой песочницей. Она уже успела зарекомендовать как эффективный метод психо-коррекции у детей с ограниченными возможностями здоровья. В основу песочной терапии положены представления о тесной взаимосвязи между мелкой моторикой и развитием полушарий головного мозга у детей. В детском развитии творчество, задействуя воображение, занимает одну из важнейших ролей.  Терапия песком (или как ее еще называют sandplay)  является разновидностью терапии выразительными искусствами, которая в свою основу ставит идею о решении разного рода проблем через творчество. Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении.Оно проявляется в символической форме в процессе создания творческого продукта – образов, миров, ситуаций, построенных определенным образом в песочнице или на световом столе с песком.

Метод базируется на сочетании невербальной (процесс построения рисунков) и вербальной экспрессии (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающий смысл композиции).

В качестве материала для манипуляций выбран песок, - это обуславливается его особыми свойствами. Песок является природным материалом, с которым ребенок привыкает манипулировать с самого раннего возраста.  Ребенок словно становится завороженным, пересыпает струйки в руки, делает домики, куличики, возит машинки, закапывает сокровища и многое другое. Являясь регрессивным материалом, песок способен проникать сквозь те защитные механизмы, которые при обычной терапии приходится преодолевать различными, порой долгосрочными, методами. Это ускоряет и облегчает процесс психокоррекции. Модификации песочной терапии могут использоваться в работе педагогов, дефектологов, социальных работников, обученных этому методу. Благодаря песочной терапии удается преодолеть нежелание заниматься, негативизм, потому что все происходит в естественной и привычной для ребенка игровой среде. Занятия проходят под музыкальное сопровождение. Как правило, это классическая музыка, которая стимулирует воображение, помогает расслабиться и является дополнительной сенсорной стимуляцией.

Работа в песочнице с небольшими фигурками дает много возможностей для: - развития памяти. Пример: ставлю перед ребенком от 2 до 5 фигур в зависимости от возраста и уровня развития, затем ребенок закрывает глаза, в это время я прячу какую-либо фигуру, ребенок открывает глаза, находит и вынимает недостающую фигуру песка. Упражнение можно усложнять, пряча несколько фигур – развитие внимания. Пример: на световом столе рисую рубашку с оторванной пуговицей и рядом много пуговиц разных размеров. Ребенок должен понять по пуговицам на одежде, какая подходящая и пальцем соединить ее с рубашкой - восприятия. Пример: высыпаем в песочницу различные цветные предметы, перемешиваем их. Ребенок должен найти и положить каждый предмет в ведерко соответствующего цвета. - мышление. Пример: игра в «3 лишний» или «4 лишний». Рисуем на столе 3 или 4 предмета, объединенных по одному признаку, и один предмет, отличный от остальных. Ребенок должен сказать, какой предмет отличается и почему. Далее по такому же принципу водит сам ребенок. - воображение. Пример: даем ребенку простую инструкцию «Построй свой мир». Этот метод является проективным, и зачастую такие постройки являются дополнительной диагностикой внутрисемейных взаимоотношений, а так же пополняет темы работы с родителями. Занятия песочной терапией являются эффективными в детском развитии, особенно среди детей с ОВЗ, однако они довольно быстро устают, песок поглощает много сил.

Все это ведет к социализации детей и интеграции в современное общество. Считаю свою работу успешной, так кАк вижу резудьтат у воспитанников.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.