Статья на тему «Использование сенсорной коробки в работе с детьми с нарушениями сенсорной интеграции»
Использование сенсорной коробки в работе с детьми с нарушениями сенсорной интеграции.
В последние годы отмечается рост количества детей с различными трудностями в обучении. Причины проблем с учебой или плохого поведения нередко являются следствием неадекватной сенсорной интеграции в мозгу ребенка. У большинства людей сенсорная интеграция происходит автоматически, обеспечивая реакции, которые соответствуют требованиям окружения и формируют правильное сенсомоторное развитие.
Интеграция-это вид организации чего-либо. Интегрировать - значит собрать разные части в единое целое. Сенсорная интеграция представляет собой упорядочивание ощущений, которые потом будут использованы. В наш мозг постоянно поступают бесчисленные кусочки сенсорной информации от всего тела. Центральная нервная система и головной мозг устроены так, что они могут организовывать эти кусочки информации в целостную систему. От того, насколько развита данная способность, во многом зависит успешность деятельности человека. Сенсорная интеграция-это фундамент без которого невозможно нормальное функционирование высших психических функций.
Основоположником терапии, основанной на сенсорной интеграции, является американский эрготерапевт, доктор философии, психолог и педагог Энн Джин Айрес. Под сенсорной интеграцией она понимает процесс, в ходе которого человек принимает, различает и обрабатывает ощущения, поступающие через различные системы: зрительную, слуховую, обонятельную, тактильную, проприоцептивную, вестибулярную. Целью этого процесса является планирование и выполнение соответствующих действий в ответ на сенсорный раздражитель, внешний или внутренний.
Распространенные признаки и симптомы нарушения сенсорной интеграции:
Речь и проблемы с языком. Речь и язык зависят от многих процессов, связанных с сенсорной интеграцией. В случае сбоя на любом из этапов обработки информации они обычно развиваются медленно.
Неспособность играть. Это очень распространенный симптом нарушений сенсорной интеграции.
Трудности в общении, социализации, адаптации к новым помещениям, людям.
Проблемы с обучением в школе. Чтение, письмо, математика требуют хорошей сенсорной интеграции и предъявляют к мозгу сложные требования.
Избирательность в еде. Ребенок ест ограниченный набор продуктов, отказывается пробовать новую еду, есть в гостях.
Боязнь громких звуков и шума, непереносимость некоторых видов музыки или музыки в целом, негативные реакции на пение/голос, невосприимчивость обращений, растерянность в людных и общественных местах.
Светобоязнь (предпочтение к полумраку и темноте), напряжение при рассматривании предметов.
Дети открывают новое наощупь, им важно прикоснуться, потрогать, пощупать, осязать. Поэтому в работе учителя незаменимыми помощниками служат сенсорные коробки. Они являются одним из универсальных пособий для развития всех органов чувств, развития речи. Сенсорная коробка — это емкость с любым наполнителем. Это могут быть контейнеры, картонные коробки, содержащие различные природные материалы, крупы, песок, мелкие предметы, игрушки по различным лексическим темам.
«Инструменты, которые можно использовать в сенсорных коробках:
лопатки, ложки, совки, половник, шумовку;
пластиковые стаканчики, ведерки, упаковки от яиц;
форму для кексов, ложку для мороженого, ложку для салата, воронку, сито, маленькие силиконовые формы, форму для льда, формочки для печенья;
игрушечные грабли, лейку, детские садовые перчатки.
щипцы, пинцет
Игрушки:
маленькие человечки;
фигурки животных;
кубики, шарики, кольца, погремушки;
игрушечные предметы мебели;
посуда и предметы быта;
машинки;
игрушечная еда;
искусственные растения.
Методика предполагает большой ассортимент пособий и игровых материалов.
Перед началом занятий стоит уточнить склонность ребёнка к помещению в рот, нос мелких предметов; аллергические реакции на запахи и анамнез пищевой аллергии, это позволяет избежать возможных недоразумений при активизации вкусового и обонятельного восприятия. Все слова и грамматические формы, которые подлежат закреплению, особо выделяются взрослым, акцентируются с помощью интонации, громкости голоса. Закрепление обеспечивается многократным повторением. Используется сопряжённое проговаривание с постепенным переходом к отражённому, а затем самостоятельному произнесению ребёнком слов, простых фраз и развёрнутых высказываний.
Чем полезна сенсорная коробка.
Развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, творческое и пространственное мышление, навыки сортировки и классификации, усидчивость, терпение, координацию движений и многое другое.
Это отличная возможность расширить словарный запас и использовать некоторые новые слова (скользкий, шероховатый, слизистый, кожаный и др.) или сравнения, чтобы выразить идеи (чувствуешь, как…).
Помогает изучению математики: счет, группировка, сортировка, измерение и взвешивание – это лишь некоторые из математических преимуществ сенсорной коробки.
Помогает изучению цвета, формы, текстуры.
Помогает детям управлять своими эмоциями, успокаивает.
Учит сотрудничеству и разрешению конфликтов, если с коробкой играет одновременно несколько детей.
Помогает справиться с детскими страхами. Например, со страхом насекомых ребенок может справиться, играя пластиковыми насекомыми.
Обеспечивает бесконечные возможности для творческой игры: дети могут играть с предметами так, как считают нужным.
Развивает интерес к науке: сенсорные коробки могут быть отличным способом стимулировать любовь к науке с помощью таких материалов, как камни, песок, вода.
Применение сенсорных материалов в речевом развитии дошкольников может быть использовано для:
Формирования коммуникативной, планирующей и регулирующей функций речи, развитие активного и пассивного словаря;
Формирования артикуляционных навыков (самомассаж, стимуляция вкусовых рецепторов);
Развития физиологического и речевого дыхания;
Работы над звукослоговой структурой слов (схемы слов);
Формирования навыков грамматического оформления высказывания;
Формирования и развитие связной речи от простой фразы до развёрнутого высказывания.
Использование сенсорной коробки в коррекционной работе с детьми с нарушениями сенсорной интеграции является эффективным средством для формирования познавательных и речевых прорцессов.