12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Соколова Людмила Васильевна1000
Работаю учителем начальных классов, учителем-логопедом в ГОБУ ЯО "Ярославская школа-интернат N 6". Педагогический стаж 23 года.
Россия, Ярославская обл., Ярославль
5

Использование сенсорной коробки в работе с детьми с нарушениями сенсорной интеграции.

Использование сенсорной коробки в работе с детьми с нарушениями сенсорной интеграции.

В последние годы отмечается рост количества детей с различными трудностями в обучении. Причины проблем с учебой или плохого поведения нередко являются следствием неадекватной сенсорной интеграции в мозгу ребенка. У большинства людей сенсорная интеграция происходит автоматически, обеспечивая реакции, которые соответствуют требованиям окружения и формируют правильное сенсомоторное развитие.

Интеграция-это вид организации чего-либо. Интегрировать - значит собрать разные части в единое целое. Сенсорная интеграция представляет собой упорядочивание ощущений, которые потом будут использованы. В наш мозг постоянно поступают бесчисленные кусочки сенсорной информации от всего тела. Центральная нервная система и головной мозг устроены так, что они могут организовывать эти кусочки информации в целостную систему. От того, насколько развита данная способность, во многом зависит успешность деятельности человека. Сенсорная интеграция-это фундамент без которого невозможно нормальное функционирование высших психических функций.

Основоположником терапии, основанной на сенсорной интеграции, является американский эрготерапевт, доктор философии, психолог и педагог Энн Джин Айрес. Под сенсорной интеграцией она понимает процесс, в ходе которого человек принимает, различает и обрабатывает ощущения, поступающие через различные системы: зрительную, слуховую, обонятельную, тактильную, проприоцептивную, вестибулярную. Целью этого процесса является планирование и выполнение соответствующих действий в ответ на сенсорный раздражитель, внешний или внутренний.

Распространенные признаки и симптомы нарушения сенсорной интеграции:

Речь и проблемы с языком. Речь и язык зависят от многих процессов, связанных с сенсорной интеграцией. В случае сбоя на любом из этапов обработки информации они обычно развиваются медленно.

Неспособность играть. Это очень распространенный симптом нарушений сенсорной интеграции.

Трудности в общении, социализации, адаптации к новым помещениям, людям.

Проблемы с обучением в школе. Чтение, письмо, математика требуют хорошей сенсорной интеграции и предъявляют к мозгу сложные требования.

Избирательность в еде. Ребенок ест ограниченный набор продуктов, отказывается пробовать новую еду, есть в гостях.

Боязнь громких звуков и шума, непереносимость некоторых видов музыки или музыки в целом, негативные реакции на пение/голос, невосприимчивость обращений, растерянность в людных и общественных местах.

Светобоязнь (предпочтение к полумраку и темноте), напряжение при рассматривании предметов.

Дети открывают новое наощупь, им важно прикоснуться, потрогать, пощупать, осязать. Поэтому в работе учителя незаменимыми помощниками служат сенсорные коробки. Они являются одним из универсальных пособий для развития всех органов чувств, развития речи. Сенсорная коробка — это емкость с любым наполнителем. Это могут быть контейнеры, картонные коробки, содержащие различные природные материалы, крупы, песок, мелкие предметы, игрушки по различным лексическим темам.

«Инструменты, которые можно использовать в сенсорных коробках:

лопатки, ложки, совки, половник, шумовку;

пластиковые стаканчики, ведерки, упаковки от яиц;

форму для кексов, ложку для мороженого, ложку для салата, воронку, сито, маленькие силиконовые формы, форму для льда, формочки для печенья;

игрушечные грабли, лейку, детские садовые перчатки.

щипцы, пинцет

Игрушки:

маленькие человечки;

фигурки животных;

кубики, шарики, кольца, погремушки;

игрушечные предметы мебели;

посуда и предметы быта;

машинки;

игрушечная еда;

искусственные растения.

Методика предполагает большой ассортимент пособий и игровых материалов.

Перед началом занятий стоит уточнить склонность ребёнка к помещению в рот, нос мелких предметов; аллергические реакции на запахи и анамнез пищевой аллергии, это позволяет избежать возможных недоразумений при активизации вкусового и обонятельного восприятия. Все слова и грамматические формы, которые подлежат закреплению, особо выделяются взрослым, акцентируются с помощью интонации, громкости голоса. Закрепление обеспечивается многократным повторением. Используется сопряжённое проговаривание с постепенным переходом к отражённому, а затем самостоятельному произнесению ребёнком слов, простых фраз и развёрнутых высказываний.

Чем полезна сенсорная коробка.

Развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, творческое и пространственное мышление, навыки сортировки и классификации, усидчивость, терпение, координацию движений и многое другое.

Это отличная возможность расширить словарный запас и использовать некоторые новые слова (скользкий, шероховатый, слизистый, кожаный и др.) или сравнения, чтобы выразить идеи (чувствуешь, как…).

Помогает изучению математики: счет, группировка, сортировка, измерение и взвешивание – это лишь некоторые из математических преимуществ сенсорной коробки.

Помогает изучению цвета, формы, текстуры.

Помогает детям управлять своими эмоциями, успокаивает.

Учит сотрудничеству и разрешению конфликтов, если с коробкой играет одновременно несколько детей.

Помогает справиться с детскими страхами. Например, со страхом насекомых ребенок может справиться, играя пластиковыми насекомыми.

Обеспечивает бесконечные возможности для творческой игры: дети могут играть с предметами так, как считают нужным.

Развивает интерес к науке: сенсорные коробки могут быть отличным способом стимулировать любовь к науке с помощью таких материалов, как камни, песок, вода.

Применение сенсорных материалов в речевом развитии дошкольников может быть использовано для:

Формирования коммуникативной, планирующей и регулирующей функций речи, развитие активного и пассивного словаря;

Формирования артикуляционных навыков (самомассаж, стимуляция вкусовых рецепторов);

Развития физиологического и речевого дыхания;

Работы над звукослоговой структурой слов (схемы слов);

Формирования навыков грамматического оформления высказывания;

Формирования и развитие связной речи от простой фразы до развёрнутого высказывания.

Использование сенсорной коробки в коррекционной работе с детьми с нарушениями сенсорной интеграции является эффективным средством для формирования познавательных и речевых прорцессов.









Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.