12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Наталия Кудрявцева94
учитель начальных классов высшей категории
Россия, Саратовская обл., Саратов

Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ.

Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем. Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит о том, что необходимы люди с новым мышлением, умением самостоятельно ставить цели, находить пути их достижения. Развитие ребенка становится ключевым определением обучения.

Изучение ОРКСЭ в школах направлено не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личности ученика. Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Все мы прекрасно помним, какие задачи ставит перед нами данный курс.

• Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

• Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

• Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

• Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Решить поставленные задачи и построить учебный процесс с учетом потребностей и способностей каждого ученика возможно только лишь с применением таких образовательных технологий, которые позволяют ученику непосредственно принимать участие в построении учебного процесса. Более подробно хотелось бы остановиться на интерактивных методах обучения, применение которых, по данным исследований, гарантирует до 90% усвоения материала.

Для начала нужно уточнить само понятие. Слово “интерактив” пришло к нам из английского от слова “interact”. “Inter” - это “взаимный”, "act" — действовать.

Интерактивный - значит способный взаимодействовать или находящийся в режиме беседы, диалога с чем-то или кем-то.Интерактивные технологии основаны на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. Если в традиционном обучении учитель играет роль “фильтра”, пропускающего через себя учебную информаци, то в интерактивном – это помощник в работе, активизирующий взаимонаправленные потоки информации. По сравнению с традиционными, в интерактивных моделях обучения меняется и взаимодействие с учителем: его активность уступает место активности. учащихся, задача учителя — создать условия для инициативы учащихся В интерактивной технологии учащиеся выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем опыт учителя, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает учащихся к самостоятельному поиску.

Учитель выступает в интерактивных технологиях в нескольких основных ролях. В каждой из них он организует взаимодействие участников с той или иной областью информационной среды. В роли информатора-эксперта учитель излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса и т.д. В роли организатора-фасилитатора он налаживает взаимодействие учащихся с социальным и физическим окружением (В роли консультанта учитель обращается к профессиональному опыту учеников, помогает искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д.

Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другими. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

Применение методов интерактивного обучения состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. А также использование данных методов в работе :

- развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;

- решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;

- развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;

Для решения воспитательных и учебных задач учителем могут быть использованы следующие интерактивные формы:

Работа в малых группах - это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Работа в малой группе - неотъемлемая часть многих интерактивных методов, например таких, как мозаика, дебаты, общественные слушания, почти все виды имитаций и др.

Очень часто можно наблюдать низкую заинтересованность учащихся в учебном процессе. Замотивировать обучающихся на более продуктивную работу по предмету возможно при внедрении на уроках ИКТ-технологий. Можно выделить три основных формы работы с ИКТ на уроках ОРКСЭ :

- применение информационных технологий на уроках (представление учебного материала в форме презентаций, образовательного программного обеспечения и т.д.);

-информационных технологий для организации самостоятельной работы учащихся (электронные учебные пособия, обучающие сайты, тренажеры);

-применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга (использование электронных энциклопедий и т.д.).

Кейс-технология (кейс-метод) – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений. Главное её предназначение – развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика.

К методам кейс-технологий, активизирующим учебный процесс, относятся:

• метод ситуационного анализа

• метод инцидента;

• метод ситуационно-ролевых игр;

• метод разбора деловой корреспонденции;

• игровое проектирование;

• метод дискуссии

Главное условие мастерской – свободное самовыражение, внутренняя независимость личности, способность по-новому реагировать на происходящее, создание собственного продукта творчества.

• Активное восприятие учащимися учебного материала;

• творческое осмысление учебного материала;

• саморазвитие ученика;

• повышение интереса к процессу обучения;

• развитие креативности;

• повышения уровня грамотности;

• повышение навыков аргументированного разговора и письма;

• развитие социальной компетенции.

И, конечно, технология проектов, представляющая собой специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта,

Отличительные черты проектной технологии :

• целеполагание, которое предполагает исследование проблемы и разработку конкретного продукта;

• - практическая или теоретическая значимость предполагаемых результатов;

• - ориентация на самостоятельную деятельность (индивидуальная, парная, групповая) учащихся;

• - деятельностный подход;

• - сотрудничество учителя и ученика, а также учащихся друг с другом (групповой проект);

• - возможность работать в индивидуальном темпе;

• - формирование жизненно важных компетенций

Проект многогранен, проект эффективен, проект неисчерпаем, как и темы для него.

Примерная тематика проектов и исследований школьников по ОРКСЭ

• Памятники духовной культуры в нашей области

• Добро и зло в сказках народов, проживающих в вашей местности

• Духовно-нравственные ценности в пословицах народов России

• Дружба начинается с улыбки

• Красота общения: этикет в жизни людей родного города.

• Кто такой друг?

• Национальные костюмы народов России

• Национальные традиции в нашей семье

• Памятники духовной культуры в моем городе

• Правила гостеприимства народов России

• Религиозные праздники в нашей стране.

• Наша семья в годы Великой Отечественной войны

• Традиции и ценности моей семьи

Это основные, но далеко не все педагогические технологии интерактивного обучения , наиболее часто применяемые на уроках ОРКСЭ . А какие из них наиболее эффективны? У каждого учителя есть свой ответ на этот вопрос, открывающий перед ним широкое поле деятельности — творить, экспериментировать и искать идеальный вариант обучения.

Самое главное - в погоне за новыми формами, методами, технологиями не забывать о личности ученика, о том, что главная задача – воспитание гармонично развитой личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.