Статья «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ»

1
0
Материал опубликован 24 August 2023

Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ.

Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем. Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит о том, что необходимы люди с новым мышлением, умением самостоятельно ставить цели, находить пути их достижения. Развитие ребенка становится ключевым определением обучения.

Изучение ОРКСЭ в школах направлено не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личности ученика. Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Все мы прекрасно помним, какие задачи ставит перед нами данный курс.

• Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

• Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

• Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

• Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Решить поставленные задачи и построить учебный процесс с учетом потребностей и способностей каждого ученика возможно только лишь с применением таких образовательных технологий, которые позволяют ученику непосредственно принимать участие в построении учебного процесса. Более подробно хотелось бы остановиться на интерактивных методах обучения, применение которых, по данным исследований, гарантирует до 90% усвоения материала.

Для начала нужно уточнить само понятие. Слово “интерактив” пришло к нам из английского от слова “interact”. “Inter” - это “взаимный”, "act" — действовать.

Интерактивный - значит способный взаимодействовать или находящийся в режиме беседы, диалога с чем-то или кем-то.Интерактивные технологии основаны на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. Если в традиционном обучении учитель играет роль “фильтра”, пропускающего через себя учебную информаци, то в интерактивном – это помощник в работе, активизирующий взаимонаправленные потоки информации. По сравнению с традиционными, в интерактивных моделях обучения меняется и взаимодействие с учителем: его активность уступает место активности. учащихся, задача учителя — создать условия для инициативы учащихся В интерактивной технологии учащиеся выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем опыт учителя, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает учащихся к самостоятельному поиску.

Учитель выступает в интерактивных технологиях в нескольких основных ролях. В каждой из них он организует взаимодействие участников с той или иной областью информационной среды. В роли информатора-эксперта учитель излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса и т.д. В роли организатора-фасилитатора он налаживает взаимодействие учащихся с социальным и физическим окружением (В роли консультанта учитель обращается к профессиональному опыту учеников, помогает искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д.

Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другими. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

Применение методов интерактивного обучения состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. А также использование данных методов в работе :

- развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;

- решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;

- развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;

Для решения воспитательных и учебных задач учителем могут быть использованы следующие интерактивные формы:

Работа в малых группах - это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Работа в малой группе - неотъемлемая часть многих интерактивных методов, например таких, как мозаика, дебаты, общественные слушания, почти все виды имитаций и др.

Очень часто можно наблюдать низкую заинтересованность учащихся в учебном процессе. Замотивировать обучающихся на более продуктивную работу по предмету возможно при внедрении на уроках ИКТ-технологий. Можно выделить три основных формы работы с ИКТ на уроках ОРКСЭ :

- применение информационных технологий на уроках (представление учебного материала в форме презентаций, образовательного программного обеспечения и т.д.);

-информационных технологий для организации самостоятельной работы учащихся (электронные учебные пособия, обучающие сайты, тренажеры);

-применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга (использование электронных энциклопедий и т.д.).

Кейс-технология (кейс-метод) – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений. Главное её предназначение – развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика.

К методам кейс-технологий, активизирующим учебный процесс, относятся:

• метод ситуационного анализа

• метод инцидента;

• метод ситуационно-ролевых игр;

• метод разбора деловой корреспонденции;

• игровое проектирование;

• метод дискуссии

Главное условие мастерской – свободное самовыражение, внутренняя независимость личности, способность по-новому реагировать на происходящее, создание собственного продукта творчества.

• Активное восприятие учащимися учебного материала;

• творческое осмысление учебного материала;

• саморазвитие ученика;

• повышение интереса к процессу обучения;

• развитие креативности;

• повышения уровня грамотности;

• повышение навыков аргументированного разговора и письма;

• развитие социальной компетенции.

И, конечно, технология проектов, представляющая собой специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта,

Отличительные черты проектной технологии :

• целеполагание, которое предполагает исследование проблемы и разработку конкретного продукта;

• - практическая или теоретическая значимость предполагаемых результатов;

• - ориентация на самостоятельную деятельность (индивидуальная, парная, групповая) учащихся;

• - деятельностный подход;

• - сотрудничество учителя и ученика, а также учащихся друг с другом (групповой проект);

• - возможность работать в индивидуальном темпе;

• - формирование жизненно важных компетенций

Проект многогранен, проект эффективен, проект неисчерпаем, как и темы для него.

Примерная тематика проектов и исследований школьников по ОРКСЭ

• Памятники духовной культуры в нашей области

• Добро и зло в сказках народов, проживающих в вашей местности

• Духовно-нравственные ценности в пословицах народов России

• Дружба начинается с улыбки

• Красота общения: этикет в жизни людей родного города.

• Кто такой друг?

• Национальные костюмы народов России

• Национальные традиции в нашей семье

• Памятники духовной культуры в моем городе

• Правила гостеприимства народов России

• Религиозные праздники в нашей стране.

• Наша семья в годы Великой Отечественной войны

• Традиции и ценности моей семьи

Это основные, но далеко не все педагогические технологии интерактивного обучения , наиболее часто применяемые на уроках ОРКСЭ . А какие из них наиболее эффективны? У каждого учителя есть свой ответ на этот вопрос, открывающий перед ним широкое поле деятельности — творить, экспериментировать и искать идеальный вариант обучения.

Самое главное - в погоне за новыми формами, методами, технологиями не забывать о личности ученика, о том, что главная задача – воспитание гармонично развитой личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации