Статья на тему «Использование цифровых технологий на уроках истории и обществознания» (5–11 классы)
Использование цифровых технологий на уроках истории и обществознания.
В настоящее время процесс информатизации разворачивается практически во всех областях человеческой деятельности. Захватил он и такую обширную сферу как образование.
Использования ЦОР в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Учащиеся должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии. Большую роль в этом может и должно сыграть активное применение ИКТ в учебном процессе, поскольку, как показывает практика: использование ИКТ способствует повышению качества знаний учащихся, уровню воспитанности, общему и специальному развитию детей; использование ИКТ позволяет более оптимально расходовать силы и средства педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития; использование ИКТ позволяет добиваться стабильности результатов учебно-воспитательного процесса; ИКТ позволяет организовать новые формы, методы обучения и воспитания.
Web 2.0 – термин, обозначающий второе поколение сетевых сервисов, которые позволяют пользователям совместно работать, размещая в сети текстовую и медиа информацию. Иначе их называют - социальные сервисы. Данные сервисы радикально упростили процесс создания материалов и публикации их в сети. Теперь каждый может не только получить доступ к цифровым коллекциям, но и принять участие в формировании собственного сетевого контента (от англ. content – содержимое). Доступность, открытость, интерактивность и коллективизм - основополагающие отличия сервисов Web 2.0, целесообразность использования которых в учебных целях уже не вызывает сомнения.
Хочу остановиться на некоторых социальных сервисах Web 2.0 , которые я использую в своей работе, более подробно.
Quizlet – это бесплатный онлайн-сервис для создания и применения флэшкарточек и обучающих игр по различным категориям. Форма регистрации обычная (логин, пароль, e-mail), интуитивный интерфейс. Возможности Quizlet: найти и использовать уже готовые сеты с карточками или создать свои собственные сеты. Варианты использования карточек: режим просмотра карточек (Flashcards), режим «Орфограф», режим «Учить», режим «Тест», игра «Scatter».
В 5, 6 классе использую флеш-карточки в режиме игры «Scatter», по сути, электронный аналог задания «Составь пары». Если пара составлена верно – карточки исчезают с экрана. Для учащихся 11 класса создаю сеты в помощь учащимся для отработки терминов. Тренировочный режим позволяет осуществлять самопроверку.
Puzzlecup – Фабрика кроссвордов - сервис создания кроссвордов онлайн. Кроссворд можно создать как самостоятельно, введя свои слова и располагая их на поле, так и сгенерировать кроссворд по списку слов. Можно распечатать кроссворд со словами и заданиями или с пустыми клеточками и заданиями. Также возможно передать ссылку на разгадывание этого кроссворда онлайн на сайте «Фабрика кроссвордов». Кроссворд – популярная головоломка, суть которой заключается в отгадывании слов по заданиям-вопросам. В учебной деятельности разгадывание кроссвордов применяется обычно на этапе повторения и обобщения материала и позволяет проработать термины.
EduEase — бесплатный инструмент искусственного интеллекта, за несколько минут превращающий ваши план-конспекты, сценарии и презентации (PDF-документы) в тесты, которые можно использовать для опроса учащихся. EduEase реально поможет нам сэкономить драгоценные часы и не затруднит наши действия. Мы можем создать тест на основе любого PDF-файла. Если у вас имеются сценарии и конспекты в WORD или презентации в PowerPoint, конвертируйте их в PDF и приступайте к созданию тестов. Конечно, к презентациям стоит обратиться лишь в том случае, если на ваших слайдах, кроме изображений, имеется какая-то информация, которая может стать базой для создания теста. Всего за пару минут вы получаете интерактивный тест, который можете провести со своими учениками онлайн. Это отлично подходит для тех случаев, когда вам нужно оперативно провести тестирование в классе, чтобы держать учащихся в тонусе.
И ещё одна очень полезная услуга от EduEase. Вы можете отследить работу каждого ученика. Но не только как он отвечал на каждый из вопросов. Искусственный интеллект сам проведёт анализ и выдаст вам рекомендации, как работать дальше с этим учеником. Искусственный интеллект помогает нам обеспечить индивидуальный подход в обучении, к чему многие учителя так стремятся.
Interacty - замечательный сервис для создания интерактивного контента. С его помощью можно создавать игры, викторины, квесты, ленты времени, интерактивные плакаты, слайд-шоу и многое другое. Доступно 19 интерактивных форматов! И многие из них отлично подходят для школьников.
Например можно создать Мэтч-игру . В ней нужно собирать пары, сопоставляя слова, изображения, звуки, с правильными ответами. Достаточно просто перенести карточку в нужное место. Эта игра помогает быстро запоминать иллюстративный ряд или термины в истории.
Один из наиболее востребованных цифровых образовательных инструментов — конструкторы тестов и упражнений. Особенно те из них, которые обеспечивают обратную связь. Когда учитель может получить результаты работы учащихся. И здесь на платформе Interacty вы можете создать такой тест. Ключевой опцией для организации обратной связи является использование Формы сбора данных. Также на платформе есть возможность распечатки любого вашего проекта. Это не просто печатная версия. К примеру, в дидактических играх и упражнениях постарались сохранить интерактивность. Вы можете распечатать и играть с карточками. Если в упражнении у вас был видеофайл, он превращается в аккуратный блок с QR-кодом, по которому ученик может воспроизвести просмотр видео на телефоне. В ряде игр возможна письменная работа учеников: ввод ответов или, к примеру, в игре на соответствие дети могут соединить пары слов или изображений карандашом или ручкой.
Online Test Pad - Цифровой открытый образовательный ресурс. У этого ресурса много возможностей и он все время совершенствуется.
Электронный, или интерактивный урок похож на комплексное задание, но состоит не только из тестов и кроссвордов. Внутрь интерактивного урока можно добавить два вида контента: учебный материал и учебные задания.
Кроме того, весь материал урока можно разделить на несколько этапов. Один этап – это один шаг. Участник должен пройти все шаги и выполнить предложенные задания. Каждый шаг урока публикуется на отдельной странице. Как задание внутрь урока можно добавить тест. При необходимости по результату выполнения задания можно выставить оценку. Так же можно создавать комплексное задание, которое может быть использовано для различных целей. Например, для проведения викторин, контрольных, самостоятельных и домашних работ. На основе такого формата можно создавать рабочие листы или веб-квесты.
Платформа Online Test Pad на уроках истории и обществознания позволяет значительно упрощает работу преподавателя, она проста в использовании и разнообразна в функционале. Ее можно использовать в качестве проверки домашнего задания, в качестве контроля знаний, практических заданий, а также для задания на дом, а контроль знаний учащихся является неотъемлемой частью образовательного процесса. Данный сервис предоставляет педагогу возможность быстрее оценивать учащихся, их знания умения и навыки. Главными достоинствами Online Test Pad является мгновенная обработку результатов тестирования и получение полной отчётности, а также сервис может функционировать независимо от сети интернет.
Данные сервисы позволяют превратить учебу в увлекательное действие, вовлечь детей в разные виды деятельности, мотивировать их познавательную активность, развивать умения и способности, установить связь между учебой и реальной жизнью, изучить объекты, явления, процессы в естественной среде. При этом реализуются такие дидактические принципы как наглядность, доступность, научность, связь теории и практики.
То, что невозможно сделать при помощи традиционных технологий на уроках истории и обществознания, позволяют во многом реализовать информационные технологии. Они позволяют оперировать большим объемом информации и работают с большим быстродействием, реализовывая возможность лучшего усвоения материала, оптимизации учебного процесса и усиления мотивации учащихся к учебной деятельности. Применение в практике преподавания истории и обществознания информационных методов обучения способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам.