12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панкратова Ольга Владимировна58
Россия, Челябинская обл., Чебаркуль
3

Выступление на тему «Использование упражнений по развитию межполушарного взаимодействия в работе учителя-логопеда»

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УПРАЖНЕНИЙ ПО РАЗВИТИЮ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

 

 

t1706845487aa.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Использование упражнений по развитию межполушарного взаимодействия в работе учителя-логопеда»

 

Панкратова Ольга Владимировна,

учитель-логопед первой квалификационной категории

 

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

(слайд) Дошкольный возраст – период активного развития мозговых структур. Предлагаемые игры на развитие межполушарных связей синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника, вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие.

На своих занятиях я использую упражнения на разных этапах: постановка звука, автоматизация и закрепление материала.

Сегодня я хочу вам рассказать и показать, какие упражнения для развития межполушарного взаимодействия я использую в своей деятельности.

В начале занятия я использую игру «Задуманный предмет» (слайд). Она помогает настроить детей на занятие и, в то же время, это упражнение развивает межполушарное взаимодействие.

Мы все знаем о пользе кинезиологических упражнений. И, конечно, я их тоже использую.

(слайд) «Колечко». Это упражнение я использую на этапе постановки звуков: соединяем, проговариваем звук слева, справа, одновременно и в обратном порядке. На этапе автоматизации звуков – проговаривание слогов и, в последствии, слов.

Круглые колечки – звенья для цепочки,

Маме мы подарим – радоваться станет!

Проговорив, мы соединяем с большим пальцем сначала указательный, а потом и все остальные. Одновременно автоматизируем сначала изолированный звук, потом слоги и слова.

«Кулак-ребро-ладонь» или «Кулак-ладонь».

Ладонь сжимаем в кулачок,

Ребром поставим на бочок.

Вниз ладонью опускаем

И сначала начинаем.

Хотелось бы еще отметить, что данные упражнения относятся к биоэнергопластике, которую тоже использую на своих занятиях (особенно это интересно детям при артикуляционной гимнастике). Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на успешное выполнение.

Предлагаю вашему вниманию вариант проведения биоэнергопластики. Движения артикуляторных органов и кистей рук иллюстрируют произносимое педагогом стихотворение. Все предлагаемые комплексы упражнений проводятся в рамках лексических тем, изучаемых в логопедической группе. Сначала все упражнения осваиваются, как и положено, перед зеркалом. Когда этап «зеркала» заканчивается, а удержание статических поз ещё необходимо, ситуация игры позволяет сделать это ненавязчиво. Чередование статических и динамических поз происходит в процесс развития сюжета. Упражнения вводятся постепенно. Логопед произносит текст, а ребенок делает упражнения.

Давайте вместе с вами сделаем это упражнение. Екатерина Николаевна нам в этом поможет. Она будет читать текст, а мы с вами выполнять движения артикуляцией и руками.

(слайд) Кошка и горшок с молоком

(к темам «Домашние животные», «Посуда»)

Текст

Движения артикуляторных органов

Движения рук

В кухне нашей под столом

 

Стоит крынка с молоком.

 

К крынке кошка подошла,

 

 

Сверху сливки попила

 

Глубже сунулась в горшок:

Молочка напьюсь я впрок!

Что случилось? Ой-ой-ой!

Кошка крутит головой,

Налакалась молочка –

 

 

 

 

Не уйти ей из горшка!

С головы горшок не слез.

С ним и убежала в лес!

 

«Блинчик».

 

 

«Чашечка» вне ротовой полости.

 

«Кошка сердится».

 

 

 

Лакание с верхней губы широким язычком.

«Чашечка» за верхними зубами.

 

 

«Цоканье».

 

«Маятник».

Широким языком слизывать с верхней губы и убирать язык за верхние зубы.

 

 

 

 

«Болтушка».

 

Выставляют перед собой выпрямленные ладони.

 

«Корзиночка».

 

 

Согнутые пальцы правой руки опираются на выпрямленную ладонь левой.

Манящие движения ладонями обеих рук.

«Корзиночка».

 

 

 

Качают головой.

 

 

Ладонь правой руки мягко обхватывает выпрямленные пальцы левой руки и прячется под ладонью.

 

 

 

«Бегут» пальчиками рук по столу.

 

 

В своей работе я встречаю детей с синкенезиями. Например, когда ребенок пишет, читает, говорит, в этот процесс включается язык – это лучший вариант, но, как правило, включается все тело. У него качается нога, крутится язык, он все время что-то вертит в другой руке. Глазодвигательные упражнения помогают устранить сенкенезии.

В комплекс включены упражнения на отслеживание предмета на разных уровнях и по пяти основным направлениям: право, лево, верх, низ, к переносице и от переносицы, а также по четырем вспомогательным (диагональным) направлениям.

По мере освоения этих упражнений постепенно в процесс добавляются движения языка (слайд)

Значимое место в развитие межполушарного взаимодействия играют дыхательные упражнения. (слайд) Глубоко вдохнуть. Пауза. На выдохе произносим звуки: пф-пф-пф-пф-пф. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: р-р-р-р-р. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: з-з-з-з-з. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: ж-ж-ж-ж-ж. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: мо-ме-мэ-му.

Также в своей работе я активно использую межполушарные доски (слайд). Они представляют собой механический тренажёр в виде доски с зеркальным насечением узоров различной сложности для правой и левой руки. Их еще называют нейродосками и нейротренажерами.  Узоры встречаются разные: от простых кругов до лабиринтов; чем больше углов в узоре, тем сложнее считается упражнение.

Сами упражнения представляют собой следующую схему действий:

- упражнение выполняется одной (ведущей) рукой по часовой стрелке, а затем этой же рукой – против часовой стрелки;

- упражнение выполняется другой рукой по часовой стрелке, а затем этой же рукой – против часовой стрелки;

- упражнение выполняется синхронно двумя руками: пробуем пройти лабиринт сначала по часовой стрелке, а потом – против часовой стрелки;

- последним заданием будет прохождение лабиринта одновременно двумя руками, но в разном направлении.

(слайд) Рисование одновременно 2-мя руками, да еще и разного цвета фломастерами очень увлекает детей. Рисуем карандашами и фломастерами.

Для развития мелкой моторики пальцев рук использую дорожки классики (слайд), на первый взгляд очень простое упражнение, но на самом деле синхронизировать две руки детям очень сложно. (слайд) А что бы было интересно классики у нас разнообразные.

(слайд) При работе с такими дорожками стараюсь использовать максимум пространства в группе: размещаю их на поверхности столов, стен, шкафов.

(слайд) Звукослоговые дорожки: каждый звук или слог проговаривается с определенным движением кистей рук. (слайд) А на этапе автоматизации и деференциации звуков в словах использую вот такие карточки.

Также в своей работе применяю необычный способ рисования: (слайд) нужно зеркально дорисовать вторую половину рисунка. Такое рисование развивает воображение и фантазию. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

(слайд) Можно использовать специальные прописи для развития межполушарного взаимодействия. Я использую рабочие тетради из методического комплекса Нищевой, т.к. логогруппа работает по программе Натальи Валентиновны Нищевой.

Таким образом, в работе логопеда все эти упражнения благотворно влияют на силу, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов. Следовательно, у детей будет выше интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие. Следует отметить, что эти методы удобны в применении, органично вписываются в структуру занятия, а главное – дети выполняют их с большим желанием и удовольствием, что является немаловажным для роста мотивации в обучении.

А сейчас я предлагаю Вам, уважаемые коллеги, пройти небольшой тест, который поможет Вам определить Ваше ведущее полушарие. Вам необходимо будет выполнять некоторые действия, записать или запомнить последовательность выбранных вами букв.

1. Сплетите пальцы рук в замок.

Если верхним окажется большой палец левой руки, напишите на листе бумаги букву «Л», если большой палец правой руки - букву «П».

2. Прицельтесь в невидимую мишень.

Если для этого Вы пользуетесь левым глазом, закрывая правый, напишите букву «Л», если наоборот - «П».

3. Скрестите руки на груди, приняв позу Наполеона.

Если кисть левой руки окажется лежащей сверху, пометьте это буквой «Л», если правой - буквой «П».

4. Поаплодируйте.

Если Вы бьёте левой ладонью по правой, то это буква «Л», если правая ладонь активнее - буква «П».

А теперь оцените результат:

Теперь оцените получившийся результат по данной схеме: (слайд)
«ПППП» (100% правша) – ориентация на стереотипы, консерватизм, бесконфликтность, нет желания ссориться и спорить.
«ПППЛ» – одна из самых ярких черт характера – нерешительность.
«ППЛП» – это довольно ярко проявленный контактный тип характера. Кокетство, решительность, чувство юмора, артистизм. (Чаще у женщин…)
«ППЛЛ» – такое сочетание не часто встречается. Характер приближен к предыдущему, только более мягкий. «ПЛПП» – аналитик, с одновременной мягкостью. Привыкает медленно, осторожен в отношениях, терпимость и некоторая холодность. (Чаще у женщин…). «ПЛПЛ» – очень редкое сочетание. Беззащитность, подверженность различным влияниям. (Чаще у женщин…). «ЛППП» – это сочетание встречается часто. Эмоциональность, не достает упорства и настойчивости в решении важных вопросов, подверженность чужим влияниям, хорошая приспособляемость, лёгкое вхождение в контакт, дружелюбие.
«ЛППЛ» – более значительная, чем в предыдущем случае, мягкость характера и наивность. «ЛЛПП» – дружелюбие и простота, некоторая разбросанность интересов и склонность к самоанализу. «ЛЛПЛ» – мягкость, простодушие, доверчивость.
«ЛЛЛП» – энергичность, эмоциональность, решительность. «ЛЛЛЛ» (100 % левша) – «антиконсервативный тип характера». Способность по-новому взглянуть на старое. Сильные эмоции, выраженный индивидуализм до эгоизма, упрямство, иногда доходящее до замкнутости. «ЛПЛП» – очень сильный тип характера. Но неспособность менять свою точку зрения. А также упорство в достижении поставленных целей и энергичность. «ЛПЛЛ» – подобие предыдущего типа, только не так неустойчив и склонен к самоанализу. Испытывает некоторые трудности в приобретении друзей. «ПЛЛП» – характер легкий, умение избегать конфликты, лёгкость же в заведении знакомств и общении, частая смена увлечений.
«ПЛЛЛ» – независимость и непостоянство, желание всё делать самому.
Если у Вас получилось больше букв «П», то доминирует левое полушарие, и наоборот.

(слайд) Свое выступление я хотела бы завершить словами Ивана Петровича Павлова, отечественного ученого-физиолога: «Развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых центров в обоих полушариях даёт человеку преимущество в интеллектуальном развитии».

Спасибо за внимание!

 

 

Опубликовано


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.