Урок музыки в 1 классе «Музыкальные инструменты»
Цель урока: закрепление теоретических знаний пройденного материала. Углубить и продолжить накопление знаний о народных инструментах. Знакомство с новыми инструментами.
Задачи:
Образовательная: активизировать знания учащихся о народных инструментах.
Развивающая: обогащать словарный запас. Развивать речь. Развивать умение анализировать.
Воспитательная: воспитывать музыкальную культуру, интерес к изучаемому материалу.
Тип урока: актуализация ранее усвоенных знаний и формирование новых знаний.
Вид урока: урок-игра.
Методы:
Обучающие – беседа, демонстрация, иллюстрации, познавательная игра, ситуационный, дискуссия.
Мотивации и стимулирования – поощрение, учебно-познавательная игра, создание образных представлений, познавательный интерес, создание проблемной ситуации, задания на смекалку, познавательные затруднения.
Музыкальный материал:
1. Попевка «Дин-дон»
2. Песня «Карлсон»
3. Песня «Желтый страусенок»
4. Русский наигрыш «Во саду ли»
5. Русский наигрыш «Барыня»
ТСО:
1. Компьютер
2. Проектор
3. Аудиозаписи
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие попевкой «Дин-дон».
(у) – на прошлом уроке мы продолжали разговор о русских народных инструментах. Давайте вспомним, почему они называются русскими народными, где их Родина? Звучание каких инструментов мы слушали на прошлом уроке?
(д) – свистулька, жалейка - это деревянные духовые.
II. Закрепление знаний, полученных на прошлых уроках.
Слайд 2. (дети по картинкам определяют названия инструментов, проверяя правильный ответ щелчком левой клавиши мыши)
(у) сегодня мы продолжим знакомиться с народными инструментами, и отправимся в мир музыкальных инструментов с одним из героев сказки. Угадайте, кто он:
Слайд 3.
Все девчонки и мальчишки
Полюбить его успели
Он – герой веселой книжки
За спиной его пропеллер (Карлсон)
(по двум щелчкам появятся правильный ответ и картинка).
(у) – Наш герой очень не любит быть один, и поэтому мы сегодня вместе с ним отправимся в гости и познакомим его с новыми друзьями.
(у) – кто же его первый друг.
Слайд 4 .
Белый по белому
Написал белым
Рыжая пойдет,
Белого найдет (заяц)
(по двум щелчкам появятся правильный ответ и картинка).
Слайд 5.
Ритмизация стиха «Зайчик»
Раз, два, три, четыре, пять
Вышел зайчик погулять
Вдруг охотник выбегает
Прямо в зайчика стреляет
Пиф-паф – не попал
Быстрый зайчик убежал.
(детям предлагается прохлопать ритмический рисунок стихотворения).
Слайд 6.
(у) –по дороге в гости к следующему герою проведем небольшую разминку, найдем ритм в русских народных прибаутках.
По кочкам, по кочкам,
По маленьким пенечкам,
В ямку – бух!
Провалился петух.
Ай, тюк, тюк, тюк,
Наловил дед щук.
Бабка рыбку пекла.
Сковородка потекла.
(дети прохлопывают ритм )
(у) - Там, где звучат музыкальные инструменты, обязательно есть кто-то самый главный. Карлсону необходимо с ним познакомиться.
Слайд 7.
Он руками машет плавно
Слышит каждый инструмент
Он в оркестре самый главный
Он в оркестре – президент. (дирижер)
(по двум щелчкам появятся правильный ответ и картинка).
(у) – кто такой дирижер?
(д) - варианты ответов детей.
(у) – Карлсон очень весёлый, и что бы он не скучал, мы споём ему песню, а я буду дирижёром. (В роли дирижёра может быть любой ученик по желанию)
Исполнение песни «Карлсон»
III. Изучение новой темы.
(у) – сегодня мы познакомимся с двумя похожими друг на друга, но вместе с тем разными инструментами. Отгадайте загадку про них:
Слайд 8.
Ой, звенит она, звенит,
Всех игрою веселит.
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны! (балалайка, домра)
(по четырем щелчкам появятся правильные ответы и картинки).
Слайд 9.
Показ балалайки, домры, их отличие, сходство, строение. Принцип игры на балалайке и домре. На балалайке играют бряцанием, а на домре при помощи медиатора.
(В школе обязательно найдутся дети, которые посещают музыкальную школу и играют на каком-либо инструменте. Они с удовольствием приходят на урок, показывают инструмент, рассказывают о нем и играют).
Понятие струнные инструменты. (По двум щелчкам появятся названия инструментов, дети при этом могут проверить, правильно ли они запомнили инструменты).
Слушание произведения «Во саду ли, в огороде»
При повторном прослушивании дети участвуют в исполнении с шумовыми инструментами.
Слушание произведения «Барыня». Дирижирование под музыку.
IV. Закрепление знаний, полученных на этом уроке и ранее.
Слайд 10.
(у) - Найдите лишние слова, не связанные с теми музыкальными инструментами, с которыми познакомились на уроке: (по щелчкам лишние слова будут исчезать, так дети проверят свои ответы).
Струны Народные инструменты
(Смычок) Дирижёр
Корпус (Танцоры)
(Клавиши) Оркестр
Гриф Музыканты
V. Физкультминутка.
(у) – кто же следующий друг у Карлсона?
Слайд 11.
Кто гантели поднимает,
Дальше всех ядро бросает?
Быстро бегает, метко стреляет,
Как одним словом их всех называют? (спортсмен)
(по двум щелчкам появятся правильный ответ и картинка).
Исполнение зарядки под музыку.
(у) – отправляемся с Карлсоном к следующему другу, про которого мы знаем песню. Кто это?
Слайд 12.
Эта птица хоть куда!
Не летает никогда.
Только бегает, как ветер,
Знают птицу все на свете. (страус)
(по двум щелчкам появятся правильный ответ и картинка).
Исполнение песни «Желтый страусенок»
VI. Рефлексия.
(у) – вместе с Карлсоном и его новыми друзьями мы совершили путешествие в мир музыки, познакомились с новыми инструментами. Давайте подведём итог и выполним следующее задание.
Детям предлагается правильно составить словосочетания. По щелчкам появятся правильные варианты, и дети смогут проверить свои ответы.
Администрация сайта «УРОК.РФ»
Администрация сайта «УРОК.РФ»