Статья «Особенности восприятия незнакомого человека детьми с эмоциональными нарушениями»

1
0
Материал опубликован 7 January 2019

Особенности восприятия незнакомого человека детьми

с эмоциональными нарушениями

П.С.Эргашев

Доцент кафедры «Психология религии и педагогика»

Международной исламской академии Узбекистана,

доктор психологических наук

Каждый возрастной период имеет свою особую ценность, свой потенциал развития, свое значение в дальнейшем развитии человека. Детство, безусловно, играет важную роль в психическом развитии индивида. Именно в детстве начинает складываться личность человека, формируется его мотивационно-потребностная сфера, закладываются основы его мировоззрения, представления о себе, о природе, об окружающем мире.

Все развитие человека в детском возрасте обусловлено общением с близкими взрослыми. Однако, как отмечает В.С.Мухина, со временем растущие возможности познания окружающего мира выводят интересы ребенка за узкий круг близких ему людей [3,с.156]. Следующее объективное обстоятельство впервые именно в детском возрасте актуализирует проблему межличностных взаимоотношений человека с незнакомыми людьми, в целом, и проблему восприятия незнакомых людей, в частности. В психологических исследованиях изучены некоторые вопросы восприятия незнакомого человека детьми разного возраста. Например, в экспериментах А.В.Сидоренкова и М.Ю.Вишневкиной изучена возрастная динамика доверия детей дошкольного возраста незнакомым людям [5]. В диссертационной работе Е.В.Гоготовой изучены особенности первого впечатления о другом человеке у детей дошкольного возраста [2], Н.И.Бабич провел исследование закономерностей формирования первого впечатления о другом человеке у детей младшего школьного возраста [1]. Однако в этих и других работах этого порядка вопрос об особенностях восприятия незнакомых людей детьми с нарушениями эмоциональной сферы не был предметом специального научного анализа ввиду своеобразных исследовательских задач авторов. В этой статье мы попытались отметить некоторые общие особенности восприятия незнакомого человека детьми с наиболее распространенными видами эмоциональных нарушений, а также обосновать возможность рассмотрения этих особенностей как симптомов, отражающих индивидуальные характеристики эмоционального развития детей.

Прежде всего, необходимо отметить, что при встрече ребенка с чем-то необычным, новым у него кроме удивления и любопытства может возникнуть острое тревожное состояние [3,с.201]. Поэтому вполне естественно, что при встрече ребенка с новым лицом или группой лиц его первой реакцией обычно является робость, заторможенность. В этой ситуации ребенок не хочет громко отвечать на вопросы, иногда прячется за мать и даже начинает плакать. Польский психолог К.Обуховский отмечает, что «отважное» поведение ребенка в новой для него ситуации, не предваряемое периодом хотя бы некоторого временного резерва, позволяющего присмотреться к ситуации, оценивается в клинической практике как подозрительное проявление, свидетельствующее об определенном нарушении в развитии личности, зачастую об умственном недоразвитии. Продолжая мысль, К.Обуховский утверждает, что с другой стороны, также ненормально ведет себя ребенок, всегда старающийся не притягивать к себе внимания, относящийся к каждому человеку с долго не проходящим страхом. [4,с.164]. Фактически здесь описаны две основные формы поведения детей в отношении незнакомого лица, которые, несомненно, берут начало в разнообразных психических нарушениях, на что хотя бы в общих чертах указывает польский психолог. Чтобы уточнить какие именно нарушения в психическом развитии ребенка способствуют искаженному восприятию незнакомого человека, мы считаем, что необходимо проследить его взаимосвязь с типичными для детского возраста нарушениями эмоциональных процессов, так как эмоциональные нарушения являются одним из наиболее частых причин отклонений психического развития детей.

Наиболее тяжелым видом эмоциональной патологии в детском возрасте является сидром раннего детского аутизма. Аффективный дискомфорт в контакте с миром и нарушение развития отдельных аффективных механизмов взаимодействия с ним, присущий аутичным детям обуславливает стремление ограничивать, упрощать, стереотипизировать такие контакты. Специалисты отмечают, что подобные тенденции в особой степени проявляются во взаимодействии с людьми, в норме являющимися для ребенка наиболее этологически сильными раздражителями и требующими от него реализации акивных и сложных форм эмоционального контакта [6,с.66]. Безусловно, именно незнакомый человек, поведение которого довольно трудно предвидеть, взаимодействие с которым требует выработку новых поведенческих стратегий, представляет для ребенка наиболее сильный этологический раздражитель. Следовательно, особенности восприятия незнакомого человека может особенно четко отражать аутичные тенденции в поведении ребенка.

Известно, что страхи некоторых детей фиксируясь надолго, перестают выполнять свою адаптивную функцию, становятся препятствием в развитии, освоении знаний об окружающем мире, что не может не сказаться на восприятии незнакомых людей. Исследования Е.В.Гоготовой показывают, что физические недостатки в облике незнакомого человека, определяют негативное эмоциональное отношение детей к нему. Объекты восприятия женского пола производят положительное первое впечатление на большое количество детей, если у них длинные, аккуратно причесанные волосы. Объекты восприятия мужского пола нравятся больше, если у них короткие аккуратные стрижки [2, с. 18]. И чем ярче и наряднее одежда воспринимаемого человека, тем сильнее ее хозяин нравиться ребенку [2,с.17]. Однако вполне вероятно, что для детей с генерализированным страхом, основанным на любом изменении стабильности в эмоциональных контактах с близкими людьми, чему может способствовать контакт с незнакомым человеком, элементы физического облика, оформление внешности объекта восприятия не будут иметь столь важное значения в формировании отношения к нему. Ведь, независимо от внешности воспитателя очень сложно оставить ребенка в детском саду, если он слишком болезненно воспринимает смену привычного стереотипа эмоциональных контактов.

Результаты экспериментов показывают, что избирательно-настороженное отношение детей с нормальным эмоциональным развитием к незнакомым взрослым проявляется только в ситуациях взаимодействия, когда рядом отсутствуют знакомые люди [5,с.44]. В то же время, дети с легкой степенью агрессивности при появлении на специальных занятиях нового человека даже в присутствии знакомых людей, начинают кричать, бросать предметы, бить по ногам [6,с.160], что, свидетельствует о своеобразном восприятии этими детьми незнакомого человека.

Таким образом, проглядывается некоторая зависимость особенностей эмоционального развития и восприятия незнакомых людей в детском возрасте. Вероятнее всего, что эта зависимость выражается в искажении восприятия нарушениями в эмоциональной сфере. Несмотря на то, что это предположении требует экспериментальной проверки, даже на основании сравнительного анализа существующих данных, вероятно, возможно возведение неадекватного отношения к незнакомым людям в ранг симптомов, свидетельствующих об эмоциональном неблагополучии в психической жизни ребенка.

Литература

1.Бабич Н.И. Особенности первого впечатления о другом человеке у младших школьников // Вопр. Психол. 1990. №2. С. 57-62.

2.Гоготова Е.В. Особенности первого впечатления у детей старшего дошкольного возраста: Афтореф... канд. психол. наук. – М., 2002. -18 с.

3.Мухина В.С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Л.А.Венгера. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985. – 272 с.

4.Обуховский К. Психология влечений человека. Перевод с польс. В.И.Могилева. Под ред. и с послесл. д-ра мед. наук проф. Б.М.Сегала. М., «Прогресс», 1972. 247 с.

5.Сидоренков А.В., Вишневкина М.Ю. Доверие дошкольников к незнакомым взрослым // Вопр. психол. 2001. №2. – С. 37-47.

6.Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция/ В.В.Лебединский, О.С.Никольский, Е.Р.Баенская, М.М.Либлинг. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. – 197 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.