Исследовательская работа «Исследование химического состава цветных мелков и изготовление их в домашних условиях»

0
0
Материал опубликован 5 May 2019

Исследование химического состава цветных мелков и изготовление их в домашних условиях

Введение

Наверное, нет в нашей стране человека, который ни разу в жизни не держал в руках мел. Как минимум, во времена учебы в школе или в университете вам точно не раз приходилось что-нибудь писать на большой доске. И инструментом, которым вы чертили графики, геометрические фигуры, решали уравнения или просто записывали нужные слова под диктовку, был обычный мел.

Сегодня этот «пишущий инструмент» вместе со старыми школьными досками постепенно уходит со сцены, передавая пальму первенства специальным металлическим доскам и маркерам. А в более продвинутых школах уже устанавливаются интерактивные доски. Тем не менее, обычный школьный мел до сих пор остается востребованным в разных сферах. Кроме того, не все школы пока еще отказались от этого традиционного инструмента.

Причем мел может использоваться белый или цветной, твердый или мягкий, пачкающий руки, оставляющий много пыли или нет. Всё чаще нами используются цветные мелки, причем, не только во время школьных занятий или во время лекций в вузах. Достаточно выйти на улицу и посетить ближайший парк, чтобы увидеть десятки детей, которые с интересом раскрашивают асфальт или плитку, создавая очередной шедевр уличной живописи. Дети просто обожают рисовать. И очень любят гулять на улице. А цветные мелки позволяют совместить одно занятие с другим.

Используют цветные мелки и разнообразные кафе и рестораны. Они выставляют на улице специальные штендеры с черным фоном, и на них пишут свои рекламные предложения цветными мелками. От руки. Такое обращение действует на клиентов намного лучше, чем стандартная и безликая цветная печать. Вот вам и еще одни потребители цветных мелков.

От чего же зависит качество мела? Каков его состав? Как мелу придают различные окраски? Можно ли изготовить мел самому? На эти вопросы и ответит наша исследовательская работа.

Объект исследования: цветные мелки.

Предмет исследования: ингредиенты, входящие в состав мела.

Цель работы: изучить химический состав различных образцов цветного мела и овладеть методикой изготовления цветных мелков в домашних условиях.

Задачи:

1. Изучить литературу по данной теме, проанализировать данные источники.

2. Провести исследование качественного и количественного состава образцов цветного мела разных производителей.

3. Изготовить несколько образцов цветного мела в домашних условиях и проанализировать качество изготовленных образцов.

Гипотеза: поскольку мелки состоят из химических соединений, то, имея нужные ингредиенты, можно получить образцы мелков собственного изготовления.

Методы исследования: сравнительный анализ, наблюдение, физико-химические методы, проведение эксперимента по изготовлению цветных мелков.

Глава 1. Теоретическая часть

1.1 Состав цветных мелков для рисования

Мел - это природный материал, который добывают, как и другие полезные ископаемые. Главное составляющие мела - это известняк CaCO3 - в составе этого минерала теоретически содержатся 56,03 % CaO и 43,97 % СО2 . Карбонатная часть мела состоит из трех групп компонентов: органических остатков (растительные, животные); кристалликов кальция с четко выраженными гранями; порошкового кальцита [2].

Также добавляют различные добавки для придания цвета-красители, связующие вещества, гипс. Мел принадлежит к очень распространенным в природе веществам минерального происхождения и потому общеизвестен. Мел натурального происхождения часто имеет серовато-желтый оттенок. Бывает и совершенно серый мел. Лучшие сорта мела (наиболее чистые) имеют почти снежно-белый цвет, так как состоят почти из чистого карбоната кальция. При нагревании на воздухе кальцит диссоциирует при температуре 800 – 900°С. Процентное содержание в меле карбонатов характеризует его качества, определяет технологию производства и пригодности меловой продукции для различных отраслей народного хозяйства.

По данным химического анализа в меловой породе содержится:

карбонат кальция - CaCO3 – 98, 19 – 98, 54%;

карбонат магния - MgCO3 – 0, 52 – 0, 71%;

диоксид кремния - SiO2 – 0, 68 – 0, 76%;

оксид алюминия - Al2O3 – 0, 12 – 0, 15%;

оксид железа - Fe2O3 – 0, 09 – 0, 11%.

1.2 Процесс производства мела

Экструзионный способ. При этом способе мокрый мел в виде тонких колбасок поступает из машины похожей на мясорубку. Колбаски укладываются на противень, режутся и сушатся в печах. Получаются мелки круглой формы. Технологическая особенность этих мелков – их «связывание» происходит за счет клея (чаще всего ПВА), что не совсем безопасно для здоровья. Зато этот мел мягок, приятен на ощупь, практически не пачкает рук.

Способ литья. Технология изготовления литого мела пришла к нам из Чехии. Литой белый мел абсолютно безопасен для здоровья, так как его связующим материалом является гипс в очень маленьких количествах. Литой мел изготавливается с помощью пресс - формы, которая представляет собой емкость с ячейками в форме вытянутого куба. В смесителе порошок мела тщательно перемешивается с гипсом (белый мел), а также с красителями (цветной). От качества порошка напрямую зависит качество мела - в нем не должно быть твердых частиц гипса или песка, которые потом царапают доску при письме. Полученный порошок ссыпается в бочку, где вручную разводится водой.

Смесь заливается в матрицы и остается там на некоторое время - вода постепенно испаряется, происходит реакция связывания молекулярной структуры мела и гипса. Затем матрицу переворачивают на специальный решетчатый поддон и «снимают» ее с мелков. После этого матрицы моют в специальном мыльном растворе - сырые мелки будут легче от нее отставать. Поддон ставят в сушильный шкаф, выдерживают там мел определенное время, затем готовые мелки поступают в цех упаковки. Упаковка производится вручную.

Отмучивание. Для лучших сортов различных мелков применяется так называемый отмученный мел (в торговле называется плавленый мел). Для приготовления отмученного мела применяют природный мел. Его разбивают на куски, сортируют, отбрасывают все примеси и затем растирают с водой на мельничных жерновах. Полученная масса отстаивается, причем тяжелые примеси (песок, камни) осядут на дно. Жидкость, содержащую уже более чистый материал, пропускают во второй чан, затем в третий, пока все посторонние примеси не осядут на дно и не будут удалены. Затем дают массе довольно долго отстаиваться в чану, вода сливается, а оставшаяся масса перекладывается в ящики с дырчатыми стенками, обтянутыми полотном. Далее массу сушат на решетах, причем если после высушивания мел очень рассыпается, то добавляют немного раствора декстрина или клея.

Приготовление цветных мелков для различных целей.

Мел для письма, а также мел для дерева и кожи получают формовкой белого отмученного (молотого) мела со связующим веществом. Мелки, кроме красивого цвета, должны обладать определенной твердостью, т. е. не должны быть слишком твердыми или слишком мягкими. Порошок мела смешивают с соответствующим количеством минеральных красок для получения любого оттенка и замешивают в водном растворе столярного клея, гуммиарабика или декстрина. В качестве наполнителя для белых мелков можно применять гипс, алебастр, а также и свинцовые белила, но эти материалы, в общем, слишком дороги. В качестве связующего вещества для цветных мелков применяются также пивные дрожжи, клей, гуммиарабик, а также клейстер из овсяной муки.

Зеленые мелки изготавливают из горной зелени, в смеси с мелом и пивными дрожжами, из смеси берлинской лазури с хромовой желтой или, наконец, из желтого бакана в смеси с зеленым ультрамарином или швейфуртской зеленью (ядовита!).

Красные мелки изготовляют из марены, бакана, замешивая последние с пивными дрожжами, овсяной мукой, молоком или гуммиарабиком. Очень красивые мелки можно получить, смешивая красную охру, кармина, замешанных с молоком, отваром овсяной муки или раствором гуммиарабика. Обыкновенные мелки изготовляются из красного мела, красного болюса, колькотара.

Синие мелки. Парижская синь дает темные оттенки. Чтобы мелки не были слишком твердыми, применяют следующий метод. Парижскую синь, тонко измельченную, обрабатывают концентрированной серной кислотой, которая ее обесцвечивает. Последующая промывка водой восстанавливает ее цвет и сопровождается выпадением тонкого осадка, который смешивают с равным количеством мела и замешивают водой с прибавлением небольшого количества мыла и декстрина.

Желтые мелки получаются из желтой охры или хромовой желтой, которую применяют в чистом виде или растертую с медом и замешанную с раствором гуммиарабика или пивными дрожжами.

Черные мелки изготовляются из ивового угля или ламповой сажи с прибавлением небольшого количества парижской сини и склеивающих веществ.

1.3 Физико-химические свойства мела

По физико-структурным свойствам природный мел принято разделять на четыре группы:

Чистый природный мел, с мягкой тонкозернистой структурой породы, легко пачкающейся (оставляющей след при легком касании), белого цвета. Содержание СаСО3 составляет более 95%, а примесей – до 5%.

Глинистый (песчаный) мел, обладающий слабосцементированной тонкозернистой структурой породы белого цвета с некоторыми оттенками. Содержание СаСО3 составляет 90-95%, а примесей – 5-10%.

Меловой мергель, который имеет слабосцементированную тонкозернистую породу серого, зеленоватого, жёлтого и других оттенков. Содержание СаСО3 составляет 80-90%, а примесей – 10-20%.

Мелоподобный известняк, с плотносцементированной кристаллической структурой породы как белого, так и желтоватого или серого цвета. Содержание СаСО3 составляет до 90%, а примесей – около 10%.

Природный мел является полускальной жёсткой породой, прочность которого напрямую зависит от влажности. Модуль упругости сухого мела составляет порядка 3000 МПа для рыхлого состояния и до 10000 МПа для уплотненного мела, а временное сопротивление сжатию составляет от 1000 до 4500 МПа в воздушно-сухом состоянии. При попадании влаги (1-2%) значение прочности мела снижается, но при влажности около 25% прочность мела на сжатие возрастает в 3 раза по сравнению с сухим состоянием и проявляются пластические свойства. Данные свойства мела (вязкопластические) весьма затрудняют его переработку, поскольку происходит налипание мела на обрабатывающие инструменты, что приводит к выходу их из строя. Также эти свойства ведут к отказу в выработке мела с нижних горизонтов меловых карьеров, которые, как правило, бывают наводнены, не смотря на то, что качество мела там наилучшее. Морозостойкость мела весьма низкая, несколько циклов замерзания и размерзания приводят к распаду природного мела на 2-х миллиметровые кусочки, что можно использовать как положительный фактор в народном хозяйстве. При внесении в кислую почву с целью известкования, мел не нужно дробить, а достаточно лишь пару сезонов перепахивать почву, и под воздействием температуры мел распадется, при этом его воздействие на почву будет пролонгированным [2].

Известно, что в одном и том же меловом карьере на разных горизонтах характеристики природного мела различны, что связано с различными факторами его образования. Различия физико-химических свойств мела обязательно учитываются при технологическом картировании (определении сорта мела) и оценке залежей меловых карьеров.

Глава 2. Практическая часть

2.1 Определение основных показателей качества мела

Для анализа нами были взяты образцы цветных мелков разных производителей и стоимости (см. Приложение).

Качественный анализ мела.

Оборудование и реактивы: микроскоп, предметное стекло, пипетки, штатив лабораторный, воронка, спиртовка, пробка с газоотводной трубкой, пробирки, ступка с пестиком, фильтровальная бумага, образцы цветных мелков, известковая вода, соляная кислота(10%), уксусная кислота (3%), вода дистиллированная.

Опыт №1. Проведение качественной реакции на обнаружение ионов Ca2+:

при внесении ваты, пропитанной раствором мела в уксусной кислоте, в пламя спиртовки оно должно окрашиваться в кирпично-красный цвет, что говорит о присутствии ионов Ca2+ в образце. Но, кроме карбоната кальция в прессованном школьном меле есть примесь соды, и пламя окрашивается в оранжевый цвет [3].

Опыт №2. Проведение качественной реакции на обнаружение ионов СО32-:

необходимо поместить измельченный мел в пробирку и прилить избыток раствора соляной кислоты до прекращения химической реакции:

СаСО3 + 2НСl = CaCl2 + CO2 ↑ + H2O

Вывод: все образцы цветного мела содержат ионы кальция и карбонат - анион, следовательно, в нём присутствует карбонат кальция (CaCO3). Но в образце №1 «вскипание» раствора и выделение углекислого газа незначительное, что указывает на малое содержание в образце карбоната кальция.

Качественный анализ на содержание примесей.

Опыт №3. Распознавание крахмала. В качестве реактива на крахмал можно использовать раствор йода. Крахмал мы обнаруживали с помощью спиртового раствора йода. На исследуемые кусочки мела нанесли по 2 – 3 капли раствора йода.

I2 + (C6H10O5)nI2 • (C6H10O5)n

Вывод: окраска раствора йода изменилась с круглым мелом (цвет синий). С остальным и образцами мела окраска спиртового раствора йода не менялась.

Опыт №4. Микрокристаллическая реакция на гипс. Присутствие гипса в качестве связующего можно доказать проведением микрокристаллоскопической реакции. Каждый исследуемый образец мела измельчили в ступке и массу 1 грамм растворили в 2 мл дистиллированной воды. Тщательно перемешали полученный раствор стеклянной палочкой. Полученный раствор профильтровали. Затем каплю фильтрата поместили на предметное стекло и рассмотрели под микроскопом. В процессе высыхания капли растут кристаллики гипса (если он входит в состав мела), имеющие форму характерных иголок и игольчатых друз.

Помимо этого была проведена качественная реакция на определение ионов SO42-:

CaSO4+BaCI2→BaSO4↓+CaCI2,

причем в образце №1 явно наблюдалось выпадение белого осадка сульфата бария, что указывает на избыточное количество гипса в данном образце.

Вывод: Из примесей в составе цветных мелков мы обнаружили гипс и крахмал.

Чтобы избежать отравления учащихся ядовитой пылью, школам и промышленным предприятиям категорически запрещается употреблять при изготовлении цветного мела ртутные, мышьяковистые и другие ядовитые краски: парижскую зелень и прочее. Поэтому нами были проведены следующие опыты.

Опыт №5. Определение наличия ионов ртути Hg2+ в цветном меле.

Ртуть принадлежит к числу тиоловых ядов, блокирующих сульфгидрильные группы белковых соединений и этим нарушающих белковый обмен и ферментативную деятельность организма. Пары и неорганические соединения ртути вызывают контактный дерматит. Есть сведения, что многие формы ртути способны проникать в организм человека через кожу.

Исследуемый образец мела массой 1 грамм измельчаем в ступке и растворяем в 2 мл проточной воды.

К 1 мл данного раствора приливаем HCI или (H2SO4 раствор)

Нагреваем до t 60°-80 °

Приливаем раствор тиосульфата натрия Na2S2O3 ,кипятим 1-2 мин.

Выпадение черного осадка указывает на наличие ионов Hg2+:

Hg2+ +S2- = HgS¯↓.

Опыт №6. Определение ионов свинца Pb2+ в цветном меле.

Свинец – опасное химическое вещество (металл), которое при попадании в человеческий организм действует как нейротоксин. Большая концентрация свинца в теле человека приводит к хроническому повреждению почек, нарушает работу репродуктивных органов, повышает кровяное давление, вызывает тошноту и рвоту.

Берем 2-ю половину исследуемого раствора

Разбавляем 2-3 раза водой, нагреваем до кипения

Осадок отфильтровываем

К фильтрату добавляем 1-2 мл раствора KJ

Фильтрат охлаждаем под краном с холодной водой, если ионы свинца присутствуют, то мы обнаружим выпадение зелено-желтых кристаллов PbJ2:

Pb2+ +2KJ=PbJ2- +2K+

Вывод: данные образцы цветного мела не содержат ионов ртути и свинца.

Количественный состав мела.

Для определения количественного состава мела был взят образец №6, который в ходе проводимых качественных реакций показал наличие карбоната кальция значительнее других образцов. До и после реакции взвесили стаканчик с соляной кислотой. Взвесили кусочек мела, опустили его в раствор соляной кислоты. По окончании реакции определить уменьшение реакционной массы. По уравнению реакции рассчитали массу и процентное содержание карбоната кальция. Вычисление массовой доли карбоната кальция:

2.2 Выводы и рекомендации

На основе проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

- в продажу поступает мел, который не соответствует нормам ГОСТ, а имеет ТУ.

- не весь мел, который продаётся в магазинах, обладает хорошим качеством;

- отсутствие высоких очевидных показателей указывает на не совершенство процесса производства;

- постоянная работа с мелом вызывает пачкание рук, сухость кожи рук, слоение ногтевой пластины, трескание кож рук, кашель, першение в горле, чихание.

Рекомендации для уменьшения отрицательных последствий, которые появляются при постоянном контакте с мелом:

1. Во время работы чаще мыть руки со смягчающим туалетным мылом: «глицериновое», «ланолиновое», «вазелиновое» и «молочное»;

2. После каждого использования мела смазывать руки увлажняющим кремом для рук;

3. Стирать мел с доски только влажной тряпкой;

4. Промывать тряпку для стирания мела как можно чаще.

Глава 3. Изготовление цветных мелков в домашних условиях

Приготовление мела – простое и недорогое предприятие, которое вы можете устроить у себя дома, используя вещи, которые почти наверняка найдете под рукой. Добавьте немного красок и получите цветные мелки, которыми можно рисовать [5].

1 способ

Ингредиенты: вам понадобится 1/2 стакана гипса на партию мела; гуашевая краска; вощеная бумага (или сами натрите бумагу свечкой) - она нужна вам для того, чтобы выложить ей формы для мела, без бумаги мел приклеится к ним.

Приготовление: Приготовьте формы. Выстелите формы вощеной бумагой, глянцевой стороной вверх. Если вы используете трубки, заклейте один край скотчем, чтобы удержать меловую смесь внутри. Налейте краску в миску. Вам нужно 2 ст. ложки краски на партию мела. Отмерьте краску в миску, на одну миску - один цвет. Вы можете смешивать краски, чтобы получить новые цвета; например, смешайте красный мел с желтым, чтобы получить оранжевый, или синий с желтым, чтобы получить зеленый. Убедитесь, что общее количество краски на миску будет около 2 ст. ложек. Добавьте гипс. Насыпьте 1/2 стакана гипса в каждую миску. Тщательно перемешайте смесь, чтобы все ингредиенты полностью соединились, и не осталось комков. Добавьте каплю жидкого посудного мыла. Так мел будет лучше отмываться. Просто вмешайте 1-2 капли в каждую миску со смесью. Перелейте мел в формы. С помощью ложки переложите смесь в отдельные формы, по одному цвету на каждую форму. Наполняйте формы так сильно, как захочется - меловая смесь не расширится, когда будет высыхать. Накройте формы вощеной бумагой, когда закончите. Дайте мелу высохнуть. Перенесите мел в сухое место, чтобы из него испарилась влага. Мел готов к использованию после того, как высохнет полностью.

2 способ

Ингредиенты: скорлупа от яиц; мука (она сделает смесь более густой и сделает мел пышнее); пищевой краситель (подойдет как жидкий краситель, так и гель); формы; вощеная бумага.

Приготовление: Измельчите яичные скорлупки. Перед тем, как делать это, убедитесь, что они полностью сухие. Воспользуйтесь ступкой и пестиком или миской и тыльной стороной ложки, чтобы измельчить скорлупки в мелкий порошок. Убедитесь, что не осталось ни одного крупного кусочка скорлупы; смесь должна быть абсолютно однородной. Смешайте базу. Смешайте в миске две части муки и одну часть яичных скорлупок. Добавляйте воду, понемногу за один раз, пока у вас не получится густая паста. Разделите смесь по мискам, в зависимости от того, сколько разных цветов вы хотите получить. Добавьте пищевой краситель. Вмешайте несколько капель пищевого красителя в каждую миску. Наполните формы. Переложите ложкой смесь по формам, по одному цвету на каждую. Накройте формы вощеной бумагой. Чтобы вышло интереснее, попробуйте наполнить одну половину одним цветом, а другую – другим. Дайте мелу высохнуть. Подождите хотя бы 12 часов, перед тем, как вытаскивать мел из формы и использовать.

3 способ

Ингредиенты: крахмал и вода в равных пропорциях; используйте пищевые красители, чтобы сделать больше чем один цвет.

Приготовление: Приготовьте формы. Выстелите формы вощеной бумагой, не забыв повернуть ее глянцевой стороной вверх. Если вы используете в качестве форм картонные трубки, заклейте один конец скотчем или изолентой, чтобы мел не вытек. Смешайте воду и крахмал. Добавьте одинаковое количество крахмала и воды в миску, в которой будете перемешивать ингредиенты. Перемешивайте до тех пор, пока смесь не станет плотной и однородной. Разделите смесь по разным мискам; их количество зависит от того, сколько разных цветов вы хотите получить. Добавьте пищевой краситель. Используйте несколько капель пищевого красителя. Хорошо перемешайте смесь в каждой миске, чтобы краситель распределился равномерно. Налейте смеси в формы. С помощью ложки разложите смеси по отдельным формам. Накройте формы вощеной бумагой. Дайте мелу высохнуть. Подождите 12 часов перед тем, как вытаскивать мел из форм. Этот мел полностью натуральный и полностью разлагается.

Выводы: все изготовленные нами мелки были опробованы на школьной доске. Цвет на доске был неярким от гипса и яичной скорлупы. Из крахмала мелки крошились. Мы попробовали изготовленные нами мелки на асфальте и на заборе. Наши мелки здесь писали ярче и не пачкали рук.

Заключение

Рисовать можно различными средствами, однако дети нередко выбирают мелки. Во многом непонимание преимуществ мела вызвано тем, что старшее поколение до сих пор расценивает его как средство для рисования на асфальте. Однако сегодня сфера применения мелков уже значительно шире. Детям они нравятся по нескольким причинам.

Нетребовательность к поверхности. Хорошие цветные мелки в наше время позволяют рисовать не только на асфальте. Некоторые разновидности хорошо подходят для рисования на бумаге. Нередко родители покупают их и для мольберта (поверхности, покрытой специальной эмалью, которая позволяет рисовать прямо на доске). Данным материалом можно рисовать даже на стене.

Яркость оттенков. Обыкновенные детские мелки советских времен были довольно блеклыми и неинтересными, однако сегодня рисунки некоторыми разновидностями мелков выглядят как полноценные масляные картины. Угольные, пастельные, восковые мелки - все эти виды дают различный результат, благодаря чему могут заменить весь ассортимент других средств для рисования.

Удобство. Для самых маленьких детей в качестве первого творческого подарка сами родители часто выбирают именно мелки. Дело в том, что карандаш или кисть еще нужно научиться держать в руках, тогда как мел оставляет след любой стороной. Это позволяет рисовать даже малышам в годовалом возрасте, которые пока не способны создавать шедевры, но зато уже могут начинать познавать цвета и тренировать мелкую моторику рук.

Цветной мел предназначен для детей, и поэтому он должен обладать безопасностью. Токсичных примесей при производстве цветного мела в идеале не применяется. Состав и все свойства изделия должны быть указаны на упаковке мела. Школьный цветной мелок должен изготавливаться с учётом всех существующих стандартов производства из экологически чистого сырья. Только тогда мел в школе и дома будет безопасен, а возможность отравления исключена.

Действие мела на организм обусловлено индивидуальными особенностями каждого человека. Как и любая пыль, меловая пыль также накапливается в дыхательных путях, вызывая раздражения. Отсюда кашель, першение в горле, чихание. Пострадать может и чувствительная кожа. Руки от мела могут чесаться, кожа сохнуть.

С другой стороны ни на одной упаковке мы не нашли указания производителей о том, чем окрашены цветные мелки, а ведь они пачкают руки! Возможно, это может вызвать аллергию!

В ходе данной исследовательской работы, задачи, поставленные в её начале, были выполнены:

• Был изучен необходимый материал о составе и применении мела;

• Также мы узнали, как изготавливают мел;

• Опытным путём были изготовлены и опробованы цветные мелки из гипса, крахмала и яичной скорлупы.

Опытным путем было доказано, что наиболее дорогой цветной мел (производства Иордании) содержит в своем составе наибольшее количество карбоната кальция (мела), но это и не дает ему возможности хорошо писать на доске. Лучше же всего на доске пишет толстый цветной мел (производства Китай). Другие цветные мелки царапают доску и пишут неярко. Для рисования на асфальте подходят все образцы цветного мела.

Изготовив цветные мелки в домашних условиях, мы выяснили, что мел из крахмала быстро рассыпается и плохо пишет на доске. Мел с гипсом твердый и хорошо пишет на доске, но он серый, царапает доску и неяркий.

В ходе работы нам удалось подтвердить гипотезу нашего исследования - мел можно изготовить и в домашних условиях из подручных средств.

Библиографический список

Литературные источники:

Аликберова Л.Ю., Стёпин Б.Д. Книга по химии для домашнего чтения. М.: Химия, 1995г – 400с.

БСЭ. М.: Большая Российская энциклопедия, том 18, 2011г - 767с

Ольгин О.М. Опыты без взрывов. / О.М.Ольгин; – М.: Химия, 1995г - 136 с.

Оржековский П.А, Давыдов В.Н., Титов Н.А. – Творчество учащихся на практических занятиях по химии. М.: АРКТИ, 1999г – 152с.

Оржековский П.А., Титов Н.А. и др. – Кружковые занятия по изготовлению школьных мелков. Химия в школе. №5 1991г. Стр. 62-65.

Интернет – источники:

http://www.o-krohe.ru/tvorchestvo/melki-dlya-risovaniya/

http://www.toybytoy.com/toy/Crayons_school

http://zegold.ru/mineral/mel.html

http://www.mirstroek.ru/articles/moreinfo/?id=989

http://docs.cntd.ru/document/1200024841

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Образец мела/

Производитель/

Цена

Окраска пламени спиртовки

Выделение углекислого газа

Наличие гипса

Окраска раствора йода

 

Наличия ионов ртути Hg2+

Наличие ионов свинца Pb2+

1.

Набор мела (6шт.)/

Китай (50 руб.)

Красно-оранжевый

Еле заметно

Имеется

 

Синий

нет

нет

2.

Мелки цветные (7шт.)

Hatber, «Мир творчества»/Россия

(18 руб.)

Красно-оранжевый

 

Медленно

 

Небольшое количество

 

Коричневый

нет

нет

3.

Мел цветной (4шт.)/Animal Planet-«Алгем+» (20 руб.)

Красно-оранжевый

 

Медленно

 

Небольшое количество

 

Коричневый

нет

нет

4.

Мел цветной (4шт.) «Ми-ми мишки»/Россия «Алгем+» (14 руб.)

Красно-оранжевый

 

Медленно

Имеется

Коричневый

нет

нет

5.

Мел цветной «Каждый день» (4шт.)/Китай (10 руб.)

Красно-оранжевый

 

Медленно

Имеется

Коричневый

нет

нет

6.

Мелки беспылевые круглые ассорти «Kanzy» (10 цветов)/Иордания (82 руб.)

Красно-оранжевый

 

Бурно

Небольшое количество

 

Коричневый

нет

нет

 

Образец мела

и

производитель

Набор мела (6шт.)/

Китай

Мелки цветные (7шт.)

Hatber, «Мир творчества»/Россия

Мел цветной (4шт.)/Animal Planet-«Алгем+»

Мел цветной (4шт.) «Ми-ми мишки»/Россия «Алгем+»

Мел цветной «Каждый день» (4шт.)/Китай

Мелки беспылевые круглые ассорти «Kanzy» (10 цветов)/Иордания

Цвет

Бледная окраска

Бледная окраска

Бледная окраска

Яркий насыщенный

Бледная окраска

Яркий насыщенный

Сыпучесть

Большая

Средняя

Средняя

Средняя

Средняя

Низкая

Пачкает руки

Сильно

Средне

Средне

Средне

Средне

Средне

Наличие твердых вкраплений

Есть

Нет

Нет

Нет

Нет

Нет

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации