Исследование объёма кратковременной зрительной образной памяти у подростков
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей №113 г. Новосибирска Исследование объёма кратковременной зрительной образной памяти у подростков Выполнила ученица 9 класса «Б» МБОУ Лицей №133 Коченкова Эстер Руководитель проекта: Вышинская Нина Ивановна, учитель биологии
Актуальность Никакие другие психические процессы не упоминаются в повседневной жизни так часто как память. Ведь именно качеством памяти мы часто объясняем успехи или неудачи в учебе или работе. Особую актуальность проблема развития памяти представляет в тот период, когда ведущим видом деятельности для ребенка становится учёба. Новизна Память подростков – это достаточно интересная тема для изучения. Именно в это время меняется память из количественной в качественную сторону.
Цель: Цель: выявить особенности памяти в подростковом возрасте, определить уровень развития кратковременной образной зрительной памяти подростков на образы и на числа, произвести сравнение полученных данных.
Задачи: Задачи: Найти и изучить теоретические материалы по данной теме «Особенности развития памяти в подростковом возрасте». Ознакомиться со способами измерения объема памяти и подобрать методики исследования, подходящие для достижения результата исследования. Провести исследование, используя подобранные методики и проанализировать полученные результаты. Произвести сравнение данных и сделать выводы по полученным результатам.
Гипотеза Гипотеза В связи с особенностями развития памяти в подростковом возрасте, можно предположить, что именно кратковременная зрительная память на образы будет ярко выражена.
Что такое память? Что такое память? Память - форма психического отражения действительности, которая заключается в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта.
Из истории Из истории Уже в древнегреческой мифологии обнаруживается признание важной роли памяти в развитии культуры человечества. Особо почитаемая греками богиня памяти Мнемозина была матерью девяти муз. По имени этой богини память в психологии часто называют мнемической деятельностью.
Классификация видов памяти двигательная образная эмоциональная словесно-логическая
Свойства памяти объём памяти скорость прочность точность
Практическое исследование памяти подростков В моем исследовании принимали участие ученики 8-10-х классов МБОУ Лицея №113 г. Новосибирска: 8 класс – 13 человек; 9 классы – 36 человек; 10 класс – 8 человек. Возраст испытуемых от 13 до 16 лет. Для определения объёма памяти, я использовала следующие методики: 1. Методика «Память на числа» 2. Методика «Память на образы»
Методика «Память на числа» Методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Сущность методики заключается в том, что испытуемым экспонируется таблица с 12 двузначными числами в течение 20 секунд. Числа необходимо запомнить и в течение 1 минуты (после того, как таблица убрана) воспроизвести как можно большее их количество. 13 91 47 39 65 83 19 51 23 94 71 87
Результаты методики «Память на числа» Учащиеся 8 класса показали следующие результаты: 1. низкий уровень – 21% 2. средний уровень – 68% 3. высокий уровень – 11% 4. очень высокий уровень – 0% (отсутствует)
Результаты методики «Память на числа» Учащиеся 9-10-х класса показали следующие результаты: 1. низкий уровень – 20% 2. средний уровень – 64% 3. высокий уровень – 11% 4. очень высокий уровень – 5%
Обработка и анализ результатов методики «Память на числа» Исходя их полученных данных, мы видим, что большинство учеников всех классов имеют достаточно развитый уровень кратковременной зрительной памяти, необходимый для процесса учебной деятельности. Хотя есть небольшой процент учеников во всех классах, которым необходимо заниматься развитием и тренировкой памяти.
Методика «Память на образы» Методика предназначена для определения объёма кратковременной зрительной памяти на образы. Сущность методики заключается в том, что испытуемым экспонируется таблица с 16 образами в течение 20 секунд. Образы необходимо запомнить и в течение 1 минуты (после того, как таблица убрана) воспроизвести словами или картинками как можно большее их количество.
Результаты методики «Память на образы» Учащиеся 8 класса показали следующие результаты: 1. низкий уровень – 0% (отсутствует) 2. средний уровень – 21 % 3. высокий уровень – 47% 4. очень высокий уровень – 32%
Результаты методики «Память на образы» Учащиеся 9-10-х классов показали следующие результаты: 1. низкий уровень – 0% (отсутствует) 2. средний уровень – 16% 3. высокий уровень – 20% 4. очень высокий – 64%
Обработка и анализ результатов методики «Память на образы» На основании проведённого исследования можно сделать следующие выводы: У большинства испытуемых подростков достаточно высокий уровень развития зрительной памяти на образы. У учащихся кратковременная зрительная память на образы развита лучше, чем кратковременная зрительная память на числа. У учащихся 9-10-х классов значительно выше процент очень высокого уровня развития образной памяти, чем у учащихся 8 класса.
Выводы Я изучила теоретический материал и узнала особенности кратковременной памяти у подростков. Подобрала методы исследования. Провела исследования на детях подросткового возраста, проанализировала результаты и сделала вывод, что большинство учащихся, участвовавших в исследовании, имеют средний уровень развития кратковременной памяти, и этого достаточно для процесса учебной деятельности. Сравнивая результаты двух методик, можно сделать вывод, что кратковременная зрительная память на образы у испытуемых имеет более высокий уровень, чем кратковременная зрительная память на числа. Этот факт необходимо учитывать учителям при организации учебного процесса учащихся данного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Итак, цель данного исследования достигнута, поставленные задачи выполнены. Данные, полученные в ходе проведения исследования, подтверждают выдвинутую гипотезу, о том, что кратковременная зрительная память на образы у подростков развивается быстрее и является более ярко выраженной, чем кратковременная память на числа. Так как у некоторых испытуемых был низкий уровень кратковременной зрительной памяти и при этом достаточно высокий уровень развития кратковременной памяти на образы, можно сделать вывод о том, что разные подвиды кратковременной образной памяти развиваются вне зависимости друг от друга. Так же можно сделать вывод о том, что не все ученики способны запомнить одинаковое количество материала.