Проект-исследование по физической культуре «Физические упражнения по профилактике плоскостопия у подростков»
Проект-исследование по физической культуре «Физические упражнения по профилактике плоскостопия у подростков»
Выполнил: обучающийся 7 класса
МБОУ Михайловской СШ
Митин Дмитрий
Учитель физической культуры:
Ивонина Гюльнара Фазиль кызы,
высшая категория
ст. Михайловская, 2015
Оглавление
Введение ………………………………………………………3-4
Глава I.Этапы реализации проекта …………………………..5
Глава II. Методы и организация исследования ………………6--13
Глава III. Результаты исследования проекта………..………...14-17
Заключение ……………………………………………………..18-19
Список литературы и источников информации……………..20
Приложения №1,№2,№3,№4,№5,№6…………….……………21-26
Введение. Ежегодно обучающиеся нашей школы проходят медицинский осмотр. Мы обратились в Михайловскую участковую поликлинику к педиатру Пономарёвой Валентине Викторовне, узнали о результатах медосмотра(см. Приложение№1). Оказалось, что у некоторых обучающихся 5-11 классов есть проблемы плоскостопия и все данные отобразили в таблице№1.
Из беседы с врачом мы узнали, что плоскостопие - заболевание ног, постоянно напоминающее о себе быстрым утомлением, болями в стопах, голени, поясничном отделе при ходьбе и работе на ногах. Плоскостопие может привести к тяжелым нарушениям опорно-двигательного аппарата в будущем - к артрозу и сколиозу, остеохондрозу, радикулиту, артриту, и другим заболеваниям. Чтобы предотвратить негативные последствия для здоровья, главное уже в раннем возрасте обращать внимание на кажущиеся мелочи - походку, правильно подобранную обувь, избыточный вес. Плоскостопие можно исправить в ранней стадии занимаясь специальными физическими упражнениями. Но это требует постоянного контроля со стороны детей, родителей и учителей.
Актуальность нашей темы состоит в том, чтобы обозначить проблему и найти способы ее решения – рассказать, почему опасно плоскостопие, как его выявить и лечить. Чтобы как то помочь ребятам в этой проблеме мы решили исследовать в нашей школе плоскостопие. Проанализировать результаты медицинского осмотра за 2014 год. Выяснить причины возникновения плоскостопия через анкеты, провести тестирование для выявления плоскостопия у обучающихся 5-11 классов. Придумать свои физические упражнения для профилактики плоскостопия.
Да и мне самому захотелось поучаствовать в исследовании, для этого создали группу ребят из 4 человек , составили план работы(см.Приложение№ 2) и распределили обязанности.
Проблема: «Как помочь ребятам, если ноги часто утомляются и устают во время ходьбы и бега?»,так как в будущем плоскостопие может привести к тяжелым заболеваниям опорно-двигательного аппарата - к артрозу и сколиозу.
В связи с этой проблемой мы и выбрали тему: «Физические упражнения для профилактики плоскостопия у подростков».
Объект исследования: обучающиеся 5-11классов.
Гипотеза: мы предполагаем, что придуманные физические упражнения помогут укрепить мышцы стопы и снять утомление и боли в ногах. Цель проекта: рассказать ребятам о последствиях плоскостопия и разработать свой комплекс физических упражнений для профилактики плоскостопия с рекомендациями. Задачи проекта: 1. Изучить и познакомиться с понятием «плоскостопие».
2. Побеседовать с участковым педиатром и собрать данные медосмотра обучающихся 5-11 классов о плоскостопии. 3. Провести анкетирование и тестирование в школе, для выявления плоскостопия у обучающихся 5-11 классов.
4. Разработать свой комплекс физических упражнения для профилактики плоскостопия.
5. Выпустить буклет с комплексом физических упражнений и рекомендациями для обучающихся нашей школы.
Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования:
анализ литературы и интернет-ресурсов, беседы, интервью, тестирование, анкетирование. Этапы исследования проводились в МБОУ Михайловской СОШ в течение октября 2014г. по январь 2015г.
На первом этапе мы подобрали и изучили литературу и интернет-ресурсы по этой теме, побеседовали с врачом, собрали материалы по медосмотру.
На втором этапе провели анкетирование и тестирование среди обучающихся 5-11 классов, сделали фотографии, составили комплекс упражнений для профилактики плоскостопия для обучающихся нашей школы.
На третьем этапе обработали и описали полученные результаты исследования и оформили работу с презентацией, подвели итоги и сделали выводы, создали и выпустили буклет, распространили среди обучающихся 5-11 классов нашей школы.
Практическая значимость результатов исследования. Материалы исследования могут быть использованы на уроках физкультуры и биологии. Планируемый результат: - познакомить ребят с плоскостопием; - выпустить буклет с комплексом физических упражнений по профилактике плоскостопия; - распространить буклеты с комплексом физических упражнений и рекомендациями среди обучающихся нашей школы.
Глава I. Этапы реализации проекта в 2014-2015 году Проект «Физические упражнения для профилактики плоскостопия у подростков» проходил в 3 этапа.
1 этап подготовительный:
- создать активную группу из 4 человек и распределить обязанности в группе (последовательность работы над проектом);
- написать план работы группы;
- установить сроки выполнения проекта;
- подобрать и изучить материал о плоскостопии;
- побеседовать с участковым педиатром Пономарёвой Валентиной Викторовной о плоскостопии за 2014 год, и собрать данные медосмотра обучающихся 5-11 классов.
2 этап реализации проекта:
- исследовать итоги медицинского осмотра и описать их;
- после медицинского осмотра составить таблицу для расположения информации о плоскостопии;
- составить и провести анкетирование среди обучающихся 5-11 классов;
- с помощью тестирования исследовать у кого плоскостопие;
- сделать фотографии;
- обработать собранный материал, оформить портфолио проекта (запись на электронный носитель всех документов проекта);
- составить комплекс физических упражнений для профилактики плоскостопия для обучающихся нашей школы.
3 этап - заключительный: - определить направления дальнейшего развития проекта; - обработать и описать полученные результаты исследования, оформить работу;
- сделать выводы и подвести итоги; - создать и выпустить буклет; - распространить среди обучающихся нашей школы.
Глава II. Методы и организация исследования.
2.1. Методы исследования.
Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы:
-сбор материалов по теме, работа с литературой и интернет-ресурсами; -беседа врачом педиатром; -сбор статистических данных, по медицинскому осмотру ; -методика самоопределения плоскостопия;
- анкетирование;
-составление таблиц и диаграммы.
2.2 Организация исследования. Исследования проводились в 3 этапа в МБОУ Михайловской СОШ.
На первом этапе:
Для исследования мы создали активную группу из 4 человек (ученики 7 класса): Дима Митин, Яна Еремеева, Мельникова Аня, Бухбиндер Люба и распределили обязанности. Спланировали последовательность работы в группе на 2014-2015 год (см Приложение № 2 ).
Изучили литературу и интернет-ресурсы, подобрали материал по данной теме. Плоскостопие - это изменение формы стопы, характеризующееся опущением её продольного и поперечного сводов. (С.П. Попов Лечебная физическая культура - М.: «Физкультура и спорт», 2010г). В результате познакомились с понятием, что такое «плоскостопие», какие формы и степени плоскостопия существуют.
(см. Приложение №3 ).
Мы обратились в Михайловскую участковую поликлинику к педиатру Пономарёвой Валентине Викторовне. Из беседы мы узнали, что плоскостопие - заболевание, постоянно напоминающее быстрым утомлением, болями в стопах, бедрах, голени, поясничном отделе при ходьбе и работе на ногах. А к концу дня судороги, чувств тяжести, отёчность. Оно может привести к тяжелым нарушениям опорно-двигательного аппарата в будущем - к артрозу и сколиозу, остеохондроз, радикулит, артрит, варикозное расширение вен. Чтобы предотвратить негативные последствия для здоровья, главное уже в раннем возрасте обращать внимание на кажущиеся мелочи - походку, правильно подобранную обувь, избыточный вес, поднятие тяжестей, чрезмерная подвижность суставов. Но, несмотря на всё это, плоскостопие можно исправить в ранней стадии занимаясь специальными физическими упражнениями. Но это требует постоянного контроля со стороны детей, родителей и учителей.
Но при правильном отношении к проблеме можно исправить, а в дальнейшем и вообще избавить от этого недуга.
Именно поэтому при первых признаках плоскостопия необходимо срочно обратиться к врачу!
Ежегодно обучающиеся нашей школы проходят медицинский осмотр, от врача узнали(см. Приложение№1), что у некоторых обучающихся 5-11 классов есть проблемы плоскостопия. Собрали данные медосмотра за 2014 год о плоскостопии, и составили таблицу результатов медосмотра (см. в Таблицу№ 1).
Изучили виды диагностики для определения плоскостопия. Всего 3 вида диагностики плоскостопия:
1) Осмотр врачом–ортопедом (на глаз).
2) Рентгенографического исследования стоп (по рентгеновскому снимку).
3) Самоопределения плоскостопия –тестирование на выявления плоскостопия. Возьмите лист белой бумаги и положите его на пол. Встаньте на него мокрой ногой, останется след. Контур следа обведите фломастером или простым карандашом. Найдите центр пятки и центр третьего пальца. Соедините две найденные точки прямой линией. Если в узкой части след не заходит за линию- плоскостопия нет.
Это и стало нашим исследованием среди обучающихся 5-11 классов в МБОУ Михайловской СОШ.
Составили таблицу результатов исследования проведённых после тестирования на выявления плоскостопия у обучающихся 5-11 классов см. в Таблицу№ 3
Затем мы изучили причины возникновения плоскостопия через анкетирование и решили выявить некоторые из них в нашей школе:
-обувь стоптана и изношена с внутренней стороны;
-ноги быстро утомляются при ходьбе и работе на ногах;
-появляется усталость и боли в ногах к концу дня, судороги, чувство тяжести, отёчность; -очень трудно ходить на каблуках;
-нога словно выросла, приходится покупать обувь на размер больше;
-избыточный вес ребенка;
-ношение некачественной обуви (слишком мягкая или слишком жесткая подошва, резиновая обувь, слишком высокий каблук или его отсутствие).
На втором этапе:
- провели анализ полученных результатов медицинского осмотра за период 2014года и составили таблицу, для расположения информации о плоскостопии среди обучающихся 5-11 классов (см. Таблицу№1 );
Мне хотелось узнать, что знают о плоскостопии ученики нашей школы. Поэтому мы разработали анкеты (Приложение №4) и провели анкетирование среди обучающихся 5-11классов в Михайловской средней общеобразовательной школе Урюпинского района.
В анкетирование принимали участие 25 человек.
С помощью тестирования исследовали 25 обучающихся из 5-11 классов в МБОУ Михайловской СОШ, у кого плоскостопие есть, а у кого нет. Данные тестирования занесли в Таблицу№2. Познакомили ребят с плоскостопием, с больной и здоровой стопой.
Больная стопа
Здоровая стопа
Сравнили две стопы у двух разных учеников.
-обработали собранный материал и оформили портфолио проекта (запись на электронный носитель всех документов проекта);
- составили комплекс упражнений для профилактики плоскостопия для обучающихся нашей школы (см. Приложение № 5 ).
На третьем этапе:
- определили направления дальнейшего развития проекта; - обработали и описали полученные результаты исследования и оформили работу; - создали и выпустили буклет;
- распространили среди обучающихся нашей школы.
Глава III. Результаты исследования.
Объектом исследования и подбора информации стали обучающиеся 5-11 классов МБОУ Михайловской СОШ. После медицинского осмотра и беседы с врачом из собранного материала составили таблицу№1 и посчитали количество обучающихся у кого плоскостопие .
Класс, учебный год 2014 год |
Количество обучающихся |
Плоскостопие (к-во человек) |
5класс |
17 |
3 |
6 класс |
14 |
1 |
7 класс |
16 |
1 |
8 класс |
16 |
1 |
9 класс |
18 |
2 |
10 класс |
14 |
5 |
11 класс |
8 |
- |
Всего: |
103 |
13 |
Вывод: После медицинского осмотра врачом у обучающихся 5-11 классов в МБОУ Михайловской СОШ у 13 человек обнаружено плоскостопие.
На основе таблицы составили диаграмму №1 медицинского осмотра обучающихся 5-11 классов в МБОУ Михайловской СОШ
Вывод: на диаграмме видно количество человек в каждом классе, у кого плоскостопие.
2) Провели анкетирование среди обучающихся 5-11 классов и выявили причины возникновения плоскостопия(см.Приложение№4 ) Мне хотелось узнать, что знают о плоскостопии ученики нашей школы. Поэтому мы разработали анкеты и провели анкетирование в 5-11классах в Михайловской школе Урюпинского района. В анкетирование принимали участие 25 человек. Данные отобразили в таблице№2.
Знают о плоскостопии |
Ноги быстро утомляются при ходьбе и беге |
Появляется усталость и боли в ногах |
Обувь стоптана и изношена с внутренней стороны стопы |
Точно знают, что у них есть это заболевание |
Знают таких детей, у которых есть это заболевание |
25
|
7 |
10 |
1 |
5 |
6 |
Вывод: Из анкеты видно, что 25 человек знают о болезни ног – плоскостопие все, ноги быстро утомляются при ходьбе и беге-7 человек, появляется усталость и боли в ногах 10, обувь истоптана и изношена с внутренней стороны стопы - 1,точно знают, что у них есть заболевание плоскостопия -5 человек, знают таких детей, у которых есть это заболевание-6 человек. Отсюда и узнали причины возникновения плоскостопия.
Причины возникновения плоскостопия:
-обувь стоптана и изношена с внутренней стороны;
-ноги быстро утомляются при ходьбе и во время работы на ногах;
-появляется усталость и боли в ногах к концу дня, судороги, чувство тяжести, отёчность;
-очень трудно ходить на каблуках;
-нога словно выросла - приходится покупать обувь на размер больше (особенно по ширине), стопа стала широкой и вы не влезаете в любимые туфли.
3) Провели своё тестирование - исследование среди обучающихся 5-11 классов(25 человек) на выявления плоскостопия. Взяли лист белой бумаги и положили его на пол. Встали на него мокрой ногой, остался след. Контур следа обвели простым карандашом. Нашли центр пятки и центр третьего пальца. Соединили две найденные точки прямой линией. Если в узкой части след не заходит за линию - плоскостопия нет. Из полученных результатов исследования составили таблицу № 3 и занесли все данные.
Класс
№ |
Количество обучающихся |
Фамилия, Имя обучающихся, которые прошли тест |
След от стопы |
5 класс |
4 |
Бухбиндер Наталия Бухбиндер Юрий Земцова Анастасия Воронова Анастасия |
нет плоскостопия плоскостопие плоскостопие нет плоскостопия |
6 класс |
3 |
Пигарев Владислав Безбородова Екатерина Александрова Мария |
плоскостопие нет плоскостопия нет плоскостопия |
7 класс |
4 |
Митин Дмитрий Мельникова Анна Бухбиндер Любовь Баратов Роман |
нет плоскостопия плоскостопие нет плоскостопия нет плоскостопия |
8класс |
6 |
Марушкина Виктория Топилина Виктория Сильвестров Александр Николаева Кристина Топилин Валентин Гуркин Никита |
нет плоскостопия нет плоскостопия нет плоскостопия нет плоскостопия нет плоскостопия нет плоскостопия |
9 класс |
3 |
Куницын Фёдр Слободчиков Денис Белуш Люба |
плоскостопие нет плоскостопия нет плоскостопия |
10 класс |
3 |
Мамешина Марина Никифоров Иван Цыганова Жанна |
нет плоскостопия плоскостопие нет плоскостопия |
11 класс |
2 |
Крехова Марина Лукшина Анастасия |
нет плоскостопия нет плоскостопия |
Итого: |
25 |
6 |
Вывод: После проведённого тестирования- исследование на выявления плоскостопия среди обучающихся 5-11 классов из 25 человек у 6 выявили плоскостопие. Данные приведены в таблице№3.
4) Для профилактики и лечения плоскостопия разработали комплекс упражнений для обучающихся 5-11 классов (см. Приложение№5):
1) Поочередно ходить на носках, на пятках, на наружных и внутренних краях стоп. 2)Катание по полу ступнями пластмассовой бутылки.
3) Захватывать обеими стопами мячик и приподнимать его, удерживая между стоп.
4) На пол укладывается салфетка, которую предлагают смять с помощью стопы. 5)Собирать пальцами ног и перекладывать с места на место разбросанные на полу предметы. 6)Катание по полу ступнями небольшого мяча.
5) Составили буклеты для обучающихся 5-11 классов по профилактике плоскостопия (см. Приложение №6).
6)Написали рекомендации для обучающихся и их родителей по профилактики плоскостопия:
Плоскостопие - заболевание, постоянно напоминающее о себе ноги быстро утомляются, при ходьбе и работе на ногах, болями в стопах, бедрах, голени, поясничном отделе, к концу дня, судороги, чувств тяжести, отёчность. Оно может привести к тяжелым нарушениям опорно-двигательного аппарата в будущем - к артрозу и сколиозу, остеохондрозу. Чтобы предотвратить негативные последствия для здоровья, главное уже в раннем возрасте обращать внимание на кажущиеся мелочи - походку, правильно подобранную обувь, избыточный вес, поднятие тяжестей, чрезмерная подвижность суставов;
Рекомендации для обучающихся и их родителей по профилактики плоскостопия:
1)если обнаружили плоскостопие немедленно обращайтесь к врачу;
2) обращайте внимание на некоторые причины, которые могут привести к плоскостопию:
-ваша обувь стоптана и изношена с внутренней стороны;
-ноги быстро утомляются при ходьбе и работе на ногах;
-появляется усталость и боли в ногах к концу дня, судороги, чувство тяжести;
-отечность в области лодыжек;
-очень трудно ходить на каблуках;
-нога словно выросла - приходится покупать обувь на размер больше (особенно по ширине);
-стопа стала широкой настолько, что вы уже не влезаете в любимые туфли.
3) основной целью лечения плоскостопия является устранение болей в стопе, укрепление мышц и связок ноги;
4) среди методов лечения плоскостопия выделяют лечебную гимнастику, массаж, ножные ванны, физиотерапию, ношение правильной ортопедической обуви или стелек;
5)плоскостопие можно исправить в ранней стадии занимаясь специальными физическими упражнениями.
Заключение.
Тема, которую я выбрал для своей работы, мне очень понравилась. Цели и задачи которые были поставлены перед нами мы достигли: обратились к участковому педиатру и рассказали ребятам о последствиях плоскостопия, изучили литературу, интернет-ресурсы по теме, составили план работы нашего исследования, разработали анкеты и провели анкетирование, которые нами были обработаны, разработали и составили свой комплекс физических упражнений для профилактики плоскостопия с рекомендациями, выпустили буклет, подвели итоги и сделали выводы.
Особенно мне понравилась проводить исследование для определения плоскостопия - методом самоопределения, выявили причины возникновения плоскостопия у обучающихся 5-11 классов нашей школы. Дети должны стремиться следить за своими ногами: как сидишь, как стоишь, как ходишь. Чтобы исправить плоскостопие необходимо заниматься физическими упражнениями, укреплять мышцы, соблюдать режим дня и питания, заниматься физкультурой и спортом, подбирать правильную обувь, устранять из жизни привычки, которые способствуют плоскостопию, а это требует настойчивой, систематической, кропотливой работы со стороны самого школьника, а прежде всего - и его родителей, которые обязаны строго контролировать. Ведь любое заболевание легче предотвратить, чем лечить.
Проект можно использовать на уроках физкультуры, классных часах и родительских собраниях. заслуживает положительной оценки.
Будьте здоровы!
Список литературы и источников информации:
1. С.П. Попов Лечебная физическая культура - М.: «Физкультура и спорт», 2010г
2. Учебник биологии для 8 класса Плоскостопие с74-75Дрофа2010г.
3. Википедия. Свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org
4. А.С. Красикова «Профилактика лечения плоскостопия». М. 2002 г
5. «Справочник по детской лечебной физкультуре» / Под ред. М.И. Фонарева. – Л.: Медицина. 1983 г.
6. Л.С. Гишберг Применение лечебной физкультуры при заболеваниях плоскостопием. М.: СМОЛГИЗ, 1998. 7. Е.Н. Вавилова «Укрепление здоровья детей». М. 1995 г.
8. Информационно-новостной портал 'Час Пик' http://vchaspik.ua/sport/23971
Приложение№1 Беседа с врачом-педиатром Пономарёвой Валентиной Викторовной.
Приложение№ 2 Примерный план деятельности группы по реализации проекта 2014-2015г.
№ |
Содержание |
Сроки |
Ответственный |
1 |
Создание активной группы и распределение обязанностей в группе. Составление плана. |
сентябрь |
Ивонина Г.Ф. Митин Д. Ивонин П.А. |
2 |
Деление группы по интересующим вопросам. |
октябрь |
Ивонин П.А. Митин Д. |
3 |
Работа с дополнительной литературой. Сбор информации по интересующим вопросам ( Интернет-ресурсы). |
ноябрь-декабрь |
Ивонина Г.Ф. Митин Д. Баратов Р. |
4 |
Написание введения. Набор материала на компьютере. |
декабрь |
ЕремееваЯ. Ивонин П.А. Ивонина Г.Ф. |
5 |
Обработка проведенных исследований. |
октябрь |
Митин Д Ивонина Г.Ф. |
6 |
Придумать и разработать комплекс упражнений |
январь |
Митин Д. ИвонинаГ.Ф. Ивонин П.А |
7 |
Написание основной части и заключения. |
январь-февраль |
Митин Д. Ивонина Г.Ф. |
8 |
Выпустить комплекс упражнений |
январь |
Митин Д. Еремеева Я. Баратов Р. |
9 |
Обобщение, выводы и составление рекомендации Оформление работы и презентации. |
январь |
Ивонина Г.Ф. Митин Д. Ивонина П.А. |
10 |
Создание папки исследовательской работы (портфолио) |
в течение 2014 года |
Ивонина Г.Ф. |
11 |
Подведение итогов. |
февраль 2015 года |
Митин Д. Ивонина Г.Ф. Ивонин П.А. |
Приложение№ 3 Формы стопы и степени плоскостопия.
Степени продольного плоскостопия
Приложение№ 4 Анкета
Цель нашего анкетирования состоит в том, чтобы узнать Ваше мнение о болезни плоскостопия.Прежде, чем ответить на вопросы, внимательно прочитайте варианты ответов и зачеркните тот, который считаете правильным.
Ф.И. ___________________________________________________________
Класс __________________________________________________________
1.Вы знаете о такой болезни, как плоскостопие?
а) да; б) нет; в) не знаю.
2.Ноги быстро утомляются при ходьбе и продолжительных подвижных играх?
а) да; б) нет; в) не знаю.
3. Появляется усталость и боли в ногах к концу дня, судороги, чувство тяжести?
а) да; б) нет; в) не знаю.
4. Ваша обувь стоптана и изношена с внутренней стороны?
а) да; б) нет; в) не знаю. 5. У вас есть это заболевание ног?
а) да; б) нет; в) не знаю.
6. Вы знаете таких детей, у которых есть это заболевание?
а) да; б) нет; в) не знаю. 7. Как вы считаете, эта болезнь лечиться?
а) да; б) нет; в) не знаю.
8. Что такое плоскостопие?
Большое спасибо!
Приложение №5 Комплекс физических упражнений для профилактики плоскостопия для обучающихся 5-11 классов.
1)Поочередно ходить на носках, на пятках, на наружных и внутренних краях стоп.
2)Катание по полу ступнями пластмассовой бутылки.
3)Захватывать обеими стопами мячик и приподнимать его, удерживая между стоп.
4)На пол укладывается салфетка, которую предлагают смять с помощью стопы.
5)Собирать пальцами ног и перекладывать с места на место разбросанные на полу предметы.
6)Катание по полу ступнями небольшого мяча.
Ивонина Гюльнара Фазиль-кызы
Гарина Екатерина Юрьевна