Проект-исследование по физической культуре «Физические упражнения по профилактике плоскостопия у подростков»

5
2
Материал опубликован 13 February 2016 в группе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Михайловская средняя школа Урюпинского муниципального района Волгоградской области

Проект-исследование по физической культуре «Физические упражнения по  профилактике плоскостопия у подростков»

Выполнил: обучающийся 7 класса

МБОУ Михайловской СШ

Митин Дмитрий

Учитель физической культуры:

Ивонина Гюльнара Фазиль кызы,

высшая категория

ст. Михайловская, 2015


 

Оглавление

Введение ………………………………………………………3-4

Глава I.Этапы реализации проекта …………………………..5

Глава II. Методы и организация исследования ………………6--13

Глава III. Результаты исследования проекта………..………...14-17

Заключение ……………………………………………………..18-19

Список литературы и источников информации……………..20

Приложения №1,№2,№3,№4,№5,№6…………….……………21-26

 

Введение. Ежегодно обучающиеся нашей школы проходят медицинский осмотр. Мы обратились в Михайловскую участковую поликлинику к педиатру Пономарёвой Валентине Викторовне, узнали о результатах медосмотра(см. Приложение№1). Оказалось, что у некоторых обучающихся 5-11 классов есть проблемы плоскостопия и все данные отобразили в таблице№1.

Из беседы с врачом мы узнали, что плоскостопие - заболевание ног, постоянно напоминающее о себе быстрым утомлением, болями в стопах, голени, поясничном отделе при ходьбе и работе на ногах. Плоскостопие может привести к тяжелым нарушениям опорно-двигательного аппарата в будущем - к артрозу и сколиозу, остеохондрозу, радикулиту, артриту, и другим заболеваниям. Чтобы предотвратить негативные последствия для здоровья, главное уже в раннем возрасте обращать внимание на кажущиеся мелочи - походку, правильно подобранную обувь, избыточный вес. Плоскостопие можно исправить в ранней стадии занимаясь специальными физическими упражнениями. Но это требует постоянного контроля со стороны детей, родителей и учителей.

Актуальность нашей темы состоит в том, чтобы обозначить проблему и найти способы ее решения – рассказать, почему опасно плоскостопие, как его выявить и лечить. Чтобы как то помочь ребятам в этой проблеме мы решили исследовать в нашей школе плоскостопие. Проанализировать результаты медицинского осмотра за 2014 год. Выяснить причины возникновения плоскостопия через анкеты, провести тестирование для выявления плоскостопия у обучающихся 5-11 классов. Придумать свои физические упражнения для профилактики плоскостопия.

Да и мне самому захотелось поучаствовать в исследовании, для этого создали группу ребят из 4 человек , составили план работы(см.Приложение№ 2) и распределили обязанности.

Проблема: «Как помочь ребятам, если ноги часто утомляются и устают во время ходьбы и бега?»,так как в будущем плоскостопие может привести к тяжелым заболеваниям опорно-двигательного аппарата - к артрозу и сколиозу.

В связи с этой проблемой мы и выбрали тему: «Физические упражнения для профилактики плоскостопия у подростков».

Объект исследования: обучающиеся 5-11классов.

Гипотеза: мы предполагаем, что придуманные физические упражнения помогут укрепить мышцы стопы и снять утомление и боли в ногах. Цель проекта: рассказать ребятам о последствиях плоскостопия и разработать свой комплекс физических упражнений для профилактики плоскостопия с рекомендациями. Задачи проекта: 1. Изучить и познакомиться с понятием «плоскостопие».

2. Побеседовать с участковым педиатром и собрать данные медосмотра обучающихся 5-11 классов о плоскостопии. 3. Провести анкетирование и тестирование в школе, для выявления плоскостопия у обучающихся 5-11 классов.

4. Разработать свой комплекс физических упражнения для профилактики плоскостопия.

5. Выпустить буклет с комплексом физических упражнений и рекомендациями для обучающихся нашей школы.

Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования:

анализ литературы и интернет-ресурсов, беседы, интервью, тестирование, анкетирование. Этапы исследования проводились в МБОУ Михайловской СОШ в течение октября 2014г. по январь 2015г.  

На первом этапе мы подобрали и изучили литературу и интернет-ресурсы по этой теме, побеседовали с врачом, собрали материалы по медосмотру.

На втором  этапе   провели анкетирование и тестирование среди обучающихся 5-11 классов, сделали фотографии, составили комплекс упражнений для профилактики плоскостопия для обучающихся нашей школы.

На третьем  этапе  обработали и описали полученные результаты исследования и оформили работу с презентацией, подвели итоги и сделали выводы, создали и выпустили буклет, распространили среди обучающихся 5-11 классов нашей школы.

Практическая значимость результатов исследования. Материалы исследования могут быть использованы на уроках физкультуры и биологии. Планируемый результат: - познакомить ребят с плоскостопием; - выпустить буклет с комплексом физических упражнений по профилактике плоскостопия; - распространить буклеты с комплексом физических упражнений и рекомендациями среди обучающихся нашей школы.

 

Глава I. Этапы реализации проекта в 2014-2015 году Проект «Физические упражнения для профилактики плоскостопия у подростков» проходил в 3 этапа.

1 этап подготовительный:

- создать активную группу из 4 человек и распределить обязанности в группе (последовательность работы над проектом);

- написать план работы группы;

- установить сроки выполнения проекта;

- подобрать и изучить материал о плоскостопии;

- побеседовать с участковым педиатром Пономарёвой Валентиной Викторовной о плоскостопии за 2014 год, и собрать данные медосмотра обучающихся 5-11 классов.

2 этап реализации проекта:

- исследовать итоги медицинского осмотра и описать их;

- после медицинского осмотра составить таблицу для расположения информации о плоскостопии;

- составить и провести анкетирование среди обучающихся 5-11 классов;

- с помощью тестирования исследовать у кого плоскостопие;

- сделать фотографии;

- обработать собранный материал, оформить портфолио проекта (запись на электронный носитель всех документов проекта);

- составить комплекс физических упражнений для профилактики плоскостопия для обучающихся нашей школы.
 

3 этап - заключительный: - определить направления дальнейшего развития проекта; - обработать и описать полученные результаты исследования, оформить работу;

- сделать выводы и подвести итоги; - создать и выпустить буклет; - распространить среди обучающихся нашей школы.

 

Глава II. Методы и организация исследования.

2.1. Методы исследования.

Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы:

-сбор материалов по теме, работа с литературой и интернет-ресурсами; -беседа врачом педиатром; -сбор статистических данных, по медицинскому осмотру ; -методика самоопределения плоскостопия;

- анкетирование;

-составление таблиц и диаграммы.

2.2 Организация исследования. Исследования проводились в 3 этапа в МБОУ Михайловской СОШ.

На первом этапе:

Для исследования мы создали активную группу из 4 человек (ученики 7 класса): Дима Митин, Яна Еремеева, Мельникова Аня, Бухбиндер Люба и распределили обязанности. Спланировали последовательность работы в группе на 2014-2015 год (см Приложение № 2 ).

Изучили литературу и интернет-ресурсы, подобрали материал по данной теме. Плоскостопие - это изменение формы стопы, характеризующееся опущением её продольного и поперечного сводов. (С.П. Попов Лечебная физическая культура - М.: «Физкультура и спорт», 2010г). В результате познакомились с понятием, что такое «плоскостопие», какие формы и степени плоскостопия существуют.

(см. Приложение №3 ).

Мы обратились в Михайловскую участковую поликлинику к педиатру Пономарёвой Валентине Викторовне. Из беседы мы узнали, что плоскостопие - заболевание, постоянно напоминающее быстрым утомлением, болями в стопах, бедрах, голени, поясничном отделе при ходьбе и работе на ногах. А к концу дня судороги, чувств тяжести, отёчность. Оно может привести к тяжелым нарушениям опорно-двигательного аппарата в будущем - к артрозу и сколиозу, остеохондроз, радикулит, артрит, варикозное расширение вен. Чтобы предотвратить негативные последствия для здоровья, главное уже в раннем возрасте обращать внимание на кажущиеся мелочи - походку, правильно подобранную обувь, избыточный вес, поднятие тяжестей, чрезмерная подвижность суставов. Но, несмотря на всё это, плоскостопие можно исправить в ранней стадии занимаясь специальными физическими упражнениями. Но это требует постоянного контроля со стороны детей, родителей и учителей.

Но при правильном отношении к проблеме можно исправить, а в дальнейшем и вообще избавить от этого недуга.

Именно поэтому при первых признаках плоскостопия необходимо срочно обратиться к врачу!

Ежегодно обучающиеся нашей школы проходят медицинский осмотр, от врача узнали(см. Приложение№1), что у некоторых обучающихся 5-11 классов есть проблемы плоскостопия. Собрали данные медосмотра за 2014 год о плоскостопии, и составили таблицу результатов медосмотра (см. в Таблицу№ 1).

Изучили виды диагностики для определения плоскостопия. Всего 3 вида диагностики плоскостопия:

1) Осмотр врачом–ортопедом (на глаз).

2) Рентгенографического исследования стоп (по рентгеновскому снимку).

3) Самоопределения плоскостопия –тестирование на выявления плоскостопия. Возьмите лист белой бумаги и положите его на пол. Встаньте на него мокрой ногой, останется след. Контур следа обведите фломастером или простым карандашом. Найдите центр пятки и центр третьего пальца. Соедините две найденные точки прямой линией. Если в узкой части след не заходит за линию- плоскостопия нет.

Это и стало нашим исследованием среди обучающихся 5-11 классов в МБОУ Михайловской СОШ.

Составили таблицу результатов исследования проведённых после тестирования на выявления плоскостопия у обучающихся 5-11 классов см. в Таблицу№ 3

Затем мы изучили причины возникновения плоскостопия через анкетирование и решили выявить некоторые из них в нашей школе:

-обувь стоптана и изношена с внутренней стороны;

-ноги быстро утомляются при ходьбе и работе на ногах;

-появляется усталость и боли в ногах к концу дня, судороги, чувство тяжести, отёчность; -очень трудно ходить на каблуках;

-нога словно выросла, приходится покупать обувь на размер больше;

-избыточный вес ребенка;

-ношение некачественной обуви (слишком мягкая или слишком жесткая подошва, резиновая обувь, слишком высокий каблук или его отсутствие).

На втором этапе:

- провели анализ полученных результатов медицинского осмотра за период 2014года и составили таблицу, для расположения информации о плоскостопии среди обучающихся 5-11 классов (см. Таблицу№1 );

Мне хотелось узнать, что знают о плоскостопии ученики нашей школы. Поэтому мы разработали анкеты (Приложение №4)  и провели анкетирование среди обучающихся 5-11классов в Михайловской средней общеобразовательной школе Урюпинского района.
 

 В анкетирование принимали участие 25 человек.

С помощью тестирования исследовали 25 обучающихся из 5-11 классов в МБОУ Михайловской СОШ, у кого плоскостопие есть, а у кого нет. Данные тестирования занесли в Таблицу№2. Познакомили ребят с плоскостопием, с больной и здоровой стопой.
 


 

Больная стопа

Здоровая стопа

Сравнили две стопы у двух разных учеников.

-обработали собранный материал и оформили портфолио проекта (запись на электронный носитель всех документов проекта);

- составили комплекс упражнений для профилактики плоскостопия для обучающихся нашей школы (см. Приложение № 5 ).

На третьем этапе:

- определили направления дальнейшего развития проекта; - обработали и описали полученные результаты исследования и оформили работу; - создали и выпустили буклет;

- распространили среди обучающихся нашей школы.

 

Глава III. Результаты исследования.

Объектом исследования и подбора информации стали обучающиеся 5-11 классов МБОУ Михайловской СОШ. После медицинского осмотра и беседы с врачом из собранного материала составили таблицу№1 и посчитали количество обучающихся у кого плоскостопие .

Класс, учебный год

2014 год

Количество

обучающихся

Плоскостопие

(к-во человек)

5класс

17

3

6 класс

14

1

7 класс

16

1

8 класс


 

16

1

9 класс


 

18

2

10 класс

14

5

11 класс


 

8

-

Всего:

103

13

 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

Вывод: После медицинского осмотра врачом у обучающихся 5-11 классов в МБОУ Михайловской СОШ у 13 человек обнаружено плоскостопие.

На основе таблицы составили диаграмму №1 медицинского осмотра обучающихся 5-11 классов в МБОУ Михайловской СОШ


 

Вывод: на диаграмме видно количество человек в каждом классе, у кого плоскостопие.

2) Провели анкетирование среди обучающихся 5-11 классов и выявили причины возникновения плоскостопия(см.Приложение№4 ) Мне хотелось узнать, что знают о плоскостопии ученики нашей школы. Поэтому мы разработали анкеты   и провели анкетирование в 5-11классах в Михайловской школе Урюпинского района.  В анкетирование принимали участие 25 человек. Данные отобразили в таблице№2.

Знают о плоскостопии

Ноги быстро утомляются при ходьбе и беге

Появляется усталость и боли в ногах

Обувь стоптана и изношена с внутренней стороны стопы

Точно знают, что у них есть это заболевание

Знают таких детей, у которых есть это заболевание

25


 

7

10

1

5

6

Вывод: Из анкеты видно, что 25 человек знают о болезни ног – плоскостопие все, ноги быстро утомляются при ходьбе и беге-7 человек, появляется усталость и боли в ногах 10, обувь истоптана и изношена с внутренней стороны стопы - 1,точно знают, что у них есть заболевание плоскостопия -5 человек, знают таких детей, у которых есть это заболевание-6 человек. Отсюда и узнали причины возникновения плоскостопия.

Причины возникновения плоскостопия:

-обувь стоптана и изношена с внутренней стороны;

-ноги быстро утомляются при ходьбе и во время работы на ногах;

-появляется усталость и боли в ногах к концу дня, судороги, чувство тяжести, отёчность;

-очень трудно ходить на каблуках;

-нога словно выросла - приходится покупать обувь на размер больше (особенно по ширине), стопа стала широкой и вы не влезаете в любимые туфли.

3) Провели своё тестирование - исследование среди обучающихся 5-11 классов(25 человек) на выявления плоскостопия. Взяли лист белой бумаги и положили его на пол. Встали на него мокрой ногой, остался след. Контур следа обвели простым карандашом. Нашли центр пятки и центр третьего пальца. Соединили две найденные точки прямой линией. Если в узкой части след не заходит за линию - плоскостопия нет. Из полученных результатов исследования составили таблицу № 3 и занесли все данные.

Класс


 

Количество

обучающихся

Фамилия, Имя

обучающихся,

которые прошли тест

След от стопы

5 класс

4

Бухбиндер Наталия

Бухбиндер Юрий

Земцова Анастасия Воронова Анастасия

нет плоскостопия

плоскостопие плоскостопие

нет плоскостопия

6 класс

3

Пигарев Владислав

Безбородова Екатерина

Александрова Мария

плоскостопие

нет плоскостопия нет плоскостопия

7 класс

4

Митин Дмитрий

Мельникова Анна

Бухбиндер Любовь

Баратов Роман

нет плоскостопия

плоскостопие

нет плоскостопия

нет плоскостопия

8класс

6

Марушкина Виктория

Топилина Виктория

Сильвестров Александр

Николаева Кристина

Топилин Валентин

Гуркин Никита

нет плоскостопия

нет плоскостопия

нет плоскостопия нет плоскостопия нет плоскостопия нет плоскостопия

9 класс

3

Куницын Фёдр

Слободчиков Денис

Белуш Люба

плоскостопие

нет плоскостопия

нет плоскостопия

10 класс

3

Мамешина Марина

Никифоров Иван

Цыганова Жанна

нет плоскостопия

плоскостопие нет плоскостопия

11 класс

2

Крехова Марина

Лукшина Анастасия

нет плоскостопия

нет плоскостопия

Итого:

25

 

6

 

Вывод: После проведённого тестирования- исследование на выявления плоскостопия среди обучающихся 5-11 классов из 25 человек у 6 выявили плоскостопие. Данные приведены в таблице№3.

4) Для профилактики и лечения плоскостопия разработали комплекс упражнений для обучающихся 5-11 классов (см. Приложение№5):

1) Поочередно ходить на носках, на пятках, на наружных и внутренних краях стоп. 2)Катание по полу ступнями пластмассовой бутылки.

3) Захватывать обеими стопами мячик и приподнимать его, удерживая между стоп.

4) На пол укладывается салфетка, которую предлагают смять с помощью стопы. 5)Собирать пальцами ног и перекладывать с места на место разбросанные на полу предметы. 6)Катание по полу ступнями небольшого мяча.

5) Составили буклеты для обучающихся 5-11 классов по профилактике плоскостопия (см. Приложение №6).

6)Написали рекомендации для обучающихся и их родителей по профилактики плоскостопия:

Плоскостопие - заболевание, постоянно напоминающее о себе ноги быстро утомляются, при ходьбе и работе на ногах, болями в стопах, бедрах, голени, поясничном отделе, к концу дня, судороги, чувств тяжести, отёчность. Оно может привести к тяжелым нарушениям опорно-двигательного аппарата в будущем - к артрозу и сколиозу, остеохондрозу. Чтобы предотвратить негативные последствия для здоровья, главное уже в раннем возрасте обращать внимание на кажущиеся мелочи - походку, правильно подобранную обувь, избыточный вес, поднятие тяжестей, чрезмерная подвижность суставов;

 

Рекомендации для обучающихся и их родителей по профилактики плоскостопия:

1)если обнаружили плоскостопие немедленно обращайтесь к врачу;

2) обращайте внимание на некоторые причины, которые могут привести к плоскостопию:

-ваша обувь стоптана и изношена с внутренней стороны;

-ноги быстро утомляются при ходьбе и работе на ногах;

-появляется усталость и боли в ногах к концу дня, судороги, чувство тяжести;

-отечность в области лодыжек;

-очень трудно ходить на каблуках;

-нога словно выросла - приходится покупать обувь на размер больше (особенно по ширине);
-стопа стала широкой настолько, что вы уже не влезаете в любимые туфли.

3) основной целью лечения плоскостопия является устранение болей в стопе, укрепление мышц и связок ноги;

4) среди методов лечения плоскостопия выделяют лечебную гимнастику, массаж, ножные ванны, физиотерапию, ношение правильной ортопедической обуви или стелек;

5)плоскостопие можно исправить в ранней стадии занимаясь специальными физическими упражнениями.

 

Заключение.

Тема, которую я выбрал для своей работы, мне очень понравилась. Цели и задачи которые были поставлены перед нами мы достигли: обратились к участковому педиатру и рассказали ребятам о последствиях плоскостопия, изучили литературу, интернет-ресурсы по теме, составили план работы нашего исследования, разработали анкеты и провели анкетирование, которые нами были обработаны, разработали и составили свой комплекс физических упражнений для профилактики плоскостопия с рекомендациями, выпустили буклет, подвели итоги и сделали выводы.

Особенно мне понравилась проводить исследование для определения плоскостопия - методом самоопределения, выявили причины возникновения плоскостопия у обучающихся 5-11 классов нашей школы. Дети должны стремиться следить за своими ногами: как сидишь, как стоишь, как хо­дишь. Чтобы исправить плоскостопие необходимо заниматься физическими упражнениями, укреплять мышцы, соблюдать режим дня и пита­ния, заниматься физкультурой и спортом, под­бирать правильную обувь, устранять из жизни привычки, которые способствуют плоскостопию, а это требует настойчивой, систематической, кропотливой работы со стороны самого школьника, а прежде всего - и его родителей, которые обязаны строго контролировать. Ведь любое заболевание легче предотвратить, чем лечить.

Проект можно использовать на уроках физкультуры, классных часах и родительских собраниях. заслуживает положительной оценки.

Будьте здоровы!


Список литературы и источников информации:

1. С.П. Попов Лечебная физическая культура - М.: «Физкультура и спорт», 2010г

2. Учебник биологии для 8 класса Плоскостопие с74-75Дрофа2010г.

3. Википедия. Свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org

4. А.С. Красикова «Профилактика лечения плоскостопия». М. 2002 г

5. «Справочник по детской лечебной физкультуре» / Под ред. М.И. Фонарева. – Л.: Медицина. 1983 г. 

6. Л.С. Гишберг Применение лечебной физкультуры при заболеваниях плоскостопием. М.: СМОЛГИЗ, 1998. 7. Е.Н. Вавилова «Укрепление здоровья детей». М. 1995 г.

8. Информационно-новостной портал 'Час Пик' http://vchaspik.ua/sport/23971

 

Приложение№1 Беседа с врачом-педиатром Пономарёвой Валентиной Викторовной.





Приложение№ 2 Примерный план деятельности группы по реализации проекта 2014-2015г.

Содержание

Сроки

Ответственный

1

Создание активной группы и распределение обязанностей в группе. Составление плана.

сентябрь

Ивонина Г.Ф. Митин Д. Ивонин П.А.

2

Деление группы по интересующим вопросам.

октябрь

Ивонин П.А. Митин Д.

3

Работа с дополнительной литературой. Сбор информации по интересующим вопросам ( Интернет-ресурсы).

ноябрь-декабрь

Ивонина Г.Ф. Митин Д. Баратов Р.

4

Написание введения.

Набор материала на компьютере.

декабрь

ЕремееваЯ. Ивонин П.А. Ивонина Г.Ф.

5

Обработка проведенных исследований.

октябрь

Митин Д Ивонина Г.Ф.

6

Придумать и разработать комплекс упражнений

январь

Митин Д. ИвонинаГ.Ф. Ивонин П.А

7

Написание основной части и заключения.

январь-февраль

Митин Д.

Ивонина Г.Ф.

8

Выпустить комплекс упражнений

январь

Митин Д. Еремеева Я. Баратов Р.

9

Обобщение, выводы и составление рекомендации

Оформление работы и презентации.

январь

Ивонина Г.Ф. Митин Д. Ивонина П.А.

10

Создание папки исследовательской работы (портфолио)

в течение 2014 года

Ивонина Г.Ф.

11

Подведение итогов.

февраль 2015 года

Митин Д. Ивонина Г.Ф. Ивонин П.А.

 

 

Приложение№ 3 Формы стопы и степени плоскостопия.

Степени продольного плоскостопия

 


 


 

Приложение№ 4 Анкета

Цель нашего анкетирования состоит в том, чтобы узнать Ваше мнение о болезни плоскостопия.Прежде, чем ответить на вопросы, внимательно прочитайте варианты ответов и зачеркните тот, который считаете правильным.

Ф.И. ___________________________________________________________

Класс __________________________________________________________

1.Вы знаете о такой болезни, как плоскостопие?

а) да;         б) нет;      в) не знаю.

2.Ноги быстро утомляются при ходьбе и продолжительных подвижных играх?

а) да;         б) нет;      в) не знаю.

3.  Появляется усталость и боли в ногах к концу дня, судороги, чувство тяжести?

а) да;         б) нет;      в) не знаю.

4. Ваша обувь стоптана и изношена с внутренней стороны?

а) да;         б) нет;      в) не знаю. 5. У вас есть это заболевание ног?

а) да;         б) нет;      в) не знаю.

6. Вы знаете таких детей, у которых есть это заболевание?

а) да;         б) нет;      в) не знаю. 7. Как вы считаете, эта болезнь лечиться?

а) да;         б) нет;      в) не знаю.

8. Что такое плоскостопие?

Большое спасибо!

 

Приложение №5 Комплекс физических упражнений для профилактики плоскостопия для обучающихся 5-11 классов.

1)Поочередно ходить на носках, на пятках, на наружных и внутренних краях стоп.

2)Катание по полу ступнями пластмассовой бутылки.

3)Захватывать обеими стопами мячик и приподнимать его, удерживая между стоп.

4)На пол укладывается салфетка, которую предлагают смять с помощью стопы.

5)Собирать пальцами ног и перекладывать с места на место разбросанные на полу предметы.

6)Катание по полу ступнями небольшого мяча.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Добрый день, Гюльнара Фазиль-кызы! Спасибо большое! Очень интересно!

13 February 2016

На здоровье!!!!

4 March 2017

Ещё такого проекта ни у кого не видела, спасибо вам.

10 March 2017