ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЪЁМА КРАТКОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗНОЙ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ ПОДРОСТКОВ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Лицей №113 города Новосибирска
ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЪЁМА КРАТКОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗНОЙ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ ПОДРОСТКОВ
Коченкова Эстер Владиславовна
Учащаяся 9 класса «Б»
МБОУ Лицей № 113
г. Новосибирска
Руководитель:
Вышинская Нина Ивановна
учитель биологии,
высшая квалификационная категория
Контактный телефон руководителя
_______8-953-865-4805_______
Работа допущена к защите « » ____________________2020г.
Подпись руководителя проекта _________________________(_______)
Новосибирск, 2020
Оглавление
1.Введение ………………………………………………………………….3
1.1. Актуальность
1.2 Новизна
1.3 Проблемы
1.4 Гипотеза
1.5 Цель исследования
1.6 Объект исследования
1.7 Предмет исследования
1.8 Задачи исследования
1.9 Методы исследования
2 Теоретическая часть ………………………………………….5
2.1 Память как функция высшей психической деятельности……………..5
2.2 Критерии классификации памяти……………………………………….6
2.3 Свойства памяти………………………………………………………….7
2.4 Особенности кратковременной памяти у подростков…………………8
3 Практическая часть ………………………………………....10
3.1 Методика определения кратковременной зрительной памяти……….10
3.2 Методика «Память на образы»…………………………………………11
3.3 Результаты исследования……………………………………………….12
4 Список используемой литературы ………….………..……14
5 Приложения……………………………………………………15
Приложение 1………………………………………………………………15
Приложение 2………………………………………………………………16
Приложение 3………………………………………………………………17
Приложение 4………………………………………………………………18
Приложение 5……………………………………………………………….19
Приложение 6……………………………………………………………….20
1. Введение
Память человека – это очень важная подсистема в целостной структуре психики человека. Никакие другие психические процессы не упоминаются в повседневной жизни так часто, как память и внимание. Ведь именно ими мы часто объясняем успехи или неудачи в учебе. Способность к обучению и качество любой профессиональной деятельности зависят от возможностей этих процессов. Память является одним из ценнейших свойств человеческой жизни. В психологии она считается одним из основных познавательных процессов. Кроме того – она является своеобразной основой всякого познания.
1.1 Актуальность
Проблема развития памяти подростков актуальна тем, что подростковый возраст – лучшее время для развития памяти. В настоящее время наш мир кипит от множества различной информации. Подросткам приходится учиться пользоваться этой информацией, выбирать нужное и многое запоминать. Кратковременная память для ребёнка подросткового возраста - это парадный вход для процесса обучения. Информация в такой памяти хранится недолго, на тот момент, когда необходимо принять нужное решение при каком-то действии, после чего информация забывается. Мне интересна эта тема ввиду того, что я сама и мои одноклассники сейчас именно в этом возрастном периоде.
1.2 Новизна
Память подростков – это достаточно интересная тема для изучения. Именно в это время меняется память: из количественной в качественную сторону.
1.3 Проблема
В наши дни проблема улучшения памяти является одной из самых актуальных, потому что нам часто приходится иметь дело с запоминанием информации, особенно в учебном процессе.
1.4 Гипотеза
В связи с особенностями развития памяти в подростковом возрасте, можно предположить, что именно память на образы будет явно выражена.
1.5 Цель исследования
Выявить особенности памяти в подростковом возрасте, определить уровень развития кратковременной зрительной памяти на образы и кратковременной зрительной памяти на числа, произвести сравнение полученных данных.
1.6 Объект исследования
Кратковременная память подростков.
1.7 Предмет исследования
Объём кратковременной памяти на образы у подростков.
1.8 Задачи
1) Найти и изучить теоретические материалы по данной теме: особенности развития памяти в подростковом возрасте;
2) Ознакомиться со способами измерения объема памяти и подобрать методики исследования, подходящие для достижения результата исследования;
3) Провести исследование, используя подобранные методики и проанализировать полученные результаты;
4) Произвести сравнение данных и сделать выводы по полученным результатам.
1.9 Методы исследования
1. Анализ учебно-методической литературы и интернет ресурсов;
2. Методики исследования объема кратковременной зрительной памяти на числа и образы.
3. Анализ и сравнение полученных данных.
2. Теоретическая часть
2.1 Память как функция высшей психической деятельности
В современной психологической науке память понимается как форма психического отражения действительности, которая заключается в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта.
Это важнейшая психическая функция, являющаяся объединяющим звеном в организации психики. Она обеспечивает целостность и единство личности. Всякий познавательный процесс превращается в память, и всякая память превращается во что-то другое. Память имеет огромное значение для жизни и деятельности не только каждого конкретного человека, но и общества в целом. Уже в древнегреческой мифологии обнаруживается признание важной роли памяти в развитии культуры человечества. Особо почитаемая греками богиня памяти Мнемозина была матерью девяти муз — покровительниц науки, поэзии и искусства. По имени этой богини память в психологии часто называют мнемической деятельностью.
Память обеспечивает человеку накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, умений и навыков и их последующего использования. Сохранение опыта создаёт возможность для обучения человека и развития его психики.
Память является сложной психической деятельностью. В её структуре различают основные процессы: запоминание, сохранение, забывание, восстановление (узнавание, воспроизведение).
Запоминание – это процесс закрепления в сознании тех образов, которые возникают под воздействием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия. Запоминание – это, как правило, установление связи с тем, что уже имеется в сознании человека.
Сохранение и забывание являются двумя взаимосвязанными процессами. Сохранение – это удержание заученного в памяти, забывание – это исчезновение, выпадение из памяти, т.е. своеобразный процесс угасания и затормаживания связей. Забывание является естественным процессом, однако бороться с ним всё-таки необходимо. Забывание бывает полным или частичным, длительным или временным. На процесс забывания влияет несколько факторов, таких как время, деятельность, предшествующая запоминанию и степень активности имеющейся информации.
Воспроизведение – это процесс памяти, который заключается в появлении в сознании представлений памяти, ранее воспринятых мыслей, осуществление заученных движений. В основе воспроизведения лежит оживление следов в мозгу, возникновение в них возбуждения.
Узнавание – это процесс появления чувства знакомости при повторном восприятии предмета или явления. Два процесса – воспроизведения и узнавания – похожи, но всё-таки различаются. Воспроизведение, в отличие от узнавания, характеризуется тем, что образы, закреплённые в памяти, актуализируются (оживляются) без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов. Поэтому узнавание не может быть показателем прочности запоминания и при оценке его эффективности необходимо ориентироваться только на воспроизведение.
2.2 Классификация видов памяти
По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую.
По характеру целей деятельности — на непроизвольную и произвольную.
По продолжительности закрепления и сохранения материалов (в связи с его ролью и местом в деятельности) — на кратковременную, долговременную и оперативную.
Двигательная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Встречаются люди с ярко выраженным преобладанием этого вида памяти над другими ее видами. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д
Образная память — память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой
Эмоциональная память — память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохранённые в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.
Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, разговора с друзьями, помним содержание прочитанной книги.
Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической.
Психологические исследования, и в частности работы отечественного психолога П.И. Зинченко, показали, что прямая постановка цели на запоминание не является решающей для эффективности запоминания. Непроизвольное запоминание оказывается продуктивнее произвольного.
Эффективность запоминания зависит от установки. Установка запомнить материал, чтобы ответить на уроке или зачете, не способствует долговременному запоминанию: после сдачи зачета материал быстро забывается. Иную роль играет понимание значимости материала для будущего, для дальнейшего обучения или профессиональной деятельности. Запоминаемый с такой установкой материал помнится дольше.
Эмоционально окрашенный материал запоминается лучше, при этом в одних случаях лучше будет запоминаться приятное, в других — неприятное. Запоминание может протекать с различной степенью осмысленности, с разной глубиной понимания. В соответствии с этим выделяют механическое и логическое запоминания. Мышление всегда является существенной опорой памяти, необходимым условием успешного запоминания, которое в значительной мере зависит от понимания и ориентировки в материале в целом, а также от выделения смысловых групп и связей между элементами.
2.3 Свойства памяти
Объем памяти - количество информации, которое человек способен запомнить за определенное время. Объем кратковременной памяти человека в среднем составляет 5-9 запомненных и повторённых цифр, 6-7 бессмысленных слогов, 5-9 слов.
Скорость - время, в течение которого человек способен запомнить определенный объем информации.
Прочность - длительность сохранения информации.
Точность - правильность и полнота воспроизведения информации.
В моей работе меня будет интересовать именно объём памяти.
В современной психологии все отдельные опыты с памятью человека сводятся, в основном, к тому, что испытуемый тем или иным способом усваивает материал, а затем, спустя некоторое количество времени, его воспроизводит, узнаёт усвоенное. В каждом из таких опытов экспериментатор имеет дело с тремя основными переменными:
1. деятельностью усвоения или заучивания;
2. интервалом между усвоением и воспроизведением;
3. деятельностью воспроизведения.
Материал может предъявляться испытуемым зрительно или на слух. Кроме этого есть и иные способы: зрительно-слухо-моторный, зрительно-моторный, зрительно-слуховой.
2.4. Особенности кратковременной памяти у подростков
Объем кратковременной памяти индивидуален. Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время, после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2 - кратного повторения. Кратковременная память (КП) ограничена по объему, при однократном предъявлении в КП помещается в среднем 72. Это магическая формула памяти человека, т. е. в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации.
С особенностями кратковременной памяти, обусловленными ограниченностью её объема, связано такое свойство, как замещение. Оно проявляется в том, что при переполнении индивидуально ограниченного объема кратковременной памяти человека вновь поступающая информация частично вытесняет хранящуюся там, и последняя безвозвратно исчезает, забывается, не попадает в долговременное хранилище. Это, в частности, происходит тогда, когда человеку приходится иметь дело с такой информацией, которую он не в состоянии полностью запомнить и которая ему предъявляется непрерывно и последовательно.
Учащимся приходится удерживать в кратковременной памяти информацию, которая поступает по специальным сенсорным каналам и систематизируется в различном порядке. Некоторые данные поступают в кратковременную память одновременно (например, черты лица), другие воспринимаются умом в определённой последовательности (например, числа в телефонном номере). Поэтому кратковременная память должна гибко реагировать на то, что она принимает на хранение. Именно здесь становится очевидной значительная разница между учащимися. Одни показывают великолепную визуальную кратковременную память, другие хорошо воспринимают словесное общение и отстают в восприятии визуальных фрагментов. А некоторые дети испытывают сложность в удержании любого потока информации.
Подросток уже способен управлять своим произвольным запоминанием. Способность к запоминанию (заучиванию) постоянно, но медленно возрастает до 13 лет. С 13 до 15—16 лет наблюдается более быстрый рост памяти. В подростковом возрасте память перестраивается, переходя от доминирования механического запоминания к смысловому, при этом перестраивается сама смысловая память — она приобретает опосредованный, логический характер, обязательно включается мышление. Заодно с формой изменяется и содержание запоминаемого - становится более доступным запоминание абстрактного материала.
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослой жизни. Большинство возрастных проявлений свидетельствуют о притязании подростка на зрелость.
3. Практическая часть
В своем исследовании я изучала объём кратковременной зрительной памяти на числа и кратковременной зрительной памяти на образы. Кратковременная память является такой подсистемой памяти, которая обеспечивает оперативное удержание и преобразование данных, поступающих от органов чувств и из долговременной памяти. Кратковременная память является обязательным этапом для её других видов как более или менее непосредственное запечатление и весьма кратковременное сохранение (обычно измеряемое секундами), и является обязательным компонентом долговременной и оперативной памяти.
Как показывают исследования, процессы памяти в подростковом возрасте еще не достаточно сформированы. Но нужно обратить внимание на то, что подростки начинают проявлять особое внимание на способы улучшения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
В моем исследовании принимали участие ученики 8-10-х классов МБОУ Лицея №113 г. Новосибирска: 8 класс – 13 человек; 9 классы – 36 человек; 10 класс – 8 человек. Возраст испытуемых от 13 до 16 лет.
3.1 Методика определения кратковременной зрительной памяти
Диагностическая цель: определение объема кратковременной зрительной памяти на числа.
Описание процедуры тестирования
Сущность методики заключается в том, что испытуемому экспонируется таблица с 12 двузначными числами в течение 20 секунд. Числа необходимо запомнить и в течение 1 минуты (после того, как таблица убрана) воспроизвести как можно большее количество.
Обработка и анализ результатов
Оценка кратковременной зрительной памяти производилась по количеству правильно воспроизведенных чисел. Методика удобна для группового тестирования, так как процедура не занимает много времени.
При обработке результатов, за каждое правильно воспроизведенное число, испытуемый получает 1 балл.
1-4 баллов – низкий уровень развития памяти;
5-7 баллов – среднеразвитый уровень памяти;
8-10 баллов – высокий уровень развития памяти;
Выше 10 баллов – очень высокий уровень развития памяти.
После получения и обработки данных, я получила следующие результаты:
Учащиеся 8 класса показали следующие результаты (приложение 3):
низкий уровень – 21%
средний уровень – 68%
высокий уровень – 11%
очень высокий уровень – 0% (отсутствует)
Учащиеся 9-10-х классов (приложение 4):
низкий уровень – 20%
средний уровень – 64%
высокий уровень – 11%
очень высокий уровень – 5%
Исходя их полученных данных, мы видим, что большинство учеников всех классов имеют достаточно развитый уровень объема кратковременной зрительной памяти на числа, необходимый для процесса учебной деятельности. Хотя есть небольшой процент учеников во всех классах подросткового возраста, которым необходимо заниматься развитием и тренировкой памяти. На основании данного исследования можно предположить, что при обучении на более старшей ступени качественный показатель объёма кратковременной памяти улучшается.
Методика «Память на образы»
Диагностическая цель: изучение кратковременной образной памяти. Методика часто применяется при профотборе.
Описание процедуры тестирования
Сущность методики заключается в том, что испытуемому экспонируется таблица с 16 образами в течение 20 секунд. Образы необходимо запомнить и в течение 1 минуты (после того, как таблица убрана) воспроизвести их словами или картинками как можно большее количество (приложение 2).
Обработка и анализ результатов
Оценка результатов тестирования производится по количеству правильно воспроизведенных образов. Методика используется в группе и индивидуально.
При обработке результатов, за каждое правильно воспроизведенное число, испытуемый получает 1 балл.
1-4 баллов – низкий уровень развития памяти;
5-7 баллов – среднеразвитый уровень памяти;
8-9 баллов – высокий уровень развития памяти;
Выше 10 баллов – очень высокий уровень развития памяти.
После получения и обработки данных исследования по второй методике, я получила следующие результаты:
Учащиеся 8 класса показали следующие результаты (приложение 5):
низкий уровень – 0% (отсутствует)
средний уровень – 21 %
высокий уровень – 47%
очень высокий уровень – 32%
Учащиеся 9-10-х классов показали следующие результаты (приложение 6):
низкий уровень – 0% (отсутствует)
средний уровень – 16%
высокий уровень – 20%
очень высокий уровень – 64%
На основании проведённого исследования можно сделать выводы:
А) у большинства испытуемых подростков достаточно высокий уровень развития памяти на образы.
Б) у учащихся кратковременная память на образы развита лучше, чем зрительная память на цифры.
В) у учащихся 9-10-х классов значительно выше процент очень высокого уровня развития образной памяти, чем у учащихся 8 класса.
Результаты исследования. Выводы
Я ознакомилась с теоретической литературой по теме исследования и изучила память как психический процесс, ее виды, свойства и характеристики. Изучив теоретический материал, я так же выяснила, что память в подростковом возрасте развивается быстрее и претерпевает качественные изменения.
Я ознакомилась с методами исследования кратковременной памяти и подобрала две методики, подходящие для групповой диагностики.
Провела исследование на выборке учащихся подросткового возраста. Полученные результаты показывают, что большинство учащихся участвовавших в исследовании имеют средний уровень развития кратковременной зрительной памяти на числа. Это достаточно для процесса учебной деятельности.
По результатам проведения исследования по методике «память на образы», я сделала вывод, что большое количество учащихся имеют высокий и даже очень высокий уровень развития кратковременной памяти на образы.
Сравнивая результаты двух методик, можно сделать вывод, что кратковременная память на образы у испытуемых имеет более высокий уровень, чем кратковременная память на числа. Этот факт необходимо учитывать учителям при организации учебного процесса учащихся данного возраста.
Так же я сравнила результаты исследования по обеим методикам между испытуемыми классами и увидела, что большинство учащихся имеют средний уровень развития кратковременной зрительной памяти, во всех классах. В то же время, хотя и процент высокого уровня развития памяти на образы высок у всех испытуемых, все же этот процент выше у учащихся 9-10 классов (64%) в сравнении с учащимися 8 класса (32%). Этот факт приводит к выводу, что у ребят постарше, память на образы развита сильнее.
Сравнивая результаты методик одного и того же испытуемого, я сделала вывод, что разные виды памяти могут развиваться неодинаково и независимо друг от друга. Так у некоторых испытуемых был низкий уровень кратковременной зрительной памяти и при этом достаточно высокий уровень развития кратковременной памяти на образы.
Итак, цель данного исследования, на мой взгляд, достигнута, поставленные задачи выполнены. Данные, полученные в ходе проведения исследования, подтверждают выдвинутую гипотезу, о том, что кратковременная память на образы у подростков развивается быстрее и является более ярко выраженной, чем кратковременная память на числа.
Можно так же сделать вывод о том, что не все ученики способны запомнить одинаковое количество материала.
4. Список используемой литературы
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер, 2007г
Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.-134 с.
Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти./ Ред. Гиппенрейтер, Романова Ю.Б., МГУ, 1979.-243 с.
Климов, Е.А. Основы психологии: учебник / Е.А. Климов. — 2-е изд., перераб., доп. — М.: ЮНИТИ, 2003. — 462 с.
Реан А.А. Психология подростка- СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2003 г.
Крысько, В.Г. Общая психология / В.Г. Крысько. — СПб.: Питер, 2007. — С. 133.
Итернет ресурс: https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2013/08/31/diagnostika-pamyati-podrostkov
Приложения
Приложение 1
Таблица методики исследования кратковременной зрительной памяти «Память на числа»:
Приложение 2
Таблица методики исследования кратковременной памяти на образы:
Приложение 3
Результаты по методике определения кратковременной зрительной памяти среди учащихся 8 класса.
Круговая диаграмма, показывающая количество запомненных цифр:
Приложение 4
Результаты по методике определения кратковременной зрительной памяти среди учащихся 9-10-ых классов.
Круговая диаграмма, показывающая количество запомненных цифр:
Приложение 5
Результаты по методике определения «Памяти на образы» среди учащихся 8 класса
Круговая диаграмма, показывающая количество запомненных образов:
Приложение 6
Результаты по методике определения «Памяти на образы среди учащихся 9-10-ых классов.
Круговая диаграмма, показывающая количество запомненных образов: