План урока «Объем параллелепипеда. Единицы измерения объема»

1
0
Материал опубликован 4 December 2015

Тема урока: Объем параллелепипеда. Единицы измерения объема 

Класс: 5

Тип урока: Урок отработки умений.

Цели урока:

Личностные:

– формирование у учащихся готовности и способности к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

– формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

– формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности.

Метапредметные

развитие у учащихся умений:

– получать необходимую информацию в ходе исследовательской деятельности;

– анализировать информацию;

– формулировать гипотезы;

– устанавливать причинно-следственные связи, проводить умозаключение и делать выводы;

– соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Предметные:

– формирование представлений учащихся о нахождении объема прямоугольного параллелепипеда;

– развитие умений применять приобретенные ранее знания при решении задач.

Планируемые результаты:

Предметный результат:

- овладеть навыками нахождения объема многогранников на примере прямоугольного параллелепипеда и куба.

Метапредметный результат:

Личностные универсальные учебные действия:

- уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, приводить примеры и контрпримеры; уметь контролировать процесс и результат учебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- формировать и развивать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, самостоятельно их находить, удерживать цель деятельности, осознавать, что усвоено, что ещё подлежит усвоению.

Познавательные универсальные учебные действия :

- осуществлять анализ практических ситуаций, моделирование, строить рассуждения в форме простых суждений о ситуациях, задавать вопросы.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- использовать в общении правила вежливости; строить понятные для партнёра высказывания, сотрудничать.

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная

Ресурсы урока:

Основные: УМК С.А.Козлова, А.Г. Рубин учебник "Математика" 5 класс, 2 часть, рабочая тетрадь.

Дополнительные: дидактические материалы к учебнику, карточки с заданиями, модель прямоугольного параллелепипеда и куба, записи на доске.

Основные понятия: прямоугольный параллелепипед, объем, единицы измерения объема.

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

Формируемые УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

1

2

3

5

6

7

8

9

10

11

1

Организация учащихся к уроку.

 

Цель этапа:

приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания.

Сегодня на уроке мы продолжим работу с нахождением объема прямоугольного параллелепипеда. Проверьте, у всех ли на парте есть его модель.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.

2

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Прогнозирование своей деятельности

Умение слушать и вступать в диалог

Умение выделять нравственный аспект поведения

2

Вводная беседа. Актуализация знаний

 

Цель этапа:

Продемонстрировать необходимость знаний для изучения нового материала.

Итак, первое задание.

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

Что такое единичный куб?

Какими единицами измерения выражается объем?

Чему равен объем параллелепипеда?

Чему равен объем куба?

Для чего сейчас мы это повторили?

Открываем тетради и записываем дату в тетрадь.

Участвуют в работе по повторению, отвечают на поставленные вопросы, формулируют единицы измерения периметра, площади и объема.

Это куб, ребро которого равно единице.

В кубических единицах

V = abc

(ученик записывает на доске)

V = a³

Сегодня на уроке мы будем находить объем куба и параллелепипеда.

Записывают дату и тему урока в тетрадь.

3

Поиск и выделение необходимой информации

Выделение и осознание того, что уже пройдено.

Постановка цели учебной задачи, синтез

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог

Смысло-

образование

3

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

 

Цель этапа:

Показать личностные, предметные и метапредметные результаты, достигнутые на прошлом уроке.

Сейчас мы проверим, насколько вы усвоили материал прошлого урока при написании проверочной работы.

Работаем по учебнику на стр. 178. Познакомьтесь с заданиями и выберите для себя уровень – 1вариант – «Н»

2 вариант – «П»

Давайте вместе проверим по эталону.

Учащиеся по желанию самостоятельно выполняют задание необходимого или повышенного уровня.


 

Записывают номер варианта и выполняют задание.

1 вариант

V = 15 * 23 * 25 =

8 625 см³

2 вариант

2 дм = 20 см

V = 150 * 20 = 3 000 см³ = 3 дм³

8

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль и оценивание полученного результата,

Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности

смыслообразование

4

Применение первичных знаний. Создание проблемной ситуации.

Работа с учебником.

 

Цель этапа:

Создание проблемной ситуации для нахождения объема прямоугольного параллелепипеда

Работа в парах:

Карточка, задание №1

Вычислите объем прямоугольного параллелепипеда, если его ребра равны 120 см, 15 дм и 700 мм и выразите его в кубических дм.

Карточка, задание №2

Объем спортивного зала 1 800 м³. Его высота 5 м. Какова площадь пола в зале?

 

Для более подготовленных учащихся №3 и №4

Задание № 3

Ребро куба 6 см. От него отпилили брусок, размеры которого –

2 см, 2 см, 5 см. Вычислите объем оставшейся части.

Задание № 4

Бассейн вмещает 1 350 м³ воды. Найдите глубину бассейна, если площадь его дна равна 450 м².

Нужно все единицы измерения перевести в дм, получаем

120 см = 12 дм

700 мм = 7 дм

12*15*7 = 1 260 дм³

Выдвигают гипотезы, предлагают решения.

V = abc

S = ab, значит нужно объем спортивного зала разделить на высоту этого зала.

1 800 : 5 = 360 м²

Нужно найти

V = a³ и V = abc.

Из объема куба вычесть объем параллелепипеда.

6*6*6 = 216 (м³) куб

2*2*5 = 20 (м³) парал.

216 – 20 = 196 (м³)

Объем оставшейся части равен 196 м³.

Нужно объем бассейна разделить на площадь его дна.

1 350 : 450 = 3 (м)

Глубина бассейна составляет 3 метра.

10

Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.

Целеполагание, выдвижение гипотез.

Умение слушать и вступать в диалог, работать в группе и паре.

Выполнять умозаключения.

5

Физпауза

 

Цель этапа:

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Я показываю вам геометрические фигуры и объемные тела.

Если фигура:

плоская - руки в стороны

объемная – руки вверх,

параллелепипед или куб – хлопаем в ладоши.

Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.

2

Отработка понятий плоских и объемных фигур

Выполнение упражнений по алгоритму

 

Формирование культуры здорового образа жизни.

6

Включение нового знания в систему знаний

 

Цель этапа:

Уметь применять сформированные УУД при решении практических жизненных задач.

 

В дидактических материалах стр. 75 № 9.

Стр.75 № 14 аб

Если осталось время, то № 11.

Выдвигают гипотезы, представляют решения.

Надо найти объем ящика и объем коробки. Затем, узнать сколько таких коробок помещается в ящик.

8*3*5 = 120 дм³ =

120 000 см³

1*2*4 = 8 см³

120 000 : 8 = 15 000 (к.)

Ответ: в ящик поместится 15 000 коробок

Чтобы найти ребро куба, нужно найти такое число, которое при умножении самого на себя дает нам объем этого куба.

а)27 м³ = 3м*3м*3м

б) 64 м³ = 4м*4м*4м

20м*12м*6м = 1 440 м³

(1 440 : 10)* 6 = 144*6 = 864 (ц).

Ответ: в сарае 864 ц сена

6

Формирование навыков применения знаний в различных жизненных ситуациях

Прогнозирование, оценивание результата.

   

7

Рефлексия

 

Цель этапа:

Подведение итогов урока. Самооценка.

Что нового Вы узнали сегодня на уроке?

Как Вы оцениваете свою работу на уроке?

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

3

умение структурировать знания

планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

умение давать оценку проделанной работе, объяснять причины успехов и неудач

8

Домашнее задание

 

Учитель инструктирует учащихся по домашнему заданию.

Стр. 179 №12

Повышенный уровень: стр. 179 № 13

Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока

1

       
     


 

в кубических дм:

1 м³ = 1 000 дм³

4 м³ = 4 000 дм³

1 л = 1 дм³

В кубических см

1 дм³ = 1 000 см³

3000 мм³ = 3 см³

1 л = 1 000 см³

Ученик на доске записывает ответы, остальные проверяют.


 

Задачи «Объем прямоугольного параллелепипеда»

Вычислите объем прямоугольного параллелепипеда, если его ребра равны 120 см, 15 дм и 700 мм и выразите его в кубических дм.

Объем спортивного зала 1 800 м³. Его высота 5 м. Какова площадь пола в зале?

 

Ребро куба 6 см. От него отпилили брусок, размеры которого – 2 см, 2 см, 5 см. Вычислите объем оставшейся части.

Бассейн вмещает 1 350 м³ воды. Найдите глубину бассейна, если площадь его дна равна 450 м².

Задачи «Объем прямоугольного параллелепипеда»

Вычислите объем прямоугольного параллелепипеда, если его ребра равны 120 см, 15 дм и 700 мм и выразите его в кубических дм.

Объем спортивного зала 1 800 м³. Его высота 5 м. Какова площадь пола в зале?

 

Ребро куба 6 см. От него отпилили брусок, размеры которого – 2 см, 2 см, 5 см. Вычислите объем оставшейся части.


 

Бассейн вмещает 1 350 м³ воды. Найдите глубину бассейна, если площадь его дна равна 450 м².

Задачи «Объем прямоугольного параллелепипеда»

Вычислите объем прямоугольного параллелепипеда, если его ребра равны 120 см, 15 дм и 700 мм и выразите его в кубических дм.

Объем спортивного зала 1 800 м³. Его высота 5 м. Какова площадь пола в зале?

 

Ребро куба 6 см. От него отпилили брусок, размеры которого – 2 см, 2 см, 5 см. Вычислите объем оставшейся части.

Бассейн вмещает 1 350 м³ воды. Найдите глубину бассейна, если площадь его дна равна 450 м².

Задачи «Объем прямоугольного параллелепипеда»

Вычислите объем прямоугольного параллелепипеда, если его ребра равны 120 см, 15 дм и 700 мм и выразите его в кубических дм.

Объем спортивного зала 1 800 м³. Его высота 5 м. Какова площадь пола в зале?

 

Ребро куба 6 см. От него отпилили брусок, размеры которого – 2 см, 2 см, 5 см. Вычислите объем оставшейся части.


 

Бассейн вмещает 1 350 м³ воды. Найдите глубину бассейна, если площадь его дна равна 450 м².


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации