12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Сырба Надежда Борисовна82 |
Объем параллелепипеда. Единицы измерения объема
Тема урока: Объем параллелепипеда. Единицы измерения объема
Класс: 5
Тип урока: Урок отработки умений.
Цели урока:
Личностные:
– формирование у учащихся готовности и способности к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
– формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
– формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности.
Метапредметные
развитие у учащихся умений:
– получать необходимую информацию в ходе исследовательской деятельности;
– анализировать информацию;
– формулировать гипотезы;
– устанавливать причинно-следственные связи, проводить умозаключение и делать выводы;
– соотносить свои действия с планируемыми результатами.
Предметные:
– формирование представлений учащихся о нахождении объема прямоугольного параллелепипеда;
– развитие умений применять приобретенные ранее знания при решении задач.
Планируемые результаты:
Предметный результат:
- овладеть навыками нахождения объема многогранников на примере прямоугольного параллелепипеда и куба.
Метапредметный результат:
Личностные универсальные учебные действия:
- уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, приводить примеры и контрпримеры; уметь контролировать процесс и результат учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- формировать и развивать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, самостоятельно их находить, удерживать цель деятельности, осознавать, что усвоено, что ещё подлежит усвоению.
Познавательные универсальные учебные действия :
- осуществлять анализ практических ситуаций, моделирование, строить рассуждения в форме простых суждений о ситуациях, задавать вопросы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- использовать в общении правила вежливости; строить понятные для партнёра высказывания, сотрудничать.
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная
Ресурсы урока:
Основные: УМК С.А.Козлова, А.Г. Рубин учебник "Математика" 5 класс, 2 часть, рабочая тетрадь.
Дополнительные: дидактические материалы к учебнику, карточки с заданиями, модель прямоугольного параллелепипеда и куба, записи на доске.
Основные понятия: прямоугольный параллелепипед, объем, единицы измерения объема.
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время | Формируемые УУД | ||||
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | Личностные | |||||||
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
1 | Организация учащихся к уроку. | Цель этапа: приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания. Сегодня на уроке мы продолжим работу с нахождением объема прямоугольного параллелепипеда. Проверьте, у всех ли на парте есть его модель. | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. | 2 | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания | Прогнозирование своей деятельности | Умение слушать и вступать в диалог | Умение выделять нравственный аспект поведения | ||
2 | Вводная беседа. Актуализация знаний | Цель этапа: Продемонстрировать необходимость знаний для изучения нового материала. Итак, первое задание. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы: Что такое единичный куб? Какими единицами измерения выражается объем? Чему равен объем параллелепипеда? Чему равен объем куба? Для чего сейчас мы это повторили? Открываем тетради и записываем дату в тетрадь. | Участвуют в работе по повторению, отвечают на поставленные вопросы, формулируют единицы измерения периметра, площади и объема. Это куб, ребро которого равно единице. В кубических единицах V = abc (ученик записывает на доске) V = a³ Сегодня на уроке мы будем находить объем куба и параллелепипеда. Записывают дату и тему урока в тетрадь. | 3 | Поиск и выделение необходимой информации | Выделение и осознание того, что уже пройдено. Постановка цели учебной задачи, синтез | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог | Смысло- образование | ||
3 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Цель этапа: Показать личностные, предметные и метапредметные результаты, достигнутые на прошлом уроке. Сейчас мы проверим, насколько вы усвоили материал прошлого урока при написании проверочной работы. Работаем по учебнику на стр. 178. Познакомьтесь с заданиями и выберите для себя уровень – 1вариант – «Н» 2 вариант – «П» Давайте вместе проверим по эталону. | Учащиеся по желанию самостоятельно выполняют задание необходимого или повышенного уровня. Записывают номер варианта и выполняют задание. 1 вариант V = 15 * 23 * 25 = 8 625 см³ 2 вариант 2 дм = 20 см V = 150 * 20 = 3 000 см³ = 3 дм³ | 8 | Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов | Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль и оценивание полученного результата, | Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности | смыслообразование | ||
4 | Применение первичных знаний. Создание проблемной ситуации. Работа с учебником. | Цель этапа: Создание проблемной ситуации для нахождения объема прямоугольного параллелепипеда Работа в парах: Карточка, задание №1 Вычислите объем прямоугольного параллелепипеда, если его ребра равны 120 см, 15 дм и 700 мм и выразите его в кубических дм. Карточка, задание №2 Объем спортивного зала 1 800 м³. Его высота 5 м. Какова площадь пола в зале?
Для более подготовленных учащихся №3 и №4 Задание № 3 Ребро куба 6 см. От него отпилили брусок, размеры которого – 2 см, 2 см, 5 см. Вычислите объем оставшейся части. Задание № 4 Бассейн вмещает 1 350 м³ воды. Найдите глубину бассейна, если площадь его дна равна 450 м². | Нужно все единицы измерения перевести в дм, получаем 120 см = 12 дм 700 мм = 7 дм 12*15*7 = 1 260 дм³ Выдвигают гипотезы, предлагают решения. V = abc S = ab, значит нужно объем спортивного зала разделить на высоту этого зала. 1 800 : 5 = 360 м² Нужно найти V = a³ и V = abc. Из объема куба вычесть объем параллелепипеда. 6*6*6 = 216 (м³) куб 2*2*5 = 20 (м³) парал. 216 – 20 = 196 (м³) Объем оставшейся части равен 196 м³. Нужно объем бассейна разделить на площадь его дна. 1 350 : 450 = 3 (м) Глубина бассейна составляет 3 метра. | 10 | Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов. | Целеполагание, выдвижение гипотез. | Умение слушать и вступать в диалог, работать в группе и паре. | Выполнять умозаключения. | ||
5 | Физпауза | Цель этапа: Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. Я показываю вам геометрические фигуры и объемные тела. Если фигура: плоская - руки в стороны объемная – руки вверх, параллелепипед или куб – хлопаем в ладоши. | Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу. | 2 | Отработка понятий плоских и объемных фигур | Выполнение упражнений по алгоритму | Формирование культуры здорового образа жизни. | |||
6 | Включение нового знания в систему знаний | Цель этапа: Уметь применять сформированные УУД при решении практических жизненных задач.
В дидактических материалах стр. 75 № 9. Стр.75 № 14 аб Если осталось время, то № 11. | Выдвигают гипотезы, представляют решения. Надо найти объем ящика и объем коробки. Затем, узнать сколько таких коробок помещается в ящик. 8*3*5 = 120 дм³ = 120 000 см³ 1*2*4 = 8 см³ 120 000 : 8 = 15 000 (к.) Ответ: в ящик поместится 15 000 коробок Чтобы найти ребро куба, нужно найти такое число, которое при умножении самого на себя дает нам объем этого куба. а)27 м³ = 3м*3м*3м б) 64 м³ = 4м*4м*4м 20м*12м*6м = 1 440 м³ (1 440 : 10)* 6 = 144*6 = 864 (ц). Ответ: в сарае 864 ц сена | 6 | Формирование навыков применения знаний в различных жизненных ситуациях | Прогнозирование, оценивание результата. | ||||
7 | Рефлексия |
| Цель этапа: Подведение итогов урока. Самооценка. Что нового Вы узнали сегодня на уроке? Как Вы оцениваете свою работу на уроке? | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | 3 | умение структурировать знания | планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению | умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; | умение давать оценку проделанной работе, объяснять причины успехов и неудач | |
8 | Домашнее задание | Учитель инструктирует учащихся по домашнему заданию. Стр. 179 №12 Повышенный уровень: стр. 179 № 13 | Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока | 1 | ||||||
в кубических дм:
1 м³ = 1 000 дм³
4 м³ = 4 000 дм³
1 л = 1 дм³
В кубических см
1 дм³ = 1 000 см³
3000 мм³ = 3 см³
1 л = 1 000 см³
Ученик на доске записывает ответы, остальные проверяют.
Задачи «Объем прямоугольного параллелепипеда» Вычислите объем прямоугольного параллелепипеда, если его ребра равны 120 см, 15 дм и 700 мм и выразите его в кубических дм. Объем спортивного зала 1 800 м³. Его высота 5 м. Какова площадь пола в зале?
Ребро куба 6 см. От него отпилили брусок, размеры которого – 2 см, 2 см, 5 см. Вычислите объем оставшейся части. Бассейн вмещает 1 350 м³ воды. Найдите глубину бассейна, если площадь его дна равна 450 м². | Задачи «Объем прямоугольного параллелепипеда» Вычислите объем прямоугольного параллелепипеда, если его ребра равны 120 см, 15 дм и 700 мм и выразите его в кубических дм. Объем спортивного зала 1 800 м³. Его высота 5 м. Какова площадь пола в зале?
Ребро куба 6 см. От него отпилили брусок, размеры которого – 2 см, 2 см, 5 см. Вычислите объем оставшейся части. Бассейн вмещает 1 350 м³ воды. Найдите глубину бассейна, если площадь его дна равна 450 м². |
Задачи «Объем прямоугольного параллелепипеда» Вычислите объем прямоугольного параллелепипеда, если его ребра равны 120 см, 15 дм и 700 мм и выразите его в кубических дм. Объем спортивного зала 1 800 м³. Его высота 5 м. Какова площадь пола в зале?
Ребро куба 6 см. От него отпилили брусок, размеры которого – 2 см, 2 см, 5 см. Вычислите объем оставшейся части. Бассейн вмещает 1 350 м³ воды. Найдите глубину бассейна, если площадь его дна равна 450 м². | Задачи «Объем прямоугольного параллелепипеда» Вычислите объем прямоугольного параллелепипеда, если его ребра равны 120 см, 15 дм и 700 мм и выразите его в кубических дм. Объем спортивного зала 1 800 м³. Его высота 5 м. Какова площадь пола в зале?
Ребро куба 6 см. От него отпилили брусок, размеры которого – 2 см, 2 см, 5 см. Вычислите объем оставшейся части. Бассейн вмещает 1 350 м³ воды. Найдите глубину бассейна, если площадь его дна равна 450 м². |