Исследовательская краеведческая работа " История одного дома"
МБОУ Средняя школа № 26 с углубленным изучением предметов естественнонаучного цикла
Исследовательская краеведческая работа
« История одного дома»Работу выполнила
ученица 7 «б» класса
Вихарева Мария
Руководитель:
Учитель русского языка и литературы
Смирнова Татьяна Александровна
г. Иваново, 2023
Аннотация
Дом-свидетель истории, имеющий культурную значимость для города. Но для нас, потомков, дом- это не просто строение, это наши «корни», род, родственники, то есть семья в фамилиях и лицах. Поэтому считаю важным не только собрать, систематизировать информационный материал, но и сохранить для будущих поколений.
Знакомство с историей этого дома станет еще одной семейной традицией.
Проблема:
- низкий уровень интереса к истории семьи, отсутствие необходимых знаний.
Тема:
«Изучения истории дома Ивана Андреевича Милютина , как средство воспитания любви к родной семье и предкам»
Объект:
Дом И.А. Милютина
Предмет:
История дома.
Цель:
- проследить историю дома со времени возникновения до настоящего периода.
Задачи:
- Составить план проведения исследования;
- Организовать поисковую работу по сбору материала;
- Обработка собранного материала .
- Систематизация собранного материала.
Гипотеза:
Повышения интереса к истории семьи будет возможно, если будет изучена история дома прадедушки.
Основная часть.
В этом красивом доме на живописном берегу реки Шексны жил и работал мой прадедушка Иван Андреевич Милютин – легендарная личность, незаурядный общественный деятель, прослуживший на посту городского головы рекордные 46 лет!
Это имя в своё время стало практически нарицательным — во всей России едва ли нашёлся бы другой голова, так долго управлявший городом и так много для него сделавший.
Иван Андреевич сумел превратить малоизвестный провинциальный Череповец в «Северные Афины» и «Русский Оксфорд», важный транспортный узел, промышленный центр. Стараниями городского головы в Череповце развернулось строительство, создавались новые учебные заведения, страховые общества и банки, библиотеки и музей, гостиницы и торговые заведения.
Череповец был обычным провинциальным городком, но к концу 19 века во время работы И.А. Милютина на посту городского головы, город превратился в значимый образовательный, транспортный и промышленный центр.
Дом-музей И.А. Милютина
Не имея образования, Милютин открывает в городе 13 учебных заведений, по его инициативе создавались страховые общества и банки, строились гостиницы, были открыты общественная библиотека, музей, типография, богадельня, аптека. Появились телефонная связь и уличное освещение.
Именно во время правления Милютина активно развивались торговые связи Череповца со многими городами России. Он был инициатором и активным участником создания транспортной системы города, принимал участие в разработке и создании волжско - мариинской флотилии, создании судоремонтного и судостроительного заводов, завода земледельческих орудий и машин, добился проведения железной дороги через Череповец, превратив город в важнейший коммуникационный и транспортный узел.
Родившись в мещанской семье, занимавшейся мясной торговлей, Иван Андреевич не получил образования (он учился в школе лишь один год, но всю жизнь занимался самообразованием) . В девять лет остался без отца, в 16 занялся торговлей хлебом, в 19, после смерти матери, возглавил семейное дело. В возрасте всего лишь 24 лет и в звании купца третьей гильдии, Иван Андреевич был избран членом городского магистрата, а в 26 лет стал бургомистром. Городским главой он стал в 32 года и всю свою дальнейшую жизнь, почти полвека, он посвятил этой должности.
В Доме-музее И.А. Милютина
У Ивана Андреевича Милютина было шестеро детей; один из них, Андрей, сменил отца на посту городского головы, а другой, Василий, стал инженером-технологом и вместе с сестрой Марией учредил в 1888 году сельскохозяйственную школу. Мария, необычайно образованная для своего времени женщина, знала несколько языков и как переводчица сопровождала отца в заграничных поездках.
В Доме-музее И.А. Милютина
Скончался Иван Андреевич Милютин на 79-м году жизни в своем доме. После его смерти дом перешел в наследство старшей дочери Марие Ивановне Лентовской и оставался в собственности семьи до 1918 года. В 1918 году он был национализирован, превращен в коммунальное жилье и до 1989 года был коммуналкой… После расселения жильцов пустовал и в конечном счете был разрушен пожарами и временем - от него остался только фундамент и небольшой участок стены.
В Доме-музее И.А. Милютина
В начале 2000 гг было принято решение о восстановлении дома- усадьбы человека, так много сделавшего для города , и организации в нем музея.
Здание было восстановлено на фундаменте дома по чертежам начала 20 века. Строители и реставраторы постарались восстановить и внешнюю отделку и внутреннее убранство дома, выстроив здание точно таким же, каким оно было сто лет назад.
Сейчас эта скромная и красивая усадьба – дом-музей Ивана Андреевича Милютина – одна из музейных жемчужин города Череповца, ставшая музеем, бережно хранит память о своем первом хозяине. Ежегодно в апреле в Череповце проходят Милютинские дни: открываются новые выставки, раскрывающие разные грани общественной работы Милютина, проходит научная конференция, публикуются архивные материалы.
Выводы
На основе разработанной методики исследования:
- составлен план, организована поисковая работа информационного материала;
- обработан и систематизирован собранный материал .
- Систематизация собранного материал;
- повысился у меня интерес к истории семьи через историю дома прадедушки, появилось больше уважения к своим предкам.
Заключение
Все минуло. И порой некому подсказать нам,
забывшим историю свою,
что исток - это действительно еще не вся река,
но без истока нет реки, как нет без начала разумного
продолжения жизни, а есть лишь сумбур,
суматоха и глупые действия, наносящие ущерб себе
и человечеству. Именно поэтому нельзя забывать
об истории даже небольшой сельской школы,
такой как наша, потому что она всегда интересна
и содержательна.
(Филоненко И.Е.)
Считаю, что работа по сбору материала об истории дома достаточно объемной.
На классном часе был проведен опрос учащихся. Результат опроса порадовал, моя исследовательская работа вызвала наибольший интерес.
Весь материал оформлен в папку «Семейная сокровищница» и теперь может быть доступен для каждого из нас, учащихся и педагогов школы.
Перспектива дальнейшей работы:
Организация исследовательской работы «Мои предки» по сбору материала о других родственниках;
Представление данной работы на конкурсы разного уровня.