12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юртаева Татьяна Васильевна602
учитель искусства, технологии, педагог-организатор. Творческая реактивная личность. Жизненное кредо: "Научится играть на флейте можно только играя самому"
Россия, Оренбургская обл., Оренбург
1

Исследовательская работа «Имя тебе - Победа»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА Г. ОРЕНБУРГА»

 

Исследовательская работа

«Имя тебе - Победа»

 

Подготовила:

ученица 9 «Б» класса

МОАУ «СОШ№5»

Каюкова Ольга

 

Оглавление

Введение

I. Дети Великой Отечественной войны.

1 Дети –войны:

2 Дети-труженики тыла.

II. Отпечаток войны на моей семье

Заключение

Литература

 

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

 

Введение

В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны"– так называют сегодняшних70-80-летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.Жизнь не щадит не кого! И тем, кому в 1941 году было по 10-13 лет сейчас за семьдесят. И наше поколение должно помнить и быть благодарным тем детям, которые наравне с взрослыми стояли у станков, работали в поле, воевали с фашистами, помогали партизанам. Я выбрала именно эту тему и считаю, что она актуальна всегда, пока вижу, как наши бабушки и дедушки, которые в войну были детьми, живут на мизерную пенсию, не могут себе позволить лишний литр молока или лишний килограмм фруктов. Поэтому данный вопрос должен звучать до тех пор, пока наши дети войны не будут жить достойно. Это понимает все общество и поэтому правительство страны и правительство области разрабатывают законопроект « О государственной социальной помощи детям войны» ( см. Приложение №2). В настоящее время на рассмотрении в Госдуме находятся законопроекты, устанавливающие категорию лиц, являющихся «детьми войны», и меры их социальной поддержки посредством внесения изменений в Федеральный закон «О ветеранах». По подсчетам авторов законопроекта, в случае, если идея новой категории льготников будет поддержана Государственной думой, новшество коснется порядка 9 млн человек. Именно столько "детей войны" насчитывается сейчас в России. ». . И 24 октября 2012 года депутаты Законодательного собрания Оренбургской области большинством голосов приняли в первом чтении проект Закона «О мерах государственной социальной поддержки граждан Российской Федерации, которым на дату окончания второй мировой войны, 2 сентября 1945 года не исполнилось 18 лет». Законопроект был инициирован и разработан депутатами фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ с целью создания благоприятных условий по обеспечению социальных и экономических прав граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Оренбургской области.

Цель работы :Изучить жизнь детей в годы войны. Выяснить историю в годы воны моей семьи. Повысить уровень патриотизма путем рассказа о детях воны ученикам нашей школы.

Задачи:

1.Изучить документальные материалы, научную и художественную литературу о Великой Отечественной Войне.

2.Рассказать о вкладе детей в общее дело победы над фашизмом.

3.Описать жизнь детей в тылу города Оренбурга в годы войны.

4.Провести интервью с очевидцем данных событий.

Методы исследования:

Интервьюирования

Работа с документальными материалами

Работа с архивными материалами.

Гипотеза исследования: Дети войны внесли свой вклад в общую победу.

 

I. Дети Великой Отечественной войны.

1.1 Дети –войны.

Детство, юность – послевоенная разруха и голод Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Дети войны, как могли, приближали Победу в меру своих, хоть и маленьких, хоть и слабых, сил. Они хлебнули горя полной чашей, может быть, слишком большой для маленького человека, ведь начало войны совпало для них с началом жизни… Сотни тысяч мальчишек и девчонок в годы Великой Отечественной шли в военкоматы, прибавляли себе год-два и уходили защищать Родину, многие погибали за нее ( см. Приложение №3). Дети войны зачастую натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте. Попранное войной детство, страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу во имя Родины, во имя Победы. Дети воевали наравне со взрослыми и в действующей армии, и в партизанских отрядах.. Кроме того, ребята собирали оставшиеся от боёв винтовки, патроны, пулемёты, гранаты, а затем передавали всё это партизанам, конечно, они серьёзно рисковали. Многие школьники, опять же на свой страх и риск, вели разведку, были связными в партизанских отрядах. Спасали раненых красноармейцев, помогали устраивать подпольщикам побеги наших военнопленных из немецких концлагерей. Поджигали немецкие склады с продовольствием, техникой, обмундированием, фуражом, взрывали железнодорожные вагоны и паровозы. На "детском фронте" воевали как мальчики, так и девочки. С первых дней войны у детей было огромное желание хоть чем-нибудь помочь фронту. В тылу дети изо всех сил помогали взрослым во всех делах: участвовали в противовоздушной обороне – дежурили на крышах домов во время вражеских налетов, строили оборонительные укрепления, собирали черный и цветной металлолом, лекарственные растения, участвовали в сборе вещей для Красной Армии, работали на воскресниках. Сутками трудились ребята на заводах, фабриках и производствах, встав за станки вместо ушедших на фронт братьев и отцов. Дети трудились и на оборонных предприятиях: делали взрыватели к минам, запалы к ручным гранатам, дымовые шашки, цветные сигнальные ракеты, собирали противогазы. Работали в сельском хозяйстве, выращивали овощи для госпиталей. В школьных пошивочных мастерских пионеры шили для армии белье, гимнастерки. Девочки вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, шарфы, шили кисеты для табака. Ребята помогали раненым в госпиталях, писали под их диктовку письма родным, ставили для раненых спектакли, устраивали концерты, вызывая улыбку у измученных войной взрослых мужчин Война эта страшная сила которая может поломать тысячи жизней и быть черный печатью на всех кто выжил…..

2.2 Дети-труженики тыла.

Всё дальше в прошлое уходит 1945 год – в 2013 году наша страна отметит 68-ю годовщину Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Люди никогда не смогут забыть ту войну, ибо нет меры её трагизму, горечи и страданий, которые принесла она человечеству. Чем дальше в историю уходят эти памятные годы, тем полнее и ярче проявляется величие героического подвига фронтового поколения, одержавшего всемирно-историческую победу над фашизмом. Оренбург был в глубоком тылу, но все же, лиха хватило на многих. Черной полоской война пролегла по судьбам взрослых и детей.

Много воспоминаний сохранилось в архивов наших библиотек о войне. Я хочу познакомить с некоторыми из них:

Вот как вспоминает прошлые события Еремеева Тамара Степановна.: «Когда началась война мне было 11лет и в школе №22 на улице Нижегородской ( Терешковой), где я училась, устроили госпиталь, для раненых фронтовиков. Я вместе с подругами ходила на уроки, а после занятий шла в военный госпиталь. Здесь подросткам доверяли самую простую работу. Мы помогали освобождать раненых от окровавленной одежды, делали перевязки, выносили «утки», писали вместо тяжелобольных весточки родным и близким. В госпитале не хватало самого не обходимого и поэтому дня не проходило, что бы нам не дали домашние задание: перестирать ворох пропитанных кровью бинтов. Машинок стиральных тогда не было, повязки приходилось замачивать в холодной воде, а потом стирать вручную. После перевязочный материал я вывешивала на просушку во дворах на заборах и веревках. Затем в дело шел огромный утюг, который заправлялся углями - таким образом, бинты проходили санобработку. До сих пор в моей памяти стоят страшные картины того времени. В палатах лежали раненые без рук, без ног. Молодые совсем еще ребята поперек кроватей , как куклы. Боли адские. Постоянно слышались крики: « Умертвите меня! Не мучайтесь сами, и нас не мучайте!» Было жутко, волосы вставали дыбом. Но мы брали себя в руки и, проплакавшись в соседней комнате, чем могли, помогали взрослым. Нельзя было давать слабину, надо было работать и делать все для Победы !

А еще я хочу, что бы вы прослушали воспоминание Рукавишниковой Клавдии Ивановны.:«Воспоминания….. вот я взялась ворошить свою память. Шла война. У меня, как и у всех было всякое: и грустное, и драматическое, и доброе, немало было незабываемого, светлого, даже в те, тяжелые для страны годы. Главное мы не теряли надежду на нашу победу над фашисткой Германией. Когда началась война, наша семья проводила на фронт брата, а я пошла в девятый класс. Летом 1942 года по окончанию учебы, как и многие мои ровесники, я решила непременно идти работать на военный завод, чтобы как-то помогать фронту.Мне повезло: меня сразу же определили в цех №3 эвакуированного в наш город Ворошиловоградского ( сейчас Луганского) патронного завода № 545. На нашем участке работало всего лишь четыре «старых» женщины. Остальные рабочие это подростки от 12 до 16 лет. Девочки были необычайно работящие, дружные, веселые, певучие. В дневную смену, когда было много всякого «начальства» работали сосредоточенно, с напряжением. В ночную смену работали с неменьшей ответственностью, но ночь есть ночь. К трем четырем часам сон начинал предательски подкрадываться к нашим глазам. Вот тут и выручала нас Валя Быкова. Сама она была девочкой доброй, веселой, хорошей подругой, работала хорошо. Кроме этих качеств она имела бархатный голос. И вот в ночную смену, когда сон начинал одолевать нас, А это очень опасно для жизни, ведь кругом все кружилось и стучало, можно было легко попасть рукой в станок, валя всегда начинала петь веселую песню. Вначале все встрепенуться, а потом весело подхватывали знакомый мотив. И сна как не бывало! Еще мне вспоминается, как девочки помогали друг другу. Практически простоев у станков из-за нехватки пороха, гильз или пуль не было. Станки работали круглые сутки (только работницы менялись) без выходных и праздничных дней. Редко, но бывало, что станок останавливался из-за какой-нибудь поломки. И та девочка, чей станок останавливался, не пойдет посидеть- отдохнуть, а обязательно пойдет к младшей девочки, чтобы ей помочь. Чуткость, внимание, взаимная помочь скрадывали наш не легкий труд. а в праздничный дни старались в обеденные перерыв старались устроить «пир горой». В столовой к обычному обеду приносили из дома кто, что мог: картошку, ломтик тыквы, или кусочек жмыха. Все были довольны праздничным угощением. Война оборвала наше детство и юность Вспоминать можно долго и о многом. наконец наступил день победы радости не было предела. Наш завод после воны вернулся в Ворошиловград, а мы пошли каждый своей дорогой.»

Разве можно не восхищаться маленькими героями, которые мужественно переносили тяготы тяжелого труда, работали по 10-12 часов в сутки, делая победу. Я хочу рассказать об одном таком - Андрееве Геннадии Николаевиче.:« В ноябре 1942 года к нам в 7 класс школы № 29 вместе с директором школы пришел мужчина, который рассказал о тяжелом положение на фронте и о том что завод нуждается в рабочей силе. он просил нас пойти работать на завод. Дома мы решили, что надо идти работать. Так 7 декабря 2942 года я пришел в отдел кадров завода, который меня направил учеником токаря в цех номер 18. Мой учитель токарь рябых н.П. говорит мастеру» как же я его учить буду, ведь он до патроностанка не достает».мастер обещал сделать специальную подставку, что бы я доставал до станка. через четыре месяца я стал работать самостоятельно. Делал головки к снарядам. первое время было трудновато, так как не было необходимого навыка для выполнения этой сложной работы. Кроме того я еле – еле доставал до патроностанка. работали по 12-14 часов. Вскоре меня перевели на обработку корпусов снарядов, а они всели по 25 килограммов. После смены часто приходилось грузить ящики со снарядами в вагоны. Ящики были очень тяжелыми, бывало их несешь, а ноги дрожат от напряжения. Но некто от этой дополнительной работы не отказывался, ибо все мы понимали, что наша продукция очень нужна фронту, что мы своим трудом приближаем победу. В1944 году меня приняли в комсомол. После окончания воны меня перевели в колесный цех, где я проработал 35 лет. Работая, закончил вечернею школу, а затем техникум железнодорожного транспорта. В 1956 году был принят в ряды КПСС.

2.3. Отпечаток войны на моей семье

Война затронула каждую семью в том числе и мою. Моей бабуле сейчас 80 лет, но у нее и сейчас свежи в памяти те трудные годы войны. Когда она вспоминает те события, то тихонечко плачет или иногда улыбается. Бабуля задумалась и её речь потекла рекой, рекой –воспоминаний:«На начало войны мне было девять лет( см. Приложение №1). Наша семья большая - отец мать 7 братьев и сестер. Когда нам объявили, что на нашу родину напал Гитлер то я не представляла, что такое война. Первым из дома ушел отец, он рыл окопы, разгружал вагоны со снарядами…Вторым ушел из дома брат Александр - по призыву комсомола пошел учиться в школу фабрично-заводского обучения, тогда это называли, просто ФЗО. Получил специальность токаря, и все годы войны делал снаряды для фронта. Ему было 14 лет. Сводки с фронтов передавали страшные: все новые и новые города захватывали фашисты, погибало много солдат, постоянно передавали о бомбежках наших городов. Было страшно. В первые же дни войны моя сестра Рая пошла записываться добровольцем на фронт, но её не взяли, та как ей было только 16 лет (см. Приложение №1). Она у нас была упрямая и настойчивая. Повторно, уже 1942 году опять пришла военкомат записалась добровольцем, приписала себе лишний год и, взяв другую фамилию – Орлова, и ушла на фронт. Воевала в армии под руководством Рокоссовского в артеллериском полку. Была пулеметчицей. Так все годы войны она и была Раисой Орловой, дошла до Берлина расписалась на стене рейхстага. После окончания войны вернулась в свой родной дом. Дай бог ей здоровья»- и бабуля стерла слезу. «Да, всех война разбросала». Бабуля задумалась и тихонечко начала: «Мы остались с матерью одни, из еды была в основном картошка, и мы ей были несказанно рады. Я ходила в школу, а после уроков мы, детвора, помогали взрослым: ухаживали за скотиной, в посевную нас детей ставили на сеялки, причем, работали мы и по ночам, а в уборочную собирали колоски, скирдовали сено. Работы хватало всем. Я была худющая-прихудющая, маленькая ростом. И все соседи говорили моей маме: «Поленька, чать Марочка( так звали мою бабулю)не переживет войну.» Но вот славу богу пережила. И еще мне, внученька, врезалось в память, как мы сажали картошку: сажать целый картофель тогда была не позволительная роскошь, поэтому сажали кожурки от картофеля только обязательно с глазком. И ведь такой потом картофель хороший собирали. Наверное, весь мир и вся природа помогала нам выжить. Вот и пережили мы это войну»- и бабуля улыбнулась.


 

Заключение

Огромную роль в обеспечении победы советского народа в Великой Отечественной войне сыграл Тыл Советских Вооруженных Сил. Война влила новые силы в патриотическое движение советской детворы. Дети военной поры были едины со взрослыми в стремлении всеми силами помочь Родине в трудное время отстоять ее свободу и независимость. Они сеяли и убирали хлеб, выращивали скот, работали на заводах и фабриках.  Без их самоотверженного труда в тылу не было бы Победы на фронте. Но многие боролись с фашизмом с оружием в руках, становясь сыновьями и дочерями полков. Сейчас дети войны уже бабушки и детушки, которые нуждаются в нашей помощи. Не забывайте их и помогайте им! Ведь только благодаря труженикам тыла и солдатам мы с вами сейчас живем на свете!

 

Литература

Сайгин Н.И., Хвостова Г.И. « Оренбург - фронту»,Оренбург 1994г.

Хромов Е. «Воспитание молодежи в годы ВОВ»

«История Оренбурга» 1996 г.

«Летописцы Победы» Москва издательство политической литературы 1984г.

Газета «Южный Урал» № 21, 2010 г.


 

Приложение №2

Проект Закона "О детях войны"

Пояснительная записка

к проекту закона Оренбургской области «О мерах государственной социальной поддержки граждан Российской Федерации, которым

на дату окончания Второй мировой войны, 2 сентября 1945 года,

не исполнилось 18 лет»

Настоящий Закон разработан с целью создания благоприятных условий по обеспечению социальных и экономических прав граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Оренбургской области, которым на дату окончания Второй мировой войны, 2 сентября 1945 года, не исполнилось 18 лет, и решения задач по оказанию им социальной помощи, а также в связи со скорбной датой - 71-летней годовщиной начала Великой Отечественной войны, которая будет отмечаться 22 июня 2012 года.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» Оренбургская область вправе самостоятельно оказывать меры государственной социальной поддержки оренбуржцам, которым на дату окончания Второй мировой войны, 2 сентября 1945 года, не исполнилось 18 лет.

Принятие данного Закона позволит оказать социальную поддержку пожилым гражданам Российской Федерации, проживающим в Оренбургской области, которым на дату окончания Второй мировой войны, 2 сентября 1945 года, не исполнилось 18 лет, для создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

Проект закона

Оренбургской области

О МЕРАХ ГОСУАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ

ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, КОТОРЫМ НА ДАТУ

ОКОНЧАНИЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ, 2 СЕНТЯБРЯ

1945 ГОДА, НЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 18 ЛЕТ

Принят Законодательным

Собранием области

Настоящий Закон принят в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации в области прав человека в целях создания благоприятных условий по обеспечению социальных и экономических прав граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Оренбургской области, детство которых пришлось на период Второй мировой войны, и решения задач по оказанию социальной помощи данной категории граждан.

Предмет настоящего Закона составляют правоотношения по предоставлению мер государственной социальной поддержки.

Статья 1. Сфера применения настоящего Закона

Настоящий Закон распространяется на граждан Российской Федерации, родившихся в период с 3 сентября 1927 года по 2 сентября 1945 года, постоянно проживающих в Оренбургской области, которым на дату окончания Второй мировой войны, 2 сентября 1945 года, не исполнилось 18 лет.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

гражданин которому на дату окончания Второй мировой войны, 2 сентября 1945 года, не исполнилось 18 лет - гражданин Российской Федерации, родившийся в период с 3 сентября 1927 года по 2 сентября 1945 года, постоянно проживающий в Оренбургской области, которому на дату окончания Второй мировой войны, 2 сентября 1945 года, не исполнилось 18 лет.

ежемесячная денежная выплата - ежемесячная денежная выплата в размере 300 рублей, назначаемая в соответствии с настоящим Законом;

заявитель - гражданин Российской Федерации, родившийся в период с 3 сентября 1927 года по 2 сентября 1945 года, постоянно проживающий в Оренбургской области, которому на дату окончания Второй мировой войны, 2 сентября 1945 года, не исполнилось 18 лет, обращающийся за получением мер государственной социальной поддержки, установленных настоящим Законом;

оплата стоимости лекарств, приобретаемых по рецептам врачей - оплата стоимости лекарств в размере 50 процентов стоимости лекарств приобретаемых по рецептам врачей в порядке, определяемом Правительством Оренбургской области, не ниже норм, устанавливаемых законодательством Российской Федерации;

орган государственной власти Оренбургской области - уполномоченный орган исполнительной власти Оренбургской области в сфере социальной политики;

органы местного самоуправления Оренбургской области - уполномоченные органы социальной защиты населения районов, городских округов Оренбургской области, осуществляющие отдельные государственные полномочия по оказанию государственной социальной поддержки граждан Российской Федерации, родившихся в период с 3 сентября 1927 года по 2 сентября 1945 года, постоянно проживающих в Оренбургской области, которым на дату окончания Второй мировой войны, 2 сентября 1945 года, не исполнилось 18 лет;

получатель - гражданин Российской Федерации, родившийся в период с 3 сентября 1927 года по 2 сентября 1945 года, постоянно проживающий в Оренбургской области, которому на дату окончания Второй мировой войны, 2 сентября 1945 года, не исполнилось 18 лет и которому решением органа местного самоуправления Оренбургской области назначена государственная социальная поддержка, установленная настоящим Законом.

представитель - уполномоченное лицо, действующее в интересах заявителя, при обращении за получение мер государственной социальной поддержки, установленных настоящим Законом и получателя при получении мер государственной социальной поддержки, установленных настоящим Законом.

Статья 3. Меры государственной социальной поддержки

1. Гражданам, которым на дату окончания Второй мировой войны, 2 сентября 1945 года, не исполнилось 18 лет, предоставляются следующие меры государственной социальной поддержки:

1) ежемесячная денежная выплата в размере 300 рублей;

2) оплата в размере 50 процентов стоимости лекарств, приобретаемых по рецептам врачей в порядке, определяемом Правительством Оренбургской области, не ниже норм, устанавливаемых законодательством Российской Федерации;

3) сохранение обслуживания в медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, финансируемых за счет средств областного и местных бюджетов и средств фонда обязательного медицинского страхования, а также внеочередное обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях;

4) преимущество при вступлении в садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан.

2. При наличии у гражданина прав на получение одной и той же формы государственной социальной поддержки по нескольким основаниям государственная социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Статья 4. Финансирование расходов, связанных с предоставлением мер государственной социальной поддержки

Финансирование расходов, связанных с предоставлением мер государственной социальной поддержки, является расходным обязательством Оренбургской области.

Статья 5. Наделение органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями по оказанию государственной социальной поддержки

1. Наделить органы местного самоуправления на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями по оказанию государственной социальной поддержки граждан, которым на дату окончания Второй мировой войны, 2 сентября 1945 года, не исполнилось 18 лет, в порядке установленном статьей 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьей 5 Закона Оренбургской области от 07 мая 2001 года № 206/267-II-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями».

2. Денежные средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по оказанию государственной социальной поддержки граждан, которым на дату окончания Второй мировой войны, 2 сентября 1945 года, не исполнилось 18 лет, предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций бюджетам муниципальных районов, городского округа.

Статья 6. Порядок (Основание) предоставления мер государственной социальной поддержки

1. Для получения мер государственной социальной поддержки заявители и (или) их представители представляют в органы местного самоуправления Оренбургской области, следующие документы:

1) заявление о предоставлении мер государственной социальной поддержки, установленных частью 1 статьи 3 настоящего Закона, и способе их доставки;

2) копию документа, удостоверяющего личность гражданина и документ, подтверждающий полномочия представителя;

3) копию свидетельства о рождении или иной документ, подтверждаю­щий дату рождения гражданина;

2. Органы местного самоуправления Оренбургской области:

1) принимают решение о назначении заявителю мер государственной социальной поддержки, предусмотренных частью 1 статьи 2 настоящего Закона;

2) выдают получателям удостоверения установленного образца согласно приложению 1 к настоящему Закону, которое является основанием для получения мер государственной социальной поддержки, предусмотренных статьей 2 настоящего Закона;

3) формируют базу персонифицированного учета получателей мер государственной социальной поддержки, предусмотренных частью 1 статьи 3 настоящего Закона;

4) предоставляют получателям и (или) их представителям ежемесячную денежную выплату.

3. Орган государственной власти Оренбургской области формирует региональный регистр получателей мер государственной социальной поддержки, предусмотренных частью 1 статьи 3 настоящего Закона (далее - региональный регистр), согласно приложению 2 к настоящему Закону.

Статья 7. Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты

1. Ежемесячная денежная выплата в размере 300 рублей назначается органами местного самоуправления Оренбургской области по месту жительства получателей, включенных в региональный регистр.

2. Ежемесячная выплата в размере 300 рублей производится органами местного самоуправления Оренбургской области в следующем порядке:

1) до 15-го числа каждого месяца органами местного самоуправления Оренбургской области по месту жительства получателей, включенных в региональный регистр, производят сверку расчетов по ежемесячной денежной выплате;

2) до 20-го числа каждого месяца орган государственной власти Оренбургской области обеспечивает органы местного самоуправления Оренбургской области передачу финансовых средств для осуществления ежемесячной денежной выплаты получателям, включенным в региональный регистр;

3) до 28-го числа каждого месяца органы местного самоуправления Оренбургской области по месту жительства получателей, включенных в региональный регистр, осуществляют ежемесячную денежную выплату.

3. Ежемесячная денежная выплата за текущий месяц перечисляется на личный счет получателя, открытый в кредитном учреждении, либо доставляется через предприятия Федеральной почтовой связи и иные организации, занимающиеся ее доставкой.

Статья 8. Порядок прекращения и возобновления предоставления мер государственной социальной поддержки

1. Предоставление мер государственной социальной поддержки, установленных в соответствии с настоящим Законом, прекращается в следующих случаях:

1) выезд получателя за пределы Оренбургской области на постоянное место жительства;

2) смерть получателя либо вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим или о признании его безвестно отсутствующим;

3) предоставление по выбору получателя мер государственной социальной поддержки той же формы государственной социальной поддержки по другому закону области или федеральному закону или по иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому они устанавливаются;

4) представление заведомо неверных сведений и (или) сокрытие обстоятельств, влияющих на решение о назначении мер государственной социальной поддержки, установленных настоящим Законом, по вине получателя.

2. Предоставление мер государственной социальной поддержки, установленных в соответствии с настоящим Законом, прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

3. Предоставление мер государственной социальной поддержки, установленных в соответствии с настоящим Законом, возобновляются со дня, когда наступили обстоятельства, дающие право на их получение.

4. Сумма ежемесячной денежной выплаты, установленная настоящим Законом, неполученная получателями в связи с их смертью, выплачиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации за месяц, в котором наступила смерть получателя, в полном размере.

5. Излишне выплаченные по вине получателя (представление заведомо неверных сведений; сокрытие обстоятельств, влияющих на решение о назначении мер социальной поддержки, установленных настоящим Законом) сумма ежемесячной денежной взыскивается в установленном законом порядке.

6. Ежемесячная денежная выплата, установленная настоящим Законом, не производятся гражданам, находящимся на полном государственном обеспечении.

Статья 9. Права и обязанности органов местного самоуправления Оренбургской области при осуществлении государственной социальной поддержки

1. Органы местного самоуправления Оренбургской области при осуществлении государственной социальной поддержки гражданам которым на дату окончания Второй мировой войны, 2 сентября 1945 года, не исполнилось 18 лет вправе:

1) выбирать формы и методы реализации государственной социальной поддержки и осуществлять эту поддержку самостоятельно в целях и рамках, которые определены областным законодательством;

2) требовать от органов государственной власти Оренбургской области своевременного и полного их обеспечения необходимыми денежными средствами;

3) дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и денежные средства для осуществления государственной социальной поддержки граждан которым на дату окончания Второй мировой войны, 2 сентября 1945 года, не исполнилось 18 лет в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального района, городского округа;

4) получать консультативную и методическую помощь от органов государственной власти Оренбургской области по вопросам осуществления государственной социальной поддержки граждан которым на дату окончания Второй мировой войны, 2 сентября 1945 года, не исполнилось 18 лет;

5) разрабатывать и принимать муниципальные правовые акты, при осуществлении государственной социальной поддержки граждан которым на дату окончания Второй мировой войны, 2 сентября 1945 года, не исполнилось 18 лет;

2. Органы местного самоуправления Оренбургской области при осуществлении государственной социальной поддержки граждан которым на дату окончания Второй мировой войны, 2 сентября 1945 года, не исполнилось 18 лет обязаны:

1) обеспечить целевое использование перечисленных бюджетам соответствующих муниципальных районов, городского округа субвенций на выполнение государственной социальной поддержки граждан которым на дату окончания Второй мировой войны, 2 сентября 1945 года, не исполнилось 18 лет;

2) проводить анализ выполнения поставленных задач по реализации государственной социальной поддержки граждан которым на дату окончания Второй мировой войны, 2 сентября 1945 года, не исполнилось 18 лет;

3) представлять по требованию органа государственной власти Оренбургской области необходимую информацию, материалы и документы, связанные с осуществлением государственной социальной поддержки граждан которым на дату окончания Второй мировой войны, 2 сентября 1945 года, не исполнилось 18 лет, в том числе об использовании денежных средств, а так же разработанные и принятые муниципальные правовые акты, при осуществлении данной поддержки, не позднее чем через десять дней после их истребования;

4) исполнять письменные предписания, исходящие от органа государственной власти Оренбургской области, в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Статья 10. Права и обязанности органов государственной власти Оренбургской области при осуществлении органами местного самоуправления области государственной социальной поддержки

1. Орган государственной власти Оренбургской области, при осуществлении органами местного самоуправления области государственной социальной поддержки граждан которым на дату окончания Второй мировой войны, 2 сентября 1945 года, не исполнилось 18 лет, вправе:

1) издавать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения нормативные правовые акты по вопросам осуществления органами местного самоуправления государственной социальной поддержки граждан которым на дату окончания Второй мировой войны, 2 сентября 1945 года, не исполнилось 18 лет;

2) запрашивать и получать от органов местного самоуправления необходимую информацию, материалы и документы, связанные с осуществлением государственной социальной поддержки граждан которым на дату окончания Второй мировой войны, 2 сентября 1945 года, не исполнилось 18 лет, в том числе:

а) перечень конкретных должностных лиц органов местного самоуправления с указанием выполняемых ими функций по осуществлению государственной социальной поддержки граждан которым на дату окончания Второй мировой войны, 2 сентября 1945 года, не исполнилось 18 лет;

б) документы об использовании денежных средств;

в) муниципальные правовые акты, разработанные и принятые при осуществлении государственной социальной поддержки граждан которым на дату окончания Второй мировой войны, 2 сентября 1945 года, не исполнилось 18 лет;

3) получать от граждан, относительно которых органами местного самоуправления осуществлена государственная социальная поддержка граждан которым на дату окончания Второй мировой войны, 2 сентября 1945 года, не исполнилось 18 лет, информацию, касающуюся деятельности органов местного самоуправления по осуществлению данной поддержки;

4) иметь беспрепятственный доступ к системе делопроизводства в органах местного самоуправления, в том числе автоматизированной системе, в части, касающейся осуществления государственной социальной поддержки граждан которым на дату окончания Второй мировой войны, 2 сентября 1945 года, не исполнилось 18 лет;

5) проводить плановые проверки деятельности органов местного самоуправления по осуществлению государственной социальной поддержки граждан которым на дату окончания Второй мировой войны, 2 сентября 1945 года, не исполнилось 18 лет. Соответствующий орган местного самоуправления должен быть проинформирован о проведении проверки не позднее чем за месяц. Проверка не должна создавать препятствия для осуществления полномочий по вопросам местного значения, в том числе каким бы то ни было образом затрагивать иных должностных лиц органов местного самоуправления, кроме должностных лиц, непосредственно выполняющих функции по осуществлению данной поддержки, руководителя соответствующего органа местного самоуправления и его заместителей;

6) рассматривать жалобы граждан и организаций на ненадлежащее осуществление органами местного самоуправления государственной социальной поддержки граждан которым на дату окончания Второй мировой войны, 2 сентября 1945 года, не исполнилось 18 лет, проводить на основании указанных жалоб внеплановые проверки. Проверка не должна создавать препятствия для осуществления полномочий по вопросам местного значения, в том числе каким бы то ни было образом затрагивать иных должностных лиц органов местного самоуправления, кроме должностных лиц, непосредственно выполняющих функции по осуществлению данной поддержки, руководителя соответствующего органа местного самоуправления и его заместителей;

7) в случае выявления нарушений требований настоящего областного закона в части осуществления органами местного самоуправления государственной социальной поддержки граждан которым на дату окончания Второй мировой войны, 2 сентября 1945 года, не исполнилось 18 лет давать письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и их должностными лицами. Указанные предписания могут быть обжалованы в судебном порядке.

2. Орган государственной власти Оренбургской области, при осуществлении органами местного самоуправления области государственной социальной поддержки граждан которым на дату окончания Второй мировой войны, 2 сентября 1945 года, не исполнилось 18 лет, обязан:

1) обеспечить деятельность органов местного самоуправления по осуществлению государственной социальной поддержки граждан которым на дату окончания Второй мировой войны, 2 сентября 1945 года, не исполнилось 18 лет денежными средствами в виде субвенций из областного бюджета;

2) оказывать консультативную и методическую помощь органам местного самоуправления по вопросам осуществления государственной социальной поддержки граждан которым на дату окончания Второй мировой войны, 2 сентября 1945 года, не исполнилось 18 лет;

3) координировать деятельность органов местного самоуправления по вопросам осуществления государственной социальной поддержки граждан которым на дату окончания Второй мировой войны, 2 сентября 1945 года, не исполнилось 18 лет;

4) проводить анализ реализации органами местного самоуправления государственной социальной поддержки граждан которым на дату окончания Второй мировой войны, 2 сентября 1945 года, не исполнилось 18 лет.

Статья 11. Порядок расчета субвенций бюджетам муниципальных районов и городского округа Оренбургской области

1. Расчет субвенции бюджету муниципального района, городского округа Оренбургской области на осуществление государственной социальной поддержки граждан которым на дату окончания Второй мировой войны, 2 сентября 1945 года, не исполнилось 18 лет (за исключением возмещения затрат по содержанию штатных единиц, осуществляющих отдельные государственные полномочия) производится в следующем порядке:

VSi = VS x Ni , где:

N

VSi - объем субвенций, причитающихся бюджету i-го муниципального района, городского округа;

VS - общий объем средств областного бюджета, предусмотренный на осуществление мер государственной социальной поддержки, рассчитанный исходя из средств, предусмотренных в областном бюджете на оказание государственной социальной поддержки граждан которым на дату окончания Второй мировой войны, 2 сентября 1945 года, не исполнилось 18 лет, постоянно проживающих на территории Оренбургской области, с учетом индексации, применяемой при формировании показателей областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период;

N - численность получателей государственной социальной поддержки, установленной настоящим Законом, постоянно проживающих на территории Оренбургской области на очередной финансовый год и плановый период;

Ni - численность получателей государственной социальной поддержки, установленной настоящим Законом, постоянно, проживающих на территории i-го муниципального района, городского округа Оренбургской области, на очередной финансовый год и плановый период.

2. Порядок расходования субвенций на осуществление государственной социальной поддержки граждан которым на дату окончания Второй мировой войны, 2 сентября 1945 года, не исполнилось 18 лет, устанавливается Правительством Оренбургской области.

Статья 12. Порядок отчетности органов местного самоуправления Оренбургской области об осуществлении отдельных государственных полномочий

1. Органы местного самоуправления Оренбургской области отчитываются перед органом государственной власти Оренбургской области об осуществлении на осуществление государственной социальной поддержки граждан которым на дату окончания Второй мировой войны, 2 сентября 1945 года, не исполнилось 18 лет.

2. Органы местного самоуправления Оренбургской области представляют в орган государственной власти Оренбургской области отчеты по осуществлению государственной социальной поддержки граждан которым на дату окончания Второй мировой войны, 2 сентября 1945 года, не исполнилось 18 лет, ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным, а также по мере поступления соответствующих запросов данного органа.

3. Форма отчетов, указанных в части 2 настоящей статьи, утверждается оранном государственной власти Оренбургской области.

4. Сроки и формы отчетности органов местного самоуправления Оренбургской области об использовании денежных средств в виде субвенций, предназначенных для осуществления государственной социальной поддержки граждан которым на дату окончания Второй мировой войны, 2 сентября 1945 года, не исполнилось 18 лет, устанавливаются органом государственной власти Оренбургской области.

Статья 13. Порядок контроля над органами местного самоуправления Оренбургской области при предоставлении государственной социальной поддержки

1. Контроль над органами местного самоуправления Оренбургской области при предоставлении государственной социальной поддержки гражданам которым на дату окончания Второй мировой войны, 2 сентября 1945 года, не исполнилось 18 лет осуществляется в следующем порядке:

1) органы местного самоуправления Оренбургской области направляют в орган государственной власти Оренбургской области отчеты о предоставлении государственной социальной поддержки граждан которым на дату окончания Второй мировой войны, 2 сентября 1945 года, не исполнилось 18 лет, в соответствии со статьей 11 настоящего Закона;

2) Орган государственной власти Оренбургской области:

а) проводит мониторинг реализации государственной социальной поддержки граждан которым на дату окончания Второй мировой войны, 2 сентября 1945 года, не исполнилось 18 лет, включая проверку качества осуществления этих полномочий;

б) проводит проверки деятельности органов местного самоуправления Оренбургской области по осуществлению государственной социальной поддержки граждан которым на дату окончания Второй мировой войны, 2 сентября 1945 года, не исполнилось 18 лет;

в) выдают письменные предписания по устранению выявленных нарушений законодательства по вопросам осуществления органами местного самоуправления Оренбургской области государственной социальной поддержки граждан которым на дату окончания Второй мировой войны, 2 сентября 1945 года, не исполнилось 18 лет, обязательные для исполнения органами местного самоуправления.

2. Контроль за использованием денежных средств, предоставленных в виде субвенции в целях осуществления органами местного самоуправления Оренбургской области государственной социальной поддержки граждан которым на дату окончания Второй мировой войны, 2 сентября 1945 года, не исполнилось 18 лет, осуществляется в формах и в порядке, установленных федеральным и областным законодательством для финансового контроля за расходованием средств областного бюджета.

3. В ходе контроля за использованием денежных средств, предоставленных в виде субвенции в целях осуществления органами местного самоуправления Оренбургской области государственной социальной поддержки граждан которым на дату окончания Второй мировой войны, 2 сентября 1945 года, не исполнилось 18 лет, не может истребоваться и рассматриваться документация, касающаяся доходов, направляемых на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, а также расходов бюджетов муниципальных районов и городского округа по решению вопросов местного значения, осуществляемых за счет указанных доходов.

Статья 14. Условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления Оренбургской области государственной социальной поддержки

1. Прекращение осуществления органами местного самоуправления Оренбургской области государственной социальной поддержки граждан которым на дату окончания Второй мировой войны, 2 сентября 1945 года, не исполнилось 18 лет производится Законом Оренбургской области, который может быть принят в случае существенного изменения условий, влияющих на предоставления данной поддержки, либо в случае, если повторно допущено нецелевое расходование бюджетных средств либо нарушение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов, установленные соответствующим судом.

2. Закон Оренбургской области о прекращении осуществления органами местного самоуправления Оренбургской области отдельных государственных полномочий в виде государственной социальной поддержки граждан которым на дату окончания Второй мировой войны, 2 сентября 1945 года, не исполнилось 18 лет, вводится в действие с начала очередного финансового года.

3. Проект закона Оренбургской области о прекращении осуществления органами местного самоуправления Оренбургской области переданных отдельных государственных полномочий в виде государственной социальной поддержки граждан которым на дату окончания Второй мировой войны, 2 сентября 1945 года, не исполнилось 18 лет, вносится на рассмотрение Законодательного Собрания Оренбургской области не позднее дня внесения на рассмотрение Законодательного Собрания Оренбургской проекта закона Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

4. При прекращении осуществления органами местного самоуправления Оренбургской области отдельных государственных полномочий в виде государственной социальной поддержки, одновременно изымаются неиспользованные денежные средства, переданные им в виде субвенций.

Статья 15. Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение настоящего Закона

Должностные лица, виновные в неисполнении или ненадлежащем исполнении настоящего Закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Оренбургской области.

Статья 16. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу после его официального опубликования.

2. Положения настоящего Закона распространяются на правоотношения, по предоставлению мер государственной социальной поддержки начиная с 1 января 2013 года.

Губернатор Оренбургской области Ю.А.Берг

г. Оренбург, Дом Советов

Финансово-экономическое обоснование

проекта закона Оренбургской области «О мерах государственной социальной поддержки граждан Российской Федерации, которым на дату окончания

Второй мировой войны, 2 сентября 1945 года, не исполнилось 18 лет»

Для реализации Закона Оренбургской области «О мерах социальной поддержки граждан Российской Федерации, которым на дату окончания Второй мировой войны, 2 сентября 1945 года, не исполнилось 18 лет» потребуется на 2013 год денежная сумма в размере 232 496,35 тыс. рублей тыс. рублей.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области от 23 июня 2011 года № 11-2-04-2839 на 1 января 2010 года численность граждан Российской Федерации, которым на дату окончания Второй мировой войны, 2 сентября 1945 года, не исполнилось 18 лет, составляет 249 955 человек.

Из письменного сообщения Правительства Оренбургской области от 21 августа 2011 года № 05/16-556 следует, что 186 067 граждан, которым на дату окончания Второй мировой войны, 2 сентября 1945 года, не исполнилось 18 лет, относятся к какой-либо льготной категории граждан (ветеран труда, ветеран труда Оренбургской области, труженик тыла, ветеран подразделений особого риска, ветеран боевых действий, инвалид 1, 2 или 3 группы инвалидности и.т.д.) и, следовательно, пользуются соответствующими мерами государственной социальной поддержки, которые установлены иными Законами и нормативно-правовыми актами.

В связи с этим, настоящий Закон будет распространяется на 63 888 граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Оренбургской области.

(249 955 - 186 067 = 63 888 граждан Российской Федерации, на которых будет распространяться настоящий Закон)

Для оказания мер государственной поддержки 63 888 граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Оренбургской области в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 300 рублей (0,30 тыс. рублей), установленных данным Законом на 2013 год, потребуется 229 996,8 тыс. рублей.

(0,30 тыс. рублей ежемесячная денежная выплата х 12 месяцев х 63 888 гражданам получателей ежемесячной денежной выплаты = 229 996,80 тыс. рублей).

2. На изготовление бланков удостоверений, установленных данным законопроектом, потребуется 2 499,55 тыс. рублей

(0,01 тыс. рублей х 249 955 получателей = 2 499,55 тыс. рублей).

В связи с этим, общие расходы областного бюджета на 2013 год для реализации настоящего Закона составит денежную сумму в размере 232 496,35 тыс. рублей.

229 996,8 тыс. рублей + 2 499,55 тыс. рублей = 232 496,35 тыс. рублей.

При этом, расход областного бюджета в последующие годы будет уменьшаться в связи с естественной убылью данной категории граждан.

Финансирование принимаемых расходных обязательств в размере 232 496,35 тыс. рублей возможно осуществить за счет увеличения в 2013 году доходной части областного бюджета.

Увеличение которого, в 2013 году обусловлено приростом платежей в областной бюджет по налогу на прибыль организаций, которые поступят от 11 организаций - инвесторов, которым Правительство Оренбургской области, на основании инвестиционных договоров, предоставила в 2012 году государственную поддержку в форме применения пониженной ставки налога на прибыль этих организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджет Оренбургской области.

Это прирост платежей в областной бюджет от 11 организаций - инвесторов, произойдет в связи реализацией ими в 2012 году инвестиционных проектов, одобренных инвестиционным советом Оренбургской области в 2011 году, в которых предусмотрен коэффициент бюджетной эффективности в средневзвешенном размере 1,25.

В связи с этим, размер прироста платежей в областной бюджет по налогу на прибыль организаций, запланированной на 2013 год по строке 1 01 01000 00 0000 110 кода бюджетной классификации приложения № 6 к Закону Оренбургской области от 13 декабря 2011 года № 637/152-V-ОЗ «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», составит денежную сумму более 232 496,35 тыс. рублей - денежную сумму необходимую для реализации закона Оренбургской области «О мерах государственной социальной поддержки граждан Российской Федерации, которым на дату окончания Второй мировой войны, 2 сентября 1945 года, не исполнилось 18 лет».

Перечень нормативных правовых актов

Оренбургской области, подлежащих признанию утратившими силу,

приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием закона Оренбургской области «О мерах государственной социальной поддержки граждан Российской Федерации, которым на дату окончания Второй мировой войны, 2 сентября 1945 года, не исполнилось 18 лет»

Принятие Закона Оренбургской области «О мерах государственной социальной поддержки граждан, которым на дату окончания Второй мировой войны, 2 сентября 1945 года, не исполнилось 18 лет» потребует:

внесение изменений в Закон Оренбургской области от 13 декабря 2011 года № 637/152-V-ОЗ «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», в части изменения расходной части областного бюджета на плановый период 2013 и 2014 годов, в связи с предоставлением государственной социальной поддержки граждан Российской Федерации, проживающим на территории Оренбургской области, которым на дату окончания Второй мировой войны, 2 сентября 1945 года, не исполнилось 18 лет;

принятие нового закона Оренбургской области «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области государственными полномочиями Оренбургской области по финансовому обеспечению государственной социальной поддержки граждан Российской Федерации проживающих на территории Оренбургской области, которым на дату окончания Второй мировой войны, 2 сентября 1945 года, не исполнилось 18 лет»;

внесение изменений в постановления Правительства Оренбургской области от 26 марта 2007 года № 117-п «Об утверждении положений о порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда, труженикам тыла, жертвам политических репрессий» и от 20 октября 2011 года № 1017-п «Об утверждении нормативов для определения объема субвенций на обеспечение переданных государственных полномочий Оренбургской области в сфере социальной политики».

 

Приложение №3

Имена пионеров-героев (неполный список)

Алёша Кузнецов Альберт Купша

Валерий Волков Валя Зенкина

Валя Котик Ваня Андрианов

Ваня Васильченко Ваня Гриценко

Вася Коробко Вася Шишковский

Витя Коваленко Витя Коробков

Витя Хоменко Витя Черевичкин

Володя Дубинин Володя Казначеев

Володя Колядов Володя Саморуха

Володя Щербацевич Галя Комлева

Дима Потапенко Женя Попов

Зина Портнова Камилия Шага

Киря Баев Коля Мяготин

Коля Рыжов Костя Кравчук

Костя Янин Лара Михеенко

Лёня Анкинович Лёня Голиков

Лида Вашкевич Лида Матвеева

Люся Герасименко Марат Казей

Мария Мухина Маркс Кротов

Миша Гаврилов Надя Богданова

Нина Куковерова Нина Сагайдак

Павлик Морозов Павлуша Андреев

Пётр Зайченко Петр Клыпа

Муся Пинкензон Саша Бородулин

Саша Чекалин Саша Ковалёв

Саша Колесников Тихон Баран

Толя Шумов Шура Кобер

Шура Ефремов Юта Бондаровская

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.