Рабочая программа элективного курса «Основы научно-исследовательской работы» (9 класс)

1
0
Материал опубликован 5 June 2016 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №1» г. Костомукши Республики Карелия

 

«Согласовано» «Принято» «Утверждено»

На заседании МО Педсоветом приказ по школе №

Протокол № Протокол № от «__»_______ 2012г.

«__»______ 2012г. «__»______ 2012г. Директор

Руководитель МО Директор Шемякина Т.П.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Основы научно-исследовательской работы»

9 класс

на 2015 – 16 учебный год

 

Учитель: Неробова Мария Сергеевна

Категория: высшая

 

Пояснительная записка

В условиях модернизации системы образования одной из основных задач школы является формирование ключевых компетенций учащихся. Компетентностный подход предполагает формирование интеллектуальной и исследовательской культуры школьников, создание условий для самоопределения и самореализации потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения.

В соответствии с направлениями работы школы, обусловленными Концепцией профильного обучения, элективный курс «Введение в научно-исследовательскую деятельность» позволяет познакомить учащихся с теорией и практикой организации научно-исследователь ской деятельности в учебном процессе и во внеклассной работе, вооружить их методами по знания и сформировать познавательную самостоятельность.

Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Реализация программы курса позволяет совершенствовать эту склонность, способствует развитию соответствующих умений и навыков, прививает школьникам вкус к исследованию, предполагает активное участие школьников в исследовательской деятельности по выбранному профилю с целью расширения их знаний и более глубокого усвоения учебного материала.

Цель программы: познакомить школьников с теорией и практикой организации научно-исследовательской работы, способствовать творческому развитию начинающих исследователей.

Задачи программы:

· сформировать у учащихся чувства значимости научных исследований, понимание роли и значимости отечественной науки и научной школы;

· вооружить учащихся теоретическими знаниями о различных формах организации научно-исследовательской деятельности учащихся;

· сформировать основы практических умений организации научно-исследовательской работы.

Организация учебного процесса

Программа элективного курса рассчитана на 35 ч. Она состоит из двух разделов: «Методы научного исследования» - 18 часов и «Организация научного исследования» - 17 часов. Программа имеет практико-ориентированную направленность, формы занятий разнообразны: семинары, практикумы, тренинги и др. Количество часов и объем изучаемого материала позволяют принять темп продвижения по курсу, который соответствует возрасту учащихся 9 классов. Отработка и закрепление основных умений и навыков осуществляется при выполнении практических заданий.

Формирование важнейших умений и навыков происходит на фоне развития умственной деятельности, так как школьники учатся анализировать, замечать существенное, подмечать общее и делать обобщения, переносить известные приемы в нестандартные ситуации, находить пути их решения.

Уделяется внимание развитию речи: учащимся предлагается объяснять свои действия,

вслух, высказывать свою точку зрения, ссылаться на известные правила, факты, высказывать

догадки, предлагать способы решения, задавать вопросы, публично выступать.

С целью приобщения учащихся к работе с литературными источниками, каталогами, принципами составления библиографии и т.п. организуется посещение библиотеки. Происходит развитие не только практических умений организации научно - исследовательской деятельности учащихся, но и общеучебных умений. Реферативная и исследовательская деятельность учащихся позволяет удовлетворять их индивидуальные потребности и интересы, выявлять их индивидуальные возможности, т.е. максимально индивидуализировать обучение.

Итоговой формой контроля, подводящей изучение курса к логическому завершению,

предполагается выполнение учащимися своего исследования, написание научно - исследовательской работы, реферата, проекта и последующее выступление учащихся на научно-практической конференции.

Программа содержит список литературы по предложенным темам.

Требования к уровню усвоения учебного материала

В результате изучения программы «Основы научно-исследовательской работы» учащиеся должны знать, понимать:

— роль науки в жизни общества;

— учение В.И. Вернадского о ноосфере;

— выдающихся русских ученых в различных областях наук и их достижения;

— принципы научного мышления;

— методы научного исследования и познания естественных и гуманитарных наук;

— основные виды научно-исследовательских работ, компоненты их содержания и правила написания.

Уметь:

— планировать и проводить наблюдения и эксперименты;

— составлять отзыв, рецензию, аннотацию;

— организовывать и проводить научно-исследовательскую работу;

— оформлять научно-исследовательскую работу;

— уметь работать с научно-популярной литературой.

Содержание элективного курса

«Введение в научно-исследовательскую деятельность учащихся» (35 часов)

Методы научного исследования (18 ч)

1. Наука и научное мировоззрение. Отличие науки от других явлений духовной жизни человека. Отличие научного знания от обыденного, лженаучного, паранаучного. Взгляд В.И. Вернадского. Место науки в духовной жизни общества. Принципы научного мышления. Объяснительное и описательное в науке. Могут ли существовать две теории, объясняющие одни и те же факты. Факты и их интерпретация. Критерий истины. Доказательства. Научные

теории.

2. Гуманитарные и естественные науки. Сближение наук. Учение В.И.Вернадского о ноосфере.

3. Основные виды исследовательских работ: аннотация, доклад, конспект, реферат, рецензия, научно-исследовательская работа, тезисы, отзыв. Компоненты содержания каждого вида работ, требования к содержанию, этапы работы над рефератом, требования к оформлению, критерии оценки.

Практические занятия: «Составить аннотацию статьи, книги; написать отзыв на реферат»; «Подготовить конспект статьи».

4. Методы научного исследования: теоретические и эмпирические. Индукция и дедукция. Анализ и синтез. Сравнительный анализ. Правила проведения сравнительного анализа. Синектика. Метод аналогий: виды аналогий прямая аналогия, личностная, фантастическая, символическая. Основы моделирования: математическое и техническое моделирование. Статические и динамические модели. Графические методы: виды графиков, методика и правила использования. Диаграммы и их виды. Метод экспертных оценок. Организация и проведение метода экспертных оценок. Контент - анализ. Шкалирование. Виды шкал измерений. Метод мозгового штурма: история возникновения метода; варианты, основные этапы, правила проведения мозговой атаки.

5. Наблюдение. Основные задачи наблюдения. Условия проведения наблюдений. Недостатки метода наблюдений. Классификация наблюдений. Организация и проведение научного наблюдения.

Практическое занятие: «Планирование и проведение наблюдения».

6. Эксперимент. Роль эксперимента в науке. Виды эксперимента. Планирование эксперимента. Основные задачи наблюдения. Эксперимент и наблюдение, их отличие. Требования к подготовке эксперимента. Способы регистрации результатов эксперимента.

7. Работа с литературными источниками. Принципы и приемы работы с каталогами. Принципы составления библиографии. Методика изучения литературных источников с применением рациональных приемов работы над текстом. Правила u оформления библиографических ссылок.

Организация научного исследования (17 ч)

1. Научное исследование. Виды научно-исследовательских работ: реферативные, практические, опытно-экспериментальные. Выбор темы и обоснование ее актуальности.

Объект и предмет исследования.

Понятие о целях и задачах научного исследования. Гипотеза в научном исследовании.

Практическое занятие: «Выбор темы и обоснование ее актуальности»

2. Структура научно-исследовательской работы: введение, основная часть, заключение. Изучение образцов и знакомство со структурой научных работ.

Практическое занятие: «Подготовить структуру своего исследования».

3. Введение: введение в проблему, основные задачи работы, аргументация актуальности и характеристика общего состояния проблемы ко времени начала исследований. Проблемы работы с источниками. Ретроспективный анализ литературных источников, изученных исследователем.

Практическое занятие: «Подготовить анализ литературных источников по теме своего исследования».

4. Работа над основной частью исследования: материал и методика, описание места и условий исследования, основные результаты исследования, обобщение и вывод. Составление индивидуального рабочего плана. Сбор первичной информации. Стиль изложения материала. Знакомство с разными стилями изложения научных работ.

Практическое занятие: «Составление индивидуального рабочего плана. Сбор первичной информации».

5. Заключение: обобщение наиболее важных результатов исследования и перспективы исследования. Результаты в научном исследовании и их обработка. Способы обработки информации и представления. Выводы.

Практическое занятие: «Оформление результатов своего исследования».

6. Требования к оформлению научных работ. Цитирование. Ссылки и правила оформления ссылок. Схемы и иллюстрации.

7. Составление тезисов исследования и компоненты их содержания. Доклад, компоненты содержания доклада. Подготовка доклада о научном исследовании. Требования к тезисам и докладу.

Практические занятия: «Составить тезисы своего исследования в соответствии с предъявляемыми требованиями»; «Подготовка доклада к научно-практической конференции».

п/п

Название разделов и тем

Всего часов

В том числе

Форма

Образовательный продукт

теории

практики

I

Методы научного исследования

18

14

4

 

1

Наука и научное мировоззрение. Объяснительное и описательное в науке

1

1

 

лекция

Конспект

2

Гуманитарные и естественные науки

1

1

 

семинар

Рефераты

3

Основные виды исследовательских работ и компоненты их содержания

5

2

3

лекция

Аннотация, отзыв, конспект, рецензия, тв.работа, доклад

4

Методы научного исследования (теоретические и эмпирические)

4

4

 

лекция

Конспект, модели, решение задач

5

Наблюдение

2

1

1

Лекция, практикум

План, отчет

6

Эксперимент

3

3

 

Лекция, практикум

План, график, таблица, схема

7

Работа с литературными источниками

2

2

 

Посещение библиотеки

Правила работы, библиогр.список

II

Организация научного исследования

17

9

8

 

1

Научное исследование

2

1

1

Лекция, мастерская

конспект

2

Структура научно-исследовательской работы

2

1

1

Лекция, мастерская

Структура исследования

3

Введение (постановка проблемы, объяснение выбора темы, ее значения и актуальности, определение цели и задач). Анализ источников литературы

2

1

1

Лекция, практикум

Анализ источников

4

Работа над основной частью исследования

3

2

1

Лекция, мастерская

План, сбор информация

5

Заключение (обобщение результатов, перспектива исследования).Выводы.

2

1

1

Лекция, практикум

Результаты, выводы

6

Требования к оформлению научных работ

2

2

 

Лекция, тренинг

Титульный лист, библиогр.список, приложения

7

Составление тезисов исследования. Подготовка доклада о научном исследовании

4

1

3

Лекция, практикум

Тезисы доклад

ИТОГО:

35

23

12

   

Выступление учащихся на научно-практической конференции с рефератами,

с докладами о научном исследовании

Литература

1. Александрова Т.К. Положение о работе учащихся Ломоносовской гимназии над индивидуальными исследовательскими темами. // Завуч. 2002. № 2.

2. Айзенк Ганс Ю., Эванс Д. Как проверить способности вашего ребенка. М.: АСТ,

1998.

3. Брагинский И.Л. Исследования юных. Научные общества учащихся в России. История и современность. М.: Просвещение, 1997.

4. Белов А. Об организации учебно-исследовательской работы в области математики // Внешкольник. 1997. № 7-8.

5. Бруднова А.Учебно-исследовательская работа школьников. // Воспитание школьников. 1996. № 3.

6. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. // Народное образование. 2000. № 9.

7. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. / М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999.

8. Исследовательская работа школьников: Научно-методический и информационно-

публицистический журнал. 2002. № 1.

9. Криволапова Н.А. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся: Программа элективных курсов для классов профильного обучения / Институт

повышения квалификации и переподготовки работников образовали Курганской

области. - Курган, 2003.

10. Леонтович. А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьника как модель

педагогической технологии //Народное образование. 1999. № 10.

11. Плыкин Р. Научное творчество школьников: миф или реальность? // Внешкольник. 1997. № 7-8.

12. Пиявский С.Л. Критерии оценки исследовательских работ учащихся. // Дополнительное образование. 2000. № 12.

13. Пиявский С.Л. Критерии оценки исследовательских работ учащихся. // Дополнительное образование. 2001. № 1.

14. Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся. Пособие для учителей. М.: просвещение, 1975.

15. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.:

Народное образование, 2001.

16. Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем: 50 часов творчества: Кн. для учителя.

М.: Просвещение, 1990.


Развернутое тематическое планирование (35 часов)

п/п

Название раздела

(количество часов)

Тема занятия

Дата проведения

I

Методы научного исследования

(18 часов)

1. Наука и научное мировоззрение. Объяснительное и описательное в науке.

2. «Гуманитарные и естественные науки».

3. Основные виды исследовательских работ и компоненты их содержания.

4. Практическое занятие № 1: «Составить аннотацию статьи, книги».

5. Практическое занятие № 2: «Написать отзыв на реферат; подготовить конспект статьи».

6 «Написать рецензию на сочинение, творческую работу».

7. Практическое занятие № 3. «Подготовить доклад по теме».

8. Методы научного исследования (теоретические и эмпирические).

9 «Метод мозгового штурма. Применение метода сравнительного анализа к описанию событий, явлений».

10.«Использования метода моделирования к изучению явлений».

11.«Применение метода аналогий к решению разнообразных задач».

12. Наблюдение.

13. Практическое занятие № 4. «Планирование и проведение наблюдения».

14. Эксперимент.

15 «Проведение тематических экспериментальных исследований».

16. «Представление результатов эксперимента в различных видах: табличном, графическом, схематическом и т.д.

17. Работа с литературными источниками.

18 «Правила работы в библиографическом отделе, составление библиографического списка литературы».

 

II

Организация научного исследования

(17 часов)

19. Научное исследование.

20.Практическое занятие № 5. «Выбор темы своего исследования; обоснование ее актуальности; формулировка цели и задач

своего исследования».

21.Структура научно-исследовательской работы.

22.Практическое занятие № 6. «Подготовить структуру своего исследования».

23. Введение (постановка проблемы, объяснение выбора темы, ее значения и актуальности, определение цели и задач). Анализ источников литературы.

24. Практическое занятие № 7. «Подготовить анализ литературных источников по теме своего исследования»

25. Работа над основной частью исследования.

26. Практическое занятие № 8. «Составление индивидуального рабочего плана. Сбор первичной информации».

27 «Проведение своего исследования».

28. Заключение (обобщение результатов, перспектива исследования). Выводы.

29. Практическое занятие № 9. «Оформление результатов своего исследования».

30. Требования к оформлению научных работ.

31. «Оформление титульного листа, библиографических ссылок, правила оформления приложений».

32 - 33. Практическое занятие № 10. Составление тезисов исследования. Подготовка доклада о научном исследовании.

34. Практическое занятие № 11. «Составить тезисы своего исследования в соответствии с предъявляемыми требованиями».

35.Практическое занятие № 12. «Подготовка доклада к научно-практической конференции» .

 

Результат: выступления учащихся на научно-практической конференции с рефератами, докладами о научном исследовании, исследовательскими работами.

Комментарии
Комментариев пока нет.