Рабочая программа элективного курса «Основы научно-исследовательской работы» (9 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №1» г. Костомукши Республики Карелия
«Согласовано» «Принято» «Утверждено»
На заседании МО Педсоветом приказ по школе №
Протокол № Протокол № от «__»_______ 2012г.
«__»______ 2012г. «__»______ 2012г. Директор
Руководитель МО Директор Шемякина Т.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Основы научно-исследовательской работы»
9 класс
на 2015 – 16 учебный год
Учитель: Неробова Мария Сергеевна
Категория: высшая
Пояснительная записка
В условиях модернизации системы образования одной из основных задач школы является формирование ключевых компетенций учащихся. Компетентностный подход предполагает формирование интеллектуальной и исследовательской культуры школьников, создание условий для самоопределения и самореализации потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения.
В соответствии с направлениями работы школы, обусловленными Концепцией профильного обучения, элективный курс «Введение в научно-исследовательскую деятельность» позволяет познакомить учащихся с теорией и практикой организации научно-исследователь ской деятельности в учебном процессе и во внеклассной работе, вооружить их методами по знания и сформировать познавательную самостоятельность.
Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Реализация программы курса позволяет совершенствовать эту склонность, способствует развитию соответствующих умений и навыков, прививает школьникам вкус к исследованию, предполагает активное участие школьников в исследовательской деятельности по выбранному профилю с целью расширения их знаний и более глубокого усвоения учебного материала.
Цель программы: познакомить школьников с теорией и практикой организации научно-исследовательской работы, способствовать творческому развитию начинающих исследователей.
Задачи программы:
· сформировать у учащихся чувства значимости научных исследований, понимание роли и значимости отечественной науки и научной школы;
· вооружить учащихся теоретическими знаниями о различных формах организации научно-исследовательской деятельности учащихся;
· сформировать основы практических умений организации научно-исследовательской работы.
Организация учебного процесса
Программа элективного курса рассчитана на 35 ч. Она состоит из двух разделов: «Методы научного исследования» - 18 часов и «Организация научного исследования» - 17 часов. Программа имеет практико-ориентированную направленность, формы занятий разнообразны: семинары, практикумы, тренинги и др. Количество часов и объем изучаемого материала позволяют принять темп продвижения по курсу, который соответствует возрасту учащихся 9 классов. Отработка и закрепление основных умений и навыков осуществляется при выполнении практических заданий.
Формирование важнейших умений и навыков происходит на фоне развития умственной деятельности, так как школьники учатся анализировать, замечать существенное, подмечать общее и делать обобщения, переносить известные приемы в нестандартные ситуации, находить пути их решения.
Уделяется внимание развитию речи: учащимся предлагается объяснять свои действия,
вслух, высказывать свою точку зрения, ссылаться на известные правила, факты, высказывать
догадки, предлагать способы решения, задавать вопросы, публично выступать.
С целью приобщения учащихся к работе с литературными источниками, каталогами, принципами составления библиографии и т.п. организуется посещение библиотеки. Происходит развитие не только практических умений организации научно - исследовательской деятельности учащихся, но и общеучебных умений. Реферативная и исследовательская деятельность учащихся позволяет удовлетворять их индивидуальные потребности и интересы, выявлять их индивидуальные возможности, т.е. максимально индивидуализировать обучение.
Итоговой формой контроля, подводящей изучение курса к логическому завершению,
предполагается выполнение учащимися своего исследования, написание научно - исследовательской работы, реферата, проекта и последующее выступление учащихся на научно-практической конференции.
Программа содержит список литературы по предложенным темам.
Требования к уровню усвоения учебного материала
В результате изучения программы «Основы научно-исследовательской работы» учащиеся должны знать, понимать:
— роль науки в жизни общества;
— учение В.И. Вернадского о ноосфере;
— выдающихся русских ученых в различных областях наук и их достижения;
— принципы научного мышления;
— методы научного исследования и познания естественных и гуманитарных наук;
— основные виды научно-исследовательских работ, компоненты их содержания и правила написания.
Уметь:
— планировать и проводить наблюдения и эксперименты;
— составлять отзыв, рецензию, аннотацию;
— организовывать и проводить научно-исследовательскую работу;
— оформлять научно-исследовательскую работу;
— уметь работать с научно-популярной литературой.
Содержание элективного курса
«Введение в научно-исследовательскую деятельность учащихся» (35 часов)
Методы научного исследования (18 ч)
1. Наука и научное мировоззрение. Отличие науки от других явлений духовной жизни человека. Отличие научного знания от обыденного, лженаучного, паранаучного. Взгляд В.И. Вернадского. Место науки в духовной жизни общества. Принципы научного мышления. Объяснительное и описательное в науке. Могут ли существовать две теории, объясняющие одни и те же факты. Факты и их интерпретация. Критерий истины. Доказательства. Научные
теории.
2. Гуманитарные и естественные науки. Сближение наук. Учение В.И.Вернадского о ноосфере.
3. Основные виды исследовательских работ: аннотация, доклад, конспект, реферат, рецензия, научно-исследовательская работа, тезисы, отзыв. Компоненты содержания каждого вида работ, требования к содержанию, этапы работы над рефератом, требования к оформлению, критерии оценки.
Практические занятия: «Составить аннотацию статьи, книги; написать отзыв на реферат»; «Подготовить конспект статьи».
4. Методы научного исследования: теоретические и эмпирические. Индукция и дедукция. Анализ и синтез. Сравнительный анализ. Правила проведения сравнительного анализа. Синектика. Метод аналогий: виды аналогий прямая аналогия, личностная, фантастическая, символическая. Основы моделирования: математическое и техническое моделирование. Статические и динамические модели. Графические методы: виды графиков, методика и правила использования. Диаграммы и их виды. Метод экспертных оценок. Организация и проведение метода экспертных оценок. Контент - анализ. Шкалирование. Виды шкал измерений. Метод мозгового штурма: история возникновения метода; варианты, основные этапы, правила проведения мозговой атаки.
5. Наблюдение. Основные задачи наблюдения. Условия проведения наблюдений. Недостатки метода наблюдений. Классификация наблюдений. Организация и проведение научного наблюдения.
Практическое занятие: «Планирование и проведение наблюдения».
6. Эксперимент. Роль эксперимента в науке. Виды эксперимента. Планирование эксперимента. Основные задачи наблюдения. Эксперимент и наблюдение, их отличие. Требования к подготовке эксперимента. Способы регистрации результатов эксперимента.
7. Работа с литературными источниками. Принципы и приемы работы с каталогами. Принципы составления библиографии. Методика изучения литературных источников с применением рациональных приемов работы над текстом. Правила u оформления библиографических ссылок.
Организация научного исследования (17 ч)
1. Научное исследование. Виды научно-исследовательских работ: реферативные, практические, опытно-экспериментальные. Выбор темы и обоснование ее актуальности.
Объект и предмет исследования.
Понятие о целях и задачах научного исследования. Гипотеза в научном исследовании.
Практическое занятие: «Выбор темы и обоснование ее актуальности»
2. Структура научно-исследовательской работы: введение, основная часть, заключение. Изучение образцов и знакомство со структурой научных работ.
Практическое занятие: «Подготовить структуру своего исследования».
3. Введение: введение в проблему, основные задачи работы, аргументация актуальности и характеристика общего состояния проблемы ко времени начала исследований. Проблемы работы с источниками. Ретроспективный анализ литературных источников, изученных исследователем.
Практическое занятие: «Подготовить анализ литературных источников по теме своего исследования».
4. Работа над основной частью исследования: материал и методика, описание места и условий исследования, основные результаты исследования, обобщение и вывод. Составление индивидуального рабочего плана. Сбор первичной информации. Стиль изложения материала. Знакомство с разными стилями изложения научных работ.
Практическое занятие: «Составление индивидуального рабочего плана. Сбор первичной информации».
5. Заключение: обобщение наиболее важных результатов исследования и перспективы исследования. Результаты в научном исследовании и их обработка. Способы обработки информации и представления. Выводы.
Практическое занятие: «Оформление результатов своего исследования».
6. Требования к оформлению научных работ. Цитирование. Ссылки и правила оформления ссылок. Схемы и иллюстрации.
7. Составление тезисов исследования и компоненты их содержания. Доклад, компоненты содержания доклада. Подготовка доклада о научном исследовании. Требования к тезисам и докладу.
Практические занятия: «Составить тезисы своего исследования в соответствии с предъявляемыми требованиями»; «Подготовка доклада к научно-практической конференции».
№ п/п |
Название разделов и тем |
Всего часов |
В том числе |
Форма |
Образовательный продукт |
|
теории |
практики |
|||||
I |
Методы научного исследования |
18 |
14 |
4 |
||
1 |
Наука и научное мировоззрение. Объяснительное и описательное в науке |
1 |
1 |
лекция |
Конспект |
|
2 |
Гуманитарные и естественные науки |
1 |
1 |
семинар |
Рефераты |
|
3 |
Основные виды исследовательских работ и компоненты их содержания |
5 |
2 |
3 |
лекция |
Аннотация, отзыв, конспект, рецензия, тв.работа, доклад |
4 |
Методы научного исследования (теоретические и эмпирические) |
4 |
4 |
лекция |
Конспект, модели, решение задач |
|
5 |
Наблюдение |
2 |
1 |
1 |
Лекция, практикум |
План, отчет |
6 |
Эксперимент |
3 |
3 |
Лекция, практикум |
План, график, таблица, схема |
|
7 |
Работа с литературными источниками |
2 |
2 |
Посещение библиотеки |
Правила работы, библиогр.список |
|
II |
Организация научного исследования |
17 |
9 |
8 |
||
1 |
Научное исследование |
2 |
1 |
1 |
Лекция, мастерская |
конспект |
2 |
Структура научно-исследовательской работы |
2 |
1 |
1 |
Лекция, мастерская |
Структура исследования |
3 |
Введение (постановка проблемы, объяснение выбора темы, ее значения и актуальности, определение цели и задач). Анализ источников литературы |
2 |
1 |
1 |
Лекция, практикум |
Анализ источников |
4 |
Работа над основной частью исследования |
3 |
2 |
1 |
Лекция, мастерская |
План, сбор информация |
5 |
Заключение (обобщение результатов, перспектива исследования).Выводы. |
2 |
1 |
1 |
Лекция, практикум |
Результаты, выводы |
6 |
Требования к оформлению научных работ |
2 |
2 |
Лекция, тренинг |
Титульный лист, библиогр.список, приложения |
|
7 |
Составление тезисов исследования. Подготовка доклада о научном исследовании |
4 |
1 |
3 |
Лекция, практикум |
Тезисы доклад |
ИТОГО: |
35 |
23 |
12 |
|||
Выступление учащихся на научно-практической конференции с рефератами, с докладами о научном исследовании |
Литература
1. Александрова Т.К. Положение о работе учащихся Ломоносовской гимназии над индивидуальными исследовательскими темами. // Завуч. 2002. № 2.
2. Айзенк Ганс Ю., Эванс Д. Как проверить способности вашего ребенка. М.: АСТ,
1998.
3. Брагинский И.Л. Исследования юных. Научные общества учащихся в России. История и современность. М.: Просвещение, 1997.
4. Белов А. Об организации учебно-исследовательской работы в области математики // Внешкольник. 1997. № 7-8.
5. Бруднова А.Учебно-исследовательская работа школьников. // Воспитание школьников. 1996. № 3.
6. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. // Народное образование. 2000. № 9.
7. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. / М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999.
8. Исследовательская работа школьников: Научно-методический и информационно-
публицистический журнал. 2002. № 1.
9. Криволапова Н.А. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся: Программа элективных курсов для классов профильного обучения / Институт
повышения квалификации и переподготовки работников образовали Курганской
области. - Курган, 2003.
10. Леонтович. А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьника как модель
педагогической технологии //Народное образование. 1999. № 10.
11. Плыкин Р. Научное творчество школьников: миф или реальность? // Внешкольник. 1997. № 7-8.
12. Пиявский С.Л. Критерии оценки исследовательских работ учащихся. // Дополнительное образование. 2000. № 12.
13. Пиявский С.Л. Критерии оценки исследовательских работ учащихся. // Дополнительное образование. 2001. № 1.
14. Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся. Пособие для учителей. М.: просвещение, 1975.
15. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.:
Народное образование, 2001.
16. Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем: 50 часов творчества: Кн. для учителя.
М.: Просвещение, 1990.
Развернутое тематическое планирование (35 часов)
№ п/п |
Название раздела (количество часов) |
Тема занятия |
Дата проведения |
I |
Методы научного исследования (18 часов) |
1. Наука и научное мировоззрение. Объяснительное и описательное в науке. 2. «Гуманитарные и естественные науки». 3. Основные виды исследовательских работ и компоненты их содержания. 4. Практическое занятие № 1: «Составить аннотацию статьи, книги». 5. Практическое занятие № 2: «Написать отзыв на реферат; подготовить конспект статьи». 6 «Написать рецензию на сочинение, творческую работу». 7. Практическое занятие № 3. «Подготовить доклад по теме». 8. Методы научного исследования (теоретические и эмпирические). 9 «Метод мозгового штурма. Применение метода сравнительного анализа к описанию событий, явлений». 10.«Использования метода моделирования к изучению явлений». 11.«Применение метода аналогий к решению разнообразных задач». 12. Наблюдение. 13. Практическое занятие № 4. «Планирование и проведение наблюдения». 14. Эксперимент. 15 «Проведение тематических экспериментальных исследований». 16. «Представление результатов эксперимента в различных видах: табличном, графическом, схематическом и т.д. 17. Работа с литературными источниками. 18 «Правила работы в библиографическом отделе, составление библиографического списка литературы». |
|
II |
Организация научного исследования (17 часов) |
19. Научное исследование. 20.Практическое занятие № 5. «Выбор темы своего исследования; обоснование ее актуальности; формулировка цели и задач своего исследования». 21.Структура научно-исследовательской работы. 22.Практическое занятие № 6. «Подготовить структуру своего исследования». 23. Введение (постановка проблемы, объяснение выбора темы, ее значения и актуальности, определение цели и задач). Анализ источников литературы. 24. Практическое занятие № 7. «Подготовить анализ литературных источников по теме своего исследования» 25. Работа над основной частью исследования. 26. Практическое занятие № 8. «Составление индивидуального рабочего плана. Сбор первичной информации». 27 «Проведение своего исследования». 28. Заключение (обобщение результатов, перспектива исследования). Выводы. 29. Практическое занятие № 9. «Оформление результатов своего исследования». 30. Требования к оформлению научных работ. 31. «Оформление титульного листа, библиографических ссылок, правила оформления приложений». 32 - 33. Практическое занятие № 10. Составление тезисов исследования. Подготовка доклада о научном исследовании. 34. Практическое занятие № 11. «Составить тезисы своего исследования в соответствии с предъявляемыми требованиями». 35.Практическое занятие № 12. «Подготовка доклада к научно-практической конференции» . |
Результат: выступления учащихся на научно-практической конференции с рефератами, докладами о научном исследовании, исследовательскими работами.