Проектно-исследовательская работа «Как имя наше отзовётся...»
Отдел образования администрации Тонкинского муниципального района
МБОУ «Тонкинская средняя школа»
Исследовательская работа по литературе
«Как имя наше отзовётся…»
Выполнили ученицы 8 «Б» класса Демышева Алёна,
Смирнова Юля и Шестипёрстова Вера
Руководитель Смирнова Татьяна Афанасьевна
учитель русского языка и литературы
Тонкино 2017
Оглавление
Введение….…………………………………………………….…........................3
Исторические сведения.……………...…………………………………………..5
Увлекательное исследование.…………………………………………...………6
Эксперимент «Имя и судьба писателя»………………………….............................7 Наши имена в литературе……………………………………………………….10 Заключение…………………………………………………………………….....14Использованная литература….............................................................................15
Введение
«Имена, имена, имена...
В нашей речи звучат не случайно.
Как загадочна эта страна,
Так и имя - загадка и тайна».
С.Я.Маршак
Русская литература признана самой богатой литературой мира. Нет таких тем и проблем, которые бы она не поднимала и не рассматривала. В этом году, изучая произведения литературы за курс 8 класса, мы встретились с понятием «говорящие фамилии». Оказывается, что , не зная героев произведения, мы можем предположить основные черты их характеров. Это способствует лучшему пониманию текста. Давно подмечено, что имя накладывает определенный отпечаток на характер и судьбу человека. Писатель, как отец своих героев, имена для них выбирает тщательно и с осторожностью. Нас заинтересовал этот факт, и мы решили определить отношение наших ровесников к значимости своих имён и в каких произведениях русской классики звучат наши имена. Мы считаем. что эта тема достаточно актуальна. Во-первых, каждый человек должен уважительно относиться к своему имени, а для этого знать историю его происхождения. Во- вторых, изучение художественного произведения невозможно без исследования имен собственных, потому что имя персонажа- его «визитная» карточка.
Цель работы: определить роль имени в судьбе человека и в произведениях русских классиков.
Достижению поставленной цели служит решение следующих задач:
Выявить значимость имён собственных в художественных произведениях;
Определить уровень осведомлённости учащихся о значении своих имён;
Доказать взаимосвязь имени человека с его судьбой.
Гипотезы:
Имя человека связано с его судьбой;
Образ героя в художественных произведениях начинается с имени, т.е. восприятие имени образа способствует пониманию текста.
Методы исследования:
Анализ произведений русской литературы,
Сбор и обработка информации,
практический эксперимент с именем писателя.
Исторические сведения
Ещё в Древней Руси считали, что имя определяет судьбу человека. Это ключ к его внутреннему я. Ведь неспроста на Руси у человека было два имени: одно - ложное, для всех, и другое - тайное, только для самого человека и его очень близких людей. Эта традиция существовала как защита от недобрых духов и недобрых людей. Часто первое славянское имя было заведомо непривлекательным (Крив, Некрас, Злоба), для еще большей защиты от недобрых. Ведь не имея ключа к сущности человека, причинить зло гораздо сложнее. Вторым именем нарекали человека в подростковом возрасте, когда сформировались основные черты характера. Имя давалось исходя из этих черт.
Славянские имена изобиловали своей разнообразностью:
1) Имена из животного и растительного мира (Щука, Ерш, Заяц, Волк, Орел)
2) Имена по порядку рождения (Первуша, Вторак, Третьяк)
3) Имена богов и богинь (Лада, Ярило)
4) Имена по человеческим качествам (Храбр, Стоян)
С пришествием христианства славянские имена, как языческие, почти полностью впали в небытие. Существовали даже списки славянских имен, запрещенных церковью. Почему так происходило нетрудно догадаться. Одна часть имен (Лада, Ярило) была именами славянских богов, обладатели второй части были люди, которые и после христианизации Руси пытались восстановить культ и традиции (волхвы, богатыри). На сегодняшний день в России славянскими именами называют лишь 5% детей, что, безусловно, обедняет славянскую культуру.
Увлекательное исследование
Мы провели анкетирование среди учащихся 5-11 классов, насколько они осведомлены о происхождении своего имени и о его влиянии на судьбу человека.
( Анкета см в Приложении)
Итоги опроса
84% опрошенных знают, кому принадлежит инициатива назвать их таким именем;
52% опрошенных не знают историю происхождения своего имени, т.е. из какого оно языка;
62% опрошенных не знают, что обозначает их имя;
56% опрошенных не знают, кто из великих людей носил такое же имя;
78% опрошенных не назвали ни одного произведения, где упоминается их имя
40% опрошенных считают, что имя влияет на судьбу человека.
В результате анкетирования мы пришли к выводу, что большинство учащихся нашей школы не интересуются историей своего имени и не верят в его влияние на судьбу человека.
(Диаграмму см в Приложении)
Эксперимент «Имя и судьба писателя»
В противовес мнению большинства опрошенных мы решили доказать на примере имени пока неизвестного нам писателя Бориса Пастернака, что имя человека связано с его судьбой. В литературе существует метод французских мастерских. Из букв, входящих в имя и фамилию писателя, составляются всевозможные слова-существительные. Затем оставляются только те, которые несут информацию о человеке. Из них выстраивается логическая цепочка - предположение о возможной судьбе человека. Из имени и фамилии писателя у нас получились следующие слова:
Рис, паста, карета, сор, бис, тон, ссора, нора, риск, стон, парк, канат, пари, сирота, рост, перо, кино, бор, кора, сон, тёрка, сан, рак.
Мы убрали слова, не имеющие отношения к личности человека. У нас остались: кино, ссора, рак, рост, стон, нора, сирота, сан, перо, риск.
Сан- человек из обеспеченной родовитой семьи.
Перо - наделен , вероятно, писательским талантом.
Рост – известность, слава, популярность.
Ссора, риск - конфликт с обществом.
Сирота – остается в одиночестве.
Стон – душевные переживания.
Нора – автор, загнанный в тупик.
Рак – неизлечимая болезнь.
Кино – жизнь произведений в кинематографии.
Эти слова дали нам основание предположить, что человек из родовитой обеспеченной семьи, наделен писательским талантом, который стремительно развивается и приносит автору известность. Но его творчество приводит к конфликту с обществом, тем самым писатель подвергает себя риску. В результате он остается в одиночестве, загнанным в тупик. Отсюда боль души, переживания, в результате чего – неизлечимая болезнь - рак. Вероятно, его произведения останутся жить в кинематографе.
Затем мы обратились к биографии писателя и узнали, что Борис Пастернак действительно родился в очень обеспеченной, известной всей Москве семье художника и пианистки. В их доме частыми гостями были Л.Н. Толстой, С. В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, И.И. Левитан, В.Д. Поленов. Будущий писатель пробовал себя и как музыкант, и как художник. Но литературный талант одержал верх. Он известен как автор нескольких поэтических сборников, автор переводов немецкой и английской литературы. Всемирную известность Пастернаку в 1948 году принес роман «Доктор Живаго». Но вместе со славой начались гонения и преследования. Ему не разрешили выехать в Швецию для получения Нобелевской премии, присужденной в 1958 году. Писатель был даже объявлен врагом народа.
Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.
Весной 1960 года смертельная болезнь, рак легких, приковала писателя к постели. В том же году он умер.
И только в 1989 году Нобелевская премия будет возвращена автору, но уже посмертно.
Наше предположение, составленное по опорным словам, полностью совпало с биографией писателя.
Таким образом, мы доказали, что имя человека и его судьба взаимосвязаны.
(схемы- фотографии см в Приложении)
Наши имена в литературе
Вторую часть нашего исследования мы решили посвятить изучению произведений литературы, в которых встречаются наши имена. Нам стало интересно сравнить, насколько наши характеры соответствуют образам героинь.
Моё имя Алёна - производное от древнегреческого - Ἑλένη. Дословно переводится как «факел, светоч». На Руси вариантом имени «Елена» было Олёна. Это имя встречается в русских народных сказках: «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Есть оно и в «Песне про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова. Алёна Дмитриевна — жена купца Калашникова.
«На святой Руси, нашей матушке,
Не найти, не сыскать такой красавицы:
Ходит плавно, будто лебедушка;
Смотрит сладко, как голубушка;
Молвит слово — соловей поет;
Горят щеки ее румяные,
Как заря на небе божием;
Косы русые, золотистые,
В ленты яркие заплетенные,
По плечам бегут, извиваются», - такой видит героиню влюбившийся в неё царский опричник Кирибеевич.
Алёна Дмитриевна очень набожная, честная женщина, хорошая хозяйка, любит своего мужа и больше смерти, и людской молвы боится его немилости. Она рассказывает мужу, Степану Парамоновичу, что опозорил ее, осрамил «злой опричник царский Кирибеевич», и просит мужа защитить ее. Образ Алёны Дмитриевны — это образ красивой русской женщины. Ее душа чиста. Она верная жена. Не позарилась она на золото и жемчуга, что предлагал ей царский опричник в обмен на ее милость и любовь. Таким образом, имя Алёна ещё в Древней Руси стало символом кротости, верности
и преданности, символом тепла и света.
Мое имя Вера по происхождению старославянское. Оно говорит само за себя: вера, верование. Такое имя встречается в произведениях: М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»,И.С. Тургенев «Месяц в деревне», Л.Н.Толстой «Война и мир», Н.Г.Чернышевский «Что делать»,А.И. Куприн «Гранатовый браслет» и «Куст сирени».
Я прочитала два произведения А.И.Куприна «Куст сирени» и «Гранатовый браслет» Героиня рассказа «Куст сирени» - Вера Алмазова, жена офицера Академии генерального штаба.
«Она отказывала себе во всем необходимом» , создавая нужный для мужа комфорт. Всячески поддерживает мужа, помогая ему выдержать экзамены в Академию. Вера «приучилась встречать каждую неудачу с ясным, почти веселым лицом» . Она была для мужа «переписчицей, чертежницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой» .
Из-за Испорченного плана местности Николай мог провалить экзамен а академию. Герой расстроен и растерян, но Вера энергично принимается за дело, закладывает все драгоценности семьи и на вырученные деньги в тот же вечер нанимает садовника для посадки кустов сирени. Ее труды не пропали даром: муж сдал экзамен.
Мне очень понравилась Вера Алмазова, понравилась своим оптимизмом, находчивостью, преданностью и нежностью.
В рассказе «Гранатовый браслет» княгине Вере Николаевне Шеиной судьба посылает любовь, которая «бывает раз в тысячу лет». Эта героиня очень сдержанна, спокойна и преданна своему мужу.
Мое имя Юлия латинского происхождения. Буквально обозначает «кудрявая, пушистая». Фантазерка и выдумщица, Юлия отличается легким характером. Она гостеприимна и общительна.. Очень внушаема, легко идет на поводу.
Такова Юлия Тафаева, героиня романа И. А. Гончарова
«Обыкновенная история». Гостеприимная мечтательница, добрая хозяйка,
центр светского общества, она готова изменить жизнь и стать тенью
возлюбленного.
Такова и Жюли Карагина, одна из второстепенных героинь
романа Л. Н. Толстого «Война и мир»: любит свет, сплетни, легко меняет
привычки, если того требует обстановка. Ни та, ни другая не являются
яркими личностями, но это вполне искупается их стремлением к тихому
женскому счастью в общепринятом понимании.
Но мне, конечно, ближе героиня повести Галины Щербаковой «Роман и Юлька». Это повесть о наших ровесниках, современных Ромео и Джульетте. Переживания героев мне близки и понятны. Двое глупых влюблённых оказались в нелёгком переплёте жизненных обстоятельств. Искренняя, наивная, по-детски рассудительная Юлька борется за свою чистую, нежную любовь.
Проанализировав образы героинь, созданные мастерами слова, мы сделали вывод, что в имени собственном проявляется индивидуальность литературного персонажа. И наши характеры созвучны образам героинь, о которых мы прочитали в художественных произведениях.
Заключение
Мы ещё раз убедились в том, что литература - увлекательный предмет. В ходе исследования мы узнали много нового и интересного о наших именах. Мы читали книги, работали с различными источниками информации в сети Интернет, проводили эксперименты с именами. Это исследование помогло нам приобрести навык самостоятельной работы.
Поставленной цели мы достигли, так как теперь знаем и происхождение своих имен, и в каких произведения русской классики они звучат.
Мы пришли к выводу, что имя человека - мощный носитель информации о нем. Поэтому к выбору имен писатели относятся очень серьезно. А мы, читатели, через имена персонажей можем легче понять авторский замысел.
Надеемся, что нашему проекту найдется практический выход:
другие учащиеся заинтересуются историей своего имени. А изучение литературы станет ещё более увлекательным.
Использованная литература
1)https://educontest.net/storage3/article/51491/Jenskiye_imena_v_russkoy_literature.docx
2) Русские писатели. Большой учебный справочник. Москва. Дрофа, 2007 год.
3) https://yandex.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Ffiled7-3.my.mail.ru%2Fpic%3Furl%3Dhttp%253A%252F%252Fmy.mail.ru%252F%252B%252Fvideo%252Furl%252Fsc03%252F1122317813923462519%26mw%3D%26mh%3D%26sig%3D1f83baff5e455eb47376abb244c3c74d&text=юлия%20тафаева%20обыкновенная%20история%20фото&noreask=1&pos=2&lr=47&rpt=simage
4) http://kakzovut.ru/
5) http://names.neolove.ru/
6) Куприн А.И. Повести. Рассказы. Дрофа, 2007 год.
7) Толстой Л.Н «Война и мир». Дрофа 2007 год.
8) https://ru.wikipedia.org/wiki/Обыкновенная_история
9) http://lukoshko.net/storyList/russkie-narodnye-skazki.htm
10) http://www.miloliza.com/marshak.html
Приложение
Анкета
Кто из родителей назвал тебя таким именем? Из какого языка пришло твоё имя? Что обозначает твоё имя? Кто из великих людей носил такое же имя? В каких произведениях встречается твоё имя? Считаешь ли ты, что имя влияет на судьбу чело века? |
Диаграмма
Фото