12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Герасимова Валентина Фёдоровна493
стаж работы 36 лет
Россия, Мордовия респ., с.Кочкурово
5

Исследовательская работа «Маяки образования - династия учителей Брыжинских»



Исследовательская работа

«Маяки образования - династия учителей Брыжинских»

Автор: Кудашкина Валерия, 9 класс

 

Содержание

Введение………………………………………………………

Основная часть. Брыжинские:

Сергей Григорьевич ………………………… .

Иван Сергеевич ……………………..

Надежда Андреевна Фатькина- Брыжинская

Василий Сергеевич ……………………

Андрей Иванович

Михаил Иванович

Заключение……………………………………………………

Список литературы…………………………………………

Если б не было учителя,

То и не было б, наверное,

Ни поэта, ни мыслителя,

Ни Шекспира, ни Коперника.

И поныне бы, наверное,

Если б не было учителя...

В.Тушнова

I. Введение

Тема исследования: учителя Брыжинские.

Новизна исследовательской работы обусловлена тем, что данный материал позволяет расширить представление о жизни и творчестве моих земляков Брыжинских и будет использован на уроках литературы родного края.

Желание познакомить моих сверстников с заслуженными деятелями в области образования, талантливыми мастерами художественного слова и обусловило актуальность данной работы.

Исходя из этого, цель моей работы заключается в том, чтобы через знакомство с наследием данной семьи: педагогической и творческой деятельностью, прививать любовь к своему родному краю.

Объект исследования: педагогическое краеведение.

Задачи исследования выражаются в воспитании у подрастающего поколения интереса к изучению своего родного края, желании учиться и знать творческих людей в области образования и искусства, стремлении к чтению, любви к книге.

Методы исследования: изучение литературы, периодической печати, беседа и интервью, исследование и анализ творчества писателей.

Удивителен и загадочен край, в котором я живу. Невозможно описать словами бескрайние поля и луга, реки, озёра, леса. Здесь я родилась, росла и делала свои первые шаги по священной земле, где ступала нога моих предков. Этот край приютил нас всех, дал нам возможность жить на плодородной земле. Каждый уголок её прекрасен и щедр. Недаром многие писатели и поэты воспевают наш край в своих стихах и рассказах, прославляют своими делами и поступками. В своей работе я хочу остановить внимание на замечательных людях, которые посвятили всю свою жизнь делу подрастающего поколения. Но не все мои ровесники знают, что есть такая династия в нашем районе – это династия учителей Брыжинских, которые известны и как педагоги, и как творческие личности: писатели, сценаристы.

 

II. Основная часть:

Изучение литературы по краеведению – кропотливая, требующая большой подготовки работа: поиск нужного материала, общение с педагогами, творческими людьми, запись их воспоминаний, интервью, работа с периодической печатью.

В нашей сельской и в школьной библиотеке можно ознакомиться с литературой по краеведению в специально оформленном разделе «Край, в котором ты живешь», где собраны книги о прошлом, настоящем и будущем нашего края.

А так как я считаю себя патриотом малой родины и увлекаюсь литературой родного края, решила остановиться на учительской династии Брыжинских, выходцев из села Новые-Турдаки.

Немножко из истории. Что же означает династия? Династия в переводе с греческого означает «господство». Я знаю, что первыми династиями считались семьи царей и императоров, где члены семьи сменяли друг друга на престоле по праву наследования.

Сегодня же слово династия имеет и другое, не «монархическое» значение. В современном мире «династией» принято называть людей, происходящих из одной семьи, которые продолжают дела своих родителей, идут по их стопам в профессии. Династии бывают цирковых и театральных артистов, военных, врачей, учителей, строителей, писателей и т. д.

Почему я остановила свое внимание именно на Брыжинских? Потому что меня заинтересовала их деятельность в сфере образования и творчества. Это люди талантливейшие, любящие свой родной край, мордовский народ, посвятившие себя нашему мордовскому народу.

Эта целая династия Брыжинских на сегодняшний день «наработала» более 290 педагогических и научно-педагогических лет. Основу этой династии дал Сергей Григорьевич Брыжинский. До Октябрьской революции он сумел закончить четыре класса церковно-приходской школы. Из четырех детей в семье он был единственным мальчиком, на которого ложилась вся мужская работа. В Гражданскую войну был командиром отделения. Вернувшись с войны, Сергей Григорьевич 10 лет проработал учителем в ликбезе. Он понимал, что такое быть грамотным, поэтому наставлял своих детей учиться. Все четверо – Иван, Раиса, Мария и Василий – окончили педагогический институт. Сын Андрей погиб в годы ВОВ. Ему не было и восемнадцати лет, когда он добровольцем попросился на фронт.

Обе дочери – Мария и Раиса – стали учителями.

Раиса Сергеевна 33 года преподавала географию в средней школе эрзянского села Кирюшкино Бугурусланского района Оренбургской области.

Мария Сергеевна тридцать пять лет учила русскому языку и литературе сначала в Новотурдаковской, а затем в начальных классах Семилейской школы. Здесь она вышла замуж за Илью Васильевича Беззубова. Старший сын Беззубовых, Александр Ильич, пять лет проработал учителем географии в школах Саранска.

Далее эту линию продолжил его сын Иван Сергеевич, родившийся в 1920 году. После окончания педагогического училища успел проработать в своем родном районе в Семилейской школе всего один год. В 1939 его взяли в армию. Это был первый призыв на военную службу сельских учителей. Прошёл суровую школу Великой Отечественной войны. Вернулся домой лишь в 1947 году. Продолжил работать в школе, поступил заочно в Мордовский институт. По окончании работал директором Новотурдаковской школы. Основная проблема, касающаяся школ – проблема тепла, чтобы зимой детишкам было тепло. Учителя и технички летом сами добывали торф, сушили его, а на растопку заготавливали дрова. Приходилось валить лес молодым учительницам и техничкам, учителей - мужиков забрала война.

Любви к родному краю, его культуре, бережному отношению к ней призывал всей своей жизнью и творчеством Иван Сергеевич. Кроме педагогической деятельности, Иван Сергеевич писал стихи, рассказы, повести.

Молодой учитель на своем пути встретил красавицу Фатькину Надежду Андреевну. Непростой была юность этой девушки. До войны один год успела проучиться в педагогическом институте. В декабре 1941 года Надежду отправили на строительство Сурского оборонительного рубежа. Каждый день до 17 часов надо было докладывать, сколько кубометров земли выдолбили-выкопали и сколько человек не выходило на работу и почему. Люди обмораживали и лица, и руки, и ноги. Обувка – лапти и портянки. После возвращения работала учительницей начальных классов в Новотурдаковской школе. В 1947 году вышла замуж за Ивана Брыжинского. В этой школе она проработала 38 лет.

Продолжателем династии Сергея Григорьевича стал также младший сын - Василий - окончил два института. Преподавал в Новотурдаковской школе, по вечерам занимался ликбезом. Занятия по ликвидации безграмотности проходили не в школах, а в домах жителей. Каждый вечер взрослые из разных семей собирались в чьем-то доме и учились писать, читать, считать. За плечами этого человека более 30 лет педагогического стажа. Но Василия Сергеевича всегда тянула сцена, поэтому он поступает в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. Окончив его, он работает режиссером, потом режиссером Мордовского гостелерадио. Он известен как театральный критик, исследователь театральных форм народного театра мордвы, более пятидесяти лет служит культуре, искусству и образованию Мордовии. Он один из тех, кто создавал в Мордовии профессиональное телевидение, национальный телетеатр, поставив в нем спектакли по произведениям К.Абрамова — трилогия «Лес шуметь не перестал», «Люди стали близкими», «Дым над землей», П.Кириллова - «Учительница» и т.д.

Писательский дар передался сыновьям Ивана Сергеевича и Надежды Андреевны, Михаилу Ивановичу и Андрею Ивановичу. Старший сын Андрей окончил филологический факультет МГУ им. Н.П.Огарева. Автор ряда сборников повестей и рассказов: «Сув», «Емаське», «Оймень марто» и др. Занимался исследованием процессов развития мордовской литературы. Простой деревенский парень достиг таких высот, как писатель и литератор. Андрей Иванович награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета МАССР, Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР, Почетной грамотой правления Союза журналистов СССР, Почетной грамотой правления общества «Знание» РСФСР. А.И.Брыжинский - лауреат Государственной премии Республики Мордовия. Его научно-педагогическая деятельность составляет более 30 лет. Жаль, что так рано Андрей Иванович ушел из жизни.

Сын Андрея Ивановича тоже педагог. Александр Андреевич успешно защитил диссертацию, кандидат юридических наук, доцент, преподает в МГУ им. Н.П.Огарева. В 2006 году за научную работу в области юриспруденции удостоен Гранта Президента РФ.

Второй сын Ивана Сергеевича - Михаил Иванович. После окончания филфака МГПИ им. М.Е.Евсевьева М.И.Брыжинский ни на один день не покидал не только родное село Новые Турдаки, что в Кочкуровском районе, но и Новотурдаковскую среднюю школу, которую сам окончил и где более 30 лет преподавал родной и русский язык и литературу. Почетный работник общего образования РСФСР. Он вел большую общественную работу и в школе, селе. Вместе с супругой Надеждой Никифоровной подготовил и выпустил учебник-хрестоматию по литературе для 6-го класса эрзянских школ. И вместе с этим всю жизнь пишет замечательные произведения из истории нашего края, мордовского народа. Это: «Поклонись борозде», «Половт» («Набат»), первая повесть, вышедшая в свет 1983году. В ней раскрывается одна из героических страниц в истории поволжских народов, вставших на пути монголо-татарских орд. «Ради братий твоих» посвящается народной героине, сподвижнице Степана Разина на мордовской земле, Алене Арзамасской.

За свою литературную деятельность удостоен звания лауреата Государственной премии Республики Мордовия. Ученикам Михаила Ивановича может позавидовать любой эрзянин, так же, как и я, ведь он учил их любви к родному языку, родной литературе. Педагогический путь продолжила и дочь Михаила Ивановича и Надежды Никифоровны – Елена.

Еще одна продолжательница этой династии – Нина Ивановна. После окончания филологического факультета работала 2 года в Семилейской школе, в данное время учит русскому языку и литературе московских школьников.

III. Заключение

Каждый представитель династии педагогов, упомянутых в проекте, по-своему уникальный человек, творческий и талантливый учитель. И для них самая лучшая награда – это память и уважение учеников. В наше время наиболее верными и преданными воспитанию подрастающего поколения, школе остаются именно они, продолжатели добрых педагогических традиций.

Как свечка горит у учителя сердце,

А рядом, как птица, трепещет душа,

И каждый здесь может учиться и греться,

И каждому хватит любви и тепла!

Гори, огонек! Несмотря на ненастье,

Кому-то укажешь ты праведный путь,

Кому-то подаришь ты искорку счастья,

Гори! Свет любви невозможно задуть!

Литература

Архив школьного музея «Учителя Кочкуровского района», МБОУ «Кочкуровская Средняя общеобразовательная школа»

В.И. Даль. «Толковый словарь русского языка», издательство «Астрель», 2001

Кочкурово: история и современность: прошлое и настоящее района в ист. очерках, фотодок. воспоминаниях/ автор.-сост.Т.С.Баргова; фото Ш.С.Смакаев. -Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2009. - 424с.

С.И.Ожегов и Н.Ю. Шведова. «Толковый словарь русского языка», Москва, 2001

Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. «Школьный этимологический словарь русского языка», издательство «Дрофа», 1997г.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.