Исследовательская работа "История возникновения кукол на Руси"
ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ
«МЫ ГОРДОСТЬ РОДИНЫ»
Направление работы: Технология и техническое творчество
Тема: История возникновения кукол на Руси
Автор: Захарова Арина Алексеевна, ученица 4б класса
Научный руководитель: Бушкина Марина Юрьевна, учитель начальных классов
Место выполнения работы: МБОУ «СОШ №18», г. Абакан, Республика Хакасия
2020
Введение
Глава 1. Русские тряпичные куклы. Из истории кукол на Руси
Глава 2. Обрядовые русские куклы
Глава 3. Значение процесса изготовления куклы. Экспериментальный проект
Заключение
Список литературы
Введение
Знание народных традиций тесно связанных с декоративно-прикладным искусством играет особую роль в развитии эмоционально-эстетического отношения к национальной культуре, к пониманию культур других народов.
Простые и красивые, часто высокохудожественные, изделия народных умельцев, желание узнать их назначение, учат нас видеть и любить природу и людей, ценить традиции родных мест, уважать труд, передают нам представления народа о красоте, добре и зле.
В этом ряду куклы занимают особое место, они интересны детям всех возрастов. Куклы интересны всем и всегда, они сближают все возрасты и национальности.
Куклы всегда сопровождают человека, начиная с момента его рождения, и не важно, кто появляется на свет - мальчик или девочка. С куклой узнают о цвете, форме, объёме, окружающей действительности, социальных ролях, быте, природе. Игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует развитию творческого начала, готовит ребенка к вхождению в жизнь, является для хозяина его вторым я. С помощью куклы ребёнок запоминает название частей тела и лица, предметов одежды.
На уроках технологии мы изучали особенности традиционных кукол России. Изготовили некоторые из них. Эта тема меня очень заинтересовала, и я решила познакомиться с историей появления кукол и выполнить одну из тряпичных кукол самостоятельно.
Цель работы: изучить историю возникновения кукол на Руси и выяснить значение обрядовых тряпичных кукол для детей.
Задачи:
- познакомиться с историей возникновения кукол на Руси;
- выяснить, какую роль выполняли обрядовые тряпичные куклы на Руси;
- познакомиться с технологией изготовления тряпичных кукол;
- обобщить полученные данные, сделать вывод.
Объект исследования: история куклы на Руси.
Предмет исследования: значение обрядовых тряпичных кукол для детей на Руси.
Методы исследования:
- анализ литературы;
- анализ результатов;
- обобщение выполненной работы;
- изготовление своих кукол.
Глава 1. Русские тряпичные куклы. Из истории кукол на Руси
О происхождении слова «кукла» до сих пор спорят учёные и исследователи. Слово «кукла» в русском языке заимствовано либо от латинского «cuculla», либо произошло от древнеславянского корня «кук».
Простейшая производная от этого корня – слово «кука» может означать и клубок ниток, и кулак, и поворот реки, дороги.
Кукла - первая среди игрушек. Она, известная с глубокой древности, остаётся вечно юной. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Всюду, где селится и живёт человек, кукла - неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка. Кукла не рождается сама. Её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребёнок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.
Кукла на Руси появилась более 1000 лет назад. Самые первые куклы делались из золы, которую брали из очагов и смешивали с водой. Потом скатывали шарик и прикрепляли к нему юбку. Такая кукла называлась «Баба» - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, она дарилась в день свадьбы. Такая кукла была оберегом женщины, дома, очага. При переезде эту куклу обязательно брали с собой. И эта традиция была нормой еще до тридцатых годов прошлого века. Ещё одну очень древнюю куклу женщины делали, когда остригали свои волосы и клали их в небольшой мешочек. Таких кукол помещали рядом с больным человеком, и он быстро выздоравливал. Этими куклами не играли. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы. В большинстве случаев кукла - это образ женщины, богини и поэтому прямую связь с ней имела женщина. Но и мужчины тоже пользовались этими куклами. Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о доме, очаге.
По своему назначению кукла издавна делились на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые. Были и праздничные, нарядные куклы, такие как Пасха, Троица, Параскева Пятница и др.
Куклы - обереги в народной традиции были безликими, что указывало на их неодушевлённость. Они выполняли роль амулетов.
Обрядовые куклы тоже изготовлялись по особым технологиям и были в каждом селе. Эти куклы изображали мифических персонажей сезонных обрядов.
Основой кукол могли служить поленце, кора, картон или кусочек плотной тканой материи. Все это аккуратно сворачивалось, перевязывалось пояском, повязывался платок – и кукла готова. Таких кукол называли свертками или закрутками. Куклами Вербной и Пасхальной закруткой встречали традиционно христианские праздники.
Среди игровых самая популярная – Закрутка. Эту куклу можно увидеть и в поморских краях, и на самом юге России. Девочки-подростки делали таких кукол себе, младшим сестрёнкам, одевали их по своему вкусу. Лицо вышивали или карандашом наводили. обязательно приделывали косу и ленту в неё вплетали, если шили девку, а если бабу, так прическу по настоящему разбирали. Делали это с большим старанием, так как старшие женщины в семье поглядывали, как умело и аккуратно девочка делает одежду для куклы. По мастерству изготовления кукольной одежды судили о готовности девочки к обучению настоящему ремеслу. Если платье получалось красивым, а наряд гармоничным, значит, девочка готова уже серьёзно обучаться шитью взрослой одежды и её можно отдавать в учебу к мастерице.
Сейчас известно 90 видов кукол. Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может поселиться нечистая и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда. Игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по-своему. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимания мира. Отцы и матери, бабушки и дедушки, создавая для своих детей куклы, вкладывали в них свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь?
Эти куклы не носили игровой характер, а были оберегом. Именно оберегами было большинство кукол на Руси. Фигурки, служившие для развлечения детям, делались по тем же технологиям, что и обрядовые куклы. Нередко малышам для игры отдавались выполнившие свою миссию и «потерявшие силу» обереговые фигурки.
Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сёстры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка. Куклу делали с большим старанием. Так как по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки. Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.
Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась еще и символом продолжения рода. Верили, что игрушки приносят хороший урожай, особенно если с ними играют взрослые девушки. Игрушки создают в доме особенную атмосферу. Считалось, что ребенок без игрушки вырастает пустым и жестоким.
Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. В народе замечали: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если же небрежно - беда. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку.
Таким образом, можно сделать вывод, что крестьянские тряпичные куклы делались для разных целей: для игры, как куклы-обереги и для обрядов. При их изготовлении не допускалось использование режущих или колющих инструментов, поэтому нитки и тряпочки для них не резали, а рвали.
Глава 2. Обрядовые русские куклы
Кукла одна из интереснейших страниц в истории культуры. Первые куклы были связаны с обрядами. Кукла покорила все континенты. От Азии, через Европу и Африку, до Америки. Античные писатели описывали большие фигуры богов, которых хитроумным способом приводили в движение и носили в процессиях в Риме и Египте. Из обрядов рождался кукольный театр. В Индии и юго-восточной Азии главной темой кукольных представлений были деяния богов-героев Махабхараты и Рамаяны.
Более поздним проявлением использования кукол в обрядах были христианские представления. Со средних веков и до наших дней они широко распространены в Европе. Куклы принимали участие в торжественных шествиях по случаю христианских праздников. Так у католиков принято устраивать около каждой церкви подобие вифлеемских ясель. Обычно персонажи этого библейского сюжета – куклы в человеческий рост, снабженные механизмами, позволяющими эмитировать движения. Европейская рождественская традиция через Украину и Белоруссию пришла и в Россию, воплотившись в кукольном вертепе. Вертеп – переносной маленький кукольный театр, с двуми сценами расположенными одна под другой. Верхняя сцена – вифлеемские ясли, нижняя – дворец царя Ирода. Устраивали представления на ярмарках для простого люда, позже вертепы перекочевали в дома зажиточных граждан. Представления проходили при свете свечей и сопровождались церковным пением.
Вплоть до начала ХХ века в большинстве крестьянских семей культовые куклы находились в центре целого ряда календарных обрядов. Они исполняли роль посредников между человеком и миром природы, богов, а также предков.
Столбушка – самая древняя кукла - закрутка. Из названия можно понять способ изготовления её основы, а также размер куклы и материал, из которого она сделана. Это и береста, плотно свернутая в трубочку, и скрутка из ткани – плотной или мягкой. Основа – столбик используется при изготовлении самых разных куколок, которых делали и сами малыши.
Столбушек в доме могло быть до сотни. Но кукол по дому не разбрасывали – их аккуратно хранили в сундуках. Украсить закрутку можно разными способами: заплести косу, ярко нарядить, вышить передник, придумать необычный головной убор. Настроение куколки может меняться в зависимости от игры, придуманной малышом.
А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу Зерновушку или Крупеничку. Делали ее после сбора урожая. В основе куклы - мешочек с разными зёрнами, собранными с поля. Также эту куклу женщина делала для того, чтобы у неё были детки. Зимой Зерновушку давали играть детям. Зерно наполнялось детской энергией, добром, а весной его смешивали с зерном для посева, чтобы урожай был богаче.
Кукла Купавка - это обрядовая кукла одного дня. "Купавка" олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды – такое значение придавалось очистительной силе воды. Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала. Порядок изготовления "Купавки" очень прост. Две палочки разной длины связывают крест – накрест. На верхней части креста укрепляют голову из светлой ткани, набитой ветошью, этой же тканью обтягивают руки куклы. Фиксируют ткань на шее, руках и поясе куклы. Привязывают лямки сарафана из яркой ткани. Надевают на куклу юбку, платок, повязывают пояс, а на руки привязывают тесёмки из ткани. Так как эта кукла летняя, её принято украшать травой, живыми цветами, зелёными веточками.
С Колядой проходили все рождественские колядки. Эта кукла - символ солнца и добрых отношений в семье. Она представляла собой дородную женщину, одетую во всё новое и нарядное. От её имени колядующие желали счастья и благополучия. Пели радостные, прославляющие хозяев песни. В некоторых местностях колядки заканчивались возле костра с пожеланиями блага себе и близким и сжиганием Коляды. С её приходом в доме поселится счастье, мир и согласие. Кукла Коляда изготавливается из спила дерева. В мешочках, подвешенных к поясу, находятся хлеб и соль. За пояс заткнут веник, которым Коляда отгоняет нечистую силу.
Обрядовую куклу Масленица делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево – тонкий ствол берёзы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. Её закрепляли на крестовине из дерева. Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки её ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесёмки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.
Обереговые русские куклы
Обереговая кукла – древний, загадочный и таинственный символ славян. В стародавние времена кукла была не просто игрушкой, а оберегом и неотъемлемым атрибутом различных обрядов. Возраст самой древней куклы, найденной учёными на раскопках захоронений в Чехии, составляет 40 тысяч лет.
Обереговые куклы защищают дом, детей от тёмных сил, ссор, болезней, сглаза. Кукол тщательно берегут. Им отводят специальное место в доме, ставят в красный угол, прячут в сундук, кладут в приданное. Каждая кукла имеет свое обережное значение и связана с главными значимыми вещами и событиями в жизни русского человека – с Родом, Семьей, Домом, Счастьем, Здоровьем, Достатком.
Изготовление фигурок, призванных оградить людей от злых сил, уходит корнями во времена язычества и не одобрялось Православием. Между тем данный тип кукол являлся массовым. Большинство из них целиком изготовлялось из материи: ткань при изготовлении таких кукол не протыкали иголкой, не резали, а рвали.
Самая древняя обережная кукла наших предков - Око Бога, или Божье Око. Крестообразная композиция выражает идею распространения сил добра или охраняющих сил на все четыре стороны света. "Божье око" помещают над входной дверью в дом, комнату, над кроватью ребенка, в место, которое хорошо видно входящему человеку. Яркий и неожиданный образ оберега притягивает внимание входящего, который забывает о недобром намерении по отношению к владельцам дома.
Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит Куватка, то она отгоняет эту злую силу. За две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу – оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. Во-первых, в наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение, и узор должен был в лице куклы, оберегать ребенка. Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца.
Берегиня - это символ женского начала. По народным поверьям, которые уходят своими корнями в языческие времена Древней Руси, этот оберег наделяется своей силой в случае соблюдения определённых условий при его изготовлении. Берегиню нельзя колоть иглой (сшивая лоскуты между собой), нельзя рисовать лицо. Если оберег предназначен для маленького ребёнка, то ткань не режется ножницами, а рвётся руками. Уникальность изготовления Берегини заключается в том, что лоскуты, из которых она состоит, соединяются между собой с помощью узелков и нитей.
Таким образом, куклам приписывались различные сверхъестественные свойства. Например, некоторые из них защищали людей от болезней, злых сил, неурожая и прочих несчастий. Такие куклы передавались в рамках семьи из поколения в поколение. Все технологии изготовления обрядово – обережных народных кукол просты и не требуют особенных усилий.
Глава 3. Значение процесса изготовления куклы. Экспериментальный проект
В древности при изготовлении куколок ни в коем случае не допускалось присутствие мужских энергий в комнате, где происходило таинство, а если и были маленькие мальчики, то они должны были быть заняты своими делами, им ни в коем случае не позволялось быть рядом и смотреть на процесс изготовления. Собирались девушки, женщины, садились за стол и работали, напевая и разговаривая о своём, о девичьем. Самым важным при изготовлении куколок была не сама техника, а именно образы, которые вкладывались в этот процесс. Например, пальчиками крутит аккуратную голову куколке мастерица, а про себя приговаривает: «Светлая голова, чистая, добром наполненная, любовью». Делает кукле грудь и вкладывает в неё образы счастливого материнства, достатка в семье, доброты владелицы. Поэтому такие куклы могли делать только тем, кого мастерица любила и кому от души добра хотела – себе, мужу, дочери, сыну, сестре и так далее. А если уже делала берегиню кому - то – чужому, то справа должна была проникнуть образом будущего владельца, пожелать ему или ей добра и всех благ, а потом уже приступать к работе. Если в процессе работы над куколкой что-то не ладилось – вдруг нитка не там оборвётся, или никак ровно не получается расправить какую – нибудь складку - говорили «Несчастье на куколку придёт, а меня обойдёт».
Кукол наряжали в платья. Оказывается, шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. Во-первых, в наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение, и узор должен был в лице куклы, оберегать ребенка. Слово «узор» обозначало «призор», т.е. «присмотр».
Поэтому, на кукольном платье, как и на костюме взрослого человека, вышивали круги, кресты, розетки – знаки солнца; женские фигурки - символы плодородия; волнообразные линии – знаки воды; горизонтальные линии – знаки земли; ромбики с точками внутри - символ засеянного поля; вертикальные линии - знаки дерева, вечно живой природы.
Таким образом, дети с малолетства постигали значение и цвета, и узора. В процессе работы над созданием куклы, у девочек развивается моторика пальцев, закрепляются навыки работы с ножницами, иглой, швейной машиной. В практической работе дети учатся употреблять в дело любые имеющиеся под рукой лоскуты; гармонично сочетать их по цвету, следить за правилами экономии материала; в работе применять прямые и косые кусочки ткани, извлекая красоту из обычных, казалось бы, бросовых обрезков, кромок, кусочков пряжи. Изготовление кукол доставляет детям радость и увлекает. Детская наивность, отсутствие натурализма с одной стороны и богатая детская фантазия, нестандартность мышления с другой, дают возможность создавать замечательные кукольные образы.
Экспериментальный проект. Кукла-закрутка
На уроках технологии мы изучали особенности традиционных кукол России. Изготовили некоторые из них. Эта тема меня очень заинтересовала, и я решила познакомиться с историей появления кукол и выполнить одну из тряпичных кукол самостоятельно.
Задание: выполнить традиционную тряпичную куклу-закрутку.
Материалы, инструменты и оборудование: пять квадратных лоскутов размером 20х20 см: три – из белой ткани и два – из набивной ткани яркой расцветки, нитки для перетяжки, обрезки ткани.
Порядок выполнения работ: 1. Первый белый квадрат посередине слегка продавить указательным пальцем и в образовавшееся место вложить комок из мелких обрезков ткани или ваты. Затянуть голову куклы по линии шеи ниткой, используя приём «три закрутки, три узла» (рис.1). Можно надеть на голову куклы лоскут-платок, перевязав его крест-накрест.
2. Второй квадрат белой ткани сложить по диагонали (рис.2, а), затем подвернуть ещё раз (рис.2, б) и ещё раз (рис.2, в). Перетянуть ниткой по линии запястья, используя приём «три закрутки, три узла» (рис.2, г). Вторую руку сделать аналогично из последнего квадрата белой ткани.
3. Приложить руки к туловищу, перетянуть ниткой по линии талии приёмом «три закрутки, три узла», соблюдая пропорции фигуры (рис.3).
4. Из каждого квадрата набивной ткани сделать детали груди: ткань посередине продавить пальцем, скатать и вложить комок из обрезков и перетянуть ниткой, используя приём «три закрутки, три узла» (рис.4).
5. Наложить детали груди на деталь туловища, привязать ниткой, используя приём «три закрутки, три узла» (рис.5).
Самоконтроль: проверить прочность и аккуратность узлов.
Изготовление народной тряпичной куклы – очень интересный, добрый и веселый вид традиционного народного ремесла. У каждой куклы свой национальный характер. В ней отражается человеческая история. Тряпичная кукла не требует особых затрат и дает огромные возможности для фантазии и творчества. Она воспитывает в человеке доброту, любовь и сострадание, учит понимать чувства другого человека, его внутренний мир. Такую народную куклу не купишь в магазине. Нигде так не оживает старый лоскуток как в кукле, сделанной своими руками. Родители легко могут изготовить народную игрушку вместе со своими малышами, а дети постарше вполне справятся с ней сами. Я думаю, что в настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить здоровье и воспитать искренние чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважение к родной культуре и своей земле.
Заключение
Знание народных традиций тесно связанных с декоративно-прикладным искусством играет особую роль в развитии эмоционально-эстетического отношения к национальной культуре, к пониманию культур других народов.
Простые и красивые, часто высокохудожественные, изделия народных умельцев, желание узнать их назначение, учат нас видеть и любить природу и людей, ценить традиции родных мест, уважать труд, передают нам представления народа о красоте, добре и зле.
В этом ряду куклы занимают особое место, они интересны детям всех возрастов. Куклы интересны всем и всегда, они сближают все возрасты и национальности.
На уроках технологии мы изучали особенности традиционных кукол России. Изготовили некоторые из них. Эта тема меня очень заинтересовала, и я выполнила одну из тряпичных кукол самостоятельно.
На мой взгляд, кукла у меня получилась красивая, аккуратная, оригинальная. Она внесла в мою комнату и жизнь частичку радости, тепла и уюта.
Используемая литература
Берстенёва Е.В. Кукольный сундучок. - Москва: Белый город, 2010.
Ботова С.И. Рукотворная краса земли Белгородской: учебно-метод. пособие /С.И. Ботова,
Т.А. Приставкина, А.В. Рябчиков. – Белгород, 2000.
Долгова В. Славянские куклы-обереги. - Москва: Феникс, 2016.
Зотова И.П. Белгородский народный костюм / И. П. Зотова. – Белгород: Истоки, 2005.
Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: «Паритет», 2008.
Лаврова С. Русские игрушки, игры и забавы. – М.: «Белый город», 2007.
Лебедева Т.В. Авторская кукла. - Ростов-на-Дону: Владис, 2013.
Соловьева Л.Н. Игрушка. - Москва: Интербук-бизнес, 2002.
Бушкина Марина Юрьевна