Исследовательская работа "Культура, обычаи и традиции крещеных татар"
БОУ «Средняя общеобразовательная школа п.Мариец»
Культура, обычаи и традиции крещеных татар
Работу выполнила ученица 8 класса
Иванова Кристина
Руководитель: Набиева Илнура
Мансуровна
учитель истории
Содержание :
Введение
Основная часть
- Характеристика
2. Традиции и фольклор кряшен
3. Язык кряшен
4. Религии крещеных татар
5.Кухня кряшен 6.Быт кряшен 7.Обычаи и традиции кряшен
Заключение
Список источников
Введение
У каждого человека есть свои корни, что дают ему жизнь. Они уходят глубоко в родную землю. Я решила взять для исследования тему «Культура, обычаи и традиции крещеных татар», потому что только поняв и осознав всю глубину единого культурного наследия, переданного нам нашими мудрыми предками, мы можем уверенно шагать в светлое будущее продолжая дело наших отцов, дедов и прадедов.
Цель проекта: систематизация знаний о культуре и традициях крещеных татар.
Задачи проекта:
- найти и систематизировать необходимую информацию по теме;
-побеседовать со старожилами деревни Малые Нослы и собрать материал о культуре и традициях крещеных татар в нашей местности;
-подробнее узнать у работников Дружинского Дома татарской культуры, в том числе у моей мамы, какие мероприятия, связанные с культурой крещеных татар, проводятся в нашем клубе;
-поработать с архивом Дружинского ДК;
- подготовить презентацию.
Основная часть
1.Характеристика крещеных татар
Деревня, в которой живут мои дедушка и бабушка, называется Малые Нослы. Малые Нослы - обыкновенная деревня, каких много. Она расположена на территории Марийского сельского поселения, основана в 1930 году. В этой деревне на данный момент всего 8 домов, в которых проживают 26 человек. Все жители деревни исповедуют христианскую веру кряшен.
Кряшены- это этноконфессиональная группа, входящая в состав татар уральского, волжского регионов. Другое название - крещеные татары, татарлар. Народность начала формироваться в 16-17 веках в процессе христианизации татар Поволжья. В республике Марий Эл живет очень малая часть нации кряшен в Мари Турекском районе в деревне Малые-Нослы.
Народ кряшены с давних пор проживает на территории Татарстана и сбивает с толку этнографов. Ученые до сих пор не пришли к единому мнению, кто же они такие: кряшен относят и к тюркским народам, и к финно-угорским, и к субэтнической группе татар, которые приняли православие.
Сами кряшены всегда считали себя отдельным народом. У них свои традиции, свой язык, который отличается от татарского. Они исповедуют христианство.
Всероссийская перепись, проведенная в 2010 году, указала, что на территории Российской Федерации проживает 34 822 кряшена, включая нагайбаков — 45 422.
Есть разные версии происхождения кряшен. По одной из версий кряшены происходят от казанских татар, принявших православие в 16—18 веках. По другой версии, согласно которой кряшены, по крайней мере, частично, представляют собой потомков христианского населения, обитавшего в Среднем Поволжье уже в булгарский период, то есть до XIV века. Кряшены говорят на татарском и русском языках. Верующие кряшены исповедуют православие. Большинство кряшен носит русские имена и фамилии.
У кряшен имеются любимые обряды и праздники, в том числе и сохранившиеся с давних времен: свадебный обряд; обряды, связанные с рождением ребенка; обряды и праздники, связанные с сезонными изменениями в природе: нардуган, качману (крещение), май чабу (масленица), олы кон (пасха), симек тройсын (Семик и Троица), покрау (покров), питрау (Петров день).
2. Традиции и фольклор кряшен.
Кряшены сохранили дохристианские традиции, которые у них прекрасно уживаются с православием.
Перед «Питрау» (Петровым днём) они варят жертвенную кашу «корман», а также вяжут веники из целебных трав, а потом всей деревней собираются возле реки и читают молитвы, чтобы был хороший урожай. По их поверьям, в этот день всегда идёт дождь.
Накануне «Качману» (Крещения) кряшены празднуют Нардуган, посвящённый культу солнца. В этот день они гадают, поют обрядовые песни, ходят по деревне ряжеными. Девушки и старухи перед Крещением также собирали снег со стогов, так как он считался чудодейственным косметическим средством и якобы отбеливал кожу.
На «Раштуа» (Рождество) кряшены наводят в домах порядок, садятся за стол с чистой скатертью и молча едят, а потом заставляют детей залезать под стол и цыкать, чтобы в доме было больше куриц. Накануне Рождества кряшены также воруют у соседей сани, впрягают в них своих лошадей и катаются, а назавтра возвращают кражу.
На Масленицу («Май бяйряме») кряшены катались с горок, на второй день Пасхи совершали обряды, характерные для Сабантуя, в том числе устраивали состязания («сурян»).
Кряшенский праздник «Семик Тройсын» («Семик и Троица») объединяет два: Семик – это восточнославянский праздник поминовения усопших, который отмечали за три дня до Троицы. На Семик кряшены обвязывали красными лентами две молодые берёзы и клали под ними яйца, чтобы обеспечить в этом году хороший урожай. А в Троицу срубали эти берёзы и носили по всей деревне, чтобы каждый житель мог привязать к ним нитки с пожеланиями, после чего бросали деревья в реку, чтобы вызвать дождь.
На поминки кряшены всегда приносят подушку, которая символизирует душу умершего. Старики сперва несут эту подушку на кладбище и читают над ней молитвы, а потом приносят в дом, кладут на стул и ставят перед ней еду. В завершение церемонии подушку встряхивают, чтобы душа покойного отлетела.
На кряшенскую свадьбу каждый гость должен принести какое-нибудь угощение. Дом жениха к свадьбе украшает невеста: она стелет на столы скатерти и вешает на окна занавески, сотканные и вышитые собственными руками.
К сожалению, в современном мире многие кряшенские обычаи утрачиваются, но они сумели сохранить даже такой феномен культуры, как христианский шамаиль. Это особый вид изобразительного религиозного искусства – выполненные тушью, напечатанные или написанные масляными красками на стене картины, которые размещают над дверными проёмами в домах или в храмах.
У кряшен также сохранились старинные обрядовые напевы к различным праздникам. Их календарные песни обычно многоголосные. От Троицы до Петрова дня кряшены водили хороводы с песнями. Свадебные, гостевые и застольные песни кряшен обычно протяжные, лирические и во многом схожи с напевами удмуртов, мари и чувашей.
3.Язык кряшен.
Интересно, что кряшенские говоры отличаются от литературного татарского языка тем, что кряшены сохранили в своём языке архаичные старотатарские языковые черты. Ведь они веками жили в отчуждении от татар и мало контактировали с мусульманскими соседями.
Всего известно четыре говора кряшен: молькеевских кряшен, заказанских кряшен, чистопольских кряшен и кряшен Нижнего Прикамья. Все они включают некоторое количество фарсизмов и арабизмов.
Оригинальный, но неофициальный алфавит для кряшен в 1974 году создал кряшенский просветитель Николай Ильминский, который также перевёл на кряшенский язык много церковных книг. В этом алфавите было на четыре буквы больше, чем в русском. В 1930 году советская власть заменила этот алфавит на тюркский «яналиф», но в 90-е годы кряшенский алфавит Ильминского снова стал популярен, на нём и сейчас издаются богослужебные книги.
4.Религия кряшен
Предки многих кряшен успели принять ислам ещё до того, как были обращены в христианство, поэтому они сохранили некоторые исламские традиции вдобавок к языческим религиозным воззрениям.
После христианизации кряшены долгое время не имели собственных священников и богослужебных книг на родном языке и оттого их вера приобрела причудливые черты. Они до сих пор делают жервоприношения духам и нередко обращаются за советом к муллам.
Сближаться с другими православными христианами они начали только благодаря Николаю Ильминскому, который стал родоначальником кряшенской интеллигенции.
При обращении к богу кряшены используют слово «алла» («аллах»). И именно это слово для обозначения бога использовал в переводах священных христианских книг на язык кряшенов Николай Ильминский.
Впрочем у кряшен сохранилось и другое название бога – «Тэнгре бабай», поскольку, как и все тюрки, они когда-то обожествляли небо – Тенгри. Из-за этого Николай Ильминский долго не мог решить, какое же из двух слов («тэнгре бабай» или «алла») использовать в переводе Библии для кряшен, но в конце концов выбрал слово «алла», так как оно употребляется чаще.
В настоящее время службы на церковнокряшенском языке ведутся в десяти храмах Татарстана. А всего в России – в сорока храмах.
- Кухня кряшен.
Главное кряшенское блюдо – это вареники с творогом, луком и яйцом. Кряшены также традиционно готовят студень («койка»), а на первое – бульон с кусочками теста. Кроме того они употребляют в пищу кровь животных.
Самое популярное национальное блюдо- бялеш. С бялешом мы ходим в дом, в котором появился новорожденный ребенок, с бялешом справляем торжественные застолья. Его все едят с огромным удовольствием. Бялеш печем с рисом и изюмом.
В каждом доме пекут национальное блюдо кряшен – Тэбэ – пирог из множества яиц. В посуду кладут яйца, молоко, муку, дрожжи, дают тесту подняться, потом кладут на сковороду и дают подняться еще 1–2 часа, пекут в духовке и поливают маслом.
Из первых блюд распространен бульон с кусочками теста. Основными напитками являются чай, смесь катыка с водой (эйран).
В кухне кряшен важную роль играют грибы, из грибов пекут пироги и солят.
Основные напитки: чай, смесь «катыка» (это специально приготовленное кислое молоко) с водой («эйран»), пиво («сыра»), квас, самогон («кумышка»), разнообразные напитки из меда, в том числе алкогольные.
6.Быт кряшен.
Кряшены исторически занимались животноводством и пашенным земледелием. Они также выращивали лён и коноплю, чтобы изготавливать себе одежду и ткани.
Традиционные жилища кряшен представляют из себя дома северной-среднерусской планировки в один или два этажа с сенями («ой алды») и трёхкамерной избой («ой»).
У входа ставилась печь, в красном углу («кояш почмак») размещались иконы и священные книги. Самое почётное место («тур») располагалось у передней стены, спали кряшены на нарах («сэке»).
Кряшенские избы отличают лавка, которую делали вдоль боковой стены и полати над дверью. Наличники, ворота и углы дома кряшены украшали резьбой с зооморфными и геометрическими мотивами.
Национальный женский костюм кряшен очень похож на удмуртский. Это длинное красное платье, фартук и головной убор, по которому можно прочесть статус женщины. В частности, девушки носили головной убор из хлопка («ак калфак») разноцветный или белый (по праздникам). Замужние женщины повязывали платок поверх специального головного убора, который называется «суряке».
Перед свадьбой невесте надевали на голову белый «калфак», а во время обряда накидывали на голову покрывало с вышитым оберегом. Этот оберег она должна была носить следующие девять месяцев, чтобы он защищал её брак и будущего ребёнка от сглаза, а уже потом могла начинать носить «суряке», как все замужние женщины.
Женщины постарше повязывали на голову тюрбан, елабужские кряшенки носили на голове повязку с монетами.
Кряшенские женщины вообще носили много украшений из монет: перевязь через плечо («девет»), браслеты, накосники, ожерелья («челбыры»).
Кряшенские мужчины традиционно носили подвязанную узорчатым поясом из шерсти рубаху-косоворотку, а также в холодное время года войлочные шляпы серого цвета, а летом фуражку.
На ногах кряшены носили суконные чулки и лапти, реже онучи, позже переняли у русских сапоги и туфли. Зимой кряшены надевали поверх одежды тулупы и шубы.
- Обычаи и традиции кряшен
Мы, кряшены, остаёмся верными своим обычаям и традициям, особенно религиозным. К нашим празднествам присоединяются и живущие из близлежащих деревень татары. В деревне отмечаем как татарские, так и кряшенские праздники, чтим традиции обоих народов.
Икона - это святыня для кряшен! В каждом доме есть иконы, освещенные иконы дарятся при первом строении дома, ставятся они « тэре почмагы» и хранятся навсегда в этом доме, передаются из поколения по наследству, никогда из дома зря не выносят.
У нас имеются любимые праздники, такие как "Нардуган". Празднуется до православного Крещения и похож на русские святки. В этот день мы ходим ряжеными, гадаем и поем обрядовые песни. 19 января отмечаем Крещенский Сочельник- «Качману», в этот день купаемся в проруби, берем святую воду в храме. Чтим Духов день, День воды, День леса.
Особое место «Праздника праздников» занимает Пасха - «Май чабу». В этот день дети ходят по домам, собирают крашеные пасхальные яйца. В каждом доме их готовят заранее, красят даже по сто яиц. После того, как обходят дома, поднимаются в гору и катают яйца. За три дня до Пасхи, в среду бывает день кражи ворот. Раньше снимали ворота дома, в котором жила девушка, и переносили к воротам парня. Так становилось известно, кто с кем встречается. А теперь могут перенести хоть куда. Утром хозяева находят их. Чтобы не допустить кражи, некоторые стерегут всю ночь, некоторые хорошенько укрепляют. Один хитрец в нашей деревне установил звонок, как только кто-то прикоснется к воротам, дома он тут же звенит.
Петров день - Праздник Питрау это интересное и самобытное мероприятие, имеющее христианскую основу - день святых Петра и Павла. Этот праздник организуется работниками Дружинского дома татарской культуры совместно с жителями деревни. На праздник собираются земляки. Удивительный и немножко загадочный этот праздник: в нем причудливо соединились традиции разных народов. Есть у него что-то и от Сабантуя: национальная борьба куряш, множество конкурсов вроде разбивания горшка или влезания на столб. Со славянским народным праздником его роднят прыжки через костер.
В Марийском поселении Дружинский дом татарской культуры ведет активную работу по восстановлению, изучению культурного наследия крещеных татар. Говоря о ценностях крященской культуры, я в первую очередь представляю народное творчество. С 2016 года при Дружинском ДТК работает вокальный ансамбль «Тулган АЙ». В репертуаре коллектива народные и современные песни крещенных татар, а также обряды: «Нардуган», «Питрау»,«Аулак ой». Также в репертуар коллектива включены местные песни и танцевальные мелодии, поговорки, обряды и традиции издавна бытующих в близлежащих деревнях и селах. Все неравнодушные к своей культуре жители являются участниками ансамбля.
Кряшены являются одним из ярких представителей многонационального народа Татарстана. Они живут в согласии и дружбе с татарами-мусульманами, русскими, чувашами. Они - очень трудолюбивый и доброжелательный народ.
Заключение
Как показало исследование, история кряшен изучалась многими учёными. Много научных трудов было написано. Но однозначного ответа о происхождении кряшен нет. Кто-то уверен в своём понимании, что кряшены - это крещёные татары - мусульмане. А кто-то считает, что кряшены – это народность, имеющая свою идентичность, право на самоопределении. И сегодня они имеют самобытную культуру, свои традиции, обряды, которые сохранились до наших дней и бережно охраняются. И не только охраняются, а передаются молодому поколению путём участия в различных праздниках и мероприятиях. Тем самым прививая любовь к своей культуре, народу, её обычаям и традициям.
В нашем демократическом мире каждый народ имеет право на своё существование, развитие и на самоопределение.
Мы, кряшены ,сохранили свои традиции, своеобразную одежду, ритуалы. Мы гордимся своей национальной культурой, её достижениями, особенностями и уникальностью.
Народные традиции - это завещанное нашими предками национальное богатство. Культурные и нравственные ценности, нормы и образцы поведения, языки, национальные традиции и обычаи, фольклор, художественные промыслы и ремёсла, произведения культуры и искусства - всё это имеет большое значение в формировании нашего сознания.
Каждый человек должен знать и чтить традиции своего народа. Это часть нашей общей культуры, это уважение и любовь к родной истории.
Список источников
- Архив Дружинского Дома татарской культуры
- Интернет-ресурсы
Легоцкая Вера Сергеевна