Проектно-исследовательская работа «История Нижегородских татар»
XIV межрегиональные юношеские научно-исследовательские чтения
имени Каюма Насыйри
Краеведение
История Нижегородских татар
Автор: Кутерова Айгуль Маратовна
ученица 11 класса
МБОУ "Татаромаклаковская СШ"
Спасский район, Нижегородская область
Руководитель: Кутерова Галия Юнисовна
учитель татарского языка и литературы
МБОУ "Татаромаклаковская СШ"
Спасский район, Нижегородская область
Татарское Маклаково 2016 г.
Содержание.
1. Введение ..............................................................................3-4 стр.
2. История татар-мишарей ....................................................5-10 стр.
3. Новейшая история (с 1917 г.)............................................11-12 стр.
4. Заключение ……………………………………………....14 стр.
5. Литература …..........................................................................14стр.
ВВЕДЕНИЕ
Российская Федерация — многонациональная страна, здесь насчитывается более 160 наций и народностей. Практически все регионы в ее составе, в том числе и Нижегородская область являются полиэтничными. Поэтому изучение этнической истории народов России приобретает в современных условиях актуальное значение.
Нижегородская область расположена в центре России - Волго-Вятском экономическом районе, граничит с республиками: Мордовия (на юге), Чувашия и Марий Эл (на востоке), областями: Кировская, Костромская (на севере), Ивановская, Владимирская и Рязанская (на западе).
Площадь - 74,8 тысяч кв. км.
Центр области - город Нижний Новгород - расположен на месте слияния двух крупнейших рек Центральной России - Волги и Оки.
Крупными городами области являются Арзамас, Дзержинск, Павлово, Кстово, Выкса, Саров (Арзамас-16) и др Основные отрасли промышленности — машиностроение, химия, передельная чёрная металлургия, лесная, целлюлозно-бумажная, лёгкая, пищевая.
Национальный состав
Национальность |
Численность |
|||||||
2 553 230 |
3 619 463 |
3 381 991 |
3 477 331 |
3 513 494 |
3 522 148 |
3 346 398 |
3 109 661 |
|
79 897 |
88 241 |
66 996 |
71 794 |
68 632 |
58 603 |
50 609 |
44 103 |
|
84 920 |
83 095 |
63 861 |
51 628 |
45 028 |
36 709 |
25 022 |
19 138 |
|
2 537 |
28 187 |
29 314 |
29 807 |
29 112 |
33 344 |
24 241 |
17 657 |
|
93 |
1 201 |
1 086 |
880 |
1 111 |
1 822 |
10 786 |
13 294 |
|
1 176 |
4 895 |
4 282 |
6 015 |
7 517 |
12 206 |
11 364 |
9 765 |
|
н.д. |
241 |
662 |
469 |
1 053 |
3 153 |
8 309 |
8 494 |
|
3 935 |
5 807 |
5 177 |
8 793 |
8 027 |
7 942 |
7 757 |
6 415 |
|
1 316 |
6 264 |
7 519 |
7 776 |
8 441 |
9 265 |
6 833 |
4 673 |
|
679 |
839 |
1 165 |
2 351 |
3 819 |
4 316 |
4 373 |
4 469 |
|
н.д. |
н.д. |
н.д. |
н.д. |
н.д. |
н.д. |
3 076 |
3 781 |
|
10 679 |
17 530 |
18 274 |
16 838 |
15 110 |
12 198 |
5 312 |
3 769 |
|
2 |
198 |
761 |
522 |
523 |
1 667 |
1 103 |
3 504 |
|
н.д. |
36 |
179 |
170 |
199 |
528 |
963 |
2 145 |
|
7 |
176 |
1 993 |
1 207 |
1 481 |
2 429 |
1 812 |
1 894 |
|
29 |
539 |
744 |
449 |
597 |
1 238 |
2 183 |
1 792 |
|
600 |
4 758 |
682 |
611 |
671 |
924 |
1 574 |
1 248 |
|
Др. национальн. |
2 562 |
5 667 |
4 905 |
4 792 |
5 811 |
9 796 |
12 160 |
54 195 |
Всё население |
2 743 344 |
3 869 887 |
3 590 813 |
3 682 484 |
3 711 617 |
3 719 614 |
3 524 028 |
3 310 597 |
Актуальность темы. В нашей многонациональной области дружной семьей живут русские, мордва, чуваши, татары и многие другие народы. Татарские села Нижегородской области отпраздновали свой 400-летний юбилей. И мне стало интересно узнать историю откуда появились татары в этих краях, как образовались татарские села. Таким образом, тема " История Нижегородских татар" представляет большой научный, познавательный интерес.
Цель работы: исследовать миграцию татар и историю образования татарских сел на территории Нижегородской области.
Задачи, которые я буду решать в ходе исследования:
формировать опыт исследовательской деятельности;
находить полезную информацию;
научиться работать с дополнительной литературой;
учиться анализировать и делать выводы.
Методы исследования: поисковый, исследовательский
Объект исследования: краеведение
Предмет исследования: история происхождения татар-мишар в Нижегородской области.
Гипотеза. Если каждый человек с детских лет будет интересоваться и знать историю своего народа, села, своего края, то он будет передавать эту информацию из поколения в поколение, что привьет интерес к истории своей малой Родины и любовь к ней.
История Татар-Мишарей
Татары (сергачские мишари) компактно проживают на юго-востоке области. Они проживают в основном в Нижнем Новгороде, Дзержинске и компактно в Краснооктябрьском, Пильнинском, Сергачском, Княгининском и Спасском районах. 34 населённых пунктов с преобладанием татарского населения. Выходцы из этой местности представляют весьма значительную часть (больше 40%) современного татарского населения Москвы (и Московской области); также они образуют небольшие, но довольно активные и самобытные общины в Санкт-Петербурге (и Ленинградской области), Таллинне и в Финляндии, куда эмигрировали в основном в начале 20 века.
В основе разговорного языка мишар лежит западный (мишарский) диалект татарского языка (сыгравший значительную роль в формировании национального литературного языка). Характерной особенностью нижегородских мишар является цокающий говор. Эта группа татар начала формироваться в районе Кадома (совр. Мордовия), в 14-15 вв. заселив нынешний ареал обитания - юг Нижегородчины.
Единой общепризнанной точки зрения на происхождение мишарей вообще и нижегородских в частности на сегодня нет; наиболее распространенная гласит о том, что в основу этого этноса легли тюркские (буртасы, булгары, кипчаки и др.) и угро-финнские (мещера, эрзя, мокша и др.) племена. Этнонимы "буртас" ("буртасы") и "можар" ("мижер") применялись по отношению к татарам-мишарям вплоть до 17 века. После присоединения к Золотой Орде в районы проживания потомков буртасов проникли многочисленные кипчакско-ногайские группы. В 14 в. разные этнические группы входили в состав Наровчатского княжества с центром в г. Мукшы (совр. Наровчат Пензенской области), в этот период и позже активизируется употребление этнонима "можар" - "мещера". Становление Касимовского ханства также оказало большое влияние на развитие мишарей.
Легенда, распространенная среди самих нижегородских мишар, гласит о "семи дедах" - "eaa aaaae", которые ушли из Булгара во время нашествия монгол, поселившись с женами на пустом месте ("буш урынга"), от которых и пошел весь мишарский род. Их вспоминают во время ритуальных молитв после чтения Корана, обращаясь к Аллаху с просьбой донести эти молитвы до их душ.
В 13 веке, когда возник Нижний Новгород, территория вокруг современных Арзамаса, Лукоянова, Сергача была заселена редкими мордовскими племенами; с 14 века начинается проникновение сюда кочевых тюркских племен. Татары-мишари складываются как обособленная группа в конце 14 - начале 15 веков. В сочинении конца 14 в. "Аноним Искандера", между землею Укек на Волге (совр. Саратовская область) и Булгаром отмечается земля "Маджар". В то же время упоминается о том, что "мачяры" дают дань (ясак) касимовскому царевичю. Известны этнонимы "мещера", "можары", "мачяр", "месчора" и др. (Вспомним в связи с этим, что самоназвание венгров - одного из угорских народов - "мадьяр" (magyar)).
Татары-мишари приняли ислам относительно рано – в конце XIII века. Некто Бахмет Усейнов приехал из Большой орды в Мещеру, на территории берегов Оки, Рязанского и Московского княжеств, и стал распространять ислам. Будучи в основном твердыми и убежденными мусульманами, мишари стали разграничительным этносом между православным (Русь) и мусульманским (Казань) мирами. Кстати говоря, момент "исламизации" мишарей практически не изучен: хотя степняки (кипчаки) исповедовали Ислам с 11-12 веков, все-таки религиозные убеждения и знания кочевников довольно поверхностны и слабы; в случае же с нижегородскими мишарями мы, наоборот, видим высокую степень религиозности и высокий уровень исламских знаний. Здесь, безусловно, чувствуется преемственность исламской культуры от высокоразвитого земледельческого населения Волжской Булгарии - государства на территории современного Татарстана, официально принявшего Ислам в 922 г. от делегации аббасидского халифа аль-Муктадира. Существование этнического компонента мишарей, восходящего к дозолотоордынскому периоду, несомненно; обычно этот компонент связывают с буртасами, подвергшимися сильному влиянию булгар. Однако этнические истоки самих буртасов остаются неясными - возможно, они были тюрко-угорского или угорского происхождения. Распространение же Ислама собственно на территории Мещеры связывают с именем родоначальника мещерских князей Гусейна Ширинского и его сына Бахмета (??), пришедших из Большой Орды в 1298 г. и завоевавших Мещеру.
На территории Нижегородчины сложилось несколько этнографических групп татар. Некоторые из них позднее ассимилировались. Среди них - мугреевские татары, в р-не с.Мугреево на северо-западе от НН (совр. пос.Мугреевский на юго-востоке Ивановской области). Также приходилось видеть упоминание об "остатках татарского населения Дальнеконстантиновского р-на" (В.Садур; подтверждается наличием на этнографической карте 1960-х гг. соответствующего обозначения - примерно в 30 км к С-З от Д.Константинова, в р-не дер. Оранки, на берегу реки). В работе Снежневского 1894 упоминается татарское село Ликеево с деревнями в нынешнем Нижегородском уезде, принадлежавшее в 162 астраханскому царевичу:" Среди сохранившихся до сего дня групп татар важнейшие - сергачские (нижегородские, или горьковские) мишари.
Мишари Нижегородчины практически с 15-16 вв. признали власть московских правителей. Становясь на службу московскому князю (позже - царю), татары получали за это привилегии (отсюда частое название "служилые татары"). Наиболее интенсивно мишари расселились на юге современной Нижегородской области в 16 веке, после разгрома Казани (1552) Иваном Грозным. Тогда же по мишарским землям прошла первая волна христианизации. Обратившиеся в 16 в. в православие стали называться "старокряшенами"; в 18 в., после второй волны крещения, появились "новокряшены". Крещеные мурзы (татарские князья), получая землю за службу, становились дворянами. В этом случае крестьян (татар? русских?) называли "кряшены". Так, на Нижегородчине рядом с Татарским Маклаковым возникло Русское Маклаково, "кряшенское" по происхождению (совр. Спасский р-он).
В 18 в., когда пошла вторая сильная волна насильственной христианизации, много мишарей бежало в Башкирию, за Урал. Сегодня их потомки (мещеряки) составляют значительную часть населения Башкирии.
При первых Романовых, укрепивших институт дворянства, служилые татары продолжали получать свободные земли в южных районах Нижегородского Поволжья, где и жили из поколения в поколение. Такие поселения татар Сергачского уезда, как Грибаново, Ендовищи, Ключищи, Карга, Кочко-Пожарки, Красный Яр, Шубино, Овечий Овраг и др., уже в конце 17 века имели обширные земельные владения. В конце 18 века упоминаются татарская деревня Малая Анда (Сергачский округ; наряду с дер. Анда - в ней 1 мечеть и 189 прихожан мужчин, а в Мал.Анде мечети нет и 10 прихожан мужчин), деревни Новый Усад (татарское население с кон.16 - нач.17 в.; совр. Спасский р-он) и Ломать, где татары жили совместно с русскими. На р. Пьяна упоминается татарское поселение Ачекьев Усад (возм., совр. Ачка Сергачского р-на). В 1621 в дер. Старое Андосово упоминается 6 дворов служилых татар (возм., совр. Бол.Андосово Пильненского р-на, о котором сообщается как о русско-татарской деревне). Окончательно современные поселения татар сформировались в 19 в.
По данным Нижегородской епархии от 1862 г., среди 30 тысяч татар губернии чуть более тысячи были кряшенами. Наибольшее количество их было в Татарском Маклакове (0,5 тыс.), Пошатове (120 чел.), Карге, Семеновке, Уразовке, Базлове, Андреевке и др. Но православие исповедовалось кряшенами чисто формально; фактически абсолютное большинство их придерживалось мусульманских обрядов, что признавалось и священниками церквей. Лишь на рубеже 19-20 вв. официально был признан тот факт, что "кряшены" Нижегородской губернии на деле являются мусульманами. "Кряшенами", считалось население Русского Маклакова, а также деревни Сосновка (19 в.) - совр. Сергачский р-он.
Сергачский уезд являлся ядром татарской общины губернии: здесь к середине 19 в. насчитывалось 18 деревень в 5 волостях (в современных границах: 13 из 17 деревень Краснооктябрьского р-на - все, кроме Чембилей, Медяна, Бол. и Мал. Рыбушкино; 5 из 7 деревень Сергачского р-на - кроме Камкино и Андреевки).
Васильевский (Васильсурский) уезд того времени имел 6 поселений татар в 3 волостях (в современных границах: все деревни Спасского (4) и Княгининского (1) р-нов + Андреевка). В деревне Татарское Маклаково ранее проживавшие новокрещенные чуваши были вытеснены или поглощены татарским населением.
В Княгининском уезде в середине 19 в. отмечалось наличие двух деревень с татарским населением - Камкино (совр. Сергачский р-он) и Фоминки (совр. Княгининский р-он). Последняя, однако, к концу 50-х гг. 19 века почти полностью обрусела. К концу века как мусульманское население фиксируется только деревня Камкино . Остальные татарские деревни в современных границах Нижегородской области входили в 19-начале 20 вв. в состав Курмышского уезда Симбирской губернии (4 деревни совр. Кр.октябрьского р-на, 4 - Пильнинского и 1 - Сеченского).
Общая численность татар в 1914 в губернии - 74,5 тыс. (около 4,5% населения губернии).
В 1812 г. в 25 татарских деревнях Нижегородской губернии насчитывалось 26 мечетей (при этом в Камкино, Урге и Красном Яре не было ни одной); в 1829 г., через 17 лет, число мечетей возросло до 30. В 1859 в деревнях губернии было 33 мечети, в 1878 - 47, а в 1898 - 63. В Татарском Маклакове было в конце века 7 мечетей, в Ендовищах и Ключищах - по 5, в Пице - 4, в семи деревнях - по 3 мечети, в семи - по 2 мечети, и в семи - по одной. Всего по губернии в конце 19 в. мусульман было 2,61% от общего населения (1.585 тысяч человек).
В самом НН селиться татарам было запрещено вплоть до 16 в. В 17 веке татарские мурзы-землевладельцы стали приезжать в НН торговать хлебом и т.д. С этого времени и позже, с увеличением товарооборота Макарьевской ярмарки, здесь уже встречалось немало мусульман - как местных, так и приезжих. С открытием Нижегородской ярмарки (1817) численность мусульманской общины НН резко возросла, тогда же начала функционировать Ярмарочная мечеть, расположившаяся в той части ярмарки, которую облюбовали купцы с Востока - Средней Азии, Закавказья, Ирана, Турции и др. К началу века мечеть значительно обветшала, и с 1908 мусульмане добиваются разрешения на строительство второй мечети. В 1913 началось, а в 1915 закончилось возведение второй мечети, "на горе", названной позднее Соборной. Что же касается Ярмарочной мечети, то в 1911-12 были подготовлены документы по реконструкции этой мечети, однако из-за противодействия властей этот проект так и не был осуществлен и мечеть "ликвидировалась" сама собой (была разобрана до 1917 г.).
15 августа 1905 г. в НН состоялся I Всероссийский съезд мусульман. Он прошел полулегально, и на нем впервые мусульмане заявили о необходимости уравнять Ислам с православием и предоставить свободу исламскому вероисповеданию. После II съезда, состоявшегося в Санкт-Петербурге в 1906, были приняты программные заявления "Союза мусульман России". Относительно III съезда, предположительно прошедшего также нелегально в НН в 1907, у жандармов не было достоверных сведений. Во всяком случае, известно, что в 1907, 1909, 1910 и 1913 гг., т.е. до начала мировой войны, в НН во время проведения летней ярмарки купцы-мусульмане (а под видом их, возможно, и прочие гости) собирались для обсуждения различных вопросов, в т.ч. в здании Соборной мечети НН. В 1914 в Казани, НН и в Санкт-Петербурге побывали агенты османского султана, имевшие цель выяснить умонастроения российских мусульман в преддверии войны с Турцией. Однако, менталитет нижегородских татар, складывавшийся на протяжении нескольких веков, не давал возможности для пропаганды здесь идей панисламизма и пантюркизма: мусульмане Нижегородчины были ярыми приверженцами российской государственности.
Новейшая история (с 1917 г.)
После большевистской революции, в связи с изменением границ Нижегородской области, несколько изменился и этнический состав населения На юге области в 1929 г. был сформирован национальный Татарский (Уразовский, позднее - Краснооктябрьский) р-он с центром в Уразовке, куда вошли большая часть татарских поселений (19 сельсоветов) к югу от линии Сергач - Пильна, и 2 татарские волости (существовали до конца 1940-х гг.). Было открыто значительное число татарских школ, клубов.
В начале 1920-х гг, стали намечаться определенные, пока еще не очень заметные, шаги по наступлению на религию. Началось издание и распространение атеистических листовок на татарском языке. В конце 1920-х - 30-х гг. массовые репрессии против верующих привели к почти полному уничтожению имамов и мечетей.
В НН после того, как помещение Ярмарочной мечети нельзя было уже использовать, мусульмане Канавинского р-на (не имевшие возможности часто посещать Соборную мечеть на противоположной стороне Оки) привыкли молиться в доме №12 по ул. Тимирязева в специальном молельном помещении - бывшем частном доме. После революции под молитвенное помещение оставалась лишь часть этого дома. В 1932 г. было отобрано здание Соборной мечети.
В советские времена 3 мечети в татарских аулах продолжали действовать - в Малом Рыбушкино, Ендовищах и Татарском Маклакове. В оставшихся деревнях действовали муллы-самоучки, или дети (внуки) расстрелянных или выселенных имамов. В 1960-х гг. татары, проживавшие в Ленинском р-не Горького, стали использовать частный дом в качестве молельного помещения.
С 1987-88 гг. началось возрождение Ислама в СССР, в т.ч. в Горьковской области. На территории области начало действовать Духовное Управление мусульман Нижегородской области . В начале 1990-х гг. была возвращена мусульманам и отреставрирована их силами Соборная мечеть НН. В 1994 рядом с мечетью построено здание медресе по подготовке кадров для работы в селах. В 1996 отреставрировано здание второй мечети (в Ленинском р-не) НН. В городе Дзержинске в начале 90-х гг. построена мечеть. Во всех татарских селах в начале 1990-х гг. построены мечети.
Татарские села Нижегородской области в настоящее время.
Краснооктябрьский район.
Уразовка (тат. Ураза-авыл), Актуково, Антяровка, Кузьминка (тат. Кызым-авылы), Кадомка, Красный Яр (тат. Кызыл Яр), Семеновка (тат. Симочки-авылы), Пошатово , Трехозерки (тат.Өчкүл), Карга, Ендовищи, Овечий Овраг, Малое Рыбушкино (тат. Кеч. Рбища), Большое Рыбушкино (тат. Зур Рбища), Чембилей, Медяна, Ключищи (тат. Суыксу).
Сергачский район
Кочко-Пожарки , Шубино, Пица, Грибаново, Камкино, Анда, Андреевка (тат. Митрявыл) .
Пильнинский район
Старомочалей (тат. Иске Мочалей), Новомочалей (тат. Яңа Мочалей), Петряксы, Красная Горка (тат.Сафаҗай).
Сеченовский районы
Красный Остров
Спасский район
Татарское Маклаково, Ишеево, Базлово, Тукай (до 1960-х годов - Парша)
Княгинский районы
Урга
Заключение.
В результате проведенной работы цель исследования достигнута. В итоге обработке материалов А.Орлова, С.Б. Сенюткина, интернет материалов была изучена малая часть истории татар мишарей в Нижегородчине.
В итоге изучения и анализа обработки информации приходишь к выводу, что наше татары живут обычной жизнью. Люди работали, заботились о своих семьях, вносили свой вклад в развитие истории нашей родины.
Литература.
Орлов А.М. Нижегородские татары: этнические корни и исторические судьбы.
А. М. Орлов Нижегородский край в истории татар-мишарей.
А. Орлов. Навеки вместе Н.Н.2011.
Сенюткин С.Б. - История татар Нижегородского Поволжья...
http://www.mtss.ru/
http://www.nizgar.ru/