Проектно-исследовательская работа «История Нижегородских татар»

3
0
Материал опубликован 27 February 2018

XIV межрегиональные юношеские научно-исследовательские чтения

имени Каюма Насыйри
 

Краеведение

История Нижегородских татар

Автор: Кутерова Айгуль Маратовна

ученица 11 класса

МБОУ "Татаромаклаковская СШ"

Спасский район, Нижегородская область

Руководитель: Кутерова Галия Юнисовна

учитель татарского языка и литературы

МБОУ "Татаромаклаковская СШ"

Спасский район, Нижегородская область
 


 

Татарское Маклаково 2016 г.

Содержание.

1. Введение ..............................................................................3-4 стр.

2. История татар-мишарей ....................................................5-10 стр.

3. Новейшая история (с 1917 г.)............................................11-12 стр.

4. Заключение ……………………………………………....14 стр.

5. Литература …..........................................................................14стр.

ВВЕДЕНИЕ

Российская Федерация — многонациональная страна, здесь насчитывается более 160 наций и народностей. Практически все регионы в ее составе, в том числе и Нижегородская область являются полиэтничными. Поэтому изучение этнической истории народов России приобретает в современных условиях актуальное значение.

Нижегородская область расположена в центре России - Волго-Вятском экономическом районе, граничит с республиками: Мордовия (на юге), Чувашия и Марий Эл (на востоке), областями: Кировская, Костромская (на севере), Ивановская, Владимирская и Рязанская (на западе).

Площадь - 74,8 тысяч кв. км.

Центр области - город Нижний Новгород - расположен на месте слияния двух крупнейших рек Центральной России - Волги и Оки.

Крупными городами области являются Арзамас, Дзержинск, Павлово, Кстово, Выкса, Саров (Арзамас-16) и др Основные отрасли промышленности — машиностроениехимия, передельная чёрная металлургия, лесная, целлюлозно-бумажная, лёгкая, пищевая.

Национальный состав

Национальность

Численность

1926 год

1939 год

1959 год

1970 год

1979 год

1989 год

2002 год

2010 год

Русские

2 553 230

3 619 463

3 381 991

3 477 331

3 513 494

3 522 148

3 346 398

3 109 661

Татары

79 897

88 241

66 996

71 794

68 632

58 603

50 609

44 103

Мордва

84 920

83 095

63 861

51 628

45 028

36 709

25 022

19 138

Украинцы

2 537

28 187

29 314

29 807

29 112

33 344

24 241

17 657

Армяне

93

1 201

1 086

880

1 111

1 822

10 786

13 294

Чуваши

1 176

4 895

4 282

6 015

7 517

12 206

11 364

9 765

Азербайджанцы

н.д.

241

662

469

1 053

3 153

8 309

8 494

Марийцы

3 935

5 807

5 177

8 793

8 027

7 942

7 757

6 415

Белорусы

1 316

6 264

7 519

7 776

8 441

9 265

6 833

4 673

Цыгане

679

839

1 165

2 351

3 819

4 316

4 373

4 469

Езиды

н.д.

н.д.

н.д.

н.д.

н.д.

н.д.

3 076

3 781

Евреи

10 679

17 530

18 274

16 838

15 110

12 198

5 312

3 769

Узбеки

2

198

761

522

523

1 667

1 103

3 504

Таджики

н.д.

36

179

170

199

528

963

2 145

Молдаване

7

176

1 993

1 207

1 481

2 429

1 812

1 894

Грузины

29

539

744

449

597

1 238

2 183

1 792

Немцы

600

4 758

682

611

671

924

1 574

1 248

Др. национальн.

2 562

5 667

4 905

4 792

5 811

9 796

12 160

54 195

Всё население

2 743 344

3 869 887

3 590 813

3 682 484

3 711 617

3 719 614

3 524 028

3 310 597

Актуальность темы. В нашей многонациональной области дружной семьей живут русские, мордва, чуваши, татары и многие другие народы. Татарские села Нижегородской области отпраздновали свой 400-летний юбилей. И мне стало интересно узнать историю откуда появились татары в этих краях, как образовались татарские села. Таким образом, тема " История Нижегородских татар" представляет большой научный, познавательный интерес.

Цель работы: исследовать миграцию татар и историю образования татарских сел на территории Нижегородской области.

Задачи, которые я буду решать в ходе исследования:

формировать опыт исследовательской деятельности;

находить полезную информацию;

научиться работать с дополнительной литературой;

учиться анализировать и делать выводы.

Методы исследования: поисковый, исследовательский

Объект исследования: краеведение

Предмет исследования: история происхождения татар-мишар в Нижегородской области.

Гипотеза. Если каждый человек с детских лет будет интересоваться и знать историю своего народа, села, своего края, то он будет передавать эту информацию из поколения в поколение, что привьет интерес к истории своей малой Родины и любовь к ней.

История Татар-Мишарей

Татары (сергачские мишари) компактно проживают на юго-востоке области. Они проживают в основном в Нижнем Новгороде, Дзержинске и компактно в Краснооктябрьском, Пильнинском, Сергачском, Княгининском и Спасском районах. 34 населённых пунктов с преобладанием татарского населения. Выходцы из этой местности представляют весьма значительную часть (больше 40%) современного татарского населения Москвы (и Московской области); также они образуют небольшие, но довольно активные и самобытные общины в Санкт-Петербурге (и Ленинградской области), Таллинне и в Финляндии, куда эмигрировали в основном в начале 20 века.

В основе разговорного языка мишар лежит западный (мишарский) диалект татарского языка (сыгравший значительную роль в формировании национального литературного языка). Характерной особенностью нижегородских мишар является цокающий говор. Эта группа татар начала формироваться в районе Кадома (совр. Мордовия), в 14-15 вв. заселив нынешний ареал обитания - юг Нижегородчины.

Единой общепризнанной точки зрения на происхождение мишарей вообще и нижегородских в частности на сегодня нет; наиболее распространенная гласит о том, что в основу этого этноса легли тюркские (буртасы, булгары, кипчаки и др.) и угро-финнские (мещера, эрзя, мокша и др.) племена. Этнонимы "буртас" ("буртасы") и "можар" ("мижер") применялись по отношению к татарам-мишарям вплоть до 17 века. После присоединения к Золотой Орде в районы проживания потомков буртасов проникли многочисленные кипчакско-ногайские группы. В 14 в. разные этнические группы входили в состав Наровчатского княжества с центром в г. Мукшы (совр. Наровчат Пензенской области), в этот период и позже активизируется употребление этнонима "можар" - "мещера". Становление Касимовского ханства также оказало большое влияние на развитие мишарей.

Легенда, распространенная среди самих нижегородских мишар, гласит о "семи дедах" - "eaa aaaae", которые ушли из Булгара во время нашествия монгол, поселившись с женами на пустом месте ("буш урынга"), от которых и пошел весь мишарский род. Их вспоминают во время ритуальных молитв после чтения Корана, обращаясь к Аллаху с просьбой донести эти молитвы до их душ.

В 13 веке, когда возник Нижний Новгород, территория вокруг современных Арзамаса, Лукоянова, Сергача была заселена редкими мордовскими племенами; с 14 века начинается проникновение сюда кочевых тюркских племен. Татары-мишари складываются как обособленная группа в конце 14 - начале 15 веков. В сочинении конца 14 в. "Аноним Искандера", между землею Укек на Волге (совр. Саратовская область) и Булгаром отмечается земля "Маджар". В то же время упоминается о том, что "мачяры" дают дань (ясак) касимовскому царевичю. Известны этнонимы "мещера", "можары", "мачяр", "месчора" и др. (Вспомним в связи с этим, что самоназвание венгров - одного из угорских народов - "мадьяр" (magyar)).

Татары-мишари приняли ислам относительно рано – в конце XIII века. Некто Бахмет Усейнов приехал из Большой орды в Мещеру, на территории берегов Оки, Рязанского и Московского княжеств, и стал распространять ислам. Будучи в основном твердыми и убежденными мусульманами, мишари стали разграничительным этносом между православным (Русь) и мусульманским (Казань) мирами. Кстати говоря, момент "исламизации" мишарей практически не изучен: хотя степняки (кипчаки) исповедовали Ислам с 11-12 веков, все-таки религиозные убеждения и знания кочевников довольно поверхностны и слабы; в случае же с нижегородскими мишарями мы, наоборот, видим высокую степень религиозности и высокий уровень исламских знаний. Здесь, безусловно, чувствуется преемственность исламской культуры от высокоразвитого земледельческого населения Волжской Булгарии - государства на территории современного Татарстана, официально принявшего Ислам в 922 г. от делегации аббасидского халифа аль-Муктадира. Существование этнического компонента мишарей, восходящего к дозолотоордынскому периоду, несомненно; обычно этот компонент связывают с буртасами, подвергшимися сильному влиянию булгар. Однако этнические истоки самих буртасов остаются неясными - возможно, они были тюрко-угорского или угорского происхождения. Распространение же Ислама собственно на территории Мещеры связывают с именем родоначальника мещерских князей Гусейна Ширинского и его сына Бахмета (??), пришедших из Большой Орды в 1298 г. и завоевавших Мещеру.

На территории Нижегородчины сложилось несколько этнографических групп татар. Некоторые из них позднее ассимилировались. Среди них - мугреевские татары, в р-не с.Мугреево на северо-западе от НН (совр. пос.Мугреевский на юго-востоке Ивановской области). Также приходилось видеть упоминание об "остатках татарского населения Дальнеконстантиновского р-на" (В.Садур; подтверждается наличием на этнографической карте 1960-х гг. соответствующего обозначения - примерно в 30 км к С-З от Д.Константинова, в р-не дер. Оранки, на берегу реки). В работе Снежневского 1894 упоминается татарское село Ликеево с деревнями в нынешнем Нижегородском уезде, принадлежавшее в 162 астраханскому царевичу:" Среди сохранившихся до сего дня групп татар важнейшие - сергачские (нижегородские, или горьковские) мишари.

Мишари Нижегородчины практически с 15-16 вв. признали власть московских правителей. Становясь на службу московскому князю (позже - царю), татары получали за это привилегии (отсюда частое название "служилые татары"). Наиболее интенсивно мишари расселились на юге современной Нижегородской области в 16 веке, после разгрома Казани (1552) Иваном Грозным. Тогда же по мишарским землям прошла первая волна христианизации. Обратившиеся в 16 в. в православие стали называться "старокряшенами"; в 18 в., после второй волны крещения, появились "новокряшены". Крещеные мурзы (татарские князья), получая землю за службу, становились дворянами. В этом случае крестьян (татар? русских?) называли "кряшены". Так, на Нижегородчине рядом с Татарским Маклаковым возникло Русское Маклаково, "кряшенское" по происхождению (совр. Спасский р-он).

В 18 в., когда пошла вторая сильная волна насильственной христианизации, много мишарей бежало в Башкирию, за Урал. Сегодня их потомки (мещеряки) составляют значительную часть населения Башкирии.

При первых Романовых, укрепивших институт дворянства, служилые татары продолжали получать свободные земли в южных районах Нижегородского Поволжья, где и жили из поколения в поколение. Такие поселения татар Сергачского уезда, как Грибаново, Ендовищи, Ключищи, Карга, Кочко-Пожарки, Красный Яр, Шубино, Овечий Овраг и др., уже в конце 17 века имели обширные земельные владения. В конце 18 века упоминаются татарская деревня Малая Анда (Сергачский округ; наряду с дер. Анда - в ней 1 мечеть и 189 прихожан мужчин, а в Мал.Анде мечети нет и 10 прихожан мужчин), деревни Новый Усад (татарское население с кон.16 - нач.17 в.; совр. Спасский р-он) и Ломать, где татары жили совместно с русскими. На р. Пьяна упоминается татарское поселение Ачекьев Усад (возм., совр. Ачка Сергачского р-на). В 1621 в дер. Старое Андосово упоминается 6 дворов служилых татар (возм., совр. Бол.Андосово Пильненского р-на, о котором сообщается как о русско-татарской деревне). Окончательно современные поселения татар сформировались в 19 в.

По данным Нижегородской епархии от 1862 г., среди 30 тысяч татар губернии чуть более тысячи были кряшенами. Наибольшее количество их было в Татарском Маклакове (0,5 тыс.), Пошатове (120 чел.), Карге, Семеновке, Уразовке, Базлове, Андреевке и др. Но православие исповедовалось кряшенами чисто формально; фактически абсолютное большинство их придерживалось мусульманских обрядов, что признавалось и священниками церквей. Лишь на рубеже 19-20 вв. официально был признан тот факт, что "кряшены" Нижегородской губернии на деле являются мусульманами. "Кряшенами", считалось население Русского Маклакова, а также деревни Сосновка (19 в.) - совр. Сергачский р-он.

Сергачский уезд являлся ядром татарской общины губернии: здесь к середине 19 в. насчитывалось 18 деревень в 5 волостях (в современных границах: 13 из 17 деревень Краснооктябрьского р-на - все, кроме Чембилей, Медяна, Бол. и Мал. Рыбушкино; 5 из 7 деревень Сергачского р-на - кроме Камкино и Андреевки).

Васильевский (Васильсурский) уезд того времени имел 6 поселений татар в 3 волостях (в современных границах: все деревни Спасского (4) и Княгининского (1) р-нов + Андреевка). В деревне Татарское Маклаково ранее проживавшие новокрещенные чуваши были вытеснены или поглощены татарским населением.

В Княгининском уезде в середине 19 в. отмечалось наличие двух деревень с татарским населением - Камкино (совр. Сергачский р-он) и Фоминки (совр. Княгининский р-он). Последняя, однако, к концу 50-х гг. 19 века почти полностью обрусела. К концу века как мусульманское население фиксируется только деревня Камкино . Остальные татарские деревни в современных границах Нижегородской области входили в 19-начале 20 вв. в состав Курмышского уезда Симбирской губернии (4 деревни совр. Кр.октябрьского р-на, 4 - Пильнинского и 1 - Сеченского).

Общая численность татар в 1914 в губернии - 74,5 тыс. (около 4,5% населения губернии).

В 1812 г. в 25 татарских деревнях Нижегородской губернии насчитывалось 26 мечетей (при этом в Камкино, Урге и Красном Яре не было ни одной); в 1829 г., через 17 лет, число мечетей возросло до 30. В 1859 в деревнях губернии было 33 мечети, в 1878 - 47, а в 1898 - 63. В Татарском Маклакове было в конце века 7 мечетей, в Ендовищах и Ключищах - по 5, в Пице - 4, в семи деревнях - по 3 мечети, в семи - по 2 мечети, и в семи - по одной. Всего по губернии в конце 19 в. мусульман было 2,61% от общего населения (1.585 тысяч человек).

В самом НН селиться татарам было запрещено вплоть до 16 в. В 17 веке татарские мурзы-землевладельцы стали приезжать в НН торговать хлебом и т.д. С этого времени и позже, с увеличением товарооборота Макарьевской ярмарки, здесь уже встречалось немало мусульман - как местных, так и приезжих. С открытием Нижегородской ярмарки (1817) численность мусульманской общины НН резко возросла, тогда же начала функционировать Ярмарочная мечеть, расположившаяся в той части ярмарки, которую облюбовали купцы с Востока - Средней Азии, Закавказья, Ирана, Турции и др. К началу века мечеть значительно обветшала, и с 1908 мусульмане добиваются разрешения на строительство второй мечети. В 1913 началось, а в 1915 закончилось возведение второй мечети, "на горе", названной позднее Соборной. Что же касается Ярмарочной мечети, то в 1911-12 были подготовлены документы по реконструкции этой мечети, однако из-за противодействия властей этот проект так и не был осуществлен и мечеть "ликвидировалась" сама собой (была разобрана до 1917 г.).

15 августа 1905 г. в НН состоялся I Всероссийский съезд мусульман. Он прошел полулегально, и на нем впервые мусульмане заявили о необходимости уравнять Ислам с православием и предоставить свободу исламскому вероисповеданию. После II съезда, состоявшегося в Санкт-Петербурге в 1906, были приняты программные заявления "Союза мусульман России". Относительно III съезда, предположительно прошедшего также нелегально в НН в 1907, у жандармов не было достоверных сведений. Во всяком случае, известно, что в 1907, 1909, 1910 и 1913 гг., т.е. до начала мировой войны, в НН во время проведения летней ярмарки купцы-мусульмане (а под видом их, возможно, и прочие гости) собирались для обсуждения различных вопросов, в т.ч. в здании Соборной мечети НН. В 1914 в Казани, НН и в Санкт-Петербурге побывали агенты османского султана, имевшие цель выяснить умонастроения российских мусульман в преддверии войны с Турцией. Однако, менталитет нижегородских татар, складывавшийся на протяжении нескольких веков, не давал возможности для пропаганды здесь идей панисламизма и пантюркизма: мусульмане Нижегородчины были ярыми приверженцами российской государственности.

Новейшая история (с 1917 г.)

После большевистской революции, в связи с изменением границ Нижегородской области, несколько изменился и этнический состав населения На юге области в 1929 г. был сформирован национальный Татарский (Уразовский, позднее - Краснооктябрьский) р-он с центром в Уразовке, куда вошли большая часть татарских поселений (19 сельсоветов) к югу от линии Сергач - Пильна, и 2 татарские волости (существовали до конца 1940-х гг.). Было открыто значительное число татарских школ, клубов.

В начале 1920-х гг, стали намечаться определенные, пока еще не очень заметные, шаги по наступлению на религию. Началось издание и распространение атеистических листовок на татарском языке. В конце 1920-х - 30-х гг. массовые репрессии против верующих привели к почти полному уничтожению имамов и мечетей.

В НН после того, как помещение Ярмарочной мечети нельзя было уже использовать, мусульмане Канавинского р-на (не имевшие возможности часто посещать Соборную мечеть на противоположной стороне Оки) привыкли молиться в доме №12 по ул. Тимирязева в специальном молельном помещении - бывшем частном доме. После революции под молитвенное помещение оставалась лишь часть этого дома. В 1932 г. было отобрано здание Соборной мечети.

В советские времена 3 мечети в татарских аулах продолжали действовать - в Малом Рыбушкино, Ендовищах и Татарском Маклакове. В оставшихся деревнях действовали муллы-самоучки, или дети (внуки) расстрелянных или выселенных имамов. В 1960-х гг. татары, проживавшие в Ленинском р-не Горького, стали использовать частный дом в качестве молельного помещения.

С 1987-88 гг. началось возрождение Ислама в СССР, в т.ч. в Горьковской области. На территории области начало действовать Духовное Управление мусульман Нижегородской области . В начале 1990-х гг. была возвращена мусульманам и отреставрирована их силами Соборная мечеть НН. В 1994 рядом с мечетью построено здание медресе по подготовке кадров для работы в селах. В 1996 отреставрировано здание второй мечети (в Ленинском р-не) НН. В городе Дзержинске в начале 90-х гг. построена мечеть. Во всех татарских селах в начале 1990-х гг. построены мечети.

Татарские села Нижегородской области в настоящее время.

Краснооктябрьский район.

Уразовка (тат. Ураза-авыл), Актуково, Антяровка, Кузьминка (тат. Кызым-авылы), Кадомка, Красный Яр (тат. Кызыл Яр), Семеновка (тат. Симочки-авылы), Пошатово , Трехозерки (тат.Өчкүл), Карга, Ендовищи, Овечий Овраг, Малое Рыбушкино (тат. Кеч. Рбища), Большое Рыбушкино (тат. Зур Рбища), Чембилей, Медяна, Ключищи (тат. Суыксу).

Сергачский район

Кочко-Пожарки , Шубино, Пица, Грибаново, Камкино, Анда, Андреевка (тат. Митрявыл) .

Пильнинский район

Старомочалей (тат. Иске Мочалей), Новомочалей (тат. Яңа Мочалей), Петряксы, Красная Горка (тат.Сафаҗай).

Сеченовский районы

Красный Остров

Спасский район

Татарское Маклаково, Ишеево, Базлово, Тукай (до 1960-х годов - Парша)

Княгинский районы

Урга

Заключение.

В результате проведенной работы цель исследования достигнута. В итоге обработке материалов А.Орлова, С.Б. Сенюткина, интернет материалов была изучена малая часть истории татар мишарей в Нижегородчине.

В итоге изучения и анализа обработки информации приходишь к выводу, что наше татары живут обычной жизнью. Люди работали, заботились о своих семьях, вносили свой вклад в развитие истории нашей родины.



 

Литература.

Орлов А.М. Нижегородские татары: этнические корни и исторические судьбы.

А. М. Орлов Нижегородский край в истории татар-мишарей.

А. Орлов. Навеки вместе Н.Н.2011.

Сенюткин С.Б. - История татар Нижегородского Поволжья...

http://www.mtss.ru/

http://www.nizgar.ru/

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации