Дополнительная общеразвивающая программа «Русские народные традиции и обычаи»
Управление образования города Калуги
МБОУДО ЦРТДиЮ «СОЗВЕЗДИЕ» г. Калуги
Принята решением
методического совета УТВЕРЖДАЮ
Протокол № __ от «___»___20___ г. Директор МБОУДО ЦРТДиЮ
«Созвездие» г. Калуги
_____________ С.Л.Милютина
Приказ №____от «___»_____20____г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
Программа
Русские народные традиции
и обычаи
Направленность: социально-педагогическая
Возраст учащихся: 7-11 лет
Срок реализации: 3 года
Составитель:
педагог дополнительного образования
МБОУДО ЦРТДиЮ
«СОЗВЕЗДИЕ» г. Калуги, НСП "Радуга"
Малышева Татьяна Александровна
Калуга, 2018
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1. |
ФИО автора программы, должность, квалификационная категория |
Малышева Татьяна Александровна, педагог дополнительного образования |
2. |
Название программы |
Русские народные традиции и обычаи |
3. |
Тип программы |
Модифицированная |
4. |
Направленность программы |
Социально-педагогическая |
5. |
Где принята |
На методсовете 06.08.2018 г. МБОУДО ЦРТДиЮ «СОЗВЕЗДИЕ» г. Калуги |
6. |
Срок реализации |
|
7. |
Среднее количество часов реализации в год |
72 часа |
8. |
Уровень реализации |
начальное образование |
9. |
Направление деятельности в рамках реализации программы |
- формирование представлений о традициях, праздниках, ремеслах народов, населяющих Россию; - овладение умениями организовывать свою жизнь по правилам, заложенным традициями российского народа. |
10. |
Уровень усвоения |
общекультурный |
11. |
Цель программы и основное содержание |
Способствовать самовыражению и социализации ребенка посредством изучения традиций и обычаев русского народа. |
13. |
Основные компетенции, формируемые у детей |
Личностные: - умение активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; - умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; - умение оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. Метапредметные: - организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её целей; - осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности. - понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; - проявлять индивидуальные творческие способности. Коммуникативные: -умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении целей; -умение доносить информацию в доступной, эмоционально - яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми. |
14. |
Характеристики детей |
7-11 лет |
15. |
Способ освоения содержания образования |
Репродуктивный, эвристический, практический, творческий |
16. |
Место реализации |
МБОУ СОШ №2, №25 г.Калуги |
РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Каждое занятие по культуре и традициям русского народа призвано формировать у детей способность ценностных суждений об окружающей его действительности, так ка в наше время в образовательных учреждениях мало говорят о культуре, обычаях, образе жизни наших предков, поэтому бытовая сторона нашего народа в своём прошлом почти утеряна для нас. Между тем археологические и этнографические исследования указывают нам на следы обычаев, обрядов народа. В сказках, былинах, поверьях, песнях и в поэзии встречается очень много правды о родной старине, передаётся весь народный характер с его обычаями и понятиями с нравами и бытом. Знание культуры и обычаев своего народа, являясь средством нравственного и эстетического воспитания и творческого развития детей, играет важную роль в формировании личности любящей и знающей культурное наследие своей страны. Поэтому знание жизни и характера своих предков поможет ребёнку познать истоки национальной культуры.
Актуальность. Молодое поколение относится порой к русским традициям как к экзотике, не понимая истоков и самобытной красоты народной культуры.
Программа «Русские народные традиции и обычаи» способствует приобщению детей к народной культуре. Программа имеет важное воспитательное значение, так как раскрывает нравственное и эстетическое богатство традиционной культуры. Кроме академического изучения наследия нашего народа дети, проигрывая различные обряды, традиции и праздники, погружаются в ту или иную бытовую сторону нашего народа.
Отличительные особенности программы.
Программа «Русские народные традиции и обычаи» - модифицированная. В основу программы положено пособие «Праздники, традиции и ремёсла народов России» Л.Н.Михеевой. Программа раскрывает перед младшими школьниками яркий спектр народной культуры, рождает эмоциональные реакции, чувство удивления и восторга красотой русского народного искусства в разных его проявлениях. Дети принимают участие в подготовке и проведении народных календарных праздников, знакомятся с основными религиозными праздниками и обрядами, изучают разнообразные ремесла русского народа.
Данная программа направлена на развитие творческих способностей детей и их эстетическое воспитание.
Цель: Способствовать самовыражению и социализации ребенка посредством изучения традиций и обычаев русского народа.
Задачи:
Образовательные:
- знакомить учащихся с историей России, с ее традициями, праздниками и ремеслами;
- знакомить навыкам научно – поисковой деятельности по сбору и обработке краеведческих и этнических материалов.
Воспитательные:
- формировать активную жизненную и гражданскую позицию;
- воспитывать чувства любви и привязанности к своей Родине, ее истории, традициям, культуре.
Развивающие:
- формировать умения общаться, слушать других, понимать интересы коллектива;
- развивать личностные качества: самостоятельность, ответственность, активность;
- формировать потребность в самопознании, в саморазвитии.
Условия реализации программы.
Программа предназначена для детей в возрасте 7-11 лет. В объединение принимаются дети по желанию.
Срок реализации программы – 3 года.
Режим занятий:
1 год обучения – 2 часа в неделю, 72 часа.
2 год обучения – 2 часа в неделю, 72 часа.
3 год обучения – 2 часа в неделю, 72 часа.
Программа может корректироваться в процессе работы с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их способности усваивать материал.
Формы организации занятий: занятия проводятся в группе из 15 человек, возможны индивидуальные занятия.
Принципы построения программы:
принцип индивидуального и дифференцированного подхода – предполагает учёт возрастных, личностных особенностей детей, уровень их психического и физического развития.
принцип доступности - отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста); предполагает значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску. Не следует употреблять научные термины, хотя содержание некоторых из них может быть объяснено в доступной и привлекательной форме.
принцип рационального сочетания разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
принцип конструктивизма - его применение означает, что в качестве примеров для младших школьников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация.
Планируемые результаты освоения программы.
В ходе реализации программы у обучающихся будут сформированы:
Личностные результаты.
- умение выделять в потоке информации необходимый материал по заданной теме;
- умение активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
Метапредметные результаты:
Обучающиеся научатся:
- организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её целей;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
- проводить сравнение и классификацию объектов;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности.
- активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении целей;
-умение доносить информацию в доступной, эмоционально - яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Предметные результаты:
- представления о традициях, праздниках, ремеслах народов, населяющих Россию;
- овладение умениями организовывать свою жизнь по правилам, заложенным традициями российского народа.
Усвоение программы возможно по 3 уровням
После 1-го года обучения:
Низкий уровень:
Знают:
- ТБ, правила поведения на занятиях;
- устройство русской избы;
- 2-3 предмета домашней утвари, орудий труда;
- правила 2-3 народных игр;
- традиции гостеприимства;
- деление на языческие, церковные, гражданские праздники;
- 2-3 сказки, пословицы; загадки;
-особенности русских народных традиций;
- различие между праздничной и будничной одеждой
Умеют:
- работать в коллективе;
- обыграть 2-3 народные игры;
- расписать силуэт матрёшки по образцу
Средний уровень:
Знают:
- ТБ, правила поведения на занятиях;
- блюда национальной кухни;
- правила 4-5 народных игр;
- традиции встречи весны и осени;
- называют языческие, церковные, гражданские праздники (1-2);
- особенности росписи русской матрёшки (по местности);
- использование цветовой гаммы в русском народном костюме
Умеют:
- работать в коллективе;
- обыграть 4-5 народных игр;
- расписать силуэт глиняной игрушки (дымковской);
- инсценировать сказку с помощью настольного театра
Высокий уровень:
Знают:
- технологию приготовления народных блюд (щи);
- особенности и традиции празднования языческих, церковных и гражданских праздников;
- самостоятельно организовать инсценировку сказки (по выбору) с помощью театра Би-Ба-Бо
Умеют:
- работать в коллективе;
- обыграть «встречу гостей»;
- изготовить поздравительную открытку (по выбору)
После 2-го года обучения:
Низкий уровень:
Знают:
- ТБ, правила поведения на занятиях;
- виды русской избы;
- 2-3 предмета домашней утвари, орудий труда;
- правила 2-3 народных игр;
- традиции обряда «крещение»;
- деление на языческие, церковные, гражданские праздники;
- 2-3 сказки, пословицы; загадки;
-особенности русских народных традиций;
- различие между праздничной и будничной одеждой.
Умеют:
- работать в коллективе;
- обыграть 2-3 народные игры;
- расписать силуэт дымковской игрушки
Средний уровень:
Знают:
- ТБ, правила поведения на занятиях;
- блюда национальной кухни;
- правила 4-5 народных игр;
- традиции встречи весны и осени;
- называют языческие, церковные, гражданские праздники (1-2);
- особенности росписи глиняной игрушки (Каргопольская, Дымковская и др.);
- использование цветовой гаммы в русском народном костюме
Умеют:
- работать в коллективе;
- обыграть 4-5 народных игр;
- расписать силуэт глиняной игрушки (каргополская);
- инсценировать сказку с помощью настольного театра
Высокий уровень:
Знают:
- ТБ, правила поведения на занятиях;
- технологию приготовления народных блюд (каша,щи);
- особенности и традиции празднования языческих, церковных и гражданских праздников;
- самостоятельно организовать инсценировку сказки (по выбору) с помощью театра Би-Ба-Бо
Умеют:
- работать в коллективе;
- обыграть Колядки;
- изготовить поздравительную открытку (по выбору)
После 3-го года обучения:
Низкий уровень:
Знают:
- ТБ, правила поведения на занятиях;
- особенности убранства русской избы;
- 2-3 предмета домашней утвари, орудий труда;
- правила 2-3 народных игр;
- традиции встречи весны и осени;
- деление на языческие, церковные, гражданские праздники;
- 2-3 сказки, пословицы; загадки;
- различие между сезонной одеждой, головными уборами и обувью.
Умеют:
- работать в коллективе;
- обыграть 2-3 народные игры;
- расписать силуэт подноса (жостово)
Средний уровень:
Знают:
- ТБ, правила поведения на занятиях;
- блюда национальной кухни;
- правила 4-5 народных игр;
- традиции обряда «сватовство»;
- называют языческие, церковные, гражданские праздники (1-2);
- виды народных промыслов;
- использование цветовой гаммы в русском народном костюме.
Умеют:
- работать в коллективе;
- обыграть 4-5 народных игр;
- расписать силуэт глиняной игрушки (каргополская);
- инсценировать сказку с помощью настольного театра
Высокий уровень:
Знают:
- ТБ, правила поведения на занятиях;
- технологию приготовления народных блюд (каша,щи);
- виды и характерные особенности народных промыслов;
- особенности и традиции празднования языческих, церковных и гражданских праздников;
- значение символов в рисунке русского народного костюма.
Умеют:
- работать в коллективе;
- обыграть Колядки;
- изготовить поздравительную открытку (по выбору);
- самостоятельно организовать инсценировку сказки (по выбору) с помощью театра Би-Ба-Бо
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план 1-го года обучения
№ п\п |
Название тем |
Всего часов |
Теория |
Практика |
Формы проведения занятий |
Формы подведения итогов |
1. |
Вводное занятие |
1 |
0,5 |
0,5 |
Лекция |
Опрос |
2. |
Домашняя жизнь и нравы русского народа (быт) |
9 |
2 |
7 |
Лекция, беседа, экскурсия, презентация, народные игры, дидактические игры |
Викторина |
3. |
Русские традиции |
14 |
2 |
12 |
Лекция, беседа, народные игры, дидактические игры, практические занятия |
Посиделки |
4. |
Календарные народные праздники |
10 |
2 |
8 |
Лекция, беседа, народные игры, дидактические игры, практические занятия |
Праздник |
5. |
Русское народное творчество |
14 |
2 |
12 |
Лекция, беседа, народные игры, дидактические игры, просмотр мультфильмов |
Конкурс-игра |
6. |
Народные ремёсла |
14 |
2 |
12 |
Лекция, беседа, дидактические игры, народные игры, практические занятия, экскурсия |
Выставка |
7. |
История и особенности русского костюма |
9 |
2 |
7 |
Лекция, беседа, экскурсия, практические занятия, дидактические игры |
Викторина |
8. |
Итоговое занятие |
1 |
1 |
Беседа |
Анкетирование |
|
Итого: |
72 |
13,5 |
58,5 |
Содержание тем 1-го года обучения
Раздел 1. Вводное занятие
Теория: Презентация программы. Инструктаж по ТБ
Практика: игры на знакомство «Плетень». Анкетирование «Мои интересы».
Раздел 2. Домашняя жизнь и нравы русского народа (быт)
Теория: знакомство с устройством русской избы; с домашней утварью и посудой; орудиями труда; народной игрушкой; особенности русской национальной кухни
Практика: экскурсия в краеведческий музей; презентация; русские народные игры
Раздел 3. Русские традиции
Теория: Именины (именинные пироги, именинный стол, подарки); обычаи встречи весны, осени; встреча гостей
Практика: русские народные игры; обыгрывание некоторых традиций
Раздел 4. Календарные народные праздники
Теория: знакомство с традициями празднования календарных (языческих) праздников: Святки, Масленица; церковных праздников: Рождество, Вербное воскресенье, Пасха; гражданских праздников: Новый год, 9 Мая.
Практика: организация и проведение обрядовых и гражданских праздников
Раздел 5. Русское народное творчество
Теория: знакомство детей с устным народным творчеством (сказки, колыбельные песни, пословицы, поговорки, потешки).
Практика: разучивание поговорок, пословиц, колыбельных песен; чтение сказок; обыгрывание сказок с помощью настольного театра, театра би-ба-бо; просмотр мультфильмов, поставленных по Р.Н.С.
Раздел 6. Народные ремёсла
Теория: знакомство с предметами декоративно-прикладного искусства: русская народная игрушка-самоделка; русская матрёшка; народная глиняная игрушка (Дымковская)
Практика: посещение Дома мастеров; роспись русской матрёшки (силуэт на бумаге); народные игры.
Раздел 6. История и особенности русского народного костюма
Теория: композиция женского и мужского русского костюма; праздничная и будничная одежда
Практика: рисование элементов русского костюма; посещение краеведческого музея; дидактические игры
Учебно-тематический план 2-го года обучения
№ п\п |
Название тем |
Всего часов |
Теория |
Практика |
Формы проведения занятий |
Формы подведения итогов |
1. |
Вводное занятие |
1 |
0,5 |
0,5 |
Лекция |
Опрос |
2. |
Домашняя жизнь и нравы русского народа (быт) |
9 |
2 |
7 |
Лекция, беседа, экскурсия, презентация, народные игры, дидактические игры |
Викторина |
3. |
Русские традиции |
14 |
2 |
12 |
Лекция, беседа, народные игры, дидактические игры, практические занятия |
Посиделки |
4. |
Календарные народные праздники |
10 |
2 |
8 |
Лекция, беседа, народные игры, дидактические игры, практические занятия |
Праздник |
5. |
Русское народное творчество |
14 |
2 |
12 |
Лекция, беседа, народные игры, дидактические игры, просмотр мультфильмов |
Конкурс-игра |
6. |
Народные ремёсла |
14 |
2 |
12 |
Лекция, беседа, дидактические игры, народные игры, практические занятия, экскурсия |
Выставка |
7. |
История и особенности русского костюма |
9 |
2 |
7 |
Лекция, беседа, экскурсия, практические занятия, дидактические игры |
|
8. |
Итоговое занятие |
1 |
1 |
Беседа |
Анкетирование |
|
Итого: |
72 |
13,5 |
58,5 |
Содержание тем 2-го года обучения
Раздел 1. Вводное занятие
Теория: Презентация программы. Инструктаж по ТБ
Практика: игры на знакомство «Плетень». Анкетирование «Мои интересы».
Раздел 2. Домашняя жизнь и нравы русского народа (быт)
Теория: устройство русской избы; домашняя утварь и посуда; орудия труда; народная игрушка; особенности русской национальной кухни; жилые местности и города старой Руси; образ домашней жизни
Практика: экскурсия в краеведческий музей; презентация; русские народные игры
Раздел 3. Русские традиции
Теория: Именины (именинные пироги, именинный стол, подарки); обычаи встречи весны, осени; встреча гостей; крещение (выбор имени младенца, подарки, выбор крестных)
Практика: русские народные игры; обыгрывание некоторых традиций
Раздел 4. Календарные народные праздники
Теория: знакомство с традициями празднования календарных (языческих) праздников: Святки, Масленица, Иван Купало; церковных праздников: возникновение церковных праздников и церковный календарь, Рождество, Вербное воскресенье, Пасха, Троица; гражданских праздников: Новый год, 9 Мая.
Практика: организация и проведение обрядовых и гражданских праздников
Раздел 5. Русское народное творчество
Теория: знакомство детей с устным народным творчеством (сказки, колыбельные песни, пословицы, поговорки, потешки, былины); русскими народными песнями и танцами.
Практика: разучивание поговорок, пословиц, колыбельных и народных песен; чтение сказок, былин; обыгрывание сказок с помощью настольного театра, театра би-ба-бо; просмотр мультфильмов, поставленных по Р.Н.С.
Практика:
Раздел 6. Народные ремёсла
Теория: знакомство с предметами декоративно-прикладного искусства: русская народная игрушка-самоделка; русская матрёшка; народная глиняная игрушка (каргопольская, дымковская, хлудневская); хохломская, гжельская роспись.
Практика: посещение Дома мастеров; роспись шаблонов изделий разными видами росписей (поднос – гжель, кувшин – гжель), Барышня (дымковская роспись), козлик (каргопольская) и т.д.; народные игры.
Раздел 6. История и особенности русского народного костюма
Теория: История и особенности русского костюма; композиция женского и мужского русского костюма; праздничная и будничная одежда
Практика: рисование элементов русского костюма; посещение краеведческого музея; дидактические игры
Учебно-тематический план 3-го года обучения
№ п\п |
Название тем |
Всего часов |
Теория |
Практика |
Формы проведения занятий |
Формы подведения итогов |
1. |
Вводное занятие |
1 |
0,5 |
0,5 |
Лекция |
Опрос |
2. |
Домашняя жизнь и нравы русского народа (быт) |
9 |
2 |
7 |
Лекция, беседа, экскурсия, презентация, народные игры, дидактические игры |
Викторина |
3. |
Русские традиции |
14 |
2 |
12 |
Лекция, беседа, народные игры, дидактические игры, практические занятия |
Посиделки |
4. |
Календарные народные праздники |
10 |
2 |
8 |
Лекция, беседа, народные игры, дидактические игры, практические занятия |
Праздник |
5. |
Русское народное творчество |
14 |
2 |
12 |
Лекция, беседа, народные игры, дидактические игры, просмотр мультфильмов |
Конкурс-игра |
6. |
Народные ремёсла |
14 |
2 |
12 |
Лекция, беседа, дидактические игры, народные игры, практические занятия, экскурсия |
Выставка |
7. |
История и особенности русского костюма |
9 |
2 |
7 |
Лекция, беседа, экскурсия, практические занятия, дидактические игры |
|
8. |
Итоговое занятие |
1 |
1 |
Беседа |
Анкетирование |
|
Итого: |
72 |
13,5 |
58,5 |
Содержание тем 3-го года обучения
Раздел 1. Вводное занятие
Теория: Презентация программы. Инструктаж по ТБ
Практика: игры на знакомство «Плетень». Анкетирование «Мои интересы».
Раздел 2. Домашняя жизнь и нравы русского народа (быт)
Теория: устройство русской избы; домашняя утварь и посуда; орудия труда; народная игрушка; особенности русской национальной кухни; жилые местности и города старой Руси; образ домашней жизни
Практика: экскурсия в краеведческий музей; презентация; русские народные игры
Раздел 3. Русские традиции
Теория: Именины (именинные пироги, именинный стол, подарки); обычаи встречи весны, осени; встреча гостей; крещение (выбор имени младенца, подарки, выбор крестных); свадебные обряды (сватовство)
Практика: русские народные игры; обыгрывание некоторых традиций
Раздел 4. Календарные народные праздники
Теория: знакомство с традициями празднования календарных (языческих) праздников: Святки, Масленица, Иван Купало; церковных праздников: возникновение церковных праздников и церковный календарь, Рождество, Вербное воскресенье, Пасха, Троица, Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы; гражданских праздников: Новый год, День Защитника Отечества, 9 Мая, День России
Практика: организация и проведение обрядовых и гражданских праздников
Раздел 5. Русское народное творчество
Теория: знакомство детей с устным народным творчеством (сказки, колыбельные песни, пословицы, поговорки, потешки, былины); русскими народными песнями и танцами.
Практика: разучивание поговорок, пословиц, колыбельных и народных песен; чтение сказок, былин; обыгрывание сказок с помощью настольного театра, театра би-ба-бо; просмотр мультфильмов, поставленных по Р.Н.С.
Практика:
Раздел 6. Народные ремёсла
Теория: знакомство с предметами декоративно-прикладного искусства: русская народная глиняная игрушка (каргопольская, хлудневская); хохломская, гжельская, жостовская роспись; кузнечное дело; Павлово-посадский промысел.
Практика: посещение Дома мастеров; роспись шаблонов изделий разными видами росписей (поднос – жостово, кувшин – гжель), козлик (каргопольская) и т.д.; народные игры.
Раздел 6. История и особенности русского народного костюма
Теория: История и особенности русского костюма; композиция женского и мужского русского костюма; праздничная и будничная одежда
Практика: рисование элементов русского костюма; посещение краеведческого музея; дидактические игры
РАЗДЕЛ 3. ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Диагностика уровня усвоения программы организуется 2 раза в год: промежуточная (в январе), итоговая – в апреле.
Основной метод педагогической диагностики, используемый в работе: наблюдение.
Формы подведения итогов по темам:
устный опрос;
викторины;
творческие работы;
анкетирование;
выставки
Формы итогового контроля:
выставки;
открытые занятия;
защита творческих работ
РАЗДЕЛ 4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Методы и формы работы с детьми
словесный: объяснение (нередко – с использованием колыбельных песен, пестушек, поговорок), рассказ, беседа, обсуждение, анализ пословиц, отгадывание загадок;
наглядный: показ экспонатов в их натуральном виде; демонстрация уникальных предметов быта и документов из музейного фонда; просмотр видеофильмов, видеозаписей, иллюстраций, наглядных пособий и т.п.;
практический: выполнение познавательных упражнений, творческих заданий (на внимание, память, эрудицию); создание, проигрывание и анализ ситуаций, моделирующих реальную жизнь; ролевые игры; путешествие по сказкам; инсценирование с погружением в прошлое, участие детей в различных народных и детских праздниках, фестивалях.
При реализации программы используются следующие образовательные технологии:
игровые
здоровьесберегающие
Литература:
Нормативно-правовые акты и документы
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 №28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»,
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4.07.2014 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Литература для педагога
Баранова О.Г., Зимина Т.А., Мадлевская Е.Л. и др. Русский праздник (иллюстрированная энциклопедия) – СПб.: «Искусство – СПб», 2001.
Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. Утварь, одежда, пища и питьё, здоровье и болезни, нравы, обряды, приём гостей /Костомаров Н.И. – М.: Экономика, 1993.
Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб, 1999.
Мерцалова М.Н. История костюма – М.: Искусство, 1972.
Некрылова А, Русские народные городские праздники увеселения и зрелища: конец 18 – начало 20 века.- Л.: Искусство,1984.
Православный календарь, 2007.
Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе – М., 1988.
Литература для детей
Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор, 1987.
Васин. Сборник скороговорок.- М, 2000.
Ищук В.В., Нагибин М.И. Народные праздники. - Ярославль, Академия, 2000.
Ладушки. Энциклопедия детского фольклора - М., Белый город, 2008.
Морозова Т. Необычайное путешествие в Древнюю Русь. - М.: "Молодая гвардия",1994.
Потягушеньки, порастушеньки. - Пермь: "Пермская книга", 1993.
Русские народные загадки, пословицы, поговорки. - М., Просвещение, 1990.
Семенова М. Мы - славяне. - С.-П., 1997.
Чекулаева Е. Волшебный праздник всех народов. - М., Линка-пресс, 2000.