Дополнительная общеразвивающая программа «Русские народные традиции и обычаи»

0
0
Материал опубликован 22 March 2019

Управление образования города Калуги

МБОУДО ЦРТДиЮ «СОЗВЕЗДИЕ» г. Калуги

 

Принята решением

методического совета УТВЕРЖДАЮ

Протокол № __ от «___»___20___ г. Директор МБОУДО ЦРТДиЮ

«Созвездие» г. Калуги

_____________ С.Л.Милютина

Приказ №____от «___»_____20____г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

Программа

Русские народные традиции

и обычаи

Направленность: социально-педагогическая

Возраст учащихся: 7-11 лет

Срок реализации: 3 года

Составитель:

педагог дополнительного образования

МБОУДО ЦРТДиЮ

«СОЗВЕЗДИЕ» г. Калуги, НСП "Радуга"

Малышева Татьяна Александровна

Калуга, 2018

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

1.

ФИО автора программы, должность, квалификационная категория

Малышева Татьяна Александровна, педагог дополнительного образования

2.

Название программы

Русские народные традиции и обычаи

3.

Тип программы

Модифицированная

4.

Направленность программы

Социально-педагогическая

5.

Где принята

На методсовете  06.08.2018 г. МБОУДО ЦРТДиЮ

«СОЗВЕЗДИЕ» г. Калуги

6.

Срок реализации

3 года

7.

Среднее количество часов реализации в год

72 часа

8.

Уровень реализации

начальное образование

9.

Направление деятельности в рамках реализации программы

- формирование представлений о традициях, праздниках, ремеслах народов, населяющих Россию;

- овладение умениями организовывать свою жизнь по правилам, заложенным традициями российского народа.

10.

Уровень усвоения

общекультурный

11.

Цель программы и основное содержание

Способствовать самовыражению и социализации ребенка посредством изучения традиций и обычаев русского народа.

13.

Основные компетенции, формируемые у детей

Личностные:

- умение активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

- умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

- умение оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметные:

- организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её целей;

- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.

- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

- проявлять индивидуальные творческие способности.

Коммуникативные:

-умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении целей;

-умение доносить информацию в доступной, эмоционально - яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

14.

Характеристики детей

7-11 лет

15.

Способ освоения содержания образования

Репродуктивный, эвристический, практический, творческий

16.

Место реализации

МБОУ СОШ №2, №25 г.Калуги

РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Каждое занятие по культуре и традициям русского народа призвано формировать у детей способность ценностных суждений об окружающей его действительности, так ка в наше время в образовательных учреждениях мало говорят о культуре, обычаях, образе жизни наших предков, поэтому бытовая сторона нашего народа в своём прошлом почти утеряна для нас. Между тем археологические и этнографические исследования указывают нам на следы обычаев, обрядов народа. В сказках, былинах, поверьях, песнях и в поэзии встречается очень много правды о родной старине, передаётся весь народный характер с его обычаями и понятиями с нравами и бытом. Знание культуры и обычаев своего народа, являясь средством нравственного и эстетического воспитания и творческого развития детей, играет важную роль в формировании личности любящей и знающей культурное наследие своей страны. Поэтому знание жизни и характера своих предков поможет ребёнку познать истоки национальной культуры.

Актуальность. Молодое поколение относится порой к русским традициям как к экзотике, не понимая истоков и самобытной красоты народной культуры.

Программа «Русские народные традиции и обычаи» способствует приобщению детей к народной культуре. Программа имеет важное воспитательное значение, так как раскрывает нравственное и эстетическое богатство традиционной культуры. Кроме академического изучения наследия нашего народа дети, проигрывая различные обряды, традиции и праздники, погружаются в ту или иную бытовую сторону нашего народа.

Отличительные особенности программы.

Программа «Русские народные традиции и обычаи» - модифицированная. В основу программы положено пособие «Праздники, традиции и ремёсла народов России» Л.Н.Михеевой. Программа раскрывает перед младшими школьниками яркий спектр народной культуры, рождает эмоциональные реакции, чувство удивления и восторга красотой русского народного искусства в разных его проявлениях. Дети принимают участие в подготовке и проведении народных календарных праздников, знакомятся с основными религиозными праздниками и обрядами, изучают разнообразные ремесла русского народа.

Данная программа направлена на развитие творческих способностей детей и их эстетическое воспитание.

Цель: Способствовать самовыражению и социализации ребенка посредством изучения традиций и обычаев русского народа.

Задачи:

Образовательные:

- знакомить учащихся с историей России, с ее традициями, праздниками и ремеслами;

- знакомить навыкам научно – поисковой деятельности по сбору и обработке краеведческих и этнических материалов.

Воспитательные:

- формировать активную жизненную и гражданскую позицию;

- воспитывать чувства любви и привязанности к своей Родине, ее истории, традициям, культуре.

Развивающие:

- формировать умения общаться, слушать других, понимать интересы коллектива;

- развивать личностные качества: самостоятельность, ответственность, активность;

- формировать потребность в самопознании, в саморазвитии.

Условия реализации программы.

Программа предназначена для детей в возрасте 7-11 лет. В объединение принимаются дети по желанию.

Срок реализации программы – 3 года.

Режим занятий:

1 год обучения – 2 часа в неделю, 72 часа.

2 год обучения – 2 часа в неделю, 72 часа.

3 год обучения – 2 часа в неделю, 72 часа.

Программа может корректироваться в процессе работы с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их способности усваивать материал.

Формы организации занятий: занятия проводятся в группе из 15 человек, возможны индивидуальные занятия.

Принципы построения программы:

принцип индивидуального и дифференцированного подхода – предполагает учёт возрастных, личностных особенностей детей, уровень их психического и физического развития.

принцип доступности - отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста); предполагает значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску. Не следует употреблять научные термины, хотя содержание некоторых из них может быть объяснено в доступной и привлекательной форме.

принцип рационального сочетания разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

принцип конструктивизма - его применение означает, что в качестве примеров для младших школьников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация.

 Планируемые результаты освоения программы.

В ходе реализации программы у обучающихся будут сформированы:

Личностные результаты.

- умение выделять в потоке информации необходимый материал по заданной теме;

- умение активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

- умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

Метапредметные результаты:

Обучающиеся научатся:

- организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её целей;

- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

- проводить сравнение и классификацию объектов;

- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

- проявлять индивидуальные творческие способности.

- активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении целей;

-умение доносить информацию в доступной, эмоционально - яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Предметные результаты:

- представления о традициях, праздниках, ремеслах народов, населяющих Россию;

- овладение умениями организовывать свою жизнь по правилам, заложенным традициями российского народа.

Усвоение программы возможно по 3 уровням

После 1-го года обучения:

Низкий уровень:

Знают:

- ТБ, правила поведения на занятиях;

- устройство русской избы;

- 2-3 предмета домашней утвари, орудий труда;

- правила 2-3 народных игр;

- традиции гостеприимства;

- деление на языческие, церковные, гражданские праздники;

- 2-3 сказки, пословицы; загадки;

-особенности русских народных традиций;

- различие между праздничной и будничной одеждой

Умеют:

- работать в коллективе;

- обыграть 2-3 народные игры;

- расписать силуэт матрёшки по образцу

Средний уровень:

Знают:

- ТБ, правила поведения на занятиях;

- блюда национальной кухни;

- правила 4-5 народных игр;

- традиции встречи весны и осени;

- называют языческие, церковные, гражданские праздники (1-2);

- особенности росписи русской матрёшки (по местности);

- использование цветовой гаммы в русском народном костюме

Умеют:

- работать в коллективе;

- обыграть 4-5 народных игр;

- расписать силуэт глиняной игрушки (дымковской);

- инсценировать сказку с помощью настольного театра

Высокий уровень:

Знают:

- технологию приготовления народных блюд (щи);

- особенности и традиции празднования языческих, церковных и гражданских праздников;

- самостоятельно организовать инсценировку сказки (по выбору) с помощью театра Би-Ба-Бо

Умеют:

- работать в коллективе;

- обыграть «встречу гостей»;

- изготовить поздравительную открытку (по выбору)

После 2-го года обучения:

Низкий уровень:

Знают:

- ТБ, правила поведения на занятиях;

- виды русской избы;

- 2-3 предмета домашней утвари, орудий труда;

- правила 2-3 народных игр;

- традиции обряда «крещение»;

- деление на языческие, церковные, гражданские праздники;

- 2-3 сказки, пословицы; загадки;

-особенности русских народных традиций;

- различие между праздничной и будничной одеждой.

Умеют:

- работать в коллективе;

- обыграть 2-3 народные игры;

- расписать силуэт дымковской игрушки

Средний уровень:

Знают:

- ТБ, правила поведения на занятиях;

- блюда национальной кухни;

- правила 4-5 народных игр;

- традиции встречи весны и осени;

- называют языческие, церковные, гражданские праздники (1-2);

- особенности росписи глиняной игрушки (Каргопольская, Дымковская и др.);

- использование цветовой гаммы в русском народном костюме

Умеют:

- работать в коллективе;

- обыграть 4-5 народных игр;

- расписать силуэт глиняной игрушки (каргополская);

- инсценировать сказку с помощью настольного театра

Высокий уровень:

Знают:

- ТБ, правила поведения на занятиях;

- технологию приготовления народных блюд (каша,щи);

- особенности и традиции празднования языческих, церковных и гражданских праздников;

- самостоятельно организовать инсценировку сказки (по выбору) с помощью театра Би-Ба-Бо

Умеют:

- работать в коллективе;

- обыграть Колядки;

- изготовить поздравительную открытку (по выбору)

После 3-го года обучения:

Низкий уровень:

Знают:

- ТБ, правила поведения на занятиях;

- особенности убранства русской избы;

- 2-3 предмета домашней утвари, орудий труда;

- правила 2-3 народных игр;

- традиции встречи весны и осени;

- деление на языческие, церковные, гражданские праздники;

- 2-3 сказки, пословицы; загадки;

- различие между сезонной одеждой, головными уборами и обувью.

Умеют:

- работать в коллективе;

- обыграть 2-3 народные игры;

- расписать силуэт подноса (жостово)

Средний уровень:

Знают:

- ТБ, правила поведения на занятиях;

- блюда национальной кухни;

- правила 4-5 народных игр;

- традиции обряда «сватовство»;

- называют языческие, церковные, гражданские праздники (1-2);

- виды народных промыслов;

- использование цветовой гаммы в русском народном костюме.

Умеют:

- работать в коллективе;

- обыграть 4-5 народных игр;

- расписать силуэт глиняной игрушки (каргополская);

- инсценировать сказку с помощью настольного театра

Высокий уровень:

Знают:

- ТБ, правила поведения на занятиях;

- технологию приготовления народных блюд (каша,щи);

- виды и характерные особенности народных промыслов;

- особенности и традиции празднования языческих, церковных и гражданских праздников;

- значение символов в рисунке русского народного костюма.

Умеют:

- работать в коллективе;

- обыграть Колядки;

- изготовить поздравительную открытку (по выбору);

- самостоятельно организовать инсценировку сказки (по выбору) с помощью театра Би-Ба-Бо

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебно-тематический план 1-го года обучения

№ п\п

Название тем

Всего часов

Теория

Практика

Формы проведения занятий

Формы подведения итогов

1.

Вводное занятие

1

0,5

0,5

Лекция

Опрос

2.

Домашняя жизнь и нравы русского народа (быт)

9

2

7

Лекция, беседа, экскурсия, презентация, народные игры, дидактические игры

Викторина

3.

Русские традиции

14

2

12

Лекция, беседа, народные игры, дидактические игры, практические занятия

Посиделки

4.

Календарные народные праздники

10

2

8

Лекция, беседа, народные игры, дидактические игры, практические занятия

Праздник

5.

Русское народное творчество

14

2

12

Лекция, беседа, народные игры, дидактические игры, просмотр мультфильмов

Конкурс-игра

6.

Народные ремёсла

14

2

12

Лекция, беседа, дидактические игры, народные игры, практические занятия, экскурсия

Выставка

7.

История и особенности русского костюма

9

2

7

Лекция, беседа, экскурсия, практические занятия, дидактические игры

Викторина

8.

Итоговое занятие

1

1

 

Беседа

Анкетирование

Итого:

72

13,5

58,5

   

Содержание тем 1-го года обучения

Раздел 1. Вводное занятие

Теория: Презентация программы. Инструктаж по ТБ

Практика: игры на знакомство «Плетень». Анкетирование «Мои интересы».

Раздел 2. Домашняя жизнь и нравы русского народа (быт)

Теория: знакомство с устройством русской избы; с домашней утварью и посудой; орудиями труда; народной игрушкой; особенности русской национальной кухни

Практика: экскурсия в краеведческий музей; презентация; русские народные игры

Раздел 3. Русские традиции

Теория: Именины (именинные пироги, именинный стол, подарки); обычаи встречи весны, осени; встреча гостей

Практика: русские народные игры; обыгрывание некоторых традиций

Раздел 4. Календарные народные праздники

Теория: знакомство с традициями празднования календарных (языческих) праздников: Святки, Масленица; церковных праздников: Рождество, Вербное воскресенье, Пасха; гражданских праздников: Новый год, 9 Мая.

Практика: организация и проведение обрядовых и гражданских праздников

Раздел 5. Русское народное творчество

Теория: знакомство детей с устным народным творчеством (сказки, колыбельные песни, пословицы, поговорки, потешки).

Практика: разучивание поговорок, пословиц, колыбельных песен; чтение сказок; обыгрывание сказок с помощью настольного театра, театра би-ба-бо; просмотр мультфильмов, поставленных по Р.Н.С.

Раздел 6. Народные ремёсла

Теория: знакомство с предметами декоративно-прикладного искусства: русская народная игрушка-самоделка; русская матрёшка; народная глиняная игрушка (Дымковская)

Практика: посещение Дома мастеров; роспись русской матрёшки (силуэт на бумаге); народные игры.

Раздел 6. История и особенности русского народного костюма

Теория: композиция женского и мужского русского костюма; праздничная и будничная одежда

Практика: рисование элементов русского костюма; посещение краеведческого музея; дидактические игры

Учебно-тематический план 2-го года обучения

№ п\п

Название тем

Всего часов

Теория

Практика

Формы проведения занятий

Формы подведения итогов

1.

Вводное занятие

1

0,5

0,5

Лекция

Опрос

2.

Домашняя жизнь и нравы русского народа (быт)

9

2

7

Лекция, беседа, экскурсия, презентация, народные игры, дидактические игры

Викторина

3.

Русские традиции

14

2

12

Лекция, беседа, народные игры, дидактические игры, практические занятия

Посиделки

4.

Календарные народные праздники

10

2

8

Лекция, беседа, народные игры, дидактические игры, практические занятия

Праздник

5.

Русское народное творчество

14

2

12

Лекция, беседа, народные игры, дидактические игры, просмотр мультфильмов

Конкурс-игра

6.

Народные ремёсла

14

2

12

Лекция, беседа, дидактические игры, народные игры, практические занятия, экскурсия

Выставка

7.

История и особенности русского костюма

9

2

7

Лекция, беседа, экскурсия, практические занятия, дидактические игры

 

8.

Итоговое занятие

1

1

 

Беседа

Анкетирование

Итого:

72

13,5

58,5

 

Содержание тем 2-го года обучения

Раздел 1. Вводное занятие

Теория: Презентация программы. Инструктаж по ТБ

Практика: игры на знакомство «Плетень». Анкетирование «Мои интересы».

Раздел 2. Домашняя жизнь и нравы русского народа (быт)

Теория: устройство русской избы; домашняя утварь и посуда; орудия труда; народная игрушка; особенности русской национальной кухни; жилые местности и города старой Руси; образ домашней жизни

Практика: экскурсия в краеведческий музей; презентация; русские народные игры

Раздел 3. Русские традиции

Теория: Именины (именинные пироги, именинный стол, подарки); обычаи встречи весны, осени; встреча гостей; крещение (выбор имени младенца, подарки, выбор крестных)

Практика: русские народные игры; обыгрывание некоторых традиций

Раздел 4. Календарные народные праздники

Теория: знакомство с традициями празднования календарных (языческих) праздников: Святки, Масленица, Иван Купало; церковных праздников: возникновение церковных праздников и церковный календарь, Рождество, Вербное воскресенье, Пасха, Троица; гражданских праздников: Новый год, 9 Мая.

Практика: организация и проведение обрядовых и гражданских праздников

Раздел 5. Русское народное творчество

Теория: знакомство детей с устным народным творчеством (сказки, колыбельные песни, пословицы, поговорки, потешки, былины); русскими народными песнями и танцами.

Практика: разучивание поговорок, пословиц, колыбельных и народных песен; чтение сказок, былин; обыгрывание сказок с помощью настольного театра, театра би-ба-бо; просмотр мультфильмов, поставленных по Р.Н.С.

Практика:

Раздел 6. Народные ремёсла

Теория: знакомство с предметами декоративно-прикладного искусства: русская народная игрушка-самоделка; русская матрёшка; народная глиняная игрушка (каргопольская, дымковская, хлудневская); хохломская, гжельская роспись.

Практика: посещение Дома мастеров; роспись шаблонов изделий разными видами росписей (поднос – гжель, кувшин – гжель), Барышня (дымковская роспись), козлик (каргопольская) и т.д.; народные игры.

Раздел 6. История и особенности русского народного костюма

Теория: История и особенности русского костюма; композиция женского и мужского русского костюма; праздничная и будничная одежда

Практика: рисование элементов русского костюма; посещение краеведческого музея; дидактические игры

Учебно-тематический план 3-го года обучения

№ п\п

Название тем

Всего часов

Теория

Практика

Формы проведения занятий

Формы подведения итогов

1.

Вводное занятие

1

0,5

0,5

Лекция

Опрос

2.

Домашняя жизнь и нравы русского народа (быт)

9

2

7

Лекция, беседа, экскурсия, презентация, народные игры, дидактические игры

Викторина

3.

Русские традиции

14

2

12

Лекция, беседа, народные игры, дидактические игры, практические занятия

Посиделки

4.

Календарные народные праздники

10

2

8

Лекция, беседа, народные игры, дидактические игры, практические занятия

Праздник

5.

Русское народное творчество

14

2

12

Лекция, беседа, народные игры, дидактические игры, просмотр мультфильмов

Конкурс-игра

6.

Народные ремёсла

14

2

12

Лекция, беседа, дидактические игры, народные игры, практические занятия, экскурсия

Выставка

7.

История и особенности русского костюма

9

2

7

Лекция, беседа, экскурсия, практические занятия, дидактические игры

 

8.

Итоговое занятие

1

1

 

Беседа

Анкетирование

Итого:

72

13,5

58,5

 

Содержание тем 3-го года обучения

Раздел 1. Вводное занятие

Теория: Презентация программы. Инструктаж по ТБ

Практика: игры на знакомство «Плетень». Анкетирование «Мои интересы».

Раздел 2. Домашняя жизнь и нравы русского народа (быт)

Теория: устройство русской избы; домашняя утварь и посуда; орудия труда; народная игрушка; особенности русской национальной кухни; жилые местности и города старой Руси; образ домашней жизни

Практика: экскурсия в краеведческий музей; презентация; русские народные игры

Раздел 3. Русские традиции

Теория: Именины (именинные пироги, именинный стол, подарки); обычаи встречи весны, осени; встреча гостей; крещение (выбор имени младенца, подарки, выбор крестных); свадебные обряды (сватовство)

Практика: русские народные игры; обыгрывание некоторых традиций

Раздел 4. Календарные народные праздники

Теория: знакомство с традициями празднования календарных (языческих) праздников: Святки, Масленица, Иван Купало; церковных праздников: возникновение церковных праздников и церковный календарь, Рождество, Вербное воскресенье, Пасха, Троица, Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы; гражданских праздников: Новый год, День Защитника Отечества, 9 Мая, День России

Практика: организация и проведение обрядовых и гражданских праздников

Раздел 5. Русское народное творчество

Теория: знакомство детей с устным народным творчеством (сказки, колыбельные песни, пословицы, поговорки, потешки, былины); русскими народными песнями и танцами.

Практика: разучивание поговорок, пословиц, колыбельных и народных песен; чтение сказок, былин; обыгрывание сказок с помощью настольного театра, театра би-ба-бо; просмотр мультфильмов, поставленных по Р.Н.С.

Практика:

Раздел 6. Народные ремёсла

Теория: знакомство с предметами декоративно-прикладного искусства: русская народная глиняная игрушка (каргопольская, хлудневская); хохломская, гжельская, жостовская роспись; кузнечное дело; Павлово-посадский промысел.

Практика: посещение Дома мастеров; роспись шаблонов изделий разными видами росписей (поднос – жостово, кувшин – гжель), козлик (каргопольская) и т.д.; народные игры.

Раздел 6. История и особенности русского народного костюма

Теория: История и особенности русского костюма; композиция женского и мужского русского костюма; праздничная и будничная одежда

Практика: рисование элементов русского костюма; посещение краеведческого музея; дидактические игры

РАЗДЕЛ 3. ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Диагностика уровня усвоения программы организуется 2 раза в год: промежуточная (в январе), итоговая – в апреле.

Основной метод педагогической диагностики, используемый в работе: наблюдение.

Формы подведения итогов по темам:

устный опрос;

викторины;

творческие работы;

анкетирование;

выставки

Формы итогового контроля:

выставки;

открытые занятия;

защита творческих работ

РАЗДЕЛ 4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Методы и формы работы с детьми

словесный: объяснение (нередко – с использованием колыбельных песен, пестушек, поговорок), рассказ, беседа, обсуждение, анализ пословиц, отгадывание загадок;

наглядный: показ экспонатов в их натуральном виде; демонстрация уникальных предметов быта и документов из музейного фонда; просмотр видеофильмов, видеозаписей, иллюстраций, наглядных пособий и т.п.;

практический: выполнение познавательных упражнений, творческих заданий (на внимание, память, эрудицию); создание, проигрывание и анализ ситуаций, моделирующих реальную жизнь; ролевые игры; путешествие по сказкам; инсценирование с погружением в прошлое, участие детей в различных народных и детских праздниках, фестивалях.

При реализации программы используются следующие образовательные технологии:

игровые

здоровьесберегающие

Литература:

Нормативно-правовые акты и документы

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Письмо Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 №28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»,

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4.07.2014 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Литература для педагога

Баранова О.Г., Зимина Т.А., Мадлевская Е.Л. и др. Русский праздник (иллюстрированная энциклопедия) – СПб.: «Искусство – СПб», 2001.

Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. Утварь, одежда, пища и питьё, здоровье и болезни, нравы, обряды, приём гостей /Костомаров Н.И. – М.: Экономика, 1993.

Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб, 1999.

Мерцалова М.Н. История костюма – М.: Искусство, 1972.

Некрылова А, Русские народные городские праздники увеселения и зрелища: конец 18 – начало 20 века.- Л.: Искусство,1984.

Православный календарь, 2007.

Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе – М., 1988.

Литература для детей

Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор, 1987.

Васин. Сборник скороговорок.- М, 2000.

Ищук В.В., Нагибин М.И. Народные праздники. - Ярославль, Академия, 2000.

Ладушки. Энциклопедия детского фольклора - М., Белый город, 2008.

Морозова Т. Необычайное путешествие в Древнюю Русь. - М.: "Молодая гвардия",1994.

Потягушеньки, порастушеньки. - Пермь: "Пермская книга", 1993.

Русские народные загадки, пословицы, поговорки. - М., Просвещение, 1990.

Семенова М. Мы - славяне. - С.-П., 1997.

Чекулаева Е. Волшебный праздник всех народов. - М., Линка-пресс, 2000.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации