Исследовательская работа "Малые жанры фольклора"
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа с.Акурай»
Исследовательская работа по литературе
«Малые жанры фольклора»
Чистяков Егор, 6 класс
Руководитель работы: Чаузова Ольга Юрьевна,
учитель русского зыка и литературы
с. Акурай
2020 год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………
ГЛАВА I. МАЛЫЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА
Потешки и пестушки
Пословицы и поговорки
Загадки
ГЛАВА II. УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ПРИВИВАЕТ ЛЮБОВЬ К КУЛЬТУРЕ РУССКОГО НАРОДА.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Фольклор (folk-lore) – международный термин английского происхождения, впервые введенный в науку в 1846 году ученым Вильямом Томсом. В буквальном переводе он означает – "народная мудрость", "народное знание" и обозначает различные проявления народной духовной культуры.
Народный фольклор используется русским народом и в наше время. Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, является исторической основой всей мировой художественной культуры, источником национальных художественных традиций, выразителем народного самосознания. Произведения помогают воссоздавать характерные черты народной речи.
В русской науке закрепились и другие термины: народное поэтическое творчество, народная поэзия, народная словесность. Названием "устное творчество народа" подчеркивают устный характер фольклора в его отличие от письменной литературы. Название "народно - поэтическое творчество" указывает на художественность как на признак, по которому отличают фольклорное произведение от верований, обычаев и обрядов. Такое обозначение ставит фольклор в один ряд с другими видами народного художественного творчества и художественной литературы.
Фольклор – это словесное устное творчество. Ему присущи свойства искусства слова.
К малым фольклорным жанрам относятся произведения, различающиеся по жанровой принадлежности, но имеющие общий внешний признак – небольшой объем.
Малые жанры фольклорной прозы очень разнообразные: пословицы, поговорки, приметы, загадки, прибаутки, потешки и пестушки и др.
Цель проекта:
- повысить уровень творческого и речевого развития средствами фольклора;
- показать красоту и ценность малых жанров;
- воспитывать интерес к фольклорным традициям русского народа.
Актуальность:
Тема фольклора актуальна в настоящее время как культурная память народа, существовавшая и создававшаяся всегда.
Гипотеза:
Произведения устного народного творчества живут вечно, это историческая память и надо относиться к ней уважительно.
Проблемные вопросы:
Что относится к малым жанрам фольклора?
Учебные вопросы:
Что такое фольклор?
Какие жанры устного народного творчества нам известны?
Методы исследования: изучение и анализ литературных источников, систематизация.
ГЛАВА I. МАЛЫЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА
Пестушки и потешки.
Эмоциональное общение - это самое главное в развитии маленького ребенка, начиная с первых месяцев его жизни. Ласковые мамины руки, ее голос, любящий взгляд, первые игры в сочетании с поэтическим словом – все это очень важно для ребёнка. И можно лишь удивляться народному гению, сумевшему выразить в поэтическом слове великую силу материнской любви. Народная педагогика включает малые жанры поэтического творчества для детей: пестушки, потешки, прибаутки, присказки и пр.
Пестушки - песенки и стишки, которыми сопровождают первые сознательные движения ребенка .
Потешки- песенки и стишки к первым играм ребенка с пальцами , ручками и ножками .
Потешки и пестушки незатейливы по содержанию и просты по форме. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют малыша прислушиваться, замирать на какое-то мгновение, всматриваясь в лицо говорящего. Проснувшегося малютку, мама ласкает, нежно приговаривает:
«Потягушечки!
Порастушечки!
Поперек толстушечки,
Руки - хватушечки.
Ноги - бегушечки».
Всё это доставляет малышу массу удовольствия. Прислушиваясь к ласковым словам мамы, кроха смеется и протягивает ручки, вытягивает ножки.
Когда малыш начинает овладевать ходьбой, на помощь приходят другие пестушки, например:
Та-та-та, та-та-та,
Вышла кошка за кота;
Кот ходит по лавочке,
Водит кошку за лапочки,
Топы-топы по лавочке,
Цапы-цапы за лапочки.
Произнося эти стихи, мама держит малыша за ручки и, отступая назад, аккуратно ведет его за собой.
Постепенно пестушки сменяются потешками - так называются песенки-приговоры, сопутствующие игре пальчиками, ручками, головкой, ножками. От пестушек потешки отличаются тем, что они рассчитаны на активность самого ребенка, который выполняет самостоятельно игровые движения, соотнося их с содержанием песенки-потешки.
Ладушки, ладушки!
Где были?
У бабушки.
Что вы ели?
Кашку.
Пили?
Простоквашку.
Простоквашка вкусненька,
Кашка сладенька,
Бабушка добренька!
Попили, поели, шу-у-у…
Домой полетели,
На головку сели,
Ладушки запели.
Малыш вскидывает ручки, делает взмахивания и прикладывает ладошки к головке. В потешку можно поставить любое имя: важно, чтобы малыш понимал, что речь идет о нем.
Умывая, можно сказать:
Водичка-водичка,
Умой наше личико.
У русского народа, как и у любого другого, есть бесценное богатство - его опыт, его фольклор. За века бабушки, матушки, нянюшки сложили много песенок, потешек и говорушек, которые мне очень понравились.
1.2. Пословицы и поговорки
Русские пословицы и поговорки — меткие выражения, созданные русским народом, а также переведенные из древних письменных источников и заимствованные из произведений литературы, в короткой форме выражающие мудрые мысли народов входящих в состав России. Многие русские пословицы состоят из двух соразмерных, рифмующихся частей. Пословицы, как правило, имеют прямой и переносный смысл (мораль). Пословицы отличаются от поговорок более высоким обобщающим смыслом. Наиболее древние из дошедших до нас произведений русской письменности, содержащие пословицы, датируются XII веком.
Научные исследования, где пословицы, поговорки выступали предметом изучения, стали появляться с начала XIX в. Это были небольшие сборники изречений, иногда снабженные комментариями; при этом не устанавливались четкие различия между жанрами.
До сих пор пословица и поговорка русского языка не имеет четкого определения. Хотя нет ни одного словаря, где не предпринимались бы попытки определить смысловое содержание данного языкового явления.
Думаю, это обусловливается, прежде всего, тем, что очень мало издавалось трудов общего характера, но гораздо больше текстов и необоснованных определений. Те же авторы, которые пытались привести чёткую классификацию пословиц и поговорок, основывались на понятии тематики, поэтому приходили к разным точкам зрения.
Пословицы и поговорки часто путают.
В книгах очень часто пишут «Пословицы и поговорки», и при этом имеют в виду лишь пословицы.
Чаще всего сайты дают список «Пословиц и поговорок», в котором на самом деле присутствуют лишь пословицы. Изредка в таких списках могут попадаться и некоторые поговорки.
Вот пословицы и поговорки. Почувствуйте разницу между пословицами и поговорками.
Поговорки | Пословицы |
Чужими руками жар загребать. И нашим и вашим. Шито-крыто. Чудеса в решете. | Легко чужими руками жар загребать. Шито-крыто, а узелок-то тут. И нашим и вашим за копейку спляшем. |
Менялась жизнь, появлялись новые поговорки, забывались старые, но оседало бесспорно ценное, имеющее значение и для последующих эпох. Широкому распространению и долголетию пословиц способствовало то, что часть их, теряя свой прямой смысл, приобретала смысл переносный. О чем бы ни говорилось в пословицах - это всегда обобщение. Образное отражение действительности в пословице связано и с эстетической оценкой разнообразных явлений жизни. Вот почему пословицы есть и веселые, и грустные, и потешные, и горькие.
Вот как сказал об этой черте народных пословиц В.И. Даль: пословица - это «свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач и рыдание, радость и веселье, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый».
1.3. Загадки
Очень часто в жизни мы сталкиваемся с загадками. Это бывает в раннем детстве, когда ребёнок знакомится с миром предметов, отгадывая загадки, затем в школе на уроках литературы, в общении с друзьями, и даже во взрослой жизни.
Зачем нужна загадка? Она развивает ум, смекалку, воображение, наблюдательность. В чём прелесть загадки? В её краткости, меткости, ёмкости. Как быстро летит время, когда ты разгадываешь загадку.
Загадка живёт много веков. С раннего детства она служит и забавой, и своеобразной «тренировкой» ума. В школьной программе по литературе загадке отводится особое место, поэтому мы решили расширить представление о загадке и её видах. В современном мире загадка жива.
Слово «загадка» - древнего происхождения. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка». В загадке дается предметное описание какого-нибудь явления, для узнавания которого требуется немалое размышление.
Загадка – это особый, интересный, веселый мир. При всей сложности загадок, отгадывание их – это игра, рассчитанная на веселье, шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа. Не случайно без них не обходится ни один детский праздник и особенно Новый год. Загадки были распространены на Руси в глубокой древности. Их приурочивали к празднованию Нового года, потому что в пору созревания и уборки хлеба нельзя было произносить тайные слова, так как они могли оказать нежелательное воздействие на природу. А вот когда заканчивался хозяйственный год, засыпала природа, затихали природные силы, люди могли немножко повеселиться, отдохнув от трудов праведных, вот тогда и устраивались эти праздники загадок.
К.П. Герд так описал вечера загадок в селах: «Здесь загадывание происходит по определенной системе. Оно начинается с загадок о человеке и кончается загадками о природе. Предметом первых загадок является человек, части и функции его тела, одежды и т.д.; затем следуют загадки о доме и предметах, которые находятся в нем; потом идут подряд двор, огород, сад, пасека, поля, леса, и все это завершается явлениями природы».Исследователь загадок К.П.Герд пишет, что название загадки переводится, как «слово, необходимое для разговора». Такую важную роль отводили загадкам в Древней Руси.
Большинство возникших давным-давно загадок воспринимаются нами как вполне современные.
Например, загадка о репке: «Кругла, а не месяц; желта, а не масло; с хвостом, а не мышь» - одинаково воспринимались и в глубокой древности и сейчас.
Как предполагают ученые, загадки являлись в древности средством обучения молодежи иносказательной речи, запоминания тайных слов. На ранней стадии развития человеческого общества загадки служили средством передачи сведений об окружающем мире старшего поколения младшим. Знание загадок и умение их разгадывать было, по мнению древних, просто жизненной необходимостью. Лишь знающий загадки человек считался сильным, мудрым; их знание приносило человеку счастье, а незнание – гибель. Так, во многих русских народных сказках, герой становится богатым или даже царем благодаря загадкам.
Загадка – это жанр народного творчества, в котором нашли свое отражение быт и нравы русского народа, окружавшая его природа. Это самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слов.
Загадка - это метафорическое выражение, в котором один предмет изображается через посредство другого, имеющего с ним хотя бы отдаленное сходство. В древности загадки были средством испытания мудрости, а теперь - народная забава.
Загадки разнообразны не только по тематике, но и по содержанию. Об одном и том же предмете, явлении, животном может быть несколько загадок, каждая из которых характеризует его с определенной стороны.
Например, в одной загадке про зайца говорится о внешнем виде животного — цвете шкурки, коротком хвосте, о том, что он легко прыгает:
Серый зверек через кочки скок!
Легкие ножки и хвоста немножко.
Другая загадка отражает характерные особенности заячьей губы:
Так смеялся,
что губа треснула.
Третья — особенности повадок:
По полю скачет — ушки прячет,
встанет столбом — ушки торчком.
Четвертая — защитную способность менять окраску:
Зимой беленький,
летом серенький.
В загадках используются разнообразные художественные средства: сравнения, противопоставления, отрицания, гиперболы,
Уже в начале XIX века загадка воспринималась как игра, как умственное состязание молодежи, но параллельно бытовала в репертуарах и взрослых и детей, была введена в учебную литературу. Это было фактом признания ее педагогической ценности.
Педагогическую ценность загадок исследователи видели в том, что она знакомит ребенка «с радостью мышления», направляет внимание на предметы и явления и их выдающиеся признаки, побуждает вникать глубже в смысл словесных обозначений этих признаков, повышает способность и определенность мышления и воображения. Помогает активизировать внимание, умение понимать и чувствовать художественный образ, развивает речь, любознательность, тренирует память.
ГЛАВА II. УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ПРИВИВАЕТ ЛЮБОВЬ К КУЛЬТУРЕ РУССКОГО НАРОДА.
Необходимо помнить, что отбор фольклорный материал показывает самобытность и неповторимое своеобразие народной культуры в ее конкретных явлениях и учить понимать художественный язык, с помощью которого выражался смысл народных высказываний, и готовить ребенка к дальнейшему освоению разных типов русской культуры как составной части мирового культурно-исторического процесса.
Таким образом, последовательное непосредственное ознакомление ребенка с духовным наследием народа предусматривает органическую взаимосвязь всех компонентов национальной культуры, которые имеют свое определенное бытовое значение, свою форму воздействия на ребенка.
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, но и организовывает его поведение. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период взросления ребёнка.
Так, например, правильный выбор потешки для детей, которые начинают посещать детский садик, помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии к знакомому и незнакомому человеку. С помощью народных песенок, потешек можно воспитывать у детей положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию, укладыванию спать. Знакомство с народнойпотешкой расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру.
Народное творчество – это неисчерпаемый источник педагогического материала, одна из основ речевого, нравственного, эстетического, патриотического воспитания. Использование в работе малых жанров фольклора позволяют детям освоить культурное наследие русского народа, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственные стороны личности.
Одной из задач нравственного воспитания является воспитание любви к Родине. В произведениях народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование патриотических чувств. Устное народное творчество несет в себе конкретные образы, краски, доступные и интересные ребенку.
Появление интереса детей к различным образцам народного творчества может рассматриваться как показатель зарождающегося чувства любви к родному краю, его истории, природе, труду людей.
В фольклоре отчетливо просматривается идея гармоничной взаимосвязи человека с природой, которая возникла из гармонии самой природы и понимания необходимости приспосабливаться к ней и преобразовывать ее. Во многих русских пословицах отражены тонкие наблюдения над природой, понимание того, что природа – это сила, с которой надо считаться.
Устное народное творчество является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и помогает детям почувствовать красоту родного языка. Фольклорные тексты раскрывают перед ребенком красоту и меткость русского языка.
Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров.
Знакомство с лучшими образцами устного народного творчества должно осуществляться как можно раньше, чтобы прививать любовь к родному языку.
Я решил узнать, какие малые жанры фольклора знают в нашем селе. Мне удалось собрать совсем небольшую коллекцию. Оказывается, этот замечательный малый жанр фольклора почти забыт. Молодые современные мамы почти его не используют в воспитании своих детей. А вот, побеседовав с бабушкой и мамой, я выяснил, что они помнят некоторые пестушки или потешки, а много забыли. Это они связывают с тем, что внучата уже выросли, да и дети живут не с ними, поэтому внуков и правнуков видят редко. Одними из самых распространённых являются «Сорока – белобока» и «Ладушки», только меняется имя и некоторые слова.
Сорока – белобока
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей зазывала.
Гости не бывали,
Кашки не едали.
Ладушки, ладушки!
Где были?
У бабушки.
Что вы ели?
Кашку.
Что пили?
Простоквашку.
Попили, поели,
Домой полетели.
Сорока – белобока
Кашку варила,
Деток кормила.
Этому дала
И этому дала,
А этому не дала:
Ты за водой не ходил,
Дров не носил,
Кашки не варил.( Игра с пальчиками).
Действительно, есть у русского народа «живой цветок» - устное народное творчество, или фольклор. У этого цветка много лепестков – пестушки и потешки, пословицы и поговорки, и др..
В произведениях устного народного творчества отражена народная мудрость. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа. Вследствие передачи произведения от лица к лицу сохраняется только удачно спетое, удачно сказанное, а плохо придуманное утрачивается. Поэтому фольклорные произведения и живут в памяти русского народа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, изучив различные источники, я много интересного узнал о малых жанрах русского фольклора и пришел к выводу, что, несмотря на то, что с тех пор, как появился фольклор, прошло немало лет, но до сих пор он не утратил своей актуальности. И сегодня дети ожидают от своих близких внимания, заботы, любви, выраженной не только в действиях, но и в добром слове.
Народное слово - непревзойденный «учитель»: вот почему взрослым так нужно овладевать приемами «бабушкиной педагогики».
Большую роль играет устное народное творчество в патриотическом и интернациональном воспитании, в воспитании любви к Родине, к ее великому народу и традициям своей Родины.
Фольклор доставляет ребенку особую радость. А также устное народное творчество дает ребенку прекрасные образцы русского языка: выразительный, меткий язык пословиц, поговорок, потешек и пестушек, загадок. Родители должны поставить перед собой увлекательную задачу - заложить в детях семена любви и уважения к фольклору и русскому слову.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 51533 слова /Под редакцией Обнорского С.П., - Государственное издатеьство иностранных и национальных словарей. – Москва: 1953. – 848 с.
2. Миронова Н. Кто такие «гуленьки»?//Дошкольное воспитание. - 2005. - № 11. – С.108-114.
3. Родничок. Книга для чтения детям 4 – 5 лет. – Тула: изд-во «Арктоус», 1994. – 207 с., ил.
4. Русское народное поэтическое творчество / Под ред. А. М. Новиковой.— Москва: 1978.— С. 138.
6. Русский фольклор /Сост. и примеч. В.Аникина. – Москва: Худож.лит., 1986. – 367 с.
7. Афанасьев А.Н. « Сказания, легенды и притчи». Полная иллюстрированная энциклопедия. – Москва ЭКСМО 2005. -254 с.
7. http://allforchildren.ru/kidfun/poteshki0.php
Соколова Елена Борисовна