Мастер-класс «Малые жанры фольклора»

5
0
Материал опубликован 13 July 2017

Пояснительная записка к презентации

Слайд 1. Тема «Малые жанры фольклора»

Слайд 2.

Цели:

повысить уровень творческого и речевого развития средствами фольклора;

приобщить участников занятия к традициям и культуре родного края через развитие речи средствами фольклора.

показать красоту и ценность малых жанров, объяснить их поучающий смысл;

воспитывать интерес к фольклорным традициям русского народа.

Ход урока

I. Орг. момент.

Рада всех приветствовать на моём мастер – классе.

Уважаемые участники, добираясь сегодня до нашей школы, вам пришлось затратить энергию.

Я предлагаю восстановить наш энергетический баланс путем ряда простых действий:

с силой потереть одну ладонь о другую (10 раз);

щеки - вверх - вниз (10 раз);

кончиками пальцев постучать по затылку и макушке (10 раз).

Учитель.

II. Тема нашего занятия «Малые жанры фольклора»

Учитель.

В современном мире всё чаще живое общение заменяется компьютером и телевидением, и эта тенденция постоянно растет, вследствие чего неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью, с отсутствием творческого начала. Вот почему и развитие речи, и развитие творчества на уроках становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Дорогие коллеги, мы сегодня с вами будем на уроке говорить о фольклоре, именно о малых жанрах.

Учитель. Скажите, пожалуйста, а что такое фольклор?

Ответ. Слово фольклор – это английское слово, сложенное из двух слов “фольк”--народ, “лор”-- учение. Фольклор – это народная мудрость.

Учитель. Люди, создавшие их когда-то, передавали другим из уст в уста, так фольклор дошел до наших дней, не оставив имен своих создателей. Ничто так не обогащает образную сторону творчества детей, как фольклор. Человек рождается вместе с фольклором, слушает сказки, потом сам начинает сочинять. А сколько загадок у маленьких… Только успевай разгадывать.

Итак, фольклор сопровождает человека с рождения, опекая в детстве, вплоть до перехода в юность.

Учитель. Известны ли вам какие- то жанры фольклора

Ответ. Это особое искусство – народные песни, танцы, легенды и сказки, обряды и т.д.

 

Слайд 3.

Учитель. А сейчас, уважаемые педагоги, я предлагаю вам ненадолго окунуться в мир детства и поиграть со мной.

Мы с вами вспомним такие малые жанры, которые нам известны с детских лет и которые нас сопровождают в течение всей нашей жизни,

как: потешки, колыбельные песни, прибаутки, считалки, дразнилки, пословицы, поговорки, загадки, небылицы.

Слайд 4.

Учитель. 1. Начнем с колыбельной песни - это песни, исполняемые матерью или нянькой при укачивании ребенка. Колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

А теперь помогите мне вспомнить колыбельную песню «Ай, лю-ли, ай, лю-ли».
Ай, лю-ли, ай, лю-ли,
Угомон тебя возьми,
Угомон тебя возьми,
Наша детка сладко спи.

Учитель. Спойте, пожалуйста, колыбельную, которую вам пела ваша мама или вы сами пели своим детям.

Слайд 5.

2. Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Например, когда ребёнок начинает учиться ходить, говорят:

Ножки, ножки,

Бегите по дорожке,

Нарвите горошку.

Учитель. А вы помните какую-нибудь пестушку?

Слайд 6

3. Потешки - песенка-приговорка,

сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребенка. Потешки сопровождают рост и развитие детей.

Задание: произнесите потешку с движениями.

Ладушки, ладушки!

Где были?

У бабушки.

Что ели?

Кашку.

Что пили?

Бражку.

Кого били? Машку.

Учитель. Назовите самые известные из них – «Коза рогатая», «Ладушки», «Сорока».

Слайд 7

4.Прибаутка   (от баять, то есть рассказывать) — стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку, например:

Сова, совинька, сова,

Большая голова,

 На колу сидела,

 В стороны глядела,

 Головой вертела.

Учитель. Вспомните и приведите свой пример…

Слайд 8.

5. Закличка. Короткое стихотворение, которое выкликали, участвуя в обрядах календарного цикла.

- Весна красна! На чем пришла?

На сошечке, на бороночке!

На овсяном снопочку,

На ржаном колосочку!

Иди, дождик, дождичек,

Пробуравь землицу,

Дай нам водицу!

Учитель. На каких праздниках используют заклички? (На масленицу, при уборке урожая, на праздник весны)

 

Слайд-9

6. Приговорка. Коротенькое стихотворение, которое произносят в разных случаях, например, обращаясь к живым существам – улитке, божьей коровке, птицам, домашним животным.

Задание: отгадать

Божья коровка,
Лети на небко,
Там твои детки
Кушают котлетки.
Всем по одной,
А тебе … ?

Мышка, мышка,

На тебе зуб костяной,

А мне … ?

 

Слайд 10

7.Считалка - небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.

Задание: посчитайтесь!

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет.

Пих-пах!

Ой-ой-ой, умирает зайчик мой!

Слайд 11

8. Скороговорка - фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют развитию речи ребёнка. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.

Ехал грека через реку.

 Видит грека: в реке рак,

 Сунул грека руку в реку -

 Рак за руку грека — цап!

Задание: вспомните скороговорку и произнесите!

 

Слайд 12

9. Загадка, выражение, которое нуждается в разгадке.

Стоит копна посреди двора, спереди вилы, а сзади метла. Что это?

Русская барыня в платке расписном имеет много детишек. Что это?

 

III. Уважаемые коллеги, я смотрю, вы немножко устали, давайте отдохнем и выполним ряд упражнений.

Физминутка.

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик,

Раз сюда, два туда,

Повернись вокруг себя,

Раз-присели, два - привстали,

Руки кверху все подняли

Раз, два, раз, два, Заниматься нам пора.

IV. Выводы.

Чему мы с вами научились на уроке? (Узнали малые жанры и научились их различать).

Что такое фольклор? (Мудрость народа).

Нужны ли нам изученные жанры? (Да, они сопровождают человека в течение всей его жизни).

Какие жанры фольклора относятся к малым?
 

Учитель. А.М. Горький сказал: «Необходимо знать наш богатый фольклор. Вникайте в творчество народное, оно здорово, как свежая вода ключей горных, подземных сладких струй. Держитесь ближе к народному языку, ищите простоты, краткости, здоровой силы, которая создаёт образ двумя-тремя словами».

VI. Заключение

Дорогие мои коллеги, я вам желаю

Новых горизонтов и открытий,
Смелых начинаний и идей,
Самых удивительных событий!
Самых замечательных детей!

Всем спасибо, до свидания!

«Поиграем»!

1.Уж ты, котичка-коток,

Котик – серенький лобок,

Приди, котик, ночевать,

Мою деточку качать. (Колыбельная)

2. Эны-бены,

Рики-факи,

Тобра-орба,

Он дысмаки,

Деус-деус,

Касматзус,

Бакс. (Считалка)

3. Большие ноги

 Шли по дороге:

Топ, топ, топ,

 Топ, топ, топ.

 Маленькие ножки

 Бежали по дорожке:

 Топ, топ, топ, топ,

 Топ, топ, топ, топ. (Пестушки)

4. Хохлатые хохотушки

Хохотом хохотали:

Ха! Ха! Ха! Ха! Ха! (Считалка.)

5. Дождик, дождик, пуще лей!
Чтобы было веселей!
Дождик, дождик, лей, лей! (Закличка)

6.На златом крыльце сидели:
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной –
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай
Добрых и честных людей! (Считалка)

7. Над бабушкиной избушкой
Висит  хлеба краюшко,
Собаки лают,
А достать не могут. (Загадка)

8. Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Ножками топ-топ,
Глазами хлоп-хлоп.
Кто вовремя не спит, не пьет,
Того коза забодает. (Потешка)

9.Плакса, вакса, гуталин,
На носу горячий блин.
Плакать не годиться,
Можно простудиться. (Дразнилка)

10. А у нас во дворе
Поросёнок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился. (Небылица)

11. На златом крыльце сидели:
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной –
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай
Добрых и честных людей! (Считалка)

12. Сенька-везенька,
Вези меня на палке,
А сам иди пешком,
Пере-вёр-тыш-ком! (Прибаутка)

13. Дождик, дождик, пуще лей!
Чтобы было веселей!
Дождик, дождик, лей, лей!
На меня и на людей! (Закличка)

14.Попугай говорит попугаю, попугай, я тебя попугаю. 
Отвечает ему попугай: попугай, попугай, попугай!!! (Скороговорка)

 

Предварительный просмотр презентации

Малые жанры фольклора

Цели: - повысить уровень творческого и речевого развития средствами фольклора; - приобщить участников занятия к традициям и культуре родного края через развитие речи средствами фольклора; - показать красоту и ценность малых жанров, объяснить их поучающий смысл; - воспитывать интерес к фольклорным традициям русского народа.  

Малые жанры фольклора – небольшие по размеру фольклорные произведения. Колыбельная песня Пестушка Потешка Прибаутка Закличка Приговорка Считалка Скороговорка Загадка

Колыбельная песня - Представляется будущее младенца; ребенку обещают счастье и богатство; навевают ребенку крепкий спокойный сон; пение зависит от покачивания колыбели, от ее ритмического движения. Ай, лю-ли, ай, лю-ли, Угомон тебя возьми, Угомон тебя возьми, Наша детка сладко спи. песня, которой убаюкивают ребенка.

Пестушка – Пестушкой сопровождают движения ребенка, действия, в которых участвует ребенок в первые месяцы жизни. Ножки, ножки, Бегите по дорожке, Нарвите горошку. короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которые пестуют младенца.

Потешка – Потешки сопровождают рост и развитие детей. Ладушки, ладушки! Где были? У бабушки. Что ели? Кашку. Что пили? Бражку. Кого били? Машку. песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребенка.

Прибаутка – Прибаутки – это веселые истории о том, как скачет галка по ельничку, как ехал Фома на курице, как курочка в сапожках избушку метет, как поссорился кот с кошкой. Сова, совинька, сова, Большая голова, На колу сидела, в стороны глядела, Головой вертела. стихотворение, похожее на короткую сказку, которое рассказывает нянюшка или мама своему ребенку.

Закличка - - Весна красна! На чем пришла? На сошечке, на бороночке! На овсяном снопочку, На ржаном колосочку! Иди, дождик, дождичек, Пробуравь землицу, Дай нам водицу! короткое стихотворение, которое выкликали, участвуя в обрядах календарного цикла.

Приговорка – Божья коровка, Лети на небко, Там твои детки Кушают котлетки. Всем по одной, А тебе… ? Мышка, мышка, На тебе зуб костяной, А мне… ? коротенькое стихотворение, которое произносят в разных случаях, например, обращаясь к живым существам – улитке, божьей коровке, птицам, домашним животным.

Считалка – Считалки- Раз, два, три, четыре, пять. Вышел зайчик погулять. Вдруг охотник выбегает, Прямо в зайчика стреляет. Пих-пах! Ой-ой-ой, умирает, зайчик мой! короткий стишок, с помощью которого определяют, кто в игре водит.

Скороговорка - Ехал грека через реку, Видит грека – в реке рак. Сунул грека руку в реку, Рак за рук грека цап. стихотворение, в котором специально собраны труднопроизносимые слова.

Загадка – Стоит копна посреди двора, спереди вилы, а сзади метла. 2. Русская барыня в платке расписном имеет много детишек. Придумывать загадки – это значит находить важное, интересное, необычное в явлениях и предметах. Находить отгадки – это значит по признакам, действиям и подобию определять предмет или явление. выражение, которое нуждается в разгадке.

– Что такое фольклор? – Какие жанры фольклора относятся к малым? – Нужны ли нам изученные жанры? – В чём их своеобразие? Проверим себя

«Необходимо знать наш богатый фольклор. Вникайте в творчество народное, оно здорово, как свежая вода ключей горных, подземных сладких струй. Держитесь ближе к народному языку, ищите простоты, краткости, здоровой силы, которая создаёт образ двумя-тремя словами.» А.М. Горький

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.