Исследовательская работа на тему" Как мультики влияют на детей"
Дистанционный конкурс с международным участием
учебно-исследовательских работ и творческих проектов
«Первые шаги в науку»
Направление: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ (психология)
КАК СОВРЕМЕННЫЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ ВЛИЯЮТ НА ДЕТЕЙ
Мунасыпова Регина
МОАУ « СОШ № 85», 3 класс
Школьный учитель:
Аббясова Райхана Рауфовна,
начальные классы
высшая категория
2022г.
Содержание
Введение 3
1.Теоретическая часть………………………………………………………
1.1. Как появился жанр – мультипликация …………………………… 4
1.2. Какие опасности скрывает в себе выдуманный мир мультипликации .. 4
2. Практическая часть
2.1. Просмотр и анализ мультфильмов………………………………….. 6
2.2. Анкетирование ……………………………………………………. 8
Заключение …………………………………………………………... 9
Литература………………………………………………………………… 10
Приложения
Введение
Детство – это самая замечательная пора в жизни человека. Но что же с ним связано больше всего? Конечно же, мультфильмы! На них вырастают поколения! Я очень люблю смотреть мультфильмы. Многие мои сверстники отказываются от игры, забывают обо всем, лишь бы сидеть часами перед телевизором.
Какие они – современные мультфильмы? Что в них особенного, плохого, хорошего? Действительно ли стоит смотреть все без ограничения? Почему взрослые одни мультики разрешают смотреть, а другие рекомендуют переключить, хоть в них такие красочные и веселые герои. Все дети, буквально взяты в плен мультипликацией. Многие мои сверстники отказываются от игры, забывают обо всем, лишь бы сидеть часами перед телевизором. Возникает вопрос, а это не вредно и как современные мультфильмы влияют на детей? Наверное, вредно, потому что современные мультфильмы не учат реальным событиям, а мы всё свободное время смотрим мультипликационные фильмы. Эту проблему можно решить, если провести исследование о влиянии современных мультфильмов.
Тема актуальна, потому что сегодня большое разнообразие мультфильмов. А современная анимация захватывает нас, поэтому надо выяснить неопасно ли такое времяпрепровождение для детей. В своей работе я хотел бы разобраться, какое влияние оказывают современные мультфильмы нашего и иностранного производства на наше сознание. Узнать, какие мультфильмы несут нам пользу, а какие нет.
Тема работы: Как современные мультфильмы влияют на детей.
Эту тему считаю очень актуальной, так как мультфильмы оказывают влияние на формирование личности.
Цель работы: На основе работы с литературой и практических исследований выявить, какое влияние оказывают современные мультфильмы отечественного и иностранного производства на наше сознание, и узнать, какие мультфильмы приносят нам пользу.
Задачи работы:
Выяснить, какие опасности скрывает в себе выдуманный мир мультипликации;
Провести анкетирование среди учащихся с целью выявления наиболее предпочтительных мультфильмов и их героев;
Изучить, как влияют мультфильмы на тревожность и агрессивность младших школьников;
Разработать памятку «Признаки вредного мультфильма».
Гипотеза: Действительно ли мультфильмы так вредны, как о них пишут психологи и говорят взрослые.
Объект исследования – учащиеся первых и вторых классов, их родители.
Предмет исследования – мультфильмы российского и иностранного производства.
Теоретическая часть
1.1. Как появился жанр – мультипликация
Анимация (animation) – производное от латинского "anima" – душа, следовательно, анимация означает одушевление или оживление. В нашем кино анимацию чаще называют мультипликацией (дословно – "размножение").
Художники всех времен и народов мечтали о возможности передать в своих произведениях подлинное движение жизни.
В XV в. появились книжки с рисунками, воспроизводившими различные фазы движения человеческой фигуры.
В 1936 г. в Москве была создана специальная студия "Союзмультфильм".
1.2. Какие опасности скрывает в себе выдуманный мир мультипликации
Мультипликационные фильмы любят дети самого разного возраста. Они близки по своим развивающим, воспитательным возможностям к сказке, игре, живому человеческому общению. Персонажи демонстрируют нам самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. Они формируют у нас первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. События, происходящие в мультфильме, позволяют повышать осведомлённость ребенка, развивать его мышление и воображение, формировать его мировоззрение.
В последние годы современные мультфильмы становятся все более и более приближенными к настоящей жизни: те же проблемы (деньги, экология, борьба за власть, преступления).
Большинство современных мультиков:
1. Яркие, действие происходит очень быстро.
2. Простой, понятный сюжет, повторяющийся во всех мультиках.
3. Значение речи для понимания мультика сведено к минимуму.
5. Много агрессии.
6. Однообразная музыка.
Персонажи | Внешние и внутренние факторы | Влияние образа на детскую психику |
Роботы, монстры (покемоны). | Непонятные формы, высокий или наоборот низкий голос, большие гипнотизирующие глаза, способность делать то, что не способны делать люди. | Роботы превосходят по разуму и по способностям человека, дают основания утверждать, что у ребёнка при продолжительном просмотре может произойти понижение самооценки, чувство, что люди ниже роботов. |
Насилие, как персонаж. | Крики, озлобленные персонажи | Сцены насилия (массовые войны, одиночные сражения), это в ребёнке вызывает потребность постоянно наблюдать сцены насилия в реальной жизни |
Пассивное занятие, как просмотр телевизора, нередко вызывает физическую и эмоциональную вялость. Дети смотрят новости, информационные программы, документальные фильмы, расширяют свой кругозор, сопереживая героям фильмов. Они часто в игре или в реальной жизни подражают насилию, демонстрируемому по телевидению. Дети склонны отожествлять себя с жертвами или агрессорами и действовать в соответствии с этими ролями. Под влиянием фильмов со сценами насилия они могут стать нечувствительными к жестокости. Дети могут прийти к заключению, что насилие является приемлемой моделью поведения. Чрезмерное увлечение зарубежными мультфильмами пагубно влияет на психику ребёнка: порождает в нём агрессию, тревожность, грубость, раздражительность, а русские мультфильмы воспитывают доброту, дружелюбие, взаимопомощь.
"Каникулы в Простоквашино" – дружелюбие, самостоятельность, хозяйственность.
"Бюро находок" – "Друзей не теряйте, их никто вам не вернет".
Наверное, было бы неправильным делить мультипликацию на черное и белое, на “наше” и “не наше”. Бесспорно, у зарубежных мультипликаторов тоже есть хорошие ленты.
Это, например, диснеевская классика: наивный Бемби, веселая Белоснежка, трудолюбивая Золушка. Но эти фильмы редко транслируются по телевидению. И мы чаще всего смотрим мультфильмы, в сюжетах которых присутствует конфликт, драка, сражение, перестрелка, убийство, т.е. элементы агрессивного поведения и насилия, которые влияют на сознание детей.
Практическая часть
Для реализации цели исследования и решения поставленных задач были использованы следующие диагностические методики.
2.1. Просмотр и анализ мультфильмов.
Совместно с родителями мы посмотрели любимые мультфильмы. Я выбрала для просмотра «Winx», «Три богатыря», «Бакуган», а мои родители – «Ну, погоди», «Карлсон» и «Приключения Фунтика». После просмотра составили сравнительную таблицу.
Иностранные мультфильмы: | Советские мультфильмы: |
1. Яркие, действие происходит очень быстро. 2. Простой, понятный сюжет, повторяющийся во всех мультиках. 3. Значение речи для понимания мультика сведено к минимуму. 4. Мультик озвучен одинаковыми голосами переводчиков. 5. Много агрессии. 6. Однообразная музыка. | 1. Интересный поучительный сюжет. 2. Не такие яркие. 3. Красивая, четкая, приятная речь. 4. Мультик озвучен профессиональными актерами. 5. Нет агрессии. 6. Классическая музыка. |
При совместном обсуждении просмотренных мультфильмов мы сформулировали признаки «вредного мультика»:
Главные герои мультфильма агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим, нередко калечат или убивают других персонажей, причём подробности жестокого, агрессивного отношения многократно повторяются.
Отклоняющееся поведение героев мультфильма никем не наказывается. Персонажа, нарушающего общепринятые правила, никто их не осуждает.
Демонстрируются опасные для жизни ребёнка формы поведения, повторять, которые в реальной действительности глупо и даже просто опасно.
Распространены сцены неуважительного отношения к людям, животным, растениям. Показано безнаказанное глумление, например, над старостью, немощностью, беспомощностью, слабостью.
Используются несимпатичные, уродливые герои.
2.2. Анкетирование
Я разработала анкету и провела социологический опрос учащихся 1,2 классов нашей школы. Анализ результатов анкетирования показал, что чаще всего смотрят мультфильмы иностранного производства: "Шпионки" – 80% опрошенных, "Шрек" – 75%. Мультфильмы российского производства «Винни-Пух», « Золушка» назвали 15% и 10 % соответственно. Исключением является мультфильм 2004 г. «Алеша Попович и Тугарин змей», его назвали 45 % детей.
На вопрос "Кто твой любимый мультигерой?" были получены следующие ответы:
Черепашки-ниндзя – 50%.
Лунтик – 5%.
Герои мультфильма «Ну, погоди!» – 2%.
Как уже видно, среди предпочитаемых мультигероев мало героев из отечественных мультфильмов, что говорит о проникновении и влиянии западной культуры в нашей стране.
Заключение
Изучив влияние просмотров мультфильмов на детей младшего школьного возраста, мы пришли к следующим выводам:
не все мультфильмы, которые предпочитают смотреть дети, являются качественными и несут позитивное воспитательное значение;
существуют и мультфильмы, которые по своим характеристикам оказывают как негативное, так и позитивное воздействие на развитие личности ребенка, независимо от их происхождения;
большинство родителей не контролируют просматриваемых детьми мультфильмов. Школьники в данном процессе выбирают мультфильмы внешне более привлекательные. Вследствие этого ребята, предпочитающие смотреть зарубежные мультфильмы, испытывают негативное воздействие на эмоциональную сферу.
настроение детей напрямую зависит от эмоционального фона просматриваемого мультфильма.
Гипотеза, сформулированная в начале работы в ходе исследования, была подтверждена. Действительно, бесконтрольное просматривание мультфильмов влияет на детей. Они копируют поведение героев, используют в своей речи услышанные негативные слова, раздражаются. Дети, которые много времени проводят за просмотром мультфильмов, живут не в реальном мире. В связи с полученными результатами нами были разработаны рекомендации родителям (Приложение 3) и буклет «Как современные мультфильмы влияют на детей» (Приложение 4).
Я предлагаю рекомендации по выбору мультфильмов:
Мультфильмы должны:
Учить дружить.
Учить выполнять свои обязанности. Поэтому герои должны примером показывать, как нужно выполнять те или иные действия.
Таким образом, цель, поставленная мной в начале исследовательской работы – достигнута. Мультипликация – это даже не кино, а шире – культура. Поэтому важно понимать, что к просмотру мультфильмов нужно относиться избирательно, они должны давать возможность размышлять, сочувствовать и сопереживать горю, радоваться победам.
Используемая литература
1. И. Гундорова. О последствиях восприятия телевизионной информации младшими школьниками стр. 49- 53//Воспитание школьников №9, 2005г.
2. Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Ч.З. Музыка. Театр. Кино./ Глав.ред. В.А. Володин.- М.: Аванта плюс, 2001
3. Абраменкова В, Богатырева А. Дети и телевизионный экран. // Восп. шк.- 2006. — №6. — С.28 -31.
4.Капков С. А. «Энциклопедия отечественной мультипликации» - М.: Алгоритм, 2006 г.
5.http://sunhi.ru/psihologiya/vliyanie-multfilmov-na-soznanie-detej-vliyanie-multfilmov-na-psihiku-rebenka.html
Анкета для учащихся
Смотришь ли ты мультфильмы? (да, нет)
Когда ты предпочитаешь смотреть мультики? (утром, в обед, вечером)
Какие мультфильмы ты предпочитаешь? (советские или иностранные)
Как называется твой любимый мультик?
Твой любимый герой?
Результаты анкетирования учащихся 1–2 классов
1.Смотришь ли ты мультфильмы?
2.Когда ты предпочитаешь смотреть мультики? (утром, в обед, вечером)
3. Какие мультфильмы ты предпочитаешь? (советские или иностранные)
4. Наиболее часто встречающиеся мультфильмы
Любимые герои мультфильмов
Приложение 3
Памятка для взрослых и детей.
1. Взрослым необходимо ограничивать времяпрепровождение ребёнка у экрана телевизора.
2. Норма нахождения за этим занятием в день составляет 0,5-1 часа (согласно нормативам САНПИН).
3. Не разрешать ребёнку смотреть мультфильмы, показывающие агрессию.
4. Помогать ребёнку отличать выдуманные и реальные события.
5. Периодически придерживаться принципа «день без телевидения», либо заменить просмотр телевидения другими полезными занятиями (чтение книг, развивающие игры и др.).
6. При выявлении повышенной тревожности необходимо понять причину её появления, дать ребёнку выговориться, дать выход негативным эмоциям через рисование, ролевые игры.