12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна43462
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск
Материал размещён в группе «Экология и мы.»
10

Виртуальная экскурсия «Как зарядка влияет на организм школьника»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 5» г. Брянска

Виртуальная экскурсия «Как зарядка влияет на организм школьника»


 

Авторы

Борздыко Марина,

Полугаевская Юлиана

учащиеся МБОУ «Гимназия №5» г. Брянска

Руководители

Легоцкая Вера Сергеевна,

учитель русского языка и литературы,

Симкин Сергей Владимирович,

учитель физической культуры

МБОУ «Гимназия №5» г. Брянска

Брянск-2017

Содержание

1. Проектный продукт………………………………………………...…..3

2. Аннотация…………………………………………………………..…..10

3. Этапы и методы работы над проектом…………………………..…..11

4.Описание процесса исполнения…………………………………….…14

5. Реферат «Влияние зарядки на организм школьника»……………...15

Выводы………………………………………………………………….…23

Список использованной литературы…………………………………....25

Приложение…………………………………………………………….….26

1.Проектный продукт

Марина: Здравствуйте, дорогие ребята! Мы, ученики 6 класса Борздыко Марина и Полугаевская Юлиана хотим представить вам нашу экскурсию «Как зарядка влияет на организм школьника». (1-2 слайд)

Юлиана: Знаете ли вы, что такое зарядка? Зарядка - это комплекс физических упражнений, выполняемых после пробуждения; обязательный элемент здорового образа жизни. (3 слайд)

Марина: Существует несколько толкований понятия «гимнастика». Одни считают, что оно произошло от слова «гимнос» – нагой (древние греки занимались физическими упражнениями обнаженными). Другие связывают происхождение «гимнастики» со словом «гимназо» – упражняю, а у третьих оно получает дополнительное толкование – упражняю, тренирую. По С.И.Ожегову, «гимнастика – совокупность упражнений для физического развития организма». (4 слайд)

Юлиана: А знаете ли вы, для чего нужна зарядка? Зарядка нужна для того, чтобы активизировать  деятельную функциональную  систему организма, способствует более быстрому переходу от сна к бодрствованию и повышению общего тонуса. (5 слайд)

Марина: Немногие знают историю происхождения зарядки. Она возникла в древней Греции, во времена античных олимпиад. Стоит отметить, что помимо комплекса базовых упражнений, она включала в себя плавание, бег, бокс, борьбу и даже верховую езду. (6 слайд)

 Юлиана: «Вся жизнь человека нуждается в гармонии и ритме» – писал Платон. До семи лет детям предлагалось воспитание в доме родителей, а после этого их посылали «к учителю гимнастики, чтобы таким образом приспособить их тела к мужественной жизни, и чтобы благодаря телесной слабости у них не появлялось малодушие во время войны или в каких-либо других случаях». (7 слайд)

Марина: Древнегреческий философ Сократ считал, что «образ жизни свободного человека» немыслим без занятий гимнастикой. «Было бы безобразием», – писал он, – «по собственному незнанию состариться так, чтобы даже не видеть по самому себе, каким способно быть человеческое тело в полноте своей красоты и силы». (8 слайд)

 Юлиана: Древние римляне тоже внесли свою лепту в «греческую гимнастику». Они ввели такие снаряды, как деревянный конь, стенка, заборы, лестницы и другие снаряды для лазанья. Таким образом, уже в древние времена средства гимнастики были очень разнообразными и применялись с различной направленностью. (9 слайд)

Марина: Гимнастические упражнения были известны еще 3 тыс. лет до н. э. в древнем Китае и древней Индии, где они применялись в лечебных целях. Древние греки под гимнастикой понимали всю систему физического воспитания, которая содержала легкую атлетику, плавание, кулачный бой, борьбу (панкратион) и др. упражнения. (10 слайд)

Юлиана: В Китае и Индии существовали комплексы упражнений, направленные на развитие гибкости и увеличения физической силы. Сейчас они трансформировались в отдельные дисциплины, которые мы знаем как йога и ушу.(11 слайд)

Марина: В конце XVIII и начале XIX вв. в странах Европы появились национальные системы гимнастики -немецкая, шведская, естественно-прикладная гимнастика во Франции и сокольская в Чехословакии, которые и легли в основу спортивной гимнастики. (12 слайд)

Юлиана: С древних времен на Руси в праздничные развлечения народа входили гимнастические упражнения. Петр I, а затем А. В. Суворов ввели военно-гимнастические упражнения в армии.(13 слайд)

Марина: В России гимнастика как средство физического воспитания утвердилась лишь в конце XVIII века и только к середине XIX века получила широкое признание. Анализируя физическое воспитание Древней Греции, русский ученый-анатом и педагог П.Ф.Лесгафт ссылался на Аристотеля и его современников, говоривших, что под влиянием физических упражнений, кроме улучшения жизнедеятельности организма, тело человека становится симметричнее и красивее, движения изящнее и грациознее. (14 слайд)

Юлиана: Создавая свою систему физического образования, он подверг критическому анализу системы физического воспитания в других странах и в то же время не умалял значения гимнастики, а работал над созданием научно обоснованной системы физического образования с широким применением гимнастических упражнений. (15 слайд)

Марина: Сегодня гимнастика направлена на общее развитие и укрепление здоровья, на овладение основными двигательными навыками. К основной гимнастике относится гимнастика для детей, для взрослых, гигиеническая гимнастика, оздоровительная, производственная. (16 слайд)

Юлиана: Как правильно делать утреннюю гимнастику? Приблизительная схема упражнений зарядки выглядит следующим образом. Начинать упражнения необходимо с потягивания, затем следует ходьба, далее комплекс упражнений для рук, плечевого пояса, мышц шеи. Затем, после постепенного разогрева мышц, приступают к упражнениям для мышц живота, туловища. (17 слайд)

Марина: Далее следует выполнять упражнения для ног, включающие в себя обязательные приседания, махи в разные стороны, выпады. Если вы имеете нормальную физическую подготовку, то в этом блоке упражнений вам подойдет выполнение упражнений силового типа. После окончания основного комплекса упражнений необходимо провести серию расслабляющих, дыхательных упражнений. (18 слайд)

Юлиана: Важно отметить, что утренняя  зарядка укрепляет самочувствие, приумножает уровень совокупной физической активности человека, способствует улучшению работы сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системы, усиливает процесс  обмена веществ, значительно повышает функциональную подготовку человека. Особенно необходимы занятия утренней зарядкой людям, имеющим проблемы с осанкой или с позвоночником.  (19 слайд)

Марина: Теперь расскажем о влиянии зарядки наотдельные системы и органы. Тренировка сердечной системы и лёгких является при современном образе жизни совершенно необходимой. Раньше тренировка происходила сама собой в течение физического труда. Но сейчас труд нередко сопряжён с постоянным сидением в напряжённой позе. (20 слайд)

Юлиана: Интенсивные физические упражнения могут помочь, но для них требуются условия и достаточное свободное время. Их невозможно выполнять, например, по дороге на работу или с работы. Тут на помощь приходит дыхательная гимнастика. Она может быть полезна, как сама по себе, так и в дополнение к не очень частым физическим тренировкам.(21 слайд)

Марина: Что же тренирует сердечную мышцу? Её тренируют такие виды деятельности, как бег, езда на велосипеде, плавание, норвежская ходьба. (22 слайд)

Марина: Главное при выполнении упражнений – не их количество и интенсивность, а регулярность. Должен соблюдаться строгий цикл: нагрузка и расслабление. Тогда мышечные волокна сердца будут увеличиваться, сердечная мышца и сосуды будут укрепляться, и польза от тренировок станет очевидной. (23 слайд)

Юлиана: Теперь мы расскажем вам, как зарядка может повлиять на лёгкие. В процессе тренировок человек может иногда надолго задерживать дыхание, что приводит к увеличению объёма лёгких и улучшению подвижности грудной клетки.(24 слайд)

Марина: Лёгкие тренированных людей значительно отличаются от лёгких людей не занимающимся спортом. Во-первых, в лёгкие спортсменов лёгкие расширяются и открываются дополнительные мешочки (альвеолы), благодаря чему увеличивается объём лёгких. (25 слайд)

Юлиана: Во-вторых, лёгкие тренированного человека гораздо лучше снабжены кровью. Следовательно, снабжают кислородом все ткани и органы организма человека. Благодаря улучшению вентиляции лёгких спортсмены меньше болеют.(25 слайд)

Юлиана: Лёгкие тренируют такие виды деятельности, как надувание шарика, бег, плавание, йога.(26 слайд)

Марина: Теперь мы познакомимся с тем, как зарядка влияет на мозг. Каждый день наш мозг обрабатывает тонны информации: нам нужно концентрировать внимание на повседневных занятиях, выполнять новые задачи, чему-то учиться, а ещё мы должны поддерживать в хорошем состоянии память и скорость реакции нервной системы. Чтобы все эти процессы происходили слаженно, наш главный орган нужно постоянно тренировать.( 27 слайд)

 Юлиана: Согласитесь, что даже данную от природы сообразительность, внимательность и концентрацию нужно не только развить в детстве, но и поддерживать в тонусе всю жизнь. Важно знать, как биологически устроен и действует наш ум: работа мозга строится на особых связях между его клетками — нейронами. Эти связи, называемые синапсы, могут возникать, укрепляться и ослабевать, в зависимости от того, как часто вы их задействуете.(28 слайд)

Марина: А как же зарядка влияет на глаза? Итак , остановка четвёртая: глаза. Глаз – это один из органов чувств, получающий 80% информации.

Сегодня многие люди проводят за компьютером, книгами, планшетами, телефонами большую часть рабочего времени. В результате органы зрения максимально напрягаются. А мы испытываем дискомфорт, сухость, усталость глаз. (29 слайд)

Юлиана: Врачи-офтальмологи утверждают, что глаза работают благодаря мускулам, а мускулы надо тренировать! (30 слайд)

Марина: Посмотрите на строение органа зрения.(31 слайд)

Юлиана: А теперь обратите внимание на гимнастические упражнения для глаз. Эти картинки -тренировка для глаз! Подобные картинки, вы также сможете найти в интернете и тренировать своё зрение.(32 слайд)

1. Крепко зажмурились на пару секунд.

2. Быстро моргаем минуту.

3.Смотрим вверх, вниз, вправо, влево 2 раза.

4. Вращаем по кругу два раза туда и обратно .

5. Закроем глаза на 2 минуты.

6. Откроем глаза и начнём заниматься.

Марина: Теперь мы предлагаем вам другой вид тренировки для глаз. В этой тренировке в отличие от предыдущей, не надо напрягаться, выполняя упражнения. Надо просто смотреть на картинки и постараться не моргать, чтобы глаз подстроился под изображение.(33 слайд )

Юлиана: На первой картинке нам кажется, что круги движутся. Но на самом деле это влияние иллюзии. (33 слайд)

Марина: На второй картинке, может показаться, что картинка немного пульсирует или движется, но и это влияние иллюзии. (33 слайд)

Юлиана: Теперь мы предлагаем вам несколько вопросов, чтобы понять, насколько вы запомнили то, о чем мы говорили.

1. Что называется зарядкой?

2. Для чего нужна зарядка?(34 слайд)

Марина:

3.В какой стране возникла зарядка?

4. Как влияет зарядка на сердце?(35 слайд)

Юлиана:

5. Как влияет зарядка на лёгкие?

6. Как влияет зарядка на мозг?

7. Как влияет зарядка на мозг? (36 слайд)

Марина: «Движение как таковое может заменить все лечебные средства, но все лечебные средства мира не могут заменить действия движения», – так еще в XVIII веке говорил известный французский врач Тиссо. Мы надеемся, ребята, что убедились в истинности слов известного врача и всегда будете делать утреннюю зарядку! (37 слайд)

2.Аннотация

В этом году мы захотели участвовать в проектной работе, но не могли определиться с темой. Идею подсказала Юлиана, потому что она обеспокоена тем, что некоторые ребята не делают зарядку не только дома, но и в гимназии перед началом урока. Марина озвучила свою идею в классе и пригласила неравнодушных ребят решить данную проблему. Юлиана предложила сделать интересный комплекс упражнений и викторину о зарядке. Марину также заинтересовала эта тема, она предложила ещё и рассказать о пользе зарядки в занимательной форме, чтобы ребята осознали пользу зарядки и делали ее дома самостоятельно. Так родилась идея проекта.

Целевая аудитория

Созданный продукт адресован ребятам 5-11 классов, которые еще мало интересуются своим здоровьем и проблемами его сохранения, а также всем, кто уже осознал ценность здорового образа жизни и хочет углубить свои представления об этом вопросе и найти единомышленников, а также всем, кто неравнодушен к новым знаниям и хочет расширить свой кругозор.

Ожидаемый результат

Созданная виртуальная экскурсия поможет учащимся 5-11 классов осознать ценности здорового образа жизни, обратить внимание на свой организм и на ту пользу, которую ему могут принести комплексы утренней зарядки, все школьники 5-11 классов начнут выполнять зарядку ежедневно по утрам.

Цель проекта

Составить виртуальную экскурсию « Как зарядка влияет на организм школьника» и рассказать школьникам 5-11 классов и пользе утренней зарядки для организма.

Задачи проекта

1) изучить научную литературу по проблеме проекта и отобрать информацию для проектного продукта;

2) составить виртуальную экскурсию по организму школьника и проиллюстрировать ее;

3) выступить с проектным продуктом перед учащимися 5-11 классов МБОУ Гимназия №5» г. Брянска;

4) оформить портфолио проекта и опубликовать его в электронных СМИ и на сайте гимназии.

4. Этапы и методы работы над проектом

Этапы

работы

Решаемые задачи

Содержание работы и деятельность участников

Предполагаемый

результат

Подготовительный

(5 дней)

Определить тему и цель проекта, сформулировать задачи, выдвинуть гипотезу, определить практическую направленность проекта.

Организуем «Мозговой штурм» и все идеи записываем в «Банк идей», проводим анкетирование среди учащихся 5-7 классов , знакомимся с его результатами, делаем выводы. Работаем в Интернет. Составляем список литературы для ознакомления.

Обсуждаем первые итоги работы и заполняем листовки «Лист планирования» и «Подготовительный этап».

Содержание проекта определено, тема и цель сформулированы, практическая значимость и новизна проекта осмыслены.

Планирование (2 дня)

Уточнить источники изучения проблемы, познакомиться с научно-популярной литературой и словарными статьями, изучить подобные проекты и критерии оценки на различных конкурсах.

Изучаем по словарям и научно-популярной литературе, что такое зарядка, какова история ее возникновения, польза для организма. Составляем примерный план работы, указав ответственных за выполнение.

Обсуждаем итоги проделанной работы и заполняем листовку «Знаю/интересуюсь/узнал(а)»

Что такое утренняя зарядка, определили, каковы правила ее составления, польза для организма, поняли, план работы составили.

Разработка (3 месяца)

проекта

Пользуясь полученной информацией, составили виртуальную экскурсию, свой собственный комплекс зарядки, обсудили в группе полученные результаты, оформили полученную экскурсию в виде презентации.

Компилируем отобранный материал, составляем экскурсию, отбираем иллюстративный материал для презентации. Предлагаем с полученным материалом ознакомиться учителю, одноклассникам, собираем и анализируем отзывы, вносим коррективы в соответствии с полученными результатами.

Виртаульная экскурсия составлена в бумажном виде, и в виде презентации, отзывы собраны и проанализированы, коррективы после анализа отзывов внесены.

Оформление

результатов

(10дней)

Закончить оформление экскурсии, сделать презентацию, знакомящую с проектным продуктом.

Редактируем и оформляем работу в соответствии с результатами опытно-экспериментальной работы, с учетом пожеланий учителей и учащихся. Заполняем листовку «Знаю/интересуюсь/узнал(а)»

Портфолио творческого проекта оформлено.

Презентация

проекта (от 10 дней)

Опубликовать сборник в электронных СМИ, принять участие в Фестивалях детского творчества «Южный полюс» и «Апельсин, в городском конкурсе учебных проектов среди учащихся ОУ г. Брянска.

Уточняем условия публикации и готовим проект в соответствии с положением о публикации.

Уточняем положение о городском конкурсе учебных проектов среди учащихся ОУ г. Брянска.

Публикации проекта в электронных СМИ, участие в фестивалях и конкурсах проектов.

Оценивание

(1 день)

Изучить критерии оценки творческих проектов, критерии городского конкурса проектов среди учащихся ОУ г. Брянска, конкурса «Учебный проект» ИД «Первое сентября».

Обсуждаем созданный нами продукт, выполняем самоанализ созданного проекта.

Заполняем листовку «Осмысление и оценка проекта»

Отзыв о работе руководителя проекта получен, «Лист сопровождения проектом» получен. Самоанализ работы выполнен.

Методы работы над проектом: изучение и анализ научно-популярной литературы, работа со словарями для определения теоретической и практической базы проекта; сопоставительный метод; статистический метод; организация обучающего эксперимента и обработка результатов, анкетирование, социологический опрос.

Материально-техническое, информационное и методическое обеспечение

Для реализации проекта потребуется:

Оборудование: фотоаппарат, принтер, сканер, мультимедийный проектор компьютер;

программное обеспечение, бумага;

электронные ресурсы Интернета;

толковые словари, Энциклопедический словарь по физической культуре.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

5. Описание процесса исполнения

1.Определение темы проекта.

На одном из классных часов в прошлом году наш классный руководитель рассказывала о пользе зарядки. Оказалось, что в нашем классе только пять человек выполняют по утрам гимнастику. Тогда мы с Юлианой и подумали о том, что нужно сделать что-то такое, что убедило бы ребят в необходимости выполнять утреннюю зарядку ежедневно. А еще учитель физической культуры намекнула на то, что хорошо бы было сделать проект, посвященный гимнастике.

В этом году мы принялись за выполнение проекта, в первую очередь убедились в его актуальности: провели анкетирование и ужаснулись! (Приложение 1). Оказывается, только 54 пятиклассника, 32 шестиклассника и 22 семиклассника выполняют зарядку ежедневно, что составляет лишь половину от числа опрошенных. Но 45 пятиклассников, 28 шестиклассников и 14 семиклассников хотели бы знать о зарядке больше.

2. Целеполагание: как решить сформулированную проблему? Существует множество типов проектов, различные проектные продукты. Какому отдать предпочтение? Проблема: как определиться с выбором типа проекта и формы проектного продукта? Посоветовавшись с учителем, познакомившись в Интернете на сайте Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся http://project.1september.ru с различными проектами школьников, приходим к выводу, что самое эффективное в нашем случае - создать виртуальную экскурсию в организм школьника, рассказывающую о зарядке, ее истории, влиянии на отдельные органы и системы организма, а потом представить собранный материал с презентацией и выступить перед ребятами.

3. Проблема: сможем ли мы, создав свою экскурсию, заинтересовать одноклассников? Будет ли наш продукт полезен ребятам и других классов? Можно ли при помощи нашей экскурсии убедить ребят в том, что зарядку делать необходимо?

4. Погружаемся в тему: ищем материал о зарядке в энциклопедиях, словарях, справочниках и разнообразной научно-популярной литературе. Результатом работы с научной литературой стало написание реферата, в котором мы представили самую важную, на наш взгляд, информацию.

5. 1. Что происходит с организмом школьника после зарядки

1.1. Что такое утренняя зарядка

Обратившись к словарям и справочникам, мы выяснили, что зарядка- это «комплекс физических упражнений, выполняемых после пробуждения; обязательный элемент здорового образа жизни» [1, 24 с.]. Также нас заинтересовал вопрос о том, какова польза утренней зарядки. В Медицинской энциклопедии мы нашли ответ и на этот вопрос: «Зарядка активизирует деятельность функциональных систем организма, способствуя более быстрому переходу от сна к бодрствованию и повышению общего  тонуса» [5, 16 с.]. Из Энциклопедического словаря по физической культуре и спорту мы узнали, что зарядка, «проводимая утром после сна, придает бодрость и сохраняет хорошую работоспособность. При этом повышается деятельность сердца, легких и других внутренних органов, укрепляется нервная система человека. У людей, систематически занимающихся зарядкой, улучшается сон, аппетит, повышается обмен веществ» [9, 36 с.].

Познакомившись с различными книгами и взяв интервью у учителя физической культуры гимназии Сбитной С.А., мы теперь знаем, что зарядка должна включать 6 - 8 упражнений с таким расчетом, чтобы на все основные группы мышц (рук, ног, туловища) было оказано воздействие. Вначале выполняются упражнения в потягивании, способствующие улучшению кровообращения, углублению дыхания, выпрямлению позвоночника. Затем следуют упражнения для мышц ног, увеличивающие подвижность в суставах; упражнения для мышц туловища, укрепляющие мышцы брюшного пресса, тазового дна и спины, а также увеличивающие подвижность позвоночника. Затем следуют упражнения для рук и плечевого пояса. В конце выполняются подскоки, прыжки, бег, которые улучшают деятельность органов дыхания и кровообращения и повышают общий обмен веществ в организме. Заканчивается зарядка упражнениями, назначение которых - успокоение деятельности органов дыхания и кровообращения. Они выполняются в замедленном темпе с незначительной физической нагрузкой, часто применяются упражнения на расслабление. Продолжительность утренней зарядки - 10 - 15 мин. После зарядки рекомендуется душ, обливание или обтирание.

1.2. Что нужно знать школьнику об истории утренней зарядки

Изучая научную литературу, мы обратили внимание на то, что во многих словарях и справочниках понятие утренняя зарядка и гимнастика не различают, но Энциклопедический словарь по физической культуре рассматривает утреннюю зарядку как часть гимнастики. Из словаря нам стало известно, что гимнастика имеет многовековую историю. Гимнастические упражнения были известны еще 3 тыс. лет до н. э. в древнем Китае и древней Индии, где они применялись в лечебных целях. Древние греки под гимнастикой понимали всю систему физического воспитания, которая содержала легкую атлетику, плавание, кулачный бой и борьбу.

В эпоху Возрождения гуманисты рекомендовали греческую гимнастику как средство укрепления здоровья и физического развития человека. В конце XVIII и начале XIX вв. в странах Европы появились национальные системы гименастики -немецкая, шведская, естественно-прикладная гимнастика во Франции и сокольская в Чехословакии, которые и легли в основу спортивной гимнастики. Однако они не имели научных основ. Первыми научно обосновали систему физического воспитания П. Ф. Лесгафт в России и Ж. Демени во Франции. С древних времен на Руси в праздничные развлечения народа входили гимнастические упражнения. Петр I, а затем А. В. Суворов ввели военно-гимнастические упражнения в армии. С 1889 Министерством просвещения Г. была введена в мужских учебных заведениях. Применялись упражнения различных систем, чаще - сокольской, но из-за плохих условий и отсутствия преподавателей распространение гимнастики осложнялось. В конце XIX в. в Одессе, Риге, Петербурге, Москве и др. городах России организовались первые гимнастические общества. Занятия в них были платные, число занимающихся невелико. Все это затрудняло развитие гимнастики в России. После 1917 г. гимнастика стала быстро набирать популярность, особенно в городах.

1.3. Влияние зарядки на органы и системы организма подростка

Значение утренней гимнастики велико и многообразно: она повышает жизнедеятельность организма, сокращает время перехода от сна к бодрствованию, вызывает положительные эмоции.

Медики в один голос утверждают, что школьники, занимающиеся регулярно гимнастикой реже болеют, гораздо меньше подвержены стрессам и депрессивным состояниям, активны и всегда оптимистичны.

После пробуждения утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм человека в деятельное состояние. Выполнение физических упражнений усиливает возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы. Целый поток импульсов, идущих в головной мозг от всех рецепторов: зрительного, слухового, опорно-двигательного, кожного, - вызывает и восстанавливает работоспособность нервной системы и жизнедеятельность организма в целом.

Утренняя гимнастика углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ.

Приобщение к физкультуре важно не только с точки зрения укрепления их здоровья, но и для выработки привычки к занятиям спортом. Вырабатывается условный динамический стереотип поведения, который вносит определенный ритм в утренний режим и не требует дополнительных волевых усилий.      Утренняя гимнастика не только «пробуждает» организм, но и даёт определенный тренирующий эффект. Помимо оздоровительного значения, утренняя гимнастика имеет и большое воспитательное значение. Систематическое ее проведение воспитывает у школьников привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой трудовой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение.   Кроме того, ежедневное выполнение определенных комплексов физических упражнений способствует совершенствованию двигательных способностей у ребят, развивает физические качества (сила, ловкость, гибкость), улучшает работу координационных механизмов, способствует приобретению знаний в области физической культуры.    

   Установлена связь между двигательной и интеллектуальной одаренностью. Дети с активным двигательным режимом имеют, как правило, более высокую и устойчивую академическую успеваемость. Умственно отсталые дети плохо координированы и с большим трудом овладевают двигательными навыками.

Занятия гимнастикой способствуют улучшению умственной работоспособности. Это положение подтверждается многими исследованиями. Например, В. М. Коврыгин и А. П. Гемба, установили, что у спортсменов отличных и хороших оценок на 11,9% больше, чем у неспортсменов, а удовлетворительных и неудовлетворительных меньше соответственно на 7,5 и 4,4%. Сходные данные получили и другие ученые.

Улучшение умственной работоспособности под влиянием занятий физическими упражнениями происходит в результате положительного влияния чередования характера деятельности, смены умственной и физической работы, а также применения кратковременных физических нагрузок, которые, будучи даже необычными, оказывают положительное влияние на протекание психических процессов (ограничение двигательной деятельности, наоборот, ведет к снижению умственной работоспособности).

2. Как правильно делать утреннюю гимнастику для достижения наибольшего эффекта?

Заниматься гимнастикой в ущерб сну неправильно, поэтому прежде всего необходимо лечь спать пораньше. Подобрать нужно для своего утреннего комплекса несколько несложных и приятных упражнений на все группы мышц и постепенно приучать свой организм к правильному режиму дня.

Гимнастику лучше делать сразу после пробуждения, надев лёгкую спортивную форму, при открытой форточке, чтобы в комнату поступал приток чистого воздуха.

Дыхание во время гимнастики должно быть спокойным, выполняя упражнения, дышать следует только через нос, дыхание не задерживая. Нужно помнить, что при физической нагрузке частота сердечных сокращений всегда увеличивается – это нормально, главное, чтобы спустя 3 минуты после гимнастики пульс восстановился на прежний ритм.

Подбирая упражнения для утренней гимнастики, школьники должны учитывать, что им много времени приходится проводить за письменным столом или за компьютером. Значит, в комплекс утренней зарядки нужно включить нагрузку на плечевой пояс, шею, мышцы спины.

Утренняя гимнастика (зарядка) для ребят среднего и старшего школьного возраста должна состоять из 8-10 упражнений. В комплекс утренней гимнастики включают потягивания, несколько упражнений для мышц туловища (сгибания вперед, прогибания назад, отведения влево и вправо, повороты и круговые движения), плечевого пояса и нижних конечностей, прыжки или бег и успокаивающие движения (ходьба). Каждое упражнение повторяют 3-8 раз. На прыжки или бег отводят 30-40 с. При выполнении упражнений особое внимание обращают на правильное дыхание.

Гимнастика заканчивается водными процедурами. Рекомендуется на каждую 1-2 недели готовить два комплекса утренней гимнастики, с тем, чтобы в понедельник, среду и пятницу выполнять упражнения одного из этих комплексов, а во вторник, четверг, субботу и воскресенье – другого. Упражнения, составляющие комплекс, выполняют в такой, например, последовательности:

Потягивание. Способствует формированию правильной осанки, улучшает деятельность дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

Упражнения для рук и плечевого пояса. Эти упражнения укрепляют мускулатуру, увеличивают подвижность в суставах.

Упражнения, укрепляющие мышцы туловища, создающие «мышечный корсет», предупреждающие нарушения осанки.

Повороты и вращения туловища. Эти упражнения увеличивают гибкость позвоночника, предупреждают сутулость.

Упражнения для ног. Укрепляют мышцы, увеличивают подвижность костей в суставах, улучшают кровообращение.

Прыжки и бег. Укрепляют мускулатуру нижних конечностей, улучшают кровообращение, дыхание, обмен веществ.

Ходьба в течение 1-1,5 минуты с постепенным замедлением темпа.

Таким образом, изучив научно-популярную литературу по проблеме проекта, мы поняли, насколько важно делать зарядку ежедневно, и еще раз убедились в необходимости привлечь школьников к выполнению стольнеобходимой и приятной процедуры.

6. Далее составляем график работы над проектом. Вносим в него и те шаги, которые нами уже сделаны.

п/п

Мероприятие

Дата

1.

Беседа с руководителями проекта о предстоящей работе и предложение определиться с темой.

03. 09.16.

2.

Формулировка темы.

05. 09. 16

3.

Анкетирование одноклассников и ребят 5-7 классов. Обработка полученных данных.

06-09. 09.16

4.

Работа с материалами сайта http://project.1september.ru

25-28. 09.16

5.

Работа в библиотеке и Интернете. Сбор научно-популярного материала о зарядке. Составление тезисов.

1-5.10.16

6.

Уточнение цели и задач проекта, беседа с руководителями проекта. Интервью с учителями ФЗК.

6. 10.16

7.

Беседа с руководителем проекта и составление плана и графика работы.

7.10.16

8.

Систематизация собранного материала, попытка ответить на вопрос проекта. Беседа с руководителями проекта.

8.10.16.

9.

Знакомство с требованиями, предъявляемыми к учебным проектам

9.10.16.

10.

Составление экскурсии. Беседа с руководителем и редактирование получившегося проектного продукта.

19-26 октября 2016

11.

Поиск иллюстративного материала для составления презентации. Составление презентации. Беседа с руководителями проекта, редактирование презентации.

26-31 октября

2016

12.

Оформление портфолио.

31октября-

6 ноября 2016

13.

Презентация полученного продукта на уроках ФЗК перед учащимися гимназии

в течение ноября 2015 г.

14.

Сбор и изучение отзывов учащихся гимназии, редактирование проекта и его презентации с учетом замечаний и пожеланий.

30 ноября-5 декабря 2016

18.

Участие в фестивалях и конкурсах, публикации в электронных СМИ

декабрь-январь 2017

19.

Рефлексия.

декабрь-январь 2017

7. Теперь приступаем к непосредственной разработке самой экскурсии: тщательно отбираем материал, подбираем картинки для презентации, продумываем страницы виртуальной экскурсии, особое внимание уделяя влиянию зарядки на организм школьников, ведь основная задача, которую мы решаем-убедить ребят в необходимости делать утреннюю зарядку каждый день. Берем интервью у учителей ФЗК Сбитной С.А. и нашего руководителя Симкина С.В. (Приложение 2). К этим же учителям обращаемся за помощью в организации наших выступлений перед ребятами. После выступлений перед одноклассниками и ребятами пятых, шестых и седьмых классов собираем отзывы, редактируем написанное.

8. Пришла пора подводить итоги, говорить о том, что нам особенно удалось, а что нет. Это также ответственный этап в работе над проектом, мы вновь внимательно изучаем положение о проекте, оформляем папку портфолио, редактируем написанное.

Выводы

Подводя итог проделанной работе, следует отметить, что цель и поставленные задачи проекта достигнуты. Об этом свидетельствуют отзывы учащихся и учителей гимназии, публикации нашего проекта в электронном СМИ «Педагогический мир», Фестивале детского творчества «Южный полюс», Международном детском творческом фестивале «Апельсин», на сайте гимназии.

В процессе работы над проектом авторы приобрели следующие

знания истории возникновения зарядки, особенностей организма и его реакций на утреннюю гимнастику;

умения: понимать проблему, формулировать и аргументировать гипотезу, структурировать материал; выступать перед аудиторией; совершенствовать свою речь в публичном выступлении и в ходе диалога; оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

навыки: самостоятельной организации своей деятельности, работы с научной и справочной литературой, анализа и использования полученной информации в самостоятельной работе, работы в группе.

Авторы еще раз убедились в ценности научных знаний в современном мире, проверили свои способности в проектной деятельности, наметили пути профессиональной ориентации. Мы поняли, что для достижения любой цели необходимы умственная активность, трудолюбие, наблюдательность, настойчивость, быстрота ориентации, сосредоточенное внимание. Мы обязательно будем работать над совершенствованием этих способностей.

Работая над проблемой, мы получили шанс лучше понять себя, оценить свои возможности и даже почувствовать процесс своего взросления.

Однако в процессе работы над проектом авторами были выявлены некоторые недочеты:

- работать в группе сложно: трудно слушать собеседника и вести диалог; непросто признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; в совместной деятельности со сверстниками очень проблематично осуществлять взаимный контроль, сохраняя при этом дружеские отношения;

-очень сложно понять причины неуспеха деятельности, еще сложнее действовать в ситуации неуспеха;

-при демонстрации результатов проектной деятельности необходимо шире привлекать аудиторию посредством проблемных вопросов, обращения к личному учебному опыту и опыту одноклассников.

Использованная литература

1. Безносиков Е.А. Здоровье: популярная медицинская энциклопедия Мн.: БелСЭ, 1990. – 673 с.

2.Гигиена физического воспитания и спорта: Учеб. для студ. сред. и высш. учеб заведений.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.-512 с

3. Девчонки, эта книга для вас! 250 маленьких и больших советов/пер. с фр. Е.Н.Лобзиной.-М.: АСТ, 2014.-255 с.

4.Динейка К.В. Движение, дыхание, психофизическая тренировка' \\3-е издание, переработанное и дополненное - Москва: Физкультура и спорт, 1986, -64 с.

5. Краткая медицинская энциклопедия: В 3- Х т. АМН СССР. Гл. ред. Б. В. Петровский. – 2-е изд. – М. Советская энциклопедия. – Т. 2. -1989, 608 с.

6. Светлакова Н. Большая медицинская энциклопедия.- М.: АСТ, Хранитель, 2008.-904 с.

7. Уткин В. Л., Бондин В. И. Атлас физических упражнений для красоты и здоровья.- М.: Физкультура и спорт, 1990 г. -904 с.

8. Школьник Ю.К. Человек. Полная энциклопедия/Ю.К.Школьник.-М.: Эксмо, 2011.-256 с.

9. Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту. Том 1. Гл. ред. Г. И. Кукушкин. М., «Физкультура и спорт», 1961. -368 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Делаете ли вы зарядку?


 


 

Знаете ли вы комплекс упражнений?


 


 


 

Как вы думаете, полезна ли зарядка для здоровья человека?


 


 


 

Как вы думаете, влияет ли зарядка на успехи в школе?


 

Хотели бы вы больше узнать о зарядке?


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Интервью со Сбитной Светланой Александровной, учителем ФЗК МБОУ «Гимназия №5» г. Брянска

-Для чего нужна утренняя зарядка для школьников?

Светлана Александровна: ученые доказали, что зарядка ускоряет процесс пробуждения, улучшает общее состояние физического здоровья, укрепляет силы и добавляет уверенности. Особенно важной является утренняя зарядка для детей  школьного возраста, скелет которых сформирован еще недостаточно прочно.

-Почему зарядку необходимо выполнять регулярно?

Светлана Александровна: пропуск одного- двух дней зарядки приведет к сонливости и рассеянности школьника. Неудивительно, что он ничего не запомнит на уроке или получит плохую отметку, будет «витать в облаках» или откровенно зевать.

-Правда ли, что зарядка закаляет организм школьника?

Светлана Александровна: утренние упражнения закаляют школьника, делают его устойчивым к стрессовым ситуациям и более активным. В ежедневной школьной рутине, особенно в осенне-зимний период, дети максимально подвержены развитию стрессовых состояний или депрессии.

-Связаны ли зарядка и дисциплинированность, формирование волевых качеств личности?

Светлана Александровна: безусловно, зарядка дисциплинирует. Если ребенок заставит себя просыпаться пораньше и делать короткую разминку – это уже победа. Это поможет адаптироваться ребенку во взрослой жизни, где мало «хочу» и много «нужно».

-Большое спасибо за ваши ответы и внимание к нашему проекту!

Опубликовано в группе «Экология и мы.»


Комментарии (3)

Ефимова Алла Ивановна, 07.07.17 в 22:18 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за прекрасную работу...
Легоцкая Вера Сергеевна, 09.07.17 в 15:26 0Ответить Пожаловаться
спасибо, Алла Ивановна, за добрые слова!
Чабанова Светлана Новомировна, 09.07.17 в 20:31 0Ответить Пожаловаться
Работа очень понравилась. Вы затронули важнейшую тему по формированию у детей здорового образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью. Замечательный проект! Большое спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.