Научно-исследовательская работа «Как зимняя погода влияет на летнюю?» (2 класс)

1
0
Материал опубликован 29 September 2019

Содержание

1.                Введение…………………………………………………………….3

2.                Основная часть…………………………………………………….5-8

2.1.         Декабрь – студеный……………………………………………….5

2.2.         Январь – «просинец» и «сечень»…………………………………6

2.3.         Февраль – «лютень»……………………………………………….7

2.4.         Летние месяцы……………………………………………………..8

2.5.         Выводы……………………………………………………………..8

2.6.         Социологический опрос

3.                Заключение…………………………………………………………10

4.                Список использованных источников и литературы...…………...11

Приложение………………………………………………………………12

 

 

Введение

Погода имеет очень важное  значение в жизни человека. Она то радует нас ясными, солнечными днями, то приносит много неприятностей.  Еще в стародавние времена людям приходилось уметь ориентироваться в погодных явлениях затем, чтобы вовремя собрать или посеять урожай, или начать другие земледельческие работы. Так постепенно стал складываться «Народный календарь». Он дошел и до нас. По зиме судят о предстоящем лете, по осени о характере весны. Каждый месяц составляет себе пару с противоположным ему месяцем другого полугодия: декабрьская погода определяет погоду июня, мартовская - сентября.

Моя бабушка тоже рассказала мне, что если зимой выпадают осадки, то летом в этот же день будет дождь. При этом необходимо учитывать пары месяцев (см. Приложение 5).

Мне стало  очень интересно, какое в этом году будет лето, и я решила  наблюдать за зимой, которая состоит из трёх месяцев: декабря 2017 года, января и февраля 2018 года, и вести дневник погоды, а  затем сравнить с приметами народного календаря. Также я решила проследить в действительности ли осадки зимой и летом взаимосвязаны. Свои наблюдения я отмечала на плакате «Дерево погоды» (см. Приложение 1). За погодой наблюдала ежедневно в 13.00 часов.

Актуальность исследования.      Быт, деятельность человека напрямую связаны со сменой времён года. Наблюдая за зимней погодой, можно определить исход лета: предстоящую погоду, какой будет урожай сельскохозяйственных культур, овощей и фруктов.   

Объект исследования – погода и осадки декабря, января, февраля в сравнении с погодой и осадками июня, июля, августа.

Предмет исследования – состояние зимней и летней погоды.

Целью работы является наблюдение за температурой воздуха, выпавшими осадками, облачностью в моем селе Киргиз-Мияки.

Гипотеза - Мы считаем, что народные приметы имеют свою объективность.

Задачи:

1.                Познакомиться с приметами народного календаря.

2.                Изучить  состояние зимней погоды, сравнить  с народными  приметами.

3.                Наблюдать за погодой и по приметам народного календаря определить исход лета.

4.                Сравнить зимние осадки с летними.

5.                Обобщить полученные данные.

6.                Познакомить обучающихся школы с результатами нашей деятельности.

В ходе исследования  использованы следующие методы:

- изучение литературы  по исследуемой теме;

- наблюдение;

- сопоставление;

- социологический опрос.

Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что разработанный  материал можно использовать на уроках окружающего мира  как, дополнительный материал к уроку, а также для личного хозяйства. Например, как разведение пчел.

 

 

2. Основная часть

2.1.         Декабрь - студеный

В народе декабрь носит название «студеный», что говорит о том, что с этого месяца начинается настоящая зима. В декабре много первых морозов, метелей и вьюг. Но в декабре погода еще не устойчива, поэтому могут быть как оттепели, так и морозы. Но главная радость в декабре, это смена грязи и слякоти на снежное покрывало. В декабре начинаются зимние праздники – католическое Рождество, и конечно главный праздник это Новый Год. Большое внимание уделяли 22-му декабрю, на этот день приходится самая длинная ночь и самый короткий день в году [3].

Дневная температура в нашем районе в декабре опускалась максимум до -14°С. Это говорит о том, что первый месяц зимы был довольно теплым и снега было не много. Было бы гораздо хуже, если бы были сильные морозы и мало снега. Могли  погибнут озимые сельскохозяйственные культуры, саженцы, молодые деревья.

Народный календарь сохранил пословицы и поговорки точно описывавшие первый зимний месяц. Все его особенности нашли отражение  в народном творчестве:

- Декабрь год кончает, зиму начинает.

- Декабрь – стужайло, на всю зиму студит, саням ход дает.

- В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты [5].

К декабрю приурочено много народных примет, которые закреплены практически за каждым днём. Из примет общего плана приведу три примера, наиболее распространённые.

- Если в декабре большой иней, бугры снега – это к урожаю.

- Устойчивая метельная погода — к хорошему роению пчел.

- Коли в декабре снег привалит вплотную к заборам, плохое лето будет; коли же останется промежуток – урожайное [2].

В декабре было 4 солнечных дня, 9 облачных и 18 пасмурных дней. Из них 10 дней с осадками, что составляет 32 % от всех дней. Средняя дневная температура декабря составляет -7 º С.

Из наших наблюдений за декабрём и в сравнении с приметами народного календаря декабрь оказался теплым и малоснежным (см. Приложение 2). Декабрьская погода определяет погоду июня. Тогда  по приметам получается, что  первый месяц лета будет прохладный и не очень сухой. Если  и последующие зимние месяцы будут снежными, возможно, весной земля возьмет в себя влагу и сельскохозяйственные культуры не погибнут от засухи.

 

2.2.         Январь – «просинец» и «сечень»

Январь назван по имени древнеримского бога времени Януса. В восточнославянской традиции месяц называли «просинец» и «сечень». Первое название произошло от начинающей в это время показываться синевы неба (просияния), связанной с увеличением светового дня. Название «сечень» своё распространение получило в основном на Украине. Связано оно со словами «сечь», «рассекать», и имеет два значения:

·                     январь «рассекает» на пополам зиму;

·                     трескучие морозы, которыми славится этот месяц, «секут» землю и все живое на ней [3].

Январь — самый холодный месяц года, крыша зимы. «Храни нас бог от теплого января» — говорили на Руси. Это и понятно — тепло и мало снега, значит, не будет обильного урожая летом. Но холодные январи подряд почти не повторяются. Если январь в прошлом году был теплым, то январь этого года будет холодным.

Большинство пословиц, поговорок и примет месяца сосредоточены вокруг начала года, увеличения светового дня и морозов.

- Январь – перелом зимы, году начало, зиме середина.

- Месяц январь – зиме государь.

- В январе вместе с днем растет и холод [5].

По приметам января определяли характер года, погоду весны, лета и осени, будущий урожай сельскохозяйственных культур, ягод, грибов и орехов:

- Частые снегопады и метели в январе – к дождливому июлю.

- Если январь сухой и морозный, а в реках сильно убавилась вода, то лето будет засушливое и жаркое.

- Мало снега в январе – к неурожаю[2].

В январе солнечных дней было – 13, облачных – 2 дня, пасмурных – 16 дней. Осадки составляют 16 % от всех январских дней – 5 дней. Средняя дневная температура января составляет -12 º С.

По приметам января нам предстоит встретить теплое лето, это возможно осуществится, ведь некоторые приметы декабря нашли свою объективность в январе месяце (см. Приложение 3).

 

2.3.         Февраль – «лютень»

Февраль – последний месяц зимы. В народе его называют по-разному: «лютень», поскольку бывают еще в это время лютые морозы, а также «бокогрей», так как начинает уже проглядывать солнышко и пригревать бока. Существует поговорка: «Февраль - месяц лютый, спрашивает: как обутый?». Веками накопилось много народных примет февраля, по которым можно предугадать будущие лето, осень и зиму, урожай, погоду на ближайшие дни[3].

Приметы о погоде в феврале

- В начале февраля тепло, тает снег - к посредственному урожаю.

- Если февраль холодный — к благоприятному лету.

- Февраль холодный и сухой - август жаркий [5].

- Февраль теплый - к холодной весне, а морозный - к благоприятному лету.

- В феврале много инея - летом будет много росы и много меда [2].

В феврале было 16 солнечных дней, 1 облачный день, 11 пасмурных дней. Из них с осадками было 5 дней, осадки были кратковременные, что составляет 18%. Средняя дневная температура февраля -8 º С. 

Вот закончился и последний месяц февраль, а с ним и зима. Февраль порадовал нас оттепелями, вдохновил предстоящей весной. По приметам этого месяца весна будет ранняя и дружная (Приложение 4).

 

2.4.         Летние месяцы

Июнь выдался довольно прохладным, осадки были. Все это неплохо, ведь в первые дни и недели растениям необходимо достаточное количество воды для скорейшего роста.

Июль. Весь месяц было жарко. В июле так же шли кратковременные дожди.  Трава на лугах густая и высокая. Надеемся, что будет и урожай пшеницы.

Август также был теплым, даже жарким. Однако кратковременные дожди шли чаще, почти половину месяца. Грибов в лесу много. В садах и огородах хороший урожай фруктов и овощей. Пшеница уродилась. Сбылись зимние приметы.

 

2.5.         Вывод

Наблюдая за летней погодой можно с уверенностью сказать, что зимние приметы сбылись. Лето выдалось теплым, практически без сильных осадков. Дожди шли, но кратковременные. Их хватило для урожая пшеницы. В лесу много грибов и ягод.

Бабушкины предположения сбылись почти наполовину.

Количество снежных и дождливых дней совпадает: 20 - зимой и 23 – летом.

В июне всего 5 дня совпали по осадкам с декабрьскими, это 6, 24, 26, 27, и 28 числа месяца. Зимой снег шел 6 дней, а летом дождь – 10 дней.

А вот в июле -  2 дня совпали по осадкам: это 7 и 14.  Зимой снег шел 5 дней, а летом дождь – 6 дней.

 В феврале было 5 снежных дней, в августе – 7 дождливых. Из них ни один день не совпал.

Возможно, на изменение некоторых примет и погоды в целом влияет нерациональное использование человеком природных ресурсов.

 

2.6.         Социологический опрос

Мы решили провести социологический опрос и узнать, что известно нашим ребятам о погоде (см. Приложение 7). Было опрошено 40 учащихся начальных классов и предложена анкета из четырёх вопросов:

1.                Наблюдаете ли вы за погодой?

2.                Ведете ли дневник наблюдений за погодой?

3.                Верите ли вы в народные приметы о погоде?

4.                Слышали ли вы о том, что зимняя погода влияет на летнюю?

В  результате  опроса  учащихся  начальных классов,  мы  выяснили,  что  70 % опрошенных систематически наблюдают за погодой, 20 из них ведут дневник наблюдений (это учащиеся нашего класса).

Из анкетирования мы узнали, что 65 % опрошенных верят в народные приметы о погоде. 80 % всех опрошенных слышали от взрослых о том, что зимняя погода влияет на летнюю.

Выводы: После проведения опроса были сделаны следующие выводы, которые подтверждают нашу гипотезу: народные приметы придуманы народом не зря. Наблюдая за погодой и зная народные приметы, мы можем предугадать будущую погоду. Поэтому собрав и систематизировав всю информацию о погоде и народных приметах,  я выступила перед своими сверстниками, ознакомила  их со своими наблюдениями.

В итоге, после проведённой нами работы, мы повторили опрос и вот к какому результату пришли:

- учащиеся смогли назвать много народных примет о погоде;

- большинство детей заинтересовались моими наблюдениями и тоже решили завести дневник наблюдений за погодой.

 

3.                Заключение

Каждый человек подвержен влиянию погоды. Кто работает под открытым небом, ощущает на себе ее перемены, сказывающиеся на рабочий ритм, настроение, а в сельском хозяйстве - и на результаты труда. Поэтому важно, наблюдая за природой, уметь пользоваться благоприятными погодными условиями и предсказывать - неблагоприятные, не давая захватить себя врасплох.

Сотни лет простой народ собирал  народные пословицы, поговорки и приметы, относящиеся к явлениям природы, к погоде, которые потом находили своё подтверждение.

Я живу в селе Киргиз-Мияки, помогаю своим родителям выращивать овощи и фрукты, разводить пчел. Мне стало очень интересно понаблюдать за зимней  погодой, как делали это мои предки, и предположить какой будет весенне-летний сезон, затем своими наблюдения поделиться с родителями.

Изучая приметы народного календаря, а так же наблюдая за погодой, теперь «по зиме» можно  судить  «о предстоящем лете». Так из сделанных исследований, в 2018 году весна была поздняя, а лето умеренно дождливое. Это значит, что будет урожай на ягоды, фрукты и овощные культуры. Чтобы вырастить хороший урожай овощей необходимо орошать поля и огороды, и осуществлять хороший  уход. Год благоприятен и для разведения пчел. Был у нас и хороший урожай меда.

Я хочу продолжить свои исследования, изучая погоду зимы и лета, а также осени и весны. Я считаю, что все-таки есть какая-то закономерность в выпадении осадков зимой и летом.

 

 

4. Список использованных источников и литературы

1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Изд. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007 – 102 с.

2. Ермолаева В.Г. Четыре времени года. Приметы, загадки, пословицы, стихотворения. - М.: Издательство «Ювента», 2012. – 64 с.

3. Комиссарова Н.В. Бабушкин сундук. – Иркутск: Типография ООО ПИФ «Круг» 2008 – 96 с.

4. Маркин В.А. Я познаю мир: Детская энциклопедия: География.-М.: АСТ, 2005.-  560 с.

5. Ушакова О.Д. Загадки и пословицы о природе и погоде: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010. – 96 с.

6. http://taina.aib.ru/primeti/01/00.htm

7. http://primeti.chat.ru/feb.htm

8.http://lilihappiness.ru/aktualnye-temy/3219-kalendar-narodnix-primet.html

9.https://botanichka.ru/article/calendar-january/

Комментарии
Комментариев пока нет.