Научно-исследовательская работа «Как зимняя погода влияет на летнюю?» (2 класс)
Содержание
1. Введение…………………………………………………………….3
2. Основная часть…………………………………………………….5-8
2.1. Декабрь – студеный……………………………………………….5
2.2. Январь – «просинец» и «сечень»…………………………………6
2.3. Февраль – «лютень»……………………………………………….7
2.4. Летние месяцы……………………………………………………..8
2.5. Выводы……………………………………………………………..8
2.6. Социологический опрос
3. Заключение…………………………………………………………10
4. Список использованных источников и литературы...…………...11
Приложение………………………………………………………………12
Введение
Погода имеет очень важное значение в жизни человека. Она то радует нас ясными, солнечными днями, то приносит много неприятностей. Еще в стародавние времена людям приходилось уметь ориентироваться в погодных явлениях затем, чтобы вовремя собрать или посеять урожай, или начать другие земледельческие работы. Так постепенно стал складываться «Народный календарь». Он дошел и до нас. По зиме судят о предстоящем лете, по осени о характере весны. Каждый месяц составляет себе пару с противоположным ему месяцем другого полугодия: декабрьская погода определяет погоду июня, мартовская - сентября.
Моя бабушка тоже рассказала мне, что если зимой выпадают осадки, то летом в этот же день будет дождь. При этом необходимо учитывать пары месяцев (см. Приложение 5).
Мне стало очень интересно, какое в этом году будет лето, и я решила наблюдать за зимой, которая состоит из трёх месяцев: декабря 2017 года, января и февраля 2018 года, и вести дневник погоды, а затем сравнить с приметами народного календаря. Также я решила проследить в действительности ли осадки зимой и летом взаимосвязаны. Свои наблюдения я отмечала на плакате «Дерево погоды» (см. Приложение 1). За погодой наблюдала ежедневно в 13.00 часов.
Актуальность исследования. Быт, деятельность человека напрямую связаны со сменой времён года. Наблюдая за зимней погодой, можно определить исход лета: предстоящую погоду, какой будет урожай сельскохозяйственных культур, овощей и фруктов.
Объект исследования – погода и осадки декабря, января, февраля в сравнении с погодой и осадками июня, июля, августа.
Предмет исследования – состояние зимней и летней погоды.
Целью работы является наблюдение за температурой воздуха, выпавшими осадками, облачностью в моем селе Киргиз-Мияки.
Гипотеза - Мы считаем, что народные приметы имеют свою объективность.
Задачи:
1. Познакомиться с приметами народного календаря.
2. Изучить состояние зимней погоды, сравнить с народными приметами.
3. Наблюдать за погодой и по приметам народного календаря определить исход лета.
4. Сравнить зимние осадки с летними.
5. Обобщить полученные данные.
6. Познакомить обучающихся школы с результатами нашей деятельности.
В ходе исследования использованы следующие методы:
- изучение литературы по исследуемой теме;
- наблюдение;
- сопоставление;
- социологический опрос.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что разработанный материал можно использовать на уроках окружающего мира как, дополнительный материал к уроку, а также для личного хозяйства. Например, как разведение пчел.
2. Основная часть
2.1. Декабрь - студеный
В народе декабрь носит название «студеный», что говорит о том, что с этого месяца начинается настоящая зима. В декабре много первых морозов, метелей и вьюг. Но в декабре погода еще не устойчива, поэтому могут быть как оттепели, так и морозы. Но главная радость в декабре, это смена грязи и слякоти на снежное покрывало. В декабре начинаются зимние праздники – католическое Рождество, и конечно главный праздник это Новый Год. Большое внимание уделяли 22-му декабрю, на этот день приходится самая длинная ночь и самый короткий день в году [3].
Дневная температура в нашем районе в декабре опускалась максимум до -14°С. Это говорит о том, что первый месяц зимы был довольно теплым и снега было не много. Было бы гораздо хуже, если бы были сильные морозы и мало снега. Могли погибнут озимые сельскохозяйственные культуры, саженцы, молодые деревья.
Народный календарь сохранил пословицы и поговорки точно описывавшие первый зимний месяц. Все его особенности нашли отражение в народном творчестве:
- Декабрь год кончает, зиму начинает.
- Декабрь – стужайло, на всю зиму студит, саням ход дает.
- В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты [5].
К декабрю приурочено много народных примет, которые закреплены практически за каждым днём. Из примет общего плана приведу три примера, наиболее распространённые.
- Если в декабре большой иней, бугры снега – это к урожаю.
- Устойчивая метельная погода — к хорошему роению пчел.
- Коли в декабре снег привалит вплотную к заборам, плохое лето будет; коли же останется промежуток – урожайное [2].
В декабре было 4 солнечных дня, 9 облачных и 18 пасмурных дней. Из них 10 дней с осадками, что составляет 32 % от всех дней. Средняя дневная температура декабря составляет -7 º С.
Из наших наблюдений за декабрём и в сравнении с приметами народного календаря декабрь оказался теплым и малоснежным (см. Приложение 2). Декабрьская погода определяет погоду июня. Тогда по приметам получается, что первый месяц лета будет прохладный и не очень сухой. Если и последующие зимние месяцы будут снежными, возможно, весной земля возьмет в себя влагу и сельскохозяйственные культуры не погибнут от засухи.
2.2. Январь – «просинец» и «сечень»
Январь назван по имени древнеримского бога времени Януса. В восточнославянской традиции месяц называли «просинец» и «сечень». Первое название произошло от начинающей в это время показываться синевы неба (просияния), связанной с увеличением светового дня. Название «сечень» своё распространение получило в основном на Украине. Связано оно со словами «сечь», «рассекать», и имеет два значения:
· январь «рассекает» на пополам зиму;
· трескучие морозы, которыми славится этот месяц, «секут» землю и все живое на ней [3].
Январь — самый холодный месяц года, крыша зимы. «Храни нас бог от теплого января» — говорили на Руси. Это и понятно — тепло и мало снега, значит, не будет обильного урожая летом. Но холодные январи подряд почти не повторяются. Если январь в прошлом году был теплым, то январь этого года будет холодным.
Большинство пословиц, поговорок и примет месяца сосредоточены вокруг начала года, увеличения светового дня и морозов.
- Январь – перелом зимы, году начало, зиме середина.
- Месяц январь – зиме государь.
- В январе вместе с днем растет и холод [5].
По приметам января определяли характер года, погоду весны, лета и осени, будущий урожай сельскохозяйственных культур, ягод, грибов и орехов:
- Частые снегопады и метели в январе – к дождливому июлю.
- Если январь сухой и морозный, а в реках сильно убавилась вода, то лето будет засушливое и жаркое.
- Мало снега в январе – к неурожаю[2].
В январе солнечных дней было – 13, облачных – 2 дня, пасмурных – 16 дней. Осадки составляют 16 % от всех январских дней – 5 дней. Средняя дневная температура января составляет -12 º С.
По приметам января нам предстоит встретить теплое лето, это возможно осуществится, ведь некоторые приметы декабря нашли свою объективность в январе месяце (см. Приложение 3).
2.3. Февраль – «лютень»
Февраль – последний месяц зимы. В народе его называют по-разному: «лютень», поскольку бывают еще в это время лютые морозы, а также «бокогрей», так как начинает уже проглядывать солнышко и пригревать бока. Существует поговорка: «Февраль - месяц лютый, спрашивает: как обутый?». Веками накопилось много народных примет февраля, по которым можно предугадать будущие лето, осень и зиму, урожай, погоду на ближайшие дни[3].
Приметы о погоде в феврале
- В начале февраля тепло, тает снег - к посредственному урожаю.
- Если февраль холодный — к благоприятному лету.
- Февраль холодный и сухой - август жаркий [5].
- Февраль теплый - к холодной весне, а морозный - к благоприятному лету.
- В феврале много инея - летом будет много росы и много меда [2].
В феврале было 16 солнечных дней, 1 облачный день, 11 пасмурных дней. Из них с осадками было 5 дней, осадки были кратковременные, что составляет 18%. Средняя дневная температура февраля -8 º С.
Вот закончился и последний месяц февраль, а с ним и зима. Февраль порадовал нас оттепелями, вдохновил предстоящей весной. По приметам этого месяца весна будет ранняя и дружная (Приложение 4).
2.4. Летние месяцы
Июнь выдался довольно прохладным, осадки были. Все это неплохо, ведь в первые дни и недели растениям необходимо достаточное количество воды для скорейшего роста.
Июль. Весь месяц было жарко. В июле так же шли кратковременные дожди. Трава на лугах густая и высокая. Надеемся, что будет и урожай пшеницы.
Август также был теплым, даже жарким. Однако кратковременные дожди шли чаще, почти половину месяца. Грибов в лесу много. В садах и огородах хороший урожай фруктов и овощей. Пшеница уродилась. Сбылись зимние приметы.
2.5. Вывод
Наблюдая за летней погодой можно с уверенностью сказать, что зимние приметы сбылись. Лето выдалось теплым, практически без сильных осадков. Дожди шли, но кратковременные. Их хватило для урожая пшеницы. В лесу много грибов и ягод.
Бабушкины предположения сбылись почти наполовину.
Количество снежных и дождливых дней совпадает: 20 - зимой и 23 – летом.
В июне всего 5 дня совпали по осадкам с декабрьскими, это 6, 24, 26, 27, и 28 числа месяца. Зимой снег шел 6 дней, а летом дождь – 10 дней.
А вот в июле - 2 дня совпали по осадкам: это 7 и 14. Зимой снег шел 5 дней, а летом дождь – 6 дней.
В феврале было 5 снежных дней, в августе – 7 дождливых. Из них ни один день не совпал.
Возможно, на изменение некоторых примет и погоды в целом влияет нерациональное использование человеком природных ресурсов.
2.6. Социологический опрос
Мы решили провести социологический опрос и узнать, что известно нашим ребятам о погоде (см. Приложение 7). Было опрошено 40 учащихся начальных классов и предложена анкета из четырёх вопросов:
1. Наблюдаете ли вы за погодой?
2. Ведете ли дневник наблюдений за погодой?
3. Верите ли вы в народные приметы о погоде?
4. Слышали ли вы о том, что зимняя погода влияет на летнюю?
В результате опроса учащихся начальных классов, мы выяснили, что 70 % опрошенных систематически наблюдают за погодой, 20 из них ведут дневник наблюдений (это учащиеся нашего класса).
Из анкетирования мы узнали, что 65 % опрошенных верят в народные приметы о погоде. 80 % всех опрошенных слышали от взрослых о том, что зимняя погода влияет на летнюю.
Выводы: После проведения опроса были сделаны следующие выводы, которые подтверждают нашу гипотезу: народные приметы придуманы народом не зря. Наблюдая за погодой и зная народные приметы, мы можем предугадать будущую погоду. Поэтому собрав и систематизировав всю информацию о погоде и народных приметах, я выступила перед своими сверстниками, ознакомила их со своими наблюдениями.
В итоге, после проведённой нами работы, мы повторили опрос и вот к какому результату пришли:
- учащиеся смогли назвать много народных примет о погоде;
- большинство детей заинтересовались моими наблюдениями и тоже решили завести дневник наблюдений за погодой.
3. Заключение
Каждый человек подвержен влиянию погоды. Кто работает под открытым небом, ощущает на себе ее перемены, сказывающиеся на рабочий ритм, настроение, а в сельском хозяйстве - и на результаты труда. Поэтому важно, наблюдая за природой, уметь пользоваться благоприятными погодными условиями и предсказывать - неблагоприятные, не давая захватить себя врасплох.
Сотни лет простой народ собирал народные пословицы, поговорки и приметы, относящиеся к явлениям природы, к погоде, которые потом находили своё подтверждение.
Я живу в селе Киргиз-Мияки, помогаю своим родителям выращивать овощи и фрукты, разводить пчел. Мне стало очень интересно понаблюдать за зимней погодой, как делали это мои предки, и предположить какой будет весенне-летний сезон, затем своими наблюдения поделиться с родителями.
Изучая приметы народного календаря, а так же наблюдая за погодой, теперь «по зиме» можно судить «о предстоящем лете». Так из сделанных исследований, в 2018 году весна была поздняя, а лето умеренно дождливое. Это значит, что будет урожай на ягоды, фрукты и овощные культуры. Чтобы вырастить хороший урожай овощей необходимо орошать поля и огороды, и осуществлять хороший уход. Год благоприятен и для разведения пчел. Был у нас и хороший урожай меда.
Я хочу продолжить свои исследования, изучая погоду зимы и лета, а также осени и весны. Я считаю, что все-таки есть какая-то закономерность в выпадении осадков зимой и летом.
4. Список использованных источников и литературы
1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Изд. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007 – 102 с.
2. Ермолаева В.Г. Четыре времени года. Приметы, загадки, пословицы, стихотворения. - М.: Издательство «Ювента», 2012. – 64 с.
3. Комиссарова Н.В. Бабушкин сундук. – Иркутск: Типография ООО ПИФ «Круг» 2008 – 96 с.
4. Маркин В.А. Я познаю мир: Детская энциклопедия: География.-М.: АСТ, 2005.- 560 с.
5. Ушакова О.Д. Загадки и пословицы о природе и погоде: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010. – 96 с.
6. http://taina.aib.ru/primeti/01/00.htm
7. http://primeti.chat.ru/feb.htm
8.http://lilihappiness.ru/aktualnye-temy/3219-kalendar-narodnix-primet.html