Исследовательская работа «Роспись по бересте»
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение
Средняя Общеобразовательная Школа № 30
Исследовательская работа на тему:
«Роспись по бересте»
Герегиев Анатолий,
ученик 4 д класса
Научный руководитель:
Соловьева Алена Дмитриевна
2022-2023 учебный год
Оглавление
Глава1. Введение
Цель, задачи, гипотеза, исследования. ……………………………………………….3
Глава 2. Основная часть.
2.1Русская береза………….…...……………………..…………………………4
2.2 Древесина и ее строение…….…………………………………..………….5
2.3 Береста и виды ее обработки…………….………………..………………...6
2.4 Использование бересты на Руси ………………..…………….......................6
2.5 История мезенской прописи…………………………........………………...8
2.6 Гаютинская роспись ……………..…………………………………………11
2.7 Технология росписи …………………………………..…………………12
Глава 3.Заключение………………………………………….……………………….16
Список используемых источников……………………………………………17
Приложение1……………………………………………………………………..18
Приложение 2…………………………………………………………………….22
Приложение 3…………………………………………………………………….29
Введение
Тема моей исследовательской работы – художественная роспись по бересте (мезень).
Побывав в гостях в столярной мастерской, я увидел среди обрезков древесины необычный спил березы. Он заинтересовал меня своей декоративностью. Спил был в хорошем состоянии свежесрубленный с ярко выраженным рисунком на бересте. В этом рисунке я увидел необычный пейзаж: берег реки с елями, островами. На нем не хватало только ярких пятен и законченности образов.
Одной из тем изобразительного искусства было роспись по дереву. Красота бересты мне показалась уникальной, я решил сохранить ее естественный рисунок . Но при этом дополнить его яркими пятнами. Такая лаконичность возможна только в росписях Русского Севера. Среди разнообразия есть скромная на вид Мезенская роспись и Гаютинская. О них нам рассказывали на уроках изобразительного искусства.
Возможно ли использовать художественную роспись по бересте - этот вопрос заинтересовал меня, и я решил его исследовать.
Цель: Исследовать и доказать верность заключения о том, что возможно гармоничное соединение художественной росписи с естественным природным рисунком бересты.
В своей работе мы решили изучить и исследовать, поэкспериментировать. Для этого мы поставили перед собой следующие задачи:
Изучить березу, как породу древесины и ее особенности.
Изучить виды обработки березы .
Исследовать народные промыслы по бересте.
Исследовать историю мезенской и гаютинской росписи.
Провести эксперимент- создать продукт исследования.
Обьект: Мезенская и гаютинская роспись.
Гипотеза: предположим, что природный цвет бересты может заменить фон для мезенской и гаютинской прописи. Для усиления декоративного эффекта.
Методы исследования:
- изучение источников: история возникновения различных предметов быта и технологий обработки бересты.
- эксперимент –применение современной технологии мезенской росписи на берёзе (берестяной спил).
2.1 Русская береза
Основной материал в крестьянском быту-дерево да береста. Из бересты делают мастера добрую посуду: туеса и бураки, обладающие чудесными свойствами (в них хорошо сохраняются еда, питье, лесные ягоды). Удобны и красивы выгнутые из луба (слой дерева под корой) короба, хлебницы, набирухи для ягод и грибов.
Береза является символом России очень многие столетия. Сколько создано сказаний, стихов и литературных произведений о ней. Береза олицетворяет красоту русской культуры и чистоту, теплоту души. Это дерево, которое встречается во многих странах, но такое значение имеет только в России. Об этом свидетельствуют не только берестяные грамоты, приборы быта и старинная утварь, но и различные приспособления из этого дерева. Многие века использовались различные росписи по дереву, особенно по березе. А сколько существует технологий росписи в настоящее время?
Чистая берестяная поверхность с живым природным рисунком необычайно хороша. Берестяную рубашку северяне любят украшать тесненными узорами.
На земном шаре насчитывается 120 видов берез. Они очень сходны между собой как по внешнему облику, так и по многим другим признакам и свойствам. Говоря о березе, мы будем иметь в виду два близких вида березы—провислую и пушистую. Оба эти вида мы будем в дальнейшем называть одним словом «береза».
Береза в диком состоянии встречается почти по всей территории нашей страны. Распространение березы объясняется тем, что она очень неприхотлива по отношению к климату, и к почвенным условиям. Она может расти на самых разнообразных почвах - начиная от очень сухих и бедных песков и кончая низинными болотами, где избыток воды и много питательных веществ.
Береза - одно из самых красивых наших деревьев. Белые с черным рисунком стволы берез имеют особую привлекательность. Белая окраска коры объясняется тем, что в клетках бересты содержится особое красящее вещество - бетулин. Если вы в черном пиджаке или пальто неосторожно прислонитесь к стволу молодой березы, на одежде появятся белые пятна, как от мела.
О ней спето столько чудных песен, сказано столько хороших слов. Я, думаю, что поэты будут петь о ней вечно, потому что нельзя не любить нашу удивительную русскую берёзу с шёлковыми косами и золотыми серёжками.
2.2 Древесина и ее особенности
Берёза (лат. Bétula) — род листопадных деревьев и кустарников семейства Берёзовые (Betulaceae). Берёза широко распространена в Северном полушарии; на территории России принадлежит к числу наиболее распространённых древесных пород. Общее число видов — около ста или немного больше. Многие виды берёзы — широко распространённые и важнейшие лесообразующие породы, в значительной мере определяющие облик и видовой состав лиственных и хвойно-лиственных (смешанных) лесов в умеренной и холодной части Евразии и Северной Америки.
Многие части берёзы используются в хозяйстве: древесина, кора, берёста (поверхностный слой коры). Берёзу рубят в возрасте спелости древесины, — от 40—50 лет. Раньше для получения крупного хорошего поделочного материала берёза срубалась в 60—80 и даже иногда в 100-летнем возрасте; на дрова она пригодна в 40—60 лет. На постройки берёза мало годится, так как скоро загнивает из-за развития грибка.
Тяжёлая плотная берёзовая древесина довольно прочная, хорошо сопротивляется раскалыванию. Цвет — белый, с более жёлтым ядром. Используется для изготовления высококачественной фанеры, лыж, мелких резных игрушек, прикладов огнестрельного оружия. Особенно ценится карельская берёза, которая отличается очень сложной фактурой древесины.
Наросты, изредка образующиеся на корнях, крупных сучьях или стволах берёз, — кап — на разрезе имеют своеобразный сложный и красивый рисунок. Обработанный кап издавна использовали для изготовления изящных поделок: шкатулок, табакерок, портсигаров, декоративных деталей мебели.
2.3 Береста и виды ее обработки
Береста – наружный защитный слой коры березы. Этот природный материал отличается чистым белым наружным слоем с продольными черточками – чечевичками. Состоит берёста из волокон, объединенных в слои, которые образуются с каждым новым годом жизни березы, поэтому служит также для определения возраста дерева.
Благодаря своим уникальным естественным свойствам, береста – это излюбленный материал многих ремесленников, их которой и в настоящее время создаются изделия, применимые в быту, а также высокохудожественные предметы искусства, впечатляющие своей простотой, теплотой и неповторимой уникальностью.
Лечебные, эстетические и технические свойства бересты знакомы народу с истоков зарождения ручного производства утилитарных бытовых предметов, если не раньше. «Бела береза, да деготь черен» - такое выражение зачастую встречается в народных преданиях о русской березе, ее красоте и значимости. Бересте свойственна эластичность и прочность, красота и доступность. (Приложение 1)
2.4 Использование бересты на Руси
В старину её называли ещё берёстой. Это – наружный слой коры берёзы, аккуратно снятый с луба (или, по-научному, с флоэма – подкорья) дерева. Снаружи она белая и твёрдая, а с внутренней стороны упругая и коричневая. Самой ценным материалом считалась кора, снятая со средней части ствола.
Хотя и кажется, что получить бересту проще простого, на самом деле для этого нужно знать уйму секретов. Например, кору лучше снимать только в середине лета, и только с гладкоствольных деревьев. Срезая бересту лентой по спирали вокруг ствола, можно получить полосу длиной до 100 метров. Затем её следует обработать в 3 этапа: очистить, расслоить и нарезать. И мало того, береста требует особого хранения. Раньше её хранили скрученной в цилиндрические мотки на чердаках и в кладовках, где было тёмно и сухо. И если её неправильно скрутить, то она станет непригодной для работы. Снятая с дерева, береста ещё очень долгое время сохраняет свои противовирусные, антибактериальные, антигрибковые и обеззараживающие свойства, а влагоустойчивостью она обладает на протяжении сотен лет. И наши предки славяне научились на ура использовать эти свойства.
Предметы быта изготовляли из цельных пластов коры или плели их из длинных лент бересты. Существовало два вида плетения: прямое и косое. Полосы для плетения нарезали шириной от 7 и до 5 см, а при декоративной работе и тоньше. Техника плетения очень проста – освоить её может даже ребёнок, – но она даёт уйму возможностей. Даже удивительно, сколько разных предметов можно из неё сделать при желании, снорови и смекалки!
Посуда
Давайте начнём знакомство с народной славянской смекалкой с посуды. Как это не странно, но привычные нам тарелки и кружки были у человечества не всегда – когда-то в глубокой древности их заменяли миски, похожие на те, из которых сегодня едят наши питомцы. А в Западной Европе в период покорения её римлянами бедные слои населения обходились даже и без мисок. Кушали они из углублений на поверхности деревянного стола… Что не говори, а славянские народы в этом плане ушли далеко вперёд.
Посуда из дерева и глины была распространена повсеместно в мире, также и на Руси. Она практична, удобна и её легко изготовить. Но наши предки научились ловко работать с берестой, которая плюс к этим качествам добавляла ещё некоторые. Посуда из неё получалась лёгкой, небьющейся, влагоустойчивой и обладающей антисептическими свойствами – например, хлеб в берестяных коробах лежал дольше, чем в деревянных. А в качественно изготовленных сосудах можно было хранить не только сыпучие продукты, но даже и напитки! Из бересты изготовляли чашки, ковши, черпаки (берестянки), солонки, различные коробочки и другие ёмкости.
Коробы
Для хранения одежды, предметов быта и прочих вещей наши предки плели из бересты лукошки, корзины, туеса, коробы, пестери, шкатулки, чуманы (коробочки), и кошельки. Благодаря выше описанным свойствам бересты, в таких коробах не заводилась ни моль, ни другие паразиты.
Обувь
Ещё одно интересное применение берёзовой коры – изготовление из неё обуви и стелек. Лапти, ступни (это такая обувь, похожая на тапочки с острым концом) и стельки из бересты уменьшают потливость ног, устраняют грибковые заболевания, помогают при болях в суставах. Такие свойства обуви придаёт вещество бетулин, которое содержится в коре берёзы, и окрашивает её в белый цвет.
Мезенская роспись, или как ее еще называют, палащельская (палощельская), возникла как самостоятельный народный промысел, по мнению ученых в начале XIX века на р. Мезень, в небольшом селе Палащелье в Лешуконском районе Архангельского края.
Предельная простота изобразительных средств, художественное немногословие рисунка отличает ее от других вышеперечисленных и известных в народном творчестве росписей. Она таинственна и архаична. Мезенская роспись отражает круг очень ранних земледельческих представлений древних людей (финно-угорских племен), живших в этих местах и сохранивших отголоски первобытно-родового уклада жизни. Используя многообразие крестьянских бытовых предметов, эта роспись дает нам представление об особом строе мышления народных мастеров, особенностях восприятия ими окружающей природы, запечатленных в памятниках русской народной культуры, дошедших до наших дней. Лаконичность и цветовая сдержанность мезенской росписи, зрелая композиция говорят о большом художественном вкусе мастеров, определивших графику и манеру исполнения.
Некоторые исследователи, изучая мезенскую роспись, обратили внимание на ее геометрический характер, повторяющий узор резьбы по дереву, свойственный этому краю. Возможно, что резчики под влиянием живописного искусства жителей соседних деревень сменили резец на кисть, сохранив основные элементы геометрического орнамента, такие как круги, ромбы, розетки, квадраты и треугольники. Поэтому туловища мезенских коней и оленей имеют прямоугольные очертания и зигзагообразные, волнистые ноги. Множество как бы небрежных черточек, точек, завитков присутствуют в изображении коня, усиливающих движение воздуха. Кажется, что бег коней взвихрил все вокруг, поднял в воздух, закружил и все летит вместе с ними. Прямыми и волнистыми линиями часто рисовали элементы воды: волны или дождь. Вода, как и Солнце – источник жизни, она соединяет небо с землей, дает земле жизнь. В древних росписях ученые находят ужей и змей в спиралевидных орнаментах. Змеи ползают по земле, но более всего они активны в дождливый период, поэтому небо с землей связано знаками воды и воздуха, которые дают в помощь хлеборобу живительную небесную влагу. Точка в квадрате – обозначает хлебное зерно. Главным для земледельца был процесс созревания урожая, поэтому он так внимательно изучал природу, от настроений которой зависела жизнь деревни. Простые и лаконичные силуэты деревьев часто изображаются с элементами ландшафта (холмик, взгорочек, кочка), а также птицами, сидящими на верхушке дерева, и плодами деревьев (шишки).
Мезенский геометрический орнамент линейного типа на первый взгляд до крайности прост. Он укладывается в четыре разновидности: орнамент в треугольнике и косой клетке, орнамент в квадрате, орнамент в ромбе. Но когда начинаешь вникать в содержание изображений, понимаешь, что за видимостью простоты скрывается целый образный мир, которым жили наши предки.
Геометрические ряды, разделяющие мезенскую прялку на три яруса, рисовались мастерами на одинаковом уровне на лицевой и тыльной сторонах, это говорит о том, что прялка воспринималась как нечто объемное, уподобляемое «древу жизни». Геометрические знаки несут большую смысловую нагрузку, они связаны с ранними земледельческими представлениями крестьян. Здесь можно увидеть изображения плодов, семян, шишек, заключенных в ромбические фигуры, как символ плодородия. Крестообразные и круговые фигуры – это символы огня, солнечного божества, языческие очистительные и охранительные знаки, сохранившиеся в мезенской росписи.
Среди множества разнообразных предметов быта – лукошек, коробов, сундучков – выделяются прялки. Они отличаются от других своей графичностью и многоярусностью композиции. Рисунок всегда имеет строгий порядок. В верхнем ярусе выделяются птицы, в нижнем и среднем – главными фигурами являются кони и олени, иногда птицы. Ярусы на прялках олицетворяют три мира: подземный, наземный и небесный.
Мезенские прялки, небольшие по размеру, тонкие и стройные, делались из одного дерева. Выбирали елку или березу с загибом, чтобы можно было сразу вырезать донце или лопаску. Называли их «корневухи» или «кокорицы». Небольшая, срезанная по нижним углам лопасть украшена наверху главками на тонких шейках, напоминающие своим контуром главы церквей Севера. Здесь, как правило, изображались уточки или курочки. Затем «бёрдо» - решетка, ряд клеток, названных так по сходству с принадлежностью к ткацкому станку. Далее – уточки, окружающие еще одну решетку. Под ними – полоса геометрического орнамента, ряд оленей, опять орнамент и ряд коней. Затем снова геометрический орнамент. В самом низу лопасти прялки вновь появляется конь. И везде, словно снежные вихри, поднимающиеся от быстрой езды, разбросаны черточки, крестики, спиральки, кружочки, звездочки.
Подробно изучив особенности мезенской росписи, художественная ценность которой в наше время приобрела историческое значение, забыт магический смысл орнамента и утилитарные функции предметов быта, прялок. Тем не менее возросший интерес к национальному художественному наследию дает нам понять, что народное искусство – это живая культура, способная развиваться в нашей современной действительности, сохраняя самобытность и традиции народного декоративного искусства.
Методика обучения народным росписям опирается на достаточно высокий уровень в области декоративного искусства, живописи, композиции. Мезенской росписью интересуются многие специалисты и почитатели народного искусства. Ее изучают на уроках изобразительного искусства в школе, в изостудиях; используют при оформлении интерьеров.
Изучая элементы мезенской росписи необходимо рассмотреть и разобраться в каждом знаке отдельно. (Приложение 2)
2.6 Гаютинская роспись
Роспись существовала в конце XIX - начале XX века в нижнем течении рек Согожи и Шексны - сейчас это Ярославская и Вологодская области. Росписью украшали лопастки и ножки льняных прялок. Самая старая роспись на прялке относится к 1883 году.
Девушки пряли лен на беседах, где надо было показать мастерство, положение и красоту, поэтому прялка была неотъемлемой частью демонстрации статуса невесты. Мастер расписывал лопастки прялки символами, которые несли в себе своеобразный информационный код.
Цвета в гаютинской росписи использовали ярких насыщенных тонов: красных, оранжевых, зеленых, голубых, золотых и серебряных, которые накладывали на густой вишневый, красно-коричневый или охристый фон. Мотивы ритмичные и повторяющиеся.
Еще одной особенностью гаютинской росписи является то, что узоры наносятся без предварительного рисунка, техникой примакивания и притыкивания. Гаютинская роспись – это традиционное искусство пошехонского края. В нем отражается сокровенная символика мироздания.
Главный мотив росписи - это условно показанное Мировое Древо. Оно похоже на побег, произрастающий из семени, которое связывает Землю и Небо, время и поколения.
Красная, как огонь жизни, желтая – как теплое солнце и «точечная» – легкая и понятная по технологии - это «роспись для каждого».
Очень похожи росписи по смысловому значению, также есть символы неба и земли, деревьев и растений. Самое главное, что росписи хотя и отличаются по времени их возникновения, имеют очень много приемственности, особенно гаютинская роспись от мезенской росписи. Несмотря, на то что, они созданы даже в разных верах, смысловое значение нашего русского промысла остается и крепнет. Красота и легкость рисунков не перестает удивлять и служат как оберег.
2.7 Технология мезенской росписи
Преимущество мезенской росписи в том, что для нее требуется краска всего лишь двух цветов – красная и черная, главное, не бояться, что получатся не ровные линии или не очень красивые картинки – древние живописцы тоже не были художественными гениями.
1 этапРабота по росписи любого предмета в этой технике начинается с защиты его от темных сил – для этого края доски необходимо обвести красным цветом.
2 этапНачинаем наносить рисунок, который предварительно должен быть нанесен на доску карандашом в виде эскиза. Первым элементом орнамента всегда является земля как надежная опора для всего мира.
При этом красные прямые линии символизируют земную твердь, а волнистые черные – воду, которая эту землю питает.
3 этапНа следующем уровне росписи прорисовывается общность людей, то есть мезенская деревня, причем спирали в орнаменте рисуются определенным образом – если справа налево, то это символизирует энергию прибавления, если же наоборот – то энергию отдачи.
4 этапЖизнь человеческого общества невозможна без вспаханного и засеянного поля, которое дает силу, способности к созиданию, продолжению жизни, поэтому на этом этапе прорисовываем именно его.
При этом каждый уровень рисунка лучше разделять, чтобы орнаменты не сливались.
5 этапВ центре, как правило, размещается солнце как символ всего живого на земле, дающее тепло и возможность продолжения жизни. Солнце в мезенской росписи обозначается символами, а так как кони тоже являются символами солнца, рисуем именно их.
6 этапНа этом этапе нужно прорисовать все необходимые элементы земли. Под ногами у коней травы и растения, вверху по центру – символ семьи, а над ними птицы, символизирующие души живых людей. Между полем и землей проходит витая веревочка, которая символизирует взаимосвязь всех явлений на земле.
7 этапПосле наполнения земли всеми необходимыми символами, переходим к следующему уровню – небесному. Между небом и землей всегда присутствует ветер, в данном случае его символизирует небольшая прерывистая линия. А на небе живут олени, которые всегда бегут слева направо и имеют ветвистые рога. Кстати, рога тоже можно рисовать по разному, так что ищете свой образ, который кажется вам наиболее подходящим.
8 этапНад оленями летают птицы, а в мезенской росписи их очень много, причем красные символизируют живые души, а черные – темные.
9 этапНад птицами осталось еще немного места, которое надо заполнить смыслом и красотой. В данном случае помещаем пару журавлей, которые символизируют двух близких людей летящих в небо, а над ними облака готовые пролиться дождем, чтобы очистить и дать жизнь новым всходам.
Давайте теперь посмотрим этапы гаютинской росписи:
Они схожи, но технология немного другая:
1.Роспись на гаютинских прялках выполнена без предварительного нанесения контурного рисунка.
2.Раппорт росписи строится по определённой схеме, иногда дополненной различными элементами. В основании чаще всего помещён цветок, обрамлённый маленькими точками. Он может быть золотым или цветным. Из него произрастает стебель, увенчанный плодом. Вдоль стебля идут листья и удлинённые капли. В основании узора может быть помещена полурозетка из разноцветных кружков или имеющая форму сверху - полуцветка, а снизу - стилизованных корешков.
3. Для работы понадобятся: Краски: гуашевые (выпускаются наборами 12 цветов в баночках различной емкости) или краски темперные.
Отличительная особенность заключается в том, что темпера сохнет быстрее, мазок, сделанный ею, плотнее, и в краску не нужно добавлять клей при покрытии фоном, т.к. он уже входит в её состав. Этого нельзя сказать о гуаши. Если Вы выбираете гуашь, то для покрытия фона необходимо добавить клей ПВА для того, чтобы при нанесении последующего рисунка на изделие не было смешивания цветов. Клей в гуашь добавляется из расчёта 1:4. Если Вас не устраивает такой способ, то можно не смешивая гуашь и клей, сначала нанести фон нужного цвета, а потом сверху, на высохшую поверхность нанести кистью равномерно небольшое количество клея ПВА тонким слоем. Если клей густой, то его можно разбавить водой. Все краски подготовить перед работой так, чтобы их консистенция напоминала сметану.
4. Для росписи используются кисти колонковые или беличьи №2 и №3. Колонковые кисти, по сравнению с беличьими, дороже, однако, мазок, нанесённый такими кистями, более упругий, а сами кисти прочнее беличьих и служат дольше. Для покрытия фона можно использовать кисти более дешёвые, например: «коровье ушко», пони и т.д. №7 или № 9. Их используют и для последующего покрытия изделия лаком (это заключительная операция). Для работы нужны тонкие, заострённые на конце деревянные или пластмассовые палочки, вокруг которых мы тонким слоем обвиваем небольшой, выровненный кусочек ваты (желательно вискозной). Это нам понадобится для того, чтобы делать ровные, одинаковые по размеру точки. Клей ПВА: используется для грунтования поверхности изделия. Он хорошо впитывается и сокращает расход краски. Его же добавляют и в гуашь для фона, чтобы при росписи не смешивались цвета.
5. Лак. ПФ - 286 (бывший 4 - С) используется для лакирования готового изделия. Также можно применять финский глянцевый или матовый лак. При работе с красками необходимо учитывать, что они при высыхании немного светлеют, но после лакирования приобретают первоначальный вид.
Прежде чем составлять композиции с гаютинскими росписями, необходимо отработать все элементы росписи на бумаге. Кисть в руке должна располагаться между большим, указательным и средним пальцами так, чтобы она имела возможность свободно вращаться, при этом мы не должны держать кисть привычным способом, как ручку или карандаш, а поставить её необходимо перпендикулярно поверхности. Мизинцем можно опираться на изделие или лист бумаги. Локоть руки должен быть зафиксирован на столе. Такое положение кисти не сковывает свободу движения руки.
Азбука росписи начинается с отдельных элементов: в росписи по дереву используются готовые краски – гуашь, темпера, масляные художественные краски, лаки, а также специально приготовленные грунты, эмульсии.
Основной рабочий инструмент росписи – кисть. Как правило, используют беличьи круглые кисти № 1, 2, 3, 4.
Я выполнил свой эксперимент на берестяном спиле и изобразил на нем фигуры и орнамент, используя масленые краски (Приложение 3)
Заключение:
Нарядные узоры на бересте радуют глаз и сердце красотой, которую создают природа и искусные руки умельцев. Не только на Русском Севере, но и на Урале, в любых других уголках нашей страны, в том числе и нашей области есть не мало художников мастеров своего дела росписи по бересте. Гаютинская роспись, имеющая давние художественные и ремесленные традиции, стала сейчас одним из самых ярких и популярных промыслов современного народного искусства России. Результатом исследования стало декоративное панно, которым можно украсить любой интерьер и использовать как учебное пособие для учеников 4 классов. Они придают уют и радуют нас и наших близких.
Список используемой источников:
1. Полунина В. Росписи Уфтюги: [О северной росписи по дереву]/ В. Полунина// Декоративное искусство СССР. - 1986. - № 8. - С. 38^43.
Прялки// Народное искусство Карелии в фондах Карельского музея изобразительных искусств: [Буклет]. - Петрозаводск, 1976.
2. Уханова И. Н. Резьба и роспись народных мастеров северо-западного Поморья/ И. Н. Уханова// Фольклор и этнография Русского Севера. - Д., / 1973.-С. 105-119.
3. Шелег В. А. Крестьянские росписи Севера/ В. А. Шелег// Русский Север: Ареалы и культурные традиции. - СПб., 1992. - С. 127-147.
4. О.К. Гладышева РОСПИСИ ВОЛОГОДСКОЙ ЗЕМЛИ ГАЮТИНСКАЯ РОСПИСЬ Методическое пособие. Вологда 2010
Приложение 1
Свойства бересты
Эластичность. Береста достаточно устойчива к изменениям формы. Эффект эластичности наиболее заметен у обработанной и качественной бересты, настриженной узкими полосками. Даже плетеные изделия из бересты, несмотря на геометрически безупречные квадратные ячейки, получают в итоге довольно плавные очертания. Особенно это заметно при косом плетении.
Невероятная эластичность достигается за счет слоев берёсты. Если вы попробуете согнуть один лист бумаги - получится ровная граница на сгибе, но глянцевый журнал будет сложнее согнуть - множество слоев (листов) стремятся сгладить изгиб. Так и у бересты каждый её слой амортизирует жесткость сгиба, позволяя играться с изяществом и грацией этого материала.
Прочность. Слои бересте позволяют противостоять износу, растяжению и разрушению, однако здесь важно учитывать направление волокон. Вдоль волокон этот материал невероятно прочен, но стоит только растянуть лист им вразрез, как береста тут же поддастся разрыву. Чечевички-форточки подскажут направление волокон для эффективного и правильного использования.
Продольная прочность бересты увеличивается пропорционально ее толщине, что позволяет изготавливать большие бытовые предметы, устойчивые к деформации и износу.
Пористость и упругость амортизируют удары, допуская использовать бересту в качестве защиты какого-либо хрупкого предмета, то есть как упаковку. Даже если оплести стеклянный предмет берестой (например, полулитровую банку) - в ней можно будет брать с собой жидкости (квас на сенокос будет здесь удачным примером), не боясь, что стекло треснет при малейшем ударе о твердую поверхность. При этом плохая теплопроводность бересты позволит снизить темп влияния окружающей среды на температуру содержимого.
Красота. Каждый слой бересты слегка отличается по оттенку от других и тем самым дает широкие возможности в декорировании изделий.
Самым ценным является внутренний слой, его же еще называют лицевым. Он сильно отличается по цвету от остальных слоев. Обладает желтой, красноватой, желто-зеленой или оранжевой окраской, привлекая внимание теплыми цветами и бархатной поверхностью. Контрастные сочетания лицевого и остальных слоев открывают мастеру яркую палитру цветовых решений при создании высокохудожественных изделий.
Доступность. В средних и северных областях России с добычей бересты не возникает проблем. Береза здесь очень распространенное дерево, ее древесина имеет широкое применение, однако при лесозаготовке для промышленного производства или для использования в качестве топлива береста не нужна, что позволяет свободно заготавливать ее в зонах лесосеки.
Даже если в вашем крае нет берез - ее можно заказать в северных краях: с нашими братьями-мастерами наверняка можно договориться, а наличие широких возможностей современной доставки помогут в кратчайшие сроки получить материал.
Водостойкость и устойчивость к гниению. Береста обладает водоотталкивающим свойством, применяясь для производства посуды не только под сыпучие продукты, но и для переноса жидкостей. Славные мастера производят даже плетеные изделия водонепроницаемыми, за счет плотного переплетения лент и нескольких слоев бересты.
Входящие в состав бересты вещества позволяют сохранять ее ценные свойства на протяжении долгих лет. Известны нередкие случаи нахождения археологами древних свитков, являющихся письменами народов, сохранившиеся до нашего времени. Этот факт воистину впечатляет.
Горючесть. Что добавляет бересте водостойкость и устойчивость к гниению, в другом случае является ее бедой. Одним из немногих минусов бересты является ее горючесть - она легко воспламеняется и горит с большим выделением тепла и едкого коптящего дыма. Изделия из бересты уязвимы перед высокими температурами, так как при нагреве заметна значительная деформация - скручивание.
Это свойство бересты ремесленники тоже научились использовать в производстве сувениров (шаркунки, обереги, игрушки), где изделия буквально окунают в кипяток, провоцируя её скорое скручивание.
Благодаря горючести применяется так же для растопки печей и костров. Поэтому у деревенских мастеров вся береста использовалась: благородная часть для изделий, а брак и отходы для печи.
Применение бересты
Применяется береста очень широко. И в строительстве, и в промышленности, и в производстве изделий. Как уже упоминалось, береста являлась основанием для написания текстов, хотя сейчас сложно представить себе школьника с полным рюкзаком исписанных свитков бересты.
В строительстве на данный момент береста применяется только в качестве прослойки между бетонным фундаментом и деревянным срубом. Все дело в том, что бетон имеет свойство абсорбировать (впитывать) воду из земли. Поднимаясь водя соприкасается с древесиной сруба и вызывает гниение. Прослойка из бересты благодаря своим водоотталкивающим свойствам и долговечности препятствует воде, снижая интенсивность гниения.
Для некоторых народностей береста была основным строительным материалом для сооружения небольших временных жилищ. Защита от дождя и ветра вполне может быть обеспечена, опять же, благодаря полезным свойствам бересты.
В промышленности береста все еще используется для получения веществ, содержащихся в бересте. Так добывают деготь, который применяется, в том числе в медицине.
Наибольшим спросом берёста пользуется в сувенирном производстве и теперь гораздо реже для изготовления бытовых предметов.
Эластичность бересты и прочность позволяют деформировать ее, как того пожелает мастер, а несравненная текстура и доступность сделали готовые изделия обязательным товаром на ярмарках и в сувенирных лавках.
Как и раньше береста применяется в декоративно-прикладном искусстве в качестве материала для производства бытовых предметов, сувениров и украшений, а также для художественного декорирования.
Известны такие ремесла как, плетение, резьба, производство туесов, обуви и сувениров. Берёста может сочетать в себе несколько приемов работы и совмещаться с использованием других материалов и ремесел.
Приложение 2
ЭЛЕМЕНТЫ МЕЗЕНСКОЙ РОСПИСИ Солярные знаки
М отив солнца присутствует во всех сюжетах росписи и прялки. В верхней части это резные выступы«городки», обозначающие путь солнца по небосводу, в нижней части боковые выступы «серьги» - символы восходящего и заходящего солнца. На ножке прялки располагается изображение ночного, подземного солнца. Знаки Земли
Г еометрические, декоративно-орнаментальные образы проникнуты для крестьянина большим и серьезным смыслом. Графически земля часто изображается квадратом. Знаки земли в мезенской росписи довольно разнообразны: это и земля с запасами влаги, и теплое весеннее поле, прогретое солнышком, и распаханная пашня, и земля с семенами, с корнями, ростками… Для русской природы, очеловеченной крестьянами, очень характерен ритм борозды, проведенной плугом, что и изображается рядами полос в многочисленных мезенских орнаментах. Знаки влажной земли
Н ебесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений. Считалось, что чистая вода, родниковая или дождевая имеют целебные свойства и являются формой божественной милости и даром матери-земли. Часто по мезенским орнаментам и просто вокруг основных персонажей как бы разбросаны водяные капельки. Очень силен символизм очищающей власти воды. Знаки холода, снега, льда
Д ля северной природы мезенского края характерны долгая зима и короткое холодное лето, поэтому в росписи часто встречаются знаки снега. Сочетая знаки воды и земли мастера получали удивительные по красоте орнаменты. Земля + Вода + Зерно = Жизнь
В этих орнаментах заключена великая формула жизни. Самым важным для хлебороба был процесс созревания урожая, поэтому он так тщательно следил за изменениями погоды. Бёрдо
В мезенской росписи прямоугольная решетка, состоящая из ряда клеток. Символ поля, пашни. Названа так по сходству с одноименной принадлежностью ткацкого станка. Дерево
Ель – символ мезенских лесов. Вытянутые силуэты деревьев не случайны, именно такие елки растут в таболге – заболоченной тайге. «Уточка»
«Уточка» (по местному – курица) знак закатного солнца. С культом солнца связаны и уточка, и конь: утром огнегривый конь возводил солнце на небосвод, а уточка прятала его на ночь в воду. Поэтому в народных росписях коня и уточку рисуют вместе. Одновременно птица – знак воды. Таким знаком может служить просто перышко птицы. Изображения птиц в фольклоре и орнаменте имеет широкий спектр значений. Птица символизирует тепло, свет, сулит урожай, богатство. Наиболее часто изображаемыми были лебедь и утка. Утка особая птица – она уносит Солнце в подземный мир, сохраняя порядок вещей. Существует легенда о сотворении мира. В ней говорится о маленькой серой уточке, которая нырнула в океан, достигнув его дна, достала в клюве немного ила и песка. Из этого песка Бог сотворил сушу. Лебедь органически связан с водной стихией, с небом, солнцем. Каждая птица выполнена точным единым мазком красной краски. Черные штрихи лишь дополняют рисунок.
Конь Конь – ключевая фигура в народном декоративном искусстве. Он неразрывно связан с антропоморфными солярными образами и сам несет в себе солярную семантику. По верованию древних он возносит Солнце каждое утро. Конь символизирует богатство домашнего очага, символ семейного счастья, большой и дружной семьи. Мезенские мастера изображали коня и оленя очень условно и обобщенно. Они в большей мере отличаются от реального прототипа других крестьянских росписей. Единственным их отличием заключалось в том, что вместо гривы у оленя черной краской рисовался один ветвистый рог. Большинство из них имело красно-оранжевую окраску, туловище нередко покрывалось сплошным решетчатым узором, еще больше подчеркивающим их необычное происхождение. Противоестественные и тонкие ноги завершались на концах изображением перьев, подобно тем, которые рисовались у птицы. Чтобы получить впечатление быстрого бега коня, в ногах рисовали спиральки, стихийки, перышки, показывающие движение воздуха . Олень (лось) О лень в русском искусстве Севера получил широкое распространение. Олень по представлениям крестьян приносил счастье и веселье и связан с аграрно-скотоводческим культом, например, с праздником бога – громовика Ильи-пророка. Символ з арождения всего нового, богатство духовного. Олень (лось) – знак дождя. Он вызывает снежную бурю, дождь, цепляя рогами тучи. Поэтому оленей изображали с огромными ветвистыми рогами, выше деревьев, головой олень упирается в звездное небо. Скупыми штрихами подчеркнуты их характерные штрихи, длинная шерсть, ветвистые рога, высоко подняв голову, так, что рога лежат на спине.
|
Гаютинская роспись
Этапы создания
Приложение 3
Я приготовил и просушил берестяной спил. Нашел в нем особенности.
Определил карандашом силуэт образов и символов.
Изобразил птиц и коней с деревьями
Вот результат моего эксперимента природная гармоничность прекрасно сочетается с красками и символами мезенской росписи.
30
Потамошнева Наталья Алексеевна
Акатова Ирина Анатольевна