Исследовательская работа «Влияние домашних животных на характер ребёнка и его успеваемость в школе»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 111
Научно-исследовательская работа
«Влияние домашних животных на формирование характера ребенка
и его успеваемость в школе»
Исполнитель: ученица 5 «И» класса Сабурова Алиса Евгеньевна Руководитель: учитель биологии Новикова Татьяна Анатольевна |
Пермь 2015
Содержание:
Введение------------------------------------------------------------------------------2
Влияние домашних животных на развитие детей ------------------------4
Методика исследования ----------------------------------------------------------6
Результаты ---------------------------------------------------------------------------7
Выводы ------------------------------------------------------------------------------10
Список литературы ---------------------------------------------------------------11
Введение
«Мы должны помнить о том,
что мы - часть природы,
и взаимодействие с ней
оказывает благоприятное
воздействие на нас».
Общение с братьями нашими меньшими приносит нам много положительных эмоций. Сегодня огромное количество жителей больших городов, живущих в напряженном ритме и испытывающих постоянный стресс, все чаще заводят домашних животных. Четвероногие друзья не только приносят радость, но и помогают в воспитании детей, оказывают положительное влияние на формирование характера ребенка и его психического развития, и даже, оказывают лечебный эффект.
Животные с древних времен были постоянными спутниками людей. О влиянии домашних животных на поведение детей известно давно. Еще в 1969 году американский психотерапевт Б.Левинсон писал, что животные помогают сломить враждебное отношение ребенка к окружающему миру и установить коммуникационные связи.
Дети гораздо чаще, чем взрослые, приписывают своим домашним животным человеческие черты, они обращаются с ними как со своими друзьями, разговаривают с ними, доверяют им свои тайны. Кошка или собака, в отличие от родителей, которым вечно некогда, всегда их выслушают и поймут. А в отличие от сверстников, они никогда не сплетничают и не ябедничают. В общем, они идеальные собеседники, а точнее идеальные слушатели. Домашние животные – мощный инструмент для снятия стресса. И это имеет особое значение для детей с нервными расстройствами, а сейчас детей с отклонениями в деятельности центральной нервной системы все больше и больше. Впрочем, и многие здоровые дети боятся, например, темноты или одиночества, а присутствие пушистого друга помогает избавиться от этих страхов.
Исследования доказывают, что уровень агрессивности и конфликтности у детей, имеющих домашних животных в два раза ниже, чем у детей, не имеющих домашних животных.
Дети, имеющие домашнее животное менее агрессивны, вспыльчивы и подозрительны, чаще идут на уступки и компромисс. Они более активны и менее тревожны, еще К.Лоренц писал, что «в результате общения с домашними животными дети еще в очень раннем возрасте привыкают считаться с другими».
Общение с животными и уход за ними в детстве делают человека более чувствительным к ощущениям и настроениям других, воспитывают терпимость, самообладание и самоконтроль. Становясь партнерами детей, животные ускоряют их эмоциональное развитие, помогают преодолеть критические состояния и стрессы.
Положительный эффект от общения с животными не вызывает сомнений, а влияют ли домашние питомцы на успеваемость школьников.
Вследствие этого целью данной исследовательской работы явилось: изучение влияния домашних животных на формирование определенных черт характера и успеваемость школьников.
Для реализации данных целей предстояло решить следующие задачи:
-рассмотреть влияние домашних животных на формирование у детей такого качества, как ответственность;
- определить на сколько, дети, имеющие домашнего питомца заботливы и доброжелательны;
- разработать методику изучения влияния животных на успеваемость школьников;
- оценить влияние животных на успеваемость школьников.
Влияние животных на развитие детей.
Домашние животные – это источник первых знаний ребенка о природе. Ребенок, увидев животное, тянется к нему, узнает названия и различия между разными животными, знакомится с их поведением.
Каким же образом домашние питомцы воздействуют на нас? Специальные исследования показали, что у человека, гладящего животное, снижается частота пульса и давление, спадает напряжение сокращенных мышц, наступает общее расслабление мускулатуры, улучшается пищеварение. Оказывается, кошки и собаки - биоэнергетики. Они четко различают отрицательную энергию, которая исходит от больного органа. Пушистый экстрасенс безошибочно находит больное место, прижимается к нему, мурлычет и греет. Согласно результатам другого исследования, в комнате, где находятся домашние животные, значительно меньше бактерий.
И если вы любите и заботитесь о своем питомце, в ответ на вашу любовь он вознаградит вас многократно!
Любое домашнее животное, независимо от вида, размера и пола, играет очень большую роль в становлении личности ребенка, его психическом и даже физическом развитии. Домашние питомцы способствуют интеллектуальному и духовному развитию детей. Животные являются источником первых знаний о природе. Видя животных, ребенок тянется к ним, узнает их названия, отмечает различия, особенности поведения, повадки. Животные помогают развитию сенсорных способностей. Ни одна обучающая игрушка не может сравниться с ними. Ребенок через свои органы чувств воспринимает объект: его форму, размер, цвет, запах, пространственное расположение, движение, мягкость и фактуру шерсти и т. д. Животные способствуют развитию логического мышления. На основе представлений о животных дети учатся устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости: киска мяукает у миски – значит голодная; хорек высоко подпрыгивает – хочет поиграть, затаился – охотится. С животными можно заниматься различными видами деятельности: наблюдение, игра, труд, творчество и т. д. В результате формируется любознательность, наблюдательность, развивается фантазия. В процессе общения со своими питомцами у ребенка развивается чувство прекрасного; он учится видеть естественную красоту. Кроме этого ребенок учится проявлять бережное и заботливое отношение к животному миру в целом. Естественная красота побуждает детей к творчеству. Они стремятся отражать свои чувства к животным в детских стихах, рассказах собственного сочинения и, конечно же, в рисунках.
Методика исследования
Приступая к работе над проектом, я провела анкетирование среди учащихся 2 -5 –х классов нашей школы. Возраст анкетируемых от 8 до 12 лет. Всего участвовало в анкетировании 80 ребят. Из них девочек- 47, мальчиков -33. Ученикам была предложена анкета, в которой они отмечали наличие животных в доме, кто проявляет заботу о питомце, кому из домочадцев животные отдают предпочтение.
Анкета.
1.Ваш возраст (лет)
2. Ваш пол: женский, мужской (нужное подчеркнуть)
3. Есть ли у вас домашнее животное?(Да, нет)
4. Если есть, то кто?
5. Его порода
5. Что Вам в нём нравится?
6.Что Вам в нём не нравится?
7. Хотели ли бы Вы иметь ещё какого-нибудь питомца? Кого?
8. Кто в семье заботиться о нем?
9. К кому из членов семьи ваш питомец испытывает наибольшую симпатию
10. По вашему мнению, Вы человек:
а) ответственный (Да, нет)
б) добрый (Да, нет)
в) заботливый (Да, нет)
11. Ваша успеваемость в школе (нужное подчеркнуть): отлично, хорошо, удовлетворительно
4. Результаты
Всего было опрошено 80 учащихся, и у 66 (75%) из них есть домашние животные. Из домашних животных чаще всего содержат собак и кошек, затем идут попугаи и рыбки.
Информация о питомцах, которые живут у учащихся 2-5-х классов нашей школы, представлена в таблице 3.1.
Таблица 4.1.
«Распределение количества питомцев по названиям»
кошки |
собаки |
рыбки |
птицы |
грызуны |
черепаха |
59 |
25 |
4 |
5 |
5 |
2 |
В раздел птиц входят: попугаи, канарейки. К грызунам отнесены: кролик, заяц, шиншилла, хомяк.
Так же присутствуют такие животные, как рак, улитки.
Количество животных превышает количество детей, т.к. у некоторых ребят живет по нескольку питомцев.
Информация по количеству породистых животных (кошки, собаки) отражена в таблице 3.2.
Таблица 4.2.
«Количество породистых животных»
Порода кошек, кол-во |
Порода собак, кол-во |
Британская голубая - 4 |
Немецкая овчарка- 3 |
Сиамская - 1 |
Йоркшский терьер- 1 |
Персидская - 1 |
Китайская хохлатая- 2 |
Шотландская вислоухая - 1 |
Хаски-1 |
Камчатский бобтейл – 1 |
Южно-африканский бурбуль -1 |
Лабрадор - 2 |
|
Такса-2 |
|
Мопс-4 |
|
Питбуль -1 |
|
Чихуахуа - 1 |
|
Тойтерьер -1 |
|
Пудель - 1 |
По результатам таблицы, видно, что отдается предпочтение породистым собакам, что составляет 80% от общего числа собак. А у кошек, наоборот преобладает беспородная масть. Из 59 кошек породистых только 8, что составляет 13,5%.
Чтобы определить степень ответственности детей по отношению к их питомцам, учитывалось количество ребят, принимающих участие в заботе о домашнем животном. Эти данные представлены в таблице 3.3.
Таблица 4.3.
Ухаживают дети |
Ухаживают родители, братья, сестры |
Ухаживают дети и родители |
20 |
10 |
36 |
Большинство животных отдают свое предпочтение тому члену семьи, который проявляет наибольшую заботу о нем.
Животные также влияют на формирование качеств характера детей. По статистике дети, проявляющие заботу о своих питомцах, считают себя заботливыми, ответственными. Дети сами охарактеризовали себя и эти данные в таблице 4.4.
Таблица 4.4.
Добрый |
Заботливый |
Ответственный |
66 |
63 |
55 |
Из таблицы видно, что добрыми себя считают 100% детей, заботливыми 95,5 %, а ответственными 83%
Для оценки влияния домашних животных на учебные результаты я соотнесла их наличие в семье с успеваемостью и качеством знаний учеников из этих семей (Таблица 4.5.)
Таблица 4.5.
«Успеваемость учеников, имеющих домашних животных»
Отлично |
Хорошо |
Удовлетворительно |
13 |
40 |
15 |
Отличников среди учеников, имеющих домашних животных почти 20%, хорошистов 60%, и тех, кто учится удовлетворительно около 20%. То есть 80% учеников учатся успешно.
5. Выводы
Любое домашнее животное оказывает положительное влияние на формирование положительных качеств характера школьников.
По результатам анкетирования выявлены основные животные, живущие в домах наших школьников – это собаки и кошки.
При оценке предпочтений домашних животных к членам семей отмечено, что домашние животные любят детей, которые более ответственно подходят к заботе о своих домашних питомцах.
Положительное влияние домашних животных на результаты учебы очевидно, так как существует явная связь между наличием домашних животных и успеваемостью: 80 % отличников и хорошистов из протестированных детей нашей школы имеют домашних животных.
Родителям, дети которых испытывают проблемы в обучении стоит задуматься над тем, не завести ли домашнего питомца.
6. Список литературы
Богсович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968, с.29;
Валлон А. Психологическое развитие ребенка. М., Просвещение, 1997, с.24;
Герасимович Г.И., Делец М.И., Дерюгина М.П., Дисько Н.А., Шамякин И.П. Энциклопедия молодой семьи. Минск, 1987.
Материалы Интернет-сайтов.
Чебодаева Вера Максимовна