Проектно-исследовательская работа «Влияние развивающих игр на успеваемость младшего школьника»
Пояснительная записка к презентации
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1 ПОНЯТИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ИГРЫ……………………………………..3
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ИГРЫ НА
УСПЕВАЕМОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….7
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………7
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….8
ВВЕДЕНИЕ
Народная мудрость создала развивающую игру, которая является для ребенка наиболее подходящей формой обучения. Ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые взрослый считает необходимым ему дать. Дети с удовольствием включаются в процесс, играючи решая задачи: они развивают мышление, речь, формируют организованность и самостоятельность, открывают радость познания и творчества [4].
Играя, ребенок познает мир, забавляется, исследует границы дозволенного, открывает правила взаимодействия и присваивает социальный опыт.
Актуальность: актуальность проблемы в том, что младший школьный возраст называют самым эффективным для умственного развития. Но ведущим видом деятельности остается игра. Через игру ребенок познает мир.
Ребенок, не усвоивший учебный материал, может почувствовать в условиях игры вкус успеха и обрести уверенность в своих силах [4]. С помощь игры можно развить внимание, память и мышление ребенка, тем самым улучшить его успеваемость в школе. Но в современное время развивающим играм не уделяют должного внимания, ни родители, ни сами дети, не понимая ее значимости.
Целью исследования является выявление влияния развивающих игр на успеваемость младшего школьника.
Были выдвинуты следующие задачи:
-изучить источники информации по развивающим играм;
-выяснить, как развивающие игры влияют на успеваемость младших школьников;
-проанализировать влияния развивающих игр на успеваемость учащихся.
В ходе исследования была выдвинута гипотеза: предположим, что развивающие игры положительно влияют на успеваемость в учебе младших школьников.
Предмет исследования – влияние развивающих игр на успеваемость младшего школьника. Объект исследования – учащиеся 2-4 классов МБОУ СОШ №2.
В работе были использованы следующие методы исследования: анализ источников информации, анкетирование, сравнение, наблюдение, беседа.
1 ПОНЯТИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ИГРЫ
Развивающая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся. Она является средством для углубления, закрепления и расширения знаний [1, с. 4].
Игровой замысел определяет характер игрового действия, а игровое действие даёт возможность детям учиться в тот момент, когда они играют. Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой [1, с. 7].
Игра - это наиболее доступный ребенку, интересный способ переработки знаний, выражения эмоций, переживаний. Игра – это благоприятные условия для развития речи, обогащение словаря, знакомство с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности - воображения, самостоятельности. Чем разнообразнее впечатления детей об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувство, способность мыслить [3, с. 8].
Дети, начинающие обучение в начальной школе, невнимательны и часто отвлекаются. Одним из обязательных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного внимания и памяти. Любая деятельность (чтение, письмо) основана на том, что полученные знания сохраняется в памяти. Способность запоминать и сохранять дана человеку с самого рождения, но владеть и управлять ею мы учимся всю жизнь [2, с. 17].
При достаточном развитии внимания ребенок справляется со своей работой быстрее и правильнее, движения выполняются аккуратно и четко, он в состоянии контролировать свое поведение, ставить цель деятельности, планомерно решать поставленные задачи. Недостаточный уровень развития внимания часто влияет отрицательно на получение знаний, лежит в основе неуспешности школьников, особенно в младших классах [3, с. 34].
Окружающий мир подбрасывает с каждым годом все более сложные задачки, для решения которых недостаточно просто видеть, слышать, чувствовать, а очень важно выделять связи, отношения между явлениями. С помощью мышления мы получаем знания, которые не могут дать органы чувств. Результатом мышления является мысль, выраженная в слове [2, с.17].
Таким образом, все выше перечисленные познавательные процессы необходимы школьникам для успешного обучения и следует их развивать в дальнейшем. А так как в младшем школьном возрасте дети предпочитают занятия играм, и что бы избежать переутомления в школе, правильнее всего именно их и использовать для развития памяти, внимания и мышления.
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ИГРЫ
НА УСПЕВАЕМОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В декабре 2015 года было проведено анкетирование (см. прил. 1) учеников 2-х; 3-х и 4-х классов и получены следующие результаты. Всего было опрошено 106 детей.
На вопрос «Знаете ли вы, что такое развивающие игры?» Положительный ответ дали в четвертых классах 63 человека, в третьих классах 25 человек, во вторых классах так же 25 человек. Отрицательно ответили в четвертых классах 2 человека, в третьих классах 3 человека, во вторых классах 1 человек.
По результатам анкетирования выяснилось, что большинство детей знакомы с понятием «Развивающая игра».
Затем выяснили, как часто дети играют в развивающие игры. Общая диаграмма выглядит так:
Ежедневно в развивающие игры играют в четвертых классах 28 человек, в третьих 9 человек, во вторых 16 человек. Один раз в неделю в четвертых классах 11 человека, в третьих 9 человека, и во вторых 11 человек. И только раз в месяц в четвертых классах 17 человек, в третьих 4 человека, во вторых так же 4 человека.
Из диаграммы видно, что 53 учащихся, что составляет 50% от общего числа опрошенных, ежедневно играют в развивающие игры.
Анализ анкет подтвердил, что учащиеся проявляют интерес к развивающим играм, и они имеют место в их жизни.
Так же, в ходе исследования использовалась видеосъёмки. В ноябре - декабре 2015 были посещены занятия кружка «Развивайка» с учащимися 2-4 классов, на которых дети используют развивающие игры. Проведены наблюдения за учащимися в процессе данных игр. В ходе наблюдения было выявлено, что ребята с увлечением выполняют разные задания, обстановка свободная, царит дружеское общение. В процессе игры, случается, что возникают спорные моменты, но ребята учатся принимать проигрыши, радоваться за своего товарища по игре, четко придерживаться правил игры. Во время наблюдения ребятам 2-4 классов задавали вопрос «Что развивается во время этой игры?» и многие ребята показали, что понимают цель данной развивающей игры. Например, во время игры в «Танграм», ученик 2 класса Саша сообщил, что «эта игра учит думать и составлять узоры по образцу с помощью зрения и ума».
Для сравнения успеваемости учащихся, которые играют в игры и которые не играют, в конце декабря 2015 года совместно с учителями проведена выборка из журнала успеваемости учащихся, посещающих развивающие занятия по итогам 1 и 2 четвертей. Выяснилось, что успеваемость либо осталась на уровне, либо повысилась в среднем на 0,7 баллов.
График демонстрирует положительное влияние развивающих игр на успеваемость. Следовательно, можно сделать выводы, что развивающие игры положительно влияют на успеваемость младших школьников.
Так же во время беседы, учителя отметили, что ребята стали более свободно общаться. У двоих ребят 2 и 3 класса были сложности с привыканием к новой школе и классу, так как пришли из других школ совсем недавно. Но данные проблемы разрешились незаметно и как бы сами собой. Сначала ребятам было предложено посмотреть за игрой остальных и включится в игру по желанию. На первом же занятии дети играли со всеми.
Педагогом-психологом Боровских Н.Ю. представлена диагностика внимания, памяти и мышления учащихся, посещающих кружок «Развивайка», на котором дети играют в развивающие игры, на начало учебного года и после 1 полугодия. Результаты Вы можете увидеть в таблице:
2 класс |
3 класс |
4 класс |
Объем памяти увеличился на 37% |
Объем памяти увеличился на 24% |
Объем памяти увеличился на 39% |
Уровень внимания повысился у 69% |
Уровень внимания повысился у 23% |
Уровень внимания повысился у 64% |
Уровень логического мышления повысился у 56% |
Уровень логического мышления повысился у 23% |
Уровень логического мышления повысился у 64% |
Согласно результатам диагностики показатели улучшилась у всех подопечных на от 20 до 43%. Следовательно, можно сделать вывод, что данные игры могут способствовать повышению умственных способностей, и как следствие – повышению школьной успеваемости ребят.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведения исследования выяснилось, что для успешного обучения школьникам необходимы хорошая память, стойкое внимание и развитое мышление. Младшему школьнику требуется много сил, что бы на уроках быть собранным, внимательным, четко выполнять все задания учителя. Но, исходя из наблюдений, с помощью развивающих игр, можно улучшить память, внимание и мышление младших школьников в интересной форме, без переутомления и в дружеской обстановке в процессе развивающих игр.
Так же, проанализировав выборки из журналов и данные диагностики педагога-психолога можно предположить, что развивающие игры действительно улучшают память, внимание и мышление, что повышает успеваемость в школе.
Таким образом, гипотеза о том, что развивающие игры положительно влияют на успеваемость в учебе младших школьников, нашла своё подтверждение. Цель работы достигнута, задачи решены.
Результаты данного исследования можно использовать на классных часах и родительских собраниях, рассказывая ученикам и их родителям какие игры предпочтительны для их развития. Для этих целей составлены рекомендации по развивающим играм (см. прил.2).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Бондаренко, А.К. Дидактические игры и упражнения.- М.: Просвещение, 1991.-160с.
2. Печора, К.Л. «Развитие и воспитание детей младшего школьного возраста». Актуальные проблемы и их решение в условиях ОУ и семьи. – М.: Издательство Скрипторий, 2003. – 96 с.
3. Павлова, Л.Н., Волосова, Е.Б., Пилюгина, Э.Г. Детство: познавательное развитие. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.-152 с.
4. Образовательный проект «Детские игры» [Электронный ресурс].- Режим доступа: proekt-po-met-teme_kibgj
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета
Просим вас принять участие в опросе влияние развивающих игр на развитие младшего школьника.
Большинство вопросов снабжено перечнем возможных ответов. Выберете подходящий для вас вариант ответа и отметьте его. Внимательно читайте формулировки вопросов и пояснения к ним. Ценность исследования будет зависеть от вашей внимательности и искренности ваших ответов.
Анкетирование анонимное. Все данные в опросе будут использованы только в обобщенном виде. Ваше личное мнение не будет разглашено.
Благодарим вас за любезную помощь в проведении опроса!
Ваш пол?
А. женский
Б. мужской
Сколько вам лет?
А. 9.
Б. 10
В. 11
Г. 12
3. Знаешь ли ты что такое развивающие игры?
А. да
Б. нет
4. Играете ли вы в развивающие игры?
А. да
Б. нет
5. Как часто вы играете в развивающие игры?
А. 1 раз в день
Б. 1 раз в неделю
В. 1 раз в месяц
Спасибо. Нам важны ваши ответы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Выключай компьютер! Приходи играть!
Предлагаем совместить полезное с приятным. Попробуй эти игры:
«Крокодил» - знаменитая игра, в которой надо объяснять слова жестами и мимикой без единого звука. Ничего сложного, но внимание тут явно пригодится.
«Закорючки» развивают мелкую моторику и словарный запас. На столе лежит куча букв с закорючками с двух сторон. В свой ход каждый игрок берет из кучи букву и начинает нанизывать на неё слово. Чем длиннее слово, тем больше очков игрок получает. Ребенок учится правильно распределять и концентрировать свое внимание. Развивается память. Манипуляции с закорючками являются прекрасной тренировкой для детской руки, для развития мелкой моторики.
«Такси». Очень много полезных навыков сразу – и ориентация, и логика, и умение думать за другого. Она больше обучающая, чем развлекательная. Задача игры - программировать машинку такси.
А как у вас со счетом? «7 на 9» тренирует счет, внимание и реакцию. Игроки получают карты, на каждой из них два числа: большое и маленькое. Например, в центре стола карта с большой 7 и маленькой 3, а значит, сверху можно положить карты с большой 7-3=4 или 7+3=10. И сделать это надо сразу, как только у вас есть подходящая карта. Да-да, а то вас опередят! В компании все делать приятнее, и в игры на внимание играть тоже!
«Таракан». Способствует развитию у детей внимания и памяти. Развивает образное мышление и сообразительность. Игра развивает стратегическое мышление и умение разбираться в психологии партнеров. Играя в «Таракан» дети учатся спокойнее относиться к поражению, делать из этого соответствующие выводы, быть собраннее и внимательнее. Игра направлена на тренировку спокойствия и выдержки.
«Данетки». Логическая игра, направлена и на развитие словарного запаса, увеличение запаса бытовых знаний и скорости протекания мыслительного процесса. В игре дети учатся слышать и слушать другого человека и принимать его точку зрения.
«Сумасшедшие пони». Внимание и наблюдательность: в игре побеждает участник, первый заметивший, что победное условие достигнуто. Развивает визуальную память, устный счет, скорость реакции.
Увлекательная и яркая головоломка. Все эти красивые колечки с шариками разных форм нужно разместить на игровом поле: кажется, что это легко, но в игре 120 заданий, каждое сложнее другого, но двигаясь от лёгкого по пяти уровням сложности, можно отлично натренировать усидчивость, внимательность и пространственное мышление.
В «Доббль» с удовольствием режутся дети обоего пола в возрасте от 6 до 99 лет. Развивает внимание, память, быстроту реакции, логику.
«Побег из курятника игра развивает мелкую моторику, концентрацию внимания, учит координировать сложные цепочки действий. Но, конечно, главное, просто радует. Вот почему мы рекомендуем эту игру на детские праздники. У младших школьников игра развивает мелкую моторику, концентрацию и распределение внимания, быстроту реакции, умение ориентироваться в пространстве.
Проводи время с пользой!