Исследовательский проект на тему «Хрустальный синий кувшин моей прабабушки Инны: история одной вещи»
Исследовательский проект
на тему «Хрустальный синий кувшин моей прабабушки Инны: история одной вещи»
ученика 4 в класса
МБОУ «Гимназия №3 им. Б.В.Шапошникова» г. Брянска
Евсеева Савелия
Учитель: Симанова Екатерина Александровна
Помощник (ассистент): Евсеева Валерия Викторовна
План работы
1. Определиться с предметом исследования, обсудив это с родителями и родственниками.
2. Изучить предмет исследования: характеристики (цвет, размер, назначение), историю предмета.
3. Представить полученную информацию в виде статьи (текста).
Статья «Хрустальный синий кувшин моей прабабушки Инны: история одной вещи» (Информация о предмете)
Есть в семье со стороны маминой родни традиция встречаться всем вместе на праздники. Когда была жива моя прабабушка Инна Федоровна, то раскладывался большой стол-книжка, за которым собирались две ее дочери Ирина Вячеславовна и Светлана Вячеславовна со своими большими семьями. Было очень весело и шумно. Сейчас, уже несколько лет, мы встречаемся только с моей бабушкой Светланой и ее дочками Валерией (моей мамой) и Анастасией.
Вот идет снежок за окном, и мы, как всегда, отправляемся с мамой и папой в гости к моей бабушке Свете. Там нас ждут теплые объятья, подарки и угощение. Поздравив друг друга, мы садимся за новогодний стол. Мой взгляд привлекают любимые блюда, и, вдруг, я замечаю красивый насыщенно-синий кувшин в середине стола. Он совсем не похож на другую посуду, которая есть в доме у бабушки или у мамы. И странно, что я никогда раньше его не видел.
Разговор за столом идет своим чередом, но кувшин все также манит меня к себе, как магнит. Он выполнен в синем глубоком чистом цвете, имеет блестящие покатые бока и прозрачную ручку. Его необычный острый узор, который напоминает мне старинные рисунки мороза на стекле, так и хочется рассматривать, не отрываясь. Когда бабушка разливала компот из такого кувшина, я заметил на нем надпись: «Инночке в день 30-летия. Мама, Надя». Значит, это подарок моей прабабушке Инне и кувшину уж точно больше, чем полвека! Конечно, я не мог не спросить родителей про такую интересную семейную реликвию.
Бабушка Света рассказала мне, что ее мама и моя прабабушка Инна Федоровна родилась в 1935 г. Ее родители Зуевы Федор и Любовь жили всю жизнь в Киеве. Там и поныне живет прабабушкина младшая сестра Надя со своей семьей. Инна, после получения образования, была отправлена по распределению в Брянск. И здесь она встретила моего прадедушку Терехова Вячеслава Георгиевича, за которого вышла замуж. По рассказам моей бабушки Светы, ее бабушка Люба была очень хорошей хозяйкой и замечательным человеком. Она часто приезжала к бабушке Инне в Брянск и помогала ей с дочками.
На момент 30-летия Инны шел ноябрь 1965 г. Ее первой дочке Ирине было всего 4 года и прабабушка ждала скорого появления второй девочки. Бабушка Люба приехала в Брянск, чтобы поздравить будущую маму с юбилеем, и привезла с собой хрустальный сервиз кобальтового цвета из кувшина и нескольких бокалов с алмазной гранью, которые до современных дней не сохранились.
Выяснилось, что такой необычный для меня цвет хрустальному кувшину придается специальной кобальтовой краской для росписи посуды. Свое название она получила от металла кобальт, который выделяется из кобальтовых минералов и является основой для краски. Данная краска придает изделиями особую глубину. Она используется при работе не только с хрустальными изделиями, но и с фарфором. На фарфоровые чайные сервизы наносят тоненький узор с кобальтовой краской в виде мелкой сеточки.
Мне стало интересно как делаются предметы из хрусталя и почему они на вид отличаются от обычных стеклянных кувшинов и графинов. Оказалось, что в первой половине XVII в. англичане в смесь для стекла (песок и поташ) стали добавлять оксид свинца. Именно он придает готовым изделиям отличительную прозрачность и сверкание граней. Само производство хрусталя - это тяжелый и трудоемкий процесс. Исходное сырье плавится в печах при огромной температуре свыше 1 500 ⁰С. Расплавленная масса очень быстро остывает. Для ускорения процесса одним изделием занимаются сразу несколько человек. У печи работают мастера выдувальщики, наборщики и прессовальщики. Выдувальщики вооружены специальными трубками с резиновой грушей. На один конец стеклодувной трубки берётся капля раскалённого хрусталя и с помощью резиновой груши изделие выдувается в форму. У мастера наборщика – наборная трубка. С её помощью он набирает из печи необходимое количество стекломассы и приносит её к мастеру прессовальщику, который управляет пресс-формой. После того, как изделие выдувается и ему придается необходимая форма, оно поступает в печь на отжиг. Отжиг предназначен для более равномерного остывания хрусталя. В печи для отжига в течение 1.5 часов температура снижается с 700 ⁰С до 40–50 ⁰С. Далее в пламени газовой горелки срезается верхняя часть изделия, где была стеклодувная трубка. После этого изделие проходит первый контроль качества: нет ли больших пузырей, камней, кривизны; производят измерение толщины слоя стекла. Затем изделие отправляется к мастеру-гравировщику для нанесения рисунка на грани хрусталя. На этом этапе хрусталь еще не прозрачен, а имеет матовый цвет. Узор на него наносится с помощью маленьких абразивных кругов, а чтобы нагрев не превышал допустимых температур, весь процесс проходит под струей воды. Далее следует несколько уровней шлифовки изделия. На первом этапе избавляются от лишних частей, заусениц, аккуратно шлифуются края. И только после этого, с помощью специальных абразивных паст, изделия из цветного хрусталя становятся прозрачными и искрящимися сказочными переливами.
Хрустальный кувшин прабабушки Инны имеет прозрачный алмазный узор, а значит выполнен в технике двухслойного или накладного хрусталя. В таких изделиях на самом деле два слоя хрусталя - цветного и бесцветного. После выдувания разогретый шар прозрачного хрусталя погружают в расплавленную смесь цветного. Сложный процесс соединения двух слоев происходит при температуре 800 ⁰С. Затем хрустальный ком немного охлаждают и сбивают с него часть верхнего слоя. Двухслойную массу вновь на минуту погружают в печь и придают нужный вид в деревянной буковой форме. После того, как изделие выдувается и ему придается необходимая форма, оно поступает в печь на отжиг. А когда художник во время огранки готового изделия срезает верхний слой накладного хрусталя, получаются прозрачные грани. Это самый дорогой вид стекла потому что, во-первых, он намного сложнее по технологии производства, и во-вторых, его высокохудожественную огранку могут выполнить только профессионалы самого высокого уровня, работа которых превращает каждое из изделий в произведение искусства. С ювелирной точностью только вручную мастер наносит декор: прорезает верхний цветной слой до границы с нижним чистым слоем. Благодаря чему появляется чарующий контраст и магическая игра цвета - уникальное свойство каждого изделия из накладного хрусталя. Двухслойный хрусталь - одна из вершин стекольного искусства. Каждое изделие из него уникально, величественно, обладает чарующей магией красоты, совершенства и роскоши. Как и полтора века назад, накладной цветной хрусталь - это несколько часов кропотливого, искусного и нелегкого труда высококвалифицированных мастеров.
Так интересно в рассказах и воспоминаниях прошел мой праздничный вечер в кругу семьи. Я узнал много нового об истории и технике изготовления необычной семейной реликвии. В конце вечера бабушка Света показала мне еще хрустальные предметы кобальтового цвета: графин и две рюмки.
Список используемой источников
1. Доспехов Д. А. Школьный словарик. Минералы. -М.:ВАКО, 2021 г. – 68 с.
2. Подкин. Ю. Хрустальная радуга. – Тула, Приокское книжное издательство, 1980 г. – 222 с.
3. 21 интересный факт про кобальт [интернет-ресурс] – режим доступа: https://dzen.ru/a/XCEuPZceuQCqaAoJ (дата обращения: 05.01.2023)
4. История появления хрусталя и его производство [интернет-ресурс] – режим доступа: https://dzen.ru/a/Y4hZQ3ztl03aBfQ0 (дата обращения: 05.01.2023)
Приложение 1. Хрустальный кувшин синего цвета.
5