Проектно-исследовательская работа «Село - мой дом родной»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Новобезгинская средняя общеобразовательная школа»
Исследовательская работа
«Село – мой дом родной».
Автор работы:
Ломаченко Елена Ивановна,
Новооскольский район,
Белгородской области,
С. Новая Безгинка.
Содержание.
Цели и задачи_________________________________________3
Введение_____________________________________________4
Характеристика поселения Новая Безгинка________________ 6
2.1.Географическое расположение села___________________ 6
2.2.История села______________________________________ 8
2.3.Воспоминания старожилов села______________________ 11
2.4.Рассказ коренного жителя- учителя краеведа Смаженко
(Саенко) З.П._________________________________________12
Характеристика жилища и двора села____________________ 16
3.1.Дом наших дедов__________________________________ 16
3.2.Устройство современного дома______________________ 18
4. Выводы и рекомендации________________________________19
5. Приложения __________________________________________20
1.Фотографии ________________________________________20
2.План села __________________________________________28
3.План дома _________________________________________29
Литература ____________________________________________ 30
Цель: Изучить историю села, его географическое расположение, природу.
Познакомиться и изучить особенности жилья нашей местности.
Изучить быт, культуру, обряды, традиции, обычаи и словарь Новобезгинского поселения
Задачи:
- укрепить связь поколений;
- сохранить богатейшие художественные традиции;
- изучить народные бытовые обряды и праздники;
- развивать любовь и уважение к истории своего края;
- сохранить и приумножить богатство наших предков.
«НАРОД, ЧТЯЩИЙ ПРЕДКОВ, ВОЗВЫШЕН ИСТОРИЕЙ»
В.Колесников.
Введение.
Родина! Милый и любимый клочок земли, самый бесценный сердцу уголок. Здесь ты появился на свет, сделал первые шаги. Здесь промчалась падающей звездой любовь. Пожалуй, не найдётся такого человека, которого бы не интересовала история своего края, история своей малой Родины.
Приоскольская земля – труженица, кормилица, страдалица. Бескрайни её просторы, богаты природные кладовые, хлебородны её поля. Извечно было желание живших и живущих здесь людей распахать её. Добрыми трудовыми руками с любовью и надеждой бросить в неё полновесные зёрна.
Извечна была их радость видеть плоды своего труда, видеть, что не только у тебя, но и у соседа щедро уродило поле. Извечна была их радость видеть над землёй чистое голубое небо.
Богатое прошлое нашего села, интересно узнать, о чём мечтали наши земляки, чем занимались, как жили. Этим мы и хотим заняться, изучая историю нашего села.
Село, деревня, хутор, посёлок – именно из таких населённых пунктов состояла Русь несколько веков назад. В каждом селе складывались свои традиции, устои, обычаи. Каждый населённый пункт славился определёнными ремёслами и мастеровыми людьми. Некоторые сёла перерастали в более крупные посёлки в связи с ростом какого-либо производства. Другие, так и оставались селами, где большую роль играло сельское хозяйство: выращивали скот. Работали на полях. Села были большими и многолюдными. Работа на земле требовала сильных и умелых людей.
Ещё в начале ХIV века на землях Белгородской, Курской, Воронежской областей не было никаких поселений. Здесь раскинулись степные и лесные угодья. Из Москвы и других мест сюда приезжали люди охотиться на живность, которой в те времена было очень много.
В скором времени сюда потянулось очень много народа. Они начали заселять и обживать дикие места. Средняя полоса России привлекала многих именно тем, что здесь были плодородные и богатые земли. Начали появляться сёла, а потом и города.
Села являются колыбелью народного творчества, любая работа на селе сопровождалась песнями. Начало и конец большой страды ознаменовывались песнями и плясками. Даже зимой когда люди, убрав урожай, начинали его перерабатывать, они собирались вместе в одной избе. Это называлось посиделками. С тех пор, как деревенские посиделки собирали наших бабушек, много воды утекло. Так много, что не каждый нынче знает, что посиделки на Руси обычно начинались 1 сентября по старому стилю на Семёна-летопроводца. Полевая страда завершалась, домашняя – начиналась. Женщины пряли, ткали, шили приданое девушки, сапожничали парни. Жужжали прялки, лилась протяжная песня, вспоминались старинные придания, были, небылицы. Кто говорил, кто слушал, и все вместе учились.
Наше село стоит у истока такой большой реки, как Тихая Сосна. Здесь переплелись обычаи и традиции двух народов украинского и русского. Село большое и в разных его концах разговоры ведутся на разных диалектах, одни и те же праздники отмечаются по-разному. У нас живут «хохлы», «москали», «кагаи», «кацапы». Этим и интересно наше поселение.
Наше время знаменуется ростом больших городов (идёт урбанизация). Молодёжь уходит из села. Да и правительство делает всё возможное, чтобы сёл не было. Работы в селе нет, жильё не строится, рождаемость снижается. От многих окрестных деревень остались только воспоминания. Наше село тоже уменьшается. Численность населения падает. Большинство составляют пенсионеры. Работы в селе нет, трудоспособное население - уезжает на вахту. Село наше живёт, и хотелось бы думать, что оно не погибнет. Пока живы ещё наши бабушки, хотелось бы больше узнать о нашем селе, и оставить это будущим поколениям.
Нам интересны все стороны жизни наших родителей и дедов. Мы понимаем, что это работа ни одного дня. Работа кропотливая и трудоёмкая, поэтому мы начали нашу исследовательскую работу с изучения истории села и описания жилища и двора. Беседовали с нашими бабушками и дедушками.
Белгородская область имеет богатую яркими событиями историю, духовную и материальную культуру. Белгородчина – уникальный заповедник с её неповторимой многожанровой музыкальной и песенно-хореографической культурой, с её обрядами, традициями, обычаями и словарём. Местный говор является одной из самых ценных и устойчивых черт микроэтноса. Наше село тоже является капелькой Белгородчины.
Человеку свойственна глубокая привязанность к родной земле, к дому, где он родился, впервые начал узнавать лицо матери и улыбнулся ей, встал на ноги и пошёл, сначала придерживаясь теплой и ласковой руки матери, а потом уже – по жизни.
Иван Левашов.
За малую родину.
Из деревни дороги ухабисты,
По деревни, как скатерть, лежат.
Из села уезжаем мы с радостью,
А вернуться нам трудно назад.
В городах никуда нам не деться
От своих деревенских кровей.
Нас зовёт босоногое детство
Пробежаться по росной траве.
К нам с годами нисходит мудрость
Стороною родной дорожить,
Нас зовёт беспокойная юность
Верность родине малой хранить.
Долго в городе помнятся будни
Напряжённой страды полевой.
И кутью с новины не забудем,
Хоть не дело жить только кутьёй.
Я за лучшее всё и не против
Городов, где немало добра.
Не осталось на малой бы родине
Ни людей, ни кола, ни двора.
Характеристика поселения Новая Безгинка.
2.1.Географическое расположение села «Там, где течёт Усердец».
Село Новая Безгинка находится в центре Восточно – Европейской равнины на юго – западном склоне Среднерусской возвышенности. В умеренном климатическом поясе 500 52’ 30” с.ш. 380 3’ 45” в.д. в зоне лесостепи. В нашей местности очень хорошо выражены все четыре сезона: лето тёплое 20 -300 С, зима достаточно холодная средняя температура января 120 С.
Учитывая то, что наше село подвержено действию атлантических воздушных масс достаточное увлажнение летом и выпадение снега зимой чередуется с хорошей погодой антициклонов, приносимых отрогом Сибирского максимума, осью Воейкова.
Снежная зима и наличие крутых склонов Среднерусской возвышенности: обширные балки – Буруновская, Тележина яра, Крутенька – позволяют организовать лыжные турбазы почти, что катание с гор. Наше село протянулось по долине реки Усердец, притока II порядка Дона. Сток зарегулирован. В пойме образовался обширный пруд, площадью более 40га, с живописными берегами, покрытыми невысокой степной растительностью, и меловым дном. Тёплое лето, наличие речной рыбёшки: щук, карасей, бубырей, вьюнов – делают это место прекрасным для отдыха компанией или всей семьёй. Вода в пруду чистая, так как приток воды идёт из множества родников, выходящих из под склонов долины. Водообмен осуществляется за счёт «окнин», бездонных подземных источников, находящихся на заболоченной пойме, это и есть основной источник питания реки Усердец.
Дополняют живописность картины нашего села своеобразные лиственные леса из дуба, клёна, осины, диких яблонь и груш; кустарников: боярышника, тёрна, бересклета. Древесная растительность перемежается с полянами – опушками из разнотравья: злаковых, бобовых, зонтичных растений, цветущих колокольчиков, таволги, ромашек, душицы, валерианы и множества других видов травянистой растительности. Такое разнообразие цветущих растений создаёт благоухание, вызывающее у людей умиротворение и спокойствие.
Леса, как правило, находятся в вершинах балок, так как здесь накапливается влага, необходимая для произрастания древесной растительности, и обязательно из под склона вытекает родник с вкусной, чистейшей водой. Один из знаменитых родников находится в Тележином лесу. Диаметр жерла родника 50 – 70см, расположен в меловых породах. Мел россыпью, мелкими кусочками, мел мягкий как пластилин и твёрдый как мергель, мел белый и жёлтый, с коричневыми и оранжевыми прожилками, прямо как поделочный камень.
Такое обилие мела в нашей местности обусловлено геологическим строением, русская платформа в Белгородской области перекрыта чехлом осадочных пород мелового периода. На принадлежность пород к меловому периоду указывают и руководящие окаменелости – белемниты, чертов палец, называют его в селе, походив по меловым буграм, обязательно его обнаружишь, так же обнаружишь пустоты, находящиеся между рыхлыми породами мела. Потопаешь ногами, прислушаешься и поймёшь вот она пустота, возможно, это пещерка по которой течёт вода, а, возможно, чьё-то жилище, если находится близко к поверхности.
Если же вы попадёте на склоны Буруновского или Сабельневского яра весной, то увидите реликтовые растения горицвета – адониса весеннего. Роскошными кустиками с крупными жёлтыми цветами и резными ажурными листьями украшают они пространство, радуют живущих тут людей.
Необычайно красивы лески осенью, когда постепенно происходит изменение окраски листьев. Вот окантовка из жёлтых листьев на клёне, а там целый букет багряных, кустарники вообще фиолетовые, осины ещё зелёные, листочки трепещут даже без ветра, как - будто и впрямь от страха. Если смотришь на лес сверху, то он похож на цветочную клумбу, заходишь внутрь: сразу же под ноги попадаются опята, на голых ветках тёрна его плоды, уже вкусные после мороза. Природа прекрасна и разнообразна. Любуешься и восхищаешься её красотами.
2.2. История села.
Село Новая Безгинка (Ново-Фёдоровка) образовалась давно. Первым владельцем нашего села был помещик – крепостник Вишневский, также в его владение входило село Старая Безгинка (Покровка). Село расположено в 20-и километрах от районного центра г. Новый Оскол. Земли нашего хозяйства граничат с землями Чернянского района.
Слобода Новая Безгинка возникла в 1773 году. Князь Безгин владел землями расположенными на территории Новой Безгинки и Старой Безгинки. Земли были обширными. Сам князь Безгин жил в слободе Старая Безгинка. Обрабатывать земли, расположенные на далёком расстоянии от имения, было трудно. Тем более, что князь имел другие имения на Украине, в Черниговской губернии. Чтобы приблизить крестьян, он решил перевезти их из Черниговской губернии на место расположения слободы Новая Безгинка. . Рядом находилось село Никольское. Это были государственные крестьяне. С момента возникновения слобода была крепостной. Крестьяне не имели собственной земли и полностью зависели от князя. В дальнейшем, после отмены крепостного права, им была отдана часть княжеской земли. Причём распределялась земля только на мужские «души». Основная же часть лучших плодородных земель по прежнему принадлежала князю Безгину.
Так как крестьяне не в состоянии были прокормить семью урожаем, полученным с крохотных участков, они же добровольно шли в найм к помещикам за мизерную плату обрабатывать их земли.
С середины ХIХ века до 1861 года селом правила помещица Дятлова. В народе её звали «Дятлиха». У неё было много сёл. Сама Дятлова жила за границей. Новой Безгинкой управляла экономка. Девушки и парни не имели права жениться или выходить замуж за крепостных, закон запрещал.
В ХIХ веке здесь проживали ещё две помещицы Любимова и Савёлова. У них тоже были крепостные. 10-я ревизия записала в деревне «108 душ мужского пола» за Любимовой и «499 душ мужского пола» за Савёловой.
По данным переписи лета 1885г.: Ново-Оскольского уезда Ново-Безгинской волости деревня Ново-Безгинка (Ново-Фёдоровка) – 168 дворов (165 изб),1181 житель, из них – 192 (27 дворов) крестьяне «собственность боярыни Любимовой» и 989 (141двор) крестьяне « собственность боярыни Савёловой»; грамотных 30 мужчин и 44 учащихся мальчиков и 4 девочки.
После отмены крепостного права, наследники князя Безгина, земли расположенные вокруг Новой Безгинки продали очень богатому помещику Орлову Павлу Васильевичу.
Не глупым человеком был барин Орлов (Соколов) П.В. если место для дома выбрал на правом берегу Усердца посреди села. Мельницу паровую построил, со всей округи вплоть до 70-х годов прошлого столетия люди хлеб мололи, масло били, крупу мололи. Благодаря Орлову в нашем селе была построена церковь. В 1879 году в деревне появилась своя школа, основанная по инициативе Орлова и священника о. Лукинского.в 1880г. Крестьяне «общества» построили школьное здание – «на выгоне, близь церкви и кладбища… Стены и потолок классной комнаты обмазаны глиной и вымазаны; печь топят иногда соломой, иногда дровами, топка из коридора… В библиотеке 448 экземпляров, из них книг для внеклассного чтения 154. Библиотекой пользуются как учащиеся, так и посторонние взрослые… Учащиеся из трёх селений: Ново-Безгинки, Никольского и д. Котовки».
В штате церкви был священник, дьякон, псаломщик, сторож – звонарь, женщины, которые пекли просфоры. Здание церкви не отапливалось в зимнее время, поэтому греться ходили в сторожку и в основном те, кто пришли с детьми для Крещения. Матери, которые приходили брать «Молитву» для введения в веру младенца, садились на ступеньки, ведущие в колокольню. Торжественно проходили службы, люди забывали о своих заботах, молились о спасении души, исповедовались - домой идти не хотелось, так захватывало происходящее в церкви, где все думали об одном – любви к Богу.
К престольному празднику, в день нашего покровителя Николая Чудотворца всё блестело чистотой. Даже потолки протёрты, а ведь в церковь ходило огромное количество народа, особенно трудно было убрать весной, осенью, когда на улице грязь. Самые лучшие рукодельницы приносили вышитые рушники, кружевные скатерти. Второй престольный день – Михайлов день – отмечали в Никольском.
Многим не пришлось увидеть красавицу – церковь, услышать звон колоколов. Поломали её перед самой войной. Кто? А люди такие есть, которые не умеют созидать, хранить, а только рушить, рушить они будут всё, что не прикажет «хозяин» и не важно какой. Охнув, упал колокол, полетели листы обшивки купола, а внизу ждали люди – шакалы, которые сами не полезут рушить, но тайком тащить будут всё. Не стало памятника православия, построены дома, полы, лавки, с которых проглядывают лики святых. Разобрана по кирпичику ограда, разграблены могилы. Осталось ровное место возле кладбища, да четыре липы – вековухи. Освященная земля, где стояла церковь, хранит деток, которые бегают, набираясь здоровья на физкультуре, не подозревая, что их, наверное, хранит Николай Угодник. На месте где стоял прежде храм Божий, стоит храм науки - наша новая красавица школа.
В Ново – Безгинке в 1885г. было 8 «промышленных заведений», 2 торговые лавки и кабак.
Из преданий мы узнали, что проезжая мимо памятника царя, отменившего крепостное право, Павел Васильевич всякий раз отворачивался. Памятник был соседнем селе Покровка, а дед нашей односельчанки Смаженко З.П., будучи ещё молодым парнем, на тройке провозил его по каким-то делам. Так что не смотря на свою прогрессивность, барин был сыном своего класса – дворян.
В октябре 1905 года, крестьяне выступили против своих хозяев. Имение Орлова П.В. и Дятлова Г.И. были разграблены крестьянами. Происходили порубки леса, выпас скота на барских угодьях. Крестьянами была разграблена казённая лавка. Земля была распределена между теми, кто её обрабатывал. Продолжалось это не долго, порядок был восстановлен, по селу теперь расхаживал урядник с шашкой наперевес.
Гаврила Петрович Мятлов (Мятлев) брал в аренду земли вокруг села Никольское, т.е. использовал за определённую государством сумму денег он выращивал крупнорогатый скот ( бычков, тёлок и овец на продажу). Каждую осень скот гоняли на ярмарку, иногда даже на знаменитую Нижегородскую.
В декабре 1917 года была установлена Советская власть. Руководил работой местных Советов Волотовской волостной комитет.
Молодые парни Руденко, Сериченко, Саенко, Ломаченко и другие принимали участие в Гражданской войне. Чубыкин Дмитрий Фатеевич воевал в знаменитой Первой Конной Армии.
30-е годы – это коллективизация. Образовались колхозы :
Костёвка – им. Молотова;
Зацерковщина – «Ответ вредителям»;
Слобода – «Борец за новую жизнь»;
Козловка – «Ударник»;
Храповка – им. Буденного;
Лягушевка – им. Демьяна Бедного;
Никольское – «Строитель новой жизни»;
«Маяк пятилетки».
До сих пор местные жители если о ком - то говорят можно услышать: «Он с Зацерковщины…», «А, это тот, что с Борца…» или «Вон по Ответу коров погнали…».
По инициативе с верху необходимо было провести раскулачивание, и провели. Забрали всё: скотину, хлеб, инвентарь. На этом не остановились – некоторые семьи или главу семьи выслали в Северные края или в степи Казахстана, в частности в Караганду.
В колхозах жили до середины 90-х годов, потом появились акционерные общества, которые тоже развалились. Землю скупила крупные зерновые компании. Опять крестьянин остался у разбитого корыта.
Как жили в прошлом наши, отцы и деды, остались музейные экспонаты. При школе создан этнографический музей.
Современное поселение Новая Безгинка расположено на северо – востоке Новоскольского района по берегам реки Усердец. Долина реки шириной 500 метров. Протянулось село на расстояние до 6км. Село выстроено рядовым или уличным способом. Рельеф территории холмистый, много балок, оврагов, расчленяющих местность – это отроги Среднерусской возвышенности. Самые большие балки – Буруновская, Волотовская, Кривая, Тележкина, Егоровская , Малиновский и Сабельневский яры, самый крупный Ягидский яр. Самые высокие места находятся на окружающих возвышенностях.
Село Новая Безгинка - центр Новобезгинского сельского округа, состоящее из 2 сёл и 4 хуторов, насчитывает 353 личных хозяйства, 820 жителей.
Сейчас на территории нашего села построена большая новая красавица школа, отремонтирован дом культуры, создана модельная библиотека оснащенная компьютерами и Интернетом, отремонтирован медицинский пункт. Благоустроен поселковый совет, почта, сберкасса. В центре села, у школы, находится памятник павшим солдатам.
Улицы и окрестности села облагораживаются. Жаль только, что на селе нет работы. Все животноводческие фермы разграблены, мехотряд вывезен на металлолом, акционерное общество обанкрочено. Жители вынуждены искать работу на стороне. Село пустеет. Страшно подумать, что села в скором будущем не будет.
2.3.Воспоминания сторожила села – Смаженко Анны Степановны.
Смаженко Анна Степановна (в девичестве Сериченко) родилась в 1909 году. Четыре сестры в семье, она самая молодая и красивая. Когда исполнилось 16 лет, бабушка сказала: «Пора выходить замуж. Пойдёшь за Максима Карпенкового, они свой хлеб едят. Приходили свататься, говорили, что лучшего полотна, чем у нас, нет ни у кого на селе». Спорить нельзя. Тринадцатым членом семьи стала Ганна в семье мужа. Семья большая, порядки строгие, работают от зари до зари, потом и хлеб свой едят.
Не успели пожениться, взяли мужа в Советскую Армию. Сын Василий родился без него. Всего боялась молодая невестка и ступить не так и сказать громко, а когда становилось, совсем невмоготу бегала на минутку домой к матери; поговорить, поплакаться, о том, как трудно ждать и жить самой. Добро, свёкор любил внука, уж больно забавный был мальчуган.
Муж в армии, а советчики под двором. Всё имущество, весь хлеб забрали в колхоз, грозятся ссылкой. Да. Видно, командир у Максима Леонтьевича попался путёвый, хорошую характеристику на него прислал, потому и остались хоть в пустой хате, но дома.
Трудно, голодно, но семья работящая – выжили.
Всё перевернула война. В первые дни муж ушёл на фронт, а Анна Степановна осталась теперь за главную: трое своих детей, пожилые родители, да золовка с крошечной дочкой. Что перетерпели в эти годы известно только им, она ждала.
В 1943 году погнали назад, освободили Белгородчину. Сыну исполнилось 17, но нужно было идти защищать Родину. Горько провожать мужа, но сына… А самой то солдатке и матери солдата всего 34 года.
С войны вернулся только сын, да и то через 7лет в 1951 году. Она всё ждала. За войну обносились, так что рваной тряпки в дому не было. Пришлось дочерям отправляться «на торф», чтобы хоть что-то заработать. А её матери опять ждать.
Беда не ходит одна. Умерла жена сына, оставив двух малолетних деток. Самый страшный удар ждал впереди. Не дожил до 50 лет сын Василий, догнала война через 30 лет. Только то не дало, а вернее заставило жить, нужна внукам. Ведь у них никого не осталось родных кроме неё на земле.
Жила Анна Степановна в семье внука Ивана. В семье её чтили и любили, просили благословенья, а она молилась за всех. Всего год как её нет, она умерла в 98 лет, прожила трудную, но счастливую жизнь. Её помнят и чтут до сих пор её внуки и правнуки.
Почти каждая женщина нашего села могла бы рассказать похожую историю своей жизни. Каждая из них заслуживает тепла, уважения, заботы близких. Низкий вам поклон труженицы и матери.
2.4. Рассказ коренного жителя села – учителя краеведа Смаженко З.П.
Моя маленькая Родина находится там, где когда то находилось Дикое поле, по которому передвигались кочевники со стадами домашнего скота. Видно не из робкого десятка были наши предки, если смогли поселиться в этом месте, поднять целину, выращивать хлеб.
Интересен национальный состав села. Все мы по паспорту русские, но в Новой Безгинке, на Костёвке, Храповке, Козловке – хохлы, т е. те. Кто разговаривает по-украински. В Никольском и в Сабильном – москали, они говорят на местном диалекте русского языка.
Дело в том, что говор, людей живущих в находящихся рядом сёлах имеет отличие: в Никольском – говорят «-щаво»; на Лягушевке – «-чо»; в Сабельном – «-чего»; да ещё с выделением слога «го». Различается окраска разговора, как бы акцент по которому безоговорочно можно определить из какого села данный человек. Такое наблюдение, даёт возможность предположить, что люди из разных мест России, а хохлы из Украины.
До конца 20-х годов этого столетия село Новая Безгинка называлось Ново-Фёдоровка. Какова причина смены названия села и какой факт лежит в основе переименования мне неизвестно.
Из рассказов своих родителей и бабушки Грабковой Елены Ильиничны, я знаю, что до революции на территории сельского совета было два крупных поместья графа Орлова и Мятлова. Были также и государственные крестьяне.
Имение графа Орлова было, как сейчас называют, на Орловской горе. Возвышенное место, крутые склоны балок, с севера протекает речка Усердец, с юга – небольшой приток Усердца из урочища Кривой. Кроме того. Что место было безопасное, отсюда открывается вся красота долины Усердца, от самого её истока: луг с кустарниками ольхи и вербы, избы деревень, поля их окружающие.
Земли графа были тут же вокруг усадьбы. Земля по ту сторону балки принадлежала крестьянам.
Граф Орлов был довольно образованным и передовым человеком. Благодаря графу была построена церковь, как раз напротив его усадьбы.
Особенность церкви была в том, что построена из деревянных, пиленых плах, соединённых без единого гвоздя. Церковь была высокой, прекрасная акустика, удивляла прихожан росписью стен и потолка. Три звона звали жителей деревни к церковной службе. Звонарём и сторожем в церкви был мой прадед Ткаченко Иван по прозвищу « Лисица». Вся семья Лысыцев (на таком наречии говорят у нас в селе) жила на Костёвке тракта из Нового Оскола. Кроме того, у подножия холма построена была мельница. Кирпичная кладка оставалась до 1987 года и разрушена была лишь потому, что поднялся уровень грунтовых вод, и залило первый этаж. Сюда, на мельницу, съезжались крестьяне со всех окрестных сёл и Новооскольского, и Чернянского и Красногвардейского районов. И даже сейчас бывая в этих сёлах, сказав, из какого ты села, старые люди говорят: «А, это там, где мельница». На мельнице мололи муку, рушили на крупу(пшено, гречку, даже манку),били подсолнечник на масло. Людям порой приходилось жить по нескольку дней, чтобы смолоть муку, выбить масло. Для этих целей был построен так называемый подъездной сарай, очень длинный около 50метров, куда складывали мешки с зерном. Мельница работала с помощью паровой машины, которая топилась дровами. После, уже в советское время, оборудование было переведено на электричество.
В усадьбе у барина свет был уже в 1909 году. Об этом мне говорила моя бабушка. Ей в 9 лет купили швейную машинку «Зингер» и она начала шить. Её взяли в имение шить мешки (экономкой в то время была сестра прабабушки Оксаны) Третьякова Орина Яковлевна – женщина не особо благодетельная, даже к своим родственникам. Приведя девочку в дом, экономка включила настольную электрическую лампочку, яркий свет которой очень удивил бабушку.
Барин и барыня безвыездно жили в имении, а дети жили в городе. До революции они не дожили, были похоронены в склепе возле церкви (на склеп наткнулись строители, когда начинали строить школу). Оставался здесь один из сыновей, он был, по-моему, болен, звали его Володей. Его убили, хотя он просил оставить ему жизнь и отказывался от богатства. Убийцы взяли из-за пояса несколько золотых, это доказывает, что были это просто бандиты, воры и убийцы.
Усадьба была полностью разграблена, постройки либо разрушены, либо сожжены. Сейчас ещё осталось несколько рытвин от бывших погребов. Во время Гражданской войны в село несколько раз в день приходили то красные, то белые, но крупных военных действий на нашей территории не было.
Земля роздана крестьянам, начали жить единолично. У нас на Костёвке выделились несколько семей. Семьи в которых было много работников, трудолюбивые, имеющие какую то базу – это Сударушки (Руденко), Величко, Саенко(Кошели), семья моего отца Кричаи. Были и те, кто жили справно, к ним относилась семья моей мамы Ткаченко (Лысыци). Были бедняки, причины бедности разные – одиночки, разорившиеся, пьяницы – кормильцы и просто лодыри.
В 30-е годы началась коллективизация, начали кулачить. Опять началось горе. Семью моего отца среди зимы выгнали из дома, четверых малолетних детей и мать – Харитину Кузьминичну. Отца – Гавриила Емельяновича угнали на север, с тех пор о нём не было никаких известий. Может где то на Соловках, может на Беломор – канале. Из семьи Величко мать и младшего брата угнали в Караганду – они выжили. Братья Руденко тоже выжили, а старого деда Сударушку выгнали из дома. Он вырыл себе землянку, почти напротив дома своего сына, а зайти к нему не решался никто. Проведывал деда только мой дедушка Илья Иванович Ткаченко (он был крестник), он и обнаружил его умершим. Вот такие страшные события происходили на селе. Указания давались сверху, а вот исполнителями были свои: соседи, друзья. Выбирали в закромах у крестьян всё до зёрнышка. Бабушка говорила: «Что спрячу в рукав (она шила людям всей округи), то и останется, остальное всё под метлу». Активисты часто приходили ужинать к раскулаченным, наряжались в кожухи, отобранные в зажиточных домах, стремились занять дома раскулаченных. Уполномоченными были люди, порой вообще ничего не смыслящие в сельском хозяйстве. Один, глядя на гречку, находившуюся в закроме, орал: «Враги народа! Погноили хлеб!»
Потом были созданы колхозы. Колхозы были мелкие, включавшие один хутор. От того, кто был председателем, зависело многое. На Костёвке председателем был дед Яшка Драк, т.е. Гривенный Яков. Это был хозяин. Люди работали от темна, до темна, ведь все работы выполнялись в ручную и на лошадях, однако, выращивались довольно хорошие урожаи и люди жили не плохо.
Запомнились мне рассказы о том, как охраняли дорогу, асфальта не было, дорога грунтовая. Весной, в распутицу, стояли у тракта сторожа и днём и ночью, они следили за тем, чтобы не дай бог кто не только проедет на телеге, но и пешком нельзя ходить и чтобы никакая скотина не прошла. Ждали, пока просохнет, а уж потом дорога накатается, станет, как стекло до самой зимы.
ВОЙНА. Все мужчины призывного возраста ушли на фронт. Дома остались женщины, дети, деды, пацаны, и инвалиды. Немцы пришли зимой, назначили старост, полицаев, но эти должности были чисто символическими, просто на селе должна была быть какая то власть. Никто никого не стрелял, ни мучил, только несколько девчат угнали в Германию. Все девушки остались живы, некоторые из них вышли там замуж.
После войны был сильный голод, такой же, как и после Гражданской. Тогда многие из наших жителей ездили искать лучшей доли на Кубань. Еле осталась жива и моя баба Алёна, выжили только потому, что сначала побирались, а потом нашлись добрые люди, взявшие в работники. В голод люди ели в основном траву – лук полевой был в таком количестве, что его носили мешками, собирали жёлуди, лебеду, лишайник, который растёт на буграх, а называли его – лапша. Помню, как в середине 70-х годов, в начале лета, время, когда все растения в самом соку: молодые. Многие из них цветут. Запах то сладкий, то горьковатый, то ещё какой то – особенный, весенний. Мы с мамой, Саенко Анастасией Ильиничной, сидим прямо на голой земле, от которой идёт тепло, ласкового весеннего солнца, а трава, будто мягкий ковёр. Мама, пошарив по траве рукой, поднимает какое – то странное растение, без корней, буро-зелёного цвета.
- Глянь, доцю, «лапша», знаешь сколько мы его поели? Только тем и спаслись, в войну и в после военный голод, что Господь всякой травы растил вдоволь. У кого молоко было варили молочную лапшу, у кого не было – на воде варили.(ЛАПША – это особый вид лишайника, встречающийся в степной зоне.) По буграм луку росло, так много, что его мешками рвали. Мы его и сушили, и пекли, и жарили. Видно тогда весь вырвали, что сейчас так редко встречается. Листья липы душистые их сушили, толкли, добавляли муки и пекли шаники. Собирали жёлуди, тоже употребляли в пищу, но горьковаты, только немного можно добавить иначе есть совсем нельзя.
В 46-м дали «Сталинскую помощь» по пуду зерна, да и не зерна, а отходы: половинки, кусочки, но это был хлеб. В семье праздник, намололи муки (у каждой хозяйки своя мельница – два жерновка с ручкой наверху). Мама, Евдокия Михайловна нарвала бурачков, они к тому времени уже подросли, а мы их специально гуще оставляли, стушила их в печи, добавила мучицы и напекла настоящих коржиков. Первый раз за время войны ели настоящий хлеб. Шуре 5 лет было, всё её детство пришлось на голодное военное время, так она попросила взять с собой: «Я потом съем, такого вкусного я ещё не ела». Так жили все, война всех сравняла, благодаря природным урожаям многие выжили.
Чуть лучше было у тех, у кого корова была. Варили баланду по три раза в день. Каждый хозяин выглядывал, у кого затопилась печь, чтобы сходить взять угольку на растопку. Очень трудно было с топливом. Топили в основном соломой, рубили хворост в лесу, где гонял лесник, отбирал вязки с хворостом. Все плодовые деревья у домов были вырублены тоже на топливо. Очень трудно было с солью, меняли на соль последнее, что осталось.
В 50- 60-е годы колхоз стал укрупнённым – «Рассвет». Если раньше работали за выхододень, и расчёт был натуральным – зерном, теперь стало наоборот: начали платить деньги, но не стали давать зерно, запрещали даже держать скот. Я помню, во времена Хрущёва везде у дорог были лозунги, чего и сколько получено, много всего, а мы выглядывали, когда привезут хлеб и мчались в магазин захватывать очередь. Сбегался весь народ, со всего села, очередь, давка.
В школе ВТО время было много учеников. Учились в две смены, в каждом классе было по 30 человек, были и параллели.
В 70-80 годы были построены магазины, медпункт, проложена асфальтированная дорога до районного центра, перестроены дома колхозников, построены новые, в домах появилась обстановка. Купили люди легковые автомобили. Только вздохнули люди , только стали жить получше, а тут опять перестройка. Трудно стало жить на селе, да и села, может, скоро не будет. Но будем надеяться на лучшее, село живёт, новую школу построили, дети рождаются. Всё ещё наладится.
Характеристика жилища и двора села.
-
Дом наших дедов.
Жильё нашей местности в начале ХХ века представляло собой крестьянскую избу или хату (укр.)( у нас называли и так, и так), построенному по одному, сложившемуся веками, невзрачному типу, типу соответствующему многовековой напряжённой и изнурительной жизни наших сёл. Сельское жильё соединяло в себе, во время заселения края, северные крепкие избы и юго – западные уютные хаты.
Невысокая, до четырёх метров высоты в кровле, почти квадратная в плане постройка, имеющая длину и ширину стен до пяти метров. С двумя, редко с тремя, небольшими окнами без форточек и ставен в двух противоположных стенах, в третьей – входная дверь, четвёртая обязательно «глухая» - без окон. Убого накрытая тёмной, прогнившей соломой, поросшей занесённым ветром бурьяном, с небольшими жёлтыми плешинами свежих латок ежегодно появляющихся в сентябре – октябре. Соломенная кровля во время строительства дома густо проливалась жидким раствором мела. это производилось для того, чтобы солома кровли не разнеслась ветром.
Стены дома выполняются из брёвен, уложенных в сруб, имевший по углам крепкое перевязанное рубленное сцепление венцов. Почему и название сруб. Но строительство сруба было доступно не всем. Много, очень много жилья имеет стены так называемые «столбянки», при строительстве которых по углам и на середине стены устанавливались вертикальные столбы, между которыми укладывались горизонтально короткие, метр – полтора. Обрезки брёвен – «швырки».
Устанавливаются стены на толстые, короткие, вертикальные, почти не закопанные столбики. Чтобы не было сквозняков в подполье, с наружной стороны этих столбиков строение на высоту до пятидесяти сантиметров оплетается нашим знаменитым плетнём, внутреннее пространство засыпается, заваливается сухой глиной. Конструкция называется «завалина».
Стены оббиваются под наклоном тонким хворостом и обмазываются глиной, перемешанной с соломой и, в последствии, после просушки, выбеливаются нашим, изумительной белизны, местным мелом. Обмазывание стен глиной – был местный ритуал. Всё село, верное общинным традициям, за несколько часов дружно, весело и безвозмездно выполняли, по необходимости, любому селянину эту работу. Работа всегда заканчивалась весёлым гулянием.
Саман (в нашей местности такие дома называли «топтанками» - ширина стены доходила до 1м) – глина, перемешанная с соломой и немного, для армирования, заполненная хворостом встречается в конструкции стен, в основном, в дополнительных пристройках к дому. Встречались и дома. Потолки делали таким же образом, как и стены, переплетали хворост и обмазывали глиной. Толщина потолка достигает 60см., до сих пор такой потолок встречается в старых домах.
Крыльца нет. Редко, очень редко, над входной дверью на двух, выставленных несколько вперёд, столбиках – небольшой соломенный навес. Дверь открывается в тёмные, нежилые холодные сени без чердака, где вверху в крыше устроена деревянная, вертикально плетёная из хвороста, квадратная, восемьдесят на восемьдесят сантиметров, труба, обмазанная внутри и снаружи глиной. В любое время года в неё просматривается небо.
Дверь в жилую комнату , так же как и входная, без ручки. Её заменяет прибитый ремешок или маленькая деревянная вертушка. В избе одна комната с земляным полом и огромной русской печью с лежанкой. Большой размер печи, занимающей до одной трети площади комнаты, обусловлен, во – первых, технологией выпечки хлеба, требующей некоторое время постоянной температуры, а, во – вторых, солидное каменное (кирпичное) сооружение может длительное время хранить в себе тепло перегоревшего топлива.
Топливом служат тонкий хворост, солома, кизяки. Последние имеют две разновидности. Первая и самая простая и доступная – коровьи «лепёшки», высохшие и несколько поднятые от земли проросшей травой. Их собирали всё лето на местах выпаса коров. Вторая – более совершенная и имеющая традиционную для нашего края технологию изготовления. Коровий навоз, густо перемешанный с соломой, формуется деревянными формами в брикеты приблизительно тридцать на тридцать сантиметров и толщиной до десяти сантиметров. Заформованные брикеты для естественной сушки укладывали в затейливые, круглые, невысокие, до метра высоты, хорошо проветриваемые и пустые внутри пирамиды. Это топливо было необходимо, так как леса строго охранялись законом, и дрова как топливо были не доступно.
В доме с дворовой стороны в зимнее время содержался молодняк – телята, ягнята, козлята. Здесь же находится и место для плетёных корзин с гнёздами домашних гусей и уток, которых сажали на яйца в середине весны.
Мебель в доме очень примитивная: деревянный стол, деревянные лавки вдоль стен, деревянные шкафчики, стоящие или подвешенные на стене. Табуретки редки. Иногда деревянная кровать. В святом углу две – три потемневшие от времени иконы, аккуратно объединённые обрамлением из выбеленных, холстяных с красной вышивкой «в крестик» рушников. Это всё убранство жилья. Можно только добавить, что стены и потолок не реже двух раз в году подвергались гигиенической и эстетической побелке. А земляной утрамбованный пол раза два в месяц аккуратно перетирали специальным раствором, состоящим из определённых порций глины, песка и чистого, свежего навоза. Последний, в силу содержания природной органики, выполняет функцию связующего первых двух компонентов – глины и песка.
Микроклимат жилья содержит характерный, устоявшийся кисловатый запах от хлебной закваски и от пребывания в доме домашних животных.
Каждый дом имеет общую для всех застройку усадебной территории. Перед домом, с улицы, палисадник. Сзади – хозяйственный двор с сараем, закутой, ворком, обнесённый традиционным плетнём.
Погреб – зимнее хранилище овощей и корнеплодов, представляет собой вырытую в земле квадратную яму, перекрытую деревянным накатом и засыпанным сверху землёй слоем немного больше метра.
Простота жилья определялась условиями жизни наших дедов. Во времена лихих набегов кочевников, когда жильё в одночасье могло превратиться в тлен пепелища, и не было смысла строить более комфортабельно. Практичнее простое, небольшое жильё, отвечающее элементарным потребностям сельского бытия. Его и терять не жалко и сравнительно быстро и недорого можно восстановить.
Несмотря на унылый и обглызлый вид жилья, здесь рождались, трудились и жили всеми человеческими страстями не одно поколение наших прекрасных земляков. Скудность и убогость веками сложившихся условий жилья ни в коей мере не сказывались на нравственности поколений, его общей культуре и философии. Наоборот, исторически обусловленная простота жилья сделала нас более терпимыми, жизнеустойчивыми, непритязательными.
Общеизвестно – среда обитания человека накладывает конкретный отпечаток на весь жизненный уклад. Русские селения, сплошь состоящие из описанного выше жилья, выстояли, выдюжили во многих исторических ситуациях и катаклизмах. Сохранив со времён язычества, отмеченную, в разное время, нравственную благочестивость.
-
Устройство современного дома. (Приложение 3)
Сейчас в нашем поселении встречаются дома разного типа: современные двухквартирные, дома новой планировки и типичные старинные дома. Большинство домов – это старинные дома только переделаны и улучшены. Как, правило печь из дома убрали и дом поделили на четыре комнаты: прихожая, кухня, зал (самая большая комната) и спальня. В каждом доме много различной современной мебели, но наряду с современностью во многих хатах сохранились сундуки, портреты в старинных рамках, и из них на нас смотрят наши предки. Кровати заправлены по - старинке в выбитое и вышитое бельё (это своими руками мамы готовили своё приданое), в святом углу всё те же иконы украшенные вышитыми рушниками, на полу лежат домотканые половики. Красиво! Неправда ли?
Появились и другие пристройки: веранда, кладовка (чулан), крытое крыльцо. Дома давно перекрыты, покрытие сделано из шифера или железа. У многих домов сделаны палисадники, там выращивают цветы или стоят плодовые деревья. В доме доливка не смазывается, пол покрыт досками.
Печь у многих перенесена в летнюю кухню, хотя хлеб пекут очень редко, только на Великое Воскресенье. Все дома в селе газифицированы, жить стало легче, что касается топки, по всем улицам проложен водопровод. Казалось бы, чего ещё?
Да не тут то было, село вымирает, это тоже есть экологическая проблема. С каждым годом в нашей стране становится всё меньше и меньше деревень. Человек отдаляется от природы, от её красоты. А это страшно, не понимая природу, естественную красоту, человек способен на не обдуманные поступки – это плохо. Хотя если посмотреть, что жители городов – это выходцы из сёл, если не прямо, то их предки. Хотелось бы думать, что возрождение сёл – это будет не просто громкие слова. Село будет жить! Село должно жить!
Выводы и результаты.
В результате проведённой работы мы познакомились с историей нашего села, с его географическим положением. Беседовали с жителями села (приложение 2). Из рассказов бабушек и мам мы узнали, какой был дом раньше, каким было подворье (приложение 4). Подробно познакомились с современным сельским жилым домом (приложение 4). По воспоминаниям жителей села, мы узнали, какая была жизнь на селе. Как жизнь села была связана с историей нашей Родины. Продолжили сбор экспонатов в краеведческий музей (приложение 1).
Мы хотели бы узнать больше об особенностях быта, культуры, традициях и обычаях нашего поселения. Этим мы хотим заняться в последующие годы, чтобы сохранить историю для других поколений. Ведь наше село – это капелька наше большой Родины. Наше село – это Родина многих поколений людей, которые с удовольствием приезжают постоять у околицы, пройти по своей улице, а потом уехать с лёгкой душой. Они приезжают за тем, чтобы набраться сил, прикоснувшись к родной земле, глотнуть живительного родного воздуха, испить ключевой воды. А потом уезжают, чтобы творить, дерзать и создавать доброе.
Вот такое оно, моё родное село Новая Безгинка – маленький уголок большой Белгородчины.
История учит – земля без людей скоро становится достоянием людей без земли. Для стран, которые находятся вокруг России, эта проблема стара. Значит, без сёл мы потеряем контроль над своей страной. Это не только слова, это констатирование факта.
Приложение 1.
Панорама села
Вид села с Красного бугра (там, где стоял храм)
Вид села с Орловской горы
Окрестности села.
Балка Крутенька
Пруд (х. Храповка)
Исток Усердца
Буруновская балка.
Тележин лес
Склон Тележиной балки. Заводь у родника.
Один из родничков в Тележином лесу
Родниковая вода
Старинный дом в селе – дом учительницы Осиковой
Современные дома села.
Святой угол в современном доме.
Старинное убранство кровати.
Русская печь.
Старинный плетень.
Музей старины в Новобезгинской СОШ.
Кухонная утварь
Прялка
Горница.
Старинная вышивка
Оформление святого угла.
Приложение 3.
План старинного дома
(пятистенок)
План современных сельских домов
Литература.
1.Белгородоведение , под редакцией В.А.Шаповалова, Белгород, 2002г.
2. Колесников В., Новооскольцы и новоосколье, Белгород, 2003г.
3. Крупа И., Царёв – Алексеев – Новый Оскол, Белгород, 2004г.
4. Левашов И., Зов, издательство «Роса», Старый Оскол, 2007г.
5. Родачинский А., Ожившие страницы Приосколья, Белгород, 2004.
6. Смаженко З.П., Там, где течёт река Усердец…, газета «Вперёд»,
30.07.2005.
Легоцкая Вера Сергеевна
Тарелкина Наталья Николаевна