Пояснительная записка к презентации
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Лахденпохская средняя общеобразовательная школа»
Информационный проект на тему:
«Чему учат сказки»
Проект подготовили ученики 1б класса Жафяров Прохор и Прончагина Анна.
Руководитель проекта Степаненко Валентина Ивановна.
Консультант проекта мама Жафярова Наталья Николаевна.
г. Лахденпохья
2017/2018уч. год
Паспорт проекта
1. Название проекта: «Чему учат сказки».
2. Цель проекта: - выяснить, чему учат сказки.
3. Задачи: - исследовать воспитательные моменты сказки
- учить извлекать из сказок уроки добра.
4. Гипотеза: Сказки с одной стороны развлекают нас, а с другой стороны учат нас. Сказки способствуют формированию нравственных ценностей
5. Авторы проекта: Жафяров Прохор и Прончагина Анна, ученики 1б класса, 8 лет.
6. Руководитель проекта: Степаненко Валентина Ивановна - учитель начальных классов, высшая квалификационная категория.
7. Консультант - мама Жафярова Наталья Николаевна.
8. Тип проекта: информационно-поисковый.
9. По предметно – содержательной области: культурологический.
10. По количеству участников: личностный.
11. По характеру контактов: в рамках класса, школы, района.
12. Форма представления проекта: сообщение и презентация.
13. Источники информации: осуществление расширенного поиска информации с использованием сети Интернет.
Этапы проекта
1. Подготовительный этап:
Сбор информации по теме проекта, выбор и чтение русских народных сказок. 2. Анкетирование:
Анкетирование одноклассников по теме: «Русские народные сказки». Сопоставление ответов и их анализ.
3. Обобщение:
Обобщение результатов сбора информации.
4. Подготовка к презентации:
Обобщение собранных материалов, выводы, подготовка наглядности. 5. Презентация:
Донести до одноклассников сведения о нашей работе «Чему учат сказки?».
Актуальность темы:
В настоящее время родители заняты работой, мало уделяют внимания воспитанию детей из-за нехватки времени.
Детская сказка – необходимый элемент воспитания ребенка, она доступным языком рассказывает ему о жизни, учит, освещает проблемы добра и зла, показывает выход из сложных ситуаций. Чтение сказки формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая или читая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие маленького человека.
Сказка не даёт забывать прошлое, историю. А самое главное, сказка несёт добро и свет, без которых невозможна жизнь человека.
Для нас, людей XXI века, сказка – не только "преданье старины глубокой", но и добрый наставник, мудрый воспитатель. Мы верим, если взрослые будут чаще читать русские народные сказки, мир станет намного добрее.
Цель проекта: - выяснить, чему учат сказки.
Задачи:
- исследовать воспитательные моменты сказки;
- научиться извлекать из сказок уроки добра.
Гипотеза: Сказки с одной стороны развлекают нас, а с другой стороны учат нас. Сказки способствуют формированию нравственных и патриотических ценностей. Сказки могут объяснять ребенку «Что будет, если...?»
Чтобы ответить на эти вопросы, нужно:
- Прочитать много сказок.
- Научиться анализировать сказки.
- Находить полезную информацию.
- Учиться делать выводы.
Сказка - это жанр литературного творчества. Главной особенностью сказки является то, что это всегда выдуманная история со счастливым концом, где добро побеждает зло. Сказку можно назвать самым мудрым и самым древним произведением устного народного творчества. Она прививает детям уважение к старшим, доброту, учит быть смелым и достойным.
Сказка – это жанр литературного творчества.
Сказка - это придуманный, вымышленный рассказ, который уже сотни лет "сказывается" многими людьми.
Сказка "сказывается" – то есть рассказывается складно, по особым правилам, по определенному порядку
Сказка состоит из 3-х основных частей:
1. Зачин (Жили- были….)
2. Содержание сказки
3. Окончание (Вот и сказке конец….)
С давних пор сложилась традиция разделения сказок на три большие группы:
1. Сказки о животных.
2. Бытовые.
3. Волшебные.
Сказки о животных - это сказки, в которых главные герои животные, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы.
В сказках о животных говорится о повадках, проделках и приключениях обыкновенных, всем знакомых диких и домашних зверей, о птицах и рабах, отношения между которыми очень похожи на отношения между людьми. Например:
«Лисичка-сестричка и волк»
«Заяц- хваста»
«Зимовье зверей»
«Кот, петух и лиса»
«Колобок»
«Теремок»
Бытовые сказки – это сказки, в которых главные герои люди побеждают благодаря смекалке, мужеству и хитрости
Герои: мужик, барин, муж, жена. Местом действия бытовых сказок является русская часто крепостная деревня. Например:
«Каша из топора»
«Барин и мужик»
«Дочь-семилетка»
«Два Ивана - солдатских сына»
Волшебные сказки - это сказки, где главные герои люди, фантастические существа, животные обычно помощники сказочных героев.
Нередко в руки героя попадают чудесные предметы: гусли - самогуды, скатерть-самобранка, шапка-невидимка. Например:
«Царевна- Лягушка»
«Крошечка-Ховрошечка»
«Снегурочка»
«По щучьему велению»
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Персонажи сказок делятся на две группы. К одной относятся положительные герои, а к другой – отрицательные. На положительных героев русских сказок мы стремимся быть похожим, отрицательных — боимся, победителей — уважаем, обиженных — жалеем.
Среди одноклассников провели анкетирование «Русские народные сказки».
Вопросы:
1. Любите ли читать сказки?
2. Какие сказки вы предпочитаете читать?
а) волшебные
б) социально - бытовые
в) про животных
3. Почему в сказках всегда побеждает добро?
4. Чему учат нас сказки?
В анкетировании приняло участие 26 учащихся нашего класса
1. Оказалось, что почти все дети любят читать сказки.
2. Большинство детей любят читать сказки о животных.
3. Все дети, участвующие в анкетировании, считают, что добро всегда побеждает зло, так как добро сильнее зла.
4. Сказки учат нас быть добрыми, умными, послушными.
Так чему же учат нас сказки.
Сказка «Гуси- лебеди»
Эта сказка рассказывает о том, что может случиться, если не слушаться родителей. Но если даже что-то и случилось, то не бывает безвыходных ситуаций. Всегда есть выход – и убегать от опасности не унизительно. Даёт пример помощи в беде, пример торжества добра над злом.
Но она ещё и поучительна: хочешь, чтобы к тебе хорошо относились, умей сам уважать других.
Сказка «Маша и медведь»
Эта сказка предостерегает нас, что в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации.
Сказка «Петушок- золотой гребешок»
На примере героев сказки воспитываются чувства ответственности за своих друзей, желания прийти на помощь в трудную минуту.
Сказка «Крошечка - Хаврошечка»
Сказка воспитывает в людях добро, учит взаимовыручке, взаимопомощи, помогает завести настоящих друзей. А так же учит смелости и честности.
Сказка «Репка»
Это сказка о трудолюбии, но еще и о взаимовыручке и силе единства. С любой работой можно справиться сообща, причем помочь могут не только большие, но даже такие маленькие, как мышка.
Сказка «Колобок».
Из этой сказки можно сделать вывод, что важно научиться распознавать лесть и не доверять хитрым авантюристам, а жить своим умом и сердцем. Нельзя уходить из дома без спроса и уж тем более доверять посторонним людям
Сказка «Кот, петух и лиса».
Кот в этой сказке образец для подражания – трудолюбив, рассудителен, верный товарищ. В то же время петушок представляется непослушным, легковерным и слишком любопытным. Как только Лиса начинала петь свою песенку: «Петушок, петушок, золотой гребешок», - так петушок про всё на свете забывал и подкупался на лесть. Но у петушка тоже есть чему поучиться, помните, как громко он звал котика. Так же и детям нужно поступать – громко звать на помощь. Эта сказка о вере, дружбе, справедливости, силе и смелости.
Наша гипотеза подтвердилась. Сказка – это не только способ нас развлечь. Придумывая поучительные истории, наши предки не просто развлекали своих детей, они вкладывали в эти лаконичные, остроумные сюжеты мудрость, опыт, знания — все то, что хотелось им сохранить и передать, с помощью чего вразумить и воспитать. Сказки способствуют формированию нравственных и патриотических ценностей. Сказки могут объяснять ребенку «Что будет, если...?»
Делаем вывод, что:
- сказка учит мир делить на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ;
- сказка формирует образ положительного героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову;
- сказка учит не бояться трудностей;
- сказка учит любить и уважительно относиться к родителям, ценить их за данное нам воспитание.
А что будет, если у народа не будет сказок? Люди не смогут передать своим детям, правнукам свой жизненный опыт, предостеречь от ошибок; показать путь к свету, по которому следует решительно идти, преодолевая трудности.
Самое главное, что сказка учит, что добро всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло.
Если сказку внимательно читать или слушать, то обязательно поймешь, что в ней главное, всегда отыщешь зерно мудрости. Без намека сказок не бывает, недаром же они часто кончаются лукавой присказкой: «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!».
Приложение 1. Шуточные вопросы для литературной викторины по сказкам:
1. Кто из героев русских народных сказок был хлебобулочным изделием? (Колобок.)
2. Назовите - героиню русской народной сказки, которая была овощем. (Репка.)
3. Какие русские народные сказки повествуют о проблеме отдельной «жилплощади»? («Теремок», «Лиса и Заяц»)
4. Какой вид энергии использовала Баба-Яга, летая в ступе? (Нечистую силу.)
5. Какая домашняя птица занималась изготовлением изделий из драгоценных металлов для своих хозяев? (Курочка Ряба.)
Приложение 2.
Сайт русских бытовых сказок http://detyam-knigi.ru/skazki/bitovie/
Сайт русских волшебных сказок http://www.rodon.org/other/rnvs.htm
Сайт русских народных сказок о животных http://detyam-knigi.ru/skazki/o_jivotnih
Приложение 3. Ссылки на сайт с детскими народными сказками http://www.kostyor.ru/tales/
Ивлиева Наталия Алексеевна