Проект «Чему учат сказки?»

7
1
Материал опубликован 21 February 2018 в группе

Пояснительная записка к презентации

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Лахденпохская средняя общеобразовательная школа»

Информационный проект на тему:

«Чему учат сказки»

Проект подготовили ученики 1б класса Жафяров Прохор и Прончагина Анна.

Руководитель проекта Степаненко Валентина Ивановна.

Консультант проекта мама Жафярова Наталья Николаевна.

 

г. Лахденпохья

2017/2018уч. год

Паспорт проекта

1. Название проекта: «Чему учат сказки».

2. Цель проекта: - выяснить, чему учат сказки.

3. Задачи: - исследовать воспитательные моменты сказки

- учить извлекать из сказок уроки добра.

4. Гипотеза: Сказки с одной стороны развлекают нас, а с другой стороны учат нас. Сказки способствуют формированию нравственных ценностей

5. Авторы проекта: Жафяров Прохор и Прончагина Анна, ученики 1б класса, 8 лет.

6. Руководитель проекта: Степаненко Валентина Ивановна - учитель начальных классов, высшая квалификационная категория.

7. Консультант - мама Жафярова Наталья Николаевна.

8. Тип проекта: информационно-поисковый.

9. По предметно – содержательной области: культурологический.

10. По количеству участников: личностный.

11. По характеру контактов: в рамках класса, школы, района.

12. Форма представления проекта: сообщение и презентация.

13. Источники информации: осуществление расширенного поиска информации с использованием сети Интернет.

Этапы проекта

1. Подготовительный этап:

Сбор информации по теме проекта, выбор и чтение русских народных сказок. 2. Анкетирование:

Анкетирование одноклассников по теме: «Русские народные сказки». Сопоставление ответов и их анализ.

3. Обобщение:

Обобщение результатов сбора информации.

4. Подготовка к презентации:

Обобщение собранных материалов, выводы, подготовка наглядности. 5. Презентация:

Донести до одноклассников сведения о нашей работе «Чему учат сказки?».

 

Актуальность темы:

В настоящее время родители заняты работой, мало уделяют внимания воспитанию детей из-за нехватки времени.

Детская сказка – необходимый элемент воспитания ребенка, она доступным языком рассказывает ему о жизни, учит, освещает проблемы добра и зла, показывает выход из сложных ситуаций. Чтение сказки формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая или читая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие маленького человека.

Сказка не даёт забывать прошлое, историю. А самое главное, сказка несёт добро и свет, без которых невозможна жизнь человека.

Для нас, людей XXI века, сказка – не только "преданье старины глубокой", но и добрый наставник, мудрый воспитатель. Мы верим, если взрослые будут чаще читать русские народные сказки, мир станет намного добрее.

Цель проекта: - выяснить, чему учат сказки.

Задачи:

- исследовать воспитательные моменты сказки;

- научиться извлекать из сказок уроки добра.

Гипотеза: Сказки с одной стороны развлекают нас, а с другой стороны учат нас. Сказки способствуют формированию нравственных и патриотических ценностей. Сказки могут объяснять ребенку «Что будет, если...?»

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно:

- Прочитать много сказок.

- Научиться анализировать сказки.

- Находить полезную информацию.

- Учиться делать выводы.

Сказка - это жанр литературного творчества. Главной особенностью сказки является то, что это всегда выдуманная история со счастливым концом, где добро побеждает зло. Сказку можно назвать самым мудрым и самым древним произведением устного народного творчества. Она прививает детям уважение к старшим, доброту, учит быть смелым и достойным.

Сказка – это жанр литературного творчества.

Сказка - это придуманный, вымышленный рассказ, который уже сотни лет "сказывается" многими людьми.

Сказка "сказывается" – то есть рассказывается складно, по особым правилам, по определенному порядку

Сказка состоит из 3-х основных частей:

1. Зачин (Жили- были….)

2. Содержание сказки

3. Окончание (Вот и сказке конец….)

С давних пор сложилась традиция разделения сказок на три большие группы:

1. Сказки о животных.

2. Бытовые.

3. Волшебные.

Сказки о животных - это сказки, в которых главные герои животные, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы.

В сказках о животных говорится о повадках, проделках и приключениях обыкновенных, всем знакомых диких и домашних зверей, о птицах и рабах, отношения между которыми очень похожи на отношения между людьми. Например:

«Лисичка-сестричка и волк»

«Заяц- хваста»

«Зимовье зверей»

«Кот, петух и лиса»

«Колобок»
«Теремок»

Бытовые сказки – это сказки, в которых главные герои люди побеждают благодаря смекалке, мужеству и хитрости

Герои: мужик, барин, муж, жена. Местом действия бытовых сказок является русская часто крепостная деревня. Например:

«Каша из топора»
«Барин и мужик»

«Дочь-семилетка»

«Два Ивана - солдатских сына»

Волшебные сказки - это сказки, где главные герои люди, фантастические существа, животные обычно помощники сказочных героев.

Нередко в руки героя попадают чудесные предметы: гусли - самогуды, скатерть-самобранка, шапка-невидимка. Например:

«Царевна- Лягушка»
«Крошечка-Ховрошечка»
«Снегурочка»
«По щучьему велению»
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Персонажи сказок делятся на две группы. К одной относятся положительные герои, а к другой – отрицательные. На положительных героев русских сказок мы стремимся быть похожим, отрицательных — боимся, победителей — уважаем, обиженных — жалеем.

Среди одноклассников провели анкетирование «Русские народные сказки».

Вопросы:

1. Любите ли читать сказки?

2. Какие сказки вы предпочитаете читать?

а) волшебные

б) социально - бытовые

в) про животных

3. Почему в сказках всегда побеждает добро?

4. Чему учат нас сказки?

В анкетировании приняло участие 26 учащихся нашего класса

1. Оказалось, что почти все дети любят читать сказки.

2. Большинство детей любят читать сказки о животных.

3. Все дети, участвующие в анкетировании, считают, что добро всегда побеждает зло, так как добро сильнее зла.

4. Сказки учат нас быть добрыми, умными, послушными.

Так чему же учат нас сказки.

Сказка «Гуси- лебеди»

Эта сказка рассказывает о том, что может случиться, если не слушаться родителей. Но если даже что-то и случилось, то не бывает безвыходных ситуаций. Всегда есть выход – и убегать от опасности не унизительно. Даёт пример помощи в беде, пример торжества добра над злом.

Но она ещё и поучительна: хочешь, чтобы к тебе хорошо относились, умей сам уважать других.

Сказка «Маша и медведь»

Эта сказка предостерегает нас, что в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации.

Сказка «Петушок- золотой гребешок»

На примере героев сказки воспитываются чувства ответственности за своих друзей, желания прийти на помощь в трудную минуту.

Сказка «Крошечка - Хаврошечка»

Сказка воспитывает в людях добро, учит взаимовыручке, взаимопомощи, помогает завести настоящих друзей. А так же учит смелости и честности.

Сказка «Репка»

Это сказка о трудолюбии, но еще и о взаимовыручке и силе единства. С любой работой можно справиться сообща, причем помочь могут не только большие, но даже такие маленькие, как мышка.

Сказка «Колобок».

Из этой сказки можно сделать вывод, что важно научиться распознавать лесть и не доверять хитрым авантюристам, а жить своим умом и сердцем. Нельзя уходить из дома без спроса и уж тем более доверять посторонним людям

Сказка «Кот, петух и лиса».

Кот в этой сказке образец для подражания – трудолюбив, рассудителен, верный товарищ. В то же время петушок представляется непослушным, легковерным и слишком любопытным. Как только Лиса начинала петь свою песенку: «Петушок, петушок, золотой гребешок», - так петушок про всё на свете забывал и подкупался на лесть. Но у петушка тоже есть чему поучиться, помните, как громко он звал котика. Так же и детям нужно поступать – громко звать на помощь. Эта сказка о вере, дружбе, справедливости, силе и смелости.

Наша гипотеза подтвердилась. Сказка – это не только способ нас развлечь. Придумывая поучительные истории, наши предки не просто развлекали своих детей, они вкладывали в эти лаконичные, остроумные сюжеты мудрость, опыт, знания — все то, что хотелось им сохранить и передать, с помощью чего вразумить и воспитать. Сказки способствуют формированию нравственных и патриотических ценностей. Сказки могут объяснять ребенку «Что будет, если...?»

Делаем вывод, что:

- сказка учит мир делить на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ;

- сказка формирует образ положительного героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову;

- сказка учит не бояться трудностей;

- сказка учит любить и уважительно относиться к родителям, ценить их за данное нам воспитание.

А что будет, если у народа не будет сказок? Люди не смогут передать своим детям, правнукам свой жизненный опыт, предостеречь от ошибок; показать путь к свету, по которому следует решительно идти, преодолевая трудности.

Самое главное, что сказка учит, что добро всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло.

Если сказку внимательно читать или слушать, то обязательно поймешь, что в ней главное, всегда отыщешь зерно мудрости. Без намека сказок не бывает, недаром же они часто кончаются лукавой присказкой: «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!».

Приложение 1. Шуточные вопросы для литературной викторины по сказкам:

1. Кто из героев русских народных сказок был хлебобулочным изделием? (Колобок.)

2. Назовите - героиню русской народной сказки, которая была овощем. (Репка.)

3. Какие русские народные сказки повествуют о проблеме отдельной «жилплощади»? («Теремок», «Лиса и Заяц»)

4. Какой вид энергии использовала Баба-Яга, летая в ступе? (Нечистую силу.)

5. Какая домашняя птица занималась изготовлением изделий из драгоценных металлов для своих хозяев? (Курочка Ряба.)

Приложение 2.

Сайт русских бытовых сказок http://detyam-knigi.ru/skazki/bitovie/

Сайт русских волшебных сказок http://www.rodon.org/other/rnvs.htm

Сайт русских народных сказок о животных http://detyam-knigi.ru/skazki/o_jivotnih

Приложение 3. Ссылки на сайт с детскими народными сказками http://www.kostyor.ru/tales/


Проект "Чему учат сказки?"
PPT / 7.52 Мб

Предварительный просмотр презентации

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Лахденпохская средняя общеобразовательная школа» Проект подготовили ученики 1б класса Жафяров Прохор и Прончагина Анна. Руководитель проекта Степаненко Валентина Ивановна. Консультант проекта мама Жафярова Наталья Николаевна. Информационный проект «Чему учат сказки?»

Цель проекта: - выяснить, чему учат сказки. Задачи: - исследовать воспитательные моменты сказки; - научится извлекать из сказок уроки добра. Гипотеза: Сказки с одной стороны развлекают нас, а с другой стороны учат нас. Чтобы выяснить чему учат сказки, мы должны: - Прочитать много сказок. - Научиться анализировать сказки.

Сказка – это жанр литературного творчества. Сказка – это жанр литературного творчества. Сказка - это придуманный, вымышленный рассказ, который уже сотни лет "сказывается" многими людьми. Сказка "сказывается" – то есть рассказывается складно, по особым правилам, по определенному порядку. Сказка состоит из 3-х основных частей: 1. Зачин (Жили- были….) 2. Содержание сказки 3. Окончание (Вот и сказке конец….)

Виды русских народных сказок Виды русских народных сказок 1. Сказки о животных. 2. Волшебные. 3. Социально-бытовые. Персонажи сказок делятся на две группы. К одной относятся положительные герои, а к другой – отрицательные. Мы стремимся быть похожим на положительных героев.

Сказки о животных - это сказки, в которых главные герои животные, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы. В сказках о животных говорится о повадках, проделках и приключениях обыкновенных, всем знакомых диких и домашних зверей, о птицах и рабах, отношения между которыми очень похожи на отношения между людьми. «Лисичка-сестричка и серый волк» «Заяц- хваста» «Зимовье зверей» «Кот, петух и лиса» «Колобок» «Теремок»

Бытовые сказки – это сказки, в которых главные герои люди побеждают благодаря смекалке, мужеству и хитрости Герои: мужик, барин, муж, жена. Местом действия бытовых сказок является русская часто крепостная деревня. «Каша из топора» «Барин и мужик» «Дочь-семилетка» «Два Ивана - солдатских сына»

Волшебные сказки - это сказки, где главные герои люди, фантастические существа, животные обычно помощники сказочных героев. Нередко в руки героя попадают чудесные предметы: гусли - самогуды, скатерть-самобранка, шапка-невидимка. «Царевна- Лягушка» «Крошечка-Ховрошечка» «Снегурочка» «По щучьему велению» «Гуси-лебеди» «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Анкетирование одноклассников по теме «Русские народные сказки». Вопросы: 1. Любите ли читать сказки? 2. Какие сказки вы предпочитаете читать? а) волшебные б) социально - бытовые в) про животных 3. Почему в сказках всегда побеждает добро? 4. Чему учат нас сказки?

Результаты анкетирования

Чему учит каждая из этих сказок?

Сказка «Колобок» учит детей, что нельзя уходить из дома без спроса, нельзя быть слишком доверчивым и нужно слушаться родителей. Сказка «Колобок» учит детей, что нельзя уходить из дома без спроса, нельзя быть слишком доверчивым и нужно слушаться родителей.

Сказка «Гуси-лебеди» учит детей любви к родным и близким, ответственности, решительности, смелости, умению добиваться целей. Даёт пример помощи в беде, пример торжества добра над злом. Сказка «Гуси-лебеди» учит детей любви к родным и близким, ответственности, решительности, смелости, умению добиваться целей. Даёт пример помощи в беде, пример торжества добра над злом.

Сказка «Маша и медведь» учит слушаться родителей, чтобы не попасть в беду. Попал в беду - не впадай в панику. Никогда не сдавайся. В сложной ситуации призови на помощь весь свой ум и смекалку. Будь оптимистом – верь в свои силы. Сказка «Маша и медведь» учит слушаться родителей, чтобы не попасть в беду. Попал в беду - не впадай в панику. Никогда не сдавайся. В сложной ситуации призови на помощь весь свой ум и смекалку. Будь оптимистом – верь в свои силы.

Сказка «Петушок – золотой гребешок» учит, что всегда нужно помогать другу, выручая его из беды. А еще: дружба превыше всего, а хитрого и сильного врага можно победить, собравшись всем вместе. Сказка «Петушок – золотой гребешок» учит, что всегда нужно помогать другу, выручая его из беды. А еще: дружба превыше всего, а хитрого и сильного врага можно победить, собравшись всем вместе. Как прекрасно, когда у тебя есть друзья, способные ради тебя на подвиг

Сказка «Крошечка – Хаврошечка» учит, что если быть добрым и бескорыстным, счастье всегда придёт к человеку, справедливость восторжествует, а зло будет наказано или останется без вознаграждения. Сказка «Крошечка – Хаврошечка» учит, что если быть добрым и бескорыстным, счастье всегда придёт к человеку, справедливость восторжествует, а зло будет наказано или останется без вознаграждения.

Сказка «Репка» учит тому, что без помощи родственников (бабка, внучка) и друзей (Жучка, кошка, мышка) сложно или невозможно достичь великих целей. Сказка «Репка» учит тому, что без помощи родственников (бабка, внучка) и друзей (Жучка, кошка, мышка) сложно или невозможно достичь великих целей. Сказка учит помогать друг другу. В сказке даже маленькая помощь (мышка) помогла вытянуть репку.

Сказка «Кот, петух и лиса» Сказка «Кот, петух и лиса» Кот в этой сказке образец для подражания – трудолюбив, рассудителен, верный товарищ. В то же время петушок представляется непослушным, легковерным и слишком любопытным. Эта сказка о вере, дружбе, справедливости, силе и смелости.

Чему учат сказки? Чему учат сказки? - Сказка учит мир делить на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. - Сказка формирует образ положительного героя. Сказка учит не бояться трудностей. Сказка учит любить и уважительно относиться к родителям, ценить их за данное нам воспитание. - Сказка учит, что добро возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло.

Мы узнали, что сказка – это не только способ нас развлечь. Мы узнали, что сказка – это не только способ нас развлечь. Люди сочиняли сказки, чтобы рассказывать их своим детям, учить в жизни различать добро и зло. Если не будет сказок, люди не смогут передавать своим детям, внукам, правнукам свой жизненный опыт, предостеречь от ошибок; показать путь добра и света, по которому следует идти, преодолевая трудности.

«Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии