Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Эколого- биологический центр»
Всероссийский конкурс «Наука- это интересно»
Название работы: «Соленые фантазии»
Ф.И. Ребенка: Бейгельдина Диляра – 6 лет
Ф.И.О. Руководителя: Белицкая Эльвира Михайловна
ГО г. Дзержинск
2022 г.
Содержание:
1. Поисково – исследовательский этап.
1.1 Выбор темы проекта и его обоснование………………………………..2 стр.
1.2 Цель и задачи……………………………………………………………..2 стр.
1.3 Исследование происхождения соли, её видов и свойств, варианты использования соли в быту
1.4 Выбор варианта для изготовления поделки ……………………….. 2- 5 стр.
2. Технологический этап.
2.1Технология изготовления…………………………………………... 5-19 стр.
3. Заключительная часть.
3.1 Экономическое и экологическое обоснование………………….. 19-20 стр.
3.2 Оценка качества работы…………………………………………….20 стр.
1.Поисково- исследовательский этап
1.1 Выбор темы проекта и его обоснование.
Здравствуйте, меня зовут Диляра. Мне 6 лет. Я хожу в Эколого- биологический центр нашего города и изучаю там окружающий нас мир в секции «Академия природы». Однажды Эльвира Михайловна попросила меня прийти отдельно от всей группы. Я очень обрадовалась, потому что меня ожидало что то интересненькое. Но, когда я узнала о том, что нужно будет сделать, то сначала испугалась. Мне предстояло изготовить поделку на конкурс, да не просто поделку, а поделку из соли!!! Я удивилась тому, что из соли вообще можно сделать что то интересное. Я знаю, что солью солят пищу, что мама моет ей грязные бокалы, но использовать её для поделки…..! Я рассказала о своих сомнениях Эльвире Михайловне, но та сказала, что из соли можно сделать много интересного и она меня этому научит. И тут началось самое интересное……
1.2 Цель работы:
Изготовить с помощью соли несколько оригинальных работ, которые в дальнейшем будут представлены на конкурсах разного уровня.
Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:
Познакомиться с новым для меня материалом - солью;
Узнать историю происхождения соли, исследовать разные её виды и
варианты использования в быту;
Рассмотреть соль, как материал для творчества;
Изготовить поделки в технике, которую я выберу;
Оценить проделанную работу;
Представить свои работы на разные творческие конкурсы.
1.3 Исследование происхождения соли, её видов, использование соли в быту.
Так что же такое соль? Откуда она к нам приходит? Какая бывает? Что с ней можно делать?
На все эти вопросы я стала искать ответы и делюсь с вами тем, что узнала…..
Соль жизненно необходима человеку, как и всем прочим живым существам. Соль участвует в поддержании и регулировании водного баланса в организме При нехватке соли в нашем организме человек даже может умереть. В приготовлении пищи поваренная соль употребляется как самая необходимая приправа. Соль имеет хорошо знакомый каждому человеку вкус без которого пища кажется пресной. Тысячелетия назад соль была настолько дорога, что из-за неё даже устраивали войны. Сейчас соль является самой дешёвой из всех известных пищевых добавок, если не считать воду.
Где и как добывают соль
Артёмовское месторождение — самое крупное в Европе. Рядом с городом Артёмовск (Донецкая область). Добыча в шахте ГПО «Артемсоль» (г. Соледар).
Баскунчакское месторождение, добыча из озера Баскунчак. Для вывоза соли была построена Баскунчакская железная дорога.
Верхнекамское месторождение калийных солей, добыча шахтным способом ОАО «Сильвинит».
Илецкое месторождение, добыча в шахте ОАО «Илецксоль».
Какая бывает соль:
В настоящее время на прилавках наших магазинов можно встретить огромное количество видов соли. Соль классифицируют в зависимости от помола, чистоты, а также наличия специальных добавок.
Экстра
Йодированная соль
Также в продаже имеется морская соль различного помола, каменная соль, черная соль.
Где используется соль:
Соль используется в быту, главным образом, для приготовления пищи. Но моя мама, например, моет солью чашки. Ещё соль может использоваться в медицине как народное средство при лечении различных заболеваний. Так же соль можно применять при гололеде, так как она растапливает лёд.
1.4 Выбор варианта для изготовления поделки:
Итак, соль…Что же можно сделать из неё?
Изучив на просторах интернета данный вопрос, мы с Эльвирой Михайловной пришли к выводу, что соль прекрасный материал для творчества. Из неё можно сделать много всего интересного. Посмотрите сами…..
Соль можно покрасить и сделать из неё красивую насыпушку для украшения кухни, ещё из соли можно вырастить кристальную снежинку, можно сделать соленое тесто и слепить из него что то интересное, а можно просто рисовать солью, а потом еще и раскрасить.
На чем же мне остановиться? Нужно подумать….
2.Технологический этап
2.1 Технология изготовления поделки:
Подумав, я решила, что буду делать не одну, а несколько поделок, ведь все техники работы с солью очень интересны и все их хочется попробовать. Первая моя поделка будет интерьерная баночка с цветной солью для украшения кухни. Я её подарю своей мамочке.
Посмотрите, что у меня получилось…
Ход работы:
Описание деятельности | Фотографии по ходу деятельности |
Готовим для ребенка следующие материалы. | |
На лист плотной бумаги стачиваем мелок с помощью стеки (можно взять пластиковую терку или ступку) | |
Затем аккуратно высыпаем измельченный мелок в стаканчик с мелкой солью Этой же стекой аккуратно все перемешиваем до тех пор, пока соль не станет цветной. | |
В подготовленную банку высыпаем то, что у нас получилось. | |
Для получения второго слоя берем мелок другого цвета и делаем с ним то же самое. Слои между собой не перемешиваем. | |
В итоге, засыпав в баночку несколько слоев, получаем вот такую красоту! | |
Накрываем крышкой, любуемся и украшаем ей интерьер кухни или детской комнаты. |
Таких «насыпушек» можно изготовить несколько, используя разные стеклянные емкости и разные цвета мелков, а также разные углы наклонов цветных слоев.
Вот так легко и просто я начала своё знакомство с волшебными свойствами соли.
Следующий этап моего знакомства с солью- рисование ей. Получилось забавно….
Ход деятельности:
Описание деятельности | Фотографии по ходу деятельности |
Подготавливаем необходимые материалы для покраски соли. | |
Натираем мелок нужного цвета стекой на лист плотной бумаги или картона. | |
Перемешиваем с нужным количеством мелкой соли. Пользуемся при этом стекой. Цветная соль готова. | |
Теперь будем рисовать. Подготавливаем материал (рисунок, цветную соль, клей-карандаш или ПВА). | |
Хорошо намазываем нужный элемент (у нас шарик) клеем, стараясь не выходить за контуры рисунка. | |
Засыпаем его цветной солью, прижимая пальчиками к клею. | |
То же самое делаем с другим элементом, используя другой цвет соли. | |
Повторяем так до полного раскрашивания нашего рисунка. | |
Затем аккуратно стряхиваем излишки в стаканчик. На рисунке остается только та соль, которая приклеилась. В своей работе можно использовать и клей ПВА. | |
Вот так легко и просто мы познакомились с процессом изготовления цветной соли и ее свойствами, научились использовать соль в творчестве и получили интересный опыт, а так же красивый результат. Попробуйте и у вас все получится. |
Следующая моя поделка была уже посерьёзней. Я решила, что сделаю солёное тесто и смастерю из него что- нибудь интересное. Эльвира Михайловна предложила мне изготовить поделку для выставки в ЭКБЦ. Мы подумали и решили, что будем делать чудо- дерево по сказке Корнея Чуковского, ну то, на котором вместо листиков ботинки, да чулочки росли….Вот что у меня получилось, посмотрите….
Материалы: мука, соль мелкая, вода, клей ПВА для соленого теста; краски, клей канцелярский, соль для ванн крупная, декоративные элементы для украшения и т.д.
Чудо- дерево
Как у наших у ворот
Чудо-дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А чулки да башмаки
Словно яблоки!
Мама по саду пойдёт,
Мама с дерева сорвёт
Туфельки, сапожки,
Новые калошки.
Папа по саду пойдёт,
Папа с дерева сорвёт
Маше — гамаши,
Зинке — ботинки,
Нинке — чулки,
А для Мурочки такие
Крохотные голубые
Вязаные башмачки
И с помпончиками!
Вот какое дерево,
Чудесное дерево!
Ход работы:
Описание деятельности | Фотографии по ходу деятельности |
Подготавливаем все необходимое для приготовления соленого теста. Просим ребенка смешать все ингридиенты. Замешиваем. | |
Из теста скатываем длинные колбаски | |
Выкладываем их на основу, формируя ствол, ветки, короткие веточки и корни. Затем одну из колбасок скручиваем, формируя дупло. Оставляем на сутки засыхать | |
Когда дерево высохло, красим его коричневым цветом, а зону корней- коричневым с черным. Использовать для работы лучше акриловые краски. Оставляем сохнуть. | |
Когда работа высохнет, обмазываем вокруг веток канцелярским клеем. Для удобства используем кисть щетину. | |
Засыпаем клей крупной солью (мы использовали соль желтого и зеленого цвета). Сушим не менее суток. Все, что не приклеилось стряхиваем. | |
Украшаем наше дерево декоративными элементами в виде ботиночек, чулочков, листиков и т.д. по вашему вкусу. | |
Вот такая у нас получилась красота!!! | |
Скажите, что мы молодцы? |
Мне так понравилась делать поделку из соли и теста, что я попросила Эльвиру Михайловну сделать ещё одну, например, по сказке «Муха Цокотуха». Она согласилась и у нас получилось вот что……
Материалы: мука, соль мелкая, вода, клей ПВА для соленого теста; рамка, краски, клей канцелярский, соль мелкая, декоративные элементы для украшения и т.д.
Муха-Цокотуха
……Вдруг какой-то старичок
Паучок
Нашу Муху в уголок
Поволок —
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить!
«Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
И кормила я вас,
И поила я вас,
Не покиньте меня
В мой последний час!»
Ход работы:
Описание деятельности | Фотографии по ходу деятельности |
Подготавливаем все необходимое для приготовления соленого теста. Просим ребенка смешать все ингридиенты. Замешиваем. Пока тесто настаивается, переходим к рисованию паутинки. | |
Подготавливаем рамку для будущей работы с фанерной стенкой, на которой предварительно нанесен рисунок паутинки простым карандашом. Пусть ребенок нарисует по нему канцелярским клеем. | |
Затем засыпаем паутинку мелкой пищевой солью. Вокруг паутинки намазываем фон клеем карандашом и засыпаем угольной солью черного цвета. Оставляем сохнуть не менее суток. | |
Пока паутинка сохнет, лепим из соленого теста паука. | |
Затем лепим муху. Оставляем сушить не менее двух суток. | |
После просушки, раскрашиваем. Тут дайте ребенку проявить фантазию. | |
Паука для большего сходства с настоящим можно посыпать угольной солью. Это придаст ему натуральности. | |
Точно так же раскрашиваем муху. Затем оставляем сушиться. | |
После полного высыхания размещаем все что приготовили на основе, наклеив с помощью клеевого пистолета. В этом ребенку должен помочь взрослый. | |
В итоге у нас получилось вот что….. | |
Вот так за несколько занятий у нас получилась вот такая красота. Мы молодцы! |
Надеемся, что данные мастер- классы вам понравились и пригодятся в вашей дальнейшей деятельности. А мы отправили мои поделки на конкурс под общим названием «Сказки дядюшки Корнея» и теперь с нетерпением ждём результата.
3. Заключение:
3.1 Экологическое обоснование
Для изготовления своих поделок я использовала экологически чистые материалы – соль, муку. При изготовлении поделок они не выделяют вредных веществ, не вызывают аллергии. Еще я использовала канцелярский клей. Это тоже безвредный материал. Работы вставлены в рамку. Рамка сделана из дерева. Получается, что моя работа принесёт мне только удовольствие и никакого вреда.
Экономическое обоснование
Сама рассчитать стоимость изделия я не могу, но тут мне помогла Эльвира Михайловна и вот что у нас получилось:
Мне понадобилось:
| цена за 1 штуку | кол-во | стоимость | расход на одну картину | ||||||
Рамка А 3 | 60 рублей в магазине «Ашан» | 2шт | 120рублей | 1рамка -60руб | ||||||
Соль экстра | 20 рублей | 1 пакет | 20 рублей | 10 рублей | ||||||
Мука для теста | 60 рублей | 1 пакет | 60 рублей | 30 рублей | ||||||
Гуашь для раскрашивания | 60 рублей | 1 коробка | 60 рублей | 30 рублей | ||||||
Декоративные элементы | 80 рублей | 2 пакетика | 160 рублей | 80 рублей | ||||||
Клей канцелярский | 15 рублей | 2 тюбика | 30 | 15 рублей | ||||||
Итого | | | | 225 рублей | ||||||
| | | | |
Общий расход на 2 поделки -450 рублей. Из них самое дорогое- это рамки (120 рублей) и декоративные элементы (160 рублей). Моя работа практически безотходное производство, так как остатки соли, гуашь, пуговки можно использовать для других изделий в этой или других техниках. Таким образом, затраты на изготовление моего изделия не значительны, учитываю только потраченное время и свой труд.
3.2 Оценка качества работы
Я считаю, что моя работа удалась. Я "рисую" солью - очень интересным и к тому же природным материалом. Картины получаются необычными, интересными. Проявив немного аккуратности и терпения, я добилась желаемого результата. Полученная работа недорога и красива. Я считаю, что с поставленной передо мной задачей я справилась. Надеюсь, что моя работа понравится окружающим. На мой взгляд, картины получились красивыми, оригинальными. Моей маме работы очень понравились и, она сказала, что украсит ими мою комнату. А еще купит мне разной соли, чтобы я сделала такие картины дома и украсила ими кухню. К тому же я поняла, что изучение свойств разных материалов- это вовсе не сложно, как на первый взгляд может показаться. Наука- это интересно! Всем большое спасибо!