Предварительный просмотр презентации
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №26 «Почемучка» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан Автор проекта: Галиаскарова Айгуль Фаизовна Методическое сопровождение: Скарякина Наталья Николаевна, старший воспитатель Исследовательско-творческий проект Метеобюро- народные приметы
Информация о проекте: Вид проекта: исследовательско-творческий краткосрочный Сроки реализации: июль - сентябрь Участники: воспитатели, воспитанники старших групп и их родители Направление работы: педагогическое Направление развития детей: познавательное, речевое, физическое, социально- коммуникативное, художественно-эстетическое.
Актуальность: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться» Сухомлинский В.А. Лето – самая любимая пора всех детей, и поэтому они почти всё время пребывания в детском саду находятся на свежем воздухе. Дети с огромным интересом смотрят на окружающий мир, наблюдают за насекомыми, цветами, явлениями неживой природы. Им всё интересно. А почему цветы закрывают свои бутоны? А почему идет дождь? Дети задумываются о глубинных причинах в природе. Они стремятся понять причинно-следственные связи. Преступая к работе по данной теме, было проведено обследование детей. Анализ результатов педагогической диагностики показывал, что у большинства детей слабые представления о живой и неживой природе, об явлениях природы, об особенностях внешнего строения живых организмов, их потребностях. Дети не знали, что по растениям, живым организмам и явлениям природы можно предсказать погоду, что и делали люди, когда не было метеостанций. Когда нет возможности узнать прогноз погоды, единственным источником информации становятся народные приметы. Неживая природа и живые организмы всегда чутко реагируют на предстоящие изменения. Все, что от нас требуется, это быть ближе к природе, наблюдать и анализировать. Поэтому особое внимание детей должно быть уделено познавательно – исследовательской деятельности: наблюдениям на прогулке за явлениями живой и неживой природы, построению взаимосвязи, взаимозависимости предметов и явлений природы Передо мной встала задача — познакомить детей с живой и неживой природой, с народными приметами, побуждать детей бережно относиться к природе, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.
Цель: установить надежность народных примет погоды Задачи: Формировать навыки экологической культуры и экологической грамотности у детей старшего дошкольного возраста; Активизировать познавательную деятельность детей к истории и культуре русского народа через ознакомление с народными приметами, отмечая взаимосвязь явлений природы Формировать умение фиксировать результаты наблюдений в народном» календаре природы Побуждать детей к проявлению творчества, помочь почувствовать свою компетентность, значимость от участия в коллективном деле.
Этапы работы над проектом: Подготовительный этап: Изучение методической литературы Подбор диагностических карт, анкет для родителей Составление плана работы с детьми, родителями Анкетирование родителей, прогнозирование результатов Составление и подбор творческих занятий, игр, материалов, рекомендаций
Этапы работы над проектом: Основной этап: Рассматривание иллюстраций пейзажей времен года; Чтение, заучивание стихов посвященных народным приметам, различным временам года, обрядовых песенок, закличек; Прослушивание музыки композиторов посвященной временам года; Наблюдение на прогулках за народными приметами; Игры в дидактические игры «Народные приметы»; Экскурсии; Создание альбомов: «Народные приметы»; Сюжетно – ролевая игра «Садоводы», игра «Съедобное, несъедобное»; Рисунки на тему «Времена года», «Растения и животные в народных приметах»; Изготовление книжек – малышек «Народные приметы».
Заключительный этап: Развлечение «В гости к лесовичку»
Ожидаемый результат: Дети знают: Народные приметы надежны, их можно использовать для предсказания погоды; Знают названия растения – синоптиках, явлениях погоды, поведение животного мира, которые могут предсказать погоду; Дети умеют: Заполняют «народный» календарь природы; Устанавливают причинно- следственные связи; Используют народный календарь природы в сюжетно-ролевых играх экологического содержания «Лаборатория»; Сформированы коммуникативные качества, и умения делиться информацией; Проявляют творчество при заполнении «народного» календаря, вносят предложения, предлагают варианты условных обозначений.
Диагностика на начало проекта
Гуляя на территории дети обратили внимание на цветы с закрытыми бутонами. И задались вопросом «почему»?
В ходе беседы дети узнали: в давние-давние времена люди не могли узнать прогноз погоды, посмотрев выпуск новостей. Людям приходилось уметь ориентироваться в погодных явлениях затем, чтобы вовремя собрать или посеять урожай или начать другие земледельческие работы. Они внимательно наблюдали за поведением животных и растений и их реакцией на изменения погоды и находили в них закономерности. Эти закономерности назвали народными приметами.
Начали мы с самых красивых синоптиков погоды – с цветов! Цветы – барометры: - Цветы одуванчика перед дождем закрываются - Цветы мать-и-мачехи при появлении дождевой тучи закрываются - Цветы мальвы перед дождем поникают, кажется, что они завяли - Цветы цикория перед дождем закрываются - Фиалки перед дождем опускают свои цветочки к земле, так им легче переносить удары дождевых капель. - Клевер собирает свои листья и соцветия в горсточки, чтобы их не побило дождем - Цветы вьюнка полевого перед дождем плотно закрываются - Если цветы мокричника закрыты - будет дождь - Цветы календулы перед дождем закрываются - Если кувшинка закрывается - быть дождю - Возле цветов желтой акации много насекомых – к дождю
Дети отправились на поиски цветов-синоптиков. И нашли цикорий, вьюнки, бархатцы, клевер, кислицу и так далее. Бутоны были открыты, и дети сделали вывод, что сегодня дождя не будет.
Детям было интересно узнать, что цветы помогают человеку ориентироваться во времени. Благодаря чтению рассказа Веры Арсеньевой Ветлины «Цветочные часы» дети узнали, что многие растения раскрывают и закрывают венчики своих цветков по определённому «расписанию». Это зависит от того, какие насекомые — дневные или ночные — их опыляют и от места, где живут растения. Венчики цветов открываются и закрываются с такой точностью, что по ним, как по часам, можно определять время. Первым открывает лепестки жёлтый козлобородник, похожий на одуванчик. Это бывает между тремя и пятью часами утра. За ним следом расправляет голубые звёздочки своих цветов цикорий, раскрывает широкие лепестки шиповник. Вспыхивают яркими огоньками цветы мака. К шести часам утра навстречу ранним солнечным лучам поднимают свои золотые головки одуванчики, а за ними широко открывает лепестки красная полевая гвоздика. А в садах к восьми-девяти часам утра расправляют свои лепестки пёстрые жёлто-коричневые бархатцы и оранжевые ноготки. Только утренним лучам солнца открывает голубые и фиолетовые граммофончики садовый вьюнок-ипомея.
Эколог Светлана Георгиевна провела для ребят экскурсию по зимнему саду, рассказала про комнатные цветы, которые тоже являются синоптиками погоды. Например, цветы издают сильный запах - к дождю. Гибискус краснолицый вечером опускает свои листья, а утром поднимает.
Кислицу ребята наблюдали и на клумбе. Кислицу еще называют цветок - «доброе утро». У нее есть одна очень милая особенность – листочки их закрываются, словно зонтики, когда наступает ночь или просто пасмурная погода. Но если день светлый – то листочки растения снова открываются навстречу солнцу. Детям очень понравилась мимоза стыдливая. Листья растения на ночь складываются и с первыми лучами солнца разворачиваются снова. Чувствительность мимозы стыдливой вошла в поговорки. Способность ее листьев моментально складываться не только на ночь, но и при механическом раздражении, а затем медленно возвращаться в прежнее состояние буквально поражает.
Экскурсия на озеро Катлаван и в Тополиную рощу На экскурсии дети еще раз нашли подтверждение тому, что цветы предсказывают погоду. Эта способность является жизненно важной для них. Если бы они ею не обладали, то многих из них уже не было бы на планете Земля.
А зеленой – поле, На лугах покосы. Синей краской – небо И ручей певучий. А какую краску Я оставлю туче? Я рисую лето – Очень трудно это… Я рисую лето Я рисую лето – А какого цвета? Красной краской – Солнце, На газонах розы,
Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования. В качестве одного из способов рисования берём технику рисования овощными штампиками. Мы использовали картофель. Дети выразили свои эмоции от увиденных цветов в коллективной работе .
Интересная примета есть у красивого цветка – каллы. На кончиках листьев перед дождем появляются капельки воды, как слезы. Мы решили сделать каллы из ватного диска и палочки, и украсить корзинку.
Рисуем продолжение цветочной полянки
Светлана Георгиевна рассказала детям, что перемену погоды можно определить и по аквариумным рыбкам. Если они плавают у самой поверхности воды, значит, ожидается ненастье. А если они роются на дне в песке - будет хорошая погода. А вот и попугаи начали громко ругаться. Это тоже примета. Значит будет дождь. Точно так же ведут себя и галки, недовольно и хрипло каркают вороны. Многие птицы перед дождем пытаются найти себе укрытие и спрятаться.
Почему птицы умеют предсказывать дождь? У птиц очень хорошо развиты органы чувств, поэтому они могут не только прекрасно ориентироваться в пространстве, но и улавливать малейшие изменения атмосферного давления, влажности и температуры воздуха, чувствовать ослабление солнечной радиации и уменьшение освещенности при появлении первых облаков перед дождем. Зная об особенностях поведения птиц перед ненастьем, можно не опасаться, что дождь застанет нас врасплох, ведь пернатые друзья предупредят нас об надвигающейся непогоде. Самая известная примета – ласточки летают низко днем – скоро будет дождь. Действительно, перед дождем насекомые, которыми питаются ласточки, не поднимаются высоко над землей, а из-за них ласточки и стрижам тоже приходится снижать высоту своего полета. Воробьи кувыркаются в дорожной пыли – жди дождя. То же можно сказать, если вместо звонкого чириканья воробышки притихли и стали вялыми.
-Стрижи и ласточки летают низко и с криком - к дождю; - Ласточки прилетели - скоро гром загремит; Ласточки летают высоко - к ветру; Соловей поет всю ночь – к хорошей погоде; Птицы весело поют – к хорошей погоде; - Голуби разворковались – к хорошей погоде
Насекомые - синоптики: - Комары звенят громче и пронзительнее - перед дождем; - Мухи льнут и больно кусают - к ненастью; - Кузнечики трещат - к ясной погоде; - Много мелкой мошки летает - к дождю; - Земляные черви выползают наружу - к ненастью; - Стрекозы летают беспокойно, рывками, низко к земле - к дождю; - Бабочки-крапивницы в ясную погоду начинают прятаться под крыши, в щели - вскоре будет дождь; - Яркое свечение светлячков - к хорошей погоде; - Божья коровка, взятая на руку, быстро взлетает; - Пчелы сидят в улье и громко гудят – ухудшается погода
И вновь мы отправляемся на экскурсию на улицу. В лесу и на полянке четко работает «живая коллективная метеостанция» — муравьиное гнездо. Перед дождем его труженики-хозяева возвращаются в свой подземный многоярусный дом — муравейник. Входы его при этом частично закрыты.
На участке детского сада дети собрали шишки для поделок. Вот они нам и пригодились. Делаем муравейник из шишек, а муравьев из скорлупы грецкого ореха и пластилина.
Радмила с мамой дома приготовили угощение к чаю «Муравейник». Торт получился на славу!
Вечером сильно стрекочут кузнечики - к хорошей погоде. Казалось бы, ничто не предвещает непогоду в теплый летний вечер. Не умолкают растрекотавшиеся кузнечики... Но вот наш слух поражает внезапная перемена: мы не улавливаем ни одного их пронзительного звука. Что же с ними случилось? Особо чувствительные органы насекомых почувствовали приближение дождя. Действительно, ночью прошел дождь, а вечером опять, как прежде, начался концерт кузнечиков
Паук забился в угол - к ветру Паук усиленно плетет сети - к сухой погоде.
Продуктивная деятельность – паучки на тарелке
Если крупные бабочки не садятся на цветы — к ясной погоде, садятся — к дождю; Ночная бабочка залетит в дом — к сильному ветру; Если бабочка-крапивница в ясную погоду стремится укрыться в защищенном от ветра месте - будет гроза через несколько дней.
Тигран со своей сестрой Кристиной дома делают бабочек
Создали альбом «Народных примет»
Дети с помощью родителей дома изготовили книжки-малышки. А потом они выступили перед другими детьми и показали свои работы
Мной была разработана компьютерная игра-викторина по сказке К.Чуковского «Муха-Цокотуха». Дети отвечали на вопросы викторины, размышляли, какие насекомые трудолюбивые, дружные и какую пользу приносят человеку.
В солнечную погоду во время полива цветов на клумбе, дети заметили маленькую радугу. Как же это необыкновенно красиво, когда вдруг появляется радуга. Поэтому и не удивительно, что все мы застываем в немом восхищении, глядя на это чудо природы. - Дождливая погода в ближайшие дни будет, если увидеть двойную или тройную радугу; - Крутая радуга в вечернее время – знак того, что следующий день ожидается ясным, а пологая предвещает ночной дождь; Но есть и другие приметы не связанные с дождем, например: - Радуга – это очень хороший знак. Пока она не пропадет, нужно успеть загадать желание и пробежать под радугой, тогда оно сбудется
Листья деревьев показывают свою изнанку — дождь близко
Дети познакомились с новой приметой: - Хвойные деревья опускают свои ветки перед дождем, а в ясную погоду поднимают их; Проверяем эту примету. В пасмурную погоду рассматриваем молодую сосенку. И правда её ветки опустились вниз. Поднялся сильный ветер, тучи становятся всё темнее и темнее. За дождем наблюдаем уже в группе возле окон.
Все дети любят наблюдать за дождевыми червями. Дети знают, что они – важное звено в экологической цепочке и их давить нельзя. Существует примета: Дождевые черви наружу выползают – к ненастью, к дождю Еще есть одна интересная примета, которая нравится детям: - Если во время дождя на лужах расходятся пузыри – к затяжной дождливой погоде.
С лупой в руке начинаешь чувствовать себя настоящим сыщиком. Интересно рассматривать всё: камни, песок, цветы, паутинки, муравьёв, свое тело, мох. Дети заметили, что на деревьях мох растет не по всему стволу, а преимущественно с одной стороны. Он не любит света, и растёт там, где сыро и темно. Солнышко редко заглядывает с северной стороны, значит в том направлении, где растет мох находится север. А на противоположной стороне находится юг. С помощью компаса дети проверили и убедились в этом природном ориентире.
Дождик, дождик посильней Рассыпайся жемчугами, Чтобы в комнате моей Сладко пахло тополями. Дождик, дождик, пуще - хлеба будут гуще. Дождик, дождик, шибче лей, Лей потоки золотые - На траву, на голубей, На березки молодые. Дождик, дождик посильней, Прогони моих гусей, Мои гуси дома - не боятся грома. Заклички:
Осенью птицы летят высоко — зима будет теплая, летят низко — зима будет холодная; Если птицы задерживаются - в родных краях дольше обычного, то стужа придет не скоро; Если утка сидит еще на воде и не улетает - даже в холодный дождь, то хорошая погода еще продержится долго - Рано осенью много снега - к ранней весне; - Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная и суровая; - Если в октябре лист с дерева не чисто спадает - жди строгой зимы
Когда в лесу мало рябины,- то осень будет сухая, а когда много – дождливая
Диагностика на завершении проекта
Итогом нашей работы стало развлечение «В гости к Лесовичку», на котором дети закрепили летние и осенние приметы.
Трефилова Раиса Поликарповна
Фролова Надежда Михайловна
Панов Егор Игоревич