Исторический экскурс «Кто такие казаки?»
Кто такие казаки? Почему-то сразу представляются бравые военные с закрученными усами и шашкой наголо. Этот образ, сформированный кинофильмами, не имеет ничего общего с российским казачеством.
Кто такие казаки?
Не простые мужики.
В голове у казака
Бог, Отечество, семья.
Поле, поле - воля, воля.
Не легка казачья доля.
Но лучше нет на свете боле
Доли казака.
Казаки – вольнолюбивый и колоритный народ, поэтому празднования их проводятся в течение нескольких дней и в самых разных уголках России, и в других странах. В некоторых регионах праздник превращается в настоящий фестиваль, и участвуют в нем все, без исключения.
Казаки — это определенное сословие, которое существовало в Российском государстве. Современное сообщество, которое именует себя «казаками» — потомки представителей этого сословия (среди историков споры на счет преемственности). Слово «казак» происходит от тюркского «вольный человек». Впервые слово зафиксировал неизвестный составитель мамлюкско-арабского словаря, который предположительно работал в Египте.
В словаре В. И. Даля есть своя версия происхождения слова, оно происходит от среднеазиатского «казмак» в значении «скитаться, бродить». Для него казаком был «войсковой обыватель, поселённый воин, принадлежащий к особому сословию казаков», в новгородском и северных диалектах «батрак, годовой наёмный работник, не подёнщик», иногда «прислуга».
Антропологический анализ казаков не позволяет вести речь об их едином этнографическом происхождении, поскольку в казачьей среде не всегда прослеживается некая особая антропологическая общность — ни смешанная, ни переходная.
Казаки – это особая группа людей, сформированная по этническому принципу. Их объединяет длительное совместное проживание на отдельной территории (этнос), общий язык, жизненный уклад, культура. У казаков – собственная идеология, мировоззрение и самосознание.
Новочеркасск — новая столица казачества, появилась благодаря казаку Платову в 1805 году. Именно он ходатайствовал императору Александру I о необходимости строительства новой столицы казаков.
Еще в начале 20-го века казаков выделяли в отдельную народность и даже самостоятельную нацию, произошедшую от смешения славянской и тюркской народностей. В 1990 году 30 июня было объявлено как праздник казачества – день возрождения казачьей культуры и традиций.
До сих пор в научных кругах ведется спор о происхождении казачества. Нет четких исторических данных о его происхождении и появлении. Тем более невозможно определить, что проявляло на формирование особой культуры и этноса. Считается, что первые казаки появились в начале новой эры. Первые поселения были в районе Приволжья и Донских степей.
Некоторые историки утверждают, что своим рождением казачество обязано беглым крепостным крестьянам, которые прятались в этих местах. Возможно, отсюда пошло особое вольнолюбие народности. Но эта версия не имеет под собой никаких исторических фактов, а, скорее, противоречит действительности. Ведь казаки первыми выступали на защиту российских земель. Как могли обиженные и униженные крестьяне выражать такую беззаветную преданность Родине?
Казаки всегда относились к военному сословию. В России этим словом обозначались группы людей, живших обособленно и самостоятельно на определенной территории. При этом мужское население таких общин имело вооружение, а сообщество находилось на самоуправлении.
В русском фольклоре даже Илья Муромец причисляется к казачкам. Этот термин у народа всегда ассоциировался с защитником отечества, борцом с нечистью. В народном понимании, казаки – это вооруженные отряды, бойцы которых отличаются лихостью, храбростью и преданностью Отчизне.
Спешил казак судьбе навстречу,
Но встреча долгой не была,
И на прощание, тихой речью,
сказал, чтоб любимая ждала.
Вернется он когда весною,
Прольются первые дожди,
Пройдет войну, чтоб под луною,
С любимой счастье обрести.
Казак умчался в степь донскую,
На вороном своем коне,
Сложил головушку удалую,
На этой проклятой войне.
Казачество это относительно новое сословие, которому суждено было стать одним из самых ярких компонентов формирующейся нации и сыграть огромную роль в истории, тоже возникло из-за специфики географического положения Руси, находившейся на границе с Великой Степью.
Даль степную застилает
-Предвечерний мрак.
По тропинке едет шагом
-Удалой казак.
Едет, браво заломивши
-Шапку набекрень.
Возле речки - камышовый
-Старенький курень.
Сивый дед свои лохмотья
-Греет у огня.
«Здравствуй, дед!» - Казак лихого
-Осадил коня.
«Здравствуй, милый!
-Далеко ли Держишь путь ты, друг?»
- «На казацкий круг я еду,
-На советский круг».
Дед вздохнул, перекрестился;
-«Ох, как с плеч гора!
Уж давно пора б так, детки!
-Уж давно пора!»
Еще в домонгольские времена в порубежных степях существовали полуавтономные и полувоенные поселенческие общины «черных клобуков» – бывших кочевников и изгоев, поступавших на службу к князьям Рюриковичам и исполнявших функцию пограничной охраны в последствии из которых сформировалось казачество.
Почему же возникла необходимость в возрождении казачества? Возможно, потому что после революции 1917 года эта этническая группа попала под репрессии. Ведь казачки считались ярыми защитниками царской власти, главными врагами рабочих и крестьян. Именно они первыми выступали на подавление любых восстаний и мятежей. Правда это или домысел Советской власти, – сейчас сказать сложно.
Исторические факты свидетельствуют о том, что казачья конница была лучшей в мире. Казаки принесли немало побед российской империи в многочисленных войнах, и именно они первыми становились на защиту рубежей Отчизны.
Значимая роль русского казачества для истории страны неоспорима. Самому казачьему движению более 2 тысяч лет, а начиная с 16 века, оно стало заметным на исторической сцене России.
Наибольшую известность получили войска Запорожских и Донских казаков, они были вольными, но позже вошли в состав Российской империи. Особенности казачьего менталитета и вольнолюбие казаков были основными причинами конфликтов с властью. Истории известны многочисленные восстания и мятежи, в результате которых, казачьи войска неоднократно переименовывали и лишали независимости.
В 19 веке казаки составляли отдельное сословие, селились большей частью на берегах Кубани и Дона, служили царю, и даже были освобождены от налогов. В годы гражданской войны, казаки, как и весь российский народ, разделились на приверженцев белого и красного движений. Многие казаки уехали заграницу и стали зачинателями одной из самых крупных частей белой эмиграции. В 30 годы прошлого столетия, казаков подвергали гонениям и арестам, но казачество не просто выжило, но и сохранило свои традиции и обычаи. Казаки воевали и в период Второй мировой, были созданы легендарные казачьи отряды, отличавшиеся большой организованностью и строгой дисциплиной.
Существует одно историческое высказывание, которое приписывают Наполеону: «Дайте мне в армию только одних казаков, и я с ними в одночасье завоюю всю Европу».
Так или иначе, но казацкое сословие не устроило Советскую Власть. Архивные данные указывают на то, что Свердлов лично подписал директиву о ликвидации казачества в 1919 году. Этот документ открыл период массового уничтожения народности. Под репрессии попадали даже женщины и подростки. За время «красного террора» численность только донского казачества сократилась в 2 раза.
Казачество живёт века,
Имеет боевую славу
И всё, что есть у казака,
Принадлежит ему по праву…
Нагайка, шашка, верный конь,
В кармане ломоть чёрный хлеба,
Казак и в воду, и в огонь,
Ему земля, ему и небо!
У казака всё в жизни есть,
Свой Атаман, своя станица
И за Отечество и Честь,
Он будет до победы биться!
Советская эпоха закончилась распадом СССР. Начался пересмотр «ошибок» прошлой власти. К ним были причислены несправедливые действия в отношении казачества. В 1991 году, казаки были признаны репрессированными. На государственном уровне состоялось признание незаконных переселений, спецпоселений и различных насильственных действий в отношении казаков.
Культура казачества с начала своего возникновения ассимилировала в себя наиболее рациональные элементы быта, обрядов, обычаев, ритуалов и нравов всех значительных этнических групп состава местного населения тех территорий, на которых они жили. Из всего многообразия обычаев и традиций отбирались наиболее гуманистические и наиболее пригодные к русскому пониманию и быту.
Повседневная культура казаков характеризуется военно-земледельческим укладом жизни, который составляла военная служба, общинное землевладение и землепользование, местное самоуправление с его круговой демократией, включая разрешение возникающих внутриобщинных споров самой общиной в форме казачьего суда.
Казаки никогда не принадлежали к дворянскому служивому сословию, в основном они служили на границах Российской империи и очень редко имели более трех наград на своей груди, хотя современные представители казачества не стесняются вешать себе именные медали и значки но в современном казачестве тоже есть награды заслуживающие уважения такие как: Орден «За Веру, Волю и Отечество», Медаль «20 лет возрождению Всевеликого войска Донского», Медаль «За казачью волю», Медаль «В память эвакуации русской армии из Крыма».
Был и я среди донцов,
Гнал и я османов шайку;
В память битвы и шатров
Я домой привез нагайку.
[На походе, на войне]
Сохранил я балалайку —
С нею рядом, на стене
Я повешу и нагайку.
Что таиться от друзей —
Я люблю свою хозяйку,
Часто думал я об ней
И берег свою нагайку.
30 июня считается днем казачества. В 1990 году в этот день был образован Союз Казаков. Праздник день казака отмечается весело и колоритно в самых разных уголках России. Торжество может длиться несколько дней и превратиться в красочный фестиваль, в котором участвуют все казачки, казаки и приглашенные лица. Праздник сопровождается песнями, танцами и веселым застольем.
30 июня 1990 г. — День возрождения казачества России. Казачество – одна из самых активных в своей религиозной позиции социальных групп современного общества. Казаки открыто позиционируют себя как православные люди, хотят служить Церкви и ждут от нее пастырского окормления. Учитывая все это, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл взял казачество под особое внимание.
Сегодня, в мире, существует немалое количество различных казачьих обществ в самых разных странах. Казаки живут на Украине, в Казахстане, во многих европейских странах, и даже в Африке. Среди казаков люди разных национальностей, но всех их объединяют высокая социальная активность, самобытная культура, вера традициям и глубокое понимание общечеловеческих ценностей.
Песни, исполняемые казачьим хором, являются душевными и они близки всем народам, независимо от того, где проживают люди.
История России неразрывно связана с казачеством. Вольные воины степных окраин Руси, защищавшие ее от набегов кочевников, постепенно сформировались в воинское сословие и внесли свой вклад в создание государства российского.
Роль казачества в развитии воинского дела не ограничивается только участием во всех войнах и сражениях, которые вела Россия. Можно с полным основанием сказать, что история российского казачества стала историей России. И эту связь нельзя разорвать.
Что касается роли казачества в создания самого российского государства, то следует помнить, что именно казаки были первопроходцами, освоившими множество новых земель от Черного моря до Тихого океана.
Роль казачества в освоении новых территорий вообще сложно переоценить, можно с полным правом сказать, что страна прирастала, благодаря казакам – как их ратным подвигам, так и умению обживать новые земли и налаживать на них чрезвычайно эффективную систему хозяйствования.
Многие казаки навсегда вошли в историю, потомки знают и помнят их до сих пор:
Емельян Пугачев. Зачинщик и бунтовщик, организатор Крестьянского восстания, самозванец, выдающий себя за Петра III.
Игнат Некрасов. Соратник атамана Булавина. Продолжил восстание после его гибели. Основал станицу Некрасовскую.
Иван Краснов. Участник русско-турецкой войны, Первой мировой, войны с Наполеоном. Получил звания героя Отечественной войны 1812 года.
Алексей Каледин. Награждён за подвиги в Первой мировой войне, в том числе и за Луцкой прорыв.
Богдан Хмельницкий. Организатор восстания против Речи Посполитой, итогом которого стало присоединение территории запорожского войска к Российской империи.
Перечислять роль казаков в российской истории можно долго. В самые трудные годы они были надеждой и опорой страны. И они, как никто другой, сохранили древние воинские и общинные традиции славян, как и другие традиции. В которых раскрывается Душа русского человека. В завершение нельзя не вспомнить слова великого Льва Толстого, написавшего в 1870 году: «Вся история России сделана казаками».
Казачество живёт века,
Имеет боевую славу
И всё, что есть у казака,
Принадлежит ему по праву…
Нагайка, шашка, верный конь,
В кармане ломоть чёрный хлеба,
Казак и в воду, и в огонь,
Ему земля, ему и небо!
У казака всё в жизни есть,
Свой Атаман, своя станица
И за Отечество и Честь,
Он будет до победы биться!
Поздравляем всех, кто принадлежит к славному казачьему роду, желаем всем долгих лет и всех благ. Со Всемирным днем казачества!