Исторический экскурс «4 Ноября — День народного единства»

1
0
Материал опубликован 10 December 2017

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Саратовской области

«Балашовский техникум механизации сельского хозяйства»


 


 


 


 


 


 


 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Исторический экскурс:

«4 Ноября – День народного единства»


 

Подготовила: Лабодина С.В

 


 


 

Балашов 2017


 


 


 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация

На методическую разработку внеаудиторного мероприятия

на тему: «4 Ноября – День народного единства»

Дисциплины: История.

Автор: Лабодина С.В.

Учебное заведение: ГАПОУСО «Балашовский техникум механизации сельского хозяйства»

Объём работы – 14 страниц

Содержание

История России насчитывает более тысячи лет. Чтобы осознать, какой это огромный период времени, почувствовать неразрывную связь со своими далекими предками, надо представить, что в течение одного столетия в каждой семье, как правило, одновременно живут три поколения. Если считать, что происхождение нашего многонационального народа и созданного им государства имело место примерно с середины IX века, то к нынешнему XXI столетию каждый из живущих ныне россиян может легко представить, какие колоссальный труд, исторический опыт, многовековые усилия и мудрость, накопленные более чем тридцатью поколениями наших предков, стоят, если можно так выразиться, за его спиной. Но прежде чем говорить об истории любого народа и государства, каждому россиянину следует отчетливо знать и понимать, что, же лежит в основе его национальной самобытности? Каковы корни этого уникального исторического явления – особой человеческой общности – многонационального российского народа? В чем отличия его от других народов? Какое влияние оказала Россия на историю и культуру всего человечества? Для этого надо отчетливо представлять, какие важнейшие этапы государственно - политического развития прошло наше Отечество за свою многовековую историю. Какие источники питали и питают наше Великое Прошлое.

Оглавление страницы

Предисловие……………………………………… 4

Основная часть …………………………………… 5- 9

Заключение………………………………………… 9

Литература…………………………………………. 10

Приложение……………………………………….. 11-14

1.Предисловие

4 ноября в России отмечается государственный праздник – День народного единства. Этот день занимает особое место в истории нашего Отечества, связан с поворотными событиями государства российского.

Научное сообщество, средства массовой информации, общественные и политические деятели сделали немало, чтобы донести до общественного сознания смысл этого праздника. История возникновения этого праздника отнюдь не проста, и до сих пор значительная часть россиян, как показывают данные социологических опросов, затрудняется с ответом на вопрос, какие события послужили поводом для учреждения нового государственного праздника. Как же появился в нашем календаре новый праздничный день?

16 декабря 2004 года Госдума Российской Федерации приняла поправки в Федеральный закон «О днях воинской славы (Победных днях России)». Одной из правок было введение 4 ноября нового государственного праздника — Дня народного единства.

В пояснительной записке к законопроекту отмечается: «4 ноября 1612 г. войны народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».

Ополчение Минина и Пожарского уникально тем, что это единственный пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решил сам народ, без участия власти как таковой, оно не только отстояло и сохранило российскую государственность, но и положило конец многолетней Смуте на Руси. Их подвиг по праву является настоящим историческим, культурным достоянием и гордостью.

С 2005 года 4 ноября - День народного единства - в России государственный выходной.

Педагогическое значение праздника Дня народного единства трудно переоценить. Он способствует воспитанию любви к Родине, лучшему знанию и пониманию обучающимися истории, уважительному отношению к национальным традициям и культуре народов России, и её ближайших соседей.

Я предлагаю Вам методическую разработку одной из форм проведения всероссийского урока, посвящённого Дню народного единства.

В методической разработке использованы исторические сведения о периоде, который вошёл в историю России под названием Смутное время, стихи известных поэтов, музыка к операм Глинки «Жизнь за царя» и Мусоргского «Борис Годунов», картины известных русских художников.

В конце мероприятия обучающимся предлагается выполнить ряд заданий, направленных на закрепление полученной информации.

Актуальность предложенной методической разработки состоит в том, что история России богата примерами, когда именно единение всего многонационального народа нашей Родины во имя блага и процветания страны открывало путь к укреплению независимости государства и способствовало развитию цивилизованного общества, сохранению культурно-исторического наследия. В наше непростое время историческое прошлое России напоминает «… пока мы едины – мы непобедимы».

Методическая разработка направлена на воспитание культуры мировоззренческого самоопределения детей и молодёжи, гармоничной встроенности личности в окружающий мир.

Методическую разработку могут использовать учителя истории, педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы.

2. Основная часть

Основная часть

Цели:

1.Дидактическая познакомить студентов с историей Дня народного единства,

раскрыть содержание понятий «единение», «гражданская солидарность», «благотворительность», «терпимость», привить студентам уважение к ценностям дружбы, способствовать развитию терпимости и корректности в общении с окружающими, формировать гражданскую позицию, воспитывать интернационализм, межэтническое и межкультурное взаимодействие.

2 Воспитательная Воспитывать нравственные, эстетические, мировоззренческие аспекты личности студентов, гражданское и патриотические сознание студентов; приобщать студентов к нормам и ценностям общества; формировать толерантность на примере объединения народов. формировать активную гражданскую позицию, воспитывать интерес к истории своей Родины;

3 Развивающая развивать индивидуальные познавательные способности и наклонности студентов в области истории, содействовать развитию интеллектуально - творческих способностей, самостоятельной поисковой деятельности; развивать творческий потенциал студентов.

4.Методическая продемонстрировать методику проведения внеаудиторного мероприятия в форме исторического экскурса.

Задачи:

Пояснить смысл и значение нового государственного праздника, введённого в Российской Федерации;

формировать чувство уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;

продолжить патриотическое воспитание обучающихся, через осознание необходимости всеобщего единения для победы над агрессорами;

воспитывать уважение к государственным праздникам Российской Федерации, русским национальным героям.

Планируемые результаты:

Предметные: Овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого.

Метапредметные: Умение мобилизовать свои силы для решения познавательных задач.

Личностные: Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; понимание культурного многообразия мира.

Оснащение и оформление:

1.Физическая карта России.

2.Презентация «Об этом помнит вся Россия »

Рекомендации по проведению историко-географической панорамы.

1.Подобрать информационный материал, репродукции картин, музыкальное оформление о событиях жизни страны после правления Ивана Грозного.

2. Подготовить мультимедийную презентацию «4 ноября - День народного единства»

3. Составить вопросы для викторины.

4. Подготовить пазлы с изображением исторических личностей.

5. Подготовить филворд.

Ход мероприятия

1. Вступительное слово преподавателя.

2.Рассказ преподавателя с демонстрацией мультимедийной презентации о новом государственном празднике – День народного единства.

3. Выполнение заданий викторины

4. Филворд

5. Групповая работа. Сборка пазлов.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый с использованием информационных технологий (мультимедийная презентация), репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.

Подведение итогов мероприятия.

Оснащение и оформление:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2004 № 201-ФЗ «О внесении изменений в 112Трудового кодекса Российской Федерации»

2. В. Назаров «Что будут праздновать в России 4 ноября 2005 года»

3. Борисов Н. С., Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. «Ключ к истории Отечества». –М;1993год

4. В. Е. Шматов «Великая дата России»

5. «Известия» Праздничные дни. Как они появляются и кто их устанавливает. 2006 год

Ход мероприятия

Преподаватель: Здравствуйте ребята! На сегодняшнем мероприятии мы поговорим об истории праздника 4 ноября. Вы знаете, что это красный день календаря, это общероссийский выходной день. Но, к сожалению, не все знают каким историческим событиям и историческим личностям он посвящен. По христианским традициям 4 ноября это день Казанской иконы Божией Матери. С 2005 года отмечается как «День народного единства».

16 декабря 2004 года Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в федеральный закон «О днях воинской славы (Победных днях России)». Одной из правок было введение нового праздника День народного единства и фактическое перенесение государственного выходного дня с 7 ноября (День согласия и примирения) на 4 ноября. В декабре 2004 года президент России В. В. Путин подписал Федеральный Закон "О внесении в статью 1 Федерального закона "О днях воинской славы (победных днях) России", в котором 4 ноября объявлялся Днем народного единства.

В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: «4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».

Мало кто знает, что еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери (22 октября по старому стилю) был объявлен государственным праздником. Кроме того, в начале 20 века 8 мая по старому стилю вспоминали Кузьму Минина, которого еще Петр I назвал «спасителем Отечества».

Позже, из-за революции 1917 года и последующих за ней событий, традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов и день кончины Кузьмы Минина прервалась. Таким образом, можно сказать, что «День народного единства» совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.

Преподаватель: Давайте совершим экскурс в историю нашего государства и вспомним, как это было:

Преподаватель:

В припадке гнева Иван Грозный убил своего старшего сына Ивана. В 1584 г. на престол взошел другой сын Грозного, Федор. Оставался еще малолетний Дмитрий (от последней жены Ивана IV). В отличие от отца Федор Иванович обладал мягким нравом, был, по выражению современни­ков, «кротким царем». Но он совершенно не любил государственные дела, быстро утомлялся от них. Основные государственные заботы и власть вме­сте с этим перешли к шурину (брату жены) царя Борису Годунову. Государь очень любил свою супругу Ирину, а Годунов, в свою очередь, имел на сест­ру большое влияние. Таким образом, боярин Годунов приобрел исключи­тельное влияние на царство. Надо отметить, что Борис обладал серьезным государственным умом, хваткой, имел широкий кругозор. Дела России при нем пошли достаточно успешно. Страна отдыхала от бесконечных войн, казней, нестабильности из-за взбалмошного характера Грозного.

Загадочная смерть царевича Дмитрия в Угличе в 1591 г., выгодная Годунову, и смерть болезненного и бездетного царя Федора поставили пе­ред страной небывалую проблему: необходимость выбора царя. В 1598 г. на царство был избран Борис Годунов. Оскудение и разорение России при Иване Грозном все же даром не

прошло. Крестьяне массами уходили на новые земли от крепостного права и государственной тягости. Эксплуатация оставшихся усиливалась. Земле­дельцы были опутаны долгами и повинностями. Все более затруднялся их переход от одного помещика к другому. При Борисе Годунове было издано еще несколько указов, усиливающих крепостную неволю. Желания дворян­ства исполнялись. Но общественная напряженность от этого не ослабевала, а лишь росла.

Обострению противоречий в конце XVI - начале XVII в. сильно спо­собствовал и рост повинностей горожан (посадских людей). Большие про­тиворечия были между московским привилегированным и окраинным, осо­бенно южным, дворянством. Составившееся из беглых крестьян и иных вольных людей казачество представляло собой горючий материал в об­ществе: во-первых, у многих были кровные обиды на государство и бояр- дворян, во-вторых, это были люди, главное занятие которых составляли войны и грабеж. Сильны были интриги между различными группами бояр.

В 1601-1603 гг. в стране разразился небывалый голод. Хотя царь де­лал многое, чтобы облегчить положение голодных: раздавал деньги и хлеб сбивал цену на него, устраивал общественные работы и т. п., - но последст­вия были тяжелые. Только от болезней, последовавших за голодом, в одной Москве умерло около 130 тысяч человек. Начались разбои и волнения бег­лых и гулящих людей, которые действовали под самой Москвой.

Голод и другие несчастья обострили все противоречия. Народ связы­вал бедствия страны с убийством Дмитрия и неправедным воцарением Го­дунова.

Начало «смуты». Лжедмитрий и его свержение. Царь Василий Шуйский.

Вскоре после голода и объявился самозванец. Звали его (по офици­альной версии) Григорием Отрепьевым. Он был монахом Чудова монас­тыря, бежал оттуда к казакам. Там приобрел нужную сноровку.

Затем он объявился в Польше, втерся в доверие к знати, в частности пану Мнишеку, и, притворившись смертельно больным, на исповеди «от­крыл» тайну, что он — «чудесно спасшийся царевич Дмитрий». Авантюра попала на нужную почву: в Польше нашлось достаточно охотников помочь «Дмитрию» вернуть законный престол, тем более что «царевич» наобещал с три короба и Мнишеку, и королю, и церковникам.

В конце августа 1604 г. войско самозванца выступило из Львова. На русских окраинных землях он встретил мощную поддержку казаков, юж­ных дворян, горожан, крестьян. Многие из народа очень хотели верить, что это и есть настоящий царь, поскольку тогда все легко объяснялось: и при­теснения народа, и трудная жизнь, и голод, и прочее. Не прочь воспользо­ваться случаем оказались и многие из бояр, недовольные Годуновым. Пер­воначально царские воеводы разбили Лжедмитрия. Но народная поддержка оказалась столь велика, что он вновь оправился. А туг неожиданно умер и Годунов. В июне 1605 г. самозванец вошел в Москву как законный царь. Но уже через год, разобравшись, что это за царь, москвичи, подстрекаемые боярами, подняли восстание и убили самозванца.

Как и многие из баловней судьбы, Отрепьев считал, что свалившаяся на него удача - результат его личных заслуг, а не исключительного стечения обстоятельств. Вместо того что­бы вникнуть в государственные дела, понягь новую свою роль, он принялся пировать. При­шедшие с ним поляки притесняли и обижали народ. Церкви не нравилась опасность усиления католического влияния За год новый царь опустошил всю казну, которую Годунов так забот­ливо копил.

Московские бояре при поддержке горожан избрали царем знатного боярина Василия Шуйского. Однако с приходом нового правителя страна не успокоилась. Обиды, недовольство, стремление к «справедливости», которую разные группы понимали по-своему, и прочее вырвались, словно джинн из бутылки, лишь только пробка крепкой царской власти оказалась сорванной. Появились новые самозванцы. Самым опасным оказался Лже­дмитрий II, который утверждал, что он чудом спасшийся из Москвы Дмит­рий. Его «опознала» жена убитого Лжедмитрия I Марина Мнишек. От их связи родился сын, что еще больше усложняло ситуацию. В июне 1608 г. Лжедмитрий оказался с войском около Москвы. Взять ее не смог, но распо­ложился в 100 км от нее в Тушино. За это получил прозвище тушинского вора (т. е. преступника, самозванца). В стране оказалось два царя.

Итак, в 1604 г. в России вспыхнула «смута», иначе гражданская вой­на. Участники ее были разнообразны: крестьяне и холопы, дворяне и каза­ки, горожане и бояре. Вся страна пришла в движение. Причинами граждан­ской войны были:

1.Обострение общественных и классовых противоречий.

2.Пресечение династии московских царей и загадочная смерть царе­вича Дмитрия. Все это дало благодатную почву для появления самозванцев и борьбы за власть.

3.Ослаблению царской власти, которая стояла над обществом и скрепляла его, кроме того, способствовала и быстрая смерть Бориса Году­нова.

4.Иностранное вмешательство в русские дела.

Летом 1606 г. на юго-западе страны, на границе с Польшей, начина­ется движение, которое переросло в мощное восстание против власти Шуй­ского. Движение возглавил беглый холоп Иван Болотников.

Основу его войска составили казаки, беглые люди, холопы, городская беднота. Его поддержали также дворянские отряды П. Ляпунова, И Пашкова, недовольные правительст­вом. Болотников выдал себя за воеводу царя Дмитрия и требовал замены Шуйского «хорошим царем Дмитрием». Восстание продолжалось больше года, и в центральных районах к нему присоединилось много крестьян, недовольных своей жизнью и боярами. Так впервые, пожа­луй, в истории России крестьяне вышли на политическую сцену. Восставшие подошли к Москве, но взять ее не смогли. Дворянские отряды перешли на сторону Шуйского. В конце концов с трудом прави­тельству удалось подавить восстание.

Вмешательство польско-литовского государства Речи Посполитой в дела России началось с появлением Григория Отрепьева. После его свер­жения отряды поляков, литовцев и украинских казаков стали поддерживать ЛжеДмитрия II. Польский король был очень заинтересован иметь послуш­ного царя в России, имелось желание также распространить на нее католи­чество. Из лагеря в Тушино войска поляков и Лжедмитрия блокировали Москву, затруднив подвоз продовольствия. Они грабили окрестности, пы­тались взять различные города.

Шуйский, стремясь покончить с Лжедмитрием, договорился, что шведы в обмен на некоторые территории дадут ему военную помощь. Од­нако польский король Сигизмунд, который в это время воевал со Швецией, воспринял это как удобный повод для начала открытой войны. Летом 1609 года поляки начали агрессию и осадили Смоленск. Но этот город под руководством воеводы Шеина героически сопротивлялся. Хотя в конце 1609 года Лжедмитрий II был убит, положение правительства оказалось очень тяжелым. В результате бояре решили сместить царя. Престиж царской вла­сти уже упал, смена монарха казалась легким делом. Шуйского насильно постригли в монастырь, а власть в Москве оказалась в руках группы из 7 бояр (это правительство получило название «семибоярщины»). Они убе­дили москвичей звать на царский трон польского королевича Владислава, а осенью 1610 г. впустили в Москву поляков. Россия оказалась в отчаянном положении. Без царя, с польскими за­хватчиками в столице, разоряемая многочисленными иноземными и своими шайками. А тут еще шведы захватили Новгород, но у русского народа на­шлись силы, чтобы отстоять независимость страны. На рязанской земле в начале 1611 г. собралось ополчение (первое). Все же окончательно выбить врагов из Москвы не удалось, а затем ополчение распалось.

Казалось, что России уже не подняться. Однако в другом городе, в Нижнем Новгороде, началось народное движение, которое возглавил мужественный гражданин Козьма Минин. Он призвал во имя родины даже «за­ложить жен и детей», чтрбы снарядить армию. Ее возглавил воевода, князь Дмитрий Пожарский. В Августе 1612 г. второе ополчение после тяжелого "он выбило поляков из Москвы и заперло их гарнизон в Кремле и Китай- городе. После двухмесячной осады измученные голодом интервенты сдаются. Хотя разоренная и разрушенная столица была освобождена, для освобождения страны еще нужно было воевать.

Всего важнее, однако, было избрать царя. Тем более что Владислав должал претендовать на престол. Необходима была и сильная царская власть и, чтобы заключить мир с Польшей и Швецией, навести в стране по­рядок. Зимой 1613 г. был созван Земский собор, самый представительный из всех бывших до и после. Долгие и бурные заседания наконец привели к выбору молодого 16-летнего боярина Михаила Романова, племянника по женской линии царя Федора Ивановича (сына Грозного). Сам новый царь находился в это время с матерью в монастыре близ Калуги.

Но только к 1618 г. России окончательно удалось отстоять свою не­зависимость, причем очень дорогой ценой. Страна была разорена, казна пуста, торговля и ремесла расстроились. Понадобилось несколько десятков лет, чтобы восстановить хозяйство. Потеря важных территорий предопре­деляла дальнейшие войны за их возвращение, что тяжелым бременем ло­жилось на страну. «Смутное время» еще более усилило отсталость Рос­сии.

Преподаватель: Почему столица нашей Родины оказалась в руках иностранных захватчиков?

Преподаватель: Память о подвиге Минина и Пожарского надолго сохранилась в людских сердцах.

В начале 19-го века на Красной площади им был поставлен памятник, созданный известным скульптором И. Мартосом на народные пожертвования.

Минуло Смутное время, но не порвалась живая связь времен. И каждый раз, когда Отчизне угрожала смертельная опасность, новый тысячи борцов вспоминали имена Минина и Пожарского.

Преподаватель: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».

Преподаватель: (Беседа по вопросам)

1.За что же Россия благодарна этим людям?

2.Какие события происходили в России в начале ХVII века?

3. Почему народ называл это время «лихолетьем»?

4.Кто покушался на свободу России?

5.Почему в России началось «смутное время»?

6. Какие изменения произошли в России после победы народного ополчения Минина и Пожарского?

3. Подведение итогов, рефлексия.

Наше мероприятие подходит к концу. Теперь вам известно, что праздник призван напомнить о том, что мы россияне – единый народ с общей исторической судьбой и общим будущим. А праздник 4 ноября - День народного единства, проникнут идеями национального согласия, сплочения общества, упрочнения российской государственности, взаимопонимания, милосердия, заботы о людях.

Затем проводится небольшую викторину, чтобы студенты лучше запомнили события и главных героев.

Вопросы викторины:

1.Кто занял место царя Ивана Грозного? (его сын Федор)

2. Почему в опере «Борис Годунов» царю Борису всюду видятся кровавые мальчики? (предполагают, что по приказу Бориса был убит царевич Дмитрий, наследник царя Федора)

3. Кем на самом деле был монах Филарет? (племянник жены Ивана Грозного, Федор Романов, кандидат на престол после прекращения династии Рюриквичей)

4. Какую фамилию носила жена Ивана Грозного? (Романова)

5. В каком веке происходили события, которые называют «смутное время»? (конец 16 – начало 17 века)

6. Кем был Кузьма Минин? (земский староста)

7.Какую роль в ополчении играл князь Пожарский (он командовал народным ополчением)

8. Какие враги были у России в «смутное время»? (поляки и шведы)

9. Какие города удалось захватить врагам?

10. Где происходила битва 24 августа? (в Москве)

11. Кого решено было поставить на царство, чтобы прекратить беспорядки в стране? (Михаила Федоровича Романова, сына Федора Романова, которому в то время исполнилось 16 лет)

Список используемой литературы:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2004 № 201-ФЗ «О внесении изменений в 112Трудового кодекса Российской Федерации»

2. В. Назаров «Что будут праздновать в России 4 ноября 2005 года»

3. Борисов Н. С., Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. «Ключ к истории Отечества». –М;1993год

4. В. Е. Шматов «Великая дата России»

5. «Известия» Праздничные дни. Как они появляются и кто их устанавливает. 2006 год

 

Дополнительный материал

ПАЗЛЫ

Приложение № 1

Борис Годунов

Василий 4 Иванович Шуйский

Михаил Фёдорович Романов

Приложение № 2


 

ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ

После каких событий наступили смутные времена?

После убийства царевича Димитрия

2.После пресечения царской династии Рюриковичей в 1598 г. на престол впервые вступил избранный на Земском соборе правитель. Назовите его имя.
Борис Годунов

3.Как называлось государство, которое вмешивалось в дела России в Смутное время? 
Речь Посполитая 

4.Весной 1605 года, царь Борис скончался и через два месяца ________вступил в Москву и был венчан на царство. Кто стал новым правителем Руси?

Лжедмитрий

5.В мае 1606 года боярам удалось осуществить государственный переворот. Кто возглавил заговор ?

Боярин Василий Иванович Шуйский

6.Кого из претендентов на Московский трон называли "тушинским вором"?
Лжедмитрия II 

7.Обычно, вспоминая  1612 год, говорят: «освобождение Москвы от поляков». Это не совсем точно. Поляками тех интервентов называют лишь постольку, поскольку во главе их были польские воеводы. Каков был национальный состав оккупантов? (поляки, украинцы, литовцы, венгры, немцы)

8.Кто возглавил первое ополчение 1611 года?
Прокопий Петрович Ляпунов 

9.Назовите город, в котором на несколько месяцев остановилось ополчение Минина и Пожарского для пополнения новоприбывавшими силами перед походом на Москву.
Ярославль 

10.Какое историческое событие произошло 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года?
Ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город. 

11. Как звали национального героя того времени? 
Иван Осипович Сусанин

12. В благодарность за помощь и заступничество князь Пожарский на свои средства построил в 20-х годах XVII века деревянный собор во имя Казанской иконы Божией Матери. О каком Храме идёт речь?
Казанский собор на Красной площади в Москве 

13.С каким событием связано окончание Смутного времени на Руси?
С воцарением Михаила Романова. 

14.В каком году впервые было установлено Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы 4 ноября?
В 1649 г.

14.Как называется государственный праздник, который мы отмечаем 4 ноября?
День народного единства

Приложение № 3

 

В

У

К

Н

О

Л

Б

Ю

М

Я

Ч

Х

Й

Ы

В

А

В

Ш

У

Й

С

К

И

Й

Ф

У

П

Щ

Л

Ж

Н

Г

Ф

У

В

Ц

Я

В

О

Г

А

З

М

В

Й

Ц

П

У

Ч

Л

Ж

Е

Д

М

И

Т

Р

И

Й

К

Ы

С

А

Р

И

О

Х

Е

П

С

Г

Е

Ц

М

Р

М

С

Т

А

П

Щ

К

О

Н

У

А

С

О

Л

Р

И

Т

Д

М

Д

Г

А

Е

К

Г

А

О

Л

Ь

Ж

Й

У

Ш

М

К

И

Е

В

Н

М

И

Н

И

Н

Щ

И

Л

Й

Н

Д

А

Э

Б

Ю

Э

О

З

П

Б

О

Л

О

Т

Н

И

К

О

В

Х

Т

Ь

Б

Ю

Ж

Э

Л

Р

П

А

В

Ъ

ФИЛВОРД

 

Найдите и обведите в квадрате слова.

ОТВЕТЫ НА ФИЛВОРД

В

У

К

Н

О

Л

Б

Ю

М

Я

Ч

Х

Й

Ы

В

А

В

Ш

У

Й

С

К

И

Й

Ф

У

П

Щ

Л

Ж

Н

Г

Ф

У

В

Ц

Я

В

О

Г

А

З

М

В

Й

Ц

П

У

Ч

Л

Ж

Е

Д

М

И

Т

Р

И

Й

К

Ы

С

А

Р

И

О

Х

Е

П

С

Г

Е

Ц

М

Р

М

С

Т

А

П

Щ

К

О

Н

У

А

С

О

Л

Р

И

Т

Д

М

Д

Г

А

Е

К

Г

А

О

Л

Ь

Ж

Й

У

Ш

М

К

И

Е

В

Н

М

И

Н

И

Н

Щ

И

Л

Й

Н

Д

А

Э

Б

Ю

Э

О

З

П

Б

О

Л

О

Т

Н

И

К

О

В

Х

Т

Ь

Б

Ю

Ж

Э

Л

Р

П

А

В

Ъ

Слова: Шуйский, Лжедмитрий, Минин, Болотников, Годунов, Матрона, Пожарский, Владислав, Гермоген, Михаил

3. Подведение итогов, рефлексия.

Наше мероприятие подходит к концу. Теперь вам известно, что праздник призван напомнить о том, что мы россияне – единый народ с общей исторической судьбой и общим будущим. А праздник 4 ноября - День народного единства, проникнут идеями национального согласия, сплочения общества, упрочнения российской государственности, взаимопонимания, милосердия, заботы о людях.

Литература:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2004 № 201-ФЗ «О внесении изменений в 112Трудового кодекса Российской Федерации»

2. В. Назаров «Что будут праздновать в России 4 ноября 2005 года»

3. Борисов Н. С., Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. «Ключ к истории Отечества». –М;1993год

4. В. Е. Шматов «Великая дата России»

5. «Известия» Праздничные дни. Как они появляются и кто их устанавливает. 2006 год

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.