Исторический экскурс «Слов драгоценные клады...» (7–8 класс)

2
0
Материал опубликован 16 March 2019 в группе
Сценарий мероприятия

Исторический экскурс «Слов драгоценные клады…."

(24 мая - День славянской письменности и культуры)

"Чтение и письмо открывают

человеку новый мир…».

Н. М.Карамзин.

Попробуем представить свою жизнь без книг и газет, без любимых журналов, да даже писем, посредством которых люди обмениваются со своими близкими и друзьями личной информацией, если бы когда-то, тысячи лет назад люди не изобрели буквы и алфавит.

В Евангелии от Иоанна сказано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово был Бог. В нем была жизнь…». Это помогает нам представить, как в древности понимали значение слова: то, что сказано, то осуществляется. «будь искусным в речах – это слово сильнее, чем оружие», - так поучал один из египетских фараонов своего отпрыска. Нравственное могущество слова заключено не в сочетании звуков, из которых оно состоит, а в том смысле,который мы в него вкладываем. Оно может быть плохим и хорошим, все зависит от того, каким чувством наполняет его собеседник: добром или злом и какую информацию оно несет.

В мире существует множество различных языков и диалектов, на которых говорят жители планеты. В древности люди даже сложили легенду, объясняющую многообразие языков: «На всей земле был один язык и одно наречие». Люди решили построить город и башню высотой до небес, тем самым прославить себя. Но Бог, разгневавшись на людей за их непомерную гордыню, смешал «язык их, так чтобы один не понимал другого» и строители уже тогда не могли договориться о совместной работе. Башня осталась недостроенной, а город носил название – Вавилон. Город Вавилон был центром торговли многих стран древнего мира. На его базарах, в лавках и торговых домах бывали люди из разных мест, главным образом торговцы, люди с разным цветом кожи говорили на разных языках, едва понимая друг друга, общаясь большей частью жестами и мимикой. В это время в Вавилоне возводили башню-храм Этеменанки, что означает «Дом основания Земли и Неба». Ее строили многочисленные рабы. На жителей маленьких стран невиданные размерами здание, к тому же в названии связанного с небом, сам город с шумной толпой, говорящей на различных языках, производили ошеломляющие впечатление. На этой почве и вырос миф о Вавилонском столпотворении, записанный в древней книге истории – Библии.

С языком тесно связана история возникновения письменности.

Звучит стихотворение "Слово" И. А. Бунина

Молчат гробницы, мумии и кости, -

Лишь слову жизнь дана :

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.


 

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный – речь .

Возникновение письменности относится к глубокой древности. Путь был долгим и сложным. Далеко не сразу появились те системы письма, которые сосуществуют в наше время. Иногда вместо письма люди посылали друг другу предметы.

Греческий историк Геродот, живший в V веке до н. э. рассказал в своих трудах о письме скифов к персидскому царю Дарию. Скифский гонец пришел в лагерь к персам, положил перед царем «подарки»: мышь, птицу, лягушки, пять стрел. Дарий спросил, что означает этот дар, гонец ответил, что ему только велено вручить их царю и сразу вернуться обратно. Долго совещались персы, делая разные предположения, но только военоначальник персов Гобрий растолковал «письмо»: « Если вы, персы, не улетите, как птицы в небеса, или подобно мышам не скроетесь в землю, или подобно лягушкам не ускачете в озера, то не вернетесь назад и падете под ударами наших стрел». История войн царя Дария со скифами оказалась трагичной, прав оказался Гобрий, персы так и не смогли победить неуловимых скифов, кочевавших в степях Северного Причерноморья. Дарий ушел со своим войском с их земель.

Собственно письмо, начертательное письмо началось с рисунков. Письмо рисунками называется – пиктографией (от лат. pictus – живописный и греч. графио – пишу ). Для историка письменности важна информация, заключенная в рисунке. Рисунок-пиктограмма обычно обозначал какую-нибудь жизненную информацию: охоту, животных или людей, различные предметы.

С развитием цивилизации появилась необходимость передавать и фиксировать сложные сообщения: приказы царей, правителей. И тогда возникает идеография. Идеограммы не передавали звучания слова, ни его грамматические изменения, а только стоящее за этим словом значение: рисунок ног мог означать: как пиктограмма – ноги, а как идеограмма – процесс движения.

Необходимость быстро записывать сложные и длинные тексты привели к тому, что рисунки упростились, стали условными значками – иероглифами

(от греч. – священные письмена ). Иероглифами пользовались в Древнем Египте. На рубеже IV – III тысячелетия до н. э. фараон Нармер покорил Нижний Египет и приказал увековечить свою победу. Рельефный рисунок изображает это событие: в правом верхнем углу – пиктограмма, которая служит подписью к рельефам, Сокол держит веревку, продетую сквозь ноздри человеческой головы, которая как бы выходит из полоски земли с 6 стеблями папируса. Сокол – символ царя-победителя, он держит на привязи побежденного царя Севера; земля с папирусами это Нижний Египет, папирус его символ. 6 стеблей – 6 тысяч пленных, так как знак папируса означал тысячу. Но откуда археологи узнали имя царя-победителя? Оказалось, что в древнеегипетском языке были слова с одно-, двух-, и трехбуквенными слогами. А так как они гласных не писали, то односложные слова изображали один звук. Когда им надо было написать имя, они использовали однобуквенные иероглифы. Благодаря наличию однослоговых знаков, обозначающих один звук, из сложной системы письма выделился алфавит.

Можно ли ответить на вопрос: какой человек изобрел систему письменности? Кто первым стал применять алфавитное письмо? Возникновение письменности явилось требованием времени. Но алфавиты появлялись и позже, в эпоху новой эры, образованными людьми своего времени, так армянский алфавит создал Месроп Маштоц. Для этого он вместе со своими учениками отправился в разные страны изучать письменность. «Это была настоящая лингвистическая, научная, первая в мире экспедиция, поставившая своей целью выработку алфавита» - писал член-корреспондент АН СССР Д.А.Ольдерогге. Кирилл и Мефодий создали письмо для славянских языков.

Середина 19 века, 1860-е годы, Россия ведет решительное наступление на среднеазиатская ханства, так как именно Средняя Азия являлась стратегическим плацдармом для торговли с Персией, Индией, а также форт постом России от взоров Англии. Россия принесла не только освобождение от рабства и улучшение положения местного населения, но и грамотность. Благодаря русским, появилась письменность – славянский алфавит (кириллица), которая была заменена в конце XX столетия латиницей, но это уже политика современного мира. Славянская письменность прочно обосновалась и в Казахстане и в других республиках Советского Союза (Украина, Молдавия и др., кроме Прибалтики).

На протяжении многих лет ученых интересовало: когда и как родилась славянская азбука и были ли до ее появления какие-нибудь другие письменные знаки? Долгое время существовало мнение, что наши предки обрели письменность после крещения Руси, когда из Византии и Болгарии пришли на Русь христианские богослужебные книги. Но книги можно было привезти, с этим никто не спорит, так как в Болгарии и Византии было высокоразвитое книжное искусство и они несомненно оказали свое влияние на развитие книжного дела в Древней Руси, а язык этих книг оказал влияние на развитие русского литературного языка. Другое дело письменность, она становится нужна, когда народ достиг того уровня общественного развития и этого требовало зарождение государственности, торговли, дипломатических отношений с соседями.

Первым историком славянской письменности был болгарский книжник Храбр, живший в X веке при дворе болгарского царя Сименона. В книге «Сказания о письменах» черноризец Храбр говорит о двух этапах развития славянского письма. Первый – когда славяне были язычниками, то не было у них своих книг, потому считали и гадали они при помощи черт и резов. Второй – когда они крестились, то стали писать римскими и греческими письменами, но это было письмо без устранения, не приспособленное для славянской речи.

В XII веке в Киеве была составлена летопись «Повесть временных лет» монахом-летописцем Нестором и там приводится договор составленный между Русью и Византией, заключенные Олегом (991 год) и Игорем (944 г.) , то есть до крещения Руси. Договоры, верительные грамоты и т.д. – все это предшественники алфавита, созданного братьями Кириллом и Мефодием, великими просветителями.

 

Эти братья родом из Солуни, население в то время состояло из греков и славян. Мать – гречанка, отец – болгарин. Старший Мефодий – высокий и плечистый был раньше воеводой в Македонии, но сменил меч и коня на тишину монастырской кельи. Такой уж него характер – тихий и незлобивый.

Младший Константин – известный проповедник, он много учился, миссионер, славился своей образованностью. Люди называли его Константин-философ. Перед смертью он подстрижется в монахи, примет имя Кирилла. И под этим именем войдет в историю. Именно братья Кирилл и Мефодий в середине 860-х годов создали азбуку и 34 богослужебные книги, переведенные с греческого. Часть букв Кирилл заимствовал из греческого алфавита , часть создана специально для передачи тех звуков славянского языка, которых не было в греческом языке, а значит и в алфавите. Это буквы: Б Ж Ц Ч Ш У Ю Я. Храбр подчеркивал, что эти буквы были необходимы славянам, так как одними греческими знаками не написать слов «бог, или живот, или зело, или церковь « и т.д.

До сих пор идут споры, какую азбуку, какой алфавит создал Кирилл. Существуют две гипотезы: согласно первой – глаголицу (от славянского глагол – слово), вторая гипотеза – кириллицу.

Не будем оспаривать тайны появления этих гипотез, можно лишь сказать, что люди, создавшие кириллицу, ввели в алфавит буквы, необходимые для передачи звуков славянского языка. В Древнюю Русь с принятием христианства пришло немало книг из Болгарии, писанные кириллицей. И кириллица привилась, стала основой русской письменности.

Крещение Руси способствовало быстрому развитию письменности и распространению грамотности. Славянский язык, понятый всему населению Руси, использовался в качестве языка церковной службы, а вследствие произошло его становление как и литературного.

Русские князья, как Ярослав Мудрый, Всеволод Ярославович, Владимир Мономах славились как «книжные мужья», составлявшие свои изборники и поучения. Грамотности были обучены и простолюдины, судя по сохранившимся берестяных грамотам. На основе богатых традиций устного народного творчества возникла и древнерусская литература – памятник и культурное наследие наших далеких предков.

«Письменность – мост мысли», - таково изречение мудрецов.Обретя письменность народ обрел свободу слова и вписался в всемирную историю Великий философ М. М. Бахтин выделил в культуре существенным фактором ее полифоничность. Живая культура – диалог культур. Славянская азбука освободила славянской язык от вековой немоты, тем самым Русь вошла на пьедестал независимости и уважения других стран.

Просвещение изменило место письменности в структуре общества. Петр Великий продолжил просветителя Кирилла, введя гражданский шрифт. Облегченные графемы соответствовали ритму времени. М. В. Ломоносов писал о русском языке: «Повелитель многих языков, язык российский не только обширностью мест, где он господствует, но купно своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе..». Зерна кириллицы разрослись и проросли тысячелетнем древом великой литературы.

Подвиг братьев –просветителей Кирилла и Мефодия прочно вошел в нашу жизнь, братьев причислили к лику святых. И недаром День памяти солунских братьев 24 мая празднуется как День славянской письменности и культуры.

В книгах своя глубина

Кто доберется до дна,

Тот и получит в награду

Слов драгоценные клады….

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.