12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лобина Елена Алексеевна77

 

«Первые шаги в науку»


 


 


 

Направление: филология 1-4 классы

 


 


 

История фамилии – это интересно!


 

Содержание

1. Введение

2. Теоретическое обоснование проблемы

3. Заключение

4. Список литературы и интернет - источники

5. Приложение

Введение.

ТемаИстория фамилии – это интересно!

Проблема: О чем говорит моя фамилия?

ЦельИсследование происхождения и значения фамилии Лобин для семейного архива.

Задачи:

1. Изучить материал по истории происхождения фамилий на Руси и выяснить, что означает фамилия Лобин.

2. Ознакомиться с жизнью поколений моей семьи, беседуя с родственниками.

3. Провести мини-опрос в классе«Что ты знаешь о своей фамилии


 

Актуальность проекта: Каждый человек, рано или поздно задумывается над смыслом своей фамилии. Действительно, что же она означает? Ответ на этот вопрос неоднозначен. Она может хранить в себе историю семьи или тайну вашего рода. Её значение может быть связано с какой-то исторической эпохой, событиями, происходившими далеко в прошлом, может рассказать нам о том, какими были наши предки, как они жили, чем занимались. Знание своей родословной, знание истории, необходимо каждому. Это помогает находить множество ответов на вопросы, как в настоящем, так и в будущем. Так же, вспоминая историю своих предков сегодня, мы сохраняем её для будущих поколений.

Гипотеза: Предположим, фамилия Лобин, имеет глубокие и интересные корни и связана с историей русского народа, его быта, его языка. Возможно, я узнаю много интересного не только о происхождении своей фамилии, но и о прошлом своих родственников.

Методы исследования: Сбор и обработка публикаций из словарей и книг, сети Интернетинтервью.

Практическая направленность работы заключается в том, что данный материал будет использоваться для семейного архива, выступлений на классных часах, уроках окружающего мира, истории.

Сроки выполнения работы: сентябрь-октябрь

Кем был твой прадед на Руси –
Свою фамилию спроси.
Есть в каждом классе Кузнецов.
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов,
Отец отца отцова.
У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину.
У Дегтярёва – дёготь гнал,
В дегтярне горбил спину.
Быть может, юный Столяров
И с долотом не сладит,
А прадед был из мастеров,
Он столяром был, прадед.
С пилою Пильщиков дружил,
Мял Кожемякин кожи.
В атаки Воинов ходил,
Стрельцов сражался тоже.
Звучат, как музыка, как стих,
Фамилии простые.
Вглядись – и ты увидишь в них
Историю России.

II. Теоретическое обоснование проблемы.

1.Прежде всего, своё исследование я начал с того, что узнал, что происхождение фамилий изучает наука-антропонимика, далее я обратился к исторической справочной литературе, словарям, которые позволили мне узнать многое о происхождении самого слова « фамилия» и о своей фамилии в частности.

Фамилий каких только нету:

Смешных, горделивых, серьезных,

Со смыслом двойным и с секретом,

Кричащих, угрюмых, курьезных!

Фамилий немало есть вкусных:

Борщов есть, Сметанин и Блинный,

Фамилий немало есть грустных:

Плаксин есть, Беззубов, Невинный.

Фамилии есть и цветные:

И Черный, и Белый, и Рыжий.

Фамилии есть именные:

Петров, Иванов или Гришин.

Фамилии бродят по свету

И ищут по вкусу хозяев...

Фамилий каких только нету;

И добрых, и злых, и отчаянных!

Горжусь я своею фамилией,

Ведь это не просто слово,

Оно дорогое мне, милое,

Его повторяю я снова.

Слово «фамилия» имеет латинское происхождение. И во времена Римской империи оно подразумевало людей-рабов, принадлежащих одному человеку. Только в конце 19 века слово «фамилия» обрело свое нынешнее значение: наследственное семейное наименование, прибавляемое к личному имени. На Руси, пока было крепостное право, простой народ обходился без фамилий и довольствовался именами, отчествами, прозвищами. И только после падения крепостного права, когда крестьяне перестали кому-либо принадлежать и стали самостоятельными, возникла потребность дать им фамилии.


 

2. Работая со словарями, чтобы найти происхождение своей фамилии, я убедился в том, что фамилий существует великое множество. И каждая фамилия имеет свою историю происхождения. Вот что я узнал.

Чаще всего фамилии людей из богатых сословий (князья, бояре) связаны с названием земель, которыми они владели. Например: Тверской, Вяземский, Шуйский и др.

Источником для образования фамилий становились прозвища. Например: Горбатый, Кривощёкин, Хромов и др.

Ещё одним источником служили на Руси ремёсла, профессия или род занятий. Например: Кузнецов, Мельников, Пастухов и др.

Множество русских фамилий образовано от именНапример: Иванов, Петров, Григорьев, Яковлев, Антонов, Семенов и др.

А откуда же пошла фамилия Лобин?

Фамилия Лобин в одной трети случаев имеет русское происхождение, также существует небольшая вероятность что фамилия белорусского или украинского происхождения, примерно в четверти случаев фамилия произошла из языков народов России (бурятского, мордовского, татарского, башкирского, и др.), также возможно в 20% имеет еврейские корни, в 20% являются русифицированными вариантами латышских фамилий. Скорее всего эта фамилия происходит от прозвища, имени, или профессии дальнего предка её носителя, к тому же в большинстве случаев по мужской линии. Хотя нередки случаи когда фамилия Лобин происходит и по женской линии

Фамилия Лобин числится слабораспространенной на территории России. В известных важных дореволюционных записках люди с этой фамилией были известными деятелями из славянского псковского духовенства в 18-19 веках, носивших хорошую власть и почести. Исторические корни фамилии можной увидеть в реестре переписи Всея Руси в эру царствования Ивана Грозного. У царя существовал специальный реестр привилегированных и ярких фамилий, которые вручались придворным в случае особого расположения или награды. В следствии чего настоящая фамилия донесла личное неповторимое

Фамилия Лобин образована от прозвища Лоба, которое восходит к нарицательному «лоб» со значением «верхняя надглазная часть лица человека», «передняя, выдавшаяся часть чего-либо: перед, фронтон дома, избы», «стальная плоскость кричного молота, бой», «крутой, голый склон». Вероятно, это прозвище либо отражало особенности внешности основателя фамилии (широкий лоб), либо содержало указание на род деятельности предка (строитель, кузнец, горнорабочий), либо на особенности места его жительства (в холмистой местности, недалеко от гор).

Кроме того, Лобой на Руси называли крупного, крепкого человека. Нередко такое прозвище давали человеку смекалистому, догадливому, а иногда недоверчивому, скрытному, недаром же говориться: «коситься исподлобья» Лоба легло в основу фамилии Лобин. Лоба, со временем получил фамилию Лобин. 
3. Кроме этого, мне стало интересно, кто из известных людей тоже носит фамилию Лобин.

Лобин Алексей Николаевич - российский историккандидат исторических наук, cпециалист по русской военной истории 16-17 веков

Лобин Александр Михайлович – литературовед, доцент кафедры филологии, издательского дела и редактирования Ульяновского государственного технического университета, кандидат филологических наук, фантастиковед. А. Лобин родился в Ульяновске, в 1996 году закончил педагогический университет по специальности «учитель русского языка и литературы». Работал в местных газетах, с 2003 года преподает в Ульяновском государственном техническом университете. В сферу научных интересов Александра Лобина входит фантастика (историческая фантастика, антиутопия).

4. В процессе работы, я узнал, как изменения фамилий связаны с историей языка. Пытаясь вовлечь одноклассников в обсуждения, я провёл среди них опрос-анкетирование на тему: «Ваша фамилия». 


 

Проанализировав анкету и опрос,  я сделала вывод, что учащиеся 3 класса, знают, что такое фамилия, верны своей родовой фамилии и редко обращают внимание на благозвучность фамилии. Они уважительно относятся к своей фамилии и фамилиям одноклассников.

Заключение:

В результате проделанной работы, я постарался реализовать поставленную перед собой цель - узнал, какие тайны хранит моя фамилия, определил её историю и происхождение, а также значения и толкование.

Работа над проектом помогла мне восстановить то немногое, что известно о моих предках, но, главное, я понял, что общение с близкими людьми – самые светлые минуты моей жизни. Ведь главная ценность-это семья. Я люблю свою семью и я знаю, что в ней меня поймут, поддержат и никогда не оставят в трудную минуту. Я считаю, что каждая семья должны знать своих предков, свои корни, традиции, потому что это объединяет, учит любить и доверять. Семейные обеды, прогулки, отдых на природе, общение с родственниками, посещение бабушек и домашние чаепития - это семейные традиции, то дорогое, что нужно сохранить и в будущем.

Вдумайтесь в свою фамилию, в ней связь народов через века. Фамилии — своего рода живая история. Ощутите далёкий миг, когда начался ваш род, пошёл отсчёт его жизненного пути и продолжайте достойно свой путь, гордо неся фамилию, данную предками.


 


 

Список используемой литературы

1 . Е.Н.Полякова. Из истории русских имен и фамилий. Книга для учащихся. М.у «просвещение», 1975 г.

2 . А.В. Суперанская, А.В.Суслова. Современные русские фамилии. М.: Наука, 1981г.

3 . Б. Унбегаун. Русские фамилии: Пер. с англ./Общ, ред. Б. А. Успенского.- М.: Прогресс, 1989 г.

4. Интернет – ресурсы: www.SeeName.ru http://ru.wikipedia.org/wiki/Генеалогия

http://schoolfive.ru/metodkopilka/352-kozevina-av-family.html


 


 

Приложение 1 

Ведь это - моя фамилия,

Ведь это - моя реликвия.

Ведь это - моя семья,

Ведь это - истинный я!

История фамилии – это интересно!

 

 

Приложение 2 

Анкета

1. Как ты думаешь, зачем человеку фамилия?

2. Задумывался ли ты когда-нибудь о том, что означает твоя фамилия и как она произошла?

3. Знаешь  ли  ты,  что  означает  твоя  фамилия?

4. Как вы считаете, какие самые распространенные фамилии в нашей стране, школе?

5. Хотел бы ты узнать о происхождении и значении своей фамилии, своё родословное древо, историю страны?

Диаграмма 1. Результат анкетирования (1 вопрос)

Диаграмма 2. Результат анкетирования (2 вопрос)

Диаграмма 3. Результаты анкетирования (3 вопрос)

Диаграмма 4. Результаты анкетирования (4 вопрос)

Диаграмма 5. Результаты анкетирования (5 вопрос)

 
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.