История г. Северодвинска в текстовых задачах
Управление образования
муниципальный конкурс учебно-исследовательских работ
обучающихся «Ученые будущего»
История г. Северодвинска в текстовых задачах
Усачева Анастасия Алексеевна
ученица 6 а класса
Муниципальное автономное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6 с углубленным
изучением иностранных языков
Руководитель:
Денисова Светлана Ивановна
учитель математики
I квалификационной категории
Северодвинск
2017
Оглавление
Введение…………………………………..……….……………………………………..……3
Глава 1. Задачи. Виды задач………………………………………………………………….5
1.1 Математическая задача…………………………………………………………………...5
1.2 Текстовые задачи………………………………………………………………………….6
Глава 2. Составление авторских задач……………………………………………………….7
Глава 3 История возникновения, география, внешний облик, промышленность Северодвинска…………………………………………………………………………………8
Заключение…………………………………………………………………………………….10
Литература……………………………………………………………………………………..11
Приложение 1 Банк задач о городе Северодвинске………………………………………..12
Приложение 2 Памятка для составления текстовых задач ……….......................................15
Приложение 3 Тест по истории развития города Северодвинска…………………………16
Приложение 4 Диаграмма по диагностике (вводная, повторная) при решении авторских текстовых задач………………………………………………………………………………..18
Приложение 5 Диаграмма по результатам применения математических задач с историческим содержанием ………………………………………………………………….19
Приложение 6 Сборник авторских текстовых задач………………………………………...20
ВВЕДЕНИЕ
Данный проект предназначен для выявления взаимосвязи между математикой и ее практическим приложением через составление текстовых задач исторического содержания.
Основополагающим понятием всего проекта является понятие «задача». Задача в общепринятом понимании - проблемная ситуация с явно заданной целью, которую необходимо достичь. Задача представляет собой требование или вопрос, на который надо найти ответ, учитывая и опираясь на условия, которые указаны в ней [10].
В учебной практике «задача», напротив, принимает более узкий смысл и обозначает упражнение, требующее нахождения решения по известным данным с помощью определённых действий (умозаключения, вычисления, перемещения элементов и т. п.) при соблюдении определённых правил совершения этих действий (логическая задача, математическая задача) [9].
С термином «задача» люди постоянно сталкиваются в повседневной жизни, как на бытовом, так и на профессиональном уровне. Каждому из нас приходится решать те или иные задачи: они могут быть занимательного или развлекательного характера, направленные на развитие пространственного представления или восприятия, текстовые, общегосударственные или политические, определенных личностей, коллективов и групп. Проблемой решения вышеперечисленных задач занимаются как математики-исследователи, так и ученые – психологи [10].
Научиться решать текстовые математические задачи очень важно, поскольку, зная подходы к их решению, можно обучиться решать и любые другие задачи, которых достаточно много в других школьных предметах и в жизни вообще.
В данном проекте реализуются авторские математические задачи, которые собраны в сборник авторских задач при составлении которых была использована информация по истории возникновения и развития г. Северодвинска, его географического положения и культуры.
Актуальность данного исследования заключается в том, что каждому человеку в повседневной жизни приходится постоянно выполнять оценочные действия и использовать навыки устного счета, умение выполнять действия с натуральными числами. При изучении математики, большое внимание уделяется работе с числом, формированию вычислительных навыков. Но, к сожалению, решение текстовых задач, часто вызывает недостаток интереса у некоторых моих одноклассников. На сегодняшний
день, в практике решения школьной текстовой задачи, отсутствует краеведческий материал, который бы позволял познавать историю своего города средствами математики.
Повышение интереса к решению текстовых практических задач, на мой взгляд, можно достигнуть, составив задачи с использованием материалов краеведения о городе, в котором мы живем, на основе фактов о возникновении и развитии, географическом положении, истории г. Северодвинска. Учитывая вышеизложенное, мною была выдвинута
гипотеза: составление и решение авторских задач с использованием фактов по истории родного города, способствует формированию умения решать текстовые задачи.
Проблема - можно ли изучая математику, знакомиться с историей своей малой Родины, ее географическим положением и культурой?
Цель - изучение текстовых задач для установления взаимосвязи математики с практической жизнью человека, историей, географией, краеведением и другими учебными дисциплинами.
Предмет исследования - история г. Северодвинск в числах и цифрах.
Объект исследования - текстовые задачи, способствующие изучению истории, краеведения и других смежных дисциплин
Задачи исследования:
- собрать материалы и изучить литературу по данной теме;
- рассмотреть виды текстовых задач и правила их составления;
- разработать памятку для составления текстовых задач;
- изучить историю возникновения города Северодвинска, его внешний вид, географическое положение и перспективы развития;
- изучить сколько улиц и памятников архитектуры в городе, чем знамениты и в честь кого названы.
- составить банк текстовых задач с использованием исторических и географических сведений о городе Северодвинске
ГЛАВА 1 ЗАДАЧИ. ВИДЫ ЗАДАЧ
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА
Под задачей понимается некоторая ситуация, требующая исследования и решения человеком. Задачи, все объекты которых математические, называют математическими задачами [11].
Существует несколько классификаций видов задач в математике.
Классификация задач по содержанию: вычислительные задачи, задачи на доказательство, задачи на построение, комбинированные задачи. Особое место при изучении задач занимает такой вид, как текстовые задачи, которые можно подразделить на традиционные и нетрадиционные (проблемные). Традиционные текстовые задачи – это задачи на движение, работу, сплавы и смеси. Проблемные текстовые задачи – это и есть нестандартные задачи.
Классификация задач по функциям: дидактические, развивающие, познавательные и контролирующие задачи. Дидактические задачи опережающего характера могут быть и познавательными, и развивающими. Функции задач можно определить как глобально, так и локально. Вышеперечисленные функции являются глобальными. Локальные функции учитываются при подготовке к конкретному уроку. Дидактические задачи предусматривают и используют на этапе закрепления. Познавательные задачи несут в себе то, новое, что предусматривается в целях обучения на данном этапе. Развивающие задачи – это новые незнакомые проблемные задачи [11].
Классификация задач по обучающей роли в изучении школьного курса: задачи на усвоение, задачи на овладение математической символикой, задачи на обучение доказательству, задачи на формирование математических умений и навыков, задачи развивающего характера. Любую дидактическую или обучающую задачу можно преобразовать, усилив развивающую функцию, этого можно достичь различными путями: частичным изменением условия задач, рассмотрение ее частных или предельных случаев, постановкой дополнительных вопросов, решение задачи более рациональным способом.
В зависимости от числа известных ученику компонентов выделяют следующие виды задач: тренировочные упражнения (шаблонные задачи), в них известны и цель, и способ решения, и ответ. Шаблонные задачи – это учебные задачи, где известны цель и условие задачи; нестандартные задачи – в таких задачах известно только условие; задачи-проблемы – известна только цель. Данные задачи встречаются в быту и производстве, где четко определена только цель, необходимые условия пути и средства решения ученик должен определить самостоятельно [10].
1.2 ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАЧИ
Математические задачи, в которых есть хотя бы один объект, являющийся реальным предметом, принято называть текстовыми.
Текстовая задача представляет собой словесную модель ситуации, явлений, события, процесса. В текстовой задаче описывается не всё событие или явление, а лишь его количественные характеристики.
Основная особенность текстовых задач состоит в том, что в них не указывается прямо, какое именно действие должно быть выполнено для получения ответа на требование задачи [2].
В каждой задаче можно выделить:
- числовые значения величин, которые называются данными, или известными;
- систему зависимостей в неявной форме, взаимно связывающих искомое с данными и данные между собой (словесный материал, указывающий на характер связей между данными и искомыми);
- требование или вопрос, на который надо найти ответ.
Числовые значения величин и существующие между ними зависимости, т. е. количественные и качественные характеристики объектов задачи и отношений между ними, называют условием задачи. В задаче обычно не одно, а несколько условий, которые называют элементарными [10].
Требования могут быть сформулированы как в вопросительной, так и в повествовательной форме, их так же может быть несколько. Величину, значения которой требуется найти, называют искомой величиной, а числовые значения искомых величин - искомыми, или неизвестными.
Ответ на требование задачи получается в результате ее решения. Решить задачу в широком смысле этого слова - это значит раскрыть связи между данными, заданными условием задачи, и искомыми величинами, выполнить действия над данными задачи и получить ответ на требование задачи или доказать невозможность его выполнения.
В каждой текстовой задаче числовой материал должен соответствовать действительности, числовые значения величин данных и искомых должны быть реальными [11].
Положив в основание классификации ведущий вид деятельности, описанный в задаче, можно выделить такие группы задач: задачи на нахождение неизвестных по результатам действий, задачи на движение, задачи на работу, задачи на проценты, задачи на части, смеси и сплавы.
ГЛАВА 2 СОСТАВЛЕНИЕ АВТОРСКИХ ЗАДАЧ
Авторские задачи позволяют обратиться ко многим проблемам: принадлежности к региональной общности, любви и уважению к родному городу, чувству гордости за него. В ходе решения таких задач изучаются дополнительные сведения о развитии экономики города, военно-промышленного комплекса, его истории, о том, что город делает для подрастающего поколения.
План составления авторских задач:
1.Сбор фактических данных.
Каждую задачу необходимо сопроводить исторической справкой, содержащей цифровые данные (их можно искать в периодической печати, исторических справочниках, Интернете и др. источниках).
2. Процесс составления задачи.
Из исторической справки надо выбрать математическое содержание и тип задачи. Задача должна решаться средствами арифметики или с помощью уравнения и относиться к одной из следующих тем:
- действия с натуральными числами;
- единицы измерения длины, площади;
- нахождение числа по его части.
3. Формулировка условия задачи.
Надо, чтобы задача была интересной, понятной и звучала корректно с точки зрения как математики, так и краеведения.
Как работать над формулировкой задачи [2]:
а) выписать из исторической справки все числовые данные и установить зависимости между числами или выяснить, во сколько раз (на сколько) одно число отличается от другого;
б) составить условие задачи в виде схемы, сформулировать условие и вопрос задачи;
в) решить задачу выбранным методом или составить кроссворд с терминами по данной теме или получить ответ.
4.Правильное оформление задачи.
ГЛАВА 3 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ГЕОГРАФИЯ, ВНЕШНИЙ ОБЛИК, ПРОМЫШЛЕННОСТЬ СЕВЕРОДВИНСКА
Расположен г. Северодвинск на берегу Белого моря, в месте впадения в него одного из рукавов Северной Двины, возле Никольского устья, в 35 км к западу от Архангельска.
Город занимает выгодное географическое положение. Железнодорожный узел обеспечивает перевозку грузов во все регионы России, морской порт г. Северодвинска расположен на берегу Никольского рукава устья Северной Двины, имеющего прямой выход в Белое море. Морской порт работает круглый год, осуществляя приёмку и отправку грузов в любую точку мира [6]. .
Общая площадь г.Северодвинска в границах городской черты — 12 051 га. Леса преимущественно хвойные – сосна, ель. Реки: Северная Двина, Б. Кудьма, Ширшма, Камбалица (на о. Ягры), Солза.
Освоение этих мест началось с Николо-Карельского монастыря, который сейчас расположен на территории ОАО «ПО «Севмаш» и впервые упомянут в 1419 году, когда обитель была сожжена норвежцами. Следующие полвека он пребывал в запустении. В 1471 году в Белом море утонули сыновья Марфы Борецкой (известной также как Марфа-Посадница). Они были похоронены в Николо-Корельском монастыре, а Марфа повелела заново отстроить монастырь с церковью Святого Николая. В 1553—1584 годах здесь располагался уже первый русский торговый порт при Николо-Корельском монастыре, в иностранных источниках известный как Святой Николай («рейд Св. Николая»). 24 августа 1553 года в Никольский залив прибило штормом английский корабль «Эдуард Бонавентура» (англ. «Edward Bonaventura») под командованием Ричарда Ченслера. В составе эскпедиции Хью Уиллоби он искал северо-восточный путь в Китай. После этого впервые были установлены дипломатические отношения между Россией и Великобританией. В 1584 году после строительства города Архангельска, ставшего главным морским портом русского севера, Николо-Корельский монастырь потерял своё прежнее торговое значение [1, 6]. К 1917 году монастырь пребывал в сильном запустении, в нём жили всего 6 монахов и 1 послушник. В 1921 году монастырь был национализирован, некоторое время здесь располагалась колония для малолетних преступников «Коммунар», а в 1929 году в нём была образована сельхозкоммуна «Искра». Вновь интерес к этим землям вернулся лишь в 1936г, когда молодой Стране Советов для укрепления обороноспособности потребовался крупный завод на побережье одного из морей Северного Ледовитого океана. Будущий г. Северодвинск был основан в 1936 году как посёлок Судострой, в 1938 году получил статус города и имя Молотовск, где строился судостроительный завод № 402 (ОАО «ПО «Севмаш»»). В 1938 в г.Молотовске был создан Ягринский исправительно-трудовой лагерь (Ягринлаг). В 1957 году 12 сентября г. Молотовск был переименован в г. Северодвинск [5, 6]. В послевоенные годы город стремительно развивался. Численность населения резко возрастала, в основном за счёт приезжих молодых специалистов. Активно работали промышленные предприятия (всего за последние 30 лет в городе было построено около 130 атомных подводных лодок). После распада Советского Союза Северодвинску было присвоено звание Российского центра атомного подводного судостроения [3].
Северодвинск представлен следующими градообразующими оборонными предприятиями:
ОАО ПО «Северное машиностроительное предприятие» (бывший завод № 402, ПО «Севмашпредприятие», предприятие СМП), специализирующееся на сстроительстве главных атомоходов ВМФ РФ — атомных подводных лодок 4 поколения, ремонте и модернизации крупных надводных крейсерских кораблей ВМФ РФ и иностранных заказчиков, строительстве гражданских судов, строительстве морской техники для освоения шельфовых углеводородных месторождений [3].
ОАО «Центр судоремонта „Звёздочка“» (бывший завод № 893), специализирующийся на ремонте и модернизации атомных и крупных дизель-электрических подводных лодок, надводных кораблей и гражданских судов, массовой утилизации атомных подводных лодок [7].
АО «СПО «Арктика», специализирующееся на электромонтажных работах самого широкого профиля, наладке, испытаниях и ремонте сложной электронной техники, ремонте электрических машин и аппаратов, изготовлении различных электротехнических устройств промышленного и народно-хозяйственного назначения [3].
В Северодвинске успешно действует и развивается торговля и предприятия пищевой отрасли: хлебозавод, мясокомбинат, молокозавод, и др. Основными поставщиками электроэнергии и горячей воды для горожан и промышленных предприятий Северодвинска являются Северодвинская ТЭЦ-2 и ТЭЦ-2 . В городе действует 25 муниципальных общеобразовательных средних школ, 4 гимназии, один лицей Город насчитывает восемь Театров, ДК и учреждений культуры, четыре кинотеатра, один краеведческий музей, четыре музыкальных школы и школы искусств, четыре спортивных комплекса, восемь учреждений здравоохранения [3,5].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе написания проектной работы и изучения литературных источников, было рассмотрено понятие «задача», рассмотрены виды задач по различным признакам, выявлено определение текстовой задачи. Проведена классификация текстовых задач, и определены их виды. Рассмотрен вид задач, создаваемых учащимися, так называемые «авторские задачи». Авторские задачи позволяют обратиться ко многим проблемам: принадлежности к региональной общности, любви и уважению к родному городу, чувству гордости за него. В ходе решения таких задач можно получить дополнительные сведения о географическом расположении, истории возникновения и перспективах развития города, в том числе и экономических, о том, что город делает для подрастающего поколения.
Все это позволяет быть не только в роли ученика, но и в роли автора пусть даже одной единственной задачи, для которой необходимо найти сюжет и содержание, интересные, прежде всего самому ученику. Придумывая собственную задачу, удается глубже вникнуть в ее математическую суть, проанализировать и сравнить известные типы задач и пополнить свой математический опыт. После анализа литературы и изучения истории города, его географического положения, были составлены математические задачи, решая которые, можно не только сформировать навык решения текстовых задач, но также и познакомиться с историей города Северодвинска, его особенностями и географическим положением. Сформировать у каждого ученика гордость, за свой город – Центр атомного судостроения России.
Цели и задачи работы достигнуты полностью.
В перспективе планируется заинтересовать составлением исторических задач всех учащихся класса и совместно с одноклассниками дополнить разработанный нами сборник задач «Город Северодвинск в текстовых задачах».
ЛИТЕРАТУРА
1. Память в камне и бронзе: путеводитель по памятникам Северодвинска/ сост. М.А. Смирнова, С.Ф. Сабитова; Муниципальная библиотечная система, Детско-юношеская библиотека им. А.С. Пушкина (Северодвинск). – Северодвинск, 2008. – 63 с.
Балл Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. М.: Педагогика, 1990. 184 с.
[СМП в годы войны] // Они ковали Победу: в 2-х кН. Кн.2. – Северодвинск: ПО «Севмашпредприятие», 1995. – С.212-214.
Кочуров, Н. Шестьдесят лет Победы: юбилейные торжества в Северодвинске / Н. Кочуров, В. Тикус // Северный рабочий. – 2005. – 12 мая. С.1,12
История улиц – история города: Библиогр. Путеводитель/ Сост. С.В. Коник и др.; Ред. М.Л.Маслова; Предисл. А.Н.Бурлова; Муницип. Библ.система, б-ка им. Н.В.Гоголя (Северодвинск). – Северодвинск, 2004. – 87с.
Овсянкин Е.И. Кирилкин Иван Тарасович/ Е.И. Овсянкин// Поморская энциклопедия Т. 1: История Архангельского Севера. – Архангельск. – 2001 – С. 186.
Кирилкин И. Беломорский богатырь/ И. Кирилкин // Северодвинск. Испытание на прочность. – Северодвинск, 1998. – С. 103-173
Бурлов А. Улица первого строителя/ А.Бурлов// Вечерний Северодвинск. – 2002. – 3 окт. – С. 2.
[ Просянкин Г.Л.]// Корабелы “Звездочки”: Историко- краеведческий сборник. Cост. А.С. Бобрецов, В.Ф. Кологриев; Ред. А.А.Попов. – Северодвинск, 1994. – С. 39.
Фридман Л. М. Основы проблемологии / Серия: Проблемология. М: Синтег, 2001. 228 с.
11 Фридман Л.М. Как научиться решать задачи: Книга для учащихся старших классов средней школы. 3-е издание, доработанное. Авторы: Л.М. Фридман, Е.Н. Турецкий. (Москва: Издательство «Просвещение», 1989г). 192 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 БАНК ЗАДАЧ О СЕВЕРОДВИНСКЕ
История Северодвинска в задачах.
1. 1 апреля 1937 года Постановлением ВЦИК новый населенный пункт при судостроительном заводе Приморского района Северной области получил свой официальный статус и был отнесён к категории рабочих посёлков – поселок Судострой, 11 августа 1938 года Судострой получил статус города и имя Молотовск, в честь советского партийного деятеля Вячеслава Молотова, а в 1957 г в г. Северодвинск (назван в честь реки Северная Двина, в устье которой он основан). Сколько лет прошло с момента основания поселка и с момента переименования его в город?
2. Впервые театр в поселке Судострой был открыт в 1937 году на базе Архангельского театра рабочей молодёжи. Первым представлением театра был спектакль «Лжец» по пьесе Карло Гольдони., но 26 марта 1938 года здание театра пострадало от пожара. Тогда первостроители, в самые короткие сроки пообещали построить новый театр и выполнили свое обещание. И в срок 28 дней по улице Советской было построено новое здание театра. Когда было построено новое здание театра (число, месяц, год). Сколько лет Северодвинскому городскому театру драмы исполнилось в 2016 г?
3. В 1958 г в городе Северодвинске был построен Дворец культуры им. Ленинского Комсомола. В фундаменте здания замурована бутылка с запиской, в которой сообщается, что ДК заложен в день 40 - летия Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи - ВЛКСМ (основано 29 октября 1918 г). Сколько сейчас лет Дворцу культуры?
4. 22 апреля 1952 г в г. Северодвинске был открыт кинотеатр «Родина», а 29 июля 1965 г был открыт кинотеатр «Прибой». На сколько лет «Родина» старше «Прибоя». Сколько лет прошло с момента открытия кинотеатров?
5. В 1952 г на о. Ягры в г. Северодвинске был построен хлебозавод №1. Сколько лет заводу исполнилось в 2016 г?
6. Первый молокозавод в г. Северодвинске был построен в 1958 г. Сколько лет молокозаводу исполнилось в 2016 г?
7. 11. В 1942 г в поселке Судострой (ныне г. Северодвинск) появилась железная дорога. Сколько лет железной дороге, если сейчас 2016 г?
8. Численность больниц в 2016 г в г. Северодвинске составляет восемь. Это на пять больше, чем в 1941 году. Сколько больниц было в начале ВОВ?
9. В г. Молотовске в 1939 г был основан судостроительный завод № 402 (сейчас это АО «ПО «Севмаш» который , а в 1947 г завод №893 (ОАО «ЦС «Звездочка»). На сколько лет позже основали завод №893?
10. В 1939 г в г.Молотовске основан завод №402. Первый корабль Линкора С-102 сошел со стапель-палубы в этом же году. Сколько лет прошло с начала выпуска продукции до наших дней?
11. Первая подводная лодка на заводе №402 была спущена на воду 14 августа 1947 г (проект М-214), а первая атомная подводная лодка (АПЛ) спущена на воду в сентябре 1955 г (проект К-3 «Ленинский Комсомол») спущена на воду в сентябре 1955 г. Сколько лет прошло между созданием первой подводной лодки и АПЛ?
12. Рабочее население г. Молотовска принимало участие в ВОВ 1941-1945 г. На фронт ушло 14500 человек. Сколько лет тому назад население г. Молотовска приняло участие в ВОВ?
Внешний облик Северодвинска в задачах
От г. Северодвинска до областного центра – г. Архангельска 44 км, до г. Москвы 1278 км. Сколько метров от г. Архангельска до г. Москвы.
г. Северодвинск протянулся с севера на юг на территорию 12214 га. Его промышленные районы, где находятся оборонные заводы ОАО ПО «Севмаш», АО «СПО «Арктика», ОАО «ЦС «Звездочка» занимают 2658 га. Сколько га занимают жилые районы.
3. г. Северодвинск – центр атомного судостроения России. В городе есть судостроительные и судоремонтные заводы: АО «ПО «Севмаш», АО «ЦС «Звездочка», ОАО «СПО «Арктика», ОАО «Северный Рейд». Сколько сейчас оборонных заводов в городе?
4. В 1937 г на заседании оргкомитета Архгорсовета получили свое название первые улицы г. Северодвинска: ул.Железнодорожная, ул.Комсомольская, ул.Пионерская, ул.Советская, ул.Ломоносова, Беломорский проспект. А с 1960 г по 1990 г в городе появились следующие улицы: ул.Гагарина, площадь Егорова, площадь Корабелов, ул.Мира, проспект Победы, ул. Портовая, пл.Просянкина, ул.Ричарда Ченслера, ул.Советских космонавтов, бульвар Строителей, проспект Труда. В это же время, в городе появляются улицы, названные в честь первостроителей города: ул.Бойчука и ул.Кирилкина. Несколько улиц в городе носит название имен героев: ул.Героев Североморцев, ул. Коновалова, , ул.Торцева, ул.Трухинова, ул.Чеснокова, ул.Юдина. Также в городе несколько улиц исследователей арктики: ул.Георгия Седова, ул.капитана Воронина, Русановский переулок. И есть улицы, названные именами государственных деятелей: проспект Бутомы, ул.Дзержинского, ул.Лебедева, пр.Ленина, ул.Логинова, ул.Плюснина, ул.Серго Орджоникидзе.
Сколько всего улиц в городе? Сколько проспектов, бульваров, площадей в городе?
Сколько улиц появилось с 1960 г по 1990 г? На сколько больше стало улиц с 1937 г по сравнению с 2016 г ?
5. Численность населения г. Северодвинска в 1957 г составляла 286 932 человека, а в 2016 г составляет 186 172 человека. На сколько уменьшилась численность населения?
6. В 2015 г. МОУ СОШ №6 г. Северодвинска отметила свой 30 летний юбилей. Сколько лет школа будет отмечать в 2025 г?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ПАМЯТКА СОСТАВЛЕНИЯ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
1) Сбор фактических данных.
2) Процесс составления задачи. Из исторической справки надо выбрать математическое содержание и тип задачи.
3) Формулировка условия задачи.
Как работать над формулировкой задачи:
а) выписать из исторической справки все числовые данные и установить зависимости между числами или выяснить, во сколько раз (на сколько) одно число отличается от другого;
б) составить условие задачи в виде схемы, сформулировать условие и вопрос задачи;
в) решить задачу выбранным методом или составить кроссворд с терминами по данной теме или получить ответ, выполнив следующие действия…
4) Правильное оформление задачи.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ТЕСТ ПО ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ СЕВЕРОДВИНСКА
1.В каком году был основан поселок Судострой?
а) В 1937 году
б) В 1932 году
в) В 1947 году
2.В каком году поселок Судострой получил название города Молотовск ?
а) В 1936
б) В 1934
в) В 1938
3.В каком году г. Молотовск переименован в г. Северодвинск ?
а) В 1953 году
б) В 1960 году
в) В 1967 году
г) В 1957 году
4.Сколько лет г. Северодвинску исполнилось в 2016 г?
а) 79 лет
б) 75 лет
в) 90 лет
5.В каком году был построен первый театр в п. Судостой?
а) В 1950
б) В 1937
в) В 1958
г) В 1945
6. Какой первый спектакль был показан в театре п. Судострой?
а) Проказник
б) Лжец
в) Обманщик
7. В каком году был построен Дорец культуры им. Ленинского Комсомола в г. Северодвинске
а) В 1946г.
б) В 1957г.
в) В 1958г.
8.В каком году был построен хлебозавод №1 в г. Северодвинске?
а) В 1952
б) В 1949
в) В 1964
9.В каком году был построен молокозавод в г. Северодвинске?
а) В 1955
б) В 1958
в) В 1944
10. В каком году в городе Молотовске появилась железная дорога?
а) 1945
б) 1943
в) 1942
11. Сколько больниц в 2016 г имеется в городе Северодвинске?
а) 5
б) 7
в) 3
г) 8
12. В каком году в поселке Судострой был основан завод №402?
а) 1939
б) 1956
в) 1936
13. В каком году со стапеля завода № 402 была спущена на воду первая подводная лодка?
а) В 1946
б) В 1950
в) В 1947
14.Какова численность населения г. Северодвинска на начало 2016 год?
а) 186.172
б) 155.555
в) 200.000
15.В каком году МАУ СОШ №6 отметила свое 30-летие?
а) 2010 г
б) 2013 г
в) 2015 г
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 ДИАГРАММЫ ПО ДИАГНОСТИКЕ (ВВОДНАЯ, ПОВТОРНАЯ) ПРИ РЕШЕНИИ АВТОРСКИХ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 ДИАГРАММА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРИМЕНЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ С ИСТОРИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 СБОРНИК АВТОРСКИХ ЗАДАЧ
20