Статья на тему «Инклюзивное обучение как инновационный процесс в образовании на примере МАОУ "СОШ №21" г. Северодвинска (Архангельская область)»

4
0
Материал опубликован 30 March 2021

Инклюзивное обучение как инновационный процесс в образовании на примере МАОУ «СОШ №21» г. Северодвинска (Архангельская область)

Денисова Екатерина Анатольевна, студентка магистратуры

Северный Арктический Федеральный Университет им. М. В. Ломоносова


 

В статье рассмотрена инклюзивная практика в рамках общеобразовательной организации как инновационная деятельность

Ключевые слова: инклюзия, инновация, дети с ОВЗ


 

В соответствии с гуманистическими и демократическими мировыми стандартами, в настоящее время человечество движется к новой идеологической парадигме - объединенному обществу, включающему людей со своеобразным психофизическим развитием. Современная мировая тенденция - стремление к институционализации и социальной интеграции людей с ограниченными возможностями.

Путем ратификации основных международно-правовых документов, («Конвенция ООН о правах инвалидов», «Конвенция ООН о правах ребенка» и т. д.) Законодательство Российской Федерации в области образования обеспечивает гарантии равных прав на образование для инвалидов и инвалиды.

Анализ законодательной базы Российской Федерации показывает, что современный этап инновационного развития общества ознаменован формированием нового взгляда на образование и место человека в обществе.

Одной из форм обучения детей (лиц) с особыми образовательными потребностями является новая, но признанная во многих странах мира инклюзивная форма обучения, которая обеспечивает безусловное право каждого ребенка учиться в общеобразовательном учреждении на месте проживания с предоставлением всех необходимых условий для этого.

Инклюзивное образование - это термин, используемый для описания процесса обучения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательных учреждениях.

Инклюзивное образование, по словам А. А. Колупаева, предусматривает создание образовательной среды, которая отвечала бы потребностям и способностям каждого ребенка независимо от особенностей его психофизического развития [6].

Инклюзивность подразумевает, что дети с ограниченными возможностями имеют больше возможностей, как в социальном, так и в плане образования. Это не означает, что все дети должны быть собраны «в кучу», а наоборот, включение способствует тому, чтобы каждый студент чувствовал себя принятым, чтобы его способности и потребности были приняты во внимание и оценены. Инклюзия - это подход, который учитывает разнообразие учащихся, а учебный план и цели подбираются с учетом их способностей и потребностей.

Общим для всех определений инклюзивного образования являются следующие:

основой инклюзивного образования является подход, основанный на соблюдении права на образование для всех детей (детей с особыми образовательными потребностями, детей с ограниченными возможностями и т. д.);

восприятие индивидуальных различий учащихся как полезного ресурса, а не проблемы;

максимально значимое участие в учебном процессе, а не только физическое присутствие в классе или группе;

выявление и устранение барьеров (физическое, информационное и негативное отношение).

Инклюзивное образование в Российской Федерации находится на стадии реализации, и поэтому оно основано на идеологии, исключающей любую дискриминацию в отношении детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но в то же время создает особые условия для детей с особыми образовательными потребностями.

Внедрение инклюзивного образования требует создания соответствующей образовательной среды, оказания научно-методической поддержки и разработки учебных программ. Развитие инклюзивного образования является сложным, многогранным процессом, затрагивающим научный, методологический и административный ресурсы. Педагоги, принявшие идею включения, особенно остро нуждаются в помощи в организации педагогического процесса, создании механизма взаимодействия всех участников образовательного процесса, где ребенок является центральной фигурой.

В своей работе «Опыт внедрения инклюзивного образования в Европе» А.А. Колупаева отмечает, что анализ опыта обучения детей с психофизическими особенностями развития в Европе показывает, что в подавляющем большинстве из них инклюзивное образование является основной формой обучения людей. с ограниченными возможностями. Однако стоит отметить, что дети с особыми образовательными потребностями имеют возможность получать образование в специальных учебных заведениях и в учреждениях массового типа. В европейских странах действуют специальные учреждения, которые оказывают помощь детям с ограниченными возможностями, но они не являются сегментарными ячейками. Границы между специальным и общим образованием прозрачны, поскольку страны с демократической системой продвигают ценности гражданского общества, в основе которых лежат идеи равенства, терпимости и интеграции [5].

В России в настоящее время в обучении студентов с особыми образовательными потребностями используются три подхода:

- дифференцированный образование (обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, задержкой умственного развития в специальных (коррекционных) учреждений);

-интегрированное обучение в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях;

- инклюзивное образование, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются вместе с обычными детьми [3].

Чтобы устранить препятствия в получении образования, законно рассматривать интеграцию и включение в качестве двух этапов одного процесса, когда впервые обеспечивается присутствие, а затем обеспечивается полное вовлечение в систему образования. Прежде всего, необходимо сделать систему достаточно гибкой, чтобы она могла удовлетворить различные потребности людей.

Необходимо радикально изменить отношение к разнообразию человеческого общества и рассматривать особые образовательные потребности не как источник трудностей, а, наоборот, как определенный атрибут реальности, который следует воспринимать. Существование разных категорий учащихся, каждая из которых имеет свои образовательные потребности, должно быть определено как фундаментальный факт, на котором основана вся педагогика.

Инклюзивное образование является первым шагом к достижению конечной цели - созданию общества, которое позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития, в полной мере участвовать в жизни общества и вносить свой вклад.

Инклюзивное образование направлено на разработку инновационной методологии, ориентированной на детей и признающей, что все дети - это люди с разными потребностями в обучении. Если воспитание и образование станут более эффективными в результате изменений, внесенных инклюзивным образованием, это принесет пользу всем детям, а не только детям с особыми потребностями.

Инклюзивное образование, которое интенсивно входит в практику современного учебного заведения, ставит перед ним много сложных вопросов и новых задач. Зарубежная практика включения в образование имеет богатый опыт и законодательную консолидацию, а российский опыт только начинает формироваться и развиваться.

Для России инклюзивное образование - это педагогическая инновация, которая находится на стадии реализации и поэтому сопряжена с определенными трудностями.

Уже на ранних этапах развития инклюзивного образования остро стоит проблема недостаточной готовности учителей массовой школы (профессиональной, психологической и методической) к работе с детьми с особыми образовательными потребностями, отсутствует профессиональная компетентность учителей в работа в инклюзивной среде, наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов учителей.

Педагоги общего образования нуждаются в специализированной всесторонней помощи специалистов в области коррекционной педагогики, специальной и педагогической психологии, в понимании и реализации подходов к индивидуализации обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Обеспечение нужных и комфортных условий для обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных учреждениях, участие в трудовой деятельности граждан, относящихся к категории «инвалидов», является необходимой характеристикой демократического цивилизованного общества.

В МАОУ «СОШ №21» города Северодвинска история инклюзивного образования началась в 1996 году, когда впервые в Архангельской области в условиях массовой школы было организовано обучение детей с нарушением слуха.

На протяжении многих лет накоплен уникальный опыт по обучению детей с ОВЗ. Педагогический коллектив МБОУ «СОШ № 21», сочетая индивидуальное обучение, обучение в классах СКК, в массовых классах, используя воспитательный потенциал во внеурочной деятельности, смог добиться серьезных результатов в обучении детей с ОВЗ.

В школе особое внимание уделяется созданию и поддержке устойчивого позитивного школьного климата. Школьный климат – это качество школьной жизни. Создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и со сверстниками способствует успешному интегрированию детей с ОВЗ. Главным достижением внеурочной работы является то, что дети с ОВЗ участвуют во всех делах наравне и вместе со сверстниками, учатся общаться, приобретают опыт взаимодействия с «обычными» детьми.

Выпускники (дети с ОВЗ) наравне со всеми обучающимися успешно сдают выпускные экзамены, поступают в училища, техникумы, институты города, региона, страны. Большую помощь в обучении и воспитании детей с ОВЗ играют родители, которые участвуют во всех делах вместе с учащимися. Родители детей с ОВЗ входят на протяжении многих лет в состав управляющего совета, школьного родительского комитета. Благодаря их активной жизненной позиции многие проблемы успешно решаются.

С 2014 года школа стала ресурсным центром инклюзивного образования. Ресурсный центр инклюзивного образования - это центр коллективного пользования. По отношению к учреждениям, включенным в процесс инклюзивного образования, центр выступает в качестве лидера, связанного с другими учреждениями разнообразными связями и помогающего им повысить качество обучения. Создание ресурсного центра инклюзивного образования на базе образовательного учреждения позволит решать проблемы развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Также имеет место и социальная инклюзия. Учащиеся с ОВЗ принимают участие в общешкольных мероприятиях, это различные праздники, конкурсы, выставки, акции, соревнования и т.п.

Организовано участие детей в спартакиада для детей с ОВЗ в рамках федеральной программы «Интегрированное образование» (выезды на базы отдыха, соревнования по плаванию в бассейне САФУ, соревнования по боулингу, лыжные гонки).

У всех школьников есть возможность заниматься внеурочной занятостью (бассейн, рукоделие, художественная обработка древесины, берестоплетение, прикладное искусство, морское дело).

Вместе со всеми обучающимися, дети с ОВЗ принимают участие в муниципальных социально-педагогических программах «Волшебный свиток», «Свистать всех наверх!» и т.п.

Учащиеся школы, имеющие нарушения здоровья также принимают личное участие в областных и городских конкурсах, выставках: конкурс творчества среди детей с ОВЗ «Город у моря», выставка детского творчества «Творенье рук – души творенье», конкурс проектных работ «Я познаю мир», конкурс рефератов и исследовательских работ и т.п.

Администрацией школы осуществляется профессиональная подготовка и переподготовка учителей и других работников школы. Из 66 педагогических работников прошли обучение по инклюзивному образованию 36 человек (55%).

Говоря о материально техническом оснащении школы, нужно упомянуть приобретённые и установленные за последние годы средства, помогающие организовать обучение детей с ОВЗ, такие, как разнообразное интерактивное оборудование (в т.ч. активная акустическая система, ноутбуки (6 шт.) с программным обеспечением для установки конференц-связи, специализированный программно-технический комплекс, мобильный класс), логопедические дидактические материалы, речевые игры, тренажер «Дэльфа–142», комплекс компьютерных психодиагностических и развивающих методик Effection Studio «Психология в школе», сенсорное оборудование, оборудование для занятий адаптивной физкультурой.

Таким образом, инклюзивное образование может быть классифицировано как процессная инновация, так как оно ориентировано на повышение качества образования и обеспечение успешной социализации всех детей:

принимает и ценит разнообразие и обеспечивает доступность к образованию для всех обучающихся с использованием индивидуального подхода (для всех, в том числе – к ребенку с ограниченными возможностями здоровья);

обеспечивает процесс личностного развития, наряду с обучением и воспитанием всех (лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью нужна специальная психолого-педагогическая и медико-социальная помощь);

создает психологический комфорт всем: поддержку, а не давление, взаимопомощь, а не конкуренцию всех (дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в поддержке еще больше, чем их сверстники);

предоставляет психологическую безопасность: защищает всех детей от угроз их достоинству и самооценке, от психологического насилия и разочарования (ребенок с ограниченными возможностями здоровья максимально уязвим);

максимально использует способы укрепления и сохранения здоровья всех детей (возможности здоровья детей с ОВЗ ограничены и их необходимо усиливать).

Список литературы

1. Алехина С. В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование. - 2014. - № 1. - С. 5-16.

2. Богданова Е. В. Этика общения с людьми с ограничениями здоровья как составляющая инклюзивной культуры // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. - 2015. - № 3, Т. 21. - С. 158-160

3. Гладкая В. В. Модель психолого-педагогического сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития в учреждении общего среднего образования // Образование и воспитание. - 2016.- № 10. - С. 71-78.

4. Калинина А. А. Проблема формирования готовности студентов к инклюзивному образованию в школе // Образование и общество. - 2016. - № 3. - С. 57-59.

5. Козырева О. А. Теоретико-методологические подходы к разработке концепции инклюзивного образования // Alma mater. - 2015. - № 8. - С. 2-15.

6. Лапин Н. И. Теория и практика инноватики. - М.: Университетская книга; Логос, 2012. – 328 с.

7. Принципы инклюзивной культуры в работе с молодежью: сравнительный анализ молодежной политики Российской Федерации и Республики Беларусь: коллективная монография / научн. ред. В. Н. Ярская, ред. А. В. Ручин. - Саратов: Изд. СГТУ, 2016. - 132 с.

8. Рябова Н. В., Карпунина О. И. Подготовка педагогов для инклюзивного образования // Высшее образование в России. - 2016. - № 10. - С. 119-123.

9. Ряписова А. Г., Чепель Т. Л. Теория и практика инклюзивного образования: инновационный региональный проект: учебно-методическое пособие: в 3 ч. Ч. 2. - Новосибирск: НГПУ, 2013.


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.