Научно-исследовательская работа «История проектирования внутренней пространственной среды школ в России»

0
0
Материал опубликован 6 September 2018

История проектирования внутренней пространственной среды школ в России

Зарубежный опыт проектирования внутренней пространственной среды школ

Изменения в системе образования, которые происходили в Европейских странах после 1945 года, не на много отличались от общего педагогического контекста в мире. В 1945-х годах, «железный занавес» был труднопроницаем, между западными странами и СССР совершался вуалированный перенос педагогических задумок и опыта. Совершенствование образования в СССР и Западной Европе, при огромных различиях в политических условиях, практически одновременно происходили похожие этапы становления педагогической системы. Существенные перемены в странах начинались во время Второй мировой войны. Но в СССР и в остальных странах «второго мира» отдельные значимые реформы не получили дальнейшего развития [29 с.51].

Непременность ревизии архитектурных решений массовых типовых застроек культурно-бытового обслуживания в послевоенные годы стала необходима. Ущерб, который был причинен войной, достаточно быстро был возмещен. С 1946—1950 гг. в России было возведено около школ на 240 000 мест, детских учреждений на 101,800 мест.

В послевоенное время в архитектурную составляющую новых школ и детских учреждений были добавлены новые помещения. Веранды и музыкальные залы, спортзалы и т.д. С конца 40-х годов в школьных заведениях началось проектирование учебных мастерских, с начала 50-х годов в крупных образовательных учреждениях начинают появляться актовые залы. В 1946-1950 гг. больше всего было школ на пять этажей. В Москве самые распространенные пятиэтажные школы были из кирпича и из больших блоков [34].

Здания школ были мастерски выполнены, имели ряд достоинств, но присутствовали штампы развития композиционных приемов, которые противоречили целесообразности, не были удобны для учащихся школы. Дети хотели бы видеть яркие цвета и интересные образы в учебных помещениях [14; с.30].

Новейшая направленность в создании современных проектов школ – создание непринужденной атмосферы, в которой немного стирается дистанция между учителем и детьми, а также налаживаться связь школьников друг с другом. Интегративный подход к развитию творческих способностей обусловлен тем, что возможен перевод образов одного вида искусства, в образы другого вида, например, изобразительного[23].

Удачное зонирование использовано в школе Thomas L. Wells Public School в маленьком городке возле Торонто. Школьное здание спроектированно небольшой архитектурной фирмой Baird Sampson Neuert Architects (рис.6). Школьное здание включает в себя два паралельных блока (рис.7). Первый – общественный, включающий в себя в себя спортивный комплекс, столовую, офисные и административные помещения. Этот блок выходит на центральную улицу пришкольной территории и работает автономно от главного здания. Второй блок – учебный, полностью обращен во двор. Третий блок изогнут посередине, подобной формой создавая обращенные к зеленым насаждениям и свету дворики (рис.8). Два блока соединяются переходом с крупной библиотекой с панорамными окнами (рис.9).

Зарубежные школы в строительстве используют такие материалы, как: неоштукатуренный кирпич, природные материалы[24; с.45].

Многие школьные здания проектируются таким образом, чтобы у детей была возможность свободно организовывать свою деятельность. Поэтому архитекторы стали проектировать здания из модулей и блоков, чтобы у учащихся появилась возможность менять занятия[34].

За рубежом огромную роль в проектировании пришкольного участка играет озеленение и благоустройство территории. Ярким примером можно считать школу Sidwell Fiends School в Вашингтоне США (рис.10). Здание находится на маленьком участке с активным рельефом (рис.11). В проектировании здания этой школы использованы методы «экологической» архитектуры. В нее включены системы энергосбережения, системы отражения света. Такие системы, помимо их прямого назначения, являются и учебным пособием для детей(рис.12).

Зарубежные школы сильно отличаются от Российских школ разнообразием архитектурно-планировочных решений. Важную роль в этом играет отсутствие ряда норм, как и санитарных, противопожарных, так и регламентирующих творчество архитекторов[8; с.20]

Финские, шведские образовательные учереждения отличаются строжайшей архитектурой, которая соответствует нормам по энергосбережению. «Южные» школы отличаются очень светлыми помещениями, преобладают панорамные окна практически во всех помещениях [33].

Зарубежные школы уделяют огромное внимание спортивному развитию учащихся. Поэтому во всех учебных заведениях присутствуют крытые спортивные залы, а на пришкольных территориях присутствуют множество площадок для различных видов спорта. [14; с.10].

В последнее десятилетие в формировании школьных комплексов появилась тенденция к постройке крупных образовательных комплексов, которые состоят из учебно-воспитательных учреждений различных ступеней обучения: детский сад, начальная школа, средняя школа. Такой комплекс располагается на одном участке, а так же у преподавателей и у школьников есть возможность проживания на участке школьного заведения.  [29 с.74].

1.3.Общее понятие архитектуры современных школ.

Количество школьников с каждым годом увеличивается, по данным статистики. В связи с этим в стране происходит массовое строительство школ, и появляется вопрос архитектурного решения новых школьных зданий[21;с.3].

Эксперты предполагают, что новый вид архитектуры школьных зданий может способствовать изменению типового представления об образовании, благодаря этому получить гибкую систему обучения, которая будет помогать каждому ребенку раскрывать индивидуальность.

Советская практика по вопросу размещения школьных зданий по кварталам и микрорайонам измениться не может. Школьное здание, спроектированное, опираясь на новые принципы, имеет большую эффективность.

1.4. Роль предметно – пространственной среды школьного учреждения в развитии ребенка

Детство – это тот период, когда у ребенка происходит интенсивное биологическое, психическое и социальное становление. Для полного становления ребенка как личности, ему нужно развиваться во всех областях: игровой, учебно-познавательной, художественно-творческой. Поэтому нужно организовывать предметно-пространственную среду, создавая обстановку, в которой учащийся будет чувствовать себя спокойно.

В педагогике термин «развивающая среда» включает в себя «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых» [1; с.12]

Интерьер школы формирует должное отношение к базовым ценностям. В организации предметно-пространственной среды общеобразовательного учреждения особое внимание должно быть уделено цветовому решению отделочных материалов. Важно учитывать психологию детей, и влияние цвета на настроение и учебную деятельность детей [6; с.12].

У современных архитекторов, при проектировании школьных зданий положена задача создавать ощущение яркого, интересного для детей интерьера, который будет отвечать современным требованиям, который будет способствовать развитию творческих способностей у детей.

Художественное оформление интерьера образовательной среды оказывает значительное влияние на отношение к учебной деятельности, а так же на формирование эмоционального отклика на произведения искусства. Отношение к искусству у учащихся не возникает стихийно, а возникает в зависимости от среды, в которой растёт и формируется личность ребёнка. Роль художественного оформления образовательной среды огромна, и её трудно переоценить.

Оформление внутреннего пространства образовательного учреждения способствует формированию художественной культуры у школьников не только средствами искусства, но прежде всего эстетическим преобразованным предметного мира. Таким образом, организация предметной среды в общеобразовательной школе является важнейшим условием развития художественной культуры у детей.

1.5. Особенности формирования предметно – пространственной среды общеобразовательных учреждений

Слово «школа» происходит от древнегреческого «схоле», что значит досуг, праздность. Отличаются Финские школы, которые еще в 1970-х годах отошли от индустриальной эпохи, стала появляться более свободная форма обучения, у детей появилась самостоятельность. (рис.16) Все изменения, произошедшие в школьной системе сказались и на архитектуре. Планировка стала более свободной и интересной по наборам конфигурации. (рис.17) Светлые классы, различные поэтажные планы, стеклянные перегородки. (рис.18) Холл соединяет первый и второй этаж винтовой лестницей и является центральным пространством школы. (рис.19)«Визуальная проницаемость» является одним из основных отличий Финских школ от остальных. Учитель всегда видит, что происходит в классе, даже если выходит в коридор. Используются стеклянные двери, перегородки, что позволяет преподавателям контролировать процесс, а так же окна во всю высоту стены. (рис.20) Марк Сартан предполагает, что некоторые приемы предметно-пространственного дизайна финских школ вполне могут быть использованы и в русских школах. Архитектор считает, что возможно сделать помещения наиболее разнообразными по назначению: «Вероятно, имеет смысл изменить им назначение, перенеся нынешние функции в общие офисные зоны, и использовать их для индивидуальной, групповой, какой-то специализированной работы». Вне кабинетов возможно активное использование цвета, в СанПиНе нет запретов на подобные эксперименты. [15;с.2]. Прозрачность, возможно реализовать с помощью армированного стекла и прозрачных перегородок. (рис.21) Замена штор на жалюзи так же обеспечивают зрительное увеличение пространства за счёт света. Еще одна отличительная черта финских школ – подиумы различной формы, высоты, а так же балконы, галереи. В российских школах создание подобных сложных конфигураций не возможно по СанПиНам.

В нашей стране начинается создание и строительство новых школ, более европеизированное. [30]. Например, построенная в 2015 году школа «Абсолют» в деревне Райсеменовское Серпуховского района Московской области – коррекционное учреждение для детей с ограниченными возможностями. Здание получилось яркое, благодаря рельефу местности объект получился сложный.(рис. 22) Много цвета в интерьере, просторные, светлые рекреации, витражное остекление, безбарьерная среда (рис. 23)

Не отличается по яркости и необычности школа в городе Пушкино, Московская область(рис.24) [37]. Инновационные материалы в интерьере и экстерьере соответствуют строгим стандартам. Яркий, современный фасад, обилие «воздуха» в пространстве, достигнутое прозрачными перегородками, окнами во всю высоту стен.(рис.25)

Дети очень зависимы от наглядной ситуации, поэтому предметно-пространственная среда должна быть эстетичной(рис.26). Гибкое зонирование школьных помещений позволяет детям заниматься различными видами деятельности, не мешая друг другу (рис.27)

Освещение играет огромную роль в школьных помещениях, так как оно влияет на психологический климат, а следствием и на работоспособность ребенка. Хорошее дневное освещение и достаточное количество солнца создают комфорт и уют(рис.28).

При учете всех перечисленных правил, окружающая среда становится развивающей для ребенка.

Территория общеобразовательной организации должна быть ограждена и озеленена[18;с.3]. Отсутствие ограждения территории допускается только со стороны стен здания, непосредственно прилегающих к проезжей части улицы или пешеходному тротуару. [19;с.3]. Озеленение деревьями и кустарниками проводится с учетом климатических условий. Территорию необходимо озеленять из расчета 50% общей площади участка. На пришкольной территории общеобразовательной школы можно выделить следующие зоны: зона отдыха, физкультурно-спортивная и хозяйственная. Также возможно выделение учебно-опытной зоны.  (рис. 29) У спортивно-игровых площадок должно быть, у футбольного поля - травяной покров[21;с.4]. Синтетические и полимерные покрытия обязаны быть морозоустойчивы, иметь водостоки и должны быть изготовлены из материалов, которые безопасными для здоровья детей. (рис.30) В настоящее время обустройству пришкольной территории уделяется значительное внимание. Каждый год среди школ при активном участии школьников проводятся различные конкурсы на лучший пришкольный участок. В общеобразовательных учреждениях становится популярным создание экологических проектов среди старшеклассников с дальнейшей их реализацией на практике. Все это говорит о возрождении интереса к внешнему виду территории современных школ, а так же к решению ряда экологических и эстетических проблем[31]. Озеленение территории школы, в соответствии с общей стилистикой школы, создает благоприятную эстетическую и экологическую среду вокруг школьного здания. Входная зона является визитной карточной любого образовательного учреждения, поэтому главный вход должен быть особенно декоративным, украшенный цветниками, группами растений, крупными деревьями и кустарниками, которые будут создавать естественную ажурную тень, подавляющую воздействие солнечных лучей. Несколько зон для отдыха детей после уроков должны включать в себя скамейки, урны, декоративные объекты (скульптуры, фонтаны, инвентарь детской площадки). Детские площадки должны быть защищены от прямых солнечных лучей, что достигается размещением игровых комплексов под деревьями с крупной кроной. Зеленые насаждения рекомендуется использовать и возле спортивных площадок, для создания тени для игроков и зрителей. На пришкольной территории должна преобладать полутень. Хвойные растения лучше всего высаживать у главного входа и на внешнем дворике школьной территории, так как они имеют декоративный вид на протяжении всего года и обладают антимикробными свойствами. [10; с.92]

1. Марк Сартан – директор по рекламе ИД «Первое сентября», главный редактор газеты искусство, руководитель проекта «Умная школа».

2. По 3.1. III. Требования к территории общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.4.2.2821-10
"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях"

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.