Научно-исследовательская работа «Технология "равный-равному" в образовательной среде»
Васильева Валентина Владимировна
Руководитель научно исследовательского проекта
«Использование активной молодежью технологии «Равный - равному»
в образовательной среде, направленной на профилактику асоциального поведения несовершеннолетних учащихся»
опытно – практического характера
Алферов Роман Романович
Автор научно исследовательского проекта
«Использование активной молодежью технологии «Равный - равному»
в образовательной среде, направленной на профилактику асоциального поведения несовершеннолетних учащихся»
опытно – практического характера
Руководитель молодёжного социального проекта
«Правильные ценности – счастливое будущее»
Кисловская Виктория Евгеньевна
Автор научно исследовательского проекта
«Использование активной молодежью технологии «Равный - равному»
в образовательной среде, направленной на профилактику асоциального поведения несовершеннолетних учащихся»
опытно – практического характера
Руководитель молодёжного социального проекта
«Правильные ценности – счастливое будущие»,
Студент СПБГБПОУ
«Педагогический колледж№8»
Использование активной молодежью технологии «Равный - равному» в образовательной среде, направленной на профилактику асоциального поведения несовершеннолетних учащихся»
опытно – практического характера
Аннотация: В данной статье собран практический опыт создания и внедрения в образовательную среду МБОУ «Кировская СОШ № 2» молодежного социального проекта «Правильные ценности – счастливое будущее», реализация которого основана на использовании методов и приемов технологии «Равный - равному» в области профилактики асоциального поведения несовершеннолетних учащихся активной молодежью.
Современные общество, имея много возможностей, стремительно развивается, но наряду со стремительным развитием в обществе появляются и множество проблем социально – психологического характера. В условиях интенсивного развития современного общества возрастают поведенческие нарушения, связанные с рядом неблагоприятных событий в период несовершеннолетия человека.
Современный несовершеннолетний подросток живёт в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Его личность формируется не сама по себе, а в окружающей его среде. Несовершеннолетний человек получает сведения о многих проблемах и тенденциях окружающего мира из доступной среды интернета, из общения со сверстниками, где свободно можно окунуться в молодой преступный мир, получить информацию о неизлечимых заболеваниях (ВИЧ), активности употребления и распространения психоактивных веществ.
Восприятие данной информации, идентификация себя с той или иной молодежной субкультурой может повлечь за собой рад проблем и особенностей социализации подростка. С помощью идентификации несовершеннолетний старается подражать поведению более близкой по духу молодежной субкультуре. Это нередко диктует его асоциальное поведение, под которыми понимают поступки или действия являющиеся показателем несоответствия принятым в данном социуме нормам.
Проблема асоциального поведения многоаспектна, она изучается специалистами разных областей науки. На протяжении многих лет проблема асоциального поведения несовершеннолетних притягивала к себе внимание ученых, ищущих ответы на вопросы о природе и проявлении этого феномена. В Западной Европе вопросами о причинах и условиях, способствующих проявлению асоциального поведения, занимались такие авторы как Э. Торндайк и Б. Скиннер. Они утверждали, что социальные факторы, обусловленные социально – культурными и экономическими условиями играют значимую роль в проявлении асоциального поведения у несовершеннолетних. В Российских научных кругах изучением вопросов асоциального поведения, активно занимались В.М. Бехтерев, П.П. Бронский, Л.С. Выгодский, П.Ф. Каптерев, А.П. Нечает, чуть позже М.А. Алемаскин, И.П. Башкатов, С.А. Беличева, Е.М. Данилин, Н.Н. Верцинская.
Наряду с изучением проблемы асоциального поведения несовершеннолетних в научных кругах современного общества заинтересованы и в разработке эффективных способов воздействия на асоциальное поведение, его профилактику и коррекцию. Одним из таких способов является технология «Равный – равному». Технология «Равный - равному», ведущая роль в разработке и адаптации, которой на международном и российском уровне принадлежит Фонду ООН в области народонаселения (ЮНФПА), Международной сети Y-PEER и Российскому представительству сети Y-PEER (сеть «Равный – равному»), используется в разных сферах, при работе с разными возрастными группами.[10] Целевой аудиторией для реализации технологии «равный - равному» могут выступать несовершеннолетние учащиеся школ в области профилактики асоциального поведения и пропагандирования здорового образа жизни.
Наш научно исследовательский проект это попытка показать эффективность использования активной молодежью технологии «Равный - равному» в образовательной среде (школе) при профилактике асоциального поведения несовершеннолетних учащихся.
В связи с вышесказанным мы определили объект и предмет исследования.
Объект: асоциальное поведение несовершеннолетних учащихся.
Предмет: технология «Равный – равному» направленная на профилактику асоциального поведения несовершеннолетних учащихся в образовательной среде.
Целью исследования является внедрение активной молодежью технологии «Равный – равному» направленной на профилактику асоциального поведения несовершеннолетних учащихся.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
Проанализировать существующие в отечественной и зарубежной науке теоретические подходы к исследованию проблемы асоциального поведения.
Выявить причины и особенности проявления асоциального поведения у несовершеннолетних учащихся.
Определить содержание деятельности активной молодежи по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних учащихся с использованием технологии «Равный – равному».
Провести диагностику уровней асоциального поведения несовершеннолетних учащихся.
Организовать проект «Правильные ценности – счастливое будущее» с применением методов и приемов технологии «Равный - равному».
Проанализировать результаты реализации проекта «Правильные ценности – счастливое будущее» направленного на профилактику асоциального поведения несовершеннолетних учащихся.
Традиционно профилактика любого явления рассматривается как его недопущение, «противодействие». При таком подходе сам термин несет в себе негативный контекст, конфликтность, скрытую агрессию.[2]
В зависимости от того, на кого направлена профилактическая работа, то есть, кто является объектом ее влияния, выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику:
Первичная профилактика – комплекс социальных, просветительских и медико-психологических мероприятий, направленных на формирование навыков здорового образа жизни и предупреждение возможных негативных действий относительно своего организма (предупреждение употребления наркотических веществ и опасного полового поведения).
Существуют разнообразные подходы к организации первичной профилактической работы с подростками. Обычно называют семь основных подходов (на практике используются разные их сочетания): предоставление информации, эмоциональная учеба, апелляция к ценностям и знаниям, воспитанию противодействия, предоставления альтернативы, влияние социальной среды и одногодков, укрепления здоровья. На современном этапе развития профилактической работы одним из самых перспективных есть подход уменьшения факторов риска и усиления факторов защиты, например используя технологию «Равный - равному». [2]
Технология «Равный - равному» — это совокупность методов и приемов воздействия, основанных на привлечении представителей «равных» к решению проблем целевой группы.
Критерии технологии «Равный-равному»:
значимое участие «равных» на всех этапах реализации программы.
вовлечение значимого окружения;
сотрудничество молодежи и взрослых;
учет потребностей целевой группы;
гендерный подход в планировании и реализации программы;
планирование и реализация программы с учетом культурных особенностей целевой группы;
планирование и реализация программы с учетом сексуальных особенностей. Планирование и реализация программы с учетом возрастных особенностей;
применение научных методик, доказавших свою эффективность.[3]
Технология «Равный – равному» - работа по подготовке педагогов-тренеров для организации и проведения обучения подростков; обучение подростков с целью обеспечения их достоверной информацией и опровержения распространенных ошибочных взглядов, стереотипов; подготовка подростков-инструкторов из числа тех подростков, которые прошли обучение, к просветительской деятельности в среде ровесников; организационное и методический сопровождение педагогами-инструкторами занятий, акций.
Преподаватели по принципу «Равный-равному» («равные преподаватели», peereducators) – это люди из числа представителей целевой группы (“равный”), мотивированные на работу с данной целевой группой и обладающие необходимыми знаниями, умениями и навыками профилактической работы с этой целевой группой. [3]
Педагог-тренер – лицо, которое является носителем знаний и ценностей здорового образа жизни, привлекательных для одногодок, которые они желают наследовать.[3]
Наша работа по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних учащихся была организована следующим образом:
Определить причины и особенности асоциального поведения несовершеннолетних учащихся.
Разработать и апробировать проект с применением методов и приемов технологии «Равный - равному» направленный на профилактику асоциального поведения несовершеннолетних учащихся.
Проанализировать результаты работы.
Время проведения проекта |
Этап проекта |
Описание этапов |
Участники проекта |
Январь 2016 . |
подготовительный |
разработка программы для участников проекта, договоренность с общественными организациями о помощи в реализации проекта на базе школы, создание и реализация сметы по проекту, договорённость со школой о сроках проведения, проведение анонимного анкетирования |
- Учащиеся 5-8 классов МБОУ «Кировская СОШ№2» - Тренерский состав проекта - Общественные организации в сфере поддержки молодёжных инициатив |
Январь - сентябрь 2016 г. |
практический |
проведение комплекса мероприятий для участников проекта |
- Учащиеся 5-8 классов МБОУ «Кировская СОШ№2» - Тренерский состав проекта - Администрация и педагогический коллективМБОУ «Кировская СОШ№2» |
Октябрь 2016 г. |
заключительный |
проведение итогового анкетирования у всей аудитории проекта, составление конечного отчёта о реализации проекта на базе МБОУ "Кировская СОШ№2", сбор обратной связи от учащихся и администрации школы, создание отчётного видеоролика, показывающего деятельность активной молодёжи в рамках реализации проекта. |
- Учащиеся 5-8 классов МБОУ «Кировская СОШ№2» - Тренерский состав проекта - Администрация и педагогический коллективМБОУ «Кировская СОШ№2» |
На основании трудов Балцевич В.А [4], Беличева С.А[5], А.И. Бурова[6], Богомолова Л.В[7], Гаврилова Г.П.[8] , Бирженюк Г.М[9] нами были выделены причины и особенности асоциального поведения, которые являются показателем к изучению проявления такого поведения среди несовершеннолетних учащихся.
Ознакомившись с методической литературой и результатами добровольческих организаций было принято решение - создать социальный молодёжный проект, направленный на популяризацию здорового образа жизни и профилактики асоциального поведения среди несовершеннолетних учащихся школы, например:
1) интернет-зависимость в подростковой среде;
2) употребление психоактивных веществ среди несовершеннолетних граждан;
3) конфликты между подростками;
4) проблема выбора правильных ценностей,
и проведено итоговое анкетирование со всей аудитории проекта, представлен конечный результат о реализации проекта на базе МБОУ "Кировская СОШ № 2", сбор обратной связи от учащихся и администрации школы, создание отчётного видеоролика, показывающего деятельность активной молодёжи в рамках реализации проекта.
Название проекта: «Правильные ценности – счастливое будущее».
Консультанты проекта: руководитель Центра развития добровольчества и поддержки молодёжных инициатив СПБ ГБУ ДМ «ФОРПОСТ», Полянский Владимир Сергеевич, начальник отдела поддержки волонтерского движения службы профилактики наркозависимости СПб ГБУ "ГЦСП "КОНТАКТ", Панфилов Глеб Роальдович; руководитель работы Васильева Валентина Владимировна.
Руководители проекта: студенты СПб ГБПОУ «Педагогический колледж №8» Алферов Роман Романович, Кисловская Виктория Евгеньевна.
Образовательная область: внеурочная деятельность.
Состав проектной группы:учащиеся 5 – 11 классов МБОУ «Кировская СОШ № 2» г. Кировск.
Тип проекта: практико – ориентированный, групповой, длительный.
Цель проекта: Создания и реализация комплекса мероприятий, направленных на профилактику асоциального поведения (интернет-зависимость и употребления психоактивных веществ) и пропаганда здорового образа жизни, а также духовно-нравственных ценностей.
Как у любого социального проекта, есть планируемый конечный результат:
Проявление интереса среди учащихся Кировской Средней школы № 2 , администрации школы и педагогического коллектива к актуальным на сегодняшний день проблемам асоциального поведения молодёжи.
Информирование молодёжи города Кировска о социально-значимых на сегодняшний день проблемах
Нахождение альтернативных решений глазами молодёжи на проблемы связанные с профилактикой асоциального поведения несовершеннолетних
Более 450 участников проекта прошли тренинги по профилактической программе
Более 450 участников прошли анонимное анкетирование по темам: интернет и ты; конфликтность между людьми.
Предполагаемые продукты: технология «Равный-равному» (метод проведения тренинга); анонимное анкетирование; просмотр видеоролика с обсуждением; конкурс сочинений.
Актуальность проекта: Проблема развития и роста в современном обществе асоциального поведения среди несовершеннолетних учащихся стоит достаточно остро. Часто приходиться наблюдать, как многие из нас не хотят замечать несовершеннолетних учащихся относящихся к числу асоциальных. Более того, мы можем столкнуться и с ситуацией, когда такие учащиеся испытывают гордость за свое поведение, радость от причиняемой боли другим, при этом стремятся снять данное поведение на мобильные телефоны, показать свою значимость в глазах сверстников. Асоциальное поведение среди несовершеннолетних учащихся последнее десятилетие бьет все рекорды и вызывает значительную тревогу у взрослых, а способность найти альтернативную форму поведения становиться дефицитным умением у ребят. Из этого следует, что теряются нравственные ориентиры, что взрослые не смогли вовремя остановить развитие такого поведения и показать альтернативу.
И это ставит достаточно острую проблему профилактики асоциального поведения, ориентируя и образование, и общество на воспитание в человеке способность к конструктивному изменению своей жизни, имеющей положительную установку на другого несущего ответственность за свои совершаемые поступки, стиль жизни, который будет созвучен стилям гуманистического общества.
Таблица № 1 «Работы проекта».
Этапы работы в рамках проекта |
Методы и приемы технологии «Равный - равному» используемые в проекте |
Деятельность руководителей проекта |
Деятельность учащихся |
подготови- тельный |
Создание лекций с упражнения, взятыми из тренинга с использованием технологии «Равный – равному» |
-Выбор и подготовка аудитории участников проекта -Подготовка сценарного плана по проведению программы проекта -Подготовка технического оснащения и помещения в рамках проекта -Проведение анонимного анкетирования среди участников проекта |
С помощью вводных анкет, подготовить себя морально к проведению дальнейших мероприятий по плану проекта |
основная часть |
Реализация программы на базе МБОУ «Кировска\ СОШ№2» |
-Проведения лекций с элементами тренинговых упражнений по темам проекта: конфликтность между подростками; употребление ПАВ; интернет-зависимость -Поведения конкурса сочинений на тему «Мои ценности – это…» -Показ видеоролика на тему, касающуюся профилактики асоциального поведения молодёжи. |
Подготовка участников проекта к тренингу. Подготовка работ к конкурсу сочинений Обсуждение просмотренного видеоролика |
заключи- тельный |
Закрепление полученного материал, используя дискуссию с технологией «Равный-равному» |
-Создание единой отчётной анкеты для участников проекта -Получение отзывов от учащихся, администрации города Кировск и педагогического коллектива МБОУ «Кировской СОШ № 2» отчётной документации о деятельности проекта. -Обсуждение итоговых вопросов по работе проекта -Работа с итоговыми анкетами -Награждение участников проекта за конкурс сочинений и работу в рамках проекта. -Создание итогового отчёта о работе проекта, как руководителей, так и общественных организаций-партнёров. -Освящение работы в СМИ города Кировска |
Создание положительных отзывов в рамках социального проекта. |
Методики, которые мы использовали при работе с активной молодежью немаловажные, первая – дискуссия с молодёжью с использованием технологии «Равный - равному», где в открытой форме любой из участков проекта мог свободно высказать свою точку зрения по приятным и нет моментам. Второй метод исследования – это анкетирование. Он состоял из вопросов, по которым можно сделать вывод о работе данного проекта в целом. Ниже будут приведены диаграммы с ответами на данные вопросы.
Во время следующего этапа реализации проектной работы огромное значение было уделено проведению диалога с учащимися. Имея навыки в составлении тренингов и программ по различным темам, были введены дискуссии с учащимся с использованием технологии «Равный-равному», как одну из основных форм работы в ходе проекта. Данный метод дал положительные результаты. По подсчётам в данном методе приняли участие более 330 учащихся средних классов ОУ. Это метод, на наш взгляд, является лидирующем в практической работе.
В конкурсе сочинений принимали участие учащиеся 5-8 классов. По итогам данного конкурса было выделено 18 победителей. Цель данного конкурса: активизация личного участия учащихся ОУ в пропаганде духовно-значимых ценностей через творческий подход. Участники проекта подходили к написанию сочинений с ответственностью, поэтому жюри конкурса было трудно выбрать лучшие работы.
После просмотра видеоролика в рамках шло обсуждение с учащимися темы конфликтов и различных негативных ситуаций на примере сюжета анимационного короткометражного мультфильма. Хотелось бы заметить, что такая форма работы, как «молодёжь для молодёжи» актуальная на сегодняшний день несёт в себе положительную динамику, как для школы в целом, так и для инициативной группы, проводящей данную социальную работу.
В завершении нашей практической части мы собирали мнение участников данного проекта (учителя, ученики, инициативная группа проекта), как показатель эффективности реализованной комплексной работы
В школе проводилось и проводится множество видов профилактической работы с учащимися школы. Но, по словам администрации, данная работа, и тем более в лице молодого поколения проводится впервые! Несомненно, в любом образовательном учреждении необходимы новые методы работы с учащимися. Таким путём решила идти наша команда. В заключение данной работы можно сделать несколько выводов. Ниже будут перечислены основные результативные показатели работы на территории школы:
Профилактическая работа с учащимися в лице молодёжи является одним из самых актуальных и востребованных на сегодняшний день методов.
Более 330 учащихся приняли участие в реализации данного проекта.
Администрация школы полностью поддерживала инициаторов данной работы в ходе создания и реализации социального проекта.
Более 330 учащихся проинформированы по темам:
Интернет – зависимость среди подростков
Здоровый образ жизни
Конфликты между подростками и пути их решения
Профилактика рискованного поведения среди молодёжи
Ценности современной молодёжи
В конкурсе сочинений приняли участие более 110 учащихся.
Положительная динамика была показана в ходе диалогов с учащимися с использованием технологии «Равный-равному» на территории Кировской средней школы №2
Считаем, проект полезен ученикам средней школы, что цель проекта достигнута, поставленные задачи решены.
Используемые источники литературы:
1. А.А. Крылов Психология. учебник 2-е изданиепараграф 27.2. Рискованное поведение.
2.Концептуальная программа профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков и молодежи. - М., Российский благотворительный фонд “НАН”, 1999
3.www.kdobru.ru/netcat_files/171/143/Kriterii_programm_RAVNYY_RAVNOMU__Posobie_dlya_praktikov.pdf
4. Балцевич В.А. Семья и молодежь: профилактика отклоняющегося поведения, Л.: Университетское, 2007 г.
5. Беличева С.А. Основы превентивной психологии // Социальное здоровье России,2004 г.
6. Бирженюк Г.М. Основы региональной культурной политики и формирования культурно-досуговых программ, С-Пб., 2006 г.
7.. Гаврилова Г.П. Личностные трудности и проблемы подростков. М.,2001 г.
8. Богомолова Л.В. Подростковая культура: проблемы эстетического воспитания подростков. М., 2005 г.
9. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. Тверь, 1998.