Проект «История развития освещения "От лучины до электрической лампочки"»
Сетевой конкурс " Твоя история. Исторические хроники" 2017/18 учебный год
Команда " Юный исследователь-2"
Номинация №1: Исследовательский проект
1. " Как изменялись привычные вещи. История артефата"
Визитная карточка команды
Название команды |
" Юный исследователь-2" Занимаемся в объединении " Проектно исследовательская деятельность" Дома творчества. Изучаем историю предприятий посёлка, своего района, области. Проводим исследования изобретения предметов обихода ( от создания до наших дней). Изучаем традиции народов нашего региона |
Краткая информация |
|
Кировская область |
Население посёлка Оричи - 8116 жителей (2017г) 158 малых и средних предприятий 43 км автомобильных дорог 1 Государственная школа 1 начальная, 1спортивная ,1музыкальная школы. 1 Дом детского творчества , 3 дошкольных учреждения |
Оричевский районный Дом детского творчества сегодня – это многопрофильное учреждение дополнительного образования детей и молодежи. Количество обучающихся в Доме творчества 1787 человек Количество объединений -90 |
|
Руководители команды: |
Зонова Тамара Анатольевна -учитель МОКУ НОШ пгт. Оричи Панагушина Елена Аркадьевна -методист Дома творчества |
Состав команды |
13 учащихся 2 класса Объединения Дома творчества |
О проекте |
|
Номинация |
Номинация №1: Исследовательский проект 1."Как изменялись привычные вещи. История артефакта" |
Конкретная тема работы: |
История развития освещения «От лучины до электрической лампочки» |
Актуальность |
Актуальность темы проекта предопределена развитием приоритетной отрасли экономики России – энергетики, развитием энергоэффективности и энергосбережения. |
Цель проектной работы: |
Познакомиться с прошлым и настоящим осветительных приборов, с их преобразованием в России и разных странах, с учеными, внесшими большой вклад в развитие освещения. |
Задачи проекта: |
1.Познакомиться с информацией о происхождении осветительных приборов из литературы и Интернет. 2.Систематизировать знания о хронологическом развития источников света; составить терминологический словарь. 3.Представить информацию о разных ученых, внесших вклад в развитие освещения. 4.Расширить полученные знания при помощи виртуальных экскурсий. 5.Создание презентаций и видеоматериалов и сопровождающего комментария в текстовой форме и в виде аудиозаписи голоса «экскурсовода». |
Основополагающий вопрос |
Какое преимущество имеет «электрическое» освещения перед ранее существовавшим? |
Проблемные вопросы |
История электрической лампочки представляет собой целую цепь открытий и изобретений, сделанных разными людьми в разное время. Какие способы преобразования энергии произошли от огня до электрической лампочки ? |
Этапы работы над проектом: |
Подготовительный Создание творческих групп (3).Выбор темы и ознакомления с ней заинтересованных лиц.Определение цели, задач и методов работы над проектом Планирование Каждая группа разрабатывает свой алгоритм работы над проектом с учетом обучающего его собственных интересов и возможностей, умением работать с интернет ресурсами. Непосредственная работа над исследованием Поиск, обработка и систематизация вторичной информации, сравнительно-исторический метод изучение электронных ресурсов и проектирование маршрута «виртуального путешествия», Создание видеоматериалов и презентаций с сопровождающим комментарием в текстовой форме и в виде аудиозаписи голоса «экскурсовода». Подведение итогов, оформление результатов Хронологии развития освещения.Терминологический словарь. Видеоматериал виртуальной экскурсии Видеоматериал выступления на классном часе. Презентации в текстовом формате виртуальной экскурсию по музею « Огни Москвы» ; « История освещения»» «Учёные исторической эры электричества» Презентация результатов исследования Тема История развития освещения «От лучины до электрической лампочки» Проведение классного часа для учащихся 2в класса. Виртуальная экскурсия « Музей огни Москвы» Часть 1. От лучины до керосиновой лампы. Часть 2. От первых лампочек, до современных приборов освещения. Презентация История развития освещения " От лучины до электрической лампочки" Презентация «Учёные исторической эры электричества».Просмотр документальных фильмов: История развития энергетики региона. Светлый путь Земли Вятской. Документальный фильм к юбилею Южных электрический сетей. Представление исследовательского проекта « История развития освещения» на районной, областных, всероссийских очных и заочных конференциях и конкурсах для учащихся 1-4 классов |
Методы и приемы работы: |
Сбор информации участниками проекта с учетом его собственных интересов и возможностей, умением работать с интернет ресурсами и музейными источниками. ( Отбор объектов при создании экскурсии участники творческой проектной группы ведут, постоянно сверяя свои материалы с темой) 2.Анализ и обобщение фактов, собранного материала 3.Редактирование материала с руководителем, которого выбирают члены группы. 4.Составление хронологии развития источников света. 5.Составление терминологического словаря. 6.Создание презентаций: « История развития освещения»; «Учёные, внёсшие наибольший вклад в исторические вехи развития освещение»;Музей « Огни Москвы» с текстовом формате 7. Составление экскурсионного маршрута виртуальной экскурсии 8. Создание видеоматериалов: «От лучины до электрической лампочки». Музей « Огни Москвы |
Предполагаемые продукты проектной деятельности |
Хронология развития освещения. Терминологический словарь. Презентация История развития освещения «От лучины до электрической лампочки» Презентация «Учёные, внёсшие наибольший вклад в исторические вехи развития освещение» Видеоматериал презентации виртуальной экскурсии « Огни Москвы»1ч,2ч. |
Таблица ЗИУ (Знаю, интересуюсь, учусь)
ЗНАЮ |
ИНТЕРЕСУЮСЬ |
УЧУСЬ |
Как горит костёр |
Когда люди научились добывать огонь? |
Много тысяч лет назад, человек научился добывать огонь примитивными способами (при трении двух кусков дерева получается сначала дымок, а затем и искорка). |
Горящая палка, лучина |
Из какого дерева её изготавливали? |
Лучше лучина горит из смолистых деревьев (сосна). Использовали до начала XX века |
Факел |
Какой жидкостью пропитывали факел? |
Факел появился в результате наблюдений, которые привели к выводу, что лучше горят смолистые ветки. Люди со временем стали открывать все новые вещества, которые могут поддерживать горение. В ход пошли различные масла и смолы. |
Свечи |
Когда появились? |
В Древней Руси широко использовались свечи. Сначала сальные, затем восковые, стеариновые, парафиновые. |
Керосиновая лампа |
Как она горит? Когда появилась? |
Керосин поднимался по фитилю и горел. Огонь прятали в стеклянные колбы. Во времена Средневековья горожане, выходя из дому, брали с собой фонарь. Началом триум-фального расцвета уличного освещения можно считать середину XIX века, когда были изобретены керосин и керосиновая лампа. |
Электрическая лампа |
Когда появилась? Кто её изобрёл? Что внутри электрической лампы загорается? |
1876г. П. Н. Яблочков построил лампу, которую не надо регулировать. В 1880 году «русский свет» использовался во многих городах мира, а также в Москве и Петербурге А.Н. Лодыгин создаёт первую лампу накаливания.1890г. Лодыгин получил патент на электрические лампы с металлической нитью.. |
В ревности применяли разные виды освещения |
Какое освещение было в 18 и 19 веке? |
До конца 19 века освещение помещений и улиц России оставалось свечным, масляным, спиртовым, керосиновым и газовым. |
Электрические лампы можно купить в магазине |
Когда стали производить электрические лампы? |
В 1878 году Томас Эдисон проделав 6000 опытов, он доработал лампу Лодыгина. Только через 7 лет после Лодыгина создал лампу накаливания и поставил ее на производство. В 1880 г. он получил патент на изобретение. |
Светодиодное освещение |
В чём его преимущество? |
Светодиоды получили широкое признание в истории развития электрического освещения только в конце XX века. Их преимущества - это высокая световая сила, огромный срок службы, крохотные размеры и неисчерпаемый энергосберегающий потенциал, экономия средств. |
Источники информации
Дата Работы |
Чем интересен материал? |
Источник информации |
7.10 |
Использование глиняных обожженных сосудов специальной формы началось в Леванте в конце III тыс. до н.э.Расцвет глиняного светильника в эпоху Римской империи. В качестве парадных осветительных приборов служили бронзовые канделябры. |
лампы древности |
9.10 |
Фотоматериалы об истории освещения |
http://www.daleks.ru История осветительной техники |
17.10 |
История развития домашнего освещения в России XIX века. |
https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2012/10/10/issledovatelskaya-rabota-po-istorii-iz-istorii-osveshcheniya Из истории освещения |
18.10 |
Яблочков Павел Николаевич, российский изобретатель, электротехник. Заслугам этого изобретателя принадлежит изобретение первой электрической свечи. Срок горения свечи такой был всего час-полтора. |
http://lustrymarket.com/lampy/kto-izobrel-pervuyu-elektricheskuyu-lampochku/. Кто изобрел первую электрическую лампочку |
23.10 |
Экспонаты материалов музея от лучины до керосиновой лампы. |
http://fotoprogrammer.livejournal.com/2823.html Огни Москвы часть1 " От лучины до керосиновой лампы" |
24.10 |
Экспонаты материалов музея от керосиновой лампы до электрической лампы |
http://fotoprogrammer.livejournal.com/3165.html. Огни Москвы часть2 " Век электричества" |
30.10 |
Распространение электричества началось в Вятке с частных электроустановок.С 1906 года электричество начинает применяться и на промышленных предприятиях. Строительство электроподстанций.Строительство ТЭЦ-4,ТЭЦ-5. |
http://www.mrsk-cp.ru/affiliates/kirovenergo/istoriya-razvitiya-energetiki-regiona/ История развития энергетики региона. Светлый путь Земли Вятской |
6.11 |
Фильм рассказывает о становлении и развитии энергетической отрасли в южных районах Кировской области. О нелегком труде энергетиков в годы электрификации сел и деревень. О том как сейчас, спустя 50 лет, работают Южные электрические сети. |
https://www.youtube.com/watch?v=mNU1iP-39eU Документальный фильм к юбилею Южных электрический сетей |
7.11 |
Южные электрические сети - одно из крупнейших электросетевых предприятий в составе филиала «Кировэнерго» ОАО «МРСК Центра и Приволжья». Сегодня в его зону ответственности входят 12 районов электрических сетей. 2013 года производственное отделение «Южные электрические сети» «Кировэнерго» отметило «золотой юбилей» - 50 лет. История развития «Кировэнерго» |
https://yandex.ru/images/search?text=Электронная%20версия%20книги Электронная версия книги 50лет Киров ЭНЕРГО |
13.11 |
Освещение Санкт-Петербурга в Середине XIX века- фотографии неизвестных авторов |
http://pandia.ru/96561/ Фонари Санкт-Петербурга |
14.11 |
Фото учёных и их изобретения в области освещения |
https://yandex.ru/images/search?text= Фото учёных изобретателей в области освещения |
21.11 |
Фото современных осветительных лампочек от обыкновенной электрической до светодиодной. |
Продукты проектной деятельности
Терминологический словарь осветительные приборы
Составлен по материалам: Сомов В.П. Словарь редких и забытых слов. М.2001.,Рогожникова Р.П. редкие слова в произведениях авторов 19 века. М. 2000, Большая советская энциклопедия.3-е изд. М. 1969-1978, Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь, изд. 2-е.Спб 1911-1916, Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. 4-е изд. СПб-М. 1912, Советский энциклопедический словарь. ред. А.М. Прохоров, 4-е изд.М. 1989.
Абажур - колпак для лампы, светильника.
Алебастр – мелкозернистый строительный гипс.
Ампли - будуарный фонарь. Стекло, через которое просвечивало пламя свечи, было или цветное, или молочное. Фонарики делали также из мягкого итальянского алебастра: пламя свечи внутри него выявляло рельефные украшения, вырезанные на тулове. Приглушенный свет будуарного фонарика создавал интимную, уютную атмосферу.
Бра - настенный подсвечник, светильник.
Бужуар - переносной светильник, который представлял собой низкий подсвечник на устойчивой подставке.
Жирандоль - большой фигурный подсвечник для нескольких свечей.
Каганец – черепок или блюдце, наполненный салом или жиром, с фитилем.
Канделябр - подсвечник для нескольких свечей, подставка-светильник с несколькими лампами в форме свечей.
Кенкет - комнатная лампа, в которой горючая жидкость стекала вниз к горелке, расположенной ниже резервуара. Лампа получила название по фамилии изобретателя парижского аптекаря Антуана Кенкета (1745-1803).
Лампа - так чаще всего называли одну или несколько свечей на общей подставке, стоячей или подвешенной, снабженной абажуром, обычно зеленым.
Лампада - это емкость, наполненная твердым или жидким жиром, куда погружается фитиль.
Лампион - представлял собой узкую высокую вазу из стекла, напоминающую тулова фонариков с расширяющимся горлом, в них помещалась одна свеча. Лампионы размещали на карнизах залов по всему периметру стены на небольшом расстоянии друг от друга. Были наиболее распространены в императорских дворцах в царствование Екатерины II .
Лучина - тонкая длинная щепка из сухого полена.
Люстра - висячий светильник из нескольких подсвечников для ламп.
Паникадило - свечная люстра или канделябр в церкви.
Плошка – низкая широкая посуда в форме большой чашки, тазика. Сосуд с фитилем, употребляемый для освещения.
Светец – подставка с железными рожками кверху, в которой закреплялась лучина.
Свеча – палочка из жирового вещества с фитилем внутри, служащая источником освежения. Свечи были дорогими восковыми (из пчелиного воска), они горели ярче, и дешевыми сальными - они сильно коптили. Спермацетовые и парафиновые почти не давали копоти, горели ровно. Калетовская свеча – стеариновая свеча высшего качества, по имени свечного фабриканта Калета.
Сонетка - электрический звонок вызова прислуги.
Торшер – напольный светильник на высокой подставке.
Треножник – античный светильник, который устанавливался на полу и представлял собой чашу с топливом.
Факел – светильник на рукоятке, обычно короткая палка с намотанной на конце просмоленной паклей.
Фонарь - осветительный прибор в виде стеклянного шара, коробки, трубки, в который помещается источник света.
Шандал - крупный, тяжелый подсвечник.
Хронология развития источников света
Самым долгим был путь от лучины к свече, и затем к масляной лампе. Значительный интерес представляет история развития ламп накаливания, совершивших революцию в технике освещения. Несмотря на то что многие изобретения не нашли практического применения, с точки зрения развития технических идей они, несомненно, заслуживают внимания.
10000 г. до н. э. Развитие источников света во времени
4000 г. до н. э. Масляные лампы и факелы.
2500 г. до н. э. Горящие камни в Малой Азии.
500 г. до н. э. Серийное производство глиняных ламп с маслом.
500 г. до н. э Первые свечи в Греции и Риме.
1780 г. Водородные лампы с электрическим зажиганием.
1783 г. Лампа с сурепным маслом и плоским фитилем.
1798 г. Лампы на угольном газе В. Мурдоха
1799 г. Итал. физик Алессандро Вольта создал первый химический источник тока
1802 г. Свечение накаленной проволоки из платины или золота.
1802 г. Дуга В.В. Петрова между угольными стержнями.
1802 г. Свечение тлеющего разряда в опытах В.В. Петрова.
1811 г. Первые газовые лампы.
1816 г. Первые стеариновые свечи.
1830 г. Первые парафиновые свечи.
1840 г. Немецкий физик Грове использует для подогрева нити накала электрический ток.
1844 г. Старр в Америке делает попытку создать лампу с угольной нитью.
1844г. Дуговая лампа Фуко с ручным регулированием длины дуги
1845 г. Кинг в Лондоне получает патент "Применение накаленных металлических и угольных проводников для освещения".
1853г. Керосиновая лампа Лукашевича
1854 г. Немецкий изобретатель Генрих Гобель создает в Америке первую лампу с угольной нитью и освещает ею витрину своего магазина.
1856г. Дуговые лампы с автоматическим регулированием расстояний между углями Александра Шпаковского
1860 г. Появление первых ртутных разрядных трубок в Англии.
1872 г. Освещение лампочками А.Н. Лодыгина в Петербурге Одесской улицы, аудиторий Технологического института и других помещений.
1874 г. П.Н. Яблочков устраивает первую в мире установку для освещения железнодорожного пути электрическим прожектором, установленным на паровозе.
1876 г. Изобретение П.Н. Яблочковым свечи из двух параллельных угольных стержней.
1873 г. А.Н. Лодыгин устроил первое в мире наружное освещение лампами накаливания Одесской улицы в Петербурге.
1877 г. Максвелл в США сделал лампу без колбы из платиновой ленты.
1878 г. Сван в Англии предложил лампу с угольным стержнем.
1880 г. Эдисон получает патент на лампу с угольной нитью.
1880 г. А.Н. Лодыгин получил патент на лампу накаливания с металлической нитью.
1897 г. Нернст изобретает лампу с металлической нитью накаливания.
1885г. Накаливающийся колпачок Ауэра
1886г. Газовые лампы “Газовый Рожок
1890 г. Ацетиленовая лампа
1895 г. Лампа с целлюлозной нитью
1901 г. Купер-Хьюит в США изобретает ртутную лампу низкого давления.
1903 г. Первая лампа накаливания с танталовой нитью, предложенная Больтеном.
1905 г. Ауэр предлагает лампу с вольфрамовой спиралью.
1906 г. Кух изобретает ртутную дуговую лампу высокого давления.
1906 г. Лодыгин продаёт патент на вольфрамовую нить компании General Electric
1909 г. Кулиджу в США удалось получить ковкий вольфрам
1910 г. Открытие галогенного цикла.
1913 г. Газонаполненная лампа Лангье с вольфрамовой спиралью.
1931 г. Пирани изобретает натриевую лампу низкого давления.
1935г. Кух изобретает ртутную дуговую лампу высокого давления.
1946 г. Шульц предлагает ксеноновую лампу.
1946 г. Ртутная лампа высокого давления с люминофором.
1946г. Шульц предлагает ксеноновую лампу
1958 г. Первые галогенные лампы накаливания.
1960 г. Первые ртутные лампы высокого давления с йодистыми добавками.
1961 г. Натриевые лампы высокого давления.
1982 г. Галогенные лампы накаливания низкого напряжения.
1983 г. Компактные люминесцентные лампы.
1992 г. Без электродные серные лампы
2005 г. Светодиоды белого свечения Nichia
Презентация История развития освещения « От лучины до электрической лампочки»
Презентация Учёные, внёсшие наибольший вклад в историю развития освещения
Презентация виртуальной экскурсии Часть 1 музей " Огни Москвы"
Презентация виртуальной экскурсии Часть 2 музей " Огни Москвы"
Задание №3
Смотреть викторину " История развития освещения"
Анкета
№ |
Вопросы |
Ответы |
1 |
Какими новыми идеями, опытом Вы воспользуйтесь после Конкурса? |
Составление терминологического словаря. Созданием презентаций. С технологией подготовки виртуальной экскурсии. Создание видеоматериалов. |
2 |
Были ли у Вас трудности при работе с конкурсными Заданиями, как Вы решили возникшие проблемы? |
Необходимую информацию при написании проекта находили в интернете, у участников конкурса « Живая история» прошлых лет |
3 |
Материалы каких команд Вам особенно понравились и почему? Укажите название команды и дайте ссылку на страницу. |
« Исследователи» http://www.openclass.ru/node/529843 « Юные историки»http://www.openclass.ru/node/532459 « Знатоки» http://www.openclass.ru/node/529471 " Гатчинские УНИКУМЫ" http://www.openclass.ru/node/529900 Команда "Новое мышление" http://www.openclass.ru/node/530912 Команда "Орлята"2017/18 http://www.openclass.ru/node/532360#comment-536872 Гимназисты - 4" http://www.openclass.ru/node/532981#comment-536898 |
4 |
Что Вы ожидали от участия в Конкурсе и что получили? |
Все наши ожидания по участию в конкурсе оправдались. Каждый ученик работал на своём доступном уму уровне познания и умения. |
5 |
Если бы подобный Конкурс проводился снова, то приняли бы Вы в нем участие? |
Примем участие обязательно. Конкурс даёт возможность участвовать большому количеству учащихся, каждый имеет возможность показать свои способности и навыки к исследовательской деятельности. |
Прикрепленный файл |
Size |
123.94 KB |
|
28.64 KB |
|
29.09 KB |
|
6.92 MB |
|
4.93 MB |
|
6.27 MB |
|
5.9 MB |
|
5.58 MB |
Пользователь удален