Изобретательский проект «Чудо-прялка – от стебелька до ниточки»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №1» г.о. Самара
Изобретательский проект «Чудо – прялка - от стебелька до ниточки».
Авторы:
Маслова Татьяна Алексеевна, воспитатель
Уткина Галина Владимировна, воспитатель
Самара, 2021
Паспорт проекта
Направление |
Содержание (с учётом рекомендаций) |
Творческое название проекта |
«Чудо – прялка - от стебелька до ниточки» дошкольники 6-7 лет |
Вид проекта |
Творческий проект |
Разработчик проекта |
Маслова Т. А., Уткина Г.В. |
Участники проекта |
Воспитатели, дети, родители |
Проблема |
За последние 20 лет льноводство переживает не лучшие времена, оно оказалось в тяжёлом положении. Посевные площади под льном в мире сильно сократились - почти в 1,5 раза, в частности, в России, Белоруссии, Прибалтике и Восточной Европе. Напротив, они очень значительно выросли в Китае и Индии, а также в США и Западной Европе. По нашему мнению, для России – страны высоких технологий, возрождение льноводства, как одного из направлений сельскохозяйственной отрасли имеет огромное значение. |
Цель проекта |
Узнать, что такое процесс прядения посредством Lego- конструирования и робототехники. Создание из конструкторов Lego аппарата для обработки льна и прядения из него нити. |
Основные задачи проекта |
Образовательные: способствовать формированию и расширению знаний детей об истории возделывания льна, его значении для людей, сельского хозяйства в целом и экономики страны. Познакомить детей со старинным предметом прялка и для чего она нужна, с результатом труда пряхи. Расширение представлений детей о применении в сельском хозяйстве конструкторских идей. Развивающие: способствовать созданию условий для развития творческого потенциала детей, познавательного интереса к сельскому хозяйству, к конструированию и техническому творчеству. |
Ожидаемые результаты реализации проекта |
Дети познакомятся с технологией обработки льна как в старину, так в настоящее время. Изучат процесс создания льняной ткани. Используя всю собранную информацию, придумают и построят модель станка, для изготовления льняной нити. |
Технологии и методики используемые в работе |
Технология исследовательской деятельности Информационно-коммуникационные технологии Технология развивающего обучения Технология проектной деятельности Игровая технология
|
Характер контактов |
Внутри одной возрастной группы, в контакте с семьёй |
Продукт проектной деятельности |
Создание из конструкторов Lego аппарата для обработки льна и прядения из него нити. |
Анализ и оценка результата проекта |
Достигли ожидаемый результат. Дети познакомились с технологией обработки льна как в старину, так в настоящее время. Изучили процесс создания льняной ткани. Используя всю собранную информация, придумали и построили модель станка, для изготовления льняной нити. |
Этапы реализации проекта
1.Подготовительный этап проекта
Актуальность: В России лён культивировался издревле. Льноводством занимались все славянские племена, населявшие восточную часть Европейской равнины до образования Киевской Руси. Лён возделывали сначала в районе Пскова, а позднее — в Новгородской, Суздальской, Вологодской и близлежащих землях. А ведь чтобы спрясть льняную пряжу наши предки затрачивали много времени и сил. За последние 20 лет льноводство переживает не лучшие времена, оно оказалось в тяжёлом положении. Посевные площади под льном в мире сильно сократились - почти в 1,5 раза, в частности, в России, Белоруссии, Прибалтике и Восточной Европе. Напротив, они очень значительно выросли в Китае и Индии, а также в США и Западной Европе. Лён не смогли заменить ни тёплая шерсть, ни естественный или искусственный шёлк. Лён обладает уникальными свойствами. Он дарит людям масло, тончайший батист, брюссельские и вологодские кружева, простынное полотно, скатерти, бельё и одежду, отличающиеся прекрасными санитарно-гигиеническими качествами, долговечностью, прочностью и устойчивостью против гниения. Под льняными парусами ходили суда по морям и океанам, принося новые открытия. Льняные холсты сберегли для нас творения великих мастеров кисти. По нашему мнению, для России – страны высоких технологий, возрождение льноводства, как одного из направлений сельскохозяйственной отрасли имеет огромное значение.
Цель проекта: Узнать, что такое процесс прядения посредством Lego- конструирования и робототехники. Создание из конструкторов Lego аппарата для обработки льна и прядения из него нити.
Задачи:
Образовательные: способствовать формированию и расширению знаний детей об истории возделывания льна, его значении для людей, сельского хозяйства в целом и экономики страны. Познакомить детей со старинным предметом прялка и для чего она нужна, с результатом труда пряхи. Расширение представлений детей о применении в сельском хозяйстве конструкторских идей.
Развивающие: способствовать созданию условий для развития творческого потенциала детей, познавательного интереса к сельскому хозяйству, к конструированию и техническому творчеству. Создание условий для конструктивно-игровой деятельности и развития конструктивного мышления детей.
Воспитательные: способствовать воспитанию уважения к труду человека на земле, к труду пряхи, воспитанию патриотических качеств.
План деятельности:
1. Диагностика детей
2. Активизация родителей
3. Подбор литературы
4. Разработка творческих идей и предложений
5. Разработка плана проекта
2.Основной этап проекта
В ходе реализации проекта с детьми были затронуты следующие виды деятельности:
Познавательное развитие
- Беседы с иллюстрациями
- Знакомство с историей льноводства
- Тактильное знакомство с льняными изделиями и нитями
- Дидактическая игра «Знакомство с тканями»
Художественно-эстетическое развитие
- Лепка прялки
- Конструирование построек
Речевое развитие
- Чтение художественной литературы: русская народная сказка «Чудесная прялка», сказка Е. Пермяк «Пропавшие нитки»
- Составление рассказов по картинкам
Физическое развитие
- Подвижные игры «Донеси предмет», «Кто быстрее?».
Работа с родителями
- Посетили онлайн Музей- усадьба «Льна и бересты»
- Конструирование из конструктора Lego «Чудо-прялки»;
Технологическая часть проекта
Для создания «Чудо-прялки» мы использовали: Конструктор LEGO Мои первые механизмы, LEGO DUPLO
3. Итоговый этап проекта
Создание посредством конструирования и робототехники «Чудо-прялки»
Создание названия и девиза команды, ее представления;
Создание декораций по оформлению проекта;
Репетиции выступления команды;
Создание инженерной книги;
Презентация проектной деятельности детям в группе и родителям.
Выводы: Дети познакомились с историей возделывания льна, его значением для людей, сельского хозяйства в целом и экономики страны. Познакомились со старинным предметом прялка и для чего она нужна, с результатом труда пряхи, с льняной нитью и изделиями из нее. Механизировали весь процесс изготовления льняной нити посредством конструирования.
Список использованной литературы:
1. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества
2. Комарова Л.Г. «Строим из ЛЕГО. Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО»
3. Дьяченко О.М. «Творчество детей в работе с различными материалами»
4. Интернет ресурсы https://med.wikireading.ru/114090; http://linenmuseum.ru/;
https://studwood.ru/1807869/tovarovedenie/istoriya_pryadeniya.