Урок по информатике на тему «История развития вычислительной техники»
Предмет: информатика.
Тема: История развития вычислительной техники. Продолжительность: 2 урока.Учитель: Лобах Татьяна Владимировна.
Место работы: г. Иркутск, МБОУ г. Иркутска гимназия № 3.
Класс: 7 класс (углубленный уровень), 10 класс.
Цели урока:
Создать условия для формирования представления об устройствах, предпосылками современных персональных компьютеров.
Развивать алгоритмическое мышление школьников через применение различных вычислительных устройств.
Задачи урока:
Развитие познавательного интереса, коллективного общения.
Познакомиться с этапами развития вычислительной техники, именами великих учёных, внесшие большой вклад в развитие вычислительной техники.
Развитие памяти, внимания, алгоритмического мышления.
Личностные результаты:развитие представления о различных счётных устройствах, которые были использованы для упрощения математических расчётов;
развитие понимания безопасного и целесообразного поведения при работе со школьным оборудованием.
развитие интереса и навыков самообразования, положительного отношения к познавательной деятельности, развитие причинно-следственной связи.
Метапредметные результаты:
сформировать элементы навыков и умений безопасного поведения при работе с различными устройствами – палочки Непера, логарифмической линейкой, арифмометром и счётами.
умение самостоятельно формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение выполнять алгоритмы вычислений на различных счётных устройствах.
Предметные результаты:
сформировать представление об различных устройствах для облегчения многочисленных вычислений.
умение использовать знания об истории вычислительной техники в повседневной жизни, а также и на других школьных дисциплинах;
Техническое обеспечение:
Компьютер для преподавателя (системный блок, монитор, манипулятор (мышь), клавиатура),
Проектор,
Растяжной экран или демонстрационная LCD-панель,
Вычислительные устройства в 2 и более экземплярах:
палочки Непера,
счёты,
логарифмическая линейка,
арифмо метр
Ход урока
Организационные момент.
Класс разбивается на группы по количеству комплектов вычислительных устройств. При практической работе, каждая из групп, решив примеры без использования современных средств вычислений и письменного решения, записывает ответы на отдельно выданных карточках. Первая группа, которая правильно выполнит вычисления, получает дополнительный балл.
Мотивационное начало урока.
Здравствуйте. На столах Вы видите странные устройства. Как Вы думаете, какая цель нашего урока? Выяснить, какие устройства использовались для облегчения труда человека до современных компьютеров. Научиться пользоваться некоторыми из них.
Объяснение нового материала.
Материал предлагается изучить, используя презентацию, в которой отображены теоретические сведения, а также практические задания, после изучения тех вычислительных устройств, которые присутствуют у учащихся на партах. Основные факты истории конспектируются в тетрадях.
Практические задания
Используя счёты, найдите значение
Например: 24675 + 365 = 25040
2563 + 6745 = 9308
98526 + 126 = 98652
19465 + 951 = 20416
Перемножьте с помощью палочек Непера следующие числа
Например: 4657 * 7 = 32599
2048 * 4 = 8192
16879 * 6 = 101274
23465 * 9 = 211185
653497 * 8 = 5227976
Вычислите с помощью логарифмической линейки
32 =9
52 =25
72 =49
92 =81
33 = 27
63 =216
83 = 512
93 = 729
2*6 = 12
7*9 = 63
16*29 = 464
Вычислите с помощью арифмометра
57962+1643= 59602
65975+365= 66340
123456+99996=356907
1324 * 6=7944
64537 * 9=580833
Подведение итогов урока, домашнее задание
Что сегодня узнали нового? Какое устройство ближе всего к современному компьютеру и калькулятору? Какой алгоритм работы на устройстве для Вас оказался легче всего.
Получилось достичь цели урока? Какие устройства ещё Вы знаете для работы с обработкой информации.
Домашним заданием будет поиск информации об области применении тех устройств, которые были использованы в ходе урока, а также дополнительная информация об учёных, которые внесли вклад в развитие вычислительной техники.
Список использованных ресурсов
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4715/conspect/325089/ - Российская электронная школа.
Энциклопедия для детей. Т.11. Математика /Глав.ред. М.Д. Аксёнова – М.: Аванта+,2000 – 688 с.
Энциклопедия для детей. Т.22. Информатика /Глав.ред. М.Д. Аксёнова – М.: Аванта+,2000 – 620 с.
Пекелис В.Д., Кибернетика от А до Я: Маленькая энциклопедия / Худож. Б. Белов и А. Лебедев. – М.: Дет. Лит., 1990. – 479 с.
История развития вычислительной техникиPPTX / 7.48 Мб
Александр