Занятие на тему «История развития вычислительной техники. Поколения ЭВМ»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАМЧАТСКОГО КРАЯ
"КАМЧАТСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ"
Методическая разработка
комбинированного занятия
Учебная дисциплина Информатика
Тема История развития вычислительной техники. Поколения ЭВМ.
Курс I
Специальность 34.02.01. Сестринское дело
Автор-составитель: преподаватель информатики Ковальская Анна Сергеевна
Рассмотрена на заседании цикловой комиссии Общеобразовательных дисциплин Протокол № ____ «__» ___________ 2019 г. Председатель ЦМК_______/ Е.С. Гагарина |
УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УМР __________/С.В. Коровашкина «___» ______ 2019 г. |
Петропавловск – Камчатский, 2019
СОДЕРЖАНИЕ
Слайд 4 . Просмотр видеоролика «История развития ЭВМ» [3]. Обсуждение видеоурока 7
Первичное закрепление знаний - тест «История развития ЭВМ». 7
Самостоятельная работа. Заполнение таблицы «Сравнительные характеристики поколений ЭВМ» 7
Закрепление полученных знаний. 9
Приложение 1 Оценочный лист 12
Приложение 2 Тест «История развития ЭВМ» 13
Приложение 3 Таблица «Сравнительные характеристики поколений ЭВМ» 14
Пояснительная записка
к методической разработке по дисциплине «Информатика» по теме «История вычислительной техники. Поколения ЭВМ».
Методическая разработка составлена с требованиями ФГОС третьего поколения к формированию знаний, для использования на занятиях в рамках специальности 34.02.01 «Сестринское дело» базовой подготовки.
В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен:
уметь - находить информацию в сети Интернет.
знать - этапы развития технических средств, особенности каждого поколения.
На занятии студенты выполняют несколько заданий и отвечают с места. Преподаватель заполняет оценочный лист (приложения 1) вовремя занятия и в итоге выводит общую оценку за работу.
Тема: История развития вычислительной техники. Поколения ЭВМ.
Тип учебного занятия: комбинированный
Цели занятия:
-обучающая:
- ознакомить учащихся с историей развития вычислительной техники;
- изучить основные характеристики ЭВМ разных поколений;
- научить искать нужную информацию, анализировать ее и структурировать.
-развивающая:
- развивать кругозор учащихся;
- развивать умение выделять главную, нужную информацию;
-воспитывающая:
- воспитать умение работать самостоятельно.
Оборудование: проектор, компьютер, рабочая презентация, раздаточный материал, Интернет.
Место проведения занятия: компьютерный кабинет.
Материально-техническое оснащение занятия.
1. Презентация на тему: «Истрия развития ЭВМ»;
2. Таблица «Сравнительные характеристики поколений ЭВМ»;
3. Кроссворд «История развития ЭВМ».
Требования к уровню усвоения учебного материала:
Студент должен уметь:
- находить информацию в сети Интернет;
- различать по описанию этапы поколения ЭВМ.
Студент должен знать:
- поколения ЭВМ;
- носители информации разных поколений.
Обучающий должен отработать практические навыки:
- Находить нужную информацию в сети интернет, анализировать ее.
Междисциплинарные связи:
- История.
Внутрипредметные связи:
- Понятие и роль информатизации в развитии общества.
|
Наименование элементов занятия |
Методические указания по эталону |
Деятельность учащихся |
Время мин. |
1 |
Организационный момент |
Приветствие учащихся. Отметка отсутствующих. Проверка готовности аудитории и студентов к занятиям (наличие формы, учебников, тетрадей). |
Приветствие учителя. |
2 |
2 |
Введение, актуализация изучаемой темы |
Целевая установка занятия: тема, цель, план занятия. Мотивация изучения темы. |
Записывают тему занятия в тетрадь. |
5 |
3 |
Актуализация знаний |
Задает студентам вопросы. Вводит в курс новой темы. |
Слушают, отвечают. |
8 |
4 |
Просмотр видеоролика. Обсуждение. |
Показывает видеоролик «История развития ЭВМ». Задает вопросы. |
Смотрят, отвечают. |
13 |
5 |
Первичное закрепление знаний. |
Тест «История развития поколений ЭВМ» (приложение 1). |
Отвечают устно. |
7 |
6 |
Самостоятельная работа. |
Поиск информации в сети Интернет и заполнение таблицы «Сравнительные характеристики поколения ЭВМ » (приложение 2). |
Выполняют задание. |
30 |
7 |
Здоровье сберегающие технологии. |
Упражнения для глаз |
Выполняют упражнения для глаз |
5 |
8 |
Закрепления полученных знаний. |
Кроссворд на тему «Поколения ЭВМ» (приложение 3) |
Отгадывают кроссворд. |
15 |
9 |
Подведение итогов. |
Выставление оценок. Домашнее задание. |
Записывают домашнее задание. |
5 |
Конспект занятия: Организационный момент.
Слайд 1. Здравствуйте! Тема нашего занятия «История развития ЭВМ».
Слайд 2. Знакомит с планом работы.
Актуализация знаний.Слайд 3. Преподаватель задает студентам вопросы:
Всегда ли компьютеры были такие? Может быть, они были меньше или больше в размере? Назывались как-то по-другому?
Какие информационные процессы можно выполнить с помощью современного компьютера?
А как вы считаете: раньше тоже на компьютерах можно было слушать музыку, рисовать, обрабатывать текст?
Сегодня мы с вами поговорим о том, какие раньше были вычислительные машины, кто их изобрел, какие были носители информации.
Сейчас мы посмотрим с вами видеролик «История развития ЭВМ».
Слайд 4 . Просмотр видеоролика «История развития ЭВМ» [3]. Обсуждение видеоурока Первичное закрепление знаний - тест «История развития ЭВМ».Слайды 5-10. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Давайте с вами вспомним то, что мы увидели в видеоролике и ответим на опросы (приложение 2). (студенты отвечают с места, преподаватель отмечает, кто ответил правильно).
Самостоятельная работа. Заполнение таблицы «Сравнительные характеристики поколений ЭВМ»Слайды 11-12. Задание. В сети Интернет необходимо найти информацию и заполнить таблицу «Сравнительные характеристики поколений ЭВМ» в программе MsWord (сетка таблицы подготовлена заранее - приложение 3).
Требования к оформлению таблицы:
- Шрифт - Times New Roman;
- размер шрифта - 12 пт;
- междустрочный интервал – одинарный;
- выравнивание текста - по ширине.
Рекомендации и критерии оценивания по работе с таблицами.
Составление таблицы - это прием, используемый для обобщения и систематизации учебной информации, по теме или разделу.
При заполнении таблицы, - её содержание полностью должно соответствовать заданной теме. Не следует вносить излишнюю информацию, не принадлежащую рассматриваемому вопросу занятия.
Материал должен быть кратко и четко сформулирован. В данной работе качество результата заключается не столько в объёме, сколько в грамотном обобщении и структуризации учебного материала.
Критерии оценки работы с таблицами [4].
№п/п |
Критерии оценки |
Выполнено полностью 3 балла |
Выполнено не полностью 2 балла |
Не выполнено 1балл |
1 |
Соответствие представленной в таблице информации заданной теме |
содержание полностью соответствует заданной теме |
содержание соответствует заданной теме, но есть незначительные замечания. |
содержание таблицы не соответствует заданной теме; |
2 |
Лаконичность и четкость изложения материала в таблице |
материал изложен четко, лаконично |
многословный текст; размытые объяснения |
имеются не заполненные ячейки, множественные ошибки |
3 |
Правильность оформления |
оформление полностью соответствует требованиям. |
в оформлении имеются небольшие замечания |
выполнено и оформлено небрежно, без соблюдения установленных требований |
Оценка:
- 8-9 баллов «отлично»
- 6-7 баллов «хорошо»
- 4-5 баллов «удовлетворительно»
Студенты сохраняют свои таблицы в свои рабочие папки. Пока студенты будут выполнять следящее задание, преподаватель проверит таблиц.
Здоровье сберегающие технологии. Упражнения для глаз.
Закрепление полученных знаний.Слайды 13-14. Кроссворд на тему «История развития ЭВМ» (приложение 4).
Преподаватель объясняет ход работы:
- Вводим ссылку в адресную строку поисковой системы;
- открывается кроссворд;
- наводим курсор на сетку любого слова (сетка окрашивается в желтый цвет, справа появляется вопрос);
- ставим курсор в нужную клеточку и вписываем ответ по 1 букве;
- проделываем пункты 3,4 пока не заполним кроссворд;
- если вы не знаете ответ, клеточки можно оставить не заполненными;
- Н ажимаем кнопку
- Оцените кроссворд по 10 бальной шкале.
Ссылка: http://puzzlecup.com/?guess=644AC5B513F62AAU
Критерии оценивания разгадывания кроссворда:
Оценка |
Количество верных ответов |
2 |
до 64% |
3 |
65-74% |
4 |
75-94% |
5 |
95%-100% |
Выставление оценок.
Слайд 15. Домашнее задание - подготовить буклеты в программе MS Publisher по темам:
I поколение ЭВМ;
II поколение ЭВМ;
III поколение ЭВМ;
IV поколение ЭВМ;
V поколение ЭВМ;
Чарльз Беббидж и его вклад в развитие ЭВМ;
Первая российская ЭВМ.
- Омельченко В.П. Информатика : учебник / Демидова А.А. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 379 с.;
- Гальченко Г.А. Информатика : учебник / Дроздова О.Н., Ростов-на-Дону : Еникс, 2017. – 376 с.;
- История появления и развития программирования и ЭВМ [электронный ресурс] : - URL: https://videouroki.net/blog/istoriia-poiavlieniia-i-razvitiia-proghrammirovaniia-i-evm.html (дата обращения 03.02.2020);
- Рекомендации и критерии оценивания по работе с таблицами [электронный ресурс] : - URL: https://megalektsii.ru/s31708t3.html (дата обращения 03.02.2020).
Приложения
Приложение 1 Оценочный лист
№ (кол-во студентов) |
ФИО студента |
Тест «История развития ЭВМ» |
Самостоятельная работа заполнение таблицы «Сравнительные хар-ки поколений ЭВМ» |
Кроссворд «История развития ЭВМ» |
Итоговая оценка |
1 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
… |
|
|
|
|
|
Приложение 2 Тест «История развития ЭВМ»
1. Сколько поколений ЭВМ?
а)4 поколения
б) 5 поколений
в) 3 поколения
г) 6 поколений
2. Основоположником отечественной вычислительной техники является:
а) Николай Иванович Лобачевский
б) Сергей Алексеевич Лебедев
в) Михаил Васильевич Ломоносов
г) Пафнутий Львович Чебышев
3. ЭВМ первого поколения были созданы на основе?
а) транзисторов
б) зубчатых колес
г) микросхем
д) электронно-вакуумных ламп
4. В каком поколении ЭВМ появились первые программы?
а) первом
б) втором
в) третьем
г) четвертом
5. Первая ЭВМ в нашей стране называлась...?
а) Стрела
б) БЭСМ
в) Эниак
г) МЭСМ
Ответы:
- б
- б
- г
- б
- г
Период времени |
Элементная база |
Размеры |
Быстродействие (операций в секунду) |
Носитель информации |
Названия ЭВМ |
ФИО ученных |
||
Зарубежные ЭВМ |
Отечественные ЭВМ |
|||||||
I поколение |
|
|
|
|
|
|
|
|
II поколение |
|
|
|
|
|
|
|
|
III поколение |
|
|
|
|
|
|
|
|
IV поколение |
|
|
|
|
|
|
|
|
V поколение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Изобрел I отечественную ЭВМ. 5. ЭВМ I поколения, которая весила 30 тонн и состояла из 1000 электронных ламп.
6. Американский изобретатель, который изобрел вакуумный триод - электронную лампу.
8. Древнее счётное устройство. 9. Американский математик, который изложил основные принципы работы ЭВМ.
10. Гибкий магнитный носитель информации, предшественник диском.
По вертикали
1. Носитель информации I поколения.
3. Самая быстродействующая в мире машина I поколения.
4. Первая женщина программист.
7. Элементная база ЭВМ II поколения.
Ответы:
15