Исследовательская работа «История моей школы в лицах и воспоминаниях»

0
0
Материал опубликован 5 May 2022

Отечество - 2021


МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

СТЕРЛИТАМАКСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВМУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТЕРЛИТАМАКСКИЙ РАЙОН

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

СЕЛА АЛАТАНА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

СТЕРЛИТАМАКСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН



Муниципальный этап Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ учащихся, участников туристско-краеведческого движения «Отечество»


Номинация «История образования»




ТЕМА РАБОТЫ

История моей школы в лицах и воспоминаниях



Подготовила:

Куликова Анна Алексеевна

учащееся 7 класса

МОБУ СОШ с. Алатана

с. Забельское, ул. Школьная, д. 2


Руководитель:

Дмитриева Алия Радиковна

Учитель истории МОБУ СОШ с. Алатана

с. Забельское, ул. Школьная, д. 2

Контактный телефон: 89656676660

e-mail: ms.aliyaDR@ya.ru




с. Алатана – 2021-2022 учебный год

ОГЛАВЛЕНИЕ


















ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ

Школа. Какое огромное значение имеет это слово для людей. Впервые в школу человек приходит, будучи ребенком. Здесь для него открывается мир знаний, ребенок формируется как личность. Много школ в нашей огромной стране, но у каждого есть своя, родная. Для меня таковой является наша Алатанинская школа. Я с большой радостью хожу в неё, потому что мне нравится учиться, здесь мои друзья и любимые учителя.

Для каждого из нас школа является источником знаний и частью жизни. В 2019 году нашей школе исполнилось 100 лет. А в 2021 году новому зданию исполнилось 30 лет. И мне стало интересно узнать, какой была наша школа, какие учителя работали, каких успехов достигли выпускники. Чтобы ответить на эти и другие вопросы, я решила написать исследовательскую работу на тему "История моей школы в лицах и воспоминаниях".

В нашей школе в 2021 году после долгого перерыва возобновили традицию проведения встречи с выпускниками прошлых лет. Нашей задачей было собрать информацию об учителях, директорах, работавших в разные периоды, и конечно сведения о выпускниках. Информация была собрана, но, как выяснилось, не все ученики нашей школы ею владеют. Мы решили поинтересоваться у своих одноклассников, знают ли они что-нибудь из истории школы. Оказалось, что большинство учеников почти не имеют никаких сведений. Я задумалась: а знаю ли я историю своей школы? На этот и другие вопросы мне захотелось ответить. В сумме они образовали проблему исследования. В чём она заключается?

Проблема: не изученность истории, разрозненность имеющихся данных по истории школы.

Цель работы: исследование истории развития родной школы в воспоминаниях наставников и выпускников.

Задачи исследования:

- познакомиться с историей своей школы;

- развить в себе исследовательские умения;

- научиться работать с архивным материалом.

- использовать собранный материал на уроках истории, классных часах, внешкольных мероприятиях и при создании музейного фонда школы.

Методы: беседы с выпускниками школы; беседа с учителями пенсионерами; интервью, опрос, анкетирование, информационно-справочная работа c архивными документами школ.

Предмет исследования: история развития Алатанинской школы, её выпускников, учителей, директоров в разные годы, работавших в школе.


ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ ШКОЛЫ 2.1. О ШКОЛЕ

История Алатанинской школы сплетается из нитей судеб ее учеников и учителей, и вплетается в историю нашего села, района, республики и всей страны. В 1919 году в деревне Алатана открылась начальная школа. Первым учителем в ней был Махмуд. В 1941 году многие мужчины, в том числе и выпускники, ушли на войну защищать Родину. В 1949 году открылась семилетняя школа в здании клуба. В 1963 году после пожара был построен деревянный одноэтажный корпус. В 1966-1967 году на базе школы открылся филиал Михайловской средней школы, который затем получил статус самостоятельной средней школы. С этого момента школа стала называться Алатанинской средней школой. В 1973 году было построено двухэтажное деревянное здание школы. В 1986 году было построено двухэтажное кирпичное здание на 192 ученических места1.

За всю историю школы в разное время ею руководили замечательные люди. Именно они отдавали все свои силы, ум, энергию и любовь своей родной школе. Наши директора преодолевали все трудности и во все времена вели школьную бригантину правильным курсом. Директорами были:

Шарипов Асхат Нагимович (1957-1959гг.)

Касимов Шайхетдин Гидиятович (1959 -1978гг.)2

Ризванов Марат Иншарович (1978-1980гг.)

Сафуганов Ринат Султанович (1980-1990гг.)3

Куликова Александра Васильевна (1990-1992гг.)

Тимофеев Александр Анатольевич (1992-1999гг.)

Рамазанова Гульнур Шавкатовна (1999-2019гг.)

Сафуганов Айрат Ринатович (с 2019- по настоящее время)

В нашей школе работали и замечательные учителя, и одна из них – Ложкина Евдокия Евгеньевна – родилась в деревне Алатана, окончила педагогическое училище г. Стерлитамак. Была направлена в Зигановскую начальную школу.

В годы войны работала в трудармии на восстановлении г. Стерлитамака. После победы работала в Карасевской начальной школе учителем начальных классов.

С 1956 года работала директором Юрактауской начальной школе до 1970 года. В 1970-х годах была переведена учителем начальных классов в Алатанинскую среднюю школу, где проработала вплоть до 1980 года.



2.2 ПИОНЕРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Создание пионерской организации в с. Алатана относится к 1928-1929гг. Одним из первых организаторов был председатель колхоза Рахматуллин Нажми абый.

В 1960 году пионерская организация нашей школы стала называться по имени советского летчика Николая Гастелло, героя Великой Отечественной войны. Анализируя архивные документы школы, не удалось выяснить, кто был в числе первых пионервожатых нашей школы, так как сохранились документы лишь с 1949 года. В 1950 г. старшей пионервожатой в книге приказов школы значится учительница начальных классов Мария Андреевна Овчинникова. Далее в истории пионерской организации школы отмечены следующие пионервожатые: Шаяхметова Л.Ф., Линник Л. И, Солодова Т.А.., Вахитова В.М. Бессменной пионервожатой с 1976 г. являлась Кузьмина Татьяна Николаевна4.

В 1990-е годы в школе функционировала новая детская организация под названием «Пчелка». Красные пионерские галстуки сменились галстуками, цвета которых символизировали флаг Башкирии с эмблемой пчелки. За вклад в пионерское движение Кузьмина Т.Н. награждена почетной грамотой РФ.


2.3 ВОСПОМИНАНИЯ О АЛАТАНИНСКОЙ ШКОЛЫ ШКОЛЕ

Из воспоминаний выпускника (1992г) Кузьмина А.Н.

«Нашу школу я вспоминаю с любовью. Я помню, как вошел туда первого сентября. Мне показались все очень важными, высокими. Стены были светлых тонов, как дома. Из года в года учась в школе я знакомился с новыми друзьями, так как в это время к нам приезжали целыми семьями. Больше всего я запомнил уроки физической культуры, они мне давались легко. Мы много занимались в различных кружках. Я, конечно же, в спортивном кружке. Мы были как одна семья, участвовали в соревнованиях, после устраивали пикники, разводили костры. Я горжусь тем, что учился здесь, и получил хорошие знания, которые пригодились мне в жизни».

Из воспоминаний моей учительницы, выпускницы нашей школы:

«В школе была другая атмосфера, у нас были другие идеалы и ценности, нежели у нынешних. Хоть в школе в это время было немного детей, нам всегда было весело. Моя мама всегда забирала меня из школы со слезами. После уроков проходили различные кружки. К нам приезжали проводить уроки фортепиано из музыкальной школы. В стенах школы начались красивые истории дружбы, любви, которые длятся до сих пор. Как же хочется снова вернуться в это прекрасное время! В школе работали мастера своего дела, которых мы уважали. Они были для нас примером человека, на которого мы хотели равняться. После уроков ходили на спортивные секции, кружки. В коридорах начинались истории дружбы, любви между старшеклассниками. В школе работали опытные, уважаемые, маститые учителя, которые были для нас примером для подражания. Каждый педагог - яркая, неординарная личность со своей «изюминкой». Экзамены сдавали в своей школе под жестким контролем экзаменационной комиссии. Были письменные и устные экзамены. Были и ссоры, и обиды, но все равно хочется сказать, что это были самые лучшие годы – школьные годы».

Из воспоминаний выпускницы 1999 года Ефановой О.Н., ныне учитель школы

«Моя жизнь в школе была интересной, в классах было по 10-15 учеников. Проходили постоянные смотры, конкурсы, соревнования. Наш класс был очень дружным, и мы вместе посещали секции художественной самодеятельности и спорта. Организовывали вечера, встречи с интересными людьми, проводили дискотеки, устраивали школьные балы, сами шили бальные платья. Были костры на 19 мая – день Пионерии. Было очень весело. Тогдашние ребята были более активными, ответственными и самостоятельными. Конечно же, у нас были самые хорошие наставники - наши учителя. Учителя с большой буквы, с искрой в глазах, с любовью в сердце. Не было ни одного равнодушного педагога.

Хочу выразить чувства искренней любви и благодарности за особые уроки своим учителям. Уроки, которые научили меня умению владеть собой, вести себя целесообразно в ситуации, учитывать, прежде всего, интересы людей, выстраивать взаимоотношения, ценить традиции».



2.4 ШКОЛА ГЛАЗАМИ МОИХ ОДНОКЛАССНИКОВ

Школа – это второй дом, это место, где дети проводят большую часть своего времени; место, где тебя поддержат, помогут решить проблемы. В школе каждый ребенок может почувствовать свою значимость, свою нужность.

Я решила узнать у своих одноклассников, что для них значит школа, и провела опрос. Каждый постарался ответить максимально честно.

Овчинникова Эвелина:

«В школе я себя чувствую, как дома. Мы собираемся вместе, делаем уроки, играем, готовимся к мероприятиям, а потом дружно все вместе идем домой. И мне очень важно, где учиться, школа для меня - это важная часть жизни».

Сафуганов Тимур:

«У нас очень дружная атмосфера в школе. Каждый учитель старается заинтересовать своим предметом, а не просто проводит уроки. Директор, очень уважаемый человек, многое делает для школы. Я очень люблю проводить здесь свое время».

Куликова Ксения:

«Каждый класс в нашей школе очень красивый, светлый. В школе всегда приятно находится, нас вкусно и сытно кормят. После уроков мы играем в волейбол. Это мое самое любимое занятие».


ГЛАВА 3. ИЗВЕСТНЫЕ ВЫПУСКНИКИ НАШЕЙ ШКОЛЫ

У каждой школы есть достойные выпускники, на которых должно равняться подрастающее поколение. У всех выпускников судьбы сложились по-разному. Выбраны разные пути. Среди наших выпускников есть и врачи, строители, учителя, руководящие работники и многие другие.



3.1 ШАЯХМЕТОВА ЛЮЦИЯ ФАИКОВНА

Родилась 24 июля 1950 года в деревне Алатана Стерлитамакского района Башкирской АССР.

В 1987 году окончила Башкирский государственный университет, по специальности правоведение, юрист. В 1967 г. стала учителем начальных классов Юрактауской начальной школы. Также с 1967 года по 1973 гг. была старшей пионервожатой Алатанинской средней школы. После стала председателем исполкома до 1977 года. С 1977 года заведующая общим отделом, исполком Стерлитамакского райсовета Башкирской АССР. Через 10 лет стала инспектором Стерлитамакского районного комитета народного контроля.

В 1990 году стала заведующей отделом социального обеспечения, исполком Стерлитамакского райсовета. С 2003 года по 2005 год была секретарем Стерлитамакского районного совета Республики Башкортостан. С 2006 года - секретарь совета муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан. 18 лет Люция Фаиковна возглавляет женсовет района.

Шаяхметова Люция Фаиковна получила немало признаний от общественных организаций: почётные грамоты Союза женщин Российской Федерации, регионального отделения партии «Единая Россия». Также получила звание «Почётный гражданин Стерлитамакского района». 18 лет Люция Фаиковна возглавляет женсовет района5.

3.2 ПРОЗОРОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

Родился 25 октября 1954 года в д. Николаевка. Закончил школу с. Алатана. Заслуженный экономист Республики Башкортостан. В 1977 году закончил Башкирский хозяйственный институт. Трудовую деятельность начал в 1971 года. С 1971 по 1982 гг. работал главным бухгалтером, председателем колхоза «Зенит». С 1982 года работал главным экономистом, заместителем начальника управления сельского хозяйства Стерлитамакского райисполка, заведующим финансовым отделом администрации Стерлитамакского района. С 1997 по 2005 гг. работал начальником финансового управления.

С 2006 года начальник территориального финансового управления Министерства финансов РБ Стерлитамакского района6.


4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив архивные данные, материалы музея, беседуя с выпускниками и учителями, я узнала много нового и интересного о моей родной школе. Можно сделать вывод о том, что цель, поставленная в работе, была достигнута. В ходе написания исследовательской работы мне удалось пополнить информацию о моей родной школе. Я изучила историю становления и развития школы от ее появления и до наших дней, насколько это было возможно. Во-первых, был собран и проанализирован материал школьного архива; во-вторых, познакомилась, собрала воспоминания преподавателей и выпускников, мне удалось узнать, как жил педагогический коллектив и ученики в разное время. Провела опрос одноклассников. Также смогла установить хронологический порядок директоров школы. Я считаю, что тема моей работы актуальна и должна быть продолжена. Ведь история школы неразрывно связана с историей малой родины, и каждый должен знать, где он учится, кто его учит и воспитывает. И самое главное - необходимо передавать эти знания из поколения в поколение. Я думаю, что данное исследование может заинтересовать не только моих одноклассников, но и всех учащихся школы, и может быть использовано в работе созданного в школе музея.





5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


Архивные материалы МОБУ СОШ с. Алатана;

Воспоминания выпускников, учителей;

Материалы школьного музея МОБУ СОШ с. Алатана;

МБУ «ЦБС Стерлитамакского района»: https://str-cbs.ru/.
























6. ПРИЛОЖЕНИЕ


Приложение 1. Открытие нового кирпичного здания. 1986 г.t1651736586aa.jpg

Приложение 2. Касимов Ш.Г. с учениками 10 класса. 1973 г.

t1651736586ab.jpg

Приложение 3. Сафуганов Ринат Султанович

t1651736586ac.jpg

Приложение 4. Ложкина Евдокия Евгеньевна

t1651736586ad.jpg

Приложение 5. 1 сентября в старом здании школы

t1651736586ae.jpg


1 Приложение 1. Открытие нового кирпичного здания школы. 1986 год

2 Приложение 2. Касимов Шайхетдин Гидиятович

3 Приложение 3 Сафуганов Ринат Султанович

4 Из истории деревни Алатана. Архив школьного музея

5 МБУ «ЦБС Стерлитамакского района»: https://str-cbs.ru/


6 Из материалов школьного музея МОБУ СОШ с. Алатана

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.